Браться за тестирование акустики с приятными заявленными характеристиками при заведомо «ходовой» цене всегда приятно: если по результатам прослушивания определяется ещё и качественное звучание, такие колонки и похвалить не грех. Однако представьте ситуацию: на обзор прибывает система Edifier R1900TII, в то время как в рознице уже вовсю продаётся третий «марк». В чём подвох?
Оказывается, всё очень просто: чуткий покупатель уже неоднократно успел «проголосовать рублём» за удачное сочетание качества, дизайна и звучания. Акустика – не перчатки или смартфон, которые необходимо менять непременно каждый сезон, хорошая система может оставаться актуальной годами.
Именно так обстоят дела с рассматриваемой сегодня Edifier 1900TII rev 6.0: производителю не остаётся ничего другого, как наслаждаться хорошими продажами удачной модели, внося попутно в базовую конструкцию некоторые улучшения.
Характеристики
Рассмотрим для начала основные технические характеристики системы, заявленные производителем.
Двухканальная активная акустическая стереосистема Edifier R1900TII |
|
Заявленная выходная мощность |
44 Вт |
Соотношение сигнал/шум |
≥ 95 дБА |
Исполнение акустической системы |
2-канальная система: две 2-полосные колонки-сателлиты с блоком усилителя и питания |
Входное сопротивление |
10 кОм |
Сопротивление динамиков | 4 Ом |
Заявленный частотный диапазон |
46—20 000 Гц (при неравномерности ≤0,3%) |
Заявленный коэффициент нелинейных искажений | ≤0,1% |
Уровень входного сигнала |
450 мВ |
Разделительный фильтр | Разделительный кроссовер профессионального класса |
Материал корпуса сабвуфера и сателлитов |
12-мм древесно-волокнистая плита (MDF) |
Входы | Два аналоговых стерео входа (2 х 2RCA) |
Динамики | 1-дюймовый ВЧ-динамик с шёлковым диффузором, 5-дюймовый НЧ/СЧ-динамик с бумажно-волоконным куполом |
Особенности исполнения |
Магнитное экранирование |
Регулировки |
Низкие частоты, громкость |
Питание | 220—240 В, 50 Гц |
Энергопотребление | 60 Вт |
Габариты | 166x290x215 мм |
Масса | 11 кг |
Если судить по габаритам и массе, то система явно ориентирована на индивидуального пользователя. Заявленный частотный диапазон, в свою очередь, отражает реальные, не маркетинговые цифры (тем более в таком узком диапазоне неравномерности АЧХ). В целом характеристики выглядят весьма заманчиво и многообещающе.
Именно в этом месте нашего рассказа будет интересно отметить один занимательный факт из истории создания системы R1900TII. Дело в том, что инженеры Edifier фокусировались в первую очередь на проектировании доступной настольной акустики, способной качественно воспроизводить классическую и джазовую музыку. И уже отталкиваясь от условий поставленной задачи (а не наоборот, как это делается в большинстве других проектов мультимедийной акустики, когда производители пытаются объять необъятное в рамках достаточно скромного бюджета), выбиралась геометрия корпуса колонок, параметры усилителя, динамики, материал диффузоров и остальные нюансы конструкции, которые мы сейчас рассмотрим подробнее.
Система R1900TII поставляется в достаточно компактной и сравнительно лёгкой коробке из упаковочного картона.
Комплект поставки системы очень лаконичен: две колонки, в одну из которых интегрирован усилитель с блоком питания, кабель для подключения второй колонки, коммуникационный кабель, инструкция пользователя и гарантийный талон.
Обе колонки выполнены из 12-миллиметровой MDF-плиты (Medium Density Fiberboard, «древесно-волоконная плита средней плотности») класса E0, что на практике означает высокое качество и отсутствие вредных для здоровья примесей. Габариты и внешний вид обеих колонок совершенно идентичны – если, конечно, не заглядывать на тыльную сторону. Расположение динамиков в каждой симметрично относительно вертикальной оси.
Перейдем сразу к рассмотрению конструкции активной колонки, а отличия пассивной приведем в конце для сравнения.
Колонки покрыты виниловой плёнкой с имитацией структуры «под дерево» по всем плоскостям, кроме фронтальной: здесь используется специальное покрытие с оттенком и структурой искусственной кожи.
Колонки комплектуются съёмными декоративными фальшпанелями, ткань которых натянута на рамки из той же 12-мм MDF-плиты. Каждая крепится на колонке с помощью четырёх надёжно и плотно входящих в отверстия осей, благодаря чему полностью исключается возможность возникновения дребезга даже на полной громкости системы.
В качестве ножек используются демпфирующие кружки толщиной примерно 2 мм из мягкого прорезиненного материала.
Прежде чем взяться за исследование внутреннего устройства колонки с помощью отвёртки, хотелось бы обратить ваше внимание на расположение высокочастотного и широкополосного динамиков относительно друг друга. Накладное декоративное крепление последнего частично перекрывает фланец твитера. Максимально близкое расположение динамиков позволяет добиться «точечного» эффекта излучения при уменьшении перекрёстного воздействия динамиков для более чёткого воспроизведения средних и высоких частот.
Отвинчиваем крепёж и аккуратно снимаем нижний динамик. В системе Edifier R1900TII шестой версии для воспроизведения средних и низких частот используется излучатель действительно оригинальной конструкции, сделанный по технологии компании ScanSpeak. Особенность этого динамика в том, что его 5-дюймовый диффузор изготовлен из прессованной бумаги с добавлением шерсти. Кроме того, на снимке ниже обратите внимание на специфические диагонально-«солнцеворотные» полосы на диффузоре: всё это в комплексе призвано максимальным образом увеличить жёсткость излучающей плоскости.
Именно из-за этой жёсткости низкочастотный диапазон начинается только с 46 Гц, но зато такое исполнение позволяет значительным образом избавиться от резонансных пиков на «изломных» участках АЧХ. Сопротивление динамика составляет 6 Ом.
Твитер оснащён 1-дюймовым куполом из специально пропитанного шёлка, что обеспечивает равномерное воспроизведение высоких частот в широком диапазоне. Оба динамика в каждой колонке оснащены надёжным магнитным экранированием.
Снятые динамики позволяют заглянуть внутрь колонки и дополнительно оценить конструкцию корпуса: все стыки тщательно проклеены, качество исполнения очень высокое.
Фазоинвертор в обеих колонках располагается идентично, по центру в верхней части корпуса.
А теперь как раз взглянем на внешнюю разницу между активной и пассивной колонками: в первом случае на тыльной стороне под фазоинвертором располагается съёмная металлическая панель со всеми элементами коммутации, управления и питания системы...
... во втором случае — только панель с клеммами для подключения проводов от усилителя.
Схемотехника: усилитель, питание
Отвинчиваем дюжину шурупов на тыльной стороне активной колонки и получаем доступ к электронной части системы.
Непосредственно в корпусе колонки, кроме динамиков, размещается сетевой трансформатор и кроссовер, всё остальное – платы с электроникой и коммутацией, разъёмы, регуляторы, радиатор для отвода тепла и прочее – смонтировано на только что снятой пластине. Ниже показано, как всё это выглядит с внешней стороны.
А вот так изнутри.
Трансформатор системы намотан на классические ш-образные пластины, на выходе две обмотки по 15 В на ток до 2 А. То есть даже при самом настойчивом желании трансформатор спалить будет нелегко, разве что умудриться устроить КЗ.
Усилительная часть системы выполнена на интегральных микросхемах TDA2050 производства компании ST Semiconductors, по чипу на канал. Согласно описанию микросхемы на официальном сайте, чипы TDA2050 в 5-контактной корпусировке Pentawatt V на частоте 1 кГц при питающем напряжении ±18 В способны раскачивать выходную мощность до 35 Вт (реальных ватт RMS, или до 50 «музыкальных» ватт по стандарту IEC 268.3) на стандартную 4-омную нагрузку с коэффициентом нелинейных искажений, близким к 0%, или до 32 Вт на 8-омной нагрузке при напряжении питания ±22 В при КНИ порядка 10%.
Вот так выглядит стандартная схема включения TDA2050:
Вот так всё это выглядит на практике (на фото виден один канал усилителя):
Для реальных эксплуатационных условий, согласно заявленным характеристикам микросхемы TDA2050, при напряжении питания ±22 В и выходной мощности в диапазоне от 0,1 до 24 Вт на нагрузке 4 Ом, коэффициент нелинейных искажений в диапазоне частот от 100 Гц до 15 кГц не превышает 0,03%, чем и обусловлено широкое применение этих чипов в Hi-Fi-технике и звуковых трактах флагманских телевизоров. Указанный в спецификациях системы Edifier R1900TII частотный диапазон 46—20 000 Гц при неравномерности менее 0,3% и коэффициенте нелинейных искажений не более 0,1% с учётом выходной мощности не более 22 Вт на канал выглядит вполне реалистичным – даже с запасом.
За сведение частотных характеристик высокочастотного и широкополосного динамиков колонок отвечает пассивный кроссовер (частотный фильтр) профессионального класса.
Замеры амплитудно-частотных характеристик исследуемой акустики в нашей лаборатории [пока] не производятся, поэтому приведём график АЧХ, снятый производителем в реальных условиях, с настроенным на 70 Гц портом, при этом нижняя частота воспроизведения при неравномерности ±6 дБ составила 45 Гц.
Впечатления от прослушивания
Без затяжных вступлений и дополнительных вводных скажу сразу и просто: звучание системы Edifier R1900TII rev.6 очень понравилось, без каких-либо существенных оговорок по специфическому звучанию тех или иных композиций. Скажу даже больше: звучание было достойным при любом уровне громкости и настройке регулятора басов.
Возможно, создатели системы несколько перестраховались, позиционируя модель R1900TII как решение, более подходящее для прослушивания джаза и классики. Возможно, это авторские уши в последнее время так уж «настроены» на джаз и классику, но звучание различных инструментов в самых разных композициях этих жанров – будь то колоритный контрабас у Vaya con Dios, уникальный вокал и труба Луи Армстронга или ударная атака всего симфонического оркестра у Моцарта – всё звучало превосходно.
Самыми главными преимуществами этой системы хотелось бы назвать чистоту звука и его прозрачность – прозрачность именно в смысле возможности отчётливо разобрать партию каждого отдельного инструмента, каждого вокалиста в общей звуковой картине. Именно эта характеристика у системы R1900TII на отличной высоте, потому что прозрачность звучания прослушивалась и на джазе, и на попсе, и даже на тяжёлом забойном металле.
Разумеется, система R1900TII не может похвастать рекордными басами, но скажите, когда мы говорим об индивидуальном прослушивании музыки на домашнем компьютере, так ли уж часто нам нужен неестественно оглушительный грохот низких частот, особенно в ущерб общей звуковой картине? Подчеркну, что речь в данном случае идёт именно о поклонниках мощных сабвуферных басов: для большинства любителей Hi-Fi звучания низких частот системы R1900TII будет, как правило, более чем достаточно.
Выводы
Хорошее впечатление от приятного звучания совершенно не располагает к поискам недостатков системы. Но если сделать над собой усилие, можно поскрипеть напоследок, что, мол, не помешал бы пульт ДУ в комплекте, да и какой-нибудь цифровой вход – S/P-DIF, а лучше HDMI – в дополнение к имеющимся аналоговым. Но в отношении настольных мультимедийных колонок это всё же, согласитесь, скорее ворчание, нежели серьёзные придирки.
Итак, за сумму порядка сотни долларов (или чуть больше), которую просит нынче онлайновая розница за Edifier 1900TII rev 6.0, вы получаете достойную, качественную стереосистему суммарной мощностью до 44 Вт с приятным, чистым, сбалансированным звучанием, отлично подходящую для прослушивания музыки любых жанров.