Уж каких только войн не было в сегменте компактов — это и война разрешений, и чувствительностей, и дополнительных модулей, и, конечно же, война зумов, которая сейчас, похоже, возобновилась с новой силой. Но иначе и быть не могло, ведь, с одной стороны, небольшой сенсор не может обеспечить такую же картинку, как полнокадровые или APS-C-матрицы, а с другой — поджимают смартфоны, которые в силу габаритных ограничений не могут обеспечить приличный оптический зум. Сейчас в гонке суперзумов на первый план вышли Panasonic и — совсем недавно — Samsung, камеры которых оборудованы объективами с 60-кратной трансфокацией, а максимальное фокусное расстояние у обоих составляет 1200 мм (в 35-мм эквиваленте — но всё равно сумасшедшие цифры). Для сравнения: объектив Nikkor 1200-1700 mm весит 16 кг, а его длина составляет 888 мм. И это без учёта «тушки», тогда как указанные компакты весят 606 и 708 грамм соответственно, да и по габаритам они, когда объектив установлен в транспортировочном положении, соизмеримы с другими компактами схожего класса.
В этот раз мы рассмотрим только камеру Panasonic, потому как фотоаппарат Samsung WB2200F после январской презентации на CES 2014 до нас пока не добрался. Итак, Panasonic Lumix DMC-FZ72 построена на базе КМОП-сенсора размером 1/2,3 дюйма, что вполне ожидаемо, ведь даже при использовании сенсора от камеры DMC-LX7 (1/1,7 дюйма) габариты и без того немаленького объектива были бы ещё больше. Максимальное фокусное расстояние, как и в случае большинства конкурентов с 50-кратной трансфокацией, составляет 1200 мм. Однако минимальное ФР равно 20 мм — против 24 мм у тех же самых конкурентов, что облегчает съёмку, например, архитектурных сооружений на узких улочках. Для туриста это уже большой плюс. В камере присутствуют как дисплей, так и видоискатель, а в дополнение ко встроенной вспышке имеется «горячий башмак», которого нет в камерах более доступной серии гиперзумов Panasonic LZ.
Примечательно и то, что производитель не старается впечатлить пользователя огромным разрешением, хотя и 16 Мп для ультразума — многовато. Но меньше нельзя, ведь у многих компактов разрешение снимков больше, а в головах неопытных пользователей война мегапикселей еще не закончилась. Также стоит отметить и максимальный уровень чувствительности, который составляет 3200 единиц в ISO-эквиваленте. Ну хотя бы бессмысленная война уровней чувствительности — по крайней мере в сегменте компактов —сошла практически на нет. Ещё одной важной особенностью является зум микрофонов, работа которого будет рассмотрена подробнее чуть ниже.
⇡#Технические характеристики, заявленные производителем
Panasonic Lumix DMC-FZ72 | |
---|---|
Матрица | 1/2,3 дюйма, КМОП |
Пикселей (всего) | 17 млн |
Количество эффективных пикселей | 16 млн |
Формат фото | JPEG (Exif 2.3), RAW, DCF 2.0, DPOF, |
Формат видео | AVCHD, MP4 |
Формат звука | Стерео, функция зума |
Разрешение снимков | 4608x3456 |
Разрешение видео | 1920x1080, 1280x720, 640х480 |
Диапазон фокусных расстояний, мм | 3,58–215,0 (20–1200 в эквиваленте 35 мм камеры) |
Раскрытие диафрагмы | ƒ/2,8– ƒ/5,9 |
Минимальная дистанция фокусировки, см | ШУ: 30 Теле: 150 Супермакро: 1 |
Режимы фокусировки | Покадровый, непрерывный, адаптивный |
Экспозамер | Точечный, центрально-взвешенный, мультизонный |
Компенсация экспозиции | От -3 EV до +3 EV с шагом 1/3 EV |
Диапазон выдержек, с | 8–1/2000 |
Баланс белого | Ручной, Автоматический, Дневной свет, Облачно, Лампа накаливания, Вспышка, Установка цветовой температуры, Ручной сдвиг |
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте | Автоматическая, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200 |
Таймер спуска, с | 2, 10 |
Диапазон действия вспышки, м | До 13,5 |
Микрофон | Стерео |
Громкоговоритель | Моно |
Дисплей | 3 дюйма, разрешение 460 тыс. точек |
Видоискатель | 202 тыс. точек |
Встроенная флеш-память, Мбайт | 200 |
Носители данных | SD |
Источник питания | Литий-ионный аккумулятор DMW-BMB9E, 6,5 Вт·ч |
Габариты, мм | 130,2x97,0x118,2 |
Масса, грамм | 606 (включая батарею и карту памяти SD) 562 (без аксессуаров) |
Нам на тестирование был предоставлен полноценный коммерческий образец, однако руководства пользователя в комплекте поставки не было, да и диск с ПО и электронной версией руководства оказался от FZ70 (камера-близнец для американского рынка). Кроме того, комплект поставки включает аккумулятор, зарядное устройство, кабель питания, USB-кабель, крышку объектива с крепёжным шнурком, а также наплечный ремень. В общем, довольно стандартно и скромно.
А вот список опций впечатляет — телеконвертер и макролинза, переходник для установки аксессуаров объектива, переходник для подключения сетевого источника питания, постоянный LED-осветитель под «горячий башмак», четыре фирменные вспышки с ведущим числом от 22 до 50, а также масса разнообразных фильтров (защитный, поляризационный, два варианта нейтрально-серых фильтров). Впрочем, недостатка в фильтрах от сторонних производителей нет, ведь посадочное крепление довольно распространённое — 55 мм.
⇡#Внешний вид и удобство использования
Внешне Panasonic DMC-FZ72 мало отличается от большинства гиперзумов, в которые постепенно трансформировались так называемые «псевдозеркалки» (SLR-Like). Масса и размеры устройства также характерны для своего класса. Что существенно отличается и привлекает внимание, так это массивная группа микрофонов, установленных на тыльной стороне подъёмной вспышки. Забегая вперёд, стоит отметить, что при поднятой вспышке, которая, разумеется, при видеосъёмке совершенно не нужна, качество звукозаписи несколько ухудшается, да и весьма интересная особенность зума микрофонов работает хуже. Также нельзя не заметить и отсутствие бокового рычажка управления трансфокацией, который имеется у многих гиперзумов Fujifilm и Nikon. А ведь он здорово облегчает зуммировние при видеосъёмке. Но вернёмся непосредственно к тестируемой камере.
Рукоятка корпуса чрезвычайно удобно лежит в руке средних размеров, при этом все органы управления чётко попадают под пальцы. Фактически при управлении камерой вторая рука необходима только для нажатия клавиши механического замка подъёмной вспышки, ведь все органы управления сосредоточены в правой части корпуса. Рукоятка покрыта резиновым листом с фактурой под кожу. С тыльной стороны упор под большой палец тоже фактурный и тоже отдалённо напоминает кожу, однако это даже не резина, а пластик, который является частью единой тыльной панели. Конечно, резиновая накладка тут была бы предпочтительнее, но и без неё камера не норовит выскочить из рук.
Спереди находятся лишь объектив и лампа подсветки автофокуса. С тыла большую часть поверхности занимает дисплей, над которым располагаются видоискатель и клавиша замка вспышки, а также клавиша переключения между дисплеем и видоискателем. В правой части задней поверхности расположена большая часть органов управления: клавиша блокировки автофокуса и автоэкспозиции, многофункциональный переключатель, клавиши выбора режима фокусировки и входа в режим просмотра, диск управления. В нижнем правом углу находятся клавиши смены режима отображения и удаления.
Сверху находится подъёмная вспышка с группой микрофонов на спине и «горячим башмаком» в основании. Левее неё расположен только системный динамик, а правее — диск выбора режимов работы, дополненный рычажком питания, а также клавиши видеозаписи, выбора режима протяжки, фокусировки и спуска затвора, причём последняя совмещена с рычажком управления трансфокатором. Снизу ничего необычного — разъём установки на штатив и пластиковая дверца, скрывающая отсеки для аккумулятора и карты памяти.
Левая боковая поверхность пустует, а справа находится только резиновая заглушка с надписью HDMI — но скрывается под ней не только разъём подключения HDMI-кабеля, но и порт для кабелей USB/AV.
⇡#Дисплей, видоискатель и интерфейс
Видоискатель Panasonic DMC-FZ72 нас, откровенно говоря, разочаровал. Начнём с того, что наглазник у него не резиновый, а пластиковый. Конечно, для «псевдозеркалок» это скорее норма, чем исключение, но приятнее от этого не становится, ведь при активной работе можно нечаянно приложиться бровью о жёсткий пластик. Кроме того, нет датчика приближения, поэтому переключаться на видоискатель приходится вручную. Но хуже всего то, что матрица видоискателя откровенно слабенькая — всего 0,2 дюйма в диагонали, а ее разрешение составляет жалкие 202 тыс. точек. Разумеется, отдельные точки прекрасно видны, причём не только на элементах интерфейса и равномерных светлых цветовых полях, но и практически в любых условиях. Ну и добивающий удар: контрастность у матрицы тоже не слишком высокая. Зато замечаний по качеству цветопередачи нет.
3-дюймовый дисплей с разрешением 460 тыс. точек используется в камерах Panasonic уже очень давно. И если поначалу данная матрица на фоне конкурентов смотрелась весьма выигрышно за счёт больших углов обзора, хорошей цветопередачи и отличной читаемости даже под прямыми солнечными лучами, то сейчас на этом выезжать уже сложно. Ведь по всем этим параметрам подтянулись и конкуренты, а вот разрешение у многих выше. Например, у конкурентов от Fujifilm и Nikon разрешение дисплея вдвое выше. С другой стороны, тот же Samsung WB200F, а также Canon SX50 IS оборудованы дисплеями с аналогичным разрешением.
Графический интерфейс чрезвычайно сильно похож на меню остальных компактов и «беззеркалок» Panasonic, но у FZ72 вообще нет быстрого меню, поэтому всеми настройки приходится менять либо через основное меню, либо при помощи диска управления. Отсутствие быстрого меню весьма непривычно, да удобство управления от этого здорово страдает. В остальном замечаний к пользовательскому интерфейсу нет: реакция на нажатие клавиш молниеносная, анимации практически нет, а та, что имеется, — весьма плавная и быстрая. Ниже для ознакомления с графическим интерфейсом приведено несколько снимков экрана.
Главной особенностью Panasonic FZ72, несомненно, является объектив — гиперзумов с кратностью 42-50х сейчас довольно много, а вот с 60-кратной оптической трансфокацией только два: Samsung WB200F и наш герой. Камера-конкурент была представлена гораздо позже нашего подопытного, но заявленные характеристики объектива в точности такие же: перекрываемый диапазон фокусных расстояний составляет 20-1200 мм, раскрытие диафрагмы — ƒ/2,8-5,9. В общем, явно видно, что в Samsung за ориентир взяли именно Panasonic FZ72.
В камерах Panasonic традиционно заявлена масса интеллектуальных режимов, и FZ72 не стала исключением: имеется функция интеллектуального выбора сюжетной программы, чувствительности и экспозиции. В полностью автоматическом интеллектуальном режиме доступна функция HDR, которая склеивает несколько кадров с разной экспозицией. Также схожая обработка происходит при активировании функции «Интеллектуальное разрешение» в любом другом режиме съёмки. Стоит отметить также функцию создания автоматических панорамных снимков. Съёмка производится только в пейзажном режиме, и выбор направления поворота либо ширины панорамы не предусмотрен. Фактически размер панорамы определяется длительностью удержания спусковой клавиши: отпускаете — и съёмка останавливается. Камера совершенно нетребовательна к скорости и равномерности поворота, да и склейка происходит вполне корректно. Вот только строка прогресса ведёт себя коварно — при повороте отображается меньший пройденный угол, чем есть на самом деле, поэтому автоматика не прекращает съёмку даже тогда, когда камера делает оборот на 360 градусов. В результате объекты на краях дважды попадают в панораму. Впрочем, обрезать их не так сложно в любом графическом пакете.
Также стоит отметить функцию съёмки 3D-фото, которую так активно внедряют многие производители камер. Конечно, у Panasonic тут большой опыт, ведь именно эта компания выпустила первую в мире любительскую 3D-видеокамеру (модель HDC-SDT750) и первый в мире 3D-объектив с двумя раздельными оптическими системами. Но в случае тестируемой камеры оптическая система лишь одна, поэтому процесс съёмки в 3D не так прост, пускай и частично автоматизирован. Отчасти он напоминает автоматическую съёмку панорамных снимков, но с одним отличием — камеру необходимо не поворачивать, а сдвигать в сторону приблизительно на 10 см слева направо. Камера автоматически снимет ряд кадров, после чего склеит их. Стоит отметить, что, как и большинство камер с поддержкой съёмки 3D-фото, FZ72 позволяет выводить 3D-контент на ТВ через HDMI-кабель. Также не стоит забывать и о возможности управления воспроизведением при помощи пульта ТВ, конечно, если этот пульт — от телевизора Panasonic VIERA.
Как и большинство камер Panasonic, модель FZ72 умеет не только определять лица, но и создавать списки избранных, для которых можно указать имя и дату рождения, что позволяет, например, при просмотре выбрать снимки только с конкретными лицами. Традиционно при создании списка избранных для каждого регистрируемого лица предусмотрена съёмка трёх кадров с разной мимикой и/или освещением, что позволяет камере более точно определять избранные лица.
⇡#Съёмка и впечатления от работы
Гиперзумы никогда не отличались высокой скоростью подготовки к работе, и это не удивительно, ведь для начала необходимо выставить объектив в рабочее положение. У Panasonic Lumix DMC-FZ72 широкоугольное положение лишь немного отличается от транспортировочного, поэтому в теории длительность подготовки к работе должна быть сравнительно небольшой. Однако чуда не произошло — первый кадр можно сделать только через 2,72 секунды. Довольно скромный показатель даже по меркам компактов, но применительно к гиперзумам — средний. Забавно, но весь диапазон фокусных расстояний на максимальной скорости трансфокатор проходит за всё те же 2,72 секунды. При половинном нажатии скорость падает фактически вдвое — до 5,92 секунды.
Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. На широком угле камера способна фокусироваться уже с 1 см, но замер был произведён с 50 см, что предусматривается нашей методикой. А вот в телеположении камера способна фокусироваться со 150 см (что для гиперзума весьма неплохо), тогда как наша методика предусматривает съёмку с 1 метра либо с минимальной дистанции фокусировки. На широком угле камера оказалась чрезвычайно шустрой, что заметно даже без замеров. Наши же измерения показали 0,08 секунды! Новый рекорд, причём не только среди гиперзумов, а среди вообще всех протестированных нами компактов. Вот только в телеположении при съёмке с расстояния 1,5 метра на фокусировку на тестовом натюрморте потребовалось 1,02 секунды. Довольно медленно, но такова особенность всех гиперзумов.
В настройках выбора зоны фокусировки предусмотрены 23-зонный режим, 1-зонный — с возможностью ручного выбора зоны, а также режимы определения лиц (к слову, традиционно возможно создание списка шести избранных лиц) и ведения объекта. В целом независимо от выбранного режима фокусировка работает довольно точно. Весьма неплохо себя показал даже режим ведения, который при достаточно контрастном фоне неплохо удерживает объекты, хотя при выходе цели за пределы кадра режим ведения тут же отключается. Примечательно то, что Panasonic Lumix DMC-FZ72 довольно неплохо фокусируется при слабой освещённости, причём скорость фокусировки в таких условиях падает незначительно. Например, камера способна сфокусироваться на не особо контрастных объектах при освещённости 3-4 люкс. Этот результат уже впечатляет, но это ещё не всё, ведь камера может наводиться и при освещённости 0,7-1 люкс — пускай и только на весьма контрастных объектах. Однако есть и небольшие ограничения — уже при фокусном расстоянии 140 мм и более требовательность к освещению скачкообразно возрастает и FZ72 способна нормально фокусироваться лишь при освещённости 9-10 люкс и выше. И всё же работа автофокуса на широком угле при слабой освещённости заслуживает как минимум похвалы, ведь, например, гибридный автофокус (кроме контрастного метода одновременно используются ещё и 117 фазовых датчиков) гораздо более дорогой полнокадровой «беззеркалки» Sony α7 при освещении 3-4 люкса фактически беспомощен, а при освещённости 5-10 люкс автофокус столь недешёвой камеры частенько промахивается.
Но вернёмся к Panasonic Lumix DMC-FZ72. При включении подсветки автофокуса и съёмке объектов на расстояниях до 3 метров камера практически всегда точно фокусируется. А вот из-за отсутствия точеного режима фокусировки, который имеется во многих компактах Panasonic, ей тяжело даётся наведение, например, на такие объекты, как небольшие птицы в ветвях деревьев, которых при максимальном фокусном расстоянии 1200 мм так легко «достать», не спугнув. Но часто в подобных условиях приходится использовать ручной режим, иначе автоматика наводится на ветки. Переход в ручной режим фокусировки осуществляется довольно удобно — для этого предусмотрена отдельная клавиша. Настройка фокусировки осуществляется при помощи диска управления — для начала данный режим вызывается нажатием диска, после чего подстройка осуществляется его вращением. В режиме ручной фокусировки управление также возможно при помощи клавиш «влево» и «вправо». Во время ручной фокусировки можно выбрать зону, которая при переходе в ручной режим немного увеличивается, кроме того, нажатием диска управления зону можно увеличить ещё вдвое, но, к сожалению, в данном случае увеличение происходит путём интерполяции, так что оно не особо помогает. Впрочем, с учётом огромной глубины резкости у компактов в чрезвычайно большом увеличении зоны фокусировки особой необходимости просто нет. Из электронных помощников имеется только шкала дистанций, на которой также отображается глубина резкости.
В фотоаппарате предусмотрены все режимы установки экспопары (PASM), также есть возможность введения экспосдвига -3…+3 EV с шагом в треть ступени. Столь широкий диапазон коррекции в компактах встречается нечасто. Разумеется, предусмотрен и выбор одного из трёх стандартных режимов экспозамера. Кроме того, доступен и автоматический брекетинг по экспозиции — 3 кадра с шагом от 0,3 до 3 EV. В общем, диапазон настроек впечатляет. Вот ещё бы не 3 кадра брекетинга, а 5-7, пусть даже при съёмке в формате JPEG, что теоретически в принципе возможно, ведь буфер камеры запросто вмещает 7 кадров. При естественном освещении фотоаппарат отлично ведёт себя в любых ситуациях. Примечательно и то, что даже при попытке снять сильно затенённый объект на большом фокусном расстоянии автоматика не пытается чересчур вытянуть тени, сохраняя более или менее корректную экспозицию, тогда как большинство гиперзумов других производителей в подобных ситуациях сильно переэкспонируют снимки. Среди протестированных нами камер такого типа лучше в этом плане выступил только родственный, но более продвинутый Panasonic DMC-FZ200, оборудованный объективом с постоянной светосилой ƒ/2,8. В лабораторных условиях при освещении лампами дневного света с цветовой температурой 5500 K автоматика допускает промахи до +0,27 EV, а при освещении лампами накаливания с аналогичной освещённостью ошибка достигает -0,1 EV. Конечно, результаты далеко не рекордные, но всё же весьма неплохие.
В настройках баланса белого предусмотрено пять предустановок (вспышка, солнечно, облачно, тень, лампа накаливания), причём пресетов для освещения флуоресцентными лампами традиционно для камер Panasonic нет, что в целом правильно. Также доступна автоматическая настройка, пара контейнеров для ручной настройки и ручная установка цветовой температуры в диапазоне 2500-10000 К с шагом 100 K. Возможна и тонкая настройка любого значения по осям A-B/G-M (по 9 значений на каждой оси). Имеется даже съёмка с автоматическим брекетингом по балансу белого, а настройка параметров брекетинга спрятана в том же меню, что и тонкая настройка.
Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].
Шумы
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в форматах RAW и JPEG. Отключение шумоподавления в камере не предусмотрено. В связи с тем, что диск с программным пакетом работы с RAW предоставлен не был, проявление из RAW в TIFF было произведено в пакете Lightroom 5.3 с настройками по умолчанию. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CC, с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты со всеми доступными значениями чувствительности с шагом 1 EV от 100 до 3200 единиц.
Фр 1 | RAW | JPEG |
ISO 100 |
||
ISO 200 |
||
ISO 400 |
||
ISO 800 |
||
ISO 1600 |
||
ISO 3200 |
Фр 1 | RAW | JPEG |
ISO 100 |
||
ISO 200 |
||
ISO 400 |
||
ISO 800 |
||
ISO 1600 |
||
ISO 3200 |
Фр 1 | RAW | JPEG |
ISO 100 |
||
ISO 200 |
||
ISO 400 |
||
ISO 800 |
||
ISO 1600 |
||
ISO 3200 |
RAW (конвертировано в TIFF)
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=20 мм, ƒ/8, 1/8 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=20 мм, ƒ/8, 1/15 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=20 мм, ƒ/8, 1/25 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=20 мм, ƒ/8, 1/60 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=20 мм, ƒ/8, 1/100 c, ISO 1600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=20 мм, ƒ/8, 1/200 c, ISO 3200
JPEG
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=20 мм, ƒ/8, 1/8 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=20 мм, ƒ/8, 1/15 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=20 мм, ƒ/8, 1/25 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=20 мм, ƒ/8, 1/60 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=20 мм, ƒ/8, 1/100 c, ISO 1600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=20 мм, ƒ/8, 1/200 c, ISO 3200
Наиболее заметным искажением даже без масштабирования зачастую является дисторсия, однако в случае тестируемой камеры заметить её не так уж просто — с ней весьма эффективно борется программная обработка. Коррекция активируется принудительно — возможность её отключения не предусмотрена. Конечно же, даже после обработки дисторсия не исчезает полностью, но всё же она не столь явно выражена. Например, на широком угле при фокусном расстоянии 20 мм имеется бочкообразная дисторсия -1,59%, что для такого ФР просто мелочи. На 112 мм дисторсия подушкообразная — 0,85%, при фокусном расстоянии 763 мм она, разумеется, также подушкообразная — 0,88%. К сожалению, тестовая таблица и размеры помещения не позволили получить результаты при максимальном фокусном расстоянии 1200 мм — таблица банально не помещалась в кадр.
Вспышка работает в режимах авто, коррекции эффекта «красных глаз», медленной синхронизации и принудительного срабатывания. Также предусмотрена компенсация вспышки в диапазоне от -2 до +2 EV с шагом в треть ступени и даже выбор шторки при замедленной синхронизации, но для изменения этих настроек приходится забираться вглубь меню. Конечно, режим компенсации можно привязать к одной из программируемых клавиш, но все функции на программируемые клавиши не повесишь — их-то всего две, а функций куда больше.
Независимо от того, насколько полон аккумулятор, зарядка конденсаторов вспышки в среднем занимает 2,1 секунды. Существенным достоинством камеры является наличие «горячего башмака». Однако не стоит ожидать от FZ72 возможности управления группами вспышек на различных каналах. Фактически можно лишь установить накамерную вспышку или поджигать «по воздуху» внешние вспышки. Впрочем, для последнего достаточно и встроенной вспышки.
Здесь вы можете скачать архив с полноразмерными снимками.
Panasonic Lumix DMC-FZ72 может вести запись в формате AVCHD, однако режимы 50p и 50i при Full HD-записи не поддерживаются, поэтому приходится довольствоваться режимом 25p. Тестируемая камера, как и большинство продвинутых фотоаппаратов Panasonic, в режиме видео позволяет управлять не только эксподсвигом, но и раскрытием диафрагмы, выдержкой, а также чувствительностью. Однако все изменения можно производить только перед видеосъёмкой, а во время записи изменение настроек не предусмотрено. Автофокус, разумеется, может работать как в покадровом, так и в непрерывном режиме. Автоматика чрезвычайно точно и аккуратно фокусируется даже при съёмке движущихся объектов с зуммированием. Конечно, тут не стоит забывать, что у компактов с сенсором 1/2,3 дюйма ГРИП куда больше, чем у APS-C- и полнокадровых камер, поэтому и процесс подстройки для автоматики значительно проще, ведь шаг изменения настройки крупнее. Но всё же по корректности работы автофокуса в режиме видеозаписи Lumix DMC-FZ72 лучше большинства конкурентов. Отдельного внимания заслуживает функция зума микрофонов, которая усиливает звук от удалённых объектов при изменении (увеличении) фокусного расстояния. Данная функция перекочевала в фотоаппараты из видеокамер Panasonic. Однако если в случае камкордеров, особенно оборудованных микрофонами записи объёмного звука, данная функция работает безупречно, то в случае тестируемой камеры этого сказать нельзя. То есть она работает, но если рядом с камерой имеется источник существенного шума, то эффективность функции заметно падает.
Пример видеозаписи 1080/25p
⇡#Источники питания и автономная работа
В Panasonic Lumix DMC-FZ72 установлен литий-ионный аккумулятор DMW-BMB9E ёмкостью 6,5 Вт*ч, что по меркам компактов является весьма неплохим показателем. По заявлению производителя, на одном заряде при тестировании по методике CIPA камера способна продержаться 400 кадров. Для сравнения: Canon PowerShot SX50 при тестировании по той же методике может отснять 315 кадров, а, например, большинство камер Fujifilm с 50-кратным зумом способны отстрелять 500 кадров. На практике камера оказалась невероятно живучей — в полевых условиях она смогла отснять 632 кадра. Индикатор остаточного уровня заряда всего лишь 3-сегментный, но полагаться на его показания в целом можно. Более того, индикатор не лихорадит при работе даже в довольно морозную погоду (тестирование проводилось при температуре за бортом от -16 до -22 градусов Цельсия), что для большинства камер — независимо от их типа и класса — является существенной проблемой: это связано с особенностями поведения литий-ионных аккумуляторов при температуре ниже нуля. Зарядка аккумулятора осуществляется только в специальном устройстве, а функция зарядки от USB-шины не поддерживается.
Panasonic Lumix DMC-FZ72 — камера, при разработке которой специалисты компании не стали штурмовать новые высоты, то есть удлинять максимальное фокусное расстояние — 1200 мм многих «пятидесяток» уже более чем достаточно для большинства типовых и не только типовых ситуаций. К тому же сохранить приемлемые светосилу и габариты на больших фокусных расстояниях уже сложно. Фактически надпись 60x ориентирована только на привлечение неопытных пользователей, которые клюют на очередные проделки маркетологов вроде безумных уровней чувствительности и сумасшедшего разрешения. А вот расширение перекрываемого диапазона фокусных расстояний «в ширину» можно только поприветствовать, ведь благодаря этому камера становится более универсальной — её можно не только использовать как подзорную трубу, чтобы «достать» мелких пугливых животных, но и снимать архитектуру и пейзажи, что для путешественника, не готового таскать с собой мешок объективов (не будем забывать о габаритах и массе «телевиков»), будет большим плюсом.
Разумеется, есть у Panasonic Lumix DMC-FZ72 и минусы — это слабенький видоискатель с неудобным наглазником, малое разрешение дисплея, медленное включение, существенное «мыло» на краях снимка и медленная фокусировка в телеположении. Однако три последних недостатка, по сути, являются особенностью класса гиперзумов. Из плюсов же стоит отметить удобное управление, причём работать с камерой можно не снимая зимние перчатки. Также нельзя не упомянуть рекордно быстрый в широкоугольном положении автофокус, который работает ещё и при очень низкой освещённости, которая даже для многих зеркалок является недостаточной для корректной автоматической фокусировки. Экспозамер при естественном освещении оказался довольно точным, автоматика неплохо работает даже в сложных ситуациях — например при съёмке против солнца либо фотографировании сильно затенённых объектов. В режиме видео камера также порадовала корректной работой автофокуса и поддержкой формата AVCHD, но вот отсутствие возможности писать ролики в 50p при Full HD-записи немного разочаровало. Что касается автономной работы, то тут FZ72 выступила весьма неплохо. В целом, если не пользоваться видоискателем, получается очень добротный гиперзум. Но не самый дешевый — средняя цена Panasonic Lumix DMC-FZ72 на момент публикации обзора составляет около 15 000 рублей.
Выражаем благодарность украинскому представительству компании Panasonic за фотокамеру, предоставленную для тестирования.