Перед тем как разбираться с самим устройством, стоит определиться с понятием «поколение консолей». Данный термин характеризует в первую очередь временной этап существования на рынке того или иного устройства и уже только потом — его технические характеристики. К примеру, в текущем поколении представлены три участницы — Nintendo Wii, Xbox 360 и PlayStation 3. Первая является куда более слабой по «железу», но при этом напрямую конкурировала до самого последнего времени с приставками от Sony и Microsoft и, более того, заметно обошла их в плане продаж.
Большинству покупателей всё равно, какое оборудование находится внутри устройств, — их прежде всего интересуют конкретные возможности продукта. Наверное, глупо спорить с тем, что целевая аудитория у Wii и Xbox 360 c PS3 — немного разная (да и ценовая категория, кстати, тоже), хотя на каждой из платформ представлены в достаточном количестве действительно классные игры, ради которых не стыдно и консоль купить. Поэтому тут всё упирается исключительно в вопросы личных предпочтений и вкусовых пристрастий, а также в продукты и услуги, которые могут предложить издатели.
Так вот, героиня нашего сегодняшнего обзора, Wii U, тоже не отличается выдающимися техническими спецификациями. Более того, она даже не «сильнее» уже немолодых PlayStation 3 и Xbox 360, хотя в обозримом будущем конкурировать будет уже с их ещё более навороченными преемницами (гипотетическими PlayStation 4 и Xbox 720). Тем не менее Nintendo вновь пытается заинтересовать пользователей нестандартным управлением — шесть лет назад контроллеры движений для Wii принесли компании успех. Также не стоит забывать и о традиционно прекрасной базе игр и лицензий, которыми японская компания обладает уже много лет.
Nintendo до самого последнего момента не раскрывала технические характеристики своего устройства, заостряя всё внимание на средствах управления, сервисах и библиотеке игр. Впрочем, и на момент выхода консоли компания официально так и не раскрыла полную спецификацию оборудования.
Тем не менее — вот что известно о Wii U:
Nintendo Wii U | |
---|---|
Центральный процессор | Трехъядерный процессор IBM Power 750 семейства Espresso с частотой 1,24 ГГц, собранный на 45-нм техпроцессе (официально ни IBM, ни Nintendo не подтверждали частоту ЦП) |
Графический процессор | AMD Radeon под кодовым именем Latte с частотой ядра 550 МГц |
Оперативная память | 2 Гбайт стандарта DDR3-1600 с пропускной способностью 12,8 Гбит/с (1 Гбайт зарезервирован под операционную систему и недоступен для игр) |
Внутренняя память | 8 Гбайт внутренней флеш-памяти в базовой комплектации и 32 Гбайт в версии Premium; возможность подключения SD-карт объёмом до 32 Гбайт и внешних жестких дисков объёмом до 2 Тбайт. |
Оптический носитель | Проприетарный формат оптических носителей емкостью 25 Гбайт (размер диска: 12 см) |
Интерфейсы | 4 USB-порта HDMI 1.4 слот для SD-карты порт для сенсорной панели Wii |
Вывод видео | 1080p 1080i 720p 576i 480p 480i |
Формат экрана | 16:9 или 4:3 |
Аудио | 6-канальный звук в формате PCM через HDMI Аналоговое стерео через AV Multi Out |
В целом повторяется ситуация с Wii, которая в своё время также принципиально не отличалась от PlayStation 2 или первого Xbox, — в 2012 году «железо» Wii U едва ли кого впечатлит. Особенно процессор, оперативная память и графическая система (которая, по слухам, примерно соответствует уровню карточки Radeon HD 5650). Но, как говорится, играть мы будем не в графику, а в сами игры. И как будут обстоять дела с ними — уже целиком зависит от самой Nintendo. В конце концов, на той же Wii было более чем достаточно крутых проектов, которые заслуженно обосновались в топе Metacritic: Super Mario Galaxy, The Legend of Zelda, Metroid Prime, Super Smash Bros. Brawl… Низкое разрешение картинки абсолютно никого не волновало — игры затягивали куда сильнее, чем иные высокотехнологичные шутеры на ПК.
Wii U по габаритам лишь немного крупнее своей предшественницы и заметно меньше, чем Xbox 360 и PlayStation 3. Вообще, дизайн по сравнению с Wii принципиально не поменялся — например передняя и задняя панель практически такие же; главным отличием видится лишь плавный силуэт корпуса. Консоль, кстати, можно расположить лишь в «лежачем» положении, для вертикальной установки понадобится подставка, которая есть только в Premium-комплектации.
Спереди, повторимся, всё совсем привычно: слоты для дисков и SD-карты, пара USB-портов и кнопка для синхронизации новых контроллеров. Сзади расположены обычный HDMI, «нинтендовский» порт AV Multi Out, слот для подключения сенсорной панели от Wii и разъём питания.
Поставляется консоль на данный момент в двух комплектациях: базовой и Premium. В первой вы найдёте консоль с 8 Гбайт встроенной памяти и «планшетный» геймпад — всё белого цвета; цена в России составляет 12 790 руб. В Premium-варианте устройство более приятного (субъективно, конечно) чёрного цвета, объём внутренней памяти составляет 32 Гбайт, прилагается одна игра (Nintendo Land), а также подставки для консоли и геймпада. Стоимость — 14 790 руб.
Собственно, гвоздь программы и основная «фишка» консоли — Wii U Gamepad. Грубо говоря, на привычный контроллер с традиционным набором кнопок (два аналоговых стика, две пары «шифтов» и две крестовины лицевых кнопок) повесили ещё и сенсорный экран.
Дисплей имеет разрешение 854х480 пикселей, его диагональ составляет 6,2 дюйма. Те, кто привык к экранам современных смартфонов и планшетных компьютеров, могут разочароваться — здесь нет поддержки множественных касаний, то есть одновременно нажимать можно лишь на одну область.
Кроме того, на контроллере имеются лицевая камера, акселерометр, гироскоп, микрофон, динамики и слот для наушников. Подключение к консоли осуществляется через Wi-Fi.
Габариты составляют 13,5x2,23x25 см. На самом деле на фотографиях и издалека Wii U Gamepad кажется здоровенной и неказистой бандурой, но в руках устройство лежит на удивление удобно. Во-первых, контроллер не тяжелый — примерно 500 грамм; во-вторых, все кнопки хорошо попадают под пальцы, нет подобия мёртвых областей. Если держать одной рукой, в то время как вторая работает с сенсорным дисплеем, то тоже не возникает никаких сложностей.
Правда, сами материалы оставляют желать лучшего — чисто внешне устройство кажется какой-то китайской игрушкой сомнительной сборки. Явно дешёвый пластик, а аналоговый триггер (с лёгким люфтом) для уменьшения/увеличения громкости — это вообще что-то за гранью. Плюс задние «шифты» не имеют аналогового хода — соответственно, гоночные игры с нормальным газом/тормозом здесь реализовать невозможно. Впрочем, хорошо хотя бы то, что контроллер не выскальзывает из рук.
А теперь — внимание — главный вопрос: а зачем вообще все эти ухищрения с необычным геймпадом? Что даёт второй экран?
По большому счёту, подобная концепция является развитием идей портативной консоли Nintendo DS, на которой также была пара дисплеев — на верхнем демонстрировалась собственно игра; на нижний, сенсорный, выводилась разнообразная вспомогательная информация вроде перечня инвентаря или карты игрового мира.
Пока среди игр, релиз которых уже состоялся на платформе, каких-то критически новых идей использования второго экрана не наблюдается. В демоверсии Rayman Legends выводятся «двери» в другие уровни; в Batman Arkham City на геймпад «спустили», опять же, инвентарь; в шутере Zombie U — разнообразные головоломки вроде вскрытия кодового замка (а на экране тем временем к протагонисту подходят зомби); в FIFA 13 — тактические параметры команды.
Всё это, конечно, прикольно, но кардинально нового игрового опыта это не дает. Хотя хочется верить, что в будущем разработчики смогут придумать что-нибудь эдакое, что просто перевернёт с ног на голову представление об управлении в играх.
Ещё один важный момент, связанный с Wii U Gamepad, — перенос игры с телевизора на экран контроллера. Ситуация: лежите вы в гостиной, играете в любимого «Марио». Вдруг приходит жена и сообщает о том, что ей срочно нужно провести несколько матчей в Call of Duty на Xbox 360 (ну мало ли у кого какие семьи бывают). «О-кей, дорогая!» — говорите вы и переводите одним нажатием клавиши весь процесс на «планшетный» геймпад, после чего отправляетесь в другую комнату или на кухню. Игра при этом не прерывается, вы продолжаете ровно с того места, на котором закончили.
Всё это, безусловно, прекрасно, однако стоит учесть пару моментов. Прежде всего, на пути сигнала между консолью и геймпадом не должны попадаться полуметровые капитальные стены, а радиус приёма относительно небольшой. Хвала японцам — во время разрыва соединения игра просто «замирает», а при нормальном сигнале продолжается как ни в чём не бывало, без всяких вылетов и выключений. Ещё стоит помнить, что время автономной работы контроллера составляет порядка 4 часов. Для одной игровой сессии нормально, но заряжать устройство придётся часто.
За шесть лет существования Wii платформа приобрела статус «казуальной». В этом есть определённая доля истины: «хардкорных» проектов там было не то чтобы много (зато имеющиеся, повторимся, оказались чудо как хороши), а вот всякие незамысловатые забавы для широкой аудитории выходили в неизмеримых количествах. Японская компания очень хочет привлечь более искушенных геймеров, поэтому сотрудничает со сторонними издателями, пытаясь привлечь их мультиплатформенные проекты на Wii U.
Для комфортной игры в те же Call of Duty: Black Ops II, Assassin’s Creed III или Mass Effect 3 настоятельно советуют использовать Wii U Pro Controller, который придётся покупать отдельно. Устройство очень походит на геймпад от Xbox 360 и отличается лишь расположением левого аналогового стика и крестовины — в данном случае они поставлены наоборот.
Также на Wii U работают все средства управления с Wii. Достаточно лишь подключить сенсорную панель предшественницы и синхронизировать Wii Remote — старый контроллер работает и в главном меню, и в некоторых играх без каких-либо проблем. Как мы помним, в Remote предусмотрен слот для дополнительных гаджетов вроде Nunchak или Nintendo Classic Controller — всё так же прекрасно функционирует на новой платформе.
Структура самого меню тоже не слишком сильно эволюционировала по сравнению с тем, что было на Wii. Хотя теперь все данные привязываются к пользовательскому аккаунту в Nintendo Network, выбрать (или создать) который предлагается сразу после старта системы. Ну а набор приложений в общем-то стандартен по нынешним меркам — браузер, цифровой магазин и несколько сервисов, большинство из которых в нашей стране пока не работают (и неизвестно, заработают ли вообще, как, скажем, те же Netflix или Nintendo TVii).
Пользоваться браузером на «планшетном» геймпаде, кстати, очень удобно. Flash не поддерживается, но всё видео можно смотреть через приложение для YouTube. Специализированных программ и сервисов для Wii U пока крайне мало, хотя понятно, что это лишь вопрос времени.
Что до Nintendo eShop, то по структуре цифровой магазин очень похож на PlayStation Store. Понятное разделение по категориям, очевидная навигация. Правда, пока беда с количеством контента: например, из демоверсий есть лишь Rayman Legends, а в цифровом виде представлена почему-то не вся линейка стартовых проектов. Но не будем забывать: консоль только что вышла, поэтому наивно требовать прямо сейчас конкурентного аналога магазинов PSN, Steam и Xbox Live.
В целом операционную систему Wii U можно охарактеризовать мягким оборотом «очень неторопливая». Запуск/выход из любого приложения сопровождается томительными секундами ожидания. Кроме того, при первом включении пришлось скачать обновление всей системы, что вместе с загрузкой файлов и установкой заняло целую ночь. И, по всей видимости, подобные «глобальные» обновления нас будут ждать ещё не раз.
Из положительных моментов: здесь есть приложение, полностью эмулирующее операционную систему Wii, — запускается знакомый интерфейс в разрешении 480p со всей привычной функциональностью. Привод читает DVD-диски с играми для Wii, так что можно говорить о полной преемственности. Считается, что на Wii U старые игры выглядят лучше, чем на приставке предыдущего поколения, но автор, честно говоря, не заметил принципиальной разницы — качество графики вроде бы не поменялось.
Стоит упомянуть о сетевом сервисе Miiverse. Это своеобразная социальная сеть, объединяющая пользователей Wii U и любителей конкретных игр. На экране это выглядит следующим образом: на общей «карте» расположены ярлыки приложений, а вокруг толпятся маленькие человечки (аватары пользователей), количество которых характеризует популярность того или иного продукта. Можно зайти на «стену» приложения и почитать чужие отзывы, а также написать свой — скажем, в сообществе FIFA 13 рассказать окружающим, что «Зенит — чемпион».
Создано всё это для глобальных коммуникаций — игроки могут искать себе партнеров для многопользовательских игр, общаться в текстовых и видеочатах. Обещают расширение возможностей соцсети через приложения для смартфонов, а также присутствие представителей разработчиков игр для обратной связи. Опять же, оценивать Miiverse пока ещё рановато — будем смотреть, как Nintendo обеспечит удобство и полезность своего сервиса в будущем.
В стартовой европейской линейке Wii U представлены 26 игр. Из крупных мультиплатформенных проектов стоит отметить порты Assassin’s Creed III, Batman: Arkham City, Call of Duty: Black Ops II, Darksiders II, FIFA 13, Mass Effect 3 и Tekken Tag Tournament 2. То есть, да — видно, что Nintendo пытается привлечь внимание «хардкорной» аудитории.
Но тут есть два момента, которые стоит обсудить.
Во-первых, те, кому и в самом деле интересны вышеперечисленные игры, уже давно должны были их пройти на других консолях или ПК — ну серьёзно, кто будет целенаправленно покупать какой-нибудь Mass Effect 3 на Wii U?
Во-вторых, стало известно, скажем так, о недовольстве игроков и профильной прессы по поводу качества портов. Некоторые игры больше тормозят по сравнению с версиями для Xbox 360 или PS3, а дополнительные элементы интерфейса, выведенные на «планшетный» геймпад, не слишком удачно вписываются в работавшую изначально механику (как в Batman: Akham City).
К тому же перспективы других мультиплатформенных игр для Wii U пока очень туманны. Недавно разработчики Far Cry 3, Crysis 3 и Metro: Last Light уже сообщили о том, что их проекты бессмысленно переносить на консоль от Nintendo — «железо» устройства просто не осилит задачу. Также вот-вот начнутся анонсы проектов нового поколения для других платформ — а там технологические требования окажутся куда серьёзнее, соответственно, по прошествии некоторого времени всё это для Wii U потеряет всякий смысл, а сама система вновь окажется в своеобразной резервации, как это было с Wii.
Но ладно, шут с ней — с мультиплатформой, ведь ту или иную консоль всё-таки покупают в первую очередь из-за эксклюзивных проектов. Если не брать в расчет всякую казуальную мелочевку и сборники мини-игр вроде Nintendo Land, то на Wii U сейчас всего две нормальных игры: Zombi U и New Super Mario Bros. U. Причём вторая — это очередной ремейк пресловутого двухмерного платформера, который от предшественника по серии отличается разве что поддержкой HD-разрешения.
Без шуток, но пока объективных причин для покупки Wii U очень мало, ведь две игры — это совсем несерьёзно. Впрочем, запуск системы — это всегда тяжкое время, вспомните хотя бы ту же PlayStation 3, где первое время ничего, кроме Resistance: Fall of Man, в принципе не было.
Уже к весне ситуация должна стать интереснее — тогда состоится релиз многообещающих Pikmin 3, Scribblenauts Unlimited, Rayman Legends, LEGO City Undercover и, может быть, Bayonetta 2. Также не стоит забывать о том, какие замечательные игры делает сама Nintendo для своих платформ — уже в разработке беспрецедентно дорогая The Legend of Zelda, Super Smash Bros. и очередной трёхмерный и непременно ультимативный «Марио».
На самом деле выводы о любой новой консоли сделать очень просто — если будет много хороших игр, то устройство без всяких проблем проживёт много счастливых лет и соберёт внушительную базу поклонников.
Ещё раз повторимся, не стоит зацикливаться на слабых технических данных Wii U — приставка выдаёт нормальное HD-разрешение и более-менее «тянет» современные игры. И этого вполне может оказаться достаточно — хотя бы потому, что с вероятностью 99% у преемников PS3 и Xbox 360 изображение не выйдет за пределы стандарта Full HD. Поэтому не будет такой явной разницы в картинке, как это было с устройствами текущего поколения и Wii.
Геймпад в своем текущем состоянии вызывает смешанные чувства — да, интересно и оригинально, но пока не очень верится, что за подобным решением кроется ещё что-то, кроме маркетинга. Возможно, Nintendo снова попытается обогнать всех за счёт нестандартных инноваций — остаётся только смотреть, как у неё это будет получаться (или не получаться).
С играми сейчас откровенно скучно, но перспективы интригуют. Ждём весны, а затем осени — через год можно будет уже делать какие-то более обоснованные выводы о Wii U.