Оригинал материала: https://3dnews.ru/906761

This War of Mine — другая сторона войны. Рецензия

Жанр Платформер
Издатель 11 bit Launchpad
Разработчик 11 bit Studios
Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Duo E4600 2,4 ГГц/AMD Athlon II X2 240 2,8 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с 512 Мбайт памяти, например NVIDIA GeForce 9600 GSO/AMD Radeon HD 4650, 5 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core 2 Quad Q6700 2,66 ГГц / AMD Phenom II X4 940 3 ГГц, 4 Гб RAM, видеокарта с 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 260 / AMD Radeon HD 5770
Дата выхода 14 ноября 2014 года
Возрастной ценз от 12 лет
Платформы PC
Официальный сайт

Наша жизнь такова, что многие ее реалии возможно по-настоящему постичь, лишь испытав их на собственной шкуре. Как там говорится, плохой опыт — тоже опыт? Но того опыта, что в итоге дал начало проекту This War of Mine, никому не пожелаешь.

Боснийская война, осада Сараево. На протяжении почти четырех лет — с апреля 1992-го по февраль 1996-го — город находился в полном окружении. И пока воюющие стороны с оружием в руках отстаивали свои позиции, мирные люди страдали. Непрекращающиеся артиллерийские обстрелы, голод, болезни, нехватка продовольствия, воды и электричества... Процветали спекулянты, обострилась криминальная обстановка: мародерство, грабежи... В общей сложности за время осады погибло или пропало без вести свыше десяти тысяч человек, а поломанным судьбам так и вовсе несть числа.

Осада Сараево является, возможно, самым продолжительным и показательным подобным эпизодом в современной военной истории, и именно она вдохновила 11 bit Studios на разработку игры. Но куда бы война ни пришла, у нее всегда одна и та же мерзкая личина: кровь и боль, страдания и страх, ожидание смерти и теплящиеся изо дня в день надежды увидеть еще один рассвет... This War of Mine предлагает игрокам взглянуть на эти ужасные события именно под таким углом. Не от лица солдата, под стрекот автоматных очередей и эпичную закадровую музыку прокладывающего себе путь к победе, а с позиции простых мирян, которых в час горестей и лишений свела вместе слепая судьба. Все, что было у каждого из них раньше, в одночасье стало несущественным, а единственной целью, отодвинувшей желание сохранить человеческое лицо, стало выживание.

У каждого человека — своя история и свое мнение

Каждая история начинается и заканчивается в одном доме, где расположилась небольшая группка выживших. Пора года и состав уцелевших определяются случайным образом, что весьма сильно влияет на сложность игры — по крайней мере на первых ее этапах. У всех персонажей есть свои уникальные черты и привычки, которые могут помочь или, наоборот, навредить всей группе в нелегкой борьбе за жизнь. Так, повар Бруно отлично готовит и не растрачивает драгоценные запасы попусту, но без сигарет впадает в уныние, журналист Катя литрами пьет кофе, но зато лучше прочих умеет торговать, а дезертир Роман будет яростно защищать дом от мародеров, но в депрессии способен обратить гнев против своих же товарищей. В своих простых потребностях все они равны: каждому хочется сытно поесть, как следует выспаться и не трястись при этом от холода.

Обустройством своего убежища выжившие занимаются днем. Работы хватит всем: нужно разобрать завалы, заделать дыры в стенах, обеспечить дом хотя бы минимальными удобствами вроде радиоприемника, пары кресел, кровати и буржуйки. На все нужны материалы, которые в вечном дефиците. Конечно, на доски можно разломать ненужную мебель, да и время от времени к дверям наведывается торгаш, но кто знает, что он принесет? Естественно, за спасибо никто вам ничего не отдаст — все необходимое так или иначе придется добывать самим под покровом ночи.

Пока Марко обыскивает заброшенный особняк, где-то вдалеке продолжают рваться бомбы

Пока одни спят, а другие охраняют дом от незваных гостей, добытчик отправляется на вылазку в окрестные районы. Некоторые давно уже заброшены — по ним можно рыскать безо всякой опаски. Но где-то еще остались люди — такие же «счастливчики», как и вы сами, — и со временем ваши пути непременно пересекутся. А случись такое, как вы поступите? Ведь никогда заранее не знаешь, что за человек стоит перед тобой и что у него на уме. Мрачный головорез с автоматом вдруг внезапно предложит вместе обчистить заброшенный супермаркет — добра ведь хватит на всех, — а тщедушный забитый паренек может всадить нож в спину, стоит только отвернуться. При этом двухмерные уровни построены таким образом, чтобы у игрока всегда была относительная свобода действий. Не получается договориться — никто не мешает попробовать залезть в дом через чердак или подвал и обворовать постояльцев. А можно взять грех на душу и окропить пол кровью. Конечно, любые плохие поступки опечалят ваших товарищей в убежище, но с этим, допустим, еще как-то можно справиться — поговорить, успокоить, дать выпить стопку чего-нибудь крепкого. Куда важнее то, как после этих поступков себя будете чувствовать вы сами.

Именно во взаимодействии с людьми проявляются сильнейшие эмоциональные и моральные качества This War of Mine. О встречных персонажах не получается думать как о простых NPC, безвольных компьютерных болванчиках. Когда сходишься с ними, в голове начинают роиться те же вопросы и дилеммы, что, наверное, возникли бы и в реальной жизни. Отдать ли двум детям, молящим о помощи их больной матери, последнюю банку консервов, когда у самих животы сводит от голода? Пустить ли в дом беспомощного и, как бы это ужасно ни звучало, бесполезного старика, или отправить его умирать где-то в другом месте? Спасать ли девушку от солдата-насильника, рискуя при этом самому умереть? В осажденном городе беды встречаются на каждом шагу, но истинно верных решений практически не бывает.

По радио передают последние новости осажденного города

This War of Mine очень живо вызывает воспоминания о двух других, не менее мощных проектах. Во-первых, это платформер Deadlight, на который игра похожа и атмосферой, и внешним видом, и механикой. В то же время использование фотографий живых людей и чувство безысходности, неотвратимости чего-то страшного отсылает нас к «Мор: Утопия». Только вот суровая правда жизни давит намного сильнее, чем надуманный зомби-апокалипсис или насквозь пропитанная мистикой эпидемия песчаной лихорадки. Хотя бы одним только осознанием того, что война может без приглашения постучаться в любую дверь, и будет у нее все та же мерзкая личина: кровь и боль, страдания и смерть...

Достоинства:

  • взгляд на войну глазами простых людей;
  • мрачная, давящая атмосфера;
  • хорошо выдержанный визуальный стиль.

Недостатки:

  • чувства опустошенности не избежать никак, даже в случае положительного исхода.
Графика Темная, едва ли не черно-белая палитра с редкими проблесками чего-то яркого, великолепная карандашная рисовка, фотографии — все это наделяет This War of Mine каким-то удивительным мрачным очарованием. По-другому ее даже представить не удается. 10
Звук Простенькие, но проникновенные мелодии, неуловимо напоминающие работу Густаво Сантаолальи для The Last of Us, очень уместно дополняют общую невеселую картину. 10
Одиночная игра Днем это чуть ли не The Sims с ее обустройством дома и налаживанием быта. Ночью — Deadlight с ползаньем на корточках и собирательством. Несмотря на монотонность и однообразие происходящего, оторваться от игры очень трудно — желание выжить пересиливает все условности и допущения. 9
Коллективная игра Не предусмотрена.
Общее впечатление This War of Mine — это не игра. Вместо того чтобы развлекать, она сама способна вогнать человека в тоску и печаль. Это, скорее, сборник пропитанных простыми, но очень сильными эмоциями историй, которые хочется либо закрыть сразу и не травить душу, либо раз за разом пробовать снова, пытаясь спасти тех, кого не удалось спасти раньше. 9

Подробнее о системе оценок

Видео:

3DNews рекомендует!


Оригинал материала: https://3dnews.ru/906761