Главной причиной, побудившей команду разработчиков Google заняться созданием нового сервиса на базе Gmail, стало эволюционное развитие электронной почты, переставшей быть только средством коммуникаций между людьми. Сегодня интернет-пользователи активно общаются в социальных сетях, делают покупки в интернет-магазинах, бронируют места на авиа- и железнодорожные рейсы и выполняют прочие действия, следствием которых является увеличение в почтовом трафике доли автоматически генерируемых различными сервисами писем. Всевозможные информационные и рекламные рассылки, напоминания, уведомления, подписки — все эти и многие другие ставшие привычными письма внесли коррективы в традиционный формат работы с электронной почтой и предопределили новые сценарии ее использования. Свой подход к их реализации попыталась найти Google, выпустившая новый продукт Inbox by Gmail.
Ключевое и принципиальное отличие нового сервиса от Gmail заключается в ином подходе к управлению корреспонденцией. В Inbox письма представляют собой список дел или задач — они автоматически анализируются системой, группируются в соответствии с заданными настройками и требуют определенного контроля со стороны пользователя, который может расставлять приоритеты и создавать напоминания для самых важных событий. Как следствие, в новом сервисе отсутствуют прочитанные, непрочитанные и помеченные сообщения. Вместо них — выполненные, отложенные и закрепленные задачи, в роли планировщика которых выступает Inbox. Такая вот интересная концепция, в корне ломающая устоявшиеся представления об электронной почте и требующая переосмысления текущих подходов к управлению письмами.
Переход от повседневного разбора завалов электронной почты к эффективному планированию задач немыслим без систематизации последних — это вам скажет любой специалист по тайм-менеджменту. В Google очень серьезно подошли к решению данного вопроса и для оперативной обработки большого объема задач в Inbox расширили функциональные возможности сортировки и разбивки писем по категориям. Руководствуясь знаниями в области извлечения фактов из текста, сервис умеет распознавать различные типы сообщений и объединять их в группы, позволяющие просматривать письма одной тематики одновременно и применять к ним одно и то же действие. Удобно: пробежался, к примеру, глазами по уведомлениям Facebook✴ — и тут же убрал их из «Входящих» одним движением мыши или пальца, если речь идет о мобильном устройстве с сенсорным дисплеем.
По умолчанию в Inbox задействовано семь групп — «Промоакции», «Соцсети», «Оповещения», «Финансы», «Покупки», «Путешествия» и «Форумы», в которых по полочкам раскладываются банковские выписки, сообщения из социальных сетей и аналогичных сервисов, подтверждения бронирования билетов и прочие цепочки писем. Каких-либо жестких ограничений по управлению списком категорий нет: все группы можно настраивать на свой лад, удалять ненужные, а также подключать к ним пользовательские ярлыки из Gmail либо вовсе отключать функцию объединения писем.
В Google подчеркивают, что алгоритм разбора писем в Inbox является самообучаемым и автоматически подстраивается под создаваемые пользователем новые категории. Если письмо попадает в какую-либо категорию по ошибке, достаточно переместить его в нужную папку. Система зафиксирует внесенные пользователем корректировки и при последующей сортировке корреспонденции учтет ранее допущенные недочеты.
Функции распознавания содержимого писем в Inbox задействованы не только для сортировки почты. Они активно используются при отображении заголовков писем, в которые выносится актуальная для пользователя информация — статус доставки посылки, подтверждение брони, сведения о задержке рейса, фотографии, видеоролики и прочие данные. Таким образом, достаточно одного взгляда, чтобы быть в курсе всего самого важного, и при этом нет необходимости открывать каждое письмо.
Сильной стороной нового почтового сервиса является развитая система оповещений и напоминаний о событиях, делающая Inbox универсальным помощником в планировании дел. Любое письмо (читай: задачу) в сервисе можно переместить в раздел «Отложенные» и сформировать таким образом напоминание, привязанное к определенному времени или местоположению. Последняя функция позволяет разграничить списки дел по территориальному признаку и способна здорово упростить жизнь мобильным пользователям, активировавшим в своих смартфонах средства геолокации.
Для регулярных задач в Inbox можно настраивать повторяющиеся напоминания, несрочные же дела можно откладывать на неопределенное время. Сообщения и напоминания, которые отложены на неопределенный срок, сохраняются в разделе «Отложенные» до тех пор, пока пользователь не произведет с ними каких-либо действий. Можно отметить их как выполненные, закрепить (переместить во входящие) или отложить на определенное время либо до прихода в определенное место. Когда подойдет их срок или когда пользователь окажется в нужном месте, отложенные письма появятся в начале списка входящих.
Отдельного упоминания в системе оповещений Inbox заслуживают шпаргалки — автоматически формируемые подсказки с дополнительной информацией, которые упрощают выполнение запланированных задач. К примеру, если пользователь создаст памятку «Позвонить в Pizza Land», сервис подскажет номер телефона пиццерии, маршрут к месту и часы работы предприятия быстрого питания прямо в напоминании. Система шпаргалок работает и в электронных письмах. Например, если пользователь закажет в онлайне столик в ресторане или приобретет авиабилет, то Inbox добавит к письму подтверждения карту с нужным адресом или ссылку на регистрацию. Аналогичная схема работает с приглашениями на встречи и другими типами сообщений.
Прогресс в IT-сфере не стоит на месте, и новоиспеченный сервис Inbox by Gmail является одним из его проявлений. Проявлением интересным, но отнюдь не революционным: похожие новаторские идеи уже давно используются в дропбоксовском Mailbox и наработках команды «Яндекс.Почты». Что-то Google заимствовала из готовых решений, что-то добавила свое. В итоге получился универсальный органайзер с функциями трекинга задач, в котором переписке по электронной почте между интернет-пользователями отведена второстепенная роль, а во главу угла поставлены средства автоматизации и разбора рассылаемых роботами рассылок.
Хорошо это или плохо? Ответ на вопрос у каждого свой. На наш взгляд, в погоне за инновациями, в попытке кардинально переосмыслить концепцию средств email-коммуникации и представить аудитории свое видение «почты будущего» Google зашла слишком далеко. Сфокусировавшись на задачах и их планировании, компания лишила Inbox того, что всегда было «визитной карточкой» Gmail, — скорости и удобства работы с корреспонденцией. То, что в Gmail с письмами проделывается в один клик (удаление, добавление новых адресатов при ответе и так далее), в Inbox требует дополнительных телодвижений. Это жутко раздражает. К тому же в новом сервисе нет непременного атрибута любого почтовика — адресной книги, с потерей которой вряд ли смирятся закоренелые эстеты и ценители классических email-сервисов. Можно привести массу других спорных моментов, заставляющих усомниться в том, что Inbox удастся завоевать признание широкой аудитории — по крайней мере в обозримом будущем.
«Инбокс» — идеальный инструмент для систематизации и выполнения задач в режиме живого потока. Когда большая часть задач поступает через почту, а у многих, и у меня в том числе, это так, — «Инбокс» становится палочкой-выручалочкой, способной в один клик превратить письмо в задачу, отложить ее до актуального момента или прибытия в определенное место.
При стандартном сценарии использования почты как инструмента для чтения и систематизации корреспонденции «Инбокс», пожалуй, пока проигрывает традиционному сервису от поискового гиганта — Gmail.
Сильные стороны нового сервиса вовсе не в чтении входящего потока писем, а в организации рабочего процесса. Входящие при этом превращаются в доску задач. Привычный формат хранения всех писем во входящих для Inbox неэффективен, так как все висящие во входящих письма приравниваются к задачам. При этом можно держать некое количество писем, не превращая их в задачи, как бы размышляя над их актуальностью (рабочее обсуждение, например), — а какую-то часть из них «закрепить», превратив тем самым в задачи. Для «закрепленных» писем есть особый режим просмотра, при выборе которого отображаются исключительно «закрепленные» задачи.
Inbox мотивирует держать раздел «Входящие» максимально пустым, что помогает концентрировать внимание только на актуальных задачах. За три года я первый раз превратил все свои входящие письма в выполненные задачи и выдохнул с облегчением. К слову, о выполненных задачах — это специальная папка, некий аналог «архива» в обычном Gmail, только теперь, на мой взгляд, он более логичен и обоснован. При этом смысл «выполненного» письма имеет несколько значений: выполненное означает прочитанное, принятое к сведению, обработанное.
Меня «Инбокс» избавил от необходимости одновременного использования Gmail, таск-менеджера и Google Keep. В общем, я очень рад тому, что Google наконец запустила этот сервис.
Разработчики Google — гении, ведь это ровно то, что мне нужно! Именно так — как набор задач разной степени важности и срочности — и работает моя почта. Для поддержания этой махины (а я получаю в день до 200 сообщений и примерно столько же отправляю) у меня существует сложная система «веревочек и подпорок» на основе встроенного в Gmail механизма ярлыков и быстрых ссылок на результаты поиска. Однако все равно она требует образцовой внимательности и дисциплинированности, ведь встроенных напоминаний в Gmail нет (если не считать довольно криво реализованной возможности создать на основе письма событие в Google Calendar).
Казалось бы, все задумано идеально: абсолютно идентичные (в отличие от Gmail) по интерфейсу клиенты для Android, iOS и браузера. Письмо-задачу можно пометить выполненным, можно отложить (причем система напоминаний позволяет привязывать сообщение не только ко времени, но и к месту), можно, наоборот, повысить его приоритет, «прикрепив» (по аналогии со стикером-напоминанием; все такие прикрепленные письма можно в один клик вывести отдельным списком). Помимо этого, можно создавать и непривязанные к входящей почте напоминалки.
Но увы. На протяжении недели я честно пытался мигрировать на Inbox — и у меня ровным счетом ничего не получилось. Точно так же, как все новые функции идеально продуманы и работают в один-два клика, все, что унаследовано от Gmail, стало громоздким и неудобным.
Если в Gmail в одном экране помещается 20-30 сообщений, то здесь, из-за отображения вложений в виде небольших картинок, в один экран помещается 4-5 тем максимум. Вы вручную присвоили сообщению ярлык — оно автоматически отмечается выполненным и исчезает из входящих. Почему?! Я просто хотел отметить, что это письмо с текстом — в «Статьи», я даже не успел переслать его на верстку! Вы хотите ответить на сообщение, добавив еще одного получателя? Просто набрать текст в поле под исходным сообщением уже не получится. Надо выбрать в выпадающем меню пункт «Изменить список полу…», после этого откроется всплывающее окно — точно такое же, как в Gmail. И вот уже там… А как вам такое — Inbox НИГДЕ не отображает количество новых сообщений в ящике!
И таких алогичностей и неожиданностей — масса.В итоге придуманная Google концепция работает хорошо, только если у вас небольшой поток входящей почты (10-20 сообщений в день) и она не требует какой-то более сложной обработки, чем «ответить», «погасить» или «отложить». В общем, я еще не отчаялся совсем и не оставляю попыток мигрировать на Inbox, но на самом деле предпочел бы, чтобы в Gmail просто добавились такие же удобные напоминания.