Судьба GeForce GTX 780 была покрыта завесой тайны до самого последнего времени, когда в интернет проникли сведения о скором релизе и спецификациях видеокарты. Раньше можно было предположить два варианта развития событий: либо в основу GTX 780 положат многострадальный чип GK110, либо это будет обновленная версия GK104, на базе которого производят GeForce GTX 680. И поскольку GK110 уже занял место в GTX TITAN, а TITAN — чрезвычайно дорогая штука для видеоадаптера с одним GPU (ни много ни мало, тысяча долларов), было как-то сомнительно, что NVIDIA сможет выпустить что-то аналогичное по более скромной цене и в необходимых количествах. В конце концов, хотя флагманские однопроцессорные адаптеры и не рассчитаны на большой спрос, это уже должен быть массовый продукт, в отличие от экзотической видеокарты с огромным GPU, выступающей в качестве аналога двухпроцессорных моделей. В такой ситуации разумно было сделать ставку на обновленную версию GK104 (предположительно, GK114) в качестве процессора для GeForce GTX 780. Но похоже, что NVIDIA снова удалось поразить публику. Причем, для кого-то сюрприз будет приятен, а для кого-то — нет, и в число последних входят не только сотрудники компании AMD.
Даже состоявшийся ранее дебют GK110 в составе игровой видеокарты GTX TITAN был неординарным явлением, поскольку NVIDIA выпустила эту карту вне традиционных линеек GeForce с номерными индексами, и, фактически, создала для нее отдельную рыночную нишу — большой, чрезвычайно мощный и необычайно дорогой адаптер для тех, кто не удовлетворен быстродействием однопроцессорных флагманов, но по каким-либо причинам воздерживается от решений на базе нескольких GPU. И вот теперь, в лице GeForce GTX 780 мы видим, фактически, тот же самый TITAN, только немного «облегченный» по составу компонентов процессора.
⇡#Технические характеристики, цена
Ядро GK110 в GTX 780 содержит 12 активных потоковых мультипроцессоров (SMX), что дает в распоряжение геймера 2304 ядра CUDA и 192 текстурных блока. Формула GK110 в TITAN: 14 SMX, 2688 ядер CUDA, 224 текстурника. Число ROP осталось неизменным (48), как и шина памяти (384 бит). Примечательно, что кристаллы GK110 в GTX 780 могут содержать как четыре, так и пять GPC (Graphics Processing Cluster) — крупнейших структурных единиц в архитектуре Kepler, в зависимости от того, как распределились поврежденные вычислительные блоки, которые требуется отключить, чтобы получился из дефектного чипа «обрезанный», но работоспособный процессор. Теоретически, вариант с пятью GPC должен иметь некое преимущество в производительности перед другим, ведь в состав GPC, помимо потоковых мультипроцессоров, входит компонент Raster Engine, ответственный за обработку геометрии. Впрочем, определить, каким образом «обрезан» конкрентный GPU, пользователь не может, да и разница, наверняка, практически несущественна.
Напомним, что процессор GK110 построен на базе архитектуры Kepler, которая дебютировала в GeForce GTX 680. Подробности о ней вы можете узнать из обзора этой видеокарты.
Другое отличие GeForce GTX TITAN от GTX 780 — это объем памяти, который у последнего вдвое меньше и составляет 3 Гбайт. Наконец, GTX 780 работает на более высокой тактовой частоте: 863 МГц — базовая, 900 — Boost Clock (836 и 876 МГц соответственно у TITAN). TDP у этих карт одинаков и составляет 250 Вт.
От адаптеров 600-й серии TITAN и GeForce GTX 780 отличаются новым механизмом авторазгона под названием GPU Boost 2.0. Напомним, что базовая частота представляет собой минимальный предел, ниже которого GPU заведомо не опустится под нагрузкой, а Boost Clock — средняя частота, которой достигает автоматический разгон в большинстве приложений. Технология GPU Boost 2.0 откладывает от базовой частоты ряд значений с интервалом 13 МГц и присваивает им определенные напряжения питания GPU. В работе частота и напряжение варьирует между заданными шагами в зависимости от энергопотребления видеокарты и текущей температуры GPU. Кроме того, в функции GPU Boost 2.0 входит возможность разгонять дисплей. С помощью утилиты, поддерживающей эту опцию, можно попробовать увеличить частоту вертикальной развертки, скажем, с 60 до 80 Гц. Подробно действие GPU Boost 2.0 продемонстрировано в обзоре GeForce GTX TITAN.
Как ускоритель для неграфических задач GTX 780 ограничен в скорости вычислений двойной точности (FP64). В составе GK110 есть дополнительные ядра CUDA, не перечисленные в спецификации, которые предназначены исключительно для расчетов FP64. Их число в пропорции с ядрами FP32 составляет 1/3. Следовательно, процессор способен выполнять задачи FP64 на скорости 1/3 от FP32. В GTX TITAN специальная опция драйвера «пробуждает» FP64-ядра, попутно снижая общую частоту GPU в целях стабильности, в то время как в обычном режиме они работают на 1/8 частоты остальных вычислительных блоков, что дает такую же скорость выполнения расчетов двойной точности, как и у GK104 — 1/24 от FP32. В GeForce GTX 780 такой опции нет.
На этом технические различия между GTX 780 и TITAN, за исключением нескольких моментов, связанных с разгоном, заканчиваются. GTX 780 имеет 86% шейдерной и текстурной производительности GTX TITAN и на 3% более высокую тактовую частоту, что в итоге дает 89% титанической мощи. Но за какие деньги?
GTX 680 | NVIDIA GeForce GTX 780 | NVIDIA GeForce GTX TITAN | |
---|---|---|---|
Основные компоненты | |||
GPU | GK104 | GK110 | GK110 |
Число транзисторов | 3 540 млн. | 7,1 млдр. | 7,1 млдр. |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 | 28 |
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock | 1006/1058 | 863/900 | 836/876 |
Потоковые процессоры | 1536 | 2304 | 2688 |
Текстурные блоки | 128 | 192 | 224 |
ROPs | 32 | 48 | 48 |
Видеопамять: тип, объем, Мбайт | GDDR5, 2048 | GDDR5, 3072 | GDDR5, 6144 |
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц | 1502 (6008) | 1502 (6008) | 1502 (6008) |
Ширина шины памяти, бит | 256 | 384 | 384 |
Интерфейс | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 |
Вывод изображения | |||
Интерфейсы | 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
Макс. разрешение | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096х3112 |
VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096x2160 |
VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096x2160 |
Макс. потребляемая мощность, Вт | 195 | 250 | 250 |
Средняя розничная цена, руб. | Нет данных | Нет данных | Нет данных |
Напомним, рекомендованная розничная цена GTX TITAN на момент релиза составила $999 для США и 34990 руб. для России, хотя сейчас в Московских интернет-магазинах эту штуку можно найти и немногим больше, чем за 33 тысячи. А теперь (барабанная дробь), цены на GTX 780: $649 и 23990 руб. В принципе, GTX 780 сам по себе весьма дорог даже для фагманской одночиповой карты. Его цена на $150 превышает планку, которую однажды была установлена GeForce GTX 480, а затем поддержана GTX 580 и GTX 680. И все же, автору статьи не хотелось бы сейчас оказаться на месте одного из тех людей, которые уже успели купить GeForce GTX TITAN.
GTX 780 появится в продаже в первые дни после релиза. Первую волну устройств выпустят следующие из партнеров NVIDIA: ASUS, Palit, GITABYTE, MSI, ZOTAC, EVGA, Inno3D.
NVIDIA продолжает совершенствовать утилиту GeForce Experience, которая предназначена, в первую очередь, для того, чтобы упростить настройку графических опций в играх. Цель — получить наилучшее качество картинки, которого может достигнуть имеющаяся конфигурация комплектующих и одновременно достигнуть комфортной частоты смены кадров. Для этого NVIDIA заранее тестирует игры на своем суперкомпьютере, эмулируя массу различных конфигураций: графический процессор, CPU, разрешение дисплея.
Другая функция GeForce Experience заключается в том, чтобы поддерживать в актуальном состоянии драйверы видеокарты. Кроме того, летом этого года NVIDIA добавит в утилиту функцию ShadowPlay — возможность записывать видео игрового процесса с помощью аппаратного кодека H.264, встроенного в видеокарты с архитектурой Kepler. Падение производительности в таком случае будет гораздо ниже, чем при использовании чисто программных решений, навроде FRAPS. Только обидно, что, судя по слайдам из презентации GeForce GTX 780, длина ролика будет ограничена 20 минутами. Помимо 700-й серии, ShadowPlay будет поддерживать все представители семейства Kepler, включая GeForce 600.
Утилиту GeForce Experience в виде отдельного дистрибутива можно скачать с сайта GeForce.com, а на момент релиза GeForce GTX 780 она вошла в состав пакета драйверов NVIDIA.
Если бы не маркировка с модельным номером на кожухе системы охлаждения и пустующие площадки для микросхем памяти на задней поверхности, то GTX 780 было бы нетрудно перепутать с GTX TITAN: такой же безупречно собранный металлический корпус, пластиковое окошко, массивная крыльчатка кулера. Как и TITAN, а также родственный по дизайну GeForce GTX 690, видеокарта выглядит роскошно. Жизнь референсных образцов, как всегда, будет недолгой, ведь партнеры NVIDIA скоро начнут выпускать карты с оригинальными платами и системами охлаждения, но такой солидный референс, безусловно, поможет GTX 780 громко заявить о себе.
Карта не лишена и одного из характерных элементов предшествующих топовых видеокарт семейства Kepler — светящегося логотипа на торце, который, помимо его эстетической функции, можно приспособить для утилитарных целей. К примеру, яркость меняется в зависимости от частоты смены кадров или загрузки GPU. Для этого понадобится специальный софт, например утилита EVGA LED Controller.
Основой системы охлаждения GTX 780 является массивный радиатор с испарительной камерой в основании, который контактирует непосредственно с GPU. Остальные элементы платы, нуждающиеся в отводе тепла, накрыты металлической рамой, к которой приделана еще одна короткая секция алюминиевых ребер. Турбина кулера выталкивает воздух как через прорези в монтажной планке карточки, так и внутрь, через отверстие в кожухе.
Новая топовая карта в основной линейке NVIDIA работает столь же тихо, как и GTX TITAN, у которой она унаследовала свой кулер. Система охлаждения достаточно эффективна для того, чтобы даже под высокой нагрузкой сохранять умеренную скорость вращения крыльчатки. И даже если в порядке эксперимента запустить турбину на полные обороты, шум все еще можно терпеть. По крайней мере, он не раздражает ухо по причине комфортного частотного спектра.
Кстати, для GTX 780 NVIDIA разработала новый контроллер вентилятора, фильтрующий данные температурного датчика, что сокращает флуктуации скорости вращения, которые тоже вносят вклад в итоговый уровень шума.
Набор видеоинтерфейсов одинаков у всех старших видеокарт на архитектуре Kepler: два порта Dual-Link DVI, полноформатные версии выходов DisplayPort и HDMI.
Как следовало ожидать, компоненты GTX 780 распаяны на абсолютно такой же печатной плате, что и у GTX TITAN. Единственная разница — вдвое меьше микросхем памяти.
Графический процессор GK110 питается от шести фаз контроллера ON NCP4206. Еще две фазы обслуживают видеопамять. Для подключения питания требуется один восьмиконтактный и один шестиконтактный разъем. Перпендикулярно им на плате разведены рудиментарные контактные площадки для еще одного восьмиконтактного разъема, унаследованные, по всей видимости, от какого-то опытного образца платы.
Методика тестирования
Конфигурация тестового стенда | |
---|---|
CPU | Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46) |
Материнская плата | ASUS P9X79 Pro |
Оперативная память | DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9 |
ПЗУ | Intel SSD 520 240 Гбайт |
Блок питания | IKONIK Vulcan, 1200 Вт |
Охлаждение CPU | Thermalright Silver Arrow |
Корпус | CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Операционная система | Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 |
ПО для карт AMD | AMD Catalyst 13.5 Beta2 + Catalyst Application Profiles 13.4 CAP1 Beta |
ПО для карт NVIDIA | 320.14 (320.18 для GeForce GTX 780) |
Настройки AMD Catalyst Control Center | |
---|---|
Antialiasing | Use application settings |
Anisotropic Filtering | Use application settings |
Tesselation | Use application settings |
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality | Quality, Enable Surface Format Optimization |
Mipmap Detail Level | Quality |
Wait for V-Sync | Off, unless application specifies |
Anti-Aliasing Mode | Multi-sample AA |
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing | On |
Triple buffernig | Off |
Настройки NVIDIA Control Panel | |
Ambient Occlusion | Off |
Anisotropic Filtering | Application-controlled |
Antialiasing — Gamma correction | On |
Antialiasing — Mode | Application-controlled |
Antialiasing — Settings | Application-controlled |
Antialiasing — Transparency | Off |
CUDA — GPUs | All |
Maximum pre-rendered frames | 3 |
Multi-display/mixed-GPU acceleration | Multiple display performance mode |
Power management mode | Adaptive |
Texture filtering — Anisitropic sample optimization | Off |
Texture filtering — Negative LOD bias | Allow |
Texture filtering — Quality | Quality |
Texture filtering — Trilinear optimization | On |
Threaded optimization | Auto |
Triple buffering | Off |
Vertical sync | Use the 3D application settings |
Набор бенчмарков | ||||
---|---|---|---|---|
Программа | API | Настройки | Режим тестирования | Разрешение |
3DMark 2011 | DirectX 11 | Профиль Extreme | - | - |
3DMark | DirectX 11 | Тест Fire Strike (не Extreme) | - | - |
Unigine Heaven 2 | DirectX 11 | DirectX 11, макс. качество, тесселяция в режиме Extreme | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool | DirectX 10 | DirectX 10, макс. качество. Демо Frost Flythrough | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark | DirectX 11 | DirectX 11, макс. настройки, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool | DirectX 11 | DirectX 11, макс. качество, текстуры высокого разрешения. Миссия A Walk in the Park | AF 16x, Post MSAA + Edge AA | 1920х1080 / 2560х1440 |
Far Cry 3 + FRAPS | DirectX 11 | DirectX 11, макс. качество, HDAO. Начало миссии Secure the Outpost | AF, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Battlefield 3 + FRAPS | DirectX 11 | Макс. качество. Начало миссии Going Hunting | AF 16x, MSAA 4x + FXAA | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 3 + FRAPS | DirectX 11 | Макс. качество. Начало миссии Post Human | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | AF, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
DiRT Showdown. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество, Global Illumination вкл. Трасса Shibuya, 8 машин. | AF, AA 4х | 1920х1080 / 2560х1440 |
В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
Разгон, температура, энергопотребление
GTX 780 разгоняется таким же сложным методом, что и GTX TITAN. Для начала, можно сделать прибавку к базовой частоте GPU, но актуальная частота под нагрузкой все равно будет ограничена критическими значения энергопотребления и температуры GPU, которые установлены по умолчанию. Чтобы достигнуть более высоких частот в автоматическом разгоне, технология GPU Boost 2.0 позволяет сдвинуть эти ограничения и отдать приоритет одному из них. Кроме того, существует функция OverVoltage, с помощью которой можно увеличить диапазон значений частоты GPU и соответствующих им напряжений еще не несколько ступенек вверх от базового уровня. Вот только, как и в случае с TITAN, партнеры NVIDIA имеют право заблокировать OverVoltage в прошивке видеокарт, которые продаются под их марками. Так что разгон GTX 780 от какого-нибудь чрезмерно осторожного вендора (ну что такое повышение на 0,038 В?) может быть ограничен.
Дабы облегчить жизнь оверклокеру, NVIDIA добавила в BIOS видеокарты несколько датчиков, которые сигнализируют в реальном времени о том, что достигнут тот или иной из ограничителей — лимит температуры, мощности, напряжения или загрузки GPU.
Максимальное напряжение питания, которое подается на GPU без разгона, составляет 1,162 В, как и у GTX TITAN. И несмотря на то, что GTX 780 работает на более высокой базовой частоте (863 против 836 МГц), наибольшая частота, которую мы наблюдали при прохождении бенчмарков, не отличается от таковой у TITAN.
А вот разгоняется GTX 780 гораздо лучше, чем GTX TITAN. Наибольшая частота GPU, при которой карта была стабильна, составила 1053 МГц — просто фантастика для столь крупного кристалла, особенно после скромных достижений GTX TITAN (который заработал лишь на 966 МГц). Для этого пришлось увеличить ограничения мощности и температуры до предела и отдать приоритет последнему. Судя по новоприобретенным индикаторам, видеокарта ни разу не достигла критической температуры, и факторами, ограничивающим рост частоты, чаще становилось энергопотребление и загрузка графического процессора.
Видеопамять также разогналась более успешно, чем в случае с TITAN. Конечная эффективная частота составила 7608 МГц.
Base Clock, МГц | Макс. Boost Clock, МГц | Base Clock, МГц (разгон) | Макс. зарегистрированная Boost Clock, МГц (разгон) | |
---|---|---|---|---|
GeForce GTX 780 | 863 | 1006 (+143) | 1053 | 1215 (+162) |
GeForce GTX TITAN | 836 | 1006 (+169) | 966 | 1150 (+184) |
GeForce GTX 690 | 915 | 1071 (+156) | 1085 | 1241 (+156) |
GeForce GTX 680 | 1006 | 1110 (+104) | 1086 | 1177 (+91) |
По причине уменьшенного объема памяти и «облегченного» процессорного ядра, GTX 780 потребляет меньше энергии, чем GTX TITAN. Разгон новинки практически выравнивает их по пиковой мощности. Но даже разогнанный GTX 780 сохраняет преимущество по энергопотреблению перед GTX 690, не говоря уже о Radeon HD 7990.
GTX 780 также лишь немногим более прожорлив по сравнению с Radeon HD 7970 GHz Edition, но разница с GTX 680 уже более существенна. Однако, приятно видеть, что новый флагман NVIDIA удерживается в пределах мощности, установленных приснопамятной «печью» GeForce GTX 580.
Система охлаждения, отлично зарекомендовавшая себя в испытаниях GTX TITAN, оказалась столь же хороша, будучи установленной на плату GTX 780. Кристалл GK110 в штатном режиме греется не больше, чем GK104 в GTX 680 или GTX 690, или же Tahiti в составе Radeon HD 7970 GHz Edition.
⇡#Производительность, синтетические тесты
3DMark 2011 (DirectX 11)
3DMark (DirectX 11)
Unigine Heaven 2 (DirectX 11)
⇡#Производительность, игровые тесты
Crysis Warhead (DirectX 10)
Metro 2033 (DirectX 11)
Crysis 2 (DirectX 11)
Far Cry 3 (DirectX 11)
Crysis 3 (DirectX 11)
Battlefield 3 (DirectX 11)
Batman: Arkham City (DirectX 11)
DiRT Showdown (DirectX 11)
⇡#GeForce GTX 780 vs GTX TITAN vs GTX 690 vs Radeon HD 7990
Сводные диаграммы наглядно показывают, насколько несущественна разница между GeForce GTX 780 и GTX TITAN. Из всех игр только Far Cry 3 получил сколько-нибудь заметный бонус к фреймрейту от смены GTX 780 на GTX TITAN. В большинстве бенчмарков прибавка не больше жалких трех FPS.
GeForce GTX 690 остается более мощной картой, чем новый флагман 700-й серии. В играх, хорошо оптимизированных под SLI он будет лучшим выбором по сравнению с GTX 780. А это современные и самые продвинутые графически игры в нашей обойме: DiRT Showdown, Battlefield 3, Far Cry 3 и Crysis 3. Более старые игры, которые по-прежнему служат в качестве бенчмарков (Crysis Warhead, Metro 2033), которые не столь эффективно используют два GPU, преимущество GTX 690 не столь велико. Batman: Arkham City на GTX 690 работает даже более медленно, чем на GTX 780 в разрешении 1920х1080.
Radeon HD 7990 демонстрирует существенное превосходство над парочкой GeForce GTX 780 и GTX TITAN не только в горячих новинках, но и в Metro 2033 и Crysis Warhead благодаря тому, что процессоры Tahiti обладают 384-битной шиной памяти. Только Batman: Arkham City, в которой не работает CrossFireX, стал для него камнем преткновения.
С технической точки зрения лидирующая карта 700-й линейки безупречена в качестве преемника GeForce GTX 680. GPU GK104, лежащий в основе GTX 680, не идет ни в какое сравнение с чипом GK110, пусть в GTX 780 у последнего отключена добрая часть вычислительных блоков. Так и должно быть, ведь изначально именно GK110 должен был стать старшим GPU в семействе Kepler. Примерно так же, как с GeForce GTX 680, новинка соотносится с действующим однопроцессорным флагманом AMD – Radeon HD 7970 GHz Edition, ведь эти адаптеры обладают схожей производительностью. Но если GK104 никогда не считался конкурентом GK110 и был спроектирован как более легкий чип с существенно меньшим энергопотреблением, то для AMD поражение процессора Tahiti в битве с GK110 не пройдет без ущерба для репутации, ведь GeForce GTX 780, обладая TDP, cравнимым с таковым у Radeon HD 7970 GHz Edition (а возможно, что последний даже более прожорлив, принимая во внимание тот факт, что AMD вместо предельной потребляемой мощности указывает некое типичное значение), и на том же техпроцессе 28 нм, радикально превосходит последнего по игровой производительности.
Нельзя не отметить, какое внимание NVIDIA уделила дизайну и конструкции референсного адаптера. Оверклокеры оценят дополнительные пункты мониторинга видеокарты, не говоря уже о том, что GTX 780 превосходит все ожидания по разгонному потенциалу. Действительно, GPU в состоянии работать на частотах свыше 1 ГГц – фактически, на уровне GK104 в GTX 680, притом, что сам кристалл содержит вдвое больше транзисторов.
Но как бы ни был хорош новый флагман по сравнению со старым, смена поколений выглядит по-настоящему эффектно лишь тогда, когда новое устройство предоставляет большую производительность за те же деньги, которые в прошлом году стоило старое. Увы, не в этот раз. Чтобы выпустить GeForce GTX 780 на базе GK110, NVIDIA пришлось пробить потолок в $499 – именно такова была рекомендованная цена топовых GeForce начиная с GTX 480, да и AMD оценила Radeon HD 7970 GHz Edition так же. Разница в цене между GTX 780 и HD 7970 GHz Edition омрачила триумф NVIDIA над самой быстрой однопроцессорной видеокартой конкурента. Похоже, что ограничения литографического производства с нормой 28 нм пока что просто не позволяют достигнуть в категории $500 радикально большей производительности, чем уже дают GeForce GTX 680 и Radeon HD 7970 GHz Edition. Если NVIDIA в текущем поколении GPU более успешно, чем AMD, решила проблему энергопотребления, то для нее ограничивающим фактором стал, по видимому, выход годных кристаллов. GK110 был и остается чипом, несколько опережающим свое время.
От того еще более впечатляет сам факт, что NVIDIA все-таки сумела сделать на GK110 по-настоящему массовый продукт, пусть и более дорогой по сравнению с тем, к чему покупатели флагманских видеоадаптеров привыкли за последние годы. Но почему, в таком случае, GTX TITAN был настолько дороже, чем GTX 780 и в чем вообще был смысл существования этой карты? Изначально TITAN выглядел как единственная возможность получить видеокарту на базе GK110, а теперь кажется, что таким образом NVIDIA просто приучила нас к мысли о том, что $999 – подходящая цена для такого устройства, и мы должны быть рады тому, что стоимость GeForce GTX 780 удалось удержать на уровне $649. Не будь «Титана», GTX 780 получил бы более прохладный прием.
Теперь в умах любителей высокопроизводительного геймерского железа, которые еще не сделали апгрейд, GeForce GTX 780 приобрел ярлык: «Титан» всего за $650. А вот обладатели самого GeForce GTX TITAN должны прийти в ярость, когда поймут, что успели отдать NVIDIA ни много ни мало $350 за всего-то за 12% прибавки в теоретической производительности, которые подчас невозможно разглядеть в реальных приложениях. Простите, ребята, но если в ваши задачи не входят научные или инженерные вычисления с двойной точностью, то получается, что за цельный килобакс вы просто купили себе опытный предрелизный образец GTX 780...