Оригинал материала: https://3dnews.ru/820658

Обзор беззеркального фотоаппарата Olympus OM-D E-M10: младший премиум

Характеристики. Комплектация. Внешний вид

Набор букв в названии премиальной линейки «беззеркалок» Olympus поначалу заставлял буквально ломать язык. Но первая модель семейства была представлена еще в 2012 году, так что сейчас к названию уже удалось привыкнуть. Линейка пополняется не лавинообразно, а постепенно, и на данный момент серия OM-D состоит из трёх устройств: первенца E-M5, весьма интересного флагмана E-M1 и тестируемой новинки — «бюджетного» E-M10.

В своём ценовом сегменте E-M10 является довольно интересным продуктом — и дело тут не в дизайне. Данное устройство при довольно скромных размерах оборудовано наклонным сенсорным дисплеем, приличным набором органов управления, а также весьма неплохим видоискателем. У большинства конкурентов хотя бы чего-то одного из этого нет. У Panasonic DMC-G6 габариты побольше, да и выполнена камера в стиле зеркалки, у Fujifilm X-M1 не предусмотрено сенсорное управление, да и видоискателя нет, а у малышки Panasonic DMC-GM1 меньше органов управления — и тоже нет видоискателя. Стоит отметить, что зачастую видоискатель устанавливается в более дорогие модели. Фактически прямой конкурент у тестируемого устройства лишь один — это Sony Alpha α6000 (ILCE-6000), да и тот не имеет возможности сенсорного управления. А ведь у Olympus OM-D E-M10 в запасе немало и других козырей!

#Технические характеристики, заявленные производителем

Olympus OM-D E-M10
Сенсор изображения 4/3″ МОП, 17,3x13,0 мм, 17,2 Мп
Эффективное количество точек, Мп 16
Формат сохранения изображения Фотокадр: JPEG (EXIF 2.2, DCF 2.0), RAW 12 bit, MPO
Видео: MOV(MPEG‑4AVC/H.264), AVI (Motion JPEG)
Объектив Сменный объектив micro 4/3
Размер кадра в пикселях Фотокадр: 4608x3456, 3200x2400, 1280x960
Видео: 1920x1080, 1280х720, 640x480
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте 100–25600 с шагом 1/3, 1 EV
Диапазон выдержек, секунд 1/4000–60 с шагом 1/3, 1/2 и 1 EV
Синхронизация скорости работы затвора для вспышки: 1/250
Экспозамер, режимы работы Замеры в 324 зонах; мульти, точечная, центрально-взвешенный, тень, светлая зона
Экспокоррекция ±5 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка TTL, GN 8,2 при ISO 200
Автоспуск, с 1-30 секунд (до 10 экспозиций)
Устройство хранения информации SD, SDHC, SDXC(UHS-I)
ЖК-дисплей Наклонный, сенсорный дисплей, 7,6 см (3,0 дюйма), разрешение 1 037 тыс. точек
Видоискатель Цветной видоискатель с разрешением прибл. 1 440 тыс. точек
Интерфейсы HDMI, USB, A/V-выход
Дополнительно Модуль Wi-Fi
Питание Литий-ионный аккумулятор BLS-5, 7,8 Вт·ч
Габариты, мм 119,1x82,3x45,9 (без выступающих частей)
Масса, г 396 (вкл. батарею и карту памяти)
350 (только корпус)

#Комплект поставки

К нам на тестирование попал предпродажный образец, хотя и с коммерческой версией прошивки. Так что вместе с камерой мы получили лишь аккумулятор, зарядное устройство и комплектный объектив. Коммерческие же образцы включают следующее:

  • аккумулятор BLS-5;
  • зарядное устройство BCS-5;
  • крышку байонета Micro 4/3 ВС-2;
  • наплечный ремень;
  • USB-кабель CB-USB6;
  • ПО Olympus Viewer;
  • инструкцию;
  • гарантийный талон.

Olympus OM-D E-M10 поставляется как в версии Body, то есть без оптики, так и с объективом M.ZUIKO DIGITAL 14-42mm 1:3.5-5.6 II R, причём и в серебристом, и в чёрном цвете. Объектив оборудован моторизированным приводом трансфокатора, но не это самое интересное — подобных решений сейчас не так и мало. Куда интереснее конструкция защиты внешней линзы в транспортировочном положении. Вместо классической крышки тут используются две двухсегментные шторки, которые раскрываются при включении питания. Крышка накручивается на стандартное резьбовое крепление для аксессуаров (диаметр 37 мм). Если собираетесь использовать светофильтры, стоит приобрести ещё и обычную крышку, потому как комплектная при установке на светофильтр всегда будет в открытом положении. Благо цена на неоригинальные крышки копеечная.

Автоматическая крышка

#Внешний вид и удобство использования

Во внешности фотоаппарата трудно не заметить мотивы ретро. Впрочем, вся линейка изначально создавалась с прицелом на фанатов старых камер. Выглядит E-M10 здорово — если не присматриваться, то издали её можно спутать с флагманом. Устройство поставляется в двух цветах — серебристом и чёрном. В первом случае из-за крупных чёрных резиновых накладок в лицевой части фотоаппарат скорее двухцветный. Нам же досталась полностью чёрная модификация. Корпус выполнен из магниевых сплавов, да и качество сборки выше всех похвал. При попытках скручивания и сдавливания магниевый корпус, разумеется, ни капли не поддаётся.

 
 

Тестируемое устройство не столь уж легковесно, как сообщают пресс-релизы. Например, фактически столько же весит фотоаппарат Panasonic Lumix DMC-G6, который оборудован внушительной рукояткой и вообще стремится казаться зеркалкой. У OM-D E-M10 — в отличие от флагмана — рукоятки как таковой нет: имеется лишь небольшой выступ. Тем не менее удерживать камеру достаточно удобно благодаря огромному прорезиненному выступу в тыльной части. Фактически именно на большой палец и приходится наибольшая нагрузка — после фотоаппаратов с большой рукояткой приходится привыкать. А для тех пользователей, которые привыкать не желают, либо используют увесистые объективы, предусмотрена опциональная съёмная рукоятка (ECG‑1). Она закрывает доступ к карте памяти, но благодаря встроенному модулю Wi-Fi это не так уж страшно.

Спереди, помимо байонета объектива, заметна лишь лампа подсветки автофокуса, которая также используется как индикатор таймера автоматического спуска затвора. Сзади большую часть поверхности занимает поворотный дисплей, над которым находится цифровой видоискатель и клавиша механического замка подъёмной вспышки. Правее дисплея довольно много разнообразных кнопок — клавиша перехода в режим просмотра и Fn1 (программируемая), перехода в основное меню, смены режима отображения информации, удаления, четыре клавиши навигации, объединённые в схематическое кольцо, которое дополнено кнопкой ввода по центру. Также в правой части тыльной панели находятся системный динамик и рычажок питания. К слову, точно такое же необычное размещение рычажка питания и у E-M5, тогда как у флагмана он установлен на верхней панели.

Снизу же находится только стандартный разъём установки на штатив, а также пластиковая крышка, скрывающая отсеки для аккумулятора и карты памяти. Стоит отметить, что в случае родственных E-M5 и E-M1 для карт памяти предусмотрены отдельные отсеки на боковой поверхности, но среди конкурентов такой фишки всё же нет ни у одной другой камеры.

Верхняя часть фотоаппарата наиболее загруженная. По центру находится подъёмная вспышка с «горячим башмаком» в основании и парой микрофонов по бокам. Левее установлен диск выбора режимов, а правее — два диска управления, один из которых дополнен спусковой клавишей по центру. Завершают картину кнопки видеозаписи и Fn2 (программируемая).

 

Левая боковая поверхность пустует, а справа находится резиновая заглушка, под которой скрыты разъёмы подключения USB/AV- и HDMI-кабелей. На правой боковой поверхности видоискателя находится клавиша ручного переключения между видоискателем и дисплеем.

Дисплей и интерфейс. Съёмка и впечатление от работы

#Дисплей, видоискатель и интерфейс

Как уже отмечалось, среди фотоаппаратов схожего форм-фактора и стоимости конкурентов с видоискателем целых… один, а именно Sony ILCE-6000. В глаза сразу бросается одно отличие: у Sony Alpha α6000 видоискатель находится в верхнем левом углу, а у героя материала — по центру, да ещё и на небольшом пьедестале. В случае Sony Aplpha α6000 производитель пошёл по пути минимизации габаритов, в связи с чем резиновый наглазник у данной камеры довольно небольшой и не особо удобный (боковое освещение отвлекает от изображения на матрице видоискателя), тогда как в OM-D E-M10 акцент сделан на удобство, а резиновый наглазник крупный, удобный и к тому же съёмный. Из недостатков можно отметить разве что излишне жёсткую резину, из которой сделан наглазник, а также небольшую задержку — порядка полусекунды — при автоматическом переключении между дисплеем и видоискателем. Разрешение матриц видоискателей Olympus OM-D E-M10 и Sony ILCE-6000 одинаковое — 1,44 млн точек, что приблизительно на 1 млн точек меньше, чем у флагманских «беззеркалок». В принципе и этого более чем достаточно для комфортной работы — отдельные точки на изображении заметить крайне сложно. А вот к качеству цветопередачи и контрасту и вовсе не придерёшься.

Камера оборудована сенсорным наклонным дисплеем с двумя степенями свободы и разрешением 1037 тыс. точек, тогда как у главного конкурента разрешение дисплея немного меньше — 921 тыс. точек, а поддержки сенсорного ввода нет. Углы обзора ЖК-матрицы огромные, благодаря чему использовать возможность наклона приходится крайне редко. Запас яркости довольно большой, но даже при солнечной засветке изображение легко читается на среднем уровне яркости подсветки. Несмотря на отсутствие видимого антибликового напыления, блики совершенно не досаждают. К тому же и цвета традиционно отображаются весьма неплохо, конечно, только в случае если баланс белого установлен верно. Защита дисплея чрезвычайно надёжная, к тому же она не боится небольших царапин и потёртостей.

Как уже отмечалось, дисплей сенсорный, что подразумевает возможность управления настройками при помощи виртуальных клавиш. Однако в случае фотоаппаратов Olympus сенсорный экран фактически используется лишь для выбора зоны фокусировки, работы с небольшим всплывающим меню в автоматическом режиме, а также для пролистывания и масштабирования снимков в режиме просмотра. К слову, режим множественного прикосновения не поддерживается, поэтому масштабирование изображения реализовано через вызов ползунка управления. Ни быстрое меню, ни тем более основное меню на прикосновения к дисплею не реагируют вовсе. Уже не первый год приходится на это сетовать, а каких-то подвижек в сторону улучшения всё нет. Тут в пример стоит поставить камеры Panasonic с их интуитивно понятным гибридным управлением, которое продолжает довольно быстро прогрессировать. Впрочем, у основного конкурента в лице Sony ILCE-6000 сенсорного дисплея нет вовсе, но всё равно досадно, что в OM-D E-M10 возможности имеющегося чувствительного экрана не используются в полной мере.

Графический пользовательский интерфейс отличается от меню того же E-M1 разве что некоторыми настройками, а в остальном они — как близнецы-братья. Интерфейс состоит из быстрого и основного меню, а также всплывающего меню, доступного в режиме iAUTO (изменения яркости, насыщенности, оттенка, выбора интенсивности размытия фона и интенсивности движения, читай: выдержки). Анимации немного, вдобавок вся она быстрая и плавная, поэтому совершенно не отвлекает и не раздражает. Ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

#Особенности камеры

Традиционно у «беззеркалок» Olympus разнообразных фишек поменьше, чем у конкурентов от Sony, но всё же они есть. Для начала стоит отметить функцию съёмки HDR. Режим весьма продвинутый, так что настроек у него довольно много. Классическая HDR-съёмка включает два режима. В обоих происходит автоматическая склейка сразу четырёх кадров, но в первом случае с высокой, а во втором — с так называемой сверхвысокой контрастностью. Фактически различается только агрессивность функции, что выражается в большем шаге экспозиции. В данных режимах невозможно использование формата RAW. Кроме этого, предусмотрен режим съёмки HDR без склейки — с возможностью записи отдельных кадров в формате RAW. Разумеется, возникает вопрос: а чем же тогда подобный режим HDR отличается от обыкновенного брекетинга экспозиции? Ответ прост — шагом экспозиции. Камера в данном режиме позволяет снимать 3, 5 или 7 кадров с шагом 2 EV, а также 3 или 5 кадров с шагом 3 EV. В общем, для тех, кто дружит со специализированными пакетами обработки, это настоящий подарок, ведь в режиме брекетинга экспозиции при съёмке 5 кадров максимальный шаг не превышает 1 EV, а при 7 – 0,7 EV. Впрочем, и такой задел в режиме брекетинга встречается крайне редко. Ниже приведён пример в обычном режиме съёмки, а также в режиме HDR (7 кадров с шагом 2 EV), склеенный с настройками по умолчанию в графическом пакете Adobe Photoshop CC. В обоих случаях использовался программный режим без ручной коррекции.

Обычный режим

Сведённый вручную HDR-кадр

Для ознакомления можно скачать архив с 6 исходными кадрами серии HDR (первый из кадров серии в данном конкретном случае представляет собой чёрный квадрат, поэтому в архив не включён).

Также предусмотрена функция мультиэкспозиции, однако особым богатством настроек она похвастаться не может — фактически из особенностей можно отметить только возможность наложения на уже имеющийся на карте памяти кадр. Куда интереснее функция Time Lapse — то бишь последовательная съёмка с заданным промежутком времени. Фотоаппарат способен сделать 999 кадров с задержкой от 1 секунды до 24 часов, также предусмотрена задержка старта съёмки от 1 секунды до 24 часов. Кроме того, все отснятые кадры по завершении съёмки могут быть объединены в видеоролик, при этом фотоснимки на карте памяти будут сохранены. В общем, из небольших недостатков режима можно отметить только не особо удачное указание времени старта съёмки. Например, в фотоаппаратах Nikon с данной функцией предусмотрена возможность указания конкретного времени старта съёмки Time Lapse, что гораздо удобнее.

Уже традиционно для серии OM-D предусмотрен режим соединения нескольких снимков в один предустановленный шаблон, причём с возможностью наложения одного из спецэффектов так называемого режима ART. Количество вариантов обработок режима ART такое же, как у камер серии PEN, — их дюжина плюс режим ART BKT, при активировании которого снимок обрабатывается всеми 12 фильтрами, разумеется, с раздельным сохранением результатов. Также из особенностей можно отметить двухосный индикатор уровня, который может быть отображён как на дисплее, так и в видоискателе. Разумеется, есть и режим определения лиц. Как лица определяются только лица либо портреты, причём держит их камера довольно цепко. А вот в плане дополнительных функций режим определения лиц как был простым, так и остался — нет ни возможности создания списка избранных лиц с указанием имени/возраста, ни режима определения морганий, ни режима автоматического спуска затвора при появлении на лице улыбки. Тут, конечно, конкурент от Sony здорово обходит тестируемый фотоаппарат

Модуль Wi-Fi в современной дорогой «беззеркалке» быть попросту обязан, даже если для пользователя данная функция и не особо важна, ведь у большинства конкурентов он есть. В отличие от фотоаппаратов Sony или Panasonic, а также Samsung, оборудованных данным модулем, тестируемая камера не умеет пересылать материал без ПК или смартфона в социальные сети или отправлять на электронную почту. Фактически предусмотрены только две функции — это пересылка отснятого материала на смартфон, а также управление фотоаппаратом со смартфона при помощи программы Olympus Image Share. Данная программа умеет не только загружать данные на смартфон или планшет и удалённо управлять камерой, но и добавлять к снимкам геотеги. Подход весьма интересный, ведь зачастую у пользователя недешёвой камеры смартфон есть, поэтому нет смысла интегрировать в фотоаппарат ещё один GPS-модуль, который не святым духом питается. Конечно, подобная запись геотегов не столь удобна, как в случае встроенного модуля, но зато снижает цену устройства и энергопотребление.

#Съёмка и впечатления от работы

Первенец линейки OM-D в плане скорости включения оказался пусть и не самым шустрым, но всё же довольно быстрым — первый снимок можно сделать уже через 0,36 секунды после включения питания. Флагман гораздо медлительнее — фокусировка начинается лишь через 1,32 секунды после включения питания. E-M10, как и флагманский E-M1, комплектуется объективом с моторизированным приводом трансфокации. Однако объектив новинки выполнен в компактном корпусе, поэтому при включении ему требуется дополнительное время на перевод из транспортного в рабочее положение. Тем не менее камера оказалась даже шустрее старшего фотоаппарата — она способна снять первый кадр через 0,77 секунды. При использовании объективов без моторизированного привода трансфокации выигрыш невелик — 0,62 секунды. В общем, не слишком быстро — медленнее только «беззеркалки» Fujifilm. К слову, скорость изменения фокусного расстояния регулируется, причём отдельно для режимов фото и видеосъёмки. На наиболее медленной скорости весь диапазон перекрываемого фокусного расстояния проходится за 3,5 секунды, в среднем режиме — за 2,1, а в наиболее быстром — всего за 1,1 секунды.

Скорость серийной съёмки тестируемого фотоаппарата составляет 8 кадров в секунду, что является неплохим, но не рекордным показателем. Например, основной конкурент в лице Sony ILCE-6000 способен отснять серию со скоростью 11 кадров в секунду. Для сравнения: флагман семейства, OM-D E-M1, способен отстрелять серию со скоростью 10 кадров в секунду. Впрочем, важна не только скорость серии, но и её длительность. Измерение скорости и длительности серии проводилось в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, а различные программные обработки были отключены. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии, — SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с. В формате RAW+JPEG фотоаппарат смог отснять 11 кадров, в формате RAW — 14 и всё те же 14 при записи в формате JPEG, что довольно скромно даже для более доступных «беззеркальных» камер. При вдвое меньшей скорости серийной съёмки E-M10 уже способна снимать серию в формате JPEG вплоть до заполнения карты памяти, но в формате RAW+JPEG приходится довольствоваться серией в 14 кадров, да и просто в RAW серия получается не такой уж длинной — 21 кадр. Для сравнения Olympus OM-D E-M1 в аналогичных условиях, но на скорости 10 кадров в секунду смог отснять серии длительностью 40 (JPEG), 35 (RAW) и 33 (RAW+JPEG).

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. При создании комплектного объектива много внимания было уделено компактности, поэтому подсознательно хороших результатов от него мы не ждали, тем более что в пресс-релизах и прочих рекламных материалах особого акцента на скорости не было. Однако E-M10 смогла нас удивить, причём чрезвычайно сильно, ведь на широком угле на фокусировку на объекте съёмки тратится не более 0,08 секунды, а лучший результат — всего 0,05 секунды. В общем, зря производитель не трубит об этом на каждом углу. В телеположении фокусировка также довольно шустрая — всего 0,21 секунды. Для сравнения: флагман, оборудованный объективом M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑50mm 1:3.5‑6.3 EZ, смог сфокусироваться в аналогичных условиях за 0,1 секунды на широком угле и за 0,28 секунды в телеположении. При слабом освещении скорость фокусировки практически не изменяется, а вот при съёмке в полумраке (5 лк и менее) она ощутимо падает. Как показало наше тестирование, камера без подсветки способна фокусироваться на тестовом шаблоне, применяемом при оценке уровня шумов, при освещённости вплоть до 0,7 лк. Конечно, этот не рекорд, но всё же весьма неплохо.

Выбор зоны фокусировки может быть осуществлён как автоматически, так и вручную — 35 и 81 зон (с покрытием всего кадра 7х5/9х9 зон), либо блок в 9 зон (3х3 стандартные зоны) с возможностью выбора места расположения блока в кадре. Разумеется, есть возможность выбора зоны как при помощи клавиш навигации, так и при помощи сенсорного экрана. К слову, возможно активирование функции сенсорного спуска, что бывает довольно удобно, когда ручной выбор зоны и съёмку необходимо произвести максимально быстро. Автофокус работает в следующих режимах: однократный, постоянный, однократный с ручной подстройкой, а также следящий режим. Наиболее интересным является последний. Многие производители уже давно пытаются создать полноценный режим ведения объекта, но пока что большинство реализаций годится разве что для удержания в фокусе объектов на контрастном фоне, лучшие образцы способны удерживать на контрастном фоне даже быстро и хаотически движущейся объект. Собственно, автоматика героя материала именно такая. Но всё же недостаток имеется — для работы режима приходится удерживать спусковую клавишу наполовину нажатой, что весьма неудобно, если за объектом приходится следить долго.

В ручном режиме фокусировки не предусмотрена шкала дистанций с подсказкой, которой поначалу немного не хватает. Однако совсем без помощников не обошлось. Во-первых, предусмотрена возможность увеличения зоны фокусировки в 5, 7, 10 и 14 раз, чего более чем достаточно для корректной подстройки. Также доступен режим подсветки зон резкости, или же «пикинг», но, в отличие от Sony ILCE-6000, у OM-D E-M10 настройки режима довольно скромные — можно выбрать лишь один из двух цветов подсветки (чёрный и белый), тогда как у конкурента предусмотрено три варианта и столько же вариантов активности функции. Впрочем, и с имеющимся арсеналом настроек «пикинг» здорово помогает, но лишь при более или менее достаточном освещении, а вот при слабом освещении эта функция практически бесполезна.

Камера поддерживает все режимы установки экспопары, то есть PASM. Помимо привычных центрально-взвешенного, точечного и мультизонного режима экспозамера, доступны режимы «зона тени» и «зона света». Первый из них удобно использовать, например, при съёмке сильно затенённых объектов в контровом свете. А вот для «зоны света» специализированную задачу найти довольно сложно, ведь там, где он может понадобиться, вполне неплохо справляются классические режимы экксопзамера. Примечательно, что именно для классических режимов предусмотрена раздельное внесение коррекции с шагом 1/6 ступени в диапазоне -1…+1 EV. К сожалению, данная возможность не интегрирована в меню выбора режима экспозамера, а спрятана глубоко в пользовательских настройках. Коррекция экспозиции возможна в довольно широких пределах — от -5 до +5 EV с шагом 1, 1/2 и 1/3 ступени, но шкала экспозиции проградуирована лишь в диапазоне -3…+3 EV, а при введении большей компенсации приходится ориентироваться исключительно на цифровое отображение. Также предусмотрена съёмка с автоматическим брекетингом 2, 3 и 5 кадров с шагом 0,3, 0,7 и 1 ступень, а также 7 кадров с шагом 0,3 или 0,7 ступеней. В общем, в плане богатства настроек брекетинга тестируемая камера не уступает старшей E-M1 и существенно превосходит всех конкурентов.

Также от старшего брата новинка переняла функцию управления яркостью тёмных и светлых участков. Изменение яркости теней осуществляется при помощи дополнительного диска управления, а светлых участков — при помощи основного. Всего доступно по 14 значений для светов и теней. Во время настройки на экране коррекции отображается яркостная гистограмма, благодаря чему процесс коррекции напоминает работу графическом пакете. Конечно, данную обработку можно произвести на планшете или ПК, но всё же функция весьма удобна и полезна. Стоит отметить, что точно такая же функция с аналогичной реализацией имеется в «беззеркалках» Panasonic. В целом при естественном освещении E-M10 достаточно корректно устанавливает экспозицию и только в сложных условиях, например, при наличии в кадре областей с большой разностью яркостей, приходится прибегать к использованию богатого арсенала настроек. Но вот искусственное освещение, как и в случае флагманской камеры, E-M10 даётся тяжело. В лабораторных условиях при использовании флуоресцентных ламп ошибка достигает -0,3 EV, а при освещении лампами накаливания вовсе -0,35 EV. В аналогичных условиях E-M1 ошибка составляет -0,35 EV и -0,37 EV соответственно.

Настройки баланса белого точно такие же, как и в флагманской модели. Предусмотрено 7 предустановок: солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, один пресет ламп дневного освещения, подводный режим и вспышка. Кроме того, предусмотрен режим указания цветовой температуры источника освещения в пределах от 2 000 до 14 000 K. В ручном режиме доступно 4 контейнера для сохранения настроек при различном освещении. Разумеется, имеется и автоматический режим. В любом режиме предусмотрена тонкая настройка по шкале A-B/G-M (±6 позиций), однако из быстрого меню она недоступна. Уже практически стандартной для фотоаппаратов Olympus является функция сохранения тёплых цветов. В целом автоматическая установка баланса белого работает весьма неплохо — при естественном освещении. Сравнительно неплохо — при освещении лампами накаливания, использование которых в случае других камер зачастую приводит к появлению огромных ошибок. Немного удивило поведение автоматики при освещении лампами дневного света — промахи оказались весьма существенными, тогда как большинство конкурентов в автоматическом режиме определения баланса белого с подобным освещением справляются играючи.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания. Сохранение тёплых цветов

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Фототесты. Примеры снимков. Выводы

#Фототесты

Шумы

Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием, а также в формате RAW с последующим конвертированием в формат TIFF при помощи пакета SILKYPIX Developer Studio Pro 6 с настройками по умолчанию. При съёмке в формате RAW шумоподавление было отключено, а при съёмке в формате JPEG съёмка велась со всеми вариантами активности шумоподавления. Баланс белого был выставлен автоматически. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CС с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным сжатием. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты со всеми доступными значениями чувствительности от 100 до 25 600 единиц в ISO-эквиваленте с шагом в 1 ступень. В настройках значение чувствительности 100 отображается как LOW, однако в EXIF-тегах снимка при этом сохраняется значение 100 единиц, тогда как во многих камерах при использовании значений чувствительности из расширенного диапазона данный тег зачастую либо не заполняется, либо указывается какое-то стандартное значение, не имеющее ничего общего с действительностью.

Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Фр 1 RAW
Шумоподавление отключено
JPEG
Шумоподавление отключено
JPEG
Шумоподавление включено
Фильтр шумоподавления «слабо»
JPEG
Шумоподавление включено
Фильтр шумоподавления «стандарт»
JPEG
Шумоподавление включено
Фильтр шумоподавления «сильно»
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12800
ISO
25600
Фр 2 RAW
Шумоподавление отключено
JPEG
Шумоподавление отключено
JPEG
Шумоподавление включено Фильтр шумоподавления «слабо»
JPEG
Шумоподавление включено Фильтр шумоподавления «стандарт»
JPEG
Шумоподавление включено Фильтр шумоподавления «сильно»
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12800
ISO
25600
Фр 3 RAW
Шумоподавление отключено
JPEG
Шумоподавление отключено
JPEG
Шумоподавление включено Фильтр шумоподавления «слабо»
JPEG
Шумоподавление включено Фильтр шумоподавления «стандарт»
JPEG
Шумоподавление включено Фильтр шумоподавления «сильно»
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12800
ISO
25600

Без шумоподавления (RAW, проявлено в TIFF)

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/5 с, ISO 100

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/10 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/20 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/40 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/80 c, ISO 1 600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/160 c, ISO 3 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/320 c, ISO 6 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/640 c, ISO 12 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/1250 с, ISO 25 600

JPEG. Без шумоподавления

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/5 с, ISO 100

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/10 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/20 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/40 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/80 c, ISO 1 600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/160 c, ISO 3 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/320 c, ISO 6 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/640 c, ISO 12 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/1250 с, ISO 25 600

JPEG. Фильтр шумоподавления «слабо»

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/5 с, ISO 100

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/10 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/20 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/40 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/80 c, ISO 1 600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/160 c, ISO 3 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/320 c, ISO 6 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/640 c, ISO 12 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/1250 с, ISO 25 600

JPEG. Фильтр шумоподавления «стандарт»

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/5 с, ISO 100

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/10 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/20 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/40 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/80 c, ISO 1 600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/160 c, ISO 3 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/320 c, ISO 6 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/640 c, ISO 12 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/1250 с, ISO 25 600

JPEG. Фильтр шумоподавления «сильно»

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/5 с, ISO 100

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/10 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/20 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/40 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/80 c, ISO 1 600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/160 c, ISO 3 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/320 c, ISO 6 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/640 c, ISO 12 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, ƒ/11, 1/1250 с, ISO 25 600

#Вспышка

Встроенная вспышка довольно маломощная — ведущее число при ISO 200 всего 8,2, зато имеется «горячий башмак». Доступны режимы: заполняющая, заполняющая с подавлением эффекта «красных глаз», замедленная синхронизация и замедленная синхронизация с подавлением эффекта «красных глаз», а также синхронизация по задней шторке. Предусмотрен как режим TTL с введением компенсации в диапазоне -3…+3 EV с шагом в треть ступени, так и ручной режим с возможностью установки делителя от 1/1,3 до 1/64. Примечательно и то, что в настройках возможно указание верхнего и нижнего порога скорости синхронизации. Верхний регулируется в пределах 1/250…1/60 секунды, а нижний — 1/60…30 секунд. Время зарядки встроенной вспышки мало зависит от степени заряда аккумулятора, а также длительности серии последовательно отснятых кадров со вспышкой. В среднем на зарядку конденсаторов требуется 2,9 секунды. В настройках предусмотрен беспроводной режим управления тремя группами (с отдельным управлением встроенной) по четырем каналам. Для каждой группы возможна отдельная настройка и работа как в режиме TTL, так и в ручном. При этом в ручном режиме коррекция возможна в пределах -5…+5 EV с шагом в треть ступени, а делитель может принимать значения вплоть до 1/128. Ниже приведены примеры съёмки со встроенной вспышкой, работающей в режиме TTL с компенсацией в диапазоне от -3 до +3 с шагом в 1 ступень.

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: -3

 

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: -2

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: -1

 

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: 0

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +1

 

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +2

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +3

Для всех снимков приоритет диафрагмы ƒ/11, ISO 100

#Пример снимков

Здесь вы можете скачать архив с полноразмерными снимками.

#Режим видеосъёмки

Ещё до начала испытаний можно было смело констатировать тот факт, что в режиме видеозаписи тестируемый фотоаппарат здорово отстаёт от основного конкурента, ведь Sony ILCE-6000 поддерживает формат AVCHD, а при Full HD-записи умеет снимать в режимах 50i и даже 50p, тогда как Olympus OM-D E-M10 ограничивается режимом 30p. Зато настроек видеозаписи более чем достаточно — можно управлять режимами фокусировки, балансом белого и чувствительностью, выбирать режим работы экспозамера, вводить коррекцию экспозиции, а также задавать параметры экспопары в режимах PASM. Вот только всё это можно делать лишь перед видеосъёмкой, а во время записи данные функции недоступны. В настройках звука тоже не пусто. Предусмотрено управление уровнем громкости записи (20 позиций), но индикатор уровня отображается только во время настройки — во время видеозаписи он недоступен. Кроме того, можно активировать программное подавление шума ветра, причём предусмотрено три уровня активности функции. Во время видеозаписи возможна работа как оптического трехосного стабилизатора, так и автофокуса. Последний ведет себя довольно точно и не особо навязчиво, причём при съёмке как статических, так и множественных движущихся объектов с одновременным зуммированием.

Отдельно стоит отметить функцию создания фото с полным разрешением во время видеозаписи. Доступно два режима параллельной фотосъёмки, причём в обоих нет ограничений на количество отснятых кадров. В первом — если во время видеосъёмки нажать клавишу спуска затвора — камера попросту прерывает видеозапись, создаёт снимок и возобновляет запись ролика. В принципе, такой подход используется и у некоторых конкурентов. Но беда в том, что после нажатия клавиши спуска затвора автоматика именно завершает съёмку видеоролика, а не приостанавливает её, а после съёмки фото пишет видео уже в новый файл. В итоге после съёмки нескольких фотокадров во время видеозаписи на карте памяти оказывается несколько снимков и несколько видеороликов, что не слишком удобно. Однако, как уже упоминалось, нет ограничений ни на количество кадров, ни на разрешение снимка. Во втором режиме фотосъёмка ведётся без прерывания видеозаписи, но разрешение снимков ограничено значением 3200х1800 точек. В принципе, это не так и мало. Скорость последовательной фотосъёмки тут зависит исключительно от скорости карты памяти, а при использовании SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с скорость записи фотоснимков столь высока, что только успевай нажимать клавишу спуска затвора.

Пример записи 1080/50p

#Источники питания и автономная работа

Аккумулятор героя материала не такой уж большой по меркам «беззеркалок» — 7, 8 Вт·ч, тем не менее производитель заявляет, что камера способна отснять на одном заряде 320 кадров при тестировании по стандарту CIPA, что является средним результатом в классе. Однако тут нельзя не отметить, что основной конкурент при тестировании по тому же стандарту может сделать на 100 кадров больше, а это весьма существенный отрыв. На практике же Olympus OM-D E-M10 смогла отснять 3 минуты видео и 458 кадров, из которых 50 было сделано со вспышкой и 105 — в режиме быстрых серий. В целом результат вполне неплохой. Индикатор уровня заряда всего лишь 3-сегментный. И тут снова напрашивается сравнение с Sony ILCE-6000, в котором индикатор отображает остаточный уровень заряда с точностью до 1%. Тем не менее и у Olympus OM-D E-M10 он оказался довольно точным, хотя с основным конкурентом ему в этом плане не тягаться. Зарядка аккумулятора возможна только в отдельном зарядном устройстве, а популярная ныне «фишка» зарядки аккумулятора в корпусе устройства от USB-шины не поддерживается.

#Заключение

В целом Olympus OM-D E-M10 нам понравилась, ведь плюсов у неё немало — это и интересный металлический корпус с высоким качеством сборки, и множество органов управления с возможностью их программирования, и качественный видоискатель, у которого и расположение удобнее, чем в случае конкурента от Sony, и наглазник лучше.

Неплох сенсорный наклонный дисплей. Также стоит отметить чрезвычайно шустрый автофокус, его хорошее поведение при слабом освещении, точную работу экспозамера при естественном освещении, а также возможность съёмки немаленьких серий на скорости 8 кадров в секунду и модуль Wi-Fi.

Однако несмотря на то, что в комплексе фотоаппарат хорош, недостатки у него тоже имеются. Для начала стоит отметить массу устройства — камера достаточно тяжелая, поэтому без опциональной рукоятки удерживать её не всегда удобно, спасает разве что крупный прорезиненный выступ в тыльной части корпуса. Есть замечания и к меню, а точнее — к полному отсутствию прогресса сенсорного управления: функциональность сенсорного дисплея чрезвычайно слабенькая, к тому же множественное прикосновение не поддерживается. Впрочем, у Sony ILCE-6000 сенсорный ввод не предусмотрен вовсе. Аналогичные претензии есть и к модулю Wi-Fi. Да, можно подключиться к смартфону, да, доступно удалённое управление при помощи смартфона, но вот в режиме инфраструктуры модуль работать не обучен, поэтому самостоятельно отправить изображение в социальную сеть или на почту камера не способна, тогда как конкуренты и это умеют. В режиме видеозаписи герою материала не угнаться за основным соперником, да и в плане длительности автономной работы имеет место солидный проигрыш Sony ILCE-6000.

Выражаем благодарность представительству компании Olympus за фотокамеру, предоставленную для тестирования.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/820658