Жанр | Экшен |
Издатель | Namco Bandai Games |
Разработчик | Ninja Theory |
Минимальные требования | Процессор Intel Core 2 Duo E4400 2,2 ГГц/AMD Athlon 64 X2 2,0 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 256 Мбайт памяти, например NVIDIA GeForce 9600/AMD Radeon HD 4850, 15 Гбайт на жестком диске |
Дата выхода | 8 октября 2010 года (PS3, X360), 25 октября 2013 года (PC) |
Возрастной ценз | от 12 лет |
Платформы | PC, PS3, Xbox 360 |
Официальный сайт |
Игра протестирована на PC
Известно, что порты не самых свежих консольных игр следует ругать уже за сам факт их существования. Обычно такими проектами занимаются какие-нибудь сторонние студии, не участвовавшие в своё время в разработке и настроенные выполнить задачу «на отцепись». Издатели не против: оригинальная версия для приставок вышла ещё несколько лет назад, а теперь можно выпустить и кое-как сделанную сборку для Windows с кривым управлением, ужасными текстурами и прочими мелочами, которые могут так сильно испортить впечатление; в общем, плевать — на ожидаемо скромные продажи это всё равно не повлияет.
Правда, под конец этого поколения запоздалые порты уже не отличаются настолько плачевным качеством. Brutal Legend, Deadly Premonition и Castlevania: Lords of Shadow перенесены неплохо, а теперь в Steam пожаловала и Enslaved: Odyssey to the West, вышедшая на консолях ровно три года назад. Остаётся ещё вопрос, связанный с актуальностью таких релизов, но, наверное, хороших игр много быть не может. Особенно на ПК.
Действие происходит в XXII веке — планета пережила серьезный катаклизм, после чего большинство людей исчезло. История стартует без лишних предисловий и даже не собирается вводить в курс дела — нам толком не объясняют, что конкретно случилось с нашим миром, кто управляет вездесущими роботами и летающими рабовладельческими баржами, на которых везут остатки выживших к некой пирамиде. Enslaved следует воспринимать как сказку о фэнтезийном мире, где на первый взгляд много знакомых деталей, но в подробности и контекст углубляться нет никакой нужды.
Протагонист со странной кличкой Манки приходит в себя на одной из таких барж, которая, кажется, вот-вот рухнет. Вместе с рыжеволосой девушкой по имени Трип герою всё-таки удаётся спастись, а после жесткого приземления новая знакомая просит об услуге — сопроводить её за несколько сотен миль домой. Хотя, слово «просит» не совсем подходит к действиям дамы: Трип надевает на Манки шлем, подавляющий волю, — здоровенному мужику приходится принять все условия; тем более что, если девушка вдруг погибнет, то устройство на голове убьёт и самого героя.
Enslaved — это своеобразная адаптация китайской сказки «Путешествие на Запад», только в постапокалиптических декорациях, где на развалинах мира нет никого, кроме собранных из мусора металлических андроидов. Но здесь нет акцента на темной стороне катастрофы, как, например, в Fallout или The Last of Us; наоборот, мир выглядит так, словно и без человека ему вполне неплохо. Трава пробивается сквозь когда-то асфальтированные дороги, небоскребы постепенно ветшают и рушатся, а остовы автомобилей гниют на пустынных улицах. В игре, полной ярких красок, почти всегда светит солнце и хорошая погода — это очень необычный, интересный и в чём-то даже позитивный взгляд на разрушенную Землю. Мол, люди ушли, а жизнь всё равно продолжается.
Но основное внимание акцентируется на характерах главных героев. Между Трип и Манки по понятным причинам сначала чувствуется напряжение, однако в процессе длинного и, надо сказать, полного разочарований путешествия персонажи сближаются. Без романтического подтекста: мужчина скорее берёт на себя роль старшего брата для хрупкой девушки. В истории появляется и третий участник, уже комедийного плана: свиноподобный механик Пигси, который вроде как должен был помочь дуэту протагонистов.
Ninja Theory, создателям Heavenly Sword и DmC: Devil May Cry, всегда отлично удавались истории и по-настоящему живые персонажи. На экране вроде бы ничего особенного и не происходит, но всё равно не оторваться от, казалось бы, самых обычных сцен: скажем, Трип просто удивлённо хлопает глазами, а Манки нервно осматривает местность. Потрясающая актёрская игра и убедительная режиссура.
Куда хуже у английских разработчиков с непосредственно игровой стороной (так, во всяком случае, продолжалось до DmC) — Enslaved неровная и производит очень неоднозначное впечатление.
Во-первых, сражения. У Манки достаточно ограниченный список приёмов и способностей (хотя персонаж с течением времени прокачивается): рукопашная атака да несколько бесхитростных движений волшебной палкой, которая иногда стреляет. Врагов, по сути, здесь вообще всего одна разновидность, не считая боссов. Впрочем, с последними битвы проходят по строгому сценарию — в основном герои каким-то образом сбегают, прячутся или долго и нудно бьют по слабым местам. Не сказать, что от этого вообще не получаешь никакого удовольствия, но после нормальных слэшеров экшен в Enslaved кажется уж слишком простым и заурядным.
Во-вторых, платформинг. Манки чаще карабкается по стенам, прыгает через пропасти и решает примитивные пространственные головоломки, нежели собственно сражается. Это не «Принц Персии» и даже не Uncharted — в Enslaved практически невозможно разбиться, а путь, заботливо подсвеченный «правильными» кирпичиками, всегда один-единственный. Другое дело, что в рамках узких уровней иногда требуется время, чтобы понять, куда следовать дальше — для линейной игры это, в общем-то, тоже некоторая недоработка.
В-третьих, взаимодействие с Трип. Подобно тому, как это было в Prince of Persia (2008), спутница практически не отходит от главного героя (вернее, наоборот: шлем не даёт им разлучиться). Девушка, разумеется, не так сильна и ловка, как Манки, поэтому для неё необходимо обезопасить путь, заботливо взять на руки или швырнуть со всей силы через пропасть. Зато она, в свою очередь, может отвлекать врагов силовым щитом и открывать всякие замки. Всё это реализовано предельно просто и после BioShock Infinite и The Last of Us выглядит даже несколько наивно (но не забываем, что сама по себе Enslaved появилась ещё в 2010 году).
Ещё здесь есть полёты-покатушки на глайдере, зрелищные погони и чуть-чуть исследования мира. Каждый из элементов сложно хвалить, но всё вместе это складывается в сравнительно неплохую, пусть и не идеальную игру. Однако дизайн разрушенного мира, персонажи и сама история получились значительно лучше всего остального.
Портирование на компьютеры прошло сравнительно безболезненно. Да, здесь исключительно консольный интерфейс (ужасное главное меню), комфортно играть только с геймпада, а текстуры и детализация плохо смотрятся в Full HD-разрешении. Но при этом количество кадров в секунду не проседает, да и каких-то багов нами не было замечено. Кроме того, ПК-версия поставляется вместе с DLC: дополнительными костюмами для героев и дурацкой предысторией с Пигси в главной роли.
В любом случае Enslaved остаётся одной из самых красивых игр этого поколения. Недоработки самой игры не особо раздражают — она проходится просто очень легко, зато сюжет и атмосфера необычного постапокалипсиса точно стоят ваших 500 рублей.
Достоинства:
Недостатки:
Графика | Всё здорово с дизайном, но по меркам современных ПК-игр детали, конечно, местами грубоваты. | 9 |
Звук | Enslaved не радует классным саундтреком и звуковыми эффектами, зато здесь хорошее озвучение. | 7 |
Одиночная игра | Увлекательная история с живыми героями про путешествие в необычном мире. Наблюдать за происходящим чуть интереснее, чем играть, — но это, наверное, сложно назвать критическим недостатком. | 8 |
Коллективная игра | Не предусмотрена. | - |
Общее впечатление | Всем неравнодушным к хорошим приключенческим боевикам с тонкой историей точно не стоит пропускать. | 8 |
Видео:
Ссылки по теме: