Линейка видеоадаптеров Radeon HD 7000, выпущенная AMD в начале прошлого года, основывается на трех графических процессорах, в порядке от старшего к младшим: Tahiti, Pitcairn и Cape Verde. Каждый из трех GPU изначально нашел применение в двух видеоадаптерах: Tahiti — в HD 7950/7970, Pitcairn — в HD 7850/7870 и Cape Verde — в HD 7750/7770. Слабое место этой схемы заключается в большом расстоянии между адаптерами второго и третьего эшелона: HD 7850 и HD 7770.
По числу функциональных блоков чип Cape Verde представляет фактически половинку чипа Pitcairn. Формула Cape Verde: 640 потоковых процессоров, 40 текстурных модулей, 16 ROP, шина памяти — 128 бит. Формула Pitcairn, соответственно: 1280/80/32/256. И несмотря на то, что модель HD 7850 комплектуется GPU с уменьшенным числом потоковых процессоров и текстурников, между нею и HD 7770 все равно есть колоссальная разница в производительности. Именно в этот промежуток между двумя недорогими геймерскими адаптерами AMD NVIDIA направила свою модель GeForce GTX 650 Ti, хотя позиционирование последней в этой нише и было не слишком выгодным.
Среди видеокарт AMD роль мостика между адаптерами на базе Pitcairn и Cape Verde долгое время играла версия Radeon HD 7850 с 1 Гбайт памяти — довольно выгодное предложение по цене немногим больше 5 тыс. рублей. Но теперь производство этих видеокарт должно прекратиться, ибо AMD представила HD 7790 — более адекватную замену на базе совершенно нового GPU, Bonaire.
⇡#Встречайте Bonaire — первый GPU серии Sea Islands
Чип Bonaire является не чем иным, как первопроходцем в семействе GPU от AMD нового поколения — Sea Islands. Впрочем, «новое поколение» — слишком громкое наименование. Если исходить из той информации, которую предоставил производитель на сегодняшний день, чипы Sea Islands мало отличаются от GPU Southern Islands с точки зрения архитектуры. И вообще, им, по-видимому, уготована скромная роль — заполнить вакантные позиции между существующими десктопными адаптерами семейства Radeon HD 7000. Ведь «семитысячная» серия, согласно имеющейся информации, продолжит свое существование вплоть до конца 2013 года. Производитель дорожит ее успехами и репутацией и не спешит делать прямую замену основным столпам линейки.
Впервые эти планы были публично озвучены в статье 4Gamer.net, содержащей соответствующие слайды. Затем несколько пользователей Twitter, связанных с AMD, «ретвитнули» эту ссылку. Тем самым информация получила косвенное официальное подтверждение со стороны производителя.
К слову, чипы Sea Islands в лице младшего GPU под названием Oland ранее уже успели засветиться на OEM-рынке в виде адаптеров HD 8500 и HD 8600. Возможно, это значит, что и в виде отдельных розничных продуктов серии HD 7000 и HD 8000 будут какое-то время сосуществовать.
И тем не менее пробным шаром на розничном рынке стал не Oland, а более мощный чип Bonaire. По числу вычислительных блоков он идеально приспособлен для ниши между Cape Verde в HD 7770 и частично «порезанной» версией Pitcairn, которая используется в HD 7850. 896 потоковых процессоров и 56 текстурных модулей обеспечивают на 40% большую производительность «фронтенда» GPU по сравнению с 640/40 блоками Cape Verde. Примечательно, что по этим показателям HD 7790 также абсолютно эквивалентен HD 7850: хотя последний и содержит больше потоковых процессоров и текстурников, но имеет меньшую тактовую частоту — 860 МГц против 1 ГГц.
Другое достоинство Bonaire, заметное на блок-схеме чипа, состоит в полноценном блоке геометрии и растеризации, позаимствованном из архитектуры Pitcairn и Tahiti, — в отличие от Cape Verde, у которого компонентов Geometry Engine и Rasterizer в два раза меньше.
Backend графического процессора по сравнению с Cape Verde структурно не изменился и также включает 16 ROP вместе с двумя контроллерами памяти, которые обеспечивают разрядность шины 128 бит. Зато интерфейс Bonaire позволил увеличить штатную частоту видеопамяти со скромных 4500 МГц у HD 7700 до 6 ГГц, чем в линейке AMD может похвастаться еще только одна видеокарта — HD 7970 GHz Edition.
Между тем объем видеопамяти составляет скромный по современным стандартам 1 Гбайт. Увы, в ценовом диапазоне до $200 экономия на «мозгах» пока что неизбежна. А вот как сильно этот факт повлияет на долголетие HD 7790 — спорный вопрос. С одной стороны, игры давно освоили объем 1 Гбайт, а с другой — производительность видеокарт в этой ценовой категории уже сейчас вынуждает идти на компромисс в графических настройках, а значит, через год-другой на HD 7790 все равно особо не разыграешься. Только флагманы способны держаться в форме так долго.
Модель | HD 7750 | HD 7770 | HD 7790 | HD 7850 | HD 7870 | HD 7950 | HD 7950 w/Boost | HD 7970 | HD 7970 GHz Edition |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Основные компоненты | |||||||||
GPU | Cape Verde Pro | Cape Verde XT | Bonaire | Pitcairn Pro | Pitcairn XT | Tahiti Pro | Tahiti Pro | Tahiti XT | Tahiti XT |
Число транзисторов, млн | 1500 | 1500 | 2080 | 2800 | 2800 | 4313 | 4313 | 4313 | 4313 |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 |
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock | 800/НД | 1000/НД | 1000/НД | 860/НД | 1000/НД | 800/НД | 850/925 | 925/НД | 1000/1050 |
Потоковые процессоры | 512 | 640 | 896 | 1024 | 1280 | 1792 | 1792 | 2048 | 2048 |
Текстурные блоки | 32 | 40 | 56 | 64 | 80 | 112 | 112 | 128 | 128 |
ROP | 16 | 16 | 16 | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 |
Видеопамять: тип, объем, Мбайт | GDDR5, 1024 | GDDR5, 1024 | GDDR5, 1024 | GDDR5, 2048 | GDDR5, 2048 | GDDR5, 3072 | GDDR5, 3072 | GDDR5, 3072 | GDDR5, 3072 |
Ширина шины памяти, бит | 128 | 128 | 128 | 256 | 256 | 384 | 384 | 384 | 384 |
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц | 1150 (4600) | 1150 (4600) | 1500 (6000) | 1200 (4800) | 1200 (4800) | 1250 (5000) | 1250 (5000) | 1375 (5500) | 1500 (6000) |
Вывод изображения | |||||||||
Интерфейсы | 1 х DL DVI-I, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
1 х DL DVI-I, 1 x HDMI 1.4a, 2 x Mini DisplayPort 1.2 |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
1 х DL DVI-I, 1 x HDMI 1.4a, 2 x Mini DisplayPort 1.2 |
|||||
Макс. разрешение | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096х2160 | ||||||||
Типичная потребляемая мощность, Вт | 55 | 80 | 85 | 130 | 175 | 200 | 200 | 250 | 250+ |
Средняя розничная цена, руб. | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных |
⇡#Обновленный механизм PowerTune
Чип Bonaire относится к новой итерации микроархитектуры Graphics Core Next. Однако вычислительная часть GPU не претерпела никаких изменений, существенных для игровых задач. Есть лишь небольшие усовершенствования по части исполнения «неграфического» кода. Главное, что апгрейд GCN принес в десктопные видеокарты, — это совершенно новый алгоритм технологии автоматического разгона и энергосбережения PowerTune.
Напомним, как работает PowerTune в адаптерах серии HD 7000, представленных ранее. В базовом варианте технологии существует три основных режима работы GPU, которым соответствует различная тактовая частота и напряжение питания. Дополнительно между режимами High и Intermediate существует множество мелких ступенек частоты — Inferred States. PowerTune с интервалом в единицы миллисекунд производит оценку текущего энергопотребления карты на основании характера нагрузки, без применения аналоговых датчиков. При необходимости удержать мощность в пределах TDP выполняется переключение между Inferred States или, в критических случаях, даже сброс частоты до уровня Intermediate State.
В Radeon HD 7970 GHz Edition, разогнанном флагманском адаптере поколения Southern Islands, технологию PowerTune подрихтовали в связи с необходимостью выжать из него максимум производительности и одновременно сдержать и без того нескромное энергопотребление в разумных пределах. Во-первых, появился еще один из основных режимов — Boost State: за счет него увеличилась частота, которой может достигать GPU. Во-вторых, вместе с определенным значением частоты к каждому из основных режимов привязали свое напряжение питания. Хотя на мелких «ступеньках», Inferred States, действует напряжение ближайшего по отношению к ним верхнего основного режима. А поскольку смена основных режимов — достаточно редкое явление, энергопотребление GPU большую часть времени контролируется сравнительно неэффективным методом, коим является вариация тактовой частоты.
Наконец, в этой, предпоследней версии PowerTune опирается не только на предполагаемое энергопотребление видеокарты, но и на температуру GPU, которая опять-таки не измеряется аналоговым датчиком, а вычисляется аналитическим образом при заведомо известных качествах системы охлаждения. Таким образом, поведение PowerTune остается полностью детерминированным и гарантирует определенную производительность независимо от того, как хорошо устроено охлаждение в корпусе ПК.
Главное новшество реализации PowerTune в Radeon HD 7790 заключается в том, что AMD покончила с разделением режимов работы GPU на основные и промежуточные. Теперь существует восемь режимов, охватывающих диапазон частот от 300 до 1000 МГц, каждому из которых соответствует свое напряжение питания. В принципе, интервал в 100 МГц — это очень грубая регулировка, но AMD контролирует результирующее энергопотребление процессора способом, похожим на то, как яркость монитора регулируется с помощью ШИМ. То бишь PowerTune осуществляет резкий скачок частоты каждые 10 мс.
Если бы имелась возможность наблюдать колебания частоты GPU Bonaire в реальном времени, то график имел бы форму частой гребенки. В действительности для утилит мониторинга драйвер сообщает некое усредненное значение частоты в пределах небольшого временного «окна» (на глазок, чуть меньше 1 с), что является более наглядным отражением режима работы GPU. Кстати, в адаптерах Southern Islands PowerTune вовсе не сообщает реальную частоту GPU, ограничиваясь частотой, соответствующей активному основному режиму.
Как следствие этих изменений, благодаря активной манипуляции напряжением PowerTune более эффективно решает задачу энергосбережения по сравнению с предшествующими версиями, которые опирались главным образом на регулировку частоты. Типичное энергопотребление HD 7790 лишь на 5 Вт превышает уровень HD 7770, хотя транзисторный бюджет HD 7790 больше на 38% при такой же тактовой частоте. Кстати, отметим, что AMD в качестве меры энергопотребления указывает не TDP, то есть предельную расчетную мощность, а Typical Board Power — некий усредненный уровень. Если бы нам дали возможность сравнить HD 7770 и HD 7790 по привычному максимуму, то разница, возможно, была бы выше.
Кстати, применительно к HD 7790 PowerTune выглядит исключительно как функция «троттлинга», то есть сброса частоты в периоды особой нагрузки. Нет отдельной базовой частоты, которая гарантирована производителем для работы в 3D, и отдельного диапазона «разгонных» частот, в который GPU может кратковременно «влезать», если позволяют условия, поскольку нет режима Boost State, представленного в HD 7970 GHz Edition (и во второй версии HD 7950, которую по-тихому обновили таким же образом). Есть только пиковая частота в 1 ГГц и минимальные 300 МГц, между которыми возможны любые колебания. Вернется ли AMD к разделению режимов и частот на Boost и не-Boost в будущих моделях поколения Sea Islands, пока неизвестно, но в HD 7790 все обстоит именно так.
Вопреки возможным подозрениям, бездонный диапазон «троттлинга» GPU не означает того, что номинальная частота 1 ГГц является лишь пиковым значением, до которого карта добирается в редкие моменты, а в остальное время частота плавает в широких пределах. На самом деле, даже во время прохождения самых ресурсоемких бенчмарков в MSI Afterburner частота всегда равнялась номинальному 1 ГГц. По меньшей мере это значит, что GPU работает на максимальной частоте большую часть времени в пределах каждого интервала опроса. И даже при агрессивном разгоне реальная частота послушно следует за установленным значением базовой. А вот в 2D-режиме она активно скачет в диапазоне от 300 до ~735 МГц — это говорит нам о том, что мониторинг в реальном времени действительно работает.
Ну вот, кажется, разобрались с тем, какие изменения AMD опять внесла в свою энергосберегаующю технологию PowerTune. Остался только один вопрос, на который нет ответа: как оверклокинг влияет на лесенку из восьми шагов частоты? Повышает ли он только значение самого верхнего режима или равномерно растягивает все восемь ступеней по увеличенному диапазону? Кроме того, не совсем ясно, продолжает ли AMD вычислять температуру GPU так же, как и энергопотребление, — на основании нагрузки, или же в этот раз решили прибегнуть к помощи аналогового датчика.
Ну и — в завершение теоретической части обзора — о ценах. На рынке США рекомендованная цена Radeon HD 7790 составляет $149. В российской рознице задача AMD состоит в том, чтобы удержать ценник в пределах 5 тыс. рублей, что в действительности и наблюдается даже для разогнанных версий HD 7790. При такой цене серьезным конкурентом для новинки становится, помимо видеокарт NVIDIA, ближайший представитель семейства Southern Islands — Radeon HD 7850 в модификации с 1 Гбайт RAM, который в среднем лишь на 500 руб. дороже, но обладает заведомо большей производительностью. Неудивительно, что AMD, во избежание «каннибализации» внутри текущей линейки видеоадаптеров, досрочно прерывает жизненный цикл гигабайтной версии HD 7850.
Чтобы указать прямого соперника HD 7790 среди видеокарт NVIDIA, долго думать не надо. Как раз недавно была выпущена GeForce GTX 650 Ti BOOST, специально предназначенная для этой роли, и с точно такой же ценой на модификацию с 1 Гбайт набортной памяти.
Кстати, покупатели Radeon HD 7790 получают в комплекте бонусный пакет Never Settle Reloaded, в который входит купон на Bioshock Infinite (он, между прочим, примерно 900 рублей в Steam стоит. — прим. ред.). С более мощными адаптерами предлагается и больше бесплатных игр, и все же ключик на игру первой категории — приятное дополнение к недорогому устройству.
⇡#SAPPHIRE HD 7790 DUAL-X OC: технические характеристики, комплект поставки
Знакомиться с Radeon HD 7790 мы будем на примере предварительно разогнанной видеокарты производства SAPPHIRE. Частота GPU и видеопамяти у нее увеличена соответственно до 1075 и 6400 МГц. В московских интернет-магазинах она стоит почти столько же, сколько и образцы с референсными спецификациями: около 5 тыс. рублей.
Комплект поставки состоит из диска с ПО, бумажной документации, переходника DVI-VGA, кабеля питания и мостика CrossFireX. И еще один неожиданный аксессуар — кабель HDMI.
⇡#SAPPHIRE HD 7790 DUAL-X OC: конструкция
Карта охлаждается оригинальным кулером открытого типа. Радиатор с двумя массивными тепловыми трубками обдувает пара тихоходных «вертушек».
Подошва радиатора соприкасается не только с кристаллом GPU, но и с микросхемами памяти. Компоненты системы питания платы охлаждаются отдельным радиатором небольшого размера.
По набору видеоинтерфейсов HD 7790 отличается от старших видеокарт в линейке HD 7000. Вместо двух разъемов Mini DisplayPort здесь распаяна одна полноформатная версия плюс дополнительный выход Dual-Link DVI-D.
⇡#SAPPHIRE HD 7790 DUAL-X OC: плата
PCB видеокарты имеет оригинальный дизайн, отличный от дизайна референсной платы Radeon HD 7790. Система питания построена по шестифазной схеме: от четырех фаз контроллера ON Semiconductor NCP81022 питается GPU, еще две фазы отданы видеопамяти — для внутренних цепей и для буферов ввода-вывода соответственно.
Конфигурация тестового стенда | |
---|---|
CPU | Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46) |
Материнская плата | ASUS P9X79 Pro |
Оперативная память | DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9 |
ПЗУ | Intel SSD 520 240 Гбайт |
Блок питания | IKONIK Vulcan, 1200 Вт |
Охлаждение CPU | Thermalright Silver Arrow |
Корпус | CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Операционная система | Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 |
ПО для карт AMD | AMD Catalyst 13.3 Beta 3 + Catalyst Application Profiles 12.11 CAP2 |
ПО для карт NVIDIA | 314.07 (314.21 для GeForce GTX 650 Ti BOOST) |
Настройки AMD Catalyst Control Center | |
---|---|
Antialiasing | Use application settings |
Anisotropic Filtering | Use application settings |
Tesselation | Use application settings |
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality | Quality, Enable Surface Format Optimization |
Mipmap Detail Level | Quality |
Wait for V-Sync | Off, unless application specifies |
Anti-Aliasing Mode | Multi-sample AA |
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing | On |
Triple buffernig | Off |
Настройки NVIDIA Control Panel | |
Ambient Occlusion | Off |
Anisotropic Filtering | Application-controlled |
Antialiasing — Gamma correction | On |
Antialiasing — Mode | Application-controlled |
Antialiasing — Settings | Application-controlled |
Antialiasing — Transparency | Off |
CUDA — GPUs | All |
Maximum pre-rendered frames | 3 |
Multi-display/mixed-GPU acceleration | Multiple display performance mode |
Power management mode | Adaptive |
Texture filtering — Anisitropic sample optimization | Off |
Texture filtering — Negative LOD bias | Allow |
Texture filtering — Quality | Quality |
Texture filtering — Trilinear optimization | On |
Threaded optimization | Auto |
Triple buffering | Off |
Vertical sync | Use the 3D application settings |
Набор бенчмарков | ||||
---|---|---|---|---|
Программа | API | Настройки | Режим тестирования | Разрешение |
3DMark 2011 | DirectX 11 | Профили Performance, Extreme | - | - |
3DMark | DirectX 11 | Тест Cloud Gate | - | - |
Unigine Heaven 2 | DirectX 11 | DirectX 11, макс. качество, тесселяция в режиме Extreme | AF 16x, AA off | 1680x1050 / 1920х1080 |
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool | DirectX 10 | DirectX 10, макс. качество. Демо Frost Flythrough | AF 16x, AA off | 1680x1050 / 1920х1080 |
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark | DirectX 11 | DirectX 11, макс. настройки, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. | AF 16x, Analytical AA | 1680x1050 / 1920х1080 |
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool | DirectX 11 | DirectX 11, макс. качество, текстуры высокого разрешения. Миссия A Walk in the Park | AF 16x, Post MSAA + Edge AA | 1680x1050 / 1920х1080 |
Far Cry 3 + FRAPS | DirectX 11 | DirectX 11, макс. качество, HDAO. Начало миссии Secure the Outpost | AF, AA off | 1920х1080 / 2560х1440 |
Battlefield 3 + FRAPS | DirectX 11 | Макс. качество. Начало миссии Going Hunting | AF 16x, MSAA off + FXAA | 1680x1050 / 1920х1080 |
Crysis 3 + FRAPS | DirectX 11 | Макс. качество. Начало миссии Post Human | AF 16x, AA off | 1920х1080 / 2560х1440 |
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | AF, AA off | 1680x1050 / 1920х1080 |
DiRT Showdown. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество, Global Illumination вкл. Трасса Shibuya, 8 машин. | AF, AA off | 1680x1050 / 1920х1080 |
В тестировании приняли участие следующие видеокарты:
⇡#Разгон, температура, энергопотребление
Подобно другим адаптерам семейства Radeon HD 7000, новинка продемонстрировала впечатляющий оверклокерский потенциал. Частоту GPU легко удалось поднять со штатных 1075 до 1200 МГц. Вероятно, и это не предел, потому что текущая версия BIOS и графического драйвера просто не позволяет зайти выше, а частота видеопамяти (6400 МГц) и вовсе установлена на максимум. Кроме того, утилиты для разгона не имеют доступа к напряжению на процессоре HD 7790. Возможно, это временное ограничение. С другой стороны, может, он уже и не появится в связи с изменениями в работе PowerTune. Как бы то ни было, даже с имеющимися средствами можно без труда придать HD 7790 ощутимое число дополнительных мегагерцев. Главное, чтобы за разгоном последовало соответствующее увеличение производительности. После откровенно разочаровывающих результатов оверклокинга видеокарт NVIDIA последнего поколения аналогичная технология автоматического контроля частоты GPU от AMD вызывает подозрения на этот счет.
По максимальному энергопотреблению — о чудо! — HD 7790 не продемонстрировал отличий от HD 7770, хотя AMD и не обещала такого результата, и сравнивает видеокарты всего лишь по типичной потребляемой мощности. GeForce GTX 650 Ti выглядит немного более экономичным по сравнению с HD 7790, а GTX 650 Ti BOOST — наоборот, заметно более прожорлив.
Поскольку мы тестируем Radeon HD 7790 в модификации SAPPHIRE с оригинальным кулером открытого типа, немного нечестно будет сравнивать его с референсными турбинками, которыми оснащены другие участники тестирования. И тем не менее GPU на плате HD 7790 нагревается меньше как по сравнению с Cape Verde в HD 7770, так и с Pitcairn в HD 7850.
⇡#Производительность, синтетические тесты
3DMark 2011 (DirectX 11)
3DMark (DirectX 11)
Unigine Heaven 2 (DirectX 11)
⇡#Производительность, игровые тесты
Crysis Warhead (DirectX 10)
Metro 2033 (DirectX 11)
Crysis 2 (DirectX 11)
Far Cry 3 (DirectX 11)
Crysis 3 (DirectX 11)
Battlefield 3 (DirectX 11)
Batman: Arkham City (DirectX 11)
DiRT Showdown (DirectX 11)
⇡#Radeon HD 7790 vs HD 7850 (1 Гбайт) vs GeForce GTX 650 Ti vs GTX 650 Ti BOOST (2 Гбайт)
Во всех бенчмарках HD 7790 показывает большую производительность по сравнению с GeForce GTX 650 Ti, хотя превосходство подчас мизерное. Исключением является лишь Batman: Arkham City.
Сравнение же с GeForce GTX 650 Ti BOOST нельзя считать полностью корректным, ибо мы тестировали версию последнего с 2 Гбайт RAM, в то время как прямым конкурентом HD 7790 по цене является гигабайтный GTX 650 Ti BOOST. И все же вряд ли результаты этой карты в использованных бенчмарках сильно зависят от объема памяти. К примеру, разница между Radeon HD 7850 с одним и двумя гигабайтами «мозгов» проявилась только в Crysis 3. Но в таком случае придется признать, что HD 7790 не идет ни в какое сравнение со своим прямым конкурентом по цене – GTX 650 Ti BOOST!
То же относится и к Radeon HD 7850 с 1 Гбайт памяти, которому предстоит освободить место для HD 7790. Несмотря на то, что эти карточки теоретически обладают одинаковой скоростью текстурирования и обработки шейдеров, вдвое большее число контроллеров памяти и ROP обеспечивает HD 7850 серьезное преимущество.
⇡#SAPPHIRE HD 7790 DUAL-X OC: заводской разгон и разгон вручную
Как обычно и бывает, консервативный заводской разгон карточки SAPPHIRE оказывает скромное влияние на игровую производительность. Предельный разгон вручную по сравнению с референсными спецификациями, напротив, дает ощутимое увеличение скорости. Обновленная технология PowerTune в Radeon HD 7790 на эффективность оверклокинга не влияет: прирост производительности относительно прироста частоты соответствует тому, что мы наблюдали, например, в HD 7770.
Radeon HD 7790, будучи первым представителем семейства Sea Islands, демонстрирует важную особенность грядущих видеокарт AMD — полностью переработанный механизм энергосбережения PowerTune, благодаря которому карта имеет возможность более гибко регулировать напряжение питания GPU. Кроме того, драйвер AMD наконец-то позволяет наблюдать колебания тактовой частоты графического процессора в реальном времени, пусть и предъявляется не мгновенное значение частоты, а усредненное в течение некоего интервала опроса.
На поверку HD 7790 потребляет не больше энергии, чем HD 7770. Хотя нам все еще непонятно, каким образом удалось добиться такой эффективности, ведь в 3D-режиме GPU практически всегда работает на максимальной частоте, а сам кристалл Bonaire содержит на 38% больше транзисторов по сравнению с Cape Verde. Тем не менее факт налицо, и можно только надеяться, что эта тенденция продолжится и в других видеокартах Sea Islands.
С точки зрения производительности HD 7790 заполняет пробел в модельном ряду AMD между HD 7770 и HD 7850, расположившись примерно посередине между ними. Ранее в этой категории можно было обнаружить только предложение от конкурента — GeForce GTX 650 Ti, и именно он стал ближайшим соперником HD 7790. Однако равной заменой друг другу они не являются. HD 7790 немного быстрее, но и дороже на 700-1 000 рублей. Стоит ли небольшое преимущество в производительности этой наценки — вопрос открытый.
С другой стороны, у NVIDIA теперь есть GeForce GTX 650 Ti BOOST, и он, как на беду для HD 7790, продается ровно за такую же сумму в модификации с 1 Гбайт памяти. Как показывают бенчмарки с разрешением и настройками, соответствующими видеокартам этой категории, объем RAM 1 Гбайт пока не особо ограничивает производительность, и GTX 650 Ti BOOST, работая на равных с Radeon HD 7850, не оставляет HD 7790 никаких шансов. Кстати, гигабайтная версия Radeon HD 7850 также выглядит более выгодной покупкой, пока AMD не зачистила рынок от нее.
Чтобы увести HD 7790 от сравнения с GTX 650 Ti BOOST, AMD следует уменьшить рекомендованную цену новинки хотя бы до 4 300-4 500 руб. В таком случае она займет ценовую ячейку, адекватную своим возможностям. Еще лучше было бы скинуть цену до 4 тысяч, выйдя на прямую конфронтацию с GTX 650 Ti. Кстати, не исключено, что цена HD 7790 действительно снизится в скором времени. AMD открыта для мнений со стороны и наверняка имеет пространство для маневра в ценах на видеоадаптер с GPU, который специально был предназначен для этого сегмента.
P.S. Со времени написания статьи цены на Radeon HD 7790 уже падают на глазах. В интернет-магазинах появились отдельные позиции по цене около 4,5 тыс. рублей. Так гораздо лучше.