В начале июня вышла первая тестовая версия браузера Opera на движке Webkit. От старого браузера в нем осталось только название: все настройки были переработаны, закладки полностью заменены экспресс-панелью, а многие функции просто остались за бортом. Среди них и почтовый клиент M2, который знаком пользователям Opera еще с 2003 года.
Для тех, кто за многие годы привык к почтовику, встроенному в браузер, отсутствие этого модуля в новой версии может показаться неуважением к старым пользователям. С другой стороны, почта в браузере вряд ли сейчас так уже необходима. 10 лет назад веб-почта была в самом начале своего развития — даже сервиса Gmail еще не существовало. Веб-страницы почтовых служб пестрели баннерами, загрузка которых на тогдашнем медленном соединении забирала драгоценное время. Поэтому в 2003 году локальный почтовый клиент был очень нужной программой, и его наличие в браузере как бы подсказывало пользователю, что веб-почта гораздо менее удобна.
Десять лет спустя веб-интерфейсы для работы с почтой стали функциональными и удобными, а их загрузка отнимает не больше времени, чем запуск настольного приложения. Число людей, которым действительно необходим локальный почтовый клиент, многократно уменьшилось. Поэтому многие его отсутствия в новой версии Opera даже не заметят. А для тех, кто все же предпочитает работать с письмами через почтовик, компания Opera Software 13 июня выпустила отдельное приложение Opera Mail.
Как ни странно, нам кажется, что благодаря такому шагу количество пользователей почтового клиента не то что не уменьшится, а вовсе даже увеличится. Все эти годы почтовый модуль существовал лишь как одна из функций не самого популярного в мире браузера, теперь же это — самостоятельное приложение, которое может быть интересно многим тысячам людей, ранее с Opera не работавшим и потому о почтовом клиенте M2 не слышавшим.
Интерфейсом Opera Mail больше напоминает браузер, нежели почтовый клиент, и это неудивительно, ведь новая программа и является кусочком старого браузера. Кстати, для тех, кто видел почтовый клиент M2 в Opera ранних версий (до 11.60), внешний вид и функциональность Opera Mail могут стать открытием. Около полутора лет назад M2 был полностью переработан и получил тот вид, который сейчас можно наблюдать в Opera Mail.
Главное окно поделено на три части: слева — папки, метки и другие инструменты для организации сообщений, посередине — список заголовков писем, справа — текст текущего письма. Такое представление удобно прежде всего для тех, кто использует широкоформатные мониторы. В настройках приложения можно выбрать один из двух альтернативных вариантов представления: когда текст выделенного письма располагается под списком сообщений и когда список занимает большую часть экрана, а текст письма открывается на отдельной вкладке.
Как и большинство современных почтовых клиентов, Opera Mail поддерживает работу с несколькими ящиками. И не просто поддерживает, а собирает письма из всех источников в одной папке. Учетные записи можно добавлять вручную или же импортировать из Opera, Thunderbird и других почтовых клиентов. Для популярных почтовых сервисов при добавлении ящика вручную настройки сервера прописываются автоматически. Почтовик поддерживает работу по IMAP и POP3. По умолчанию выбирается вариант IMAP, который означает, что Opera Mail будет работать с почтовой корреспонденцией онлайн. При этом загружаются только заголовки, а текст сообщений и почтовые вложения хранятся на почтовом сервере. Благодаря этому экономится место на диске локального компьютера, но для работы почтового клиента с протоколом IMAP требуется постоянный доступ к Интернету.
Стандартные папки «Входящие» и «Отправленные» существуют для каждого почтового ящика, однако в верхней части боковой панели, в разделе «Моя почта», представлены виртуальные папки. Поэтому можно сразу увидеть в одном списке все новые письма, которые пришли на разные адреса. Отдельно представлена виртуальная папка «Непрочтенные» — в неё, понятное дело, складываются все сообщения, которые еще не были прочитаны.
Далее можно увидеть виртуальную папку «Важно». В нее попадают все письма, которые были помечены во время прочтения нажатием на специальную кнопку-гвоздик. Интересно, что список важных сообщений синхронизируется с функцией выделения в IMAP-клиентах. А при работе с Gmail через веб-интерфейс пригвожденные сообщения можно увидеть как помеченные звездочкой.
По умолчанию все сообщения сортируются по дате, а также собираются в группы. Благодаря группам наглядно выделяются письма, полученные сегодня, за последнюю неделю, в течение каждого месяца текущего года, а более ранние — по годам. При желании для каждой папки можно установить свой метод сортировки: по размеру, меткам, теме, состоянию. Группировка может выполняться не только по дате, но и по состоянию чтения и по важности.
Параметры сортировки и группировки можно найти и в разделе настроек почты. Тут задаются параметры, которые будут использоваться по умолчанию для тех папок, где сортировка не настроена вручную. В общих настройках почты можно также найти ряд других полезных функций: отключение режима просмотра HTML, включение подгонки по ширине, выбор времени чтения письма, после которого оно будет автоматически помечаться как прочтенное. Кроме этого, в настройках почты есть флажок для добавления поля быстрого ответа под текстом письма. Интересно, что если отправитель исходного сообщения указал отдельный адрес для ответа, то при использовании этой функции можно даже выбрать адрес, на который будет отправлено ваше сообщение.
Одна из удобнейших функций Gmail, которая давно была взята на вооружение многими другими разработчиками веб-сервисов для работы с почтой, — цепочки сообщений. Такой способ представления дает возможность наблюдать за перепиской на одном экране, не переключаясь между письмами и не используя архив сообщений. Opera Mail тоже поддерживает цепочки сообщений. Можно переключаться между обычным режимом представления «Входящие» и просмотром цепочек. Есть возможность включить отслеживание темы, а также реализовано быстрое переключение от одной прочитанной темы к другой. Для отслеживаемых тем можно добавить отдельную панель.
В Opera Mail работает быстрый поиск по ключевым словам в реальном времени. Просто начинайте вводить нужные символы в поисковую строку — и по мере набора в списке будут оставаться только подходящие письма. Кроме этого, искать письма очень удобно по фильтру вложений. Программа помещает в отдельные виртуальные папки письма, которые содержат во вложении архивы, документы, изображения и видеофайлы.
В Opera Mail нет возможности создавать папки для организации корреспонденции, так как эта функциональность реализована при помощи меток. Кнопка для добавления метки к письму всегда под рукой и доступна на панели основных инструментов для работы с письмами наряду с кнопками для удаления сообщения, ответа на него, пересылки, пометки как спам. В почтовом клиенте есть семь предустановленных меток, которые, кстати, могут подсказать разные варианты применения этой функции. Например, метки «Встреча», «Сделать», «Перезвонить» могут превратить Opera Mail в простейший органайзер.
Метки можно также использовать для автоматической сортировки поступающих писем. Можно создавать сколько угодно меток, определять для них яркие значки, задавать правила обработки сообщений. Есть возможность автоматически помечать письма на основе ключевых слов в теме, в полях «От» и «Кому», в теле сообщения и так далее. Фильтры работают и с регулярными выражениями. При создании правил сортировки можно использовать несколько условий и определять, какой оператор будет использоваться: «И» или «ИЛИ». Правила могут применяться ко всем письмам, а также только к полученным на определённые ящики, к содержащим вложения, к помеченным другими метками. Таким образом, можно использовать многоуровневую организацию.
Задавать правила автоматической сортировки можно и для уже существующих меток. А если включить функцию самообучения по отмеченным письмам, Opera Mail сама попробует создать правила упорядочивания сообщений.
Интерфейс приложения гибко настраивается, поэтому, если общий почтовый ящик не нужен, панель «Моя почта» можно просто скрыть. Равно как и панели, отвечающие за организацию по меткам, по типам вложений, представляющие отдельные почтовые ящики.
Окно создания нового письма открывается на отдельной вкладке. Для ответа используется тот ящик, с которого было отправлено последнее письмо. Однако можно вручную указать ящик, который будет по умолчанию использоваться для ответа. Настройки создания сообщений также предусматривают редактирование подписи (можно установить отдельную для каждой учетной записи) и показ дополнительных полей письма.
Для написания писем можно использовать обычный текст или HTML-форматирование. Добавление вложений осуществляется простым перетаскиванием файлов на специальную область окна. А еще окно создания нового письма можно развернуть во весь экран, чтобы ничто не отвлекало от творческого процесса.
Opera Mail содержит и собственную адресную книгу. Cписок контактов формируется автоматически, но имена и электронные адреса людей также могут быть добавлены вручную или импортированы из файла закладок Opera (*.adr). При выделении контакта в списке показываются все письма, полученные от него на все почтовые ящики. Из адресной книги можно быстро переходить к написанию письма выбранному контакту, а еще контакты, как и темы, можно отслеживать. Также есть возможность группировки контактов по папкам и быстрого поиска по ним.
В состав Opera Mail входит RSS-клиент, который ранее тоже был частью браузера Opera. С настройками по умолчанию он незаметен, но можно легко вынести команду для просмотра новостей на боковую панель. Ленты новостей отображаются в виртуальной папке «Непрочтенные» наряду с сообщениями электронной почты.
В общем-то, в Opera Mail нет ничего выдающегося, ничего такого, чего нельзя было бы найти в других настольных почтовых клиентах. Но эта программа удобна, поддерживает неограниченное число почтовых ящиков, предлагает общий mailbox для всех учетных записей и самые разные средства организации сообщений, а также может похвастаться фирменной технологией масштабирования, хорошо знакомой пользователям Opera. Возможно, единственный серьезный недостаток Opera Mail — отсутствие возможности архивирования почты. В остальном же это качественный, быстрый и к тому же бесплатный почтовый клиент.