Ультразумы — удивительный тип фотоаппаратов. Они позиционируются производителями как решения для более-менее знающих людей, их под завязку набивают функциями, но матрицы во всех ультразумах таких размеров, что о качественных фотографиях можно только мечтать. Всё, чем такие камеры привлекают покупателей, это кратность трансфокатора. Из-за гонки функциональности в модельном ряду Panasonic должность бюджетного решения занимала одинокая TZ25 c 16-кратным зумом, в то время как, например, у Fujifilm, Canon, Samsung и Olympus уже давно доступны сравнительно недорогие ультракомпакты с 20-24-кратным зумом. Рассматриваемая новинка как раз и метит в конкуренты Canon PowerShot SX240 HS, Olympus SZ-31MR iHS, а также Fujifilm FinePix серии F и Samsung WB850F.
Фотоаппарат TZ35 оборудован той же матрицей, процессором и объективом, что и флагманский TZ40, но ни Wi-Fi, ни GPS-модуля нет, дисплей обычный, а не сенсорный, да и разрешение существенно ниже, звук пишется на монофонический микрофон, кроме того, нет возможности записи Full HD-видео в режиме 60p (хотя последнее ограничение чисто программное, дабы младшая камера не повредила продажам флагмана линейки). Подобные упрощения позволили получить на выходе цену на 130 долларов ниже (в США разница с TZ40 составляет $100). В общем, уменьшение цены весьма существенное, что неплохо, если учесть тот факт, что в остальном рассматриваемая камера не отличается от TZ40, но достаточно ли этого для противостояния более доступным конкурентам?
⇡#Технические характеристики, заявленные производителем
Panasonic Lumix DMC-TZ35 | |
---|---|
Матрица | КМОП, 1/2,33 дюйма |
Пикселей (всего) | 17,5 млн |
Количество эффективных пикселей | 16,1 млн |
Формат фото | JPEG (DCF Ver.2.0, Exif Ver.2.21, MPF Baseline), MPO (3D-фото) |
Формат видео | AVCHD, MP4 |
Формат звука | Моно |
Разрешение снимков | 4896x3672, 4876x3264, 4896x2752, 4000x3000, 4000x2672, 4000x2752, 3664x3664, 3264x2448, 3264x2176, 3264x1840, 2992x2992, 2560x1920, 2560x1712, 2560x1440, 2448x2448, 2048x1536, 2048x1360, 1920x1080, 1920x1920, 1536x1536,640x480, 640x424, 640x360, 480x480 |
Разрешение видео | 1920x1080, 1280x720, 640x480 |
Диапазон фокусных расстояний | 4,3—86 мм (24—480 мм в 35-мм эквиваленте) |
Режимы фокусировки | Обычная, автоматическая макро, макро зум, непрерывная автоматическая фокусировка (только для видео), следящая фокусировка |
Датчики фокусировки | Лицо, следящая автофокусировка, 23 точки, 1 точка, по центральной зоне |
Экспозамер | Интеллектуальный множественный, центрально-взвешенный, точечный |
Компенсация экспозиции | От -2EV до +2EV с шагом 1/3 |
Диапазон выдержек, с | 1/2000 — 4 |
Баланс белого | Авто, дневной свет, облачно, тень, лампы накаливания, установка баланса белого, коррекция баланса белого (недоступна в режиме «Авто») |
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте | Авто, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, в режиме высокой чувствительности 1600-6400 |
Таймер спуска, с | 2, 10 |
Ведущее число вспышки | 6,4 |
Микрофон | Моно |
Громкоговоритель | Моно |
Дисплей | 3,0-дюймовый, 460 000 точек |
Встроенная флеш-память | Есть (90 Мбайт) |
Носители данных | SD, SDHC, SDX |
Источник питания | Литий-ионный аккумулятор DMW-BCG10E, 3,3 Вт*ч |
Габариты, мм | 104,9x58,9x28,7 |
Масса, грамм | 193 (с аккумулятором и картой памяти) |
⇡#Комплект поставки и дополнительные аксессуары
Panasonic TZ-35 была предоставлена на тестирование в полной комплектации. В нее входят:
⇡#Внешний вид и удобство использования
Внешне TZ35 чрезвычайно сильно похожа на флагманскую модель. Фактически основное отличие – это микрофон, который у рассматриваемой камеры один, тогда как в TZ40 их два. Масса общего у новинки и с прошлогодней камерой TZ30: совпадают не только габариты, но и размещение органов управления. Но всё же появились и новшества – привычный ползунок питания, который на протяжении многих лет являлся отличительной чертой камер Panasonic Lumix, заменила обычная клавиша, причём её размеры и форма такие же, как и у ползунка. Аналогичное изменение претерпел и переключатель между съемкой и воспроизведением. И если последнее камере скорее пошло на пользу, ведь из режима просмотра теперь можно выйти путём нажатия на спусковую клавишу, то замена кнопкой ползунка питания лишила фотоаппарат самобытности и определённого шарма.
Стоит отметить, что аналогичные метаморфозы просматриваются во всём модельном ряду камер Lumix 2013 года. Но это лишь дело вкуса, а что касается объективной оценки, то корпус прочен, надёжен, не боится потёртостей и царапин, а при попытках скручивания и сдавливания совершенно не поддаётся и не издаёт ни скрипа, ни треска.
Спереди находятся объектив, окошко вспышки и лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором автоматического таймера спуска затвора.
На тыльной стороне все органы управления сосредоточены правее экрана. Тут находятся кнопки экспозиции и перехода в режим просмотра, круглая 4-позиционная многофункциональная клавиша с кнопкой ввода/входа в меню по центру, а также клавиши смены режима отображения и удаления. Последняя также отвечает за вызов быстрого меню и возврата на один уровень назад в иерархии меню.
Сверху расположились системный динамик, микрофон, диск выбора режимов работы, спусковая клавиша, дополненная рычажком управления трансфокатором, а также кнопки видеозаписи и питания.
На нижней грани присутствуют лишь отсеки для карты памяти и аккумулятора, скрытые пластиковой дверцей, металлический разъём установки на штатив и информационный стикер, сообщающий о том, что камера собрана на заводе в Осаке. TZ35 – это одна из немногих моделей ультракомпактов Panasonic, производимых в Японии, что при современном уровне автоматизации не играет ровным счётом никакой роли… но приятно же!
Левая боковая поверхность пустует, а справа находятся ушко крепёжного шнурка и пластиковая дверца, скрывающая разъёмы подключения HDMI- и USB-кабелей. К слову, при помощи последнего производится зарядка аккумулятора.
В камере используется старая, добрая матрица с разрешением 460 тыс. точек, что по современным меркам, прямо скажем, немного, тем более для довольно недешёвой камеры. С другой стороны, и этого вполне достаточно для работы. Однако за те же деньги у конкурентов можно получить и более высокое разрешение, и качественную AMOLED-матрицу. В принципе, у TZ35 матрица тоже ничего: углы обзора большие, контрастность хороша, да и цвета она неплохо отображает, но всем конкурентам новый Panasonic в этом отношении проигрывает. И если TZ30 в своё время крыл все козыри сенсорным управлением, то TZ35 ответить попросту нечем. Но стоит повториться: дисплей сам по себе весьма неплох.
Графический интерфейс камеры почти такой же, как у прошлогодних компактов Panasonic, отличий очень мало. В целом меню чрезвычайно продуманно и удобно — разобраться в нём несложно, и уже через пару минут после первого включения можно освоить все имеющиеся функции. Отличительная черта камер Panasonic – это быстрое меню, которое открывает доступ к настройкам наиболее востребованных параметров. Несмотря на крайне раннюю версию прошивки (0.1), каких-либо торможений или зависаний меню в процессе тестирования замечено не было. Ниже для возможности ознакомления приведено несколько снимков экрана.
В камерах Panasonic традиционно заявлена масса интеллектуальных режимов, TZ35 — не исключение. Тут есть функции интеллектуального выбора сюжетной программы, чувствительности и экспозиции. В полностью автоматическом интеллектуальном режиме доступна функция HDR, которая склеивает несколько кадров с разной экспозицией. Схожая обработка происходит при активировании функции «Интеллектуальное разрешение» в любом другом режиме съёмки.
Стоит отметить также возможность создания автоматических панорам. Склейка панорам качественная, серьезных огрехов нет, да и особой требовательности к скорости и равномерности поворота замечено не было. Но разрешение панорам не самое высокое – при портретной ориентации камеры оно составляет 7760х1040 точек. Кроме того, перед началом съёмки приходится вручную указывать направление поворота камеры. К тому же TZ35 не понимает, когда пора остановиться, в итоге стартовый объект может оказаться с двух краёв круговой панорамы. Впрочем, это не страшно, ведь повтор можно обрезать в любом простейшем редакторе. В общем, в режиме создания автоматических панорам, как и прежде, лидируют ультракомпакты с функцией Sony Panorama Sweep. Однако у TZ35 есть и преимущества. Фотоаппарат пытается для каждой части подстроить экспозицию, что позволяет снимать круговые панорамы, если солнце не в зените, а ближе к горизонту. И пусть результат от таких манипуляций автоматики не безупречен, но камеры Sony и этого делать не умеют.
Также стоит отметить функцию съёмки 3D-фото, которую так активно внедряют многие производители камер. Конечно, у Panasonic тут большой опыт, ведь именно эта компания выпустила первую в мире любительскую 3D-видеокамеру (модель HDC-SDT750) и представила первый в мире 3D-объектив с двумя раздельными оптическими системами для камер со сменной оптикой. Но в случае TZ35 оптическая система лишь одна, поэтому процесс съёмки в 3D не так прост, хотя и частично автоматизирован. Отчасти он напоминает автоматическую съёмку панорамных снимков, но с одним лишь отличием — камеру необходимо не поворачивать, а продвигать в сторону приблизительно на 10 см слева направо. Она автоматически снимет ряд кадров, после чего склеит их. Как и большинство камер Panasonic, TZ35 умеет не только определять лица, но и создавать списки избранных, для которых можно указать имя и дату рождения, что позволяет, например, при просмотре выбирать снимки только с конкретными лицами.
⇡#Съёмка и впечатления от работы
Panasonic LUMIX DMC-TZ30 в свое время смогла снять первый кадр спустя 1,63 секунды. Новинке же на подготовку к работе при включении питания требуется 1,68. Столь небольшое различие можно вовсе списать на погрешность измерения. Забавно, но результат точно такой же, как у Canon PowerShot SX260 HS. Трансфокатор в новинке стал шустрее, хотя конструкция оптической системы объектива такая же, как у DMC-TZ30. В быстром режиме весь диапазон фокусных расстояний объектив проходит всего за 2,63 секунды — это очень быстро для 20-кратного зума. При половинном нажатии рычажка управления этот же путь занимает 5,81 секунды.
Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Замер был произведён в ШУ-положении объектива с расстояния до объекта съёмки в 50 см, а при телеположении объектива — с 200 см (минимальная дистанция фокусировки в положении телефото). В широкоугольном положении камере потребовалось на фокусировку 0,36 секунды, что лишь немногим лучше результата TZ30. А вот в телеположении при съёмке с минимально возможного расстояния, чего требует наша методика, камера копалась аж 2,61 секунды. Иногда в данных условиях TZ35 сообщает об ошибке фокусировки. Результат, прямо скажем, провальный, ведь большинство компактных ультразумов уже давно научились наводиться быстрее, да и мешкают только при слабом освещении. Более того, DMC-TZ30, оснащённая аналогичным объективом, справилась с данной дисциплиной за 0,77 секунды. При повторных замерах камера наводилась на более удалённые объекты. В результате было обнаружено, что уже при расстоянии до объекта порядка 3 метров скорость фокусировки резко растёт, и на фокусировку требуется порядка 0,8 секунды. Виновата, скорее всего, ранняя версия прошивки.
В настройках выбора зоны фокусировки предусмотрены 23-зонный, 1-зонный и точечный режимы, а также режим определения лиц. В целом — независимо от выбранного режима — фокусировка работает довольно точно и быстро за исключением описанных выше условий: съёмки при телеположении объектива с минимальной заявленной дистанции до объекта. Как и в любой современной продвинутой компактной камере, в TZ35 предусмотрен режим ведения. В нем хорошо реализован захват объекта: нет необходимости удерживать спусковую клавишу, достаточно лишь навести прицел на объект и нажать клавишу навигации «вниз». Автоматика неплохо удерживает даже объекты со слабоконтрастным фоном, но только при условии их очень медленного перемещения, иначе она сразу же сдаётся. Зато если объект покидает пределы кадра, автоматика не перескакивает немедленно на другой, а по возвращении сразу же подхватывает его заново.
В фотоаппарате предусмотрены все режимы установки экспопары (PASM), также есть возможность введения экспосдвига в пределах -2…+2 EV с шагом в треть ступени. Разумеется, предусмотрен и выбор одного из трёх стандартных режимов экспозамера. Кроме того, имеется и автоматический брекетинг по экспозиции – 3 кадра с шагом 0,3, 0,7 и 1 ступень, чего в большинстве ситуаций более чем достаточно. При естественном освещении камера отлично отрабатывает в любых ситуациях. Исключением является разве что съёмка сильно затенённых и тёмных объектов при телеположении объектива. В подобных условиях TZ35 пытается вытянуть тени, чем сильно нарушает экспозицию. Впрочем, это проблема не только тестируемой камеры, но и всех ультразумов. При флуоресцентном освещении камера немного промахивается, но ошибка при этом чрезвычайно стабильна — 0,18-0,2 EV. При освещении лампами накаливания визуально промахи практически незаметны, и это не удивительно — они составляют всего 0,03…0,05 EV, что является одним из лучших результатов.
Настройка баланса белого в TZ35 несколько упрощена относительно более продвинутых компактов. Набор пресетов вполне стандартный: солнечно, облачно, тень, лампа накаливания. Кроме того, доступны автоматический и ручной режимы, причём для последнего предусмотрен только один контейнер. Тонкая настройка также возможна, однако лишь по шкале красный/синий (по 10 значений), причём в автоматическом режиме ее активировать не получится. Нет и ручной настройки цветовой температуры. Впрочем, автоматика обычно справляется весьма неплохо как при естественном освещении, так и при освещении лампами дневного света. А вот при свете ламп накаливания Panasonic Lumix DMC-TZ35 здорово ошибается, как и большинство современных камер, поэтому в данных условиях необходимо обязательно использовать соответствующий пресет либо ручной режим.
Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].
Шумы
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием, баланс белого был выставлен по белому листу. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 100 до 3200 единиц в ISO-эквиваленте.
В качестве оппонентов были выбраны следующие камеры:
Фр 1 | Panasonic LUMIX DMC-TZ30 | Panasonic Lumix DMC-TZ35 | Canon PowerShot SX260HS |
ISO 100 |
|||
ISO 200 |
|||
ISO 400 |
|||
ISO 800 |
|||
ISO 1600 |
|||
ISO 3200 |
Фр 2 | Panasonic LUMIX DMC-TZ30 | Panasonic Lumix DMC-TZ35 | Canon PowerShot SX260HS |
ISO 100 |
|||
ISO 200 |
|||
ISO 400 |
|||
ISO 800 |
|||
ISO 1600 |
|||
ISO 3200 |
Фр 3 | Panasonic LUMIX DMC-TZ30 | Panasonic Lumix DMC-TZ35 | Canon PowerShot SX260HS |
ISO 100 |
|||
ISO 200 |
|||
ISO 400 |
|||
ISO 800 |
|||
ISO 1600 |
|||
ISO 3200 |
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,3, 1/60 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/3,3, 1/125 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/4,0, 1/160 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/4,0, 1/320 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/4,0, 1/640 c, ISO 1600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/4,0, 1/1300 c, ISO 3200
Здесь вы можете скачать архив с полноразмерными снимками.
В режиме видеосъёмки камеры Panasonic всегда отличались неплохим набором функций и форматов, да и по качеству картинки был лишь один конкурент – Sony. Собственно, именно в сотрудничестве с Sony и был разработан AVCHD, поддержкой которого щеголяют продвинутые компакты данных производителей. Поддержка AVCHD у TZ35 есть, и Full HD-видео со скоростью 50 кадров в секунду она умеет записывать, но вот прогрессивная развёртка при этом не поддерживается. Данное ограничение абсолютно искусственное: оно введено, чтобы младшая модель не мешала продажам DMC-TZ40. Досадно, ведь благодаря поддержке Full HD 50p в режиме видео камера могла бы здорово обыграть конкурентов. Кроме того, не предусмотрено управление параметрами экспопары, причём не только во время видеозаписи, но и перед началом съёмки. Зато во время записи возможна работа как оптического трансфокатора, так и автофокуса, причём оба при видеосъёмке отличаются неплохой скоростью. Настройки звука довольно скудные – можно лишь активировать программное подавление шума ветра.
⇡#Источники питания и автономная работа
В камере установлен литий-ионный аккумулятор DMW-BCG10E ёмкостью 3,3 Вт*ч, то есть точно такой же, как и в рассмотренной ранее TZ30. Камеры вообще похожи, поэтому близкие заявленные результаты длительности автономной работы никого не удивляют. Согласно заявлениям производителя, при тестировании по методике CIPA камера может продержаться всё те же 260 кадров. На практике тестируемая камера также недалеко ушла от TZ30 – 312 кадров. Трёхсегментный индикатор в меру своих возможностей достаточно точный, но при работе с камерой на морозе иногда здорово привирает. Зарядка аккумулятора производится в корпусе камеры по USB-шине.
В целом Panasonic TZ35 получилась весьма неплохой и интересной, хотя некоторые недоработки всё же имеются. Например, автофокус в телеположении объектива и при минимально возможном расстоянии до объекта съёмки медлителен, а порой даже промахивается. Экспозамер при флуоресцентном освещении допускает ошибки, хотя и не критичные. Режим ведения совершенно не способен удерживать быстро движущиеся объекты. Обидно, что производитель чисто искусственно урезал режим 50p при записи Full HD-видео, наличие которого могло бы здорово укрепить позиции TZ35. AVCHD, к счастью, не попал под нож, но всё же этого недостаточно, ведь стоимость устройства выше, чем у большинства прямых конкурентов.
Например, некоторые камеры других производителей за ту же или меньшую цену могут похвастаться наличием GPS-модуля (Canon PowerShot SX260 HS, Nikon Coolpix S9300, Fujifilm FinePix F770EXR), также более доступные Fujifilm FinePix F800EXR и Samsung WB850F оборудованы Wi-Fi-модулями. В общем, рекомендованная цена завышена, и пока она остается такой, бороться за покупателя камере будет крайне сложно.
Выражаем благодарность украинскому представительству компании Panasonic за фотокамеру, предоставленную для тестирования.