Все люди разные. У каждого есть свои предпочтения в одежде, своя манера выражаться, свои взгляды на окружающий мир. Но при всем разнообразии характеров и вкусов образ современного человека сегодня нельзя представить без наушников.
Это устройство может изолировать от внешнего мира, может служить средством коммуникации или показывать высокий материальный статус владельца. Если на случайном прохожем вы не видите наушников, это вовсе не означает, что у этого человека их нет. Они могут лежать дома рядом с компьютером, в рюкзаке или находиться в нагрудном кармане рубашки вместе с MP3-плеером.
Двадцать первый век наполнен смартфонами, планшетами, автомобилями и прочими вещами, которых раньше не было. Обычному человеку в этом электронном мире стало тесно, и он хватается за любые способы расширить свое личное пространство — присматривается к очкам дополненной реальности, выдумывает виртуальные миры и, конечно же, использует наушники. Они все разные — с амбушюрами и без, большие и маленькие, с проводом и беспроводные, металлические, деревянные и пластиковые.
Раньше все было не так. Не было марки Monster, не было вкладышей и внутриканальных наушников, не было беспроводных моделей и не было столь популярных сегодня наушников с системой активного шумоподавления.
Откуда же взялось такое многообразие? Кто положил начало целой эпохе портативного звука? Как выглядели самые первые наушники и кому мы обязаны всеми этими особенностями? Дать ответ на этот вопрос очень сложно, но мы попробуем разобраться.
⇡#Звуки тишины: кто изобрел Active Noise Cancelling?
На развитие наушников оказали влияние многие люди, имена которых совсем неизвестны широкому кругу. Например, вам говорит что-нибудь имя Амар Боуз (Amar G. Bose)? Самые продвинутые меломаны уже, конечно, догадались, что имя этого человека использовано в названии Bose Corporation, одной из лучших компаний по производству аудиотехники.
Амар Боуз по происхождению американец с бенгальскими корнями. Этот ученый включен в десятку ведущих новаторов Массачусетского технологического института за все время существования этого вуза под номером девять.
Гордиться учебному заведению есть чем. Амар за свою жизнь сделал столько открытий и изобретений, что хватило бы на целую группу ученых. Например, автомобильная акустика в машинах самых лучших марок (Mercedes, Jaguar, Audi, Honda, Mazda и многих других) устанавливается именно марки Bose. А еще благодаря этому человеку на прилавках магазинов теперь можно найти качественные наушники с активным шумоподавлением (Active Noise Cancelling — ANC). Их Амар разработал задолго до эры смартфонов и мобильных гаджетов.
Созданный им первый прототип наушников с системой ANC использовался при проектировании гарнитур для пилотов воздушных транспортных средств — самолетов и вертолетов.
По словам доктора Боуза, все его открытия и технологические идеи рождались в голове молниеносно. Так, например, когда в 1978 году Амар летел на самолете в Европу, он обратил внимание на то, что стандартные наушники, которые предлагаются пассажирам авиакомпании, выполняющей рейс, не дают возможности в полной мере наслаждаться музыкой во время полета. Его так раздражал гул двигателей, от которого закладывало уши, что Боуз стал думать, как этот шум можно устранить с точки зрения физики. Найденная идея была очень проста, эффективна и понятна любому школьнику. Шум — это звуковые волны. А любую волну можно погасить, если послать ей навстречу аналогичную волну в противофазе. Значит, чтобы устранить звуковой сигнал в ухе, нужно воспроизвести в наушнике сигнал такой же амплитуды, но «перевернутый» по фазе. Осталось только реализовать данную идею на практике, что Боуз и сделал.
Хорошей рекламой и доказательством эффективности этой системы послужила специальная гарнитура, предназначенная для пилотов самолета Rutan Voyager. Ее создали коллеги Боуза в 1986 году на основе разработанного им прототипа наушников с системой активного шумоподавления. Самолет Rutan Voyager совершил первый в мире межконтинентальный беспосадочный перелет, облетев без дозаправки всю Землю. Бёрт Рутан (Burt Rutan), который создавал самолет и был его пилотом, впоследствии сконструирует частный cуборбитальный пилотируемый космический корабль многоразового использования SpaceShipOne. А Боуз, в свою очередь, создаст множество авиационных гарнитур, в том числе и SpaceShipHeadset, предназначенную для защиты слуха астронавтов.
Практически одновременно с Bose на рынок авиационных гарнитур с активным шумоподавлением вышли модели немецкой фирмы Sennheiser, которая еще с 1982 года поставляла авиационные гарнитуры компании Lufthansa. Но все-таки пальма первенства была у Bose, ведь Sennheiser стала делать такие гарнитуры только в 1988 году.
Изучать историю возникновения наушников — все равно что разбирать запутанный детектив. Стоит только подумать, что ты нашел автора изобретения, как вдруг оказывается, что на самом деле был кто-то, кто додумался до этого еще раньше. Например, компания Bose первой сделала массовые наушники с ANC, однако сам принцип подавления нежелательного звука противофазным сигналом был придуман вовсе не Амаром Боузом.
В декабре 1959 года (всего через год после шума, который наделали парни из KOSS своим изобретением стереонаушников для прослушивания музыки) Виллард Микер (Willard F.Meeker) совместно с другими учеными, работающими на военную промышленность, представил модель наушника, способного «защищать слух» от внешних воздействий. Это была абсолютно рабочая модель, которая использовала систему подавления шума сигналом, смещенным по фазе. Наушник не сохранился, но осталась брошюра с отчетом о выполненной работе, в которой можно увидеть очертания экспериментальной модели наушников.
Но и тут мы не можем согласиться с тем, что Виллард Микер с коллегами были первыми, кому пришло в голову использовать принцип ANC. Принцип очень прост и очевиден, поэтому инженеров, которые видели перспективы применения технологии ANC, в истории хватало.
Так, например, в дебрях патентного архива можно найти любопытный документ аж от 1934 года. Американский изобретатель Пол Люэг (Paul Lueg)... нет, он не сделал наушники с ANC. Он лишь запатентовал технологию обнуления синусоидальных тонов громкоговорителя за счет все той же системы противофазного сигнала.
⇡#Гарнитуры Plantronics — «гигантский скачок для всего человечества»
Боуз внедрил свою технологию активного шумоподавления для авиационных гарнитур лишь в конце прошлого века, но качественные гарнитуры существовали задолго до того, как мир узнал имя Bose.
Когда 20 июля 1969 года Нил Армстронг ступил на поверхность Луны, весь мир услышал его знаменитую фразу: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Говорил он эти слова в микрофон гарнитуры Plantronics. Основанная в 1961 году в США Вильямом Плантом (W.William Plant), компания Plantronics уже на второй год своего существования занималась разработкой устройств связи для NASA. Нужно отдать должное этой марке. За свою долгую историю компания Plantronics ориентировалась исключительно на устройства связи. Главным приоритетом было производство гарнитур для call-центров, наушников для космической, военной и гражданской авиации.
Быть может, именно потому, что все эти годы Plantronics уделяла внимание узкой специализации, ее гарнитуры остаются неизменно качественными. Даже когда наступило время освоить рынок компьютерных гарнитур, бренд Plantronics никогда не обещал высочайший класс звучания своих наушников, зато всегда гарантировал исключительно хорошую передачу голоса.
⇡#Sennheiser: открытие открытых наушников
Основатель немецкой фирмы Sennheiser Фриц Зеннхайзер (Fritz Sennheiser) любил пускаться в размышления и делать философские выводы относительно того, почему именно инженерам его компании удалось создать первую в мире модель динамических наушников с открытой конструкцией. «Мы всегда давали большую свободу нашим инженерам», — не без гордости за свою компанию говорил он как-то в интервью, будучи уже в преклонном возрасте.
Отец-основатель империи Sennheiser прожил долгую жизнь и скончался в возрасте 98 лет в 2010 году. Все эти годы были использованы Фрицем, что называется, «по полной». Уже в 11 лет маленький мальчик самостоятельно собрал свой первый радиоприемник из обмотки, вольфрамовой иглы, кристалла и двадцатиметрового куска проволочной антенны, а в 1945-м появился бренд Sennheiser. Правда, изначально наушникам не уделялось должного внимания. Главный товар, который предлагал немецкий производитель, — микрофоны. И лишь в 60-х годах сфера деятельности Sennheiser была расширена.
В 1968 году одному из инженеров немецкой компании пришло в голову, что качество звука можно заметно улучшить, если просто не закрывать обратную сторону драйвера. Это простое и гениальное открытие сделало переворот в производстве наушников.
До сих пор все головные телефоны были громоздкими и неуклюжими. Новое изобретение сделало возможным создание портативных легких наушников, которые тут же стали пользоваться огромной популярностью. Первой моделью наушников с открытой конструкцией от Sennheiser была HD 414.
Даже сами разработчики не ожидали, какой успех будет ей сопутствовать. Всего немецкой компанией было продано более 10 миллионов пар, что сделало HD 414 одной из самых продаваемых моделей наушников за все время существования портативного аудио. К тому же немало дохода компании принесли отчисления, выплачиваемые за использование запатентованной ею технологии.
Между созданием стереофонических наушников Koss в 1958 году и изобретением первой пары открытых наушников Sennheiser произошло событие, которое сильно повлияло на представление о качественном звуке в среде меломанов. Речь идет о том, что в 1959 году инженеры японской компании Stax (которая тихо и незаметно существовала с 1938 года, выпуская, главным образом, конденсаторные микрофоны) придумали кардинально иной способ воспроизведения звука и представили первую модель электростатических наушников.
Наушники с электростатическими излучателями работали по по иному принципу, нежели прочие динамические наушники, которые продавались в то время. В них использовалась тончайшая мембрана, помещенная между двумя электродами. Чтобы мембрана двигалась и создавала звуковые колебания, на электроды подавался высокий потенциал, порядка нескольких сотен вольт. Результат — невероятно низкий коэффициент гармонических искажений и высокая чувствительность принципиально новых наушников.
Электростатические наушники могли работать только со специальными усилителями, что сказывалось на их цене и не способствовало большой популярности. Этот класс наушников до сих пор считается самым высоким — Hi-End. Цена на электростатические наушники даже сегодня составляет тысячи долларов.
Судьба бренда Stax сложилась неоднозначно. В 1995 году эта компания была признана банкротом, однако уже в 1996-м снова восстановила свою деятельность. В 2011 году она была полностью поглощена относительно молодой пекинской компанией Edifier Technology. Президент компании Edifier Вендонг Занг (Wendong Zhang) заверил, что бренд Stax продолжит свое существование и будет вести дальнейшую работу по созданию наушников.
В статье «Koss: от дивана до легенды» мы довольно подробно рассказали о том, как Джону Коссу (John C Koss) и Мартину Ланге (Martin Lange Jr.) удалось перевернуть представление о роли наушников в жизни человека. Для тех, кто не читал эту статью, скажем, что именно KOSS SP-3 стали первыми наушниками, которые позиционировались для прослушивания музыки. Надев головные телефоны в первый раз, многие были ошарашены эффектом стерео, который без наушников просто терялся.
Но попробуйте сказать что-нибудь о KOSS сотруднику немецкого концерна Beyerdynamic, и он тут же замашет руками «Что вы, что вы! Первые наушники сделали мы!» И доля правды в этом есть. Под «первыми» наушниками в данном случае подразумевается легендарная модель DT-48, выпущенная в 1937 году. Она оказалась настолько удачной, что продается и по сей день.
Разумеется, технология производства была изменена, но параметры модели от этого не пострадали, а дизайн современной модификации DT-48 максимально приближен к оригинальному исполнению 1937 года.
Однако еще до Ойгена Байера (Eugen Beyer) наушники вовсю использовались человеком.
⇡#20-е годы: наушники для радио
Необходимость в наушниках возникла практически сразу после открытия беспроводной связи, или, попросту говоря, радио.
Поначалу о радио знали немногие. Для простых людей, которые все еще пользовались огнем для освещения ночью, электричество было чем-то непонятным и волшебным. Чтобы донести до них, что представляет собой радио, нужно было вести разъяснительную работу. Поэтому в 1923 году правительство США выпустило брошюру «Сборка и эксплуатация простой домашней радиоприемной техники» (Construction and Operation of a Simple Homemade Radio Receiving Outfit), в которой «на пальцах» объяснялось, как в домашних условиях сделать простейший детекторный приемник. Нам больше всего в этой брошюре интересны иллюстрации.
Обратите внимание на предмет, через который выводится звук, — оказывается, наушники уже к этому времени изобретены. Так что Ойген Байер не мог быть первым в этой области. Наушники производились в большом количестве и активно использовались.
Наушники двадцатых годов выпускались только высокоомные (лишь такие могли обеспечить звук на детекторных приемниках или, как их тогда было принято называть, crystal radio), как, например, эта американская модель Western Electric cw-834 образца 1921 года. Эта пара наушников прилагалась к первому коммерческому приемнику, поступившему в продажу.
Наборы для самостоятельной сборки детекторных приемников стали очень популярны. Во-первых, собрать такой приемник было несложно даже для малограмотного человека, а во-вторых, детекторный приемник не нуждался в батарее. В двадцатых годах было выпущено огромное количество разнообразных детекторных приемников, и к каждому из них прилагалась пара наушников, а то и несколько пар.
Наушники в комплекте с детекторным приемником были столь привычным предметом того времени, что некоторые производители товаров даже раздавали их в качестве поощрения. Вот такой детекторный приемник с наушниками в 1924 году можно было получить за определенное количество купонов от производителя детской овсянки. У мам при этом появился «железный» аргумент для капризного чада: «Хочешь приемник — ешь овсянку!»
Производители очень бережно относились к дизайну своих изделий. Несмотря на то, что все устройство могло помещаться в небольшую коробочку, они делали для детекторных приемников огромные деревянные шкатулки и сундуки, покрывая лаком и полируя ручку настройки. Такие наборы стоили от доллара и выше.
Популярные детские комплекты для сборки продолжали массово производиться даже после того, как радиоприемники стали выпускаться на лампах, а позже — и на транзисторах. Вот такое детское «портативное» радио, основную часть которого составляет высокоомный капсюль, можно было купить еще в пятидесятых годах прошлого века.
Конечно, в пятидесятых такое радио уже трудно было воспринимать всерьез, но в двадцатых годах такой «гаджет» вызвал бы изумление. Изобретатели уже тогда задумывались, как бы им сделать детекторный приемник более портативным. Порой стремление создать сверхудобное и суперкомпактное радио доходило до абсурда. Например, в 1922 году в сентябрьском выпуске журнала Popular Science на полном серьезе демонстрировалась модель детекторного приемника с антенной, которая позволяла курить трубку и слушать радио одновременно.
⇡#10-е годы: на «Титанике» знали про наушники
Одно из самых трагических событий 1912 года — гибель «Титаника». О нем написано много книг и снято огромное количество документальных и художественных фильмов. Такое внимание, которое до сих пор уделяется этому событию, вполне закономерно — на то время этот корабль был самым крупным пассажирским лайнером на всей планете.
И оснащен «Титаник» был по самому последнему слову техники. Одно из помещений было укомплектовано наиболее современным на то время оборудованием для беспроводной связи. Технику для радиосвязи корабля предоставляла компания «Маркони», которая на то время стала однозначным монополистом в Британии и Италии. Несмотря на то, что корабль вырабатывал электроэнергию за счет генераторов, для аварийной радиосвязи был предусмотрен отдельный комплект батарей. Мощность передатчика была феноменальной для того времени — 5 киловатт. В зависимости от погодных условий, дальность передачи сигнала составляла от 400 до 3000 км и более. Существует очень редкая фотография радиорубки, сделанная одним из пассажиров — отцом Брауном (Fr. Browne).
Отсюда 15 апреля 1912 года были посланы сигналы бедствия. Качество снимка не очень хорошее, однако, если присмотреться, можно увидеть дугу наушников на голове человека. Двоящееся изображение — это, очевидно, отражение стекла, через которое сделан снимок.
Помимо «Титаника», подобными системами были оснащены и два других корабля серии «Олимпик» (тройки, в которую входил печально известный лайнер).
⇡#Натаниэль Болдуин: еще один человек, который не изобрел наушники
Итак, в 1911 году, когда «Титаник» был спущен на воду, наушники уже существовали. И, конечно, если они были на гражданском корабле, они должны были быть и в армии. Свидетельство тому — история Натаниэля Болдуина, которого, кстати, некоторые называют изобретателем наушников.
А дело было так. В 1910 году Натаниэль Болдуин (Nathaniel Baldwin) своими руками смастерил пробную пару наушников. Послушав, как они «играют», изобретатель пришел к выводу, что его наушники намного лучше тех, которые производятся на данный момент, и запатентовал их. Поразмышляв над тем, как бы ему лучше подзаработать на своем изобретении, он послал пару своих наушников военным.
Ответ пришел не скоро. На гика из Солт-Лейк-Сити обратили внимание не сразу, более того, о нем забыли. Но один раз они получили письмо, написанное фиолетовыми чернилами на розово-голубом листе блокнота. В этом послании автор напоминал о своем изобретении и спрашивал о результатах. Он также выражал обеспокоенность относительно параметров своих наушников и волновался, что его двухкилоомная пара не подходит для стандартов, принятых в армии.
Со смехом пару наушников, у которых была очень необычная конструкция, понесли на «тестирование». Однако когда их сравнили с теми экземплярами, которыми пользовались в отделении связи, оказалось, что наушники Болдуина действительно неплохи и примерно в два раза чувствительнее старых моделей. Правда, они не слишком хорошо сидели на голове, но качество звука было таким высоким, что военные все-таки решили заказать пробную партию — 10 штук. Правда, при этом они посоветовали изобретателю внести некоторые изменения в конструкцию, в частности сделать их более легкими.
Первые наушники Болдуин делал у себя на кухне. Они прошли испытание и понравились военным, после чего он сделал еще несколько партий на заказ. Военных все устраивало, кроме того, что наушники по-прежнему было не очень удобно носить. Тогда адмирал Хепберн (Arthur Jepy Hepburn), который в то время был главой подразделения паровой инженерии в дивизии связи, еще раз попросил Болдуина обратить внимание на посадку. Изобретатель тут же выдал обновленную модель, в конструкцию которой был добавлен пружинный зажим. Благодаря этому положение каждого наушника могло регулироваться по высоте. Также была улучшена скрепляющая часть. Вот эта модификация, получившая название Type C, и стала известной как первые современные наушники. Действительно, в течение многих лет в ее конструкцию почти не вносились изменения.
Известно также, что адмирал Хепберн советовал Болдуину немедленно запатентовать эту модификацию наушников, но Болдуин отказался. Он ответил, что не будет унижаться, запрашивая патент на такую мелочь.
Рассказ о Болдуине изложен в книге «История электронных устройств связи в ВМС США» (History of Communications-Electronics in the United States Navy), написанной капитаном в отставке Ховетом (Linwood S. Howeth). Из этого следует один очень важный факт: то, что многие считают Натаниэля Болдуина создателем первых наушников, — заблуждение. Он лишь улучшил существовавшие на то время модели, добившись того, что они лучше сидели на голове. Так что свидетельства рождения наушников нужно искать еще раньше.
⇡#Electrophone и другие: оперные арии по телефону
Еще более ранний факт, который подтверждает существование наушников, связан с сервисами, транслировавшими музыку по телефону в начале XX и даже в конце XIX века. Выходит, первым толчком к появлению, а если быть точнее — к популяризации наушников стало изобретение проводной телефонии.
Например, с 1895 по 1926 год в Великобритании существовал сервис Electrophone Audio. Он состоял в том, что пользователей подключали напрямую к микрофонам, установленным в театрах, концертных залах, где проходили всевозможные шоу, а также в церквях, где читались воскресные проповеди.
Любой желающий мог оформить подписку на то, чтобы послушать «онлайн-трансляцию» по телефонной линии. Пользователю данной услуги нужно было сначала попросить телефонного оператора подключить абонента к Electrophone, а затем уже оператор Electrophone спрашивал, к какому театру «звонящий» хочет подключиться. Желающим послушать оперу предлагалась трансляция из Королевского оперного театра Ковент-Гарден.
Для прослушивания всех этих трансляций клиентам выдавались специальные наушники, которые, по правде говоря, больше походили на швабру. По сравнению с классическими головными телефонами, которые мы привыкли видеть на головах меломанов, их предшественники были «перевернутыми» и надевались так, что дуга оставалась со стороны подбородка. Их можно было поддерживать специальной тростью. Зато (вот это сюрприз!) на каждое ухо транслировался звук с отдельного микрофона. Это была одна из первых попыток создать стереозвук.
Говорят, что история идет по спирали. Если вы еще сомневаетесь в этом, взгляните на этого довольного джентльмена из рекламы Sennheiser.
На нем — вполне современные наушники от немецкого бренда. Если быть точным, это модель Set 840-TV, беспроводная пара наушников, которая надевается со стороны подбородка. Вот так начнешь изучать ассортимент ведущего производителя и поверишь в переселение душ. Интересно, это просто совпадение или немецкая команда дизайнеров почерпнула идею у далекого предка современных наушников?
Но вернемся в начало прошлого века. К середине 20 годов сервис Electrophone стал популярен, и в его штате было задействовано довольно много людей. Целые студии работали на клиентов и вели самую настоящую диджейскую работу, рассказывали новости, развлекали музыкой и пр. И кто, вы думаете, стал на пути этого сервиса? BBC. Как раз именно в то время небольшие радиовещательные компании решили создать единую сеть British Broadcasting Company. В единую «песочницу» Electrophone приглашена не была, поскольку к радио отношения не имела.
Стоит отметить, что дальнейшее развитие, стратегия и организация BBC в большой степени повторяла деятельность Electrophone. Были созданы такие же студии, в которых люди делали работу, аналогичную той, что выполнялась сотрудниками Electrophone. Отличие состояло лишь в том, что пришло время отказаться от проводов, а Electrophone к этому не была готова.
Но и Electrophone не была первым поставщиком наушников. За три года до начала вещания этой легендарной компании изобретатель Тивадар Пушкаш запустил в Венгрии аналогичный "Телефонный новостной сервис" (Telefon Hirmondo). Были оборудованы целые офисы для трансляции горячих новостей прямо из редакций популярных изданий. Свежие выпуски газет зачитывались в прямом эфире, а люди слушали их по телефонной линии. И у них тоже были наушники.
Системе Тивадара Пушкаша повезло намного больше, чем Electrophone. «Телефонная газета» выходила много лет, а с 1925 года она также появилась в радиоэфире. Проводное вещание было остановлено лишь во время Второй мировой войны, так как провода были просто уничтожены.
Параллельно с венгерским телефонным сервисом Пушкаша во Франции работала такая же система Клемента Адера (Clément Ader) под названием Théâtrophone.
⇡#Кинетофон Эдисона: «Синема, от тебя мы без ума...»
iPod пятого поколения, в котором впервые была реализована возможность воспроизведения видеофайлов, появился в 2005 году. Но сегодня мало кто знает, что еще за сто десять лет до этого люди могли смотреть видео, слушая звук через наушники. Звучит как фантастика?
В 1895 году было продемонстрировано новое изобретение неугомонного Эдисона, которое изобретатель назвал кинетофоном (kinetophone). Это устройство являлось комбинацией двух других изобретений Эдисона — кинетоскопа и фонографа. По сути, американский изобретатель «прикрутил» звуковую дорожку к видео и заставил их работать вместе (правда, не особо беспокоясь о синхронизации звука и изображения). Для просмотра фильма нужно было смотреть в окуляр на большом деревянном ящике, а для прослушивания звука — надеть... наушники.
Впрочем, это не были электронные наушники с обмоткой и мембраной. Это были трубочки, которые передавали звук из ящика с вращающимся цилиндром фонографа к ушным отверстиям зрителя. Работали эдисоновские наушники сродни стетоскопу, инструменту, который хорошо знаком каждому, кто хотя бы раз в жизни проходил медосмотр.
Если отбросить условности, можно сказать, что это был самый настоящий прототип внутриканальных наушников. Ну а если стетоскоп можно считать прототипом внутриканальных наушников, то нельзя не вспомнить и о его изобретателе. Французский врач Рене Теофиль Гиацинт Лаэннек (René-Théophile-Hyacinthe Laënnec) придумал эту полезную вещь в 1816 году, работая в парижской больнице Неккера. Открытие тоже было сделано по чистой случайности. Врач никак не мог прослушать пациентку из-за ее солидной комплекции. Чтобы лучше услышать удары сердца молодой дамы, Рене приставил к телу свернутый лист бумаги и с удивлением обнаружил, что звук многократно усилился. После этого случая врач сделал себе постоянный прибор, выпилив полую трубочку из ореха.
⇡#Технологии, родившие наушники: изобретение радио и телефона
Мы дошли до конца девятнадцатого века, крайней черты, за которой понятие наушников становится размытым и не вполне ясным. Что такое наушники? Два звуковых излучателя с дугой? Но ведь есть наушники без дуги. Есть мононаушники для одного уха. Наушники, к сожалению, никто не запатентовал, поэтому официального документа, свидетельствующего об их изобретении, не существует.
Скорее всего, в том виде, с которым мы привыкли связывать термин «наушники», прототип появился где-то во второй половине XIX века. Возникли они почти одновременно с изобретением радио. Наверняка первая конструкция излучателей была придумана практически параллельно с появлением первых приемников и телефонов. Поэтому, возможно, если бы мы точно знали, кто изобрел радио и телефон, можно было бы с большой долей вероятности найти первый «след» в истории создания наушников. Но, как это часто случается в научном сообществе, конкуренция среди ученых не всегда бывает честной, и найти действительного автора того или иного изобретения очень проблематично.
Так, например, мы долгое время привыкли считать, что автором радио является наш соотечественник Александр Степанович Попов. Любопытно, что самого Попова не заботила проблема авторства, в отличие от западных коллег, которые устраивали жаркую борьбу за патенты на изобретения. К тому же русский ученый считал, что его изобретения — заслуга других ученых, например Николы Теслы.
На Западе про Александра Попова сознательно умалчивали. Там долгое время продвигалась идея, что «отцом» радио является маркиз Гульельмо Маркони (Guglielmo Marchese Marconi).
На самом деле это не так. В конце XIX века было несколько ученых, которые опередили Гульельмо в плане опытов, но не патентовали открытия. Так, например, по иронии судьбы, в этой истории фигурировал еще один Боуз (Jagadish Chandra Bose) и тоже из Индии. Индийский ученый-физик успел продемонстрировать свое изобретение за три года до того, как Маркони провел эксперимент на равнине Солсбери в Англии в мае 1897 года. В 1894 году в Калькутте Боуз проделал остроумный опыт, заставив с помощью электромагнитных волн загореться порох на лабораторной установке. Благодаря этому закрепленный пистолет выстрелил в колокольчик, заставив его зазвенеть. Тем самым Боуз доказывал, что возможна беспроводная передача сигнала, причем даже через препятствия.
Маркони не мог не знать об этих опытах, поскольку о них писала английская пресса. Более того — за год до своей триумфальной презентации Маркони лично встречался с Боузом, когда тот приезжал читать лекции в Лондон. Однако после этой беседы итальянский предприниматель мог не беспокоиться — конкуренцию Боуз составить не мог. Индийского ученого совсем не интересовала коммерческая составляющая беспроводной передачи сигнала. Это был ученый, а не бизнесмен.
Не меньшая неразбериха царит в истории создания телефонии. Принято считать, что главный изобретатель телефона — Александр Грейам Белл (Alexander Graham Bell). Но и это не так.
Если кого и можно считать отцом телефонии, то только Антонио Меуччи (Antonio Meucci). Этот человек не был гением физики, хотя и имел определенный талант к электротехнике. Он полагал, что электричеством можно лечить людей. Как-то раз один из его пациентов что-то сказал во время такого «лечения», и Антонио, находившийся возле генератора, услышал этот звук. После нескольких подобных экспериментов он понял, что электричество не только пригодно для «врачевания», но и может служить средством коммуникации — передавать голос на расстояния. Происходило это в середине пятидесятых годов XIX века, задолго до открытия Белла.
Однако доверчивость Меуччи сыграла с ним злую шутку. Стоило ему написать в итальянской прессе о своем открытии — телектрофоне, как тут же в его доме появился сотрудник компании Western Union (той самой, которая сегодня предоставляет услуги по пересылке денег между разными странами). Посулив деньги и золотые горы от дальнейшего сотрудничества, он выведал у Антонио все чертежи и схемы изобретения. Поскольку свое открытие итальянец делал на последние деньги, обмануть изобретателя было несложно.
Будучи в полной уверенности относительно своего будущего, Антонио в 1871 году подал заявку на патент и ждал ответ. Представьте себе его удивление, когда спустя несколько лет он открывает газету и читает заметку о гениальном изобретении Белла. А главным спонсором исследований Белла выступила... компания Western Union. Возмущенный обманом, Антонио Меуччи бросился отстаивать свои права в суде, но где там! Потратив последние гроши на изобретение и подготовку патентной документации, итальянец был фактически разорен, и у него просто не хватило средств довести судебное разбирательство до логического финала.
Современники не признали Меуччи, но справедливость восторжествовала, хотя и более чем со столетним опозданием. 11 июня 2002 года Конгресс США издал резолюцию под номером 269, в которой Антонио официально признан настоящим изобретателем телефонии.
⇡#Самые первые наушники: погружаясь вглубь веков
Одно из немногих документальных доказательств существования наушников связано с именем Эрнеста Жюля Пьера Меркадье (Ernest Jules Pierre Mercadier). Этот человек был инженером-электриком и работал преподавателем в Политехнической школе Парижа. Он активно занимался разработкой устройств для передачи звука по проводам и является одним из изобретателей ламп накаливания. В его портфолио есть патент от 1891 года. Он называется бителефон.
Также сохранился рисунок человека, использующего это устройство для стенографии.
Но и Меркадье не был первым изобретателем наушников. Сохранилось письменное свидетельство того, что еще в 1885 году в Лиссабоне сервис трансляции оперы домой по подписке использовал наушники. Вот как он описан в одном из номеров еженедельника The Electrical Engineer от 1888 года: «Ресивер сделан так, что руки полностью свободны. Он установлен на ремне, который идет через голову и благодаря этому подходит близко к уху (или к обоим ушам, если слушателю так больше нравится). Такая форма активно используется в Лиссабоне подписчиками, которые хотят слушать оперу, не выходя из дома». Обратите внимание, что тут меломанам уже предлагается стереозвук!
К сожалению, в The Electrical Engineer фотографии устройства или хотя бы рисунка не прилагалось. Однако есть фотография, свидетельствующая, что у операционисток одной из первых телефонных распределительных станций в Ричмонде наушники были еще в 1882 году.
Тут, кстати, стоит вспомнить о том, что в начале истории телефонии проводная связь осуществлялась с помощью двух раздельных частей — приемника и микрофона. В одной руке человек должен был держать микрофонную трубку, чтобы говорить, в другой — телефонный капсюль, через который можно было слушать голос собеседника. Почему-то сразу никто не обратил внимания на неудобства такой конструкции. То ли изобретение было слишком необычное для того времени, то ли люди не сразу привыкли часами зависать на телефоне... Кстати, любопытный факт — Белл за всю свою жизнь ни разу не позвонил жене или матери — они обе были глухими.
Телефон в то время в лучшем случае вешался на стенку, а долго возле такого стенда не простоишь.
Особенно остро эта проблема затрагивала слушателей первых сервисов, транслирующих оперу по телефону. Например, в Париже во время трансляции оперы слушателям приходилось держать наушники отдельно у правого и левого уха.
Поэтому изобретателям пришлось включать свою фантазию. Даже были созданы специальные подлокотники, на которые можно было опираться, когда держишь обеими руками ресиверы возле ушей.
Проблема касалась и телефонных операторов, которые должны были в течение всей рабочей смены постоянно находиться на связи. В 1881 году ассистентка телефонной компании Белла Эзра Джиллилэнд (Ezra Gilliland) придумала, как можно постоянно не держать телефонные детали у уха и рта. Она повесила на плечи части, прикрепленные к согнутому металлическому пруту.
Так Джиллилэнд получила возможность работать руками во время разговоров по телефону. Вес этой хэндс-фри-гарнитуры был солидный — около трех килограмм. Но телефонные операционистки были рады такому новшеству, которое, кстати, получило название «упряжь Джиллилэнд» и увековечило имя своей создательницы.
Гарнитуру потом неоднократно модернизировали и улучшали, уменьшая вес и делая ее более удобной.
Получается, первой была изобретена гарнитура, а вовсе не наушники для прослушивания музыки? Вполне возможно. Однако есть еще одно косвенное свидетельство существования наушников, которое относится к 1880 году. Речь идет об импресарио и меценате Эдварде Фрае (Edward P. Fry), который еще до появления специализированных сервисов прослушивания оперы установил телефонную связь с «Музыкальной академией» Нью-Йорка и слушал оперы, сидя у себя дома. Фрай, очень любивший оперу и посвятивший ей всю свою жизнь, на то время был уже шестидесятипятилетним инвалидом. О привычках Фрая известно, что он не просто слушал музыку, а и держал под рукой либретто, а также окружал себя фотографиями певцов, которые поглаживал, если ему нравилось исполнение, или переворачивал картинкой вниз, если был недоволен.
А теперь давайте поразмыслим вот о чем. Вряд ли инвалид мог часами держать телефонный приемник возле ушей, одновременно с этим читая текст оперы и перемещая фотографии. Поэтому, скорее всего, он использовал что-то похожее на первые наушники, и значит, они появились в 1880 году, а возможно, даже немного раньше. По крайней мере более ранних свидетельств существования наушников нам найти не удалось.
По самым скромным подсчетам, наушникам уже более ста тридцати лет. В течение всего этого времени они меняли свой облик и пробовали себя в разных профессиях. Они служили телефонистам, летчикам, посетили Луну, помогали слушать радио и, конечно же, получать удовольствие от прослушивания музыки. Отношение людей к наушникам тоже менялось.
В двадцать первом веке наушники перестали рассматриваться как вещь для избранных ценителей звука. Развитие передовых технологий и удешевление производства наушников привело к огромному перенасыщению рынка самыми разными моделями. На свет появились такие марки, о которых ранее никто и никогда не слышал.
Теперь каждый, кто покупает смартфон, планшетный ПК или плеер, получает «в нагрузку» пару ушных вкладышей или телефонную гарнитуру с минимально приемлемым качеством звучания и встроенным микрофоном/пультом ДУ. О наушниках стали говорить «аксессуар» — почти как о предмете одежды. Для меломанов образца еще восьмидесятых годов такая терминология звучала бы просто кощунственно. Наушники были далеко не у каждого, ими обзаводились в основном те, кто действительно любил слушать музыку. Теперь же рассматривать наушники как элемент одежды — в порядке вещей. От обилия форм и цвета просто глаза разбегаются.
Наушники в стиле «джинс», а-ля Боб Марли, для геймеров, от Ferrari, женские модели со стразами и т.д. Ни слова о параметрах звука, зато какой дизайн!
История портативного аудио продолжается, и лет эдак через сто кто-нибудь сможет ее существенно дополнить, рассказав о таких «раритетах», как Scullcandy, V-MODA и т.д. Вот бы дожить, почитать.