Недавно президента нашего издательского дома Андрей Кузина, питающего страсть к путешествиям по Азии, занесло в Макао — специальный административный район на юго-востоке Китая. Основной статьей дохода Макао является игорный бизнес. Но во время прогулки по городским джунглям можно наткнуться не только на казино, но и на самую настоящую гоночную трассу. Любой желающий может пройтись по Guia Circuit. Это уличная трасса, большую часть которой составляют дороги общего пользования. На время проведения спортивных мероприятий улицы перекрывают, а работа в близлежащих офисах становится невозможной из-за рева моторов, многократно отраженного от стекол небоскребов.
Во время своего путешествия Андрей Кузин, само собой, не преминул посетить музей Гран-при Макао. Он был открыт в ноябре 1993 года, во время проведения 40-го Гран-при Макао. Заезды на трассе Guia Circuit по сей день проводятся в ноябре. Средняя температура в этом месяце составляет 20 градусов тепла, к тому же осенью дожди являются редкостью (почти 50 процентов годовой нормы осадков приходится на лето), что располагает к проведению соревнований.
В текущем году Гран-при Макао пройдет 16 ноября, о чем информирует большая вывеска на главной башне. В середине осени эта городская улица превратится в один из фрагментов трассы.
Вход в музей Гран-при бесплатный, но всем посетителям все равно раздают билеты. Верхняя часть посвящена треку, снизу располагается карта музея вина в Макао, который находится в этом же здании. Двойной билет является хорошим примером маркетинга: сначала посмотрел на машины, а затем попробовал красного полусухого, или наоборот. Текст написан на трех языках: китайском, английском и португальском. Много веков Макао был колонией Португалии, этот период не мог не отразиться на культуре. В цветной брошюре приведена основная информация о музее, его истории, карте и правилах поведения.
Посетителей автомобильной выставки встречает первый победитель Гран-при Макао — красный родстер Triumph TR2. За рулем болида находился португалец Эдуардо де Карвальо (Eduardo de Carvalho). Гоночная модификация автомобиля весила 990 кг, а его двухлитровый мотор развивал 95 лошадиных сил. Максимальная скорость «Триумфа» составляла 170 км/ч.
На отдельном стенде перечислены все победители Гран-при Макао с 1954 по 2013 год. Судя по всему, через полгода организатору придется в очередной раз переделывать таблицу, когда будет определен 61-й победитель трассы Guia Circuit. В прошлом году подиум покорился британцу Алексу Линну, пилотировавшему болид «Формулы-3» Fortec Motorsport Dallara-Mercedes.
А вот это, судя по всему, тоже британец. Стив Плейтер (Steve Plater) в 2007 году на байке Yamaha R1 стал чемпионом Macau Motorcyle Grand Prix. Вообще, сегодня Guia Circuit принимает сразу несколько серий. Наряду с «Формулой-3» здесь проводится Аомыньский этап FIA WTCC (World Touring Car Championship, чемпионат мира среди легковых автомобилей). Также эта трасса принимает чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Примечательно, что все мероприятия по трем спортивным дисциплинам проводятся в течение всего одного уик-энда, поэтому, приехав в Макао лишь на пару дней, можно стать свидетелем сразу трех зрелищных событий из мира авто- и мотоспорта.
Самым пожилым участником выставки является Ford T, выпущенный в 1915 году. Несмотря на величественный возраст, этот автомобиль действительно выезжал на трассу. В 1963 году он принял участие в пробеге классических машин. Данный экипаж приводится в движение благодаря двигателю мощностью 22,5 лошадиных силы.
Austin Princess тоже совершенно непохож на гоночный автомобиль. Что же он тут делает? Большой лимузин принимал участие в церемониях открытия Гран-при Макао с 1963 года, а в 1997 году его подарили музею. Эта семиместная машина весит две тонны. Чтобы растолкать такую тушу, инженерам пришлось установить четырехлитровую рядную «шестерку». Максимальная скорость величественного мастодонта — 160 км/ч.
После Austin Princess стоящий по соседству Lotus 22 кажется совсем крошечным — настоящая блоха. Пилотировавший его филиппинец Арсенио Лорель (Arsenio Laurel) становился триумфатором Макао дважды: в 1962 и 1963 годах. Британский болид оснащался двигателем Ford объемом 1,65 литра. При мощности 110 лошадиных сил и массе 980 кг автомобиль умудрялся разгоняться до 150 км/ч. Можно только представить, какие ощущения испытывал пилот этого карта.
Следом за ним — аналогичный Lotus 22 местного предпринимателя Тедди Йипа (Teddy Yip). Именно этот человек стоял у истоков популяризации Макао как крупного туристического центра. Йип совместно с партнерами построил тут несколько казино. К тому же он приложил усилия к созданию Гран-при Макао, так что без него этого музея и трассы вообще могло не быть.
На информационном стенде красно-белого Lotus 22 указано, что Тедди Йип выиграл гонки 1962 и 1963 года, хотя тогда победителем был Арсенио Лорель. В 1963 году Йип действительно поднимался на пьедестал, на своем Jaguar XKE он занял третье место. Предприниматель был увлечен автоспортом, но его карьера не пошла дальше любительского уровня. Зато в 1976 году он основал команду «Формулы-1» Theodore Racing. За 51 гонку пилоты набрали только два очка. В 1983 году коллектив был расформирован.
Еще один автомобиль Тедди Йипа — Elfin 600B. Он чуть мощнее (120 лошадиных сил) и быстрее (180 км/ч).
С первого взгляда на March 722 понятно, что данный болид создан в совершенно иную эпоху. За рулем этой машины сидел австралийский автогонщик Верн Шуппан (Vern Schuppan). По данным информационной таблички, он выиграл гонку 1980 года. На самом деле Шуппан становился чемпионом Гран-при Макао дважды: в 1974 и 1976 годах. В первый раз он был за рулем представленного болида March 722 с 170-сильным фордовским двигателем объемом 1,89 литра. Через год австралийцу удалось повторить триумф на Ralt RT1-Ford.
За рулем этих трех картов были португальцы Андре Коуту (Andre Couto), Жоао Карлос де Иисус Афонсу (Joao Carlos de Jesus Afonso) и француз Арно Козлински (Arnaud Kozlinski). В свое время каждый из них становился первым.
А вот британец Дэвид Пэрли (David Purley) за рулем Chevron B27 на Гран-при Макао в 1974 году оказался лишь вторым. Позже пилот установит печальный антирекорд: в 1977 году во время квалификации Гран-при Великобритании он врезался в ограждение трассы. Этот случай был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как случай действия наивысшей перегрузки, при котором человеку удалось выжить, — 179,8 g. Лишь в 2003 году швед Кенни Брак смог превзойти этот показатель. В 1977 году в теле Дэвида Пэрли медики насчитали 29 переломов и 3 вывиха.
Теперь на минутку вспомним об Аомыньском этапе FIA WTCC (Guia Race of Macau). В музее выставлен желто-розовый хэтчбек Toyota AE86, на котором в 1992 и 1993 годах выступал португалец Мануэль Манхао (Manuel Manhao). Правда, нам не удалось найти никакой информации об этом гонщике. Более того, официально на Guia Race of Macau в это время были представлены уже более свежие модели Toyota Corolla AE92 и Toyota Corolla Levin AE101, в то время как карьера Toyota AE86 продолжалась с 1983 по 1990 год. Загадочная история.
По данным организаторов выставки, это окрашенное преимущественно в зеленый цвет купе BMW M3 Evolution с 2,5-литровым 310-сильным двигателем, настроенным специалистами команды Schnitzer, четыре раза выезжало на кольцо Макао. Вероятно, в период с 1990 по 1993 год, когда M3 Evolution принимал участие в заездах, конструкторы заменили практически все детали, если вовсе не построили несколько разных автомобилей. Зато не менялся гонщик, ведь каждый год за рулем оказывался Эмануэле Пирро (Emanuele Pirro). Ему удавалось четыре раза войти в медальную зону, в том числе дважды (в 1991 и 1992 годах) стать чемпионом.
За свою карьеру Эмануэле Пирро перепробовал огромное количество гоночных серий. Он три года выступал в «Формуле-1», но наибольших успехов достиг в гонке «24 часа Ле-Мана». Пирро пять раз становился лучшим, причем последний раз относительно недавно — в 2007 году. Тогда он пилотировал дизельный болид Audi R10 TDI.
Рядом стоит «японка» — Toyota Carina E. В 1997 году на ней финишировал вторым португальский гонщик Жоао Рамос (Joao Ramos). Тогда это был чемпионат одной модели — Toyota Carina E Trophy Race 1997.
Стенд с Mercedes-Benz 190E 2.5-16 Evolution II больше похож на театральную постановку. В центре сцены находится сам автомобиль, вокруг него суетятся механики, меняющие покрышки и колдующие над мотором. Эту захватывающую процедуру освещает оператор. Неподалеку валяется выпускной коллектор и ящик с инструментами. В отличие от представленной экспозиции, выступление самого автомобиля Mercedes-Benz 190E 2.5-16 Evolution II было не столь ярким. Управлявший им португальский автогонщик Ни Аморим (Ni Amorim) в 1991 году оказался лишь пятым.
Отдельного стенда удостоился мотоцикл Джона МакГиннеса (John McGuinness). В 2001 году британец стал самым быстрым, а помогла ему в этом Honda CBR900RR, вернее ее модификация CBR954RR. Число в названии модели обозначает кубатуру движка. Заводская модель Honda CBR954RR обладает мощностью 150 лошадиных сил.
Вернемся к четырехколесным. Этот прекрасный болид Formula Renault 2000 когда-то водил Родольфо Авила (Rodolfo Avila). В 2003 году данный снаряд помог португальцу выиграть азиатскую серию Formula Renault. При объеме 2000 кубических сантиметров (что отражено в названии серии) двигатель обладает мощностью 180 лошадиных сил. Гоночный автомобиль способен разгоняться до 265 км/ч. Сегодня эта серия называется «Формула-Рено 2.0».
Вот еще один образец французской автоспортивной мысли — болид Formula Campus by Renault and Elf. В 1995 году за рулем этой синей модели сидел Брайан Сондерс (Brian Saunders). Правда, тогда британец не стал чемпионом. Лучший результат за его карьеру — второе место на французском этапе Formula Ford 1600 в 1992 году.
В честь 30-летия проведения «Формулы-3» на трассе в Макао музей установил памятный стенд. На нем оставлены комментарии и впечатления от трассы гонщиков разных поколений.
За штурвалом этого болида «Формулы-3» Ralt RT3 сидел легендарный бразильский автогонщик Айртон Сенна (Ayrton Senna). В 1983 году он стал самым быстрым в Макао. Спустя пять лет Сенна взял первое золото «Формулы-1». Позже он взбирался на пьедестал еще дважды: в 1990 и 1991 году. К сожалению, в 1994 году трехкратный чемпион мира разбился на Гран-при Сан-Марино.
На Ralt RT3 Сенны был установлен двухлитровый двигатель Toyota мощностью 160 лошадиных сил. Масса болида составляла 456 кг. Гоночный автомобиль позволял разгоняться до 250 км/ч. Вне сомнения, Айртон Сенна является одним из самых талантливых гонщиков, когда-либо выступавших на трассе Guia Circuit.
Технические характеристики модели Raynard 923 и Ralt RT3 очень близки: 168 лошадиных сил, 456 кг, 255 км/ч. Здесь установлен двигатель разработки Opel, а пилотировал данный экземпляр Педру Лами (Pedro Lamy). Ему не удалось покорить первое место: в 1992 году он стал вторым. Зато впоследствии Лами оказался первым португальцем, который смог заработать очки в «Формуле-1».
Чемпионом Гран-при Макао в 1992 году стал швед Рикард Рюделл (Rickard Rydell) на красно-белом болиде TOM'S 032F-Toyota. Разумеется, все автомобили стандартизированы по техническим параметрам, поэтому в спецификациях двигателей Opel и Toyota не найти различий. 46-летний Рюделл продолжает гоняться и сегодня. В 2013 году он выступал за команду NIKA Racing в классе WTCC. Боевой автомобиль — Chevrolet Cruze 1.6T. Среди наиболее ярких побед Рикарда Рюделла можно отметить первое место в классе GT1 на гонке «24 часа Ле-Мана» в 2007 году.
Одним из самых молодых экспонатов музея Гран-при Макао является Dallara F301-Honda/Mugen-NBE, на котором японский гонщик Такума Сато (Takuma Sato) стал чемпионом в 2001 году. На следующий год Сато пригласили в «Формулу-1», где он выступал вплоть до 2008 года.
Как известно, «Формула-3» считается кузницей кадров для «Формулы-1». Именно из этой серии большинство спортсменов приходит в «Королевские гонки».
У нас остался всего один болид и один его пилот. Его имя знает каждый, даже те, кто в жизни не посмотрел ни одной автомобильной гонки. Его фамилия стала нарицательной. Это Михаэль Шумахер (Michael Schumacher).
В 1990 году Шумахер выиграл Гран-при Макао. Он управлял болидом Reynard 903, настройкой которого занимались специалисты Volkswagen и Spiess. Рядом с победоносным автомобилем сфотографировался и Андрей Кузин. Нет смысла перечислять титулы и рекорды Михаэля Шумахера, которых он добился за годы выступления в «Формуле-1». Во-первых, многие из вас наверняка кое-что слышали о заслугах «Красного барона». Во-вторых, чтобы перечислить все регалии немецкой легенды, потребуется немало места на экране.
Сегодня Михаэль Шумахер находится в тяжелом состоянии. 29 декабря 2013 года во время отдыха во французских Альпах он выехал за пределы горнолыжной трассы курорта Мерибель и споткнулся о камень, скрытый свежим снегом. Из-за серьезной травмы головы спортсмена пришлось ввести в состояние искусственной комы, в которой Михаэль находится по сей день.
Четвертого апреля из больницы в Гренобле пришли оптимистичные известия: менеджер гонщика Сабина Кем сообщила, что Михаэль Шумахер начал выходит из комы, открывал глаза и реагировал на речь близких. Мы будем надеяться, что это переломный момент и вскоре легендарный гонщик пойдет на поправку.
Таким мы увидели музей Гран-при Макао. В этом месте собрано большое количество автомобилей, ставших важной вехой в развитии автоспорта. Количество талантливых спортсменов, побывавших на трассе Guia Circuit, и вовсе не поддается счету. Проехаться несколько километров по кольцу в центре Макао может любой желающий в любое время за исключением одной недели в середине ноября. Жители и гости Макао ежедневно утюжат асфальт трассы, правда, им приходится соблюдать правила. Но через полгода городское движение вновь остановят, участки оградят барьерами и покрышками, а в стеклах небоскребов будет отражаться рев форсированных моторов.