Флагманская карта 700-й линейки GeForce не подкачала в плане оверклокерского потенциала. Стандартные частоты, которыми ее наделила NVIDIA (863 МГц — базовая, 900 МГц — Boost Clock), довольно-таки консервативны по сравнению с тем, что нам посчастливилось выжать в результате разгона референсного видеоадаптера (1053 МГц базовой частоты). Неудивительно, что партнеры NVIDIA по производству видеокарт воспользовались запасом частоты чипа GK110, чтобы выпустить модели со щедрым заводским разгоном. Кроме того, у партнеров есть пространство для экспериментов с системой охлаждения карточки. Ведь как бы ни был хорош и красив референсный кулер типа «турбинка», конструкцию отрытого типа всегда можно сделать более эффективной и тихой. Особенно в том случае, если производитель не стесняется увеличить габариты кулера на дополнительный слот, а пользователь готов установить такое изделие в свой компьютер.
Старшая версия GeForce GTX 780 в линейке Inno3D является одной из наиболее смело разогнанных моделей на базе этого SKU и одновременно знаменует пополнение в клубе гигантских трехслотовых видеокарт.
⇡#Технические характеристики, комплект поставки
Базовую частоту GPU привели к тому значению, которое она принимала во флагманской однопроцессорной видеокарте предыдущего поколения (GeForce GTX 680) — 1006 МГц. Boost Clock составляет 1046 МГц. Сравните с референсными данными GTX 780: 863 и 900 МГц соответственно. Не каждый из чипов GK110 способен на такой разгон.
Частота видеопамяти тоже повышена, хотя и чисто символически: с 6008 до 6212 МГц. Inno3D не сообщает TDP устройства, но если уж референсный GeForce GTX 780 потребляет вплоть до 250 Вт, то и GeForce GTX 780 iChill HerculeZ 3000 «кушает» явно не меньше.
Inno3D GeForce GTX 780 iChill HerculeZ 3000 | NVIDIA GeForce GTX 780 | |
---|---|---|
Основные компоненты | ||
GPU | GK110 | GK110 |
Число транзисторов | 7,1 млрд | 7,1 млрд |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 |
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock | 1006/1046 | 863/900 |
Потоковые процессоры | 2304 | 2304 |
Текстурные блоки | 192 | 192 |
ROPs | 48 | 48 |
Видеопамять: тип, объем, Мбайт | GDDR5, 3072 | GDDR5, 3072 |
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц | 1553 (6212) | 1502 (6008) |
Ширина шины памяти, бит | 384 | 384 |
Интерфейс | PCI-Express 3.0 x16 | PCI-Express 3.0 x16 |
Вывод изображения | ||
Интерфейсы | 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 |
Макс. разрешение | VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096x2160 |
VGA: 2048x1536, DVI: 2560x1600, HDMI: 4096х2160, DP: 4096x2160 |
Макс. потребляемая мощность, Вт | НД | 250 |
Средняя розничная цена, руб. | Нет данных | Нет данных |
Видеокарта поставляется в аскетичной и компактной коробке с небольшим комплектом аксессуаров, который включает бумажную документацию, переходник питания и адаптер DVI — VGA. Полезные дополнения — коврик для мыши и карточка с ключом для активации последней версии теста 3DMark.
Про цену «Геркулеса» никакой информации нет, в прайс-листах московских интернет-магазинов она пока, увы, не фигурирует.
Главный предмет гордости этой видеокарты — фирменная система охлаждения колоссальных размеров HerculeZ 3000, которую Inno3D устанавливала на свои карты GeForce еще в 600-й серии. Мало того что кулер занимает три слота, так еще и выпирает за границы печатной платы на конце, противоположном заглушке, в результате чего длина устройства достигает 30 см. Работу по перемещению воздуха сквозь радиаторные ребра выполняют три крупных вентилятора типоразмера 92 мм.
Кожух системы охлаждения выполнен из металла. Примечательный элемент декора — массивные болты под шестигранный ключ. Кстати, сам ключ находится прямо на видеокарте, в специальном пазу. Его уголок можно увидеть на фотографии карты со стороны контактов питания, слева от вставки с логотипами. А на противоположной стороне для симметрии вмонтирован бутафорский, несъемный отрезок шестигранника.
Большая часть задней поверхности печатной платы покрыта толстой металлической пластиной, придающей конструкции дополнительную жесткость. Кусок металла соединяется с кожухом кулера на обратной стороне посредством боковой вставки с надписью iChill HerculeZ, которая подсвечивается белым светодиодом. Между прочим, к видеокарте зачем-то прилагается сменное стекло для этого компонента. Никакой информационной нагрузки, в отличие от индикатора на референсной плате GeForce GTX 780, светодиод нести не может, ибо он запитан от того же разъема, что и вентиляторы, а контакты, специально предназначенные для подсветки, на плате пустуют.
Радиатор системы охлаждения состоит из двух секций тонких алюминиевых ребер, нанизанных на пять теплотрубок. С кристаллом GPU контактирует медная подошва.
Микросхемы памяти и компоненты системы питания довольствуются охлаждением при помощи тонкой пластины, покрывающей большую часть фронтальной поверхности платы.
По набору и расположению видеовыходов карта не отличается от референсной версии.
Сама печатная плата Inno3D GeForce GTX 780 iChill HerculeZ 3000 на вид также идентична референсной PCB, только маркировка на нашем экземпляре GTX 780 от NVIDIA набрана другим шрифтом, что не удивительно для инженерного образца. А в остальном все то же самое. GPU питается по шестифазной схеме от регулятора напряжения ON Semiconductor NCP4206. Еще две фазы отвели для питания микросхем памяти. Сами чипы DRAM произведены Samsung и несут маркировку K4G20325FD-FC03, которая сообщает о штатной тактовой частоте 1500 (6000) МГц.
Конфигурация тестового стенда | |
---|---|
CPU | Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46) |
Материнская плата | ASUS P9X79 Pro |
Оперативная память | DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9 |
ПЗУ | Intel SSD 520 240 Гбайт |
Блок питания | IKONIK Vulcan, 1200 Вт |
Охлаждение CPU | Thermalright Silver Arrow |
Корпус | CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Операционная система | Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1 |
ПО для карт NVIDIA | 320.18 |
Настройки AMD Catalyst Control Center | |
---|---|
Antialiasing | Use application settings |
Anisotropic Filtering | Use application settings |
Tesselation | Use application settings |
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality | Quality, Enable Surface Format Optimization |
Mipmap Detail Level | Quality |
Wait for V-Sync | Off, unless application specifies |
Anti-Aliasing Mode | Multi-sample AA |
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing | On |
Triple buffernig | Off |
Настройки NVIDIA Control Panel | |
Ambient Occlusion | Off |
Anisotropic Filtering | Application-controlled |
Antialiasing — Gamma correction | On |
Antialiasing — Mode | Application-controlled |
Antialiasing — Settings | Application-controlled |
Antialiasing — Transparency | Off |
CUDA — GPUs | All |
Maximum pre-rendered frames | 3 |
Multi-display/mixed-GPU acceleration | Multiple display performance mode |
Power management mode | Adaptive |
Texture filtering — Anisitropic sample optimization | Off |
Texture filtering — Negative LOD bias | Allow |
Texture filtering — Quality | Quality |
Texture filtering — Trilinear optimization | On |
Threaded optimization | Auto |
Triple buffering | Off |
Vertical sync | Use the 3D application settings |
Набор бенчмарков | ||||
---|---|---|---|---|
Программа | API | Настройки | Анизотропная фильтрация, полноэкранное сглаживание | Разрешение |
3DMark 2011 | DirectX 11 | Профиль Extreme | - | - |
3DMark | DirectX 11 | Тест Fire Strike (не Extreme) | - | - |
Unigine Heaven 2 | DirectX 11 | DirectX 11, макс. качество, тесселяция в режиме Extreme | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool | DirectX 10 | DirectX 10, макс. качество. Демо Frost Flythrough | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool | DirectX 11 | DirectX 11, макс. качество, текстуры высокого разрешения. Миссия A Walk in the Park | AF 16x, Post MSAA + Edge AA | 1920х1080 / 2560х1440 |
Battlefield 3 + FRAPS | DirectX 11 | Макс. качество. Начало миссии Going Hunting | AF 16x, MSAA 4x + FXAA | 1920х1080 / 2560х1440 |
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | AF, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
DiRT Showdown . Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество, Global Illumination вкл. Трасса Shibuya, 8 машин | AF, AA 4х | 1920х1080 / 2560х1440 |
Far Cry 3 + FRAPS | DirectX 11 | DirectX 11, макс. качество, HDAO. Начало миссии Secure the Outpost | AF, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Tomb Raider. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | AF 16x, SSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Bioshock Infinite. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество. Postprocessing: normal | AF 16x, FXAA | 1920х1080 / 2560х1440 |
Crysis 3 + FRAPS | DirectX 11 | Макс. качество. Начало миссии Post Human | AF 16x, MSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
Metro: Last Light. Встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | AF 16x, SSAA 4x | 1920х1080 / 2560х1440 |
⇡#Разгон, температура, энергопотребление
Inno3D GeForce GTX 780 iChill HerculeZ 3000 мы разгоняли по той же методике, что и референсный адаптер GeForce GTX 780. Ограничения мощности и температуры подняты до предела — с приоритетом в пользу температуры. Вентиляторы системы охлаждения запущены на предельные обороты, дабы гарантировать, что частота GPU не упрется в его нагрев. Лимит напряжения на ядре увеличен на максимально дозволенные 25 мВ.
Но вопреки надеждам, порожденным могучей системой охлаждения этой карточки, оказалось, что производитель уже исчерпал оверклокерский потенциал GPU, оставив лишь 20 МГц в качестве резерва стабильности. В результате максимальное значение базовой частоты, которого нам удалось достигнуть, составило 1026 МГц. Референсный образец GeForce GTX 780 в этом плане оказался выгоднее, ибо из него мы смогли выжать 1053 МГц базовой частоты, хотя похоже, что нам с ним просто повезло (не все экземпляры способны на такое). А в итоге разгон, достигнутый совокупными стараниями производителя и тестовой лаборатории 3DNews, все-таки очень хорош. В таком состоянии GeForce GTX 780 легко «порвет» в бенчмарках своего старшего брата — GTX TITAN.
Результаты оверклокинга подпортил только тот факт, что повышение базовой частоты до 1026 МГц подрезало крылья динамическому разгону GPU. Даже при нетронутых настройках ядро набирает лишь 104 МГц сверх базовой частоты, а после разгона бонус сокращается до 98 МГц. У референсного адаптера при тех же условиях размах авторазгона только увеличился до 162 МГц. Но и здесь грех жаловаться на Inno3D.
204 МГц, которые производитель прибавил к частоте видеопамяти, — это несерьезный разгон для микросхем со спецификацией 6 ГГц, которые на разных видеокартах нам не раз удавалось запустить на частоте 7 ГГц. Вот и на этот раз чипы Samsung достигли эффективной частоты 7012 МГц.
Base Clock, МГц | Макс. Boost Clock, МГц | Base Clock, МГц (разгон) | Макс. зарегистрированная Boost Clock, МГц (разгон) | |
---|---|---|---|---|
GeForce GTX 780 | 863 | 1006 (+143) | 1053 | 1215 (+162) |
Inno3D GeForce GTX 780 iChill HerculeZ 3000 | 1006 | 1110 (+104) | 1026 | 1124 (+98) |
По предельному энергопотреблению Inno3D GeForce GTX 780 iChill HerculeZ 3000 оказался лишь чуть впереди референсного образца GeForce GTX 780. Но имейте в виду, это максимальная мощность, которая была зарегистрирована во время тестового прохода Crysis 2. В среднем карта Inno3D просто не может не отличаться от аналогов, работающих на референсных частотах.
Массивная система охлаждения не зря занимает свои три слота, ведь по сравнению с референсной картой максимальная температура GPU оказалась меньше на 24 °С. Если же запустить вентиляторы на полные обороты, то, даже несмотря на разгон и повышенное напряжение, температуру можно снизить еще на 8 °С.
3DMark 2011 (DirectX 11)
Обе версии синтетического бенчмарка от FutureMark сходятся в том, что заводской разгон карты Inno3D обеспечивает мощный рывок производительности, а вот попытка выжать дополнительные мегагерцы дает уже скромный результат.
3DMark (DirectX 11)
Игровые тесты + Unigine Heaven 2
В игровых бенчмарках сохраняется мощный эффект от разгона, который обеспечил производитель, — в некоторых играх прирост фреймрейта просто колоссальный.
Inno3D GeForce GTX 780 iChill HerculeZ 3000 показывает, какой должна быть предварительно разогнанная видеокарта. Нам часто попадаются адаптеры с незначительно повышенной частотой ядра (20-50 МГц), которая мало влияет на производительность и легко доступна для более дешевых аналогов с референсными системами охлаждения. В этот раз GPU изначально работает на частоте, которой достигает отнюдь не каждый экземпляр GeForce GTX 780. С другой стороны, и полностью референсная видеокарта подчас способна на больший разгон стараниями пользователя. Но тут уж как повезет, а такие модели, как Inno3D GTX 780 HerculeZ 3000, дают определенную гарантию.
Заслуга Inno3D состоит в отборе GPU, способных работать на частотах выше 1 ГГц, и создании кулера оригинальной конструкции и колоссальной эффективности, обратной стороной которой является тот факт, что он занимает три слота в корпусе и наращивает длину устройства до 30 см.
Увы, как часто бывает с подобными продуктами, Inno3D GeForce GTX 780 iChill HerculeZ 3000 — штучный товар. Такой видеокарты даже нет на сайте производителя и, похоже, нет в продаже в России (по крайней мере пока).