Оригинал материала: https://3dnews.ru/639575

Шагаем в «облака». Онлайн-итоги 2012 года

Облако. Именно этим коротким словом лучше всего можно охарактеризовать Интернет образца 2012 года. Сервисы для хранения данных в онлайне существуют уже не первый год, но именно в прошлом году они стали по-настоящему массовыми. Согласно исследованию, проведенному в середине года компанией Forrester Consulting, эта категория веб-сервисов стала самой быстрорастущей, обогнав по темпам наращивания числа пользователей даже онлайновые офисы. Число пользователей сервисов хранения данных в «облаке» увеличилось, по сравнению с 2010 годом, почти в два раза.

Главная причина такого всплеска популярности — всемирная мобилизация или, точнее, смартфонизация. Мобильные устройства уже дошли до такого уровня, что их удобно использовать для повседневной работы с файлами, но места для хранения данных на них все еще не так много, как на накопителях в компьютерах. Поэтому сервисы для онлайнового хранения файлов часто используются как удаленный диск, с которого всегда можно загрузить нужные данные. Первая волна пользователей «облачных» сервисов применяла их в основном для синхронизации данных между ноутбуком и настольным ПК. Согласно тому же отчету от Forrester, в 2012 году больше половины пользователей работали с онлайновыми хранилищами со смартфона, причем ежедневно.

Популяризации сервисов для хранения данных в «облаке» способствовало и их активное продвижение многими крупными компаниями. В 2012 году хранить свои файлы в онлайне предложили компании Google и «Яндекс», а Microsoft позиционировала интеграцию с «облаком» как одно из основных достоинств операционной системы Windows 8 и офисного пакета MS Office 2013.

#Dropbox

Самый главный сервис для синхронизации данных в ноябре сообщил о том, что у него уже более ста миллионов пользователей. Среди них, кстати, есть даже 10 пользователей в Антарктике. Несмотря на то, что Dropbox продолжает наращивать число клиентов, у сервиса в 2012 году появились очень серьезные конкуренты. И компания предпринимала все меры для того, чтобы удержать существующих пользователей и привлечь новых.

Например, спустя пару месяцев после запуска Google Drive и обновленного SkyDrive было объявлено об изменении тарифов, которые стали более выгодными для пользователей. Раньше сервис предлагал тарифные планы на 50 и 100 Гбайт за 10 и 20 долларов в месяц, соответственно. В июле эти планы были заменены новыми — на 100 и 200 Гбайт, а цена при этом осталась прежней. Вместе с тем был представлен новый план, при покупке которого можно получить 500 Гбайт места за 50 долларов в месяц. Само собой, пользователи, купившие премиум-аккаунты Dropbox до обновления, получили автоматическое и бесплатное увеличение их хранилища в два раза.

Работали создатели сервиса и над его безопасностью. После взлома учетной записи сотрудника Dropbox, через которую хакеры получили доступ к списку почтовых адресов пользователей и рассылали на них спам, компания ввела режим двойной идентификации. При его активации в дополнение к паролю необходимо также вводить временный код, который отправляется на телефон пользователя. Также была создана специальная страница, на которой человек может просмотреть все активные входы в учётную запись с разных устройств.

Сервис, созданный еще четыре года назад, в 2012 году получил и некоторые функциональные улучшения. Так, была представлена новая модель обмена файлами (не через папку Public, а простым выбором команды Share Link в контекстном меню), расширены возможности работы с общими папками, были внесены некоторые улучшения в веб-версию, в результате чего на сайте стали отображаться изменения файлов без перезагрузки страницы.

Постоянно обновлялись мобильные клиенты, в которых, в частности, много внимания было уделено работе с фотографиями. А еще Dropbox теперь интегрирован с Facebook — пользователи могут обмениваться своими файлами, хранящимися на сервисе, через группы в социальной сети.

#«Яндекс.Диск»

Первой из крупных компаний, которые в этом году вышли на рынок сервисов для «облачного» хранения данных, стал «Яндекс». В апреле началось бета-тестирование сервиса «Яндекс.Диск», а в начале осени он был открыт для всех. К клиентам для Windows и Mac осенью добавились мобильные приложения для Android и iOS, а также приложение для Windows 8. Таким образом, копировать на сервис файлы и загружать их с него уже можно практически на всех популярных устройствах.

«Яндекс» привлекает российских пользователей большим объемом виртуального хранилища (сразу после регистрации и установки клиента на сервисе можно получить 10 Гбайт и еще столько же — за привлечение друзей), привычным русским интерфейсом и нетарифицируемым трафиком для провайдеров, подключенных к программе «Локальная сеть «Яндекса». Впрочем, компания активно продвигается и на зарубежных рынках, предлагая англоязычные версии своих приложений. С таким объемом бесплатного хранилища она может составить достойную конкуренцию Dropbox, Google и другим.

Развитие сервиса только-только началось, но даже за каких-то несколько месяцев «Яндекс» успел внедрить в «Диск» несколько интересных возможностей. Например, в ноябре на сервисе появились общие папки, мобильное приложение было адаптировано для iPad, добавилась интеграция «Диска» с программой для сканирования визиток ABBYY FineScanner. А в конце декабря был запущен сервис на основе «Яндекс.Диска», который призван помочь в переезде со старого мобильного с Java, Symbian или Windows Mobile на новый с Android или iOS. Сервис помогает перенести в новый смартфон контакты, SMS, историю звонков и закладки из встроенного браузера.

#Google Drive

На самом деле, сервис для хранения данных в онлайне у Google существовал и в прошлом году, и в позапрошлом тоже. И назывался он «Документы Google». Несмотря на то, что основной его функцией был онлайновый офис, пользователи могли загружать на него свои файлы любых типов и хранить их. Однако в апреле этого года, после появления клиента для удобной загрузки файлов с компьютера, сервис прошел ребрендинг и получил новое название. Так Google вышла на перспективный рынок «облачного» хранения и синхронизации данных.

Мобильные приложения для Android и iOS тоже, конечно же, были переименованы, и компания неустанно их совершенствует. Например, недавно в них появилась функция редактирования электронных таблиц. А вот делать приложения для работы с Google Drive в среде Windows 8 и Windows Phone 8 компания не спешит. В недавнем интервью британскому ресурсу V3 директор по продуктам Google Apps Клэй Бэвор (Clay Bavor) сообщил буквально следующее: «У нас нет планов по выпуску Windows-приложений. Мы очень обдуманно производим инвестиции — туда, где находятся пользователи, но они — не на Windows Phone или Windows 8. Если ситуация изменится, мы будем инвестировать в эту область».

Компания также ведет работу над интеграцией Google Drive с другими сервисами, которые уже получили признание пользователей. Так, в октябре было начало бета-тестирование новых возможностей поиска. По задумке компании, делая запросы на главной странице Google, пользователь сможет видеть результаты поиска по своему виртуальному хранилищу данных. Пока что тестирование проводится лишь для некоторых пользователей из США, но, скорее всего, в следующем году интеграция поиска и «Диска» будет открыта для всех.

А вот интеграция Google Drive с Gmail уже состоялась. Попробуйте использовать новый интерфейс для отправки писем в веб-интерфейсе Gmail — и вы увидите значок «Диска». Используя новую функцию, можно прикреплять к письмам файлы, хранящиеся на Google Drive, общим объемом до 10 Гбайт. При этом перед отправкой сообщений Google проверяет, открыт ли доступ к файлу для получателей, и если нет, то предлагает это сделать.

Наконец, еще до конца года Google успела интегрировать «Диск» в свой браузер Chrome. Для последнего появилось расширение, которое дает пользователям возможность быстро добавлять в свое виртуальное хранилище разное содержимое, которое им встречается в Интернете. Так, сохранять можно изображения, веб-страницы или их исходный код.

#SkyDrive

Несмотря на то, что сервис Microsoft SkyDrive существует с 2007 года, уверены, что большинство пользователей узнали о нем только в этом году. Основных причин две: появление весной настольных клиентов для Windows и Mac, упрощающих загрузку данных и обеспечивающих их синхронизацию, а также выход Windows 8 и MS Office 2013 в конце года.

В декабре число пользователей сервиса превысило 200 млн человек. SkyDrive в этом году полностью заменит службу Windows Live Mesh, которая ранее предлагала синхронизацию настроек Internet Explorer и некоторых других. Всем пользователям Live Mesh уже было направлено письмо с уведомлением о закрытии службы.

SkyDrive интегрирован с новыми продуктами от Microsoft настолько тесно, что не пользоваться им практически невозможно. Фактически редмондская корпорация предложила пользователям нечто большее, чем простая синхронизация файлов. С использованием учетной записи Microsoft можно переносить с одного устройства на другое все привычное окружение системы и офисных приложений. SkyDrive используется для сохранения настроек визуального оформления, списка последних открываемых в программах файлов и так далее. Сервис заботливо сохраняет даже то место, на котором во время предыдущей сессии было завершено редактирование или просмотр документа MS Word.

С мобильными приложениями, которые невероятно важны для популяризации сервиса, у Microsot все не так гладко. Официальный клиент для Android был выпущен лишь в конце лета, а до этого пользователям OC от Google приходилось довольствоваться неофициальными приложениями или же использовать другие «облачные» сервисы.

Мобильное приложение для iOS появилось в AppStore намного раньше, но после того, как в начале декабря в него была добавлена возможность приобретения дополнительного пространства (вдобавок к 7 Гбайт, которые доступны бесплатно), Apple заблокировала это обновление. «Яблочная» компания требует получения отчислений в размере 30% от всех продаж, которые сделаны через ее приложение, а Microsoft это не устраивает. Страдают от конфликта прежде всего, пользователи, ведь обновленная версия SkyDrive для iOS, которая не была пропущена в AppStore, ко всему прочему, исправляет ошибку с зависанием приложения. Кстати сказать, ранее у Apple уже был подобный конфликт с Dropbox, и завершился он тем, что представители Dropbox переделали свое приложение и убрали из него функцию приобретения дополнительного пространства.

#Bitcasa

Bitcasa — пока что «темная лошадка» среди сервисов для хранения данных в онлайне. Тем не менее сервис вполне может если не обойти всех конкурентов, то сильно повлиять на рынок. Основная особенность Bitcasa — это то, что на нем никто не считает гигабайты. Тут нет тарифов, привязанных к размеру онлайнового хранилища, — все гораздо проще. Для тех, кто использует менее 10 Гбайт, сервис бесплатный, для тех, кто задействует больше, — $10 в месяц. И совершенно неважно, сколько музыки, фильмов и фотографий вы загрузите на Bitcasa — цена останется одинаковой. Создатели сервиса описывают его так: «Пользователи могут просматривать все свои фотографии, слушать музыкальные коллекции, хранить все свои важные файлы, и у каждого при этом будет оставаться место для того, чтобы загрузить содержимое всей Библиотеки Конгресса США».

Как это возможно? Bitcasa, созданная, кстати, бывшими сотрудниками Mozy, Mastercard, VeriSign и Classmates.com, использует запатентованные алгоритмы дедупликации и сжатия данных. Создатели сервиса исходят из того, что шестьдесят процентов пользовательских данных идентичны и в среднем у каждого есть не более 25 Гбайт уникальных данных. Получается, если хранить на удаленном сервере только один сжатый файл вместо тысяч его копий, можно существенно снизить расходы. Прочитать об особенностях сервиса подробнее можно в материале «Bitcasa — безлимитное «облако» для каждого».

В течение последнего года Bitcasa работала в бета-режиме и предлагала клиенты только для настольных ПК. Но к февралю сервис наконец обещает начать полноценную работу, а прямо перед Рождеством стали доступны мобильные приложения для Windows 8 и Android. Приложение для iOS обещают в январе. Следить за развитием сервиса в наступающем году будет очень интересно.

Заключение

Движение файлов в «облако», наметившееся в 2012 году, конечно же, будет продолжаться и в нынешнем. Компания Gartner прогнозирует, что уже к 2016 году треть всего цифрового контента пользователей будет храниться удаленно. Но, шагая со всем миром в «облака», не нужно забывать о том, что растущая популярность сервисов для удаленного хранения файлов неизменно вызовет — и уже вызвала — интерес у киберпреступников. Согласно прогнозам крупных антивирусных компаний, именно «облачные» платформы, наряду с мобильными, станут одной из главных целей злоумышленников в 2013 году. А как будут бороться с атаками провайдеры «облачных» сервисов, мы с интересом понаблюдаем.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/639575