Оригинал материала: https://3dnews.ru/765202

Полтинничка не найдется? Выбираем лучший 50-мм объектив для Canon

Внешний вид. Технические характеристики

Лирическое отступление для самых юных начинающих фотографов. Ни для кого не является секретом, что фиксированная оптика, то есть оптика с постоянным фокусным расстоянием (далее может быть встречено сокращение — ФР), в большинстве случаев обладает лучшей картинкой по сравнению с зумами. Разумеется, причиной тому служит меньшее количество оптических элементов и большая светосила.

Carl Zeiss Planar 50mm ƒ/0.7 — один из самых светосильных серийных объективов в мире, созданный для съемки тёмной стороны Луны (Источник)

Так уж повелось, что 50-мм объективы наиболее часто используются в качестве портретных линз. Если говорить о современном модельном ряде Canon — такой выбор вполне оправдан.

На камерах формата APS-C (с кроп-фактором 1,6) картинка с «полтинников» практически аналогична кадрам с объектива с фокусным расстоянием 80 мм в 35-мм формате, это позволяет снимать крупные планы без искажений перспективы и с вполне красивым задним фоном. На полноформатных зеркалках пятидесяти миллиметров достаточно и для сюжетных кадров, и для поясных портретов. Большая светосила делает их действительно универсальным фотооружием: снимать можно и в помещении, и на улице. Сейчас Canon предлагает пользователям четыре «полтинника»: с максимальными отверстиями ƒ/1,8, ƒ/1,4 и ƒ/1,2, а также специальный макрообъектив с диафрагмой ƒ/2,5, о котором мы поговорим в другой раз.

Весьма непростой задачей оказался выбор оптики конкурирующих компаний, ведь их настолько много, что со счету можно сбиться, а ограничиваться только родными "стеклами" Canon — очень скучно и не совсем честно. «Полтинников» в природе великое множество — тут и несколько вариаций оптики от, не побоимся этого слова, легендарного Carl Zeiss, и отечественные «Зенитары» с «Гелиосами», и множество других, менее известных линз. Единственная причина, по которой мы отказались от них, — отсутствие системы автоматической фокусировки и ручное управление диафрагмой. В итоге наш выбор пал на достаточно популярный 50-мм объектив компании Sigma с максимальной диафрагмой ƒ/1,4, который по популярности чуть ли не обгоняет аналогичный родной.

Перед началом тестирования хочется выразить надежду, что в скором времени мы выберем лучший «полтинник» без автофокуса, а также сравним 50-мм объективы для системы Nikon. Всё это ждет нас впереди, а пока что приступим.

Тестирование проводилось в паре с полноформатной цифровой зеркальной камерой Canon EOS 6D. Все возможные «улучшайзеры» изображения выключены. Большинство представленных тестовых снимков сделаны в режиме Av (приоритет диафрагмы) в формате JPEG.

#Знакомство с героями

Слева направо: Sigma AF 50mm ƒ/1.4 EX DG HSM, Canon EF 50mm ƒ/1.2L USM, Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM и Canon EF 50mm ƒ/1.8 II

Самый доступный из четырех изучаемых объективов — Canon EF 50mm ƒ/1.8 II — был выпущен на рынок в далёком 1991 году. Очевидно, инженеры компании ставили перед собой задачу собрать качественный и совсем недорогой объектив, который мог бы позволить себе каждый начинающий фотограф. Шутка ли — сейчас этот «фикс» стоит около трёх тысяч рублей, а потому имеется в арсенале многих фотографов-любителей.

Canon EF 50mm ƒ/1.8 II — вид спереди

Canon EF 50mm ƒ/1.8 II пришел на смену первой версии родного «полтинника» для системы Canon EF. Объективы различаются исключительно конструкцией — оптическая схема у них абсолютно идентичная: она включает шесть элементов, объединённых в пять групп. У обоих всего лишь пять лепестков диафрагмы — прямо скажем, маловато. Корпус объектива полностью выполнен из пластика, причем далеко не самого прочного. Даже крепление к байонету — и то пластмассовое. При фокусировке выдвигается пластиковый тубус, который имеет небольшой люфт. После окончания съемки его лучше «задвинуть» обратно внутрь, поскольку повредить его при переноске очень просто. В общем, надежной конструкцию Canon EF 50mm ƒ/1.8 II назвать язык не повернется, а его внешний вид как бы намекает на совсем маленькую стоимость владения. К слову, корпус у первой версии этого «полтинника» был карбоновым, а крепление к байонету — металлическим. К тому же у него была шкала дистанций фокусировки, которой нет у современного аналога.

Canon EF 50mm ƒ/1.8 II — вид сзади с закрытой диафрагмой

Зато Canon EF 50mm ƒ/1.8 получился очень легким — его вес не превышает 130 грамм. Впрочем, на этом преимущества столь хлипенького корпуса заканчиваются.

Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM — вид спереди

Средняя модель в линейке пятидесятимиллиметровых объективов Canon — EF 50mm ƒ/1.4 USM – выполнена значительно лучше, но не идеально. Крепление к байонету у нее металлическое, а корпус сделан из пластика, на ощупь гораздо более приятного и крепкого, чем у EF 50mm ƒ/1.8 (по крайней мере не возникает ощущения, что объектив рассыпется прямо в руках). Недостаток у конструкции один, но из-за него данный объектив частенько оказывается в сервисном центре: выдвигающийся при фокусировке пластиковый «хоботок», как и у 50mm ƒ/1.8, чрезвычайно хлипкий. Если положить объектив с выдвинутым тубусом в сумку, он, скорее всего, повредится при малейшей тряске. Обезопасить объектив просто — убрать «хоботок» внутрь корпуса с помощью кольца ручной фокусировки. Оно у 50mm ƒ/1.4 достаточно широкое и прорезиненное, в отличие от младшего брата. На корпусе есть шкала дистанций фокусировки.

Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM — вид сзади с закрытой диафрагмой

Оптическая схема Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM включает в себя семь элементов в шести группах, диафрагма восьмилепестковая. Весит объектив 290 грамм. Он достаточно старенький — появился на рынке около двадцати лет назад. Тем не менее сегодня Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM ничуть не утратил своей актуальности.

Canon EF 50mm ƒ/1.2L USM — вид спереди

Приз за лучшую конструкцию с большим отрывом от соперников получает Canon 50mm ƒ/1.2L USM. Когда один из авторов этого материала взял объектив в руки, у него невольно вырвалось: «Теперь я знаю, как должен выглядеть объектив». Корпус Canon 50mm ƒ/1.2L USM выполнен из высококачественного пластика, а крепление к байонету — из металла. Для своих сравнительно небольших габаритов объектив получился достаточно тяжелым: его масса — 550 грамм. Корпус защищён от попадания пыли и влаги. Выдвижных элементов объектив не имеет, однако при фокусировке передняя линза уходит вглубь корпуса. Для полной герметичности конструкции необходимо использовать защитный фильтр. Кольцо ручной фокусировки прорезинено, его ход очень плавный. Оптическая схема Canon 50mm ƒ/1.2L USM состоит из восьми элементов, включая один асферический, объединенных в шесть групп. У объектива восемь лепестков диафрагмы.

Canon EF 50mm ƒ/1.2L USM — вид сзади с закрытой диафрагмой

Примечательно, что данный уникальный объектив (ни у одного производителя в мире нет серийного автофокусного «полтинника» с максимальной диафрагмой ƒ/1,2) в 2006 году пришёл на смену ещё более удивительной линзе — Canon EF 50mm ƒ/1L. Нет, мы не опечатались: действительно, ƒ/1L. Сейчас её стоимость на вторичном рынке составляет от трёх до десяти тысяч долларов в зависимости от состояния, а сам объектив является скорее предметом коллекционирования, нежели рабочим инструментом.

Sigma AF 50mm ƒ/1.4 EX DG HSM — вид спереди

«Полтинник» от Sigma, в отличие от объективов Canon, имеет полностью металлический корпус. Правда, таких приятных тактильных ощущений, как EF 50mm ƒ/1.2L, он не вызывает — металл несколько грубоватый и слишком шершавый. Кольцо ручной фокусировки также прорезинено и имеет очень приятный плавный ход. Ещё одной отличительной особенностью Sigma AF 50mm ƒ/1.4 EX DG HSM является достаточно широкая передняя группа линз, из-за чего объектив получился достаточно массивным — по габаритам он сравним с топовым «полтинником» от Canon. Диаметр резьбы для светофильтра самый большой — 77 мм против 72, 58 и 52 мм соответственно для родных объективов. Масса пятидесятимиллиметрового объектива Sigma — чуть более пятисот грамм.

Sigma AF 50mm ƒ/1.4 EX DG HSM — вид сзади с закрытой диафрагмой

Оптическая схема объектива включает в себя 8 элементов вместе с одним асферическим, объединенных в шесть групп. Диафрагма девятилепестковая — это больше, чем у любого конкурента от Canon. Объектив появился на рынке в 2008 году. В рамках выставки «Фотофорум-2009» Sigma AF 50mm ƒ/1.4 EX DG HSM получил приз как лучший продукт года в номинации «Инновация».

Технические характеристики
Canon EF 50mm
ƒ/1.8 II
Canon EF 50mm
ƒ/1.4 USM
Canon EF 50mm
ƒ/1.2L USM
Sigma AF 50mm
ƒ/1.4 EX DG HSM
Диафрагма ƒ/1,8 — ƒ/22 ƒ/1,4 — ƒ/22 ƒ/1,2 — ƒ/16 ƒ/1,4 — ƒ/16
Оптическая конструкция 5 групп
6 элементов
6 групп
7 элементов
6 групп
8 элементов
6 групп
8 элементов
Лепестков диафрагмы 5 8 8 9
Мин. дистанция фокусировки 0,45 м (допускается погрешность ± 5 см)
Диагональный угол зрения 46° (допускается погрешность ± 1°)
Ультразвуковой автофокус Отсутствует Есть (USM) Есть (HSM)
Оптический стабилизатор Отсутствует
Диаметр резьбы светофильтра 52 мм 58 мм 72 мм 77 мм
Вес 130 г 290 г 550 г 505 г
Год выпуска 1991 год 1993 год 2006 год 2008 год
Цена ~2 990 руб. ~11 490 руб. ~45 990 руб. ~13 990 руб.

Тестирование. Выводы

#Юстировка

Прежде чем приступить к тестам, необходимо определить, насколько точно объективы наводятся на резкость по заданной точке. Для оценки состояния автофокусировки мы использовали специальный лист со шкалой. Фотографии были сделаны с соблюдением необходимых параметров: между оптической осью объективов и плоскостью таблицы зафиксирован угол 45°, а фокусировка производилась по линии, соответствующей нулю на шкале.

Точность наведения автофокуса объективов до юстировки

Нетрудно заметить, что у объективов Sigma и «эльки» Canon точность фокусировки несколько нарушена. Для исправления этих недостатков в современных камерах предусмотрена функция микроподстройки резкости, которая, согласно введенным параметрам, будет подкручивать фокусировочное кольцо в ту или иную сторону и корректировать фокус. В случае если она не помогает, объектив следует отнести в сервисный центр на юстировку. Также заметим, что причиной «фронт/бэк-фокуса» может служить неправильное расположение датчиков автофокуса непосредственно в самой камере. Такое частенько встречается в зеркалках младшей ценовой категории. В таком случае юстировать нужно саму камеру.

Точность наведения автофокуса с использованием микроподстройки

#Автофокус

Единственный объектив из нашей «фантастической четверки», не оснащенный ультразвуковым приводом автофокуса, — Canon EF 50mm ƒ/1.8 II. Он наводится на резкость с помощью обычного механического моторчика и из-за лёгкой конструкции делает это относительно быстро, но несколько шумновато. При дневном или комнатном освещении автофокус младшего «полтинника» работает весьма точно, а вот в вечернее время периодически допускает промахи и частенько не может сфокусироваться на объекте. Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM наводится на резкость при плохом освещении ощутимо точнее и в целом ведет себя более стабильно. К тому же он фокусируется практически бесшумно, но не слишком быстро. Вероятно, причиной этому служит использование micro-USM-привода.

Canon EF 50mm ƒ/1.2L, единственный из всех объективов, представленных в этом обзоре, обладает полноценным кольцевым USM-моторчиком, правда наводится на резкость он даже несколько дольше младшего EF 50mm ƒ/1.4. Причина тому очевидна — приводу приходится двигать уж очень тяжеловесную оптику. Зато процесс фокусировки абсолютно бесшумен. К сожалению, при работе в условиях плохой освещенности «элька» частенько гоняет шкалу фокусировки от края до края несколько раз, а периодически даже после этой процедуры не может зацепиться за объект. Иными словами, для репортажных целей EF 50mm ƒ/1.2L вряд ли подойдет, равно как не сгодится для них и Sigma AF 50mm ƒ/1.4 EX DG, несмотря на наличие ультразвукового HSM (HyperSonic Motor) привода. Причины те же — тяжеловесная оптика двигается довольно медленно. Даже младший «полтинник» на Canon EF 50mm ƒ/1.8 II иной раз может навестись на резкость быстрее. Впрочем, точность фокусировки объектива от Sigma несколько выше, чем у «эльки» с красной полоской.

Глубина резкости (ГРИП) и эффект «боке»

Canon EF 50mm
ƒ/1.2L USM
Sigma AF 50mm
ƒ/1.4 EX DG HSM
Canon EF 50mm
ƒ/1.4 USM
Canon EF 50mm
ƒ/1.8 II
ƒ/1,2
- - -
ƒ/1,4
-
ƒ/1,8
ƒ/2
ƒ/2,8
ƒ/4
ƒ/5,6
ƒ/8
ƒ/11
ƒ/16

Самой, пожалуй, популярной «фишкой» светосильных объективов с фиксированным фокусным расстоянием является красивый эффект размытия областей, находящихся вне зоны ГРИП, который называется боке. Судить о качестве проявления данного эффекта объективно очень сложно, ведь каждый фотограф выбирает сам, какой рисунок размытия ему по душе. Зачастую даже разгораются споры, у какого объектива боке лучше, а у какого — хуже.

Исходя из приведенных образцов снимков, мы можем сделать несколько интересных и, как нам кажется, наиболее объективных выводов. На открытой диафрагме у линз Canon EF 50mm ƒ/1.8 и EF 50mm ƒ/1.4 размытие заднего фона выглядит наиболее аккуратно. Контрастные объекты размываются в виде более отчетливых дисков нерезкости, невооруженным глазом виден их контур. Впрочем, если прикрыть диафрагму до ƒ/2,8 или ƒ/4, становится понятно, что пять лепестков — это маловато. У объектива EF 50mm ƒ/1.8 II форма боке слишком острая и угловатая, отчетливо видны пятиугольники.

Старший «полтинник» Canon размывает фон совершенно по-другому, более, если позволите так выразиться, художественно. Боке не имеет резких границ и очень плавно сливается с остальными элементами фона, причем равномерно по всему полю нерезкости. «Полтинник» Sigma по данному эффекту больше схож с EF 50mm ƒ/1.2L, но проработка размытия выполнена более небрежно и неоднородно. Тем не менее единственный неродной объектив системы может похвастаться более детальной прорисовкой дисков нерезкости в зоне перед фокусной плоскостью.

Canon EF 50mm ƒ/1.8 II

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2,8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/4

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/5,6

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/11

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/16

Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,4

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2,8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/4

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/5,6

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/11

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/16

Sigma AF 50mm ƒ/1.4 EX DG HSM

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,4

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2,8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/4

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/5,6

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/11

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/16

Canon EF 50mm ƒ/1.2L USM

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,2

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,4

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2,8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/4

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/5,6

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/11

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/16

Искажения: хроматические аберрации

Мы сравнивали края фотографий нашего натюрморта с целью определить наличие характерных цветовых искажений, называемых хроматическими аберрациями. Для этого была взята левая область кадра с контрастным объектом, попадающим в зону резкости. Мы изучили полученные кадры на разных диафрагмах, поскольку с уменьшением относительного отверстия (то есть с постепенным закрытием диафрагмы) должно уменьшаться и количество хроматических аберраций.

Canon EF 50mm
ƒ/1.2L USM
Sigma AF 50mm
ƒ/1.4 EX DG HSM
Canon EF 50mm
ƒ/1.4 USM
Canon EF 50mm
ƒ/1.8 II
f/1,2
- - -
f/1,4
-
f/1,8
f/2,8

На открытых диафрагмах пурпурные и зеленые ореолы заметны у всех четырёх объективов. Впрочем, это ничуть не удивительно, поскольку оптике практически невозможно справиться с выравниванием интенсивного светового пучка с разными длинами волн. Иными словами, правило простое: чем светосильнее объектив, тем больше хроматические аберрации. Заметим, что наибольшее количество аберраций наблюдается у объективов Canon EF 50mm ƒ/1.2L USM и Sigma AF 50mm ƒ/1.4 EX DG HSM.

Canon EF 50mm
ƒ/1.2L USM
Sigma AF 50mm
ƒ/1.4 EX DG HSM
Canon EF 50mm
ƒ/1.4 USM
Canon EF 50mm
ƒ/1.8 II
ƒ/4
-
ƒ/8
ƒ/16

При последовательном закрытии диафрагмы ситуация несколько улучшается, что, опять же, ожидаемо. Очень хорошо в этом плане ведёт себя Canon EF 50mm ƒ/1.8 II: у получаемых с него изображений практически нет цветных ореолов на закрытых диафрагмах, что говорит об очень качественной проработке оптической схемы объектива и плотности его линз. Неплохо себя показал и Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM, хоть его искажения и несколько более заметны. Старшие «полтинники» от Sigma и Canon, к сожалению, показывают не очень хорошие результаты: что на открытых диафрагмах, что на закрытых ситуация практически одинаковая — аберрации видны невооруженным глазом.

#Искажения: резкость в углах

Мы уже убедились, что в центральной части кадра все четыре объектива обладают очень достойной резкостью даже на открытых диафрагмах. Впрочем, другого мы, честно говоря, не ожидали. Гораздо интереснее посмотреть, как ведут себя наши герои на краях снимков. Падающая к краям кадра резкость — явление известное и принимаемое как данность. Вопрос в том, в каком из объективов оно сведено к минимуму? При минимальных диафрагмах к краям кадра резкость падает особенно сильно. Что ж, тогда с открытых, пожалуй, и начнем.

В таблице ниже приведены фрагменты тестовых снимков с использованием разлинованного листа А4, расположенного перпендикулярно оптической оси каждого из четырёх объективов. В качестве наиболее характеризующей области для оценки резкости был использован левый нижний угол каждой фотографии. Ссылки на полноразмерные фотографии приведены внизу страницы.

Canon EF 50mm
ƒ/1.2L USM
Sigma AF 50mm
ƒ/1.4 EX DG HSM
Canon EF 50mm
ƒ/1.4 USM
Canon EF 50mm
ƒ/1.8 II
ƒ/1,2 - - -
ƒ/1,4 -
ƒ/1,6 -
ƒ/1,8
ƒ/2

«Аутсайдер» виден невооруженным глазом: Canon 50mm ƒ/1.8 II на открытых диафрагмах по резкости на краях кадра значительно уступает коллегам. «Полтинник» от Sigma также не может похвастаться хорошим уровнем проработки деталей в углах при максимальной диафрагме, однако к ƒ/2 ситуация меняется в лучшую сторону. Лидеры теста — объективы Canon 50mm ƒ/1.4 USM и 50mm ƒ/1.2L USM — показали примерно одинаковую, очень достойную резкость в углах даже на открытых диафрагмах. Для относительного отверстия ƒ/1,2 это особенно хорошо.

Canon EF 50mm
ƒ/1.2L USM
Sigma AF 50mm
ƒ/1.4 EX DG HSM
Canon EF 50mm
ƒ/1.4 USM
Canon EF 50mm
ƒ/1.8 II
ƒ/2,8
ƒ/4
ƒ/5,6

При последовательном закрытии диафрагмы объективы продолжают «наращивать» резкость в углах кадра. Лидеры остались без изменений, правда, из-за отсутствия хроматических аберраций, о которых мы говорили раньше/поговорим позже, картинка с Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM выглядит более проработанной. К ƒ/5,6 «полтинник» от Sigma практически сравнялся с родным аналогом, а резкость младшего объектива Canon заметно подросла, но всё еще оставляет желать лучшего.

Canon EF 50mm
ƒ/1.2L USM
Sigma AF 50mm
ƒ/1.4 EX DG HSM
Canon EF 50mm
ƒ/1.4 USM
Canon EF 50mm
ƒ/1.8 II
ƒ/8
ƒ/11
ƒ/16

На закрытых диафрагмах все четыре объектива продемонстрировали очень приличный уровень резкости не только в центре кадра, но и по краям. Примечательно, что проработка картинки на диафрагме ƒ/8 порой не только сопоставима с четкостью при ƒ/16, но и даже превосходит её, так что зажимать относительное отверстие до упора нет абсолютно никакой необходимости. Наиболее стабильный результат на всех диафрагмах продемонстрировал Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM.

#Искажения: виньетирование

Затемнение изображения по краям кадра называется виньетированием. Оно характерно абсолютно для всех объективов, проявляется на открытых диафрагмах. Виньетирование может использоваться как художественный прием, например при портретной фотографии, однако в большинстве случаев оно нежелательно. На разных объективах степень виньетирования значительно различается.

Меньше остальных виньетирование заметно у «полтинника» Sigma. На полностью открытой диафрагме оно едва ли достигает двух ступеней (то есть двух шагов экспозиции), а при прикрытии до ƒ/2 — уменьшается до одной. При относительном отверстии ƒ/2,8 и более виньетирование практически отсутствует.

У аналога от Canon с диафрагмой ƒ/1,4 дела обстоят ощутимо хуже. При съемке на открытой диафрагме виньетирование может достигать двух с половиной ступеней, а при прикрытии до ƒ/2 края кадров будут темнее чуть более чем на полтора шага экспозиции. Правда, уже к ƒ/2,8 объектив реабилитируется — виньетирование сводится на нет.

Самый бюджетный «фикс» от Canon тоже допускает значительный уровень виньетирования. На полностью открытой диафрагме экспозиция к краям кадра падает более чем на две ступени. Если у конкурентов при прикрытии до ƒ/2,8 виньетирование практически полностью отсутствует, то у Canon 50mm ƒ/1.8 II оно составляет более 1 EV, а исчезает только к ƒ/4.

Самый ощутимый уровень виньетирования продемонстрировал единственный L-объектив из тестируемых от Canon. На открытой диафрагме ƒ/1,2 падение яркости на углах составило почти три ступени экспозиции. Впрочем, другого быть и не могло: чем больше светосила — тем больше виньетирование. При последовательном закрытии диафрагмы виньетирование стало заметно менее навязчивым уже при ƒ/1,8, а при ƒ/2,8 — практически незаметным, хотя всё еще присутствовало падение яркости на половину ступени.

#Искажения: дисторсия

Геометрические искажения, именуемые дисторсией, присущи каждому объективу. Где-то они выражены в большей степени, где-то в меньшей. Обычно чем больше фокусное расстояние — тем правильнее объектив видит «геометрию» кадра. Пятьдесят миллиметров, к сожалению, недостаточно большое ФР, поэтому наша задача — оценить уровень этих искажений. Для этого мы фотографировали разлинованный в клетку лист, а полученные снимки свели с исходной «сеткой» в полупрозрачный слой. На снимках ниже черные линии — это фотографии, а красная — образец с идеальной перспективой.

Canon 50mm ƒ/1.2L USM — геометрические искажения

Sigma AF 50mm ƒ/1.4 EX DG HSM — геометрические искажения

Canon 50mm ƒ/1.4 USM — геометрические искажения

Canon 50mm ƒ/1.8 II — геометрические искажения

В целом можно утверждать, что величина искажений у четырех объективов приблизительно одинакова. Хотя практически незаметная тенденция к усилению геометрического искажения с ростом максимальной диафрагмы объектива просматривается при увеличении относительного отверстия от ƒ/1,8 до ƒ/1,2, то есть самый светосильный объектив нашей четверки передаёт перспективу самую малость хуже остальных.

Заметим, что искажения — вещь неприятная, но терпимая. Инженеры Canon борются с ними интересным образом — современные зеркалки японского гиганта поддерживают программное подавление хроматических аберраций, виньетирования и дисторсии родных объектив (да, к продукции Sigma это не относится). Жаль, резкость в углах пока что "вытягивать" не умеют. Обнаруженные искажения не достигают критических масштабов ни у одного из четырех протестированных объективов, а подавить их можно либо непосредственно в камере, либо в редакторе. Так что камнем преткновения для желающих приобрести данные объективы этот недостаток не станет. Более того, все искажения проявлялись к краям кадра, благодаря чему они останутся практически незаметными для владельцев камер формата APS-C (то есть неполнокадровых серий).

Canon EF 50mm ƒ/1.8 II

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2,8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/4

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/5,6

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/11

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/16

Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,4

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,6

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2,8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/4

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/5,6

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/11

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/16

Sigma AF 50mm ƒ/1.4 EX DG HSM

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,4

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,6

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2,8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/4

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/5,6

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/11

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/16

Canon EF 50mm ƒ/1.2L USM

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,2

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,4

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,6

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/1,8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/2,8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/4

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/5,6

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/8

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/11

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, ƒ/16

#Заключение

Какой же из четырех протестированных объективов оказался лучшим? Вы не поверите: все. Напомним, что мы говорим о продуктах абсолютно разных ценовых категорий, а стоимость «крайних» из них различается более чем в десять раз. Canon EF 50mm ƒ/1.8 II — объектив по цене качественного светофильтра, обязателен к покупке начинающим фотографам и любителям. Идеальный вариант для знакомства со светосильными «фиксами». Да, мы нашли у него ряд недостатков. Хлипкий корпус, «острое» боке и средненькая разрешающая способность на открытых диафрагмах — пожалуй, самые значимые из них, однако баланс цены и качества значительно перевешивает в сторону пользователей.

Из пары «полтинников» с максимальным относительным отверстием ƒ/1,4 мы отдаём предпочтение родному. Объектив от Sigma может похвастаться более надежной конструкцией и меньшей склонностью к виньетированию, однако у него значительно медленнее автофокус и, на наш взгляд, более скучный рисунок. Пожалуй, Canon EF 50mm ƒ/1.4 USM — это самый сбалансированный объектив из четырёх. Относительно невысокая цена и максимум достоинств определенно перевешивают чашу весов в его пользу, даже несмотря на единственный значимый недостаток — довольно «ломучий» корпус.

Canon EF 50mm ƒ/1.2L USM — самый спорный из всех четырех объективов. Дело в том, что его стоимость несколько завышена. Безусловно, когда достаёшь эту линзу из коробки и надеваешь на камеру, чувствуешь, как говорят маркетологи, гордость обладания. Правда, значительных улучшений по сравнению с EF 50mm ƒ/1.4 USM у объектива нет. А посему, вероятно, многие предпочтут сэкономить тысяч эдак 30-35 и остановиться на среднем из трёх братьев.

Авторы статьи выражают благодарность за помощь в подготовке материала Егору Гану.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/765202