Жанр | Стратегия |
Издатель | Paradox Development Studio |
Разработчик | Paradox Interactive |
Минимальные требования | Процессор Intel Pentium 4 2,4 ГГц/AMD Athlon 2,2 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 512 Мб памяти, например NVIDIA GeForce 8800/AMD Radeon X1900, 2 Гбайт на жестком диске |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core 2 Duo E6550 2,33 ГГц / AMD Athlon 64 X2 2,8 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 1024 Мб памяти, например NVIDIA GeForce GTS 250/AMD Radeon HD 6670 |
Дата выхода | 13 августа 2013 года |
Возрастной ценз | от 12 лет |
Платформы | ПК |
Официальный сайт |
Paradox Interactive уже тринадцать лет чуть ли не в одиночку тащит целый жанр. Невероятно детализированные стратегии по мотивам всех важных геополитических событий последнего тысячелетия — настоящая мечта всех любителей истории и географии, альтернатива условно похожей Civilization с её абстрактными странами и континентами.
У шведской студии четыре основные серии — разные исторические эпохи требуют особого подхода и игровых механик. Crusader Kings рассказывает о времени Крестовых походов; Victoria затрагивает достаточно короткий, но насыщенный период — от второй половины XIX века и до первой империалистической войны; Hearts of Iron посвящена уже Второй мировой и военному микроменеджменту. Но флагманским проектом Paradox всегда оставалась Europa Universalis — самая глобальная и комплексная стратегия, затрагивающая позднее Средневековье и начало Нового времени.
Разумеется, выход четвёртого выпуска главного сериала — важное событие в этом «нишевом» жанре.
Временные рамки Europa Universalis IV традиционны для серии — с 1444 по 1820 г. Игрок волен выбрать для старта любую дату в этом временном отрезке и любое государство; мировая политическая карта и отношения между странами меняются с каждым месяцем в соответствии с реальной историей. Финал Столетней войны, конец феодальной раздробленности, колонизация Нового Света, образование России или Война за независимость США — можно поучаствовать в каждом из возможных сценариев.
Впрочем, всегда интереснее сыграть от начала и до конца, наблюдая за альтернативной моделью развития мировых цивилизаций (хотя в опциях предусмотрено отключение случайных событий — в таком случае всё будет происходить примерно как в действительности, но с поправкой на действия пользователя). Захватить Османской империей Европу, колонизировать французами Южную Америку или обратить Китай в православие — при правильном подходе к военному делу, дипломатии, экономике и торговле есть возможность до неузнаваемости изменить геополитическую ситуацию на планете.
Здесь стоит отметить очень важный момент — цели и задачи игрок определяет для себя самостоятельно. Можно задаться миссией покорить все страны на свете или, наоборот, тихонечко развиваться мирным путём на трёх провинциях, наблюдая со стороны, что происходит вокруг. На экране мы видим лишь схематичные карты и таблицы с цифрами, — самое же интересное в Europa Universalis происходит исключительно в воображении играющего.
Естественно, у каждой из наций — лишь ограниченное число путей. Кастилии, Португалии, Англии и даже Норвегии проще не ввязываться в войны за территории Старого Света, а исследовать и завоёвывать земли на далёких континентах. У Франции же в этом смысле более универсальная позиция — при большинстве сыгранных вариантов эта страна поглощала мелких соседей на востоке и успевала что-то колонизировать за океаном. Немцам и итальянцам следует попробовать объединить собственные нации, а русским княжествам — в первую очередь разобраться с потомками монголов. Любители высокой сложности могут взяться за управление какими-нибудь ацтеками или отсталыми африканскими государствами, попробовав отразить нашествие жестоких европейцев (дело, кстати, очень непростое). Чуть-чуть ориентируют в этом огромном пространстве необязательные мини-миссии: скажем, требуется завоевать мелкого соседа или собрать под одним флагом братские народы.
Военная экспансия — не единственный вариант для расширения зоны влияния и государственных границ. Страны с общей культурой, религией и хорошими отношениями могут объединяться, а дипломаты и торговцы зачастую приносят больше пользы, чем солдаты и генералы. Как уже отмечено выше, всё зависит строго от желаний играющего — при должном подходе и развитая торговая республика может осадить зарвавшихся соседей экономическими санкциями или альянсом с серьёзными ребятами с третьей стороны.
Жаль, но в EU IV осталась известная проблема серии; точнее, это даже не проблема, а осознанная позиция разработчиков. Игра сильно штрафует за активную политику завоеваний — против пользователя объединяется ИИ и нападает со всех сторон, даже в откровенный ущерб отдельным странам, которые всё равно бегут восстанавливать мнимую справедливость.
Мало изменился и искусственный интеллект — участники мировой арены зачастую ведут себя хаотично и с огромной неохотой сотрудничают с игроком. Организовать эффективный военный альянс с соседом против кого-то другого — почти невыполнимая задача. В Европу вторгаются мусульмане и нужно выступить единым фронтом на Балканах? Компьютер пошлёт вас подальше и скорее сам объявит войну из-за идиотского территориального спора, а потом ещё и османов поддержит в самый неприятный момент.
Зато серьёзно переработана модель управления страной и торговлей; все стало значительно проще и удобнее по сравнению с тем, что было в EU III. Прежде всего, уровень развития государства определяется лишь тремя параметрами: дипломатией, административным аппаратом и военной отраслью. Эти направления финансируются не напрямую из бюджета — для каждого из трёх предусмотрены специальные очки, которые при накоплении определенного уровня позволяют переходить на новую ступень.
В идеальном варианте развития дипломатические, административные и военные очки следует использовать на изучение новых технологий и постоянный «апгрейд» своей страны. Однако постоянно возникают ситуации, требующие незамедлительного решения, — например восстания, заключение мирных соглашений или форсированное повышение общей стабильности в стране. Раньше, напомним, параметр стабильности не давал нормально управлять большими государствами — ситуация выравнивалась естественным путём, но из-за кривых алгоритмов на это могли уйти столетия (что, конечно, не укладывалось во временные рамки игры).
Конечно, приятнее разбираться с проблемами сразу, но подобная политика существенно замедляет развитие нации — получается, что приходится постоянно выбирать между краткосрочными и долгосрочными целями.
Из визуальных нововведений четвёртой части — значительно похорошела графика и общее оформление интерфейса. Политическая карта теперь выглядит красиво и информативно при любом масштабе, а физическая карта кажется немногим хуже, чем в Total War. Игрушечные солдатики больше не «тонут» на холмах и в неровностях, а неизведанные территории стилизованы куда приятнее.
С мультиплеером, в принципе, всё понятно — Europa Universalis из тех игр, в которые приятнее играть одному (тем более что здесь важную роль играет активная пауза). В Сети комфортно лишь с вменяемыми друзьями, когда можно нормально обсудить организацию игровых сессий и прочие детали. С незнакомцами вас ждёт лишь хаос и недопонимание.
⇡#Все не так страшно, как кажется
Тут стоит отметить, что все проекты Paradox Interactive способны испугать своим навороченным интерфейсом любого мало-мальски вменяемого человека. Десяток параметров, характеристик, показателей, больше дюжины режимов карт и миллион прочих деталей — по первому впечатлению всё это вызывает икоту, желание немедленно выключить игру и срочно вернуться к какому-нибудь примитивному консольному экшену. Но на самом деле всё не так: управление здесь не такое уж и навороченное, а при более близком знакомстве расположение всех элементов кажется более чем логичным. Главное — не лениться пройти 15-минутное обучение, в котором подробно объясняются все игровые механики и правила. И уже с этими знаниями можно смело идти в бой.
Правда, обучение традиционно не поясняет важные моменты, связанные с действиями в долгосрочной перспективе. Первая кампания в любом случае будет состоять из проб и ошибок — трудно сразу догадаться, как правильно распределять очки развития, почему не следует начинать оголтелое завоевание человечества и как полностью избежать восстаний в своих регионах.
Ещё у Europa Universalis IV так и не объявился издатель в России (предыдущими частями занималась «1С-СотфКлаб»). Сложные меню на английском языке могут отпугнуть оставшихся игроков-казуалов, но всё-таки каких-то мудреных слов здесь немного. Однако на всякий случай положите рядом смартфон со словариком — и от лингвистического барьера точно ничего не останется.
В общем, все неравнодушные к истории — срочно откладывайте прочие дела и обязательно беритесь за Europa Universalis IV. Эта игра принесёт вам десятки счастливых часов, а происходящее на мировой карте ограничено лишь вашим воображением. Более глубоких и реалистичных геополитических симуляторов просто не существует.
Достоинства:
Недостатки:
Графика | Понятно, что визуальная составляющая здесь достаточно условна, но всё-таки приятно видеть очень красивые карты и шейдерные поверхности — это значительный шаг вперёд по сравнению с EU III. | 9 |
Звук | Пафосная, но ненавязчивая музыка со средневековыми мотивами — именно то, что нужно. | 10 |
Одиночная игра | В руках игрока может быть любая нация в любой период с XV по XIX вв. Возможности ограничены лишь желаниями и фантазией. | 9 |
Коллективная игра | Игровая механика не очень подходит для сессий со случайными людьми, но закрытые «матчи» с друзьями могут быть весьма интересными. Поддерживается соединение 32 пользователей. | 8 |
Общее впечатление | За вычетом пары мелких нюансов, EU IV — лучшая игра в серии. Фанатам жанра хватит этой стратегии на несколько месяцев — возможных сценариев отыгрыша и вариантов здесь просто бессчетное количество. | 9 |