Формально Fujifilm X-T1 в табели о рангах стоит ниже флагмана X-Pro1, который может похвастаться оригинальным гибридным видоискателем. Однако у флагмана процессор значительно слабее, серийная съёмка — медленнее, а при записи Full HD-видео поддерживается лишь режим 24p, к тому же у него нет популярного ныне встроенного модуля Wi-Fi. В общем, флагману пора на пенсию — он представлен довольно давно и уже успел устареть.
У Fujifilm X-T1 новый, гораздо более мощный процессор, новая матрица, скорость серийной съёмки составляет 8 кадров/с против 6 у флагмана, поддерживается режим видеозаписи 1080/60p, да и Wi-Fi-модуль с широкой функциональностью имеется. Корпус камеры защищён от попадания внутрь влаги и пыли. Видоискатель, конечно, не столь инновационный, как в X-Pro1, но тоже весьма неплохой — OLED-матрица с разрешением 2 360 тыс. точек, то есть не хуже, чем у конкурентов от Sony.
⇡#Технические характеристики, заявленные производителем
Fujifilm X-T1 | |
---|---|
Сенсор изображения | APS-C-матрица X-Trans II CMOS с системой нерегулярного расположения цветовых фильтров |
Эффективное количество точек, Мп | 16,3 |
Формат сохранения изображения | Фотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW Видео: MOV (H.264) |
Объектив | Сменный объектив Fujinion Super EBC XF 18-55 mm 1:2.8-4,0 R LM OIS в комплекте |
Размер кадра в пикселях | Фотокадр: до 4896x3264 Видео: до 1920x1080 |
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте | AUTO (с максимальным значением ISO 6400) 200–6400; Расширенный диапазон чувствительности: 100, 12 800, 25 600 и 51 200 |
Диапазон выдержек, секунд | от 30 до 1/4000; Длительная: до 60 мин |
Экспозамер, режимы работы | TTL-замеры в 256 зонах, мульти/точечная/средняя |
Экспокоррекция | ±3 EV с шагом 1/3 ступени |
Встроенная вспышка | Нет |
Автоспуск, с | 2/10 |
Устройство хранения информации | SD / SDHC / SDXC(UHS-II) |
ЖК-дисплей | ЖК-дисплей, 7,6 см (3 дюйма), разрешением 1 040 тыс. точек |
Видоискатель | Цветной OLED-видоискатель с диагональю 0,5 дюйма, с разрешением прибл. 2 360 тыс. точек |
Интерфейсы | HDMI, USB, внешний микрофон |
Дополнительно | Модуль Wi-Fi |
Питание | Литий ионный аккумулятор NP-W126, 8,7 Вт·ч |
Габариты, мм | 129x89,8x46,7 |
Масса, г | 440 (вкл. батарею и карту памяти) 390 (только корпус) |
⇡#Комплект поставки и дополнительные опции
К сожалению, на тестирование был предоставлен ознакомительный образец для прессы, комплект которого включал лишь аккумулятор, зарядное устройство, штатный объектив и заглушки на «горячий башмак» и на разъём подключения батарейного блока. Согласно информации на сайте производителя, полноценный коробочный образец включает следующее: литий-ионный аккумулятор NP-W126, зарядное устройство BC-W126, внешнюю вспышку EF-X8, наплечный ремень, диск с ПО (Viewer, Raw File Converter) , а также крышки для байонета, «горячего башмака», разъёма крепления батарейной ручки и контакта синхронизации.
В качестве опций доступны две вертикальные рукоятки, причем одна из них — с возможностью установки дополнительного источника автономного питания, кожаный чехол в стиле ретро, а также внешний микрофон, переходник под резьбовые объективы, три вспышки — с ведущим числом 20 у младших решений и 42 у старшего. В общем, опций традиционно немного. А вот объективов в модельном ряду компании уже не так и мало, причём все как на подбор хороши.
⇡#Внешний вид и удобство использования
Внешне Fujifilm X-T1 больше похожа на классическую зеркалку, нежели на дальномерку, с которыми имеют внешнее сходство большинство «беззеркалок». Ближе всего по дизайну к нему камеры семейства Olympus OM-D. Если конкретнее, то во внешности Olympus OM-D E-M1 тоже использованы ретромотивы и он тоже похож на зеркалку, а вдобавок к этому ещё и защищён от попадания влаги, как и тестируемая камера. В общем, он является одним из главных конкурентов X-T1.
Корпус Fujifilm X-T1 отливается из магниевого сплава, обеспечивающего высокую прочность. Кроме того, камера защищена от попадания внутрь корпуса влаги и пыли. Как заявляет производитель, для этого было использовано 80 элементов герметизации.
Рукоятка в лицевой части, облегчающая работу с камерой, значительно меньше, чем у основного конкурента, тем не менее удерживать фотоаппарат с комплектным зум-объективом довольно легко. Да и работать со всеми органами управления, коих немало, достаточно удобно. Исключением являются разве что двухэтажный диск выбора уровня чувствительности и режима протяжки, а также рычажок выбора режима фокусировки, для работы с которыми приходится использовать вторую руку. Однако не стоит воспринимать это как недостаток, ведь благодаря наличию диска управления чувствительностью оперативность работы выше, чем в случае использования горячей клавиши и дисков управления, да и за значением на экране следить не приходится.
С лицевой стороны довольно много различных функциональных элементов, но от этого она не кажется перегруженной. Помимо байонета, тут находятся лампа подсветки автофокуса, фронтальный диск управления, программируемая функциональная клавиша, рычажок выбора режима фокусировки, а также порт синхронизации, который крайне редко встречается в «беззеркалках».
С тыла органов управления также довольно много. Большую часть поверхности занимает наклонный дисплей, над которым находится видоискатель, а также клавиши удаления и перехода в режим просмотра. Правее расположены тыльный диск управления, раздельные кнопки блокировки AЭ и АФ, клавиша Focus Assist, кнопки вызова быстрого меню и смены режима отображения дисплея (она же — возврата на один уровень назад в меню), а также четыре программируемые клавиши навигации, которые объединены в схематичное кольцо и дополнены кнопкой входа в меню/ввода по центру.
Верхняя часть корпуса Fujifilm X-T1 изобилует разнообразными функциональными элементами, из-за чего у неподготовленного пользователя поначалу глаза разбегаются. Однако долго привыкать не надо даже тому же неподготовленному пользователю, ведь все органы управления весьма удобны в работе. По центру на небольшом пьедестале, напоминающем о зеркалках, находится «горячий башмак». Левее установлен диск коррекции диоптрий, а также двухэтажный диск выбора режима протяжки и чувствительности, причём для поворота последнего необходимо нажать клавишу блокировки по центру.
Правее находятся клавиша переключения между видоискателем и дисплеем, диск выдержек, дополненный рычажком выбора режима экспозамера, диск введения коррекции экспозиции, кнопка спуска затвора с рычажком питания, а также функциональная программируемая клавиша (по умолчанию отвечающая за переход в режим беспроводного управления) и кнопка видеозаписи. Тут стоит отметить, что спусковая клавиша лишилась возможности установки механического спускового тросика. Конечно, острой необходимости в нём нет, особенно в свете поддержки беспроводного управления при помощи смартфона, но из-за этого Fujifilm X-T1 теряет некий шарм старых плёночных камер. А ведь возможность использования спускового тросика в камерах модельного ряда Fujifilm встречается не только в дорогих фотоаппаратах, выполненных в ретростиле, но и во вполне обычных ультразумах. В общем, оставить данную «фишку» можно было хотя бы как дань традициям.
Снизу, помимо привычного отсека для аккумулятора и штативного разъёма, находится порт подключения батарейной ручки, скрытый резиновой заглушкой.
На левой боковой поверхности под резиновой дверцей скрыты разъёмы подключения USB- и HDMI-кабелей, а также комбинированный разъём подключения микрофона либо проводного пульта дистанционного управления. Справа под пластиковой дверцей скрыт разъём установки карты памяти, что в случае «беззеркалок» обычно встречается только в наиболее дорогих устройствах.
⇡#Дисплей, видоискатель и интерфейс
В камере используется довольно крупная матрица видоискателя с диагональю 0,5 дюйма, причём это не ЖК-матрица, а OLED, к тому же с огромным разрешением — 2 360 тыс. точек. В общем, тут Fujifilm X-T1 ничуть не уступает топовым камерам Sony, где также используется OLED-видоискатель со схожим разрешением. Однозначно можно сказать, что отдельные точки заметить невозможно в принципе, поэтому цифровую натуру видоискателя выдает только динамический диапазон системы в целом, а также промахи баланса белого при освещении лампами с низкой цветовой температурой. А вот мерцание при освещении флуоресцентными лампами, которое иногда заметно в OLED-видоискателях камер Sony, в случае тестируемой камеры обнаружено не было. В общем, работать с таким видоискателем одно удовольствие. Конечно, тут трудно не вспомнить, что X-Pro 1 оборудован потрясающе удобным гибридным видоискателем, с которым даже самой хорошей матрице конкурировать сложно. Также стоит отметить наличие датчика приближения, который инициирует автоматическое переключение между экраном и видоискателем, что минимизирует риск ослепления дисплеем, да и удобно это, в конце концов.
Fujifilm X-T1 оборудована 3-дюймовым наклонным дисплеем с разрешением 1040 тыс. точек. Стоит напомнить, что у Olympus O-MD E-M1 размер и разрешение дисплея схожие, да и конструкция наклонная, но вдобавок к этому экран основного конкурента ещё и сенсорный, тогда как у тестируемой камеры он не чувствителен к нажатию. В остальном дисплеи приблизительно схожи — огромные углы обзора, хорошая цветопередача, высокая контрастность, да и запас яркости высок. Примечательно, что даже при использовании среднего уровня яркости подсветки дисплей легко читается под прямыми солнечными лучами. Защита экрана очень толстая и прочная. Правда, даже при давлении по центру защита контактирует с ЖК-матрицей по периметру, где и появляются радужные разводы. Нельзя сказать, что это плюс, но всё же нагрузка распределяется равномерно, что снижает риск повреждения матрицы.
Меню X-T1 вполне типично для камер Fujifilm и состоит из главного окна, быстрого меню и основного меню. В главном окне предусмотрено несколько режимов отображения служебной информации, в том числе не только путём наложения данных на кадр, но и отдельное отображение исключительно служебной информации. В данном случае визирование осуществляется лишь при помощи видоискателя. Быстрое меню представляет собой матрицу (4х4) ячеек с различными параметрами. Быстрый доступ к 16 параметрам — это здорово, но при его выводе визирование невозможно ни при помощи дисплея, ни при помощи видоискателя. Основное меню вполне стандартное для камер Fujifilm, чего-то экстраординарного в нём нет. Анимация в нём есть, и пусть её немного, но она неотключаема. К счастью, анимация очень быстрая и плавная, поэтому совершенно не отвлекает от процесса съёмки. Ниже для ознакомления с графическим интерфейсом камеры приведено несколько снимков экрана.
Одним из важных отличий Fujifilm X-T1 от большинства «беззеркалок» является надёжная пылебрызгозащитная конструкция. Магниевый корпус камеры имеет около 80 герметичных соединений, предотвращающих попадание внутрь пыли и влаги. Кроме того, благодаря особой конструкции X-T1 может нормально работать при температурах до –10 градусов Цельсия.
В камере используется новый двухъядерный процессор EXR II, который, по заверениям производителя, стал вдвое быстрее предыдущего процессора. Fujifilm X-T1 действительно быстра. Например, скорость фокусировки заявлена на уровне 0,08 секунды. Результат, прямо скажем, впечатляющий, но это мы ещё проверим по нашей стандартной тестовой методике.
Матрица X-Trans CMOS II отличается оригинальным цветовым фильтром с нерегулярной структурой расположения пикселей, что устраняет необходимость в использовании оптического низкочастотного фильтра. Эти фильтры применяются в обычных системах для устранения муара, но значительно снижают разрешение. Матрица X-Trans CMOS II улавливает нефильтрованный свет от объектива и запечатлевает изображение с более высоким разрешением, чем система с оптическим фильтром. Также стоит отметить технологию оптимизации модуляции света (LMO), которая появилась в результате совместной разработки объектива, матрицы и процессора. Высокоточная обработка параметров фокусного расстояния и диафрагмы каждого устанавливаемого объектива и данных со всей площади кадра позволяет системе исправлять дифракционное смазывание при съёмке с малым раскрытием диафрагмы и компенсировать небольшую размытость изображения на периферии объектива. Однако работать функция будет только с новейшими объективами и только после обновления их прошивки.
Также стоит отметить фирменную «фишку» камер Fujifilm — программное расширение динамического диапазона, которое доступно не только в продвинутых камерах с большим сенсором, но и в компактах. В настройках предусмотрено четыре режима его работы: DR100%, DR200%, DR400% и автоматический режим. Однако работают данные режимы не всегда. Например, DR200% можно активировать при ISO 400 и выше, а DR400% — начиная со значений чувствительности ISO 800. Конечно, воспринимать проценты буквально и ожидать расширения ДД вчетверо не стоит, но всё же толк от применения данной функции есть, что особенно заметно при съёмке объектов на фоне неба в пасмурный день либо на закате/восходе. Матёрые фотографы-«плёночники», скорее всего, оценят режим моделирования плёнок Fujifilm. Примечательно, что в настройках предусмотрен режим брекетинга функции моделирования плёнки.
Нельзя не отметить возможность камеры снимать панорамы с довольно высоким разрешением — до 2160х9600 точек при вертикальном положении камеры и до 9600х1440 точек при горизонтальном. В плане удобства использования Fujifilm X-T1 тоже хороша, ведь, во-первых, в процессе съёмки панорамы не приходится удерживать нажатой клавишу спуска, а во-вторых, на экране отображается не только строка прогресса, но и уровень, который позволяет получить панорамы с корректной линией горизонта. Кроме того, камера совершенно нетребовательна к скорости и равномерности поворота: даже если провести её в обратном направлении, съёмке это не навредит, а «прогресс-бар» при обратном движении будет попросту стоять на месте. При съёмке автоматических панорам важно не только удобство процесса съёмки, но и точность склейки, и тут многое зависит от процессора, корректности алгоритмов обработки полученных изображений и скорости серийной съёмки. Судя по всему, со всем перечисленным в камере полный порядок. Конечно, в плане создания автоматических панорам тестируемая камера пока не ровня конкурентам от Sony с функцией PanoramaSweep, но всё же результат вполне достойный.
Ещё одна важная и популярная нынче особенность — это наличие модуля Wi-Fi. Передача данных на смартфон организована весьма удобно. Для этого достаточно загрузить бесплатное ПО, подключить смартфон к камере — и просматривать отснятый материал на большом экране, причём с возможностью масштабирования, но без сохранения в память гаджета. При необходимости возможно одновременное копирование на смартфон до 30 фото. Также Wi-Fi-модуль позволяет получать данные о местоположении от смартфона, записывая их в метатеги снимка. Отправка снимков в социальные сети осуществляется при помощи смартфона, тогда как некоторые конкуренты способны не только отправлять фото в соцсети собственными силами (для чего необходима поддержка работы в режиме инфраструктуры), но и посылать электронные письма. Также стоит отметить функцию геотегинга. Примечательно, что для её работы внешний GPS-модуль не требуется. Данная функция работает только при подключении камеры к смартфону, оборудованному GPS-приёмником, с которого и снимаются данные. Подход весьма интересный, но не уникальный, ведь к подобной хитрости прибегла не только Fujifilm. Кроме того, предусмотрена и функция управления съёмкой при помощи смартфона, причём возможна не только фото-, но и видеосъёмка.
⇡#Съёмка и впечатления от работы
Производитель заявляет, что камера готовится к работе полсекунды при использовании объектива XF27 F2,8. Разумеется, объективы с фиксированным фокусным расстоянием нередко шустрее «зумов», тем более комплектных, причём не только в плане скорости фокусировки, но и в плане скорости подготовки к работе. В нашем же случае использовался комплектный зум-объектив. К сожалению, у Fujifilm X-T1 не получилось подтвердить заявленные производителем результаты — камера смогла сделать снимок лишь через 0,97 секунды. Для сравнения: схожая по начинке E-X2 при том же заявленном времени подготовки к работе смогла сделать первый снимок через 1,09 секунды. Впрочем, даже это небольшое преимущество перед сородичем не меняет того факта, что это крайне медленно и соизмеримо с показателями «беззеркалок» первой волны, тогда как современные конкуренты зачастую укладываются в треть секунды.
Скорость серийной съёмки Fujifilm X-T1 составляет 8 кадров в секунду (при фокусировке по первому кадру), но и этот высокий показатель — не лучший среди конкурентов. Измерение скорости и длительности серии проводилось в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, а различные программные обработки были отключены. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии, — SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с. Тут стоит отметить, что Fujifilm X-T1 может похвастаться поддержкой карт класса UHS-II. В формате JPEG камера смогла отснять на максимальной скорости 36 кадров, в RAW и RAW+JPEG — по 22 кадра. Результат весьма неплохой, особенно с учётом довольно высокой скорости серийной съёмки, но всё же не рекордный. Olympus OM-D E-M1 при использовании той же карты памяти смог отснять со скоростью 9 кадров в секунду серии длительностью 40, 35 и 33 кадра соответственно. Скорость записи серии на карту памяти зависит исключительно от скорости карты памяти. В нашем случае даже при записи RAW+JPEG ждать приходится буквально несколько секунд. Да, собственно, и ждать особого смысла нет, ведь органы управления при этом не блокируются.
В плане скорости фокусировки камера в теории должна показать чуть ли не безупречный результат, ведь производителем заявлено 0,08 секунды. Подобный результат возможен при тестировании по методике CIPA с объективом XF14 мм F2,8 R. «Фиксы» зачастую быстрее зум-объективов, но именно «зум» нам и был предоставлен, причём штатный, пусть и весьма качественный. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. Тут стоит отметить, что X-E2, у которой также заявлен результат в 0,08 секунды, смогла сфокусироваться лишь за 0,32 секунды на широком угле и за 0,34 секунды в телеположении. Наш подопытный оборудован тем же объективом, что и E-X2 (в пресс-парке Fujifilm один и тот же объектив Fujinion Super EBC XF 18-55 mm 1:2.8-4,0 R LM OIS кочует от камеры к камере, поэтому на данный момент он выглядит весьма потрёпанным), благодаря чему результаты сравнить ещё интереснее. В телеположении результат, прямо скажем, не то что не впечатлил, а разочаровал — 0,52 секунды. Однако на ШУ камера смогла уложиться в 0,09 секунды! В общем, отличный результат. Тут стоит отметить, что Olympus OM-D E-M1 потребовалось 0,1 секунды. Примечательно и то, что тестируемая камера легко фокусируется на контрастных объектах при освещённости 0,6-0,8 лк, тогда как X-E2, будучи оборудованной таким же процессором и сенсором, как и наш подопытный, смогла сфокусироваться на тестовом шаблоне при освещённости лишь 1,5 лк, что, впрочем, также является отличным показателем.
В плане настроек и удобства работы с камерой во время фокусировки придраться особо не к чему. Для выбора режима работы фокусировки (постоянный, покадровый и ручной) не нужно бродить по меню, ведь для этого предусмотрен отдельный рычаг в лицевой части камеры, что весьма удобно. Режимов выбора зоны фокусировки немного, точнее, их всего два — мультивыбор и ручной выбор зоны фокусировки, причём вызов функции выбора зоны фокусировки можно завязать на одну из программируемых клавиш, поэтому в меню заходить не приходится. Отдельно стоит отметить режим определения лиц. Он работает, причём работает отлично, и как лица определяются только лица, в том числе людей в солнцезащитных очках. Более того, лица замечательно удерживаются даже при активном движении. Но работает функция только при съёмке в фас, а вот в профиль автоматика лица не распознает. К тому же в X-T1 нет ни списка избранных лиц, ни режима определения улыбки, что учитывая позиционирование камеры, нельзя отнести к недостаткам.
Впрочем, не только автоматическая фокусировка заслуживает похвалы, ведь ручному режиму тоже есть чем похвастаться. Для начала стоит отметить оригинальную шкалу дистанций, на которой отображается не только непосредственно дистанция, но и приблизительная глубина резкости, что весьма удобно. Во-вторых, при помощи клавиши Focus Assist можно увеличить выбранную зону фокусировки с двумя вариантами масштаба. В-третьих, предусмотрена подсветка зон резкости, или же так называемый «пикинг». Но главное отличие от конкурентов — это своеобразный аналог клиньев Додена, именуемый «разделением экрана». В случае зеркалок для реализации клиньев достаточно заменить фокусировочный экран, после чего работа с мануальной оптикой превращается в сплошное удовольствие. Вот только электронный аналог далёк от прообраза по удобству работы, а уж при слабом освещении помощи от данной функции, как, впрочем, и от «пикинга» немного. Однако при достаточном уровне освещения функция весьма интересна и удобна в работе.
В Fujifilm X-T1 используется TTL-экспозамер, который по современным меркам может показаться не особо продвинутым, ведь зон немного — 256. Впрочем, сразу стоит отметить, что экспозамер тестируемой камеры один из самых точных — если не самый точный — среди всех протестированных нами камер, причём не только в лабораторных, но и в обычных, полевых условиях. Fujifilm X-T1 без проблем способна снимать сильно затенённые объекты, при этом совершенно не «вытягивая» тени, чем грешит большинство современных фотоаппаратов независимо от типа и класса. Кроме того, камера прекрасно снимает, даже если яркое солнце светит прямо в лоб. На приведённом ниже снимке представлен один из таких случаев — с солнцем в кадре. В подобных условиях большинство камер попросту поднимут белый флаг — им потребуется вмешательство пользователя, а X-T1 пусть не идеально, но всё же вытянула кадр в программном режиме установки экспопары без ручного вмешательства.
Следующий пример также отснят в программном режиме без ручного вмешательства. Как видим, Fujifilm X-T1 смогла сделать корректный снимок в условиях, где большинство камер здорово осветлили бы весь кадр, дабы вытянуть большой затенённый участок, что потребовало бы введения отрицательной коррекции экспозиции.
Из настроек пользователю доступен выбор одного из трёх стандартных режимов экспозамера, причём для этого не обязательно идти в меню, так как предусмотрен отдельный рычаг, что весьма удобно. Конечно, подобный рычаг есть даже у некоторых ультразумов (кстати, большая часть из них — именно производства Fujifilm), но среди «беззеркалок» это всё же большой плюс. Разумеется, предусмотрено и введение коррекции экспозиции, причём тоже механическим регулятором. Вот только диапазон коррекции для столь недешёвой камеры довольно скромный — от -3 до +3 EV с шагом в треть ступени. А ведь можно было предусмотреть коррекцию и в чуть большем диапазоне, но, например, в меню. В плане настроек брекетинга камера разочаровала, ведь предусмотрена съёмка только с вилками 1/3, 2/3 и 1 ступень, да и количество кадров ограничено всего-навсего тремя, что по силам всем ультракомпактам с функцией брекетинга. Но всё же стоит напомнить, что экспозамер в камере работает отлично, и уж больно большой разбег при съёмке с брекетингом ей особо не нужен (исключением является лишь подготовка к созданию HDR-снимков).
Выбор выдержек осуществляется при помощи диска в пределах от 1 до 1/4000 секунды с шагом в одну ступень. Исключением является только значение 1/180 секунды. Дело в том, что скорость синхронизации вспышки как раз и составляет 1/180 секунды, поэтому на диске выдержек данное значение даже отмечено особым образом — 180x. Если шага в одну ступень недостаточно, то изменение возможно и с более привычным шагом в треть ступени — при выборе любого из значений на диске возможна корректировка в обе стороны на 1/3 или 2/3 ступени, благодаря чему одну и ту же выдержку можно установить в двух положениях диска. В общем, управление весьма удобно, и расстраивает только минимальная выдержка в 1/4000 секунды, тогда как у главных конкурентов доступен вариант вдвое меньше. Тут же стоит напомнить и о минимальной чувствительности в 200 единиц (значение ISO 100 из расширенного диапазона доступно только при съёмке в формате JPEG), что при использовании светосильного объектива в солнечный день потребует наличия ND-фильтров.
В лабораторных условиях камера показала буквально чудеса. При освещении лампами дневного света ошибка не превышала 0,03 EV, а при использовании ламп накаливания — -0,03 EV. Это абсолютный рекорд среди всех протестированных нами камер. После «полевых» испытаний хороший результат был вполне ожидаем, но столь мизерную ошибку мы увидеть не рассчитывали. В общем, браво, Fujifilm!
В настройках баланса белого предусмотрено семь пресетов, в том числе три для различных вариантов ламп дневного света и по одному для ламп накаливания, тени, дневного света, а также подводной съёмки. Кроме того, доступен ручной выбор цветовой температуры в диапазоне от 2500 до 10000 K с постепенным увеличением шага от 50 K в начале диапазона и до 900 K на трёх последних значениях. Разумеется, предусмотрены автоматический и ручной режимы, причём для последнего имеется только один контейнер, хотя у большинства продвинутых камер предусмотрено 2-3 контейнера и более. Для любой из настроек, включая ручной и автоматический режимы, есть тонкая регулировка по шкале m/g-a/b (по 9 значений). Отдельной клавиши для баланса белого нет, но данное меню можно привязать к программируемым кнопкам, например к одной из клавиш навигации.
Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Майредах].
Шумы
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в форматах RAW и JPEG с минимальным сжатием. Съёмка тестовой мишени в формате JPEG была проведена с тремя из пяти режимов шумоподавления (значения активности функции -2, 0, +2) при высоких значениях чувствительности. Данная функция работает на всех значениях чувствительности, но особенно эффект заметен на высоких. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CC с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. К сожалению, комплектное ПО на тестирование предоставлено не было, поэтому конвертирование проводилось в пакете Silkypix Developer Studio.
На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты со всеми доступными уровнями чувствительности с шагом 1 EV: от 100 до 51 200 единиц в ISO-эквиваленте в формате JPEG и от 200 до 6400 единиц в формате RAW. Тут стоит отметить, что на соответствующем диске имеется всего два положения для высокой чувствительности — Hi1 и Hi2, поэтому пользователю приходится программировать их из меню, присваивая им одно из трёх значений чувствительности — 12 800, 25 600 или 51 200 единиц. Так как максимальный уровень чувствительности сложно назвать рабочим, вряд ли недостаток положений на диске можно отнести к недостаткам.
Фр 1 | RAW |
JPEG ШП -2 |
JPEG ШП 0 |
JPEG ШП +2 |
ISO 100 |
- | |||
ISO 200 |
||||
ISO 400 |
||||
ISO 800 |
||||
ISO 1600 |
||||
ISO 3200 |
||||
ISO 6400 |
||||
ISO 12800 |
-
|
|||
ISO 25600 |
-
|
|||
ISO 51200 |
-
|
Фр 2 | RAW |
JPEG ШП -2 |
JPEG ШП 0 |
JPEG ШП +2 |
ISO 100 |
- | |||
ISO 200 |
||||
ISO 400 |
||||
ISO 800 |
||||
ISO 1600 |
||||
ISO 3200 |
||||
ISO 6400 |
||||
ISO 12800 |
-
|
|||
ISO 25600 |
-
|
|||
ISO 51200 |
-
|
Фр 3 | RAW |
JPEG ШП -2 |
JPEG ШП 0 |
JPEG ШП +2 |
ISO 100 |
- | |||
ISO 200 |
||||
ISO 400 |
||||
ISO 800 |
||||
ISO 1600 |
||||
ISO 3200 |
||||
ISO 6400 |
||||
ISO 12800 |
-
|
|||
ISO 25600 |
-
|
|||
ISO 51200 |
-
|
RAW (конвертировано в TIFF)
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/5 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/10 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/20 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/40 c, ISO 1 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/80 c, ISO 3 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/160 c, ISO 6 400
Здесь вы можете скачать архив с полноразмерными снимками.
JPEG, активность шумоподавления -2
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 0,434783 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/5 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/10 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/20 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/40 c, ISO 1 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/80 c, ISO 3 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/160 c, ISO 6 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/320 c, ISO 12 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/600 c, ISO 25 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/1300 c, ISO 51 200
JPEG, активность шумоподавления 0
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 0,384615 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/5 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/10 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/20 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/40 c, ISO 1 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/80 c, ISO 3 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/160 c, ISO 6 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/320 c, ISO 12 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/600 c, ISO 25 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/1300 c, ISO 51 200
JPEG, активность шумоподавления +2
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 0,4 c, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/5 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/10 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/20 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/40 c, ISO 1 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/80 c, ISO 3 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/160 c, ISO 6 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/320 c, ISO 12 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/600 c, ISO 25 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=27 мм, ƒ/13, 1/1000 c, ISO 51 200
Встроенной вспышки у камеры нет, но в комплекте поставки коммерческих образцов имеется съёмная. К сожалению, на тестирование она предоставлена не была, поэтом проверить её в работе не удалось.
Предусмотрено четыре режима работы — принудительное срабатывание, синхронизация по первой или второй шторке, а также командный режим. Примечательно, что отдельного режима срабатывания вспышки с подавлением эффекта «красных глаз» нет, но зато в меню данную функцию можно активировать для всех имеющихся режимов срабатывания. Разумеется, в настройках предусмотрена возможность введения коррекции при работе в режиме TTL в диапазоне от -2 до +2 ступеней с шагом в 1/3 EV. А вот делитель мощности в ручном режиме не доступен, тогда как, например, у прямого конкурента в лице Olympus OM-D E-M1 он имеется. В отличие от большинства «беззеркалок», многие топовые решения класса имеют порт синхронизации, есть он и у тестируемой камеры. В принципе, в эпоху дешёвых радиосинхронизаторов, которые значительно упрощают работу с внешним светом, наличие порта синхронизации — не такой уж громадный плюс, но все же это приятное дополнение.
Здесь вы можете скачать архив с полноразмерными снимками.
Сильной стороной многих «беззеркалок» Sony и Panasonic является не только поддержка формата AVCHD, но возможность записи Full HD-роликов в режиме 60p, то есть со скоростью потока 60 кадров в секунду и прогрессивной развёрткой, тогда как большинство конкурентов при аналогичной скорости потока поддерживают лишь чересстрочную развёртку. Fujifilm X-Pro1, например, и вовсе довольствуется режимом 24p, что по современным меркам весьма скромно для камеры такого класса. Новинка же поддерживает режим 1080/60p, что не может не радовать. Однако, несмотря на данную особенность, по качеству видеозаписи она всё равно здорово уступает тем же камерам Panasonic и Sony, в чём можно убедиться, просмотрев приведённый ниже пример видеозаписи.
Пользователю доступно управление настройками баланса белого и введение коррекции экспозиции в диапазоне -2…+2 EV непосредственно во время видеозаписи. А вот управлять параметрами экспопары в процессе съёмки невозможно. В камере имеется пара микрофонов, что хорошо, а вот слабая защита от ветра — уже плохо. К тому же в Fujifilm X-T1 даже не предусмотрена активация программного подавления шума ветра. Зато стоит отметить возможность подключения внешнего микрофона, но для его работы в настройках камеры предварительно необходимо указать тип подключаемого устройства, ведь в этот же разъём вставляется коннектор пульта дистанционного управления.
⇡#Источники питания и автономная работа
В камере используется литий-ионный аккумулятор NP-W126 ёмкостью 8,7 Вт·ч. Точно такой же встречался нам в Fujifilm X-E2, которая при температуре около 4 градусов тепла смогла отснять лишь 288 кадров вместо заявленных 350. Для X-T1 при тестировании по стандарту CIPA при комнатной температуре заявлена возможность съёмки всё тех же 350 кадров на одном заряде. По случайному стечению обстоятельств температура воздуха вне помещения оказалась точно такой же, как и во время тестирования X-E2, поэтому камеры во время «полевых» испытаний оказались в совершенно равных условиях. Однако тестируемая камера смогла отснять на одном заряде даже меньше X-E2 — всего 265 кадров и около 2 минут видео. Довольно скромно, ведь 4 градуса тепла — далеко не критичная температура для литий-ионного аккумулятора, поэтому пенять на мороз не приходится. Впрочем, повторные испытания при комнатной температуре дали не сильно лучший результат — 323 кадра, что также не дотягивает даже до заявленного. А ведь у камеры ещё имеется Wi-Fi-модуль, который тоже обладает определённым аппетитом, но во время измерения длительности не использовался вовсе.
Fujifilm X-T1 нам очень сильно понравилась. Но всё же не без оговорок, коих не так и мало, поэтому с них и начнём. Так, не совсем понятно позиционирование камеры. Формально она стоит на ступень ниже X-Pro1, однако по многим параметрам превосходит её и в тоже время оборудована пускай весьма качественным, но всё же цифровым, а не гибридным видоискателем. X-T1 позиционируется как камера для профессионала, но тут же всплывает ряд недостатков, которые не позволяют использовать её, например, как репортажную. А именно: скоростная серийная съёмка только с фокусировкой по первому кадру, минимальная выдержка 1/4000 секунды, настройки брекетинга слабоваты, а главное — запас автономного хода довольно скромен, и даже батарейная ручка особо не спасёт, ведь большинство зеркалок на одном аккумуляторе способны отснять больше, чем герой материала с батарейной ручкой. В общем, несмотря на позиционирование Fujifilm X-T1 как профессиональной камеры, таковой её признать сложно. В режиме видео тоже не всё гладко. Поддержка 1080/60p есть, но качество видеоряда всё же заметно хуже, чем в случае фотокамер Sony и Panasonic, да и к звуковой дорожке, а точнее к подавлению шума ветра, имеются замечания.
У камеры не очень демократичная стоимость — и это чуть ли не главный её недостаток. Собственно, бюджетный полный кадр стоит приблизительно столько же, но всё же на стороне X-T1 компактность, да и полный кадр — не всегда спасение, ведь глубина резкости у него существенно меньше. Из достоинств стоит отметить массу весьма удобных в работе органов управления, быстрый автофокус на широком угле (и, скорее всего, при использовании «фиксов»), невероятно точную автоматическую экспозицию, причём даже в чрезвычайно сложных условиях, очень резкий и качественный объектив, который можно смело назвать одним из лучших комплектных объективов, хорошую цветопередачу, да и Wi-Fi-модуль здорово помогает в работе с камерой.
Выражаем благодарность представительству компании Fujifilm за фотокамеру, предоставленную для тестирования.