Свежая фотокамера Olympus PEN E-P5 вобрала в себя все лучшее, но не от прямой предшественницы — PEN E-P3, а от прошлогоднего флагмана компании – аппарата OM-D E-M5. И это само по себе необычно. В новинке используется аналогичный 16-Мп CMOS-сенсор и пятиосевой стабилизатор изображения. Скорость серийной съемки осталась неизменной – 9 кадров в секунду, зато минимальная выдержка сократилась до 1/8000 с, что делает PEN E-P5 одним из лидеров в своем классе. Но и это еще не все. В Olympus наконец-то оснастили камеру подсветкой зоны фокуса при ручной фокусировке, а на десерт предлагают встроенный модуль Wi-Fi. Не стоит забывать, что всё это заключено в небольшой «беззеркальный» корпус.
В настоящее время у производителей, точнее у дизайнеров беззеркальных камер многих компаний наблюдается тяга к заимствованию черт у ретрофотоаппаратов. О полном копировании речи не идет – скорее здесь имеет место некоторая смесь современных наработок и не очень-то хорошо забытого старого. Вполне уместно вспомнить, что компания Olympus является чуть ли не родоначальницей подобной моды – виной всему тот самый OM-D E-M5, который одним из первых на рынке перенял ретрочерты. С тех пор японский гигант продолжает вдохновляться пленочными фотоаппаратами. PEN E-P5, само собой, тоже совмещает в себе старину и современный технодизайн.
Olympus PEN E-P5 с «китовыми» объективом M.ZUIKO DIGITAL 17mm 1:1,8 и электронным видоискателем VF-4
Olympus PEN E-P5 поставляется на рынок в трех цветах – черном с серебряными вставками, полностью черном и белом с бежевыми элементами. В любом из трех вариантов камера выглядит очень интересно, так что многие потенциальные покупатели наверняка столкнутся с пресловутой «проблемой выбора». В данном вопросе мы вам, уважаемые читатели, не советчики. Производитель отмечает: «Не только покраска, но и обработка элементов корпуса различна для модели каждого цвета». И это позволяет придать камерам действительно уникальный внешний вид.
Внимание к мелочам – основа дизайна PEN E-P5. Корпус фотоаппарата пронизывают металлические вставки. Новый логотип Olympus на лицевой панели является недвусмысленным реверансом в сторону всё тех же пленочных камер серий PEN F/FT/FV, появившихся на свет в 60-70-х годах прошлого столетия. Неизменным остался только байонет – разумеется, камера умеет работать с объективами формата Micro 4/3.
Продолжая тему «мелочей», сами представители компании заостряют внимание на том, что панель управления, диск выбора режимов съемки, кнопка спуска, клавиши навигации и смены объектива – все эти небольшие элементы выполнены из металла, что добавляет камере солидности. «Ни одна деталь не оставлена без внимания!» – и это действительно так. Стоит несколько минут подержать камеру в руках, как становится понятно, что Olympus PEN E-P5 отличает внимание дизайнера к каждому, даже самому незначительному элементу корпуса.
Olympus PEN E-P5 – колесико выбора режимов
Расположение элементов управления у E-P5 вполне привычное, однако воздерживаться от чтения инструкции мы не рекомендуем никому – у новинки слишком много режимов съемки, о существовании которых могут не догадываться даже продвинутые пользователи. Уникальной в своём роде является двухдисковая система управления, которую в Olympus называют 2x2. Настроить её можно в меню по собственному вкусу.
Olympus PEN E-P5 – верхняя панель
На верхней панели, под указательным пальцем правой руки находится клавиша спуска затвора, под которой прячется колёсико для изменения параметров съемки. Рядом находится диск переключения режимов, механический выключатель камеры и функциональная клавиша. Элементы расположены удобно, тянуться пальцем не приходится ни к одному из них. В левой части панели прячется встроенная вспышка с ведущим числом 7, в центральной – «горячий башмак» для подключения внешней вспышки и других аксессуаров.
Olympus PEN E-P5 – поворотный дисплей на задней панели
Дисплей на задней панели Olympus PEN E-P5 поворотный, хотя заметно это далеко не сразу. Дело в том, что крепежные элементы спрятаны вглубь корпуса. Экран может вращаться только в вертикальной плоскости, но и этого обычно достаточно для комфортной съемки с неудобных ракурсов.
Olympus PEN E-P5 – задняя панель
Рядом с дисплеем находятся стандартные элементы управления: джойстик, использующийся для установки различных параметров съемки, клавиши просмотра и удаления снимков и кнопка видеосъемки.
Olympus PEN E-P5 – правый торец
На правой боковой панели, под специальной заглушкой находятся интерфейс microHDMI для подключения камеры к ТВ-панели и выход miniUSB.
Olympus PEN E-P5 – нижняя панель
На нижней панели приютились резьба для установки камеры на штатив и общий отсек для аккумулятора и карточек памяти SD/SDXC. В руках камера лежит как влитая, выскочить из них, благодаря шершавым материалам отделки, не норовит, однако от ремешка в целях безопасности отказываться не следует. Собрана камера отлично – ни люфтов, ни подозрительных поскрипываний обнаружено не было, однако падение на асфальт с полутораметровой высоты она вряд ли переживет.
Olympus PEN E-P5 | |
---|---|
Матрица | Live MOS Four Thirds 17,3x13 мм (тип сенсора: CMOS) |
Процессор | TruePic VI |
Пикселей (всего) | 17,2 млн |
Количество эффективных пикселей | 16,1 млн |
Стабилизатор изображения | Встроенный, пятиосевой |
Форматы фото | JPEG RAW RAW + JPEG |
Формат видео | MOV (H.264) |
Встроенный микрофон | Стерео |
Разрешение видео | 1920х1080 (30 кадров/секунду) 1280x720 (30 кадров/секунду) |
Конструкция объектива | Micro 4/3 |
Режимы фокусировки | Автоматический, выбор точки, следящий, непрерывный, распознавание лиц, фокусировка по касанию, ручной |
Точек фокусировки | 35 |
Серийная съемка, кадров в секунду | 9 (5 при следящем автофокусе) |
Экспонометрия | Оценочный, центровзвешенный, точечный замеры |
Компенсация экспозиции | От -3 EV до +3 EV с шагом 1/3 EV, 1/2 EV и 1 EV ступени |
АЕ брекетинг | От -5 EV до +5 EV (2, 3, 5 кадров с 1/3 EV, 2/3 EV, 1 EV ступени) |
Диапазон выдержек, с | 1/8000–60 |
Баланс белого | Предустановленных значений: 8; Ручная установка: да; Брекетинг баланса белого: да (3 кадра; 2, 4 или 6 шагов) |
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте | Авторежим: 200-1600; Ручной режим: 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800, 16000, 20000, 25600 |
Таймер спуска, с | 2 или 10 |
Сюжетные режимы | Портрет, пейзаж, портрет на фоне пейзажа, ночной портрет, спорт, дети, макро, закат, документ, панорама, фейерверк, пляж и снег, эффект «рыбий глаз», эффект миниатюры (tilt-shift) |
Видоискатель | Опциональный |
Встроенная вспышка | Есть Ведущее число: 7; синхронизация по I или II шторке; Время синхронизации: 1/320с |
Громкоговоритель | Моно |
Дисплей | 3,0-дюймовый, 1,04 млн точек Сенсорный, поворотный в вертикальной плоскости |
Встроенная флеш-память | Нет |
Носители данных | SD / SDHC / SDXC |
Интерфейсы | USB 2.0, HDMI |
Wi-Fi-модуль | Встроенный |
Источник питания | Литий-ионный аккумулятор Запас заряда: 330 снимков при комнатной температуре |
Габариты, мм | 122x70x37 |
Масса, г | 420 (с аккумулятором/без объектива) |
Ориентировочная цена | $1 000 (только камера); $1 450 (с «китовым» объективом M.ZUIKO DIGITAL 17mm 1:1,8 и видоискателем VF-4) |
Ставка, сделанная на скорость работы, сыграла. По быстродействию камера сопоставима с зеркалками начального уровня. В Olympus PEN E-P5 удобно настраивается буквально все – профессионалы будут рады. Пятиосевой стабилизатор изображения, основанный на сдвиге матрицы, является одним из лучших среди тех, что нам доводилось видеть. Можно добиться резкости даже при съемке на выдержке 1/20 с без использования штатива. При попытке нарочно сымитировать «тряску» камера все равно выводила на экран кадры, снятые будто со штатива.
Olympus EP-5, 75-300 mm f/4.8-6.7 ED, f/20, 1/20, ISO 200. Изображение в оригинальном разрешении
Благодаря оптическому стабилизатору открываются расширенные возможности съемки, такие как, например, автоматическое определение режима панорамирования (то есть фиксирования быстро движущихся объектов с резким смещением камеры вдоль одной оси).
В данной модели фотокамеры улучшена функция фокусировки на мельчайших объектах Super Spot AF, доступная благодаря тому же 5-осевому стабилизатору, который обеспечивает устойчивую картинку без «шевеленки» при ручном выборе одной из 800 зон фокусировки по всей области кадра в режиме увеличенного просмотра. Быстрая автофокусировка FAST AF с высокой скоростью отклика позволит снимать быстродвижущиеся объекты без задержки спуска затвора. Хочется также обратить внимание на быстроту серийной съемки: до 9 кадров в секунду (5 кадров/с со следящим автофокусом).
В программную начинку Olympus E-P5 встроено немало различных творческих режимов и художественных фильтров. Интересной функцией является «Последовательная съемка», позволяющая создать 10-секундный ролик из нескольких кадров (от 1 до 99) в определенный временной промежуток – от 1 секунды до 24 часов. Итоговый ролик, называющийся timelapse, из полученного фоторяда будет сгенерирован автоматически. Понравилась нам и функция подтверждения зоны фокуса, позволяющая убедиться в точности ручного наведения резкости с помощью выделения наиболее контрастной зоны черным или белым цветом. Такой режим будет особенно актуальным для тех, кто предпочитает фотографировать на портретные или макрообъективы, то есть на «линзы» с очень малой глубиной резкости.
Представители компании Olympus настойчиво акцентировали наше внимание на том факте, что в распоряжение журналистов был предоставлен предсерийный образец PEN E-P5, и качество снимков финального варианта фотокамеры может отличаться. Но так или иначе, а первое мнение о новинке мы вынуждены были составить по результатам именно этого экземпляра.
Olympus PEN E-P5 хорошо справляется со съемкой в условиях низкой освещенности на повышенных значениях ISO.
Olympus E-P5, 17 mm, f/1,8, 1/8000, ISO 25600 Изображение в оригинальном разрешении
Особых нареканий к режиму сверхвысокой чувствительности нет, кроме появления всевозможных контрастных артефактов и понижения цветовой насыщенности картинки – все-таки настройка экстренная и на повседневную съемку не рассчитана.
Olympus E-P5, 17 mm, f/1,8, 1/8000, ISO 12800 Изображение в оригинальном разрешении
При ISO 12800 детали становятся более резкими и осязаемыми, общее качество картинки уже намного лучше, чем на предыдущем фото. Однако контрастный и цветовой шумы приносят все-таки значительную потерю в качестве изображения.
Olympus E-P5, 17 mm, f/1,8, 1/4000, ISO 6400 Изображение в оригинальном разрешении
При значении чувствительности ISO 6400 остается заметным только контрастное зерно, побочный цветовой вклад шумов минимален.
Olympus E-P5, 17 mm, f/1,8, 1/800, ISO 1250 Изображение в оригинальном разрешении
Удобна возможность выбора дробных значений ISO (например, 1250, 640), получившая широкое распространение в зеркальных камерах. В целом можно отметить, что высокие значения светочувствительности позволяют использовать данную фотокамеру в условиях недостаточной освещенности, однако артефакты сжатия JPEG с повышением значения ISO (более 1600) становятся наиболее заметными, снижая качество прорисовки контрастных деталей картинки. В официальном представительстве обратили внимание на то, что показанные модели камер являются предсерийными, и многое еще может измениться. Так что строго судить о качестве съемки пока что рановато.
В целом качество изображения Olympus E-P5 оставляет очень хорошее впечатление – эта фотокамера способна конкурировать с начальными зеркалками.
Помимо новой «беззеркалки», Olympus представила и новые аксессуары для своих камер. Компания продемонстрировала съемный видоискатель нового поколения – VF-4 – c большим LCD-дисплеем высокого разрешения (2,36 млн пикс.) и полным охватом кадра. При взгляде в него можно и вправду подумать, что он оптический – уж очень реалистичной получилась цветопередача, да и резкость картинки хороша. Видоискатель поворотный, его можно зафиксировать в любом удобном положении. На корпусе фотокамеры есть датчики приближения, которые отключают экран и включают дисплей видоискателя во время его использования.
В качестве приятного бонуса японский гигант обновил линейку объективов с фиксированным фокусным расстоянием — встречайте сразу три «стекла»: M. Zuiko Digital 17mm F 1,8 BLK, M. Zuiko Digital 45mm F 1,8 BLK, M. Zuiko Digital 75mm F 1,8 BLK. Маркировка BLK означает, что все три модели выполнены в одном строгом классическом стиле: черный блестящий металлический корпус с рифлеными металлическими же кольцами фокусировки. Эту линейку объединяет и одинаковая светосила – f /1,8, благодаря чему от новых линз следует ожидать красивого размытия фона.
Olympus E-P5, 75 mm, f/1,8, 1/2000, ISO 200 Изображение в оригинальном разрешении
Объектив с фокусным расстоянием 75 мм оказался весьма резким для портретника. Мягкое размытие фона на открытой диафрагме (f /1,8) позволяет снимать на него красивые портреты.
Olympus E-P5, 17 mm, f/1,8, 1/160, ISO 200 Изображение в оригинальном разрешении
Olympus E-P5, 17 mm, f/1,8, 1/80, ISO 800 Изображение в оригинальном разрешении
Широкоугольный объектив M. Zuiko 17 мм также показывает хорошую картинку и не вызывает критики относительно качества изображения.
Управление камерой по Wi-Fi с планшета
Достаточно оригинально организована функция сопряжения фотокамеры с другими устройствами, например с планшетами или смартфонами. Olympus не использует технологию NFC, которая отлично реализована в моделях конкурентов (например, Panasonic), но зато его можно соединить «по воздуху» с любым мультимедийным устройством, в том числе с iPad или iPhone. Для активации соединения необходимо скачать бесплатное приложение Olympus Image Share, после запуска которого будет предложен QR-код. Его нужно сфотографировать на камеру гаджета, после чего автоматически установится соединение между устройствами. Проворачивать подобную операцию нужно только один раз. Впоследствии гаджеты будут сами «узнавать» друг друга. Приложение позволяет обмениваться выбранными фотографиями, ставить геометки, прикреплять данные на карту, а также фотографировать на камеру, управляя ей непосредственно со смартфона или планшета.
На первый взгляд, Olympus PEN E-P5 получился удачным фотоаппаратом. Заметим, что познакомиться с устройством подробнее нам только предстоит при полноценном тестировании. За то время, что мы провели с новинкой, PEN E-P5 показала себя исключительно с лучших сторон, не в последнюю очередь благодаря уникальным технологиям компании. Каких-либо явных недостатков у камеры нет.
Кроме, пожалуй, одного – цены. В который раз мы убеждаемся, что за все хорошее нужно платить. Примерная стоимость камеры со стандартным объективом и видоискателем составляет 40-45 тысяч рублей. Столько же просят за продвинутые (не начальные!) зеркалки таких фотогигантов, как Canon и Nikon. Что выбрать – компактную и легкую фотокамеру с хорошими характеристиками или громоздкий, но более совершенный зеркальный аппарат – решать вам. А нам предстоит длительное тестирование, с результатами которого мы познакомим вас позже.