Оригинал материала: https://3dnews.ru/646238

Обзор AMD A10-6800K: Richland – десктопные APU образца 2013 года

Архитектура. Модельный ряд

Представленные на днях компанией Intel процессоры Haswell наделали много шума, и AMD, которая всё ещё считает себя конкурентом микропроцессорного гиганта, оставить это просто так не захотела. Надеясь получить и свою минуту славы, сразу же вслед за выходом линейки Core четвёртого поколения AMD назначила собственный анонс – гибридных процессоров семейства Richland для десктопов. Впрочем, такую же шумиху, как Haswell, Richland поднять явно не под силу. Во-первых, процессоры Richland уже представлены на мобильном рынке и в целом с ними уже всё ясно. Во-вторых, процессорный дизайн Richland почти не отличается от того, что AMD предлагала раньше под видом Trinity.

Тем не менее AMD страстно старается убедить нас в свежести и новизне своего продукта. Чтобы понять, почему этому уделяется столько внимания, стоит вспомнить о том, что Richland – это не только процессоры для настольных систем, но и часть обновлённого семейства мобильных предложений компании, включающего троицу Temash, Kabini и Richland. Первые две процессорных серии — это настоящие новинки, основанные на принципиально новой микроархитектуре Jaguar. Richland же – дополнение к модельному ряду, позволяющее AMD предложить сборщикам мобильных систем на выбор не только процессоры с энергоэффективным дизайном, но и более быстродействующие решения. Если же учесть, что с выдумыванием высокопроизводительных микроархитектур у AMD дела обстоят не очень, компания в случае с Richland решилась на очередной ребрендиг, преподнеся старые наработки под новой вывеской. И, вообще говоря, махинация эта прошла достаточно успешно. На мобильном рынке Richland сотоварищи действительно смогли подогреть интерес к решениям AMD во всех его сегментах. И теперь, помимо планшетов, трансформеров и недорогих ноутбуков на базе Temash и Kabini, мы ждём появления большого количества игровых и компактных ноутбуков с процессорами Richland внутри, которые придут на смену системам прошлого поколения, построенным на базе Trinity.

Тем временем AMD хочет провернуть трюк с глубоким ребрендингом ещё раз, но теперь уже на рынке настольных систем. Насаждаемая компанией концепция APU, реализуемая в десктопах процессорами Llano, а потом и Trinity, явно нуждается в периодическом «подогреве». В результате, сегодня линейка процессоров A10, A8, A6 и A4 в Socket FM2-исполнении дополняется новыми представителями с шеститысячными модельными номерами. При этом производитель старается убедить общественность, что речь идёт о следующем шаге в развитии десктопных APU, подкрепляя эти слова разговорами о внедрении дизайна Richland. Нашей лаборатории удалось получить в свои руки старший процессор нового поколения, AMD A10-6800K, и на его примере мы предлагаем посмотреть, чем же десктопные Richland заслужили по сравнению с аналогичными Trinity увеличение модельных номеров на целую тысячу.

#Richland: что нового

Про отличия дизайна Richland многого не расскажешь. Для общего понимания ситуации достаточно того знания, что это те же Trinity, но со слегка увеличенными тактовыми частотами. Текущая версия планов AMD определяет Richland как лёгкое обновление Trinity, которое должно потешить потребителей до тех пор, пока у компании не будут готовы действительно инновационные гибридные процессоры Kaveri. Тогда-то мы и увидим целый вал нововведений: и процессорную микроархитектуру Steamroller, и графику класса GCN, и поддержку полноценных гетерогенных вычислений с внедрением концепции полностью унифицированной памяти.

Richland же состоит из ровно тех же составных частей, что и процессоры Trinity: из процессорных модулей Piledriver и из графического ядра с архитектурой VLIW 4. При этом встроенной графики тоже коснулся ребрендиг. Её AMD причисляет к серии Radeon HD 8000, хотя на самом деле она почти полностью такая же, как в Trinity (где она считалась принадлежащей к классу Radeon HD 7000) и имеет такую же архитектуру, как дискретные ускорители серии Radeon HD 6900.

Richland производятся по 32-нм техпроцессу, который используется для изготовления и всех остальных десктопных процессоров AMD, поэтому полупроводниковый кристалл этих процессоров от кристалла Trinity внешних отличий не имеет. Его площадь – 246 мм2, а количество транзисторов — порядка 1,3 млрд. На графическую часть израсходовано примерно 42 процента этого бюджета.

Полупроводниковый кристалл не изменился, и это явно указывает, что от Richland не стоит ожидать увеличения мощности составных частей, обусловленного увеличением количества процессорных ядер или шейдерных процессоров. Как и раньше, старшие версии APU основаны на паре модулей Piledriver, то есть в терминологии AMD имеют четыре вычислительных ядра, а максимальная версия графического движка может похвастать наличием лишь 384 унифицированных исполнительных устройств.

Чем же оправдывается такая смена вывески на процессорах Trinity, если учесть, что появились они не так уж и давно, менее года назад? На мобильном рынке отсутствие изменений «в железе» AMD компенсирует в первую очередь новыми программными инструментами. Для мобильных вариантов Richland это – быстрая загрузка системы, управление жестами, распознавание лиц, беспроводное подключения телевизоров, а также реализованные в драйвере возможности по обработке видео в реальном времени. К этому добавлено увеличенное время работы от батареи и небольшой прирост производительности за счёт роста тактовых частот и переосмысления принципов работы технологии Turbo Core.

Для десктопных же вариантов Richland представлять весь этот набор было бы бессмысленно, поэтому дело ограничилось лишь небольшим ростом производительности и более агрессивной работой Turbo Core. За счёт более точного слежения за состоянием процессорного кристалла и гибкого манипулирования напряжением и частотами AMD обещает, что процессоры Richland будут находиться в турбированном состоянии до 25 процентов дольше, нежели их предшественники.

Что же касается номинальных тактовых частот, то в десктопных Richland по сравнению с Trinity предельная скорость процессорных ядер поднялась на 5-10 процентов, а скорость графики – на 6-11 процентов. Незначительность этого прироста связана в первую очередь с тем, что новые Socket FM2 процессоры остались в рамках тех же тепловых пакетов, что и их предшественники, – 65 и 100 Вт.

Плюс к этому, чтобы отличия десктопных версий Richland от их предшественников с дизайном Trinity не выглядели уж совсем смешными, AMD также говорит об улучшении контроллера памяти. Теперь в APU для настольных систем официально поддерживается DDR3-2133 SDRAM, правда, лишь только в самой старшей модификации.

В остальном же Richland – этот тот же Trinity. Что, в целом, не так уж и плохо, если учесть полную совместимость со старой Socket FM2-экосистемой. Для Richland не нужны новые материнские платы, эти процессоры прекрасно работают с платформами на старых чипсетах A85X, A75 и A55 после обновления BIOS. Поддерживаются и все старые варианты Dual Graphics, позволяющие соединять графическое ядро новых процессоров с дискретными видеоускорителями AMD Radeon HD 6450, 6570 или 6670 в CrossfireX-конфигурации.

#Модельный ряд

В былые времена такое обновление модельного ряда, как произошло с выходом Richland, осталось бы практически незамеченным. Подумаешь, слегка поднялись тактовые частоты. Дело бы просто ограничилось тихим появлением в прайс-листе новых позиций со слегка увеличенными номерами, да и только. Но AMD решила лишний раз пошуметь и затеяла массовое переименование продуктов. Появилось новое кодовое имя, старому графическому ядру присвоили новый номер серии, а модельные номера у новых APU стали принадлежать к новой, шеститысячной серии.

Всё бы ничего, но в свете крайне незначительного прогресса, процессоры Richland старый модельный ряд Trinity не заменяют, а дополняют. Причём дополнение это происходит по сценарию разбавления старых продуктов новыми, в результате чего соответствие между уровнем производительности и величиной модельного номера полностью пропадает. Некоторые Trinity, относящиеся к пятитысячной серии, могут быть быстрее и лучше Richland шеститысячной серии, и разобраться во всём этом становится не так просто.

Со всеми свежеанонсированными моделями полная линейка процессоров для платформы Socket FM2 выглядит теперь так:

Модельный номер Встроенная графика TDP, Вт Число шейдеров Частота GPU, МГц Число ядер Частота CPU, ГГц (базовая/турбо) L2-кеш, Мбайт Макс. частота памяти Цена
A10-6800K HD 8670D 100 384 844 4 4,1 / 4,4 4 DDR3-2133 $142
A10-6700 HD 8670D 65 384 844 4 3,9 / 4,2 4 DDR3-1866 $142
A10-5800K HD 7660D 100 384 800 4 3,8 / 4,2 4 DDR3-1866 $122
A10-5700 HD 7660D 65 384 800 4 3,4 / 4,0 4 DDR3-1866 $122
A8-6600K HD 8570D 100 256 844 4 3,7 / 4,3 4 DDR3-1866 $112
A8-6500 HD 8570D 65 256 800 4 3,5 / 4,1 4 DDR3-1866 $112
A8-5600K HD 7560D 100 256 760 4 3,6 / 3,9 4 DDR3-1866 $91
A8-5500 HD 7560D 65 256 760 4 3,2 / 3,7 4 DDR3-1866 $91
A6-6400K HD 8470D 65 192 800 2 3,9 / 4,1 1 DDR3-1866 $71
A6-5400K HD 7540D 65 192 760 2 3,6 / 3,8 1 DDR3-1866 $57
A4-5300 HD 7480D 65 128 723 2 3,4 / 3,6 1 DDR3-1600 $47

Тут главное – не тушеваться перед модельными номерами и индексами, присвоенными встроеннным графическим ядрам. По сути, они тут исключительно для красоты и не выступают отражением никаких технологических шагов. На самом же деле различия между старыми и новыми линейками есть только в частотах графических и вычислительных ядер, причём, эти различия нельзя назвать сколь-нибудь принципиальными. Четырёхъядерные A10-6800K и A10-6700 быстрее, чем A10-5800K и A10-5700 на 5-7 процентов (и по графике, и по ядрам общего назначения); четырёхъядерники A8-6600K и A8-6500 быстрее A8-5600K и A8-5500 до 10 процентов; а новый двухъядерник A6-6400K превосходит A6-5400K по рабочим частотам примерно на 6-8 процентов.

Также как и раньше, в ряду Richland имеется широкий выбор процессоров K-серии, обладающих разблокированным множителем. Обратите внимание, старшие оверклокерские APU с четырьмя вычислительными ядрами A10-6800K и A8-6600K обладают максимальным расчётным тепловыделением на уровне 100 Вт, в то время как остальные Socket FM2-процессоры шеститысячной серии на 35 Вт экономичнее. Зато такие модели имеют и на 200 МГц более высокие тактовые частоты, то есть в целом быстрее. В то же время, если учесть, что для APU очень важна производительность графики, весьма интересной моделью представляется A10-6700. Такой процессор вполне экономичен, обладает вычислительным быстродействием на уровне A10-5800K, а его графическое ядро может предложить наилучшую скорость работы среди всех Socket FM2-вариантов.

Однако нам для тестов была предоставлена максимальная 100-ваттная модель Richland – AMD A10-6800K. Именно такой APU AMD использует для того, чтобы показывать преимущества своего нового дизайна. А это значит, что в нём присутствует предельно возможное количество вычислительных ядер и потоковых шейдерных процессоров, и все частоты выкручены на максимум с целью получения наивысшей производительности. Более того, это и единственный процессор среди всех Socket FM2 вариантов для которого официально заявлена поддержка памяти DDR3-2133.

Указанные в характеристиках тактовые частоты A10-6800K от 4,1 до 4,4 ГГц, к сожалению, не дают полного понимания того, как этот процессор взаимодействует с технологией Turbo Core. Она же, между тем, стала, действительно, более агрессивной, чем раньше. Фактически, находясь под нагрузкой, большую часть времени процессор проводит на частоте 4,2-4,3 ГГц. Если же работой загружаются не все процессорные ядра, частота может подниматься и до максимальных 4,4 ГГц.

В то же время никуда не делась присущая Trinity проблема с занижением тактовых частот при продолжительной многопоточной интенсивной нагрузке, её унаследовал и Richland. В таких сложных состояниях технология Turbo Core может скинуть рабочую частоту до 3,8 ГГц. Впрочем, происходит это нечасто, у APU прошлого поколения такие ситуации возникали со значительно большей вероятностью.

У графического же ядра никаких технологий авторазгона в арсенале нет. Оно всегда работает на установленных в спецификациях 844 МГц.

Тестирование. Выводы

#Описание тестовых систем и методики тестирования

Раз уж имеющийся в нашем распоряжении представитель поколения Richland, процессор A10-6800K, представляет собой немного улучшенную версию прошлого флагмана для Socket FM2 систем, A10-5800K, в тестировании мы сопоставили эти два формально похожих, но с точки зрения AMD относящихся к разным поколениям дизайна, APU. Со стороны Intel конкуренцию им составили два LGA1155-процессора похожей стоимости: Core i3-3225 – двухъядерник, обладающий графическим ядром Intel HD Graphics 4000, и Core i5-3330 – самый дешёвый четырёхъядерник, который, как и основная масса десктопных процессоров Ivy Bridge, снабжён медленным графическим ядром Intel HD Graphics 2500.

Что касается интеловских Haswell, то пока что среди них нет ни одного десктопного предложения, которое могло бы быть сопоставимо по стоимости с Socket FM2 процессорами Richland. Поэтому в большинстве случаев от сравнения с ними мы пока воздержимся.

В итоге список задействованных в тестировании аппаратных компонентов выглядит следующим образом:

  • Процессоры:
    • AMD A10-6800K (Richland, 4 ядра, 4,1-4,4 ГГц, 4 Мбайта L2, Radeon HD 8670D);
    • AMD A10-5800K (Trinity, 4 ядра, 3,8-4,2 ГГц, 4 Мбайта L2, Radeon HD 7660D);
    • Intel Core i5-3330 (Ivy Bridge, 4 ядра, 3,0-3,2 ГГц, 6 Мбайт L3, HD Graphics 2500);
    • Intel Core i3-3225 (Ivy Bridge, 2 ядра + HT, 3,2 ГГц, 3 Мбайта L3, HD Graphics 4000).
  • Процессорный кулер: NZXT Havik 140.
  • Материнские платы:
    • ASUS P8Z77-V LX (LGA1155, Intel Z77 Express);
    • ASUS F2A85-V Pro (Socket FM2, AMD A85).
  • Память: 2 x 4 Гбайт, DDR3-1866 SDRAM, 9-11-9-27 (Kingston KHX1866C9D3K2/8GX).
  • Дисковая подсистема: Crucial m4 256 Гбайт (CT256M4SSD2).
  • Блок питания: Corsair AX760i (80 Plus Platinum, 760 Вт).
  • Операционная система: Microsoft Windows 8 Enterprise x64.

С указанным оборудованием применялся следующий комплект драйверов:

  • AMD Catalyst 13.6 Beta Driver;
  • AMD Chipset Driver 13.4;
  • Intel Chipset Driver 9.4.0.1017;
  • Intel HD Graphics Driver 15.31.3.64.3071;
  • Intel Management Engine Driver 9.5.0.1345;
  • Intel Rapid Storage Technology 12.5.0.1066.

С учетом концепцию APU, все тесты проводились при использовании встроенной в процессоры графики. Дискретные видеокарты не использовались.

Описание использованных в тестировании бенчмарков и приложений:

  • Для оценки общей средневзвешенной производительности систем мы воспользовались новым тестом Futuremark PCMark 8. Этот бенчмарк использует три сценария: Home, Work и Creative, и все три задействуются в нашем тестировании. Отметим при этом, что Futuremark в своей тестовой утилите реализовала ряд гетерогенных алгоритмов, способных через OpenCL использовать для вычислений мощность графических ядер, и эту возможность мы специально не отключаем.
  • Для измерения быстродействия процессоров при компрессии информации мы пользовались архиватором WinRAR 5.0, при помощи которого с максимальной степенью сжатия архивировали папку с различными файлами общим объёмом 1.1 Гбайт.
  • Тестирование скорости финального рендеринга выполнялось путём использования специализированного теста Cinebench 11.5, базирующегося на движке профессионального пакета Maxon Cinema 4D.
  • Для измерения скорости перекодирования видео в формат H.264 использовался тест x264 FHD Benchmark 1.0.1 (64bit), основанный на измерении времени обработки кодером x264 исходного видео в формате MPEG-4/AVC, записанного в разрешении 1920x1080@50fps с потоком 30 Мбит/с. Следует отметить, что результаты этого бенчмарка имеют огромное практическое значение, так как кодер x264 лежит в основе многочисленных популярных утилит для перекодирования, например HandBrake, MeGUI, VirtualDub и прочих.
  • Скорость работы с интернет-приложениями мы оценивали с использованием браузерного бенчмарка Futuremark Peacekeeper, который реализует основные передовые и ресурсоёмкие веб-технологии. Запуск данного теста проводился в Google Chrome 27.
  • Производительность при обработке графических изображений. Измеряется время прохождения тестового скрипта, моделирующего набор типовых операций в Adobe Photoshop CS6.
  • Для оценки скорости работы платформ в офисных приложениях мы использовали специальный тестовый скрипт компании Futuremark, моделирующий типовую работу пользователя в Microsoft Word 2010, Microsoft Excel 2010 и Microsoft PowerPoint 2010.
  • 3D-производительность. Измеряется DirectX 11-бенчмарком Fire Strike из тестового пакета Futuremark 3DMark.
  • Игровая производительность оценивается измерением среднего количества кадров в секунду в играх Metro: Last Light, F1 2012, Tomb Raider (2013), Hitman: Absolution и Battlefield 3. Используются два режима: разрешение 1366x768 со средним уровнем качества изображения и разрешение 1920x1080 с максимально доступным качеством графики.

#Результаты вычислительных тестов

В среднем A10-6800K всего лишь на 5 процентов быстрее, чем A10-5800K. Это хорошо отражает отсутствие каких бы то ни было усовершенствований в микроархитектуре вычислительных ядер. Прирост быстродействия APU в Socket FM2-исполнении, произошедший на фоне внедрения дизайна Richland, удивительным образом перекликается с приростом тактовой частоты.

В целом же про производительность A10-6800K в традиционных приложениях можно повторить всё то же, что уже хорошо известно. Микроархитектура Piledriver плохо переносит малопоточную процессорную нагрузку, поэтому в задачах, которые не порождают максимального количества параллельных процессов, A10-6800K отстаёт от Core i3 и Core i5 поколения Ivy Bridge. Переломить эту тенденцию у APU компании AMD получается в двух принципиально различных случаях. Либо при многопоточной нагрузке, где четырёхъядерному A10-6800K удаётся взять перевес хотя бы над двухъядерным Core i3-3225. Либо в тех приложениях, где часть вычислений может быть возложена на графическое ядро. В данной группе тестов таким свойством обладает PCMark 8, поэтому в части его сценариев старший Richland обгоняет и Core i3-3225, и Core i5-3330.

#Результаты игровых тестов

Обратите внимание, к результатам тестовых гибридных процессоров в игровых тестах в справочных целях мы добавили показатели производительности появившегося в Haswell новейшего графического ядра Intel HD Graphics 4600, снятые в LGA1150-системе с Core i7-4770K.

И вновь никаких неожиданностей. Прирост быстродействия A10-6800K по сравнению с A10-5800K и в играх составляет 4-5 процентов, что теперь уже указывает на отсутствие различий в архитектуре графических ядер Trinity и Richland. Преимущество достигается одним только ростом частоты графического ускорителя, которая при смене поколений процессоров поднялась на 44 МГц. Иными словами, и в части игровой производительности платформы Socket FM2 ничего принципиально не поменялось.

AMD утверждает, что быстродействия встроенного в A10-6800K графического ускорителя хватает для запуска современных игр при Full HD-разрешении. И, в общем, с этим можно согласиться. Однако надо иметь в виду, что речь идёт о низких настройках качества и о том, что это верно всё же не всегда. Некоторые AAA-шутеры, например, Metro: Last Light, оказываются APU компании AMD не по зубам, и выход нового дизайна Richland никак на это не повлиял.

Впрочем, интегрированный графический движок компании AMD в любом случае лучше конкурирующих вариантов. Графические ядра, присутствующие в сравнимых по стоимости интеловских процессорах, а именно Intel HD Graphics 4000 и Intel HD Graphics 2500, предлагают в 3D принципиально худшую скорость.

#Гетерогенная производительность

Продвигая на рынок свои гибридные процессоры, компания AMD неустанно твердит о том, что интегрированные графические ядра можно использовать для ускорения вычислений общего назначения. И это правда: фреймворки OpenCL и DirectCompute, через которые реализуются параллельные вычисления силами x86 и графических ядер, постепенно находят широкое распространение. И если раньше их использование носило эпизодический характер и встречалось лишь в редких специализированных программах, то к настоящему моменту идея гетерогенных вычислений прочно овладела умами разработчиков общеупотребительных приложений. Сегодня AMD может предъявить достаточно внушительный список программ, ускоряемых на APU силами графического ядра.

Учитывая это, мы решили провести и отдельное тестирование в нескольких приложениях, одновременно использующих для вычислений все разнородные ресурсы, предоставляемые гибридными процессорами.

В первую очередь в ход пошёл специализированный бенчмарк Basemark CL, который воспроизводит типичные задачи, использующие расчёты через OpenCL, например обработку изображений или физическую симуляцию с визуализацией результатов. Кроме этого, в Basemark CL принимается во внимание и чисто арифметическая мощность OpenCL-вычислителя.

Преимущество APU компании AMD очевидно и не вызывает сомнений. Вместе с тем Basemark CL выявляет существенный рост показателей производительности Richland по сравнению с Trinity. Похоже, дело в данном случае в оптимизации драйвера.

Вторым используемым нами OpenCL-бенчмарком стал SVPMark 3. Это – тест производительности системы при работе с пакетом SmoothVideo Project, направленным на повышение плавности воспроизведения видео путём добавления в видеоряд новых кадров, содержащих промежуточные положения объектов. Данный пакет достаточно активно использует предоставляемые через OpenCL возможности графических ядер.

Здесь AMD A10-6800K вновь показывает заметно более высокую производительность, чем интеловские процессоры. Однако разница в результатах между ним и его предшественником с дизайном Trinity незначительна — она составляет лишь 3 процента.

Одним из самых значительных достижений концепции APU, свидетельствующим о её принятии рынком программного обеспечения, стало появление поддержки OpenCL в популярном архиваторе WinZIP. С использованием WinZIP 17.5 мы провели сравнение скорости сжатия директории с файлами общим объёмом 850 Мбайт в формат zipx.

Ускорение вычислений с использованием OpenCL позволяет процессорам AMD обгонять двухъядерный Core i3-3225. Однако перед полноценным четырёхъядерником Core i5-3330 пасуют как представитель поколения Trinity, так и Richland. При этом различие в производительности A10-6800K и A10-5800K составляет около 8 процентов.

Другой пример популярного приложения, поддерживающего OpenCL, это профессиональная программа для редактирования и монтажа видео Sony Vegas Pro 12. При выполнении в ней рендеринга видео нагрузка достаточно равномерно распределяется по разнородным ресурсам гибридных процессоров.

Различия в производительности A10-6800K и A10-5800K совсем незначительны, но обращает на себя внимание другое – Core i3-3225 с графическим ядром Intel HD Graphics 4000 может предложить лучшую скорость, нежели APU компании AMD.

Еще один тип распространённой нагрузки, связанной с обработкой видео, это его транскодирование. Сегодня уже все разработчики графических ядер пришли к пониманию необходимости встраивать в свои решения специализированные модули, ориентированные на решение этой задачи. Для испытаний их производительности при работе над такой задачей была избрана утилита Cyberlink MediaEspresso 6.7, поддерживающая как технологию Intel Quick Sync, таки и AMD VCE. В качестве тестовой задачи выполнялось перекодирование полуторагигабайтного 1080p-ролика в формате H.264 (который представлял собой 20-минутную серию популярного телесериала) с уменьшением разрешения для просмотра на iPhone 4S. Соответственно, целевой формат видео – H.264, 1280x768 c битрейтом порядка 6 Мбит/с.

В скорости перекодировании видео соперничать с Intel Quick Sync очень тяжело. Интеловская реализация перекодирования использует высокоэффективную комбинацию из специализированных аппаратных блоков и выполнения части задачи на исполнительных устройствах графического ядра. Решение же AMD состоит в чистом переносе вычислений на параллельные потоковые процессоры, что, с учетом специфики алгоритма перекодирования, порождает некоторые узкие места. В результате даже младшая версия графического ядра Intel HD Graphics 2500 по скорости перекодирования превосходит A10-6800K в два с половиной раза. Дизайн же Richland в сравнении с Trinity, как видим, в быстродействии выигрыша практически не дал.

#Разгон

Процессоры Trinity были не слишком благосклонны к оверклокингу. Конечно, среди них, как и среди новых Richland, имелись специальные модели K-серии с разблокированными коэффициентами умножения. Однако нераскрытый частотный потенциал ядер Piledriver не слишком высок, даже в номинальном режиме процессоры на их основе работают на заметно превышающих 4 ГГц частотах. У Richland же без каких-либо изменений в техпроцессе и дизайне полупроводникового кристалла рабочие частоты поднялись ещё сильнее. Поэтому и разгон A10-6800K получился относительно небольшим. Максимальная частота процессора, при которой удалось добиться стабильности, оказалась всего лишь на 400 МГц выше частоты в турбо-режиме и составила 4,8 ГГц. Напряжение питания при этом было повышено до 1,5 В, а для охлаждения использовался воздушный кулер NZXT Havik 140.

Впрочем, не стоит умалять важность этого результата. На самом деле Richland в лице A10-6800K оказался более дружественным к разгону процессором: при тестировании A10-5800K до таких частот с аналогичным охлаждением у нас дойти не получалось.

Кроме того, как видно по скриншоту, в Richland производителю наконец удалось добиться почти корректной работы внутреннего температурного датчика, который теперь показывает вполне правдоподобную температуру процессорного кристалла. Кстати, максимально допустимое значение этой температуры для A10-6800K – 120 градусов, так что ограничением в разгоне стала эффективность системы охлаждения. Причём, в отличие от Haswell, температура A10-6800K напрямую связана с его высоким тепловыделением, и если заменить кулер более эффективной моделью, наверняка можно было бы выжать и большие значения частоты.

Параллельно с вычислительной частью процессора можно разогнать и его остальные 42 процента – графическое ядро. С повышением напряжения этого узла до 1,425 В мы смогли добиться работоспособности интегрированного ускорителя Radeon HD 8670D на частоте 1169 МГц, превышающей номинальную на 325 МГц. Правда, желание гарантировать стабильность системы при комплексной нагрузке заставило нас немного снизить разгон вычислительной части APU до 4,7 ГГц.

И последний этап полного разгона гибридной системы – вывод на максимальные частоты системной памяти. Предельная частота, которую даёт возможность использовать контроллер Richland – DDR3-2400. Никаких проблем с её задействованием нет, и в итоге получается полностью разогнанная платформа, производительность которой в графических тестах ощутимо выше, нежели в номинальных условиях.

Проведённый в комплексе оверклокинг гибридного процессора A10-6800K дал прирост результирующего индекса почти на 25 процентов, а вычислительная скорость по данным теста игровой физики возросла на 10 процентов. В итоге разгон интегрированного ускорителя Radeon HD 8670D поставил его на один уровень с видеокартами класса Radeon HD 6670.

#Выводы

Революции не случилось. Новые гибридные процессоры для настольных компьютеров, известные ранее под кодовым именем Richland, а теперь отнесённые к шеститысячной серии, привнесли в платформу Socket FM2 минимальные изменения. AMD очень старалась сделать из Richland новый фетиш, однако если отмести всю маркетинговую шелуху, то в сухом остатке обнаруживаются процессоры Trinity с чуть увеличенными тактовыми частотами — и ничего сверх того. Впрочем, даже те маленькие радости, которые всё же подарил нам протестированный A10-6800K, неуместными назвать невозможно. Чуть увеличившаяся производительность вычислительной и графической составляющих при сохранении старых величин тепловыделения и энергопотребления плюс немного лучший разгон – это уже неплохо.

В целом платформа Socket FM2 и раньше производила достаточно позитивное впечатление, особенно когда дело касалось графической или гетерогенной производительности старших моделей процессоров для неё. Ещё в Trinity разработчики AMD удачно собрали весь свой лучший багаж и смогли скомпоновать на его основе несколько действительно привлекательных предложений, особенно если принять во внимание их невысокую стоимость. Выход же Richland — это пусть и небольшой, но всё-таки шаг вперёд, позволяющий AMD поддержать внимание к платформе Socket FM2 до тех пор, пока в компании не созреет принципиально обновлённое поколение гетерогенных процессоров Kaveri.

Поэтому мы будем продолжать рекомендовать процессоры серии AMD A10 для использования как в офисных, так и в недорогих домашних игровых или развлекательных системах. Конечно, тут необходимо сделать ремарку, что графика в Trinity и Richland – это всё же интегрированное решение, которое не позволяет играть во всё что угодно в Full HD-разрешениях хотя бы с минимальным качеством изображения. Но значительное число современных игр на интегрированной графике AMD A10 всё-таки идёт с достаточным уровнем FPS, а Intel не может предложить даже этого — по крайней мере до тех пор, пока микроархитектура Haswell не придёт в процессоры стоимостью до 150 долларов.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/646238