Стр.1 - Часть I
Вот и наступил, как всегда долгожданный, новый год, манящий своей неизведанностью и обещающий много нового и интересного. Праздничная суета сменилась томным расслаблением, благо праздничные каникулы в этом году к такому положению вещей вдвойне располагают. Кто-то строит планы на новый год, кто-то подводит итоги старого. Мы присоединимся ко второй категории, ибо сейчас, на наш взгляд, самое время, не спеша и не поря горячку, оглянуться назад, на год прошедший, и сравнить ожидания с суровой реальностью.
Прогнозы на год ушедший были прогрессивными и многообещающими. Давайте вспомним, однако, какими именно. Что касается продаж мобильных телефонов, то 2004 год прошел под эгидой резкого скачка спроса на эти устройства. По результатам проведенного информационным агентством Reuters анализа рынка мобильной связи, число проданных в мире сотовых трубок должно превысить 500 миллионов и может составить около 650 миллионов единиц, причем, на долю «умных телефонов» или смартфонов придется около 11 миллионов. По итогам этого же исследования, лидирующие позиции, по-прежнему, будут принадлежать компании Nokia, несмотря на то, что доля компании на мировом рынке несколько снизилась по сравнению с 2003 годом. Предполагался активный рост продаж компаний Motorola, Samsung, SonyEricsson, LG. много ожиданий было возложено на аппараты 65-й серии от немецкого концерна Siemens.
Прошедшие в начале года выставки и шоу в Каннах, Ганновере и в московском Экспоцентре раскрыли общественности глаза на модные тенденции мобильного 2004 года. Основной тенденцией дружно была названа «интеграция». Суть ее заключается в предоставлении пользователям все большей и большей функциональности в ставшем привычным мобильном устройстве, дабы стимулировать спрос на свою продукцию. Отсюда предполагается и возрастание интереса не просто к мультимедийным, но и к более продвинутым умным телефонам и коммуникаторам.
Подавляющая часть аппаратов от вездесущей интеграции приобрела неистребимый аксессуар – встроенную фото, а то и видео, камеру. Вследствие чего, предполагалось, что год 2004 станет годом телефонов со встроенными камерами. Больше того, во второй половине года планировалось появление сразу нескольких сотовых телефонов от разных производителей, в арсенале которых уже не VGA камера, а более серьезное устройство с матрицей свыше 1 мега пикселя. Некоторые специалисты окрестили прошедший год «годом телефонов с мега пиксельными камерами».
Однако функциональная насыщенность, которая, предполагалось, идет по путь максимального наполнения мобильного аппарата функциями и возможностями, это еще далеко не все. Недаром же, над мобильниками трудятся не только технари, но и целые подразделения дизайнеров. Последние, в свою очередь, выдали в минувшем году ряд новых модных тенденций. С самого начала года было объявлено, что одним из наиболее интересных и модных форм фактором в 2004 году будет раздвижной форм фактор.
«Скользящие» телефоны обещали стать пиком мобильной моды. Однако другие модные тенденции в виде раскладушек со встроенной антенной, поворотных механизмов и необычных внешних черт также не выпадают из поля зрения мобильных профессионалов и любителей. Предполагалось, что в 2004 году наиболее востребованной станет именно имиджевая составляющая мобильников.
Ну и, наконец, прогнозировалось, что именно 2004 год станет годом зарождения, продвижения и довольно широкого использование сетей третьего поколения на территории Старого Света. Пока в Японии речь идет уже о 4G, в Европе должно прижиться 3G, которое, по идее, должно еще больше расширить границы использования мобильных телефонов.
Подводя итоги, получается, что год обещал быть бурным и интересным, стильным и модным, технически подкованным и продвинутым. А каким же он стал на самом деле?
Благодаря обилию маркетинговых исследований, которые предполагали все больший и больший спрос на мобильные телефоны, к концу года, по информации аналитической компании iSupply, стали расти складские запасы сотовых трубок. В результате, окончание 2004 года прошло под знаком спада продаж на мобильники. Однако, в целом, прогнозы оправдались и даже превзошли ожидания. Продажи мобильных аппаратов по сравнению с 2003 годом возросли на 18 процентов и составили около 675 миллионов трубок. К концу года среди мировых лидеров по продажам по-прежнему значится Nokia, которой принадлежит 30.2% мирового пирога, за ней практически нога в ногу идут Motorola и Samsung, имея по 13.7 и 13.4% по итогам годовых продаж соответственно. Затем, приблизительно с одинаковыми результатами в районе 6-7% от общего числа продаж идут компании LG, Siemens, SonyEricsson.
Что же способствовало такому росту спроса на данный товар? Во-первых, активное развитие мобильной связи в странах, где ранее этот вид мобильной коммуникации был недоступен, в частности в Китае. Во-вторых, рост функциональности аппаратов простимулировал желание потребителей иметь более современного мобильного друга и соратника, что способствовало смене старых мобильников на новые в станах давно использующих сотовую связь.
Коль скоро потребитель возжелал новый телефон взамен верного, но морально устаревшего аппарата, он должен быть максимально современным и желательно функциональным. Цветной дисплей? Обязательно, да поярче, наибольшей популярностью в 2004 году пользовались 65 тысячные экраны. Полифония? Безусловно, и, желательно, позвончее, да поголосистее. Встроенная камера? Да куда же без нее! Тем более что в данном аспекте хитрый производитель практически лишил бедного пользователя альтернативы. Так уж получилось, что вариантов интересных телефонов без встроенной камеры оказалось совсем немного. Пожалуй, самым интересным можно назвать бизнес аппарат от Philips под номером 650, который может похвастать неплохим набором бизнес функций, рекордным временем автономной работы, стильным внешним видом вкупе с раскладным форм фактором.
В данном аппарате встроенная камера отсутствует, однако, существует опция по подключению внешней камеры. Итак, ура функциональности! Она была востребована в минувшем году, как и предполагалось. А что же с мега пиксельными аппаратами?
Если Вы взгляните на ежемесячные обзоры бестселлеров, то за осенние месяцы в них нередко появлялись такие телефоны. Sharp GX30 успел стать классикой жанра, несмотря на новое имя.
Стр.2 - Часть II
Флагман немецкого концерна
Siemens S65 немного выправил пошатнувшуюся в ходе мобильного года репутацию 65-й серии, которая подорвала ожидания компании-производителя из-за некоторых недоработок.
LG T5100 нашел своих приверженцев.
Nokia 7610 поразила дам прямо в сердце, несмотря на не самые маленькие размеры.
Samsung P730 стал одним из представителей корейского семейства, который способствовал активному завоеванию российских сердец этим производителем.
Pantech Gl1000 привлек не только камерой, но и биометрической защитой.
Дизайнеры, в свою очередь, также поработали в прошедшем году на славу. Много интересных и оригинальных моделей вышло из-под их пера. Чего только стоит новая линейка от Nokia, среди которой модели 7610, 7260, 7270, 7280, уникальный по своей тонкости американский аппарат
Motorola RAZR V3, телефоны-фотоаппараты от японско-шведского альянса, ротейторы от Motorola, Siemens.
Раскладушки были по-прежнему в моде, но теперь все большую популярность имеют раскладные телефоны без внешней антенны. Интересную идею, сделать антенну дужкой, которая, помимо всего прочего, будет еще и для переноски телефона на шнурке использоваться, внедрила компания SonyEricsson в модели Z200.
Такая же антенна и в моделях немецкого концерна
Siemens CF62 и Siemens CFX65, которая буквально перед новым годом появилась на прилавках московских салонов связи.
Что же касается распространения сетей третьего поколения, то оно оказалось не столь бурным, как это ожидалось. Что и говорить, пользователь еще к мультимедийным сообщениям никак не привыкнет, а ему и потоковое видео, и еще уймы всякого техногенного предлагают. Тем не менее, новые сети работают на территории Германии, Италии, в других странах Европы, но в этом регионе пока наличествует проблема непосредственно с телефонами третьего поколения, или переходными вариантами от GSM к UMTS. Такие аппараты еще не стали массовыми, а потому и о массовости нового поколения связи говорить еще рановато. Тем не менее, можно с гордостью сказать, что зачатки 3G есть и в России. Пионером в этой области стала Вологодская область, в которой, впервые на территории нашей страны, была протестирована и запущена в коммерческую эксплуатацию технология EDGE, являющаяся переходом от GSM/GPRS сетей к связи третьего поколения. Продвижению этой технологии на российском рынке стала компания «ВымпелКом», предоставляющая услуги под торговой маркой БиЛайн GSM.
Еще 2004 год стал богатым на новые имена. Причем некоторые компании, придя на российский рынок, очень быстро на нем обжились и стали чувствовать себя более чем комфортно. Sharp, появившись в России с флагманской моделью GX30, сразу завоевал уважение в определенных кругах.
Теперь любая модель под этим брендом вызывает к себе интерес пользователей, даже, несмотря на то, что они не столь функциональны как первенец. Интересный маркетинговый ход оказался вполне оправдан. Компания eNOL предложила российскому потребителю ряд моделей, внешне и функционально напоминающих продукты известных брендов, но за более скромные деньги, что, несомненно, подстегнуло к ним интерес.
Особенно яркими в этой линейке стали раскладушка с поворотным механизмом eNOL R320R и слайдер eNOL. Еще одна компания подкралась как-то незаметно, но крайне эффективно. Несколько месяцев среди лидеров продаж находился телефон Innostream INNO 55 с раздвижным механизмом открытия.
Кроме того, очень активно вел себя в прошедшем году
Pantech, представлявший все новые и новые модели. Надо сказать, что корейцы вообще проявили недюжинный интерес к российскому рынку, и не проходило месяца, чтобы кто-нибудь из них не представил новый интересный мобильник.
В результате, год действительно получился насыщенным и интересным. Но это наводит на вполне закономерный вопрос: А что же нас ждет дальше?
Что касается маркетинговых исследований, то они предсказывают дальнейший рост популярности мобильных устройств. Однако после скачка 2004 года спрос на них должен стабилизироваться и расти не столь бурно. Ожидается появление все более продвинутых телефонов и смартфонов. С одной стороны, это будет обусловлено все растущими потребностями в функциональности со стороны пользователей, с другой, вводом в эксплуатацию все большего количество сотовых сетей нового поколения. 3G должно продолжить активное шествие по планете. Возможно, именно 2005 год станет годом сетей третьего поколения. Вполне вероятно появление все новых мобильных имен и неожиданных дизайнерских решений. Мы искренне надеемся, что год принесет много нового и интересного, о чем мы, безусловно, будем продолжать Вас информировать.