Да, в данном случае шлем виртуальной реальности является всего лишь дополнением, аксессуаром к флагманскому смартфону Samsung. Последний в данной связке играет почти все роли — он отвечает за обработку изображения и за воспроизведение звука, а картинку пользователь видит непосредственно на экране аппарата. Без него рассматриваемое устройство не может попросту ничего.
GALAXY Gear VR поставляется вместе с удобным жестким кейсом для переноски. Внутри него прячутся сами очки, лицевой уплотнитель, печатная документация, тряпочка из микрофибры, а также карточка памяти MicroSD с SD-переходником, на которую записан демонстрационный контент.
Шлем виртуальной реальности от Samsung выполнен из пластика. Наружная панель черная, основная — белая. Конструкция, надо заметить, довольно хлипкая. Пластик ощутимо поскрипывает и люфтит — когда речь идет об оптике, на такое обычно обращают внимание.
Смартфон устанавливается на переднюю панель — дисплеем к глазам пользователя. Соединяется он со шлемом виртуальной реальности посредством разъема Micro-USB 1.1. Немного странно, что инженеры Samsung выбрали для столь передового устройства такую старенькую версию USB. Объяснить это можно оптимизацией расходов и отсутствием потребности в передаче больших объемов данных. Поверх смартфона можно прикрепить пластиковую насадку, защищающую аппарат от повреждений.
За смартфоном прячутся два крупных блока линз. За неделю теста в них успели попасть мелкие пылинки, что очень нехорошо — очистить их от грязи непросто. Спереди очки напоминают глаза робота ВАЛЛ-И из одноименного мультфильма.
Расположение элементов управления у устройства очень необычное. На правом торце корпуса находится небольшой тачпад, клавиша «Назад» и кнопки регулировки громкости. Получается, что правая рука пользователя постоянно находится где-то в районе виска. Нельзя сказать, что это неудобно: привыкнуть к такому управлению довольно-таки легко.
Также виртуальной реальностью от Samsung можно управлять с помощью любого Android-совместимого джойстика. Правда, в стандартный комплект поставки он, к сожалению, не входит. А жаль — некоторые приложения без него не работают.
Для обеспечения четкого трехмерного изображения необходимо настроить шлем под себя и свое зрения. Для этого на верхнем торце устройства предусмотрено специальное колесо, которое приближает смартфон к глазам или отдаляет его.
У шлема множество регулировок, благодаря чему гаджет сможет разместиться на голове любой формы и размера. Правда, застежки на липучках так и норовят расстегнуться, когда снимаешь или надеваешь шлем, но это мелочи. Предусмотрен специальный лицевой уплотнитель, чтобы работать с устройством было удобно продолжительное время.
Samsung GALAXY Gear VR Innovator Edition | |
---|---|
Дисплей | 5,7 дюйма, 2560 × 1440 точек, Super AMOLED (Samsung GALAXY Note 4) |
Угол обзора | 96 градусов |
Motion to photon latency | < 20 мс |
Регулировка межзрачкового расстояния | От 55 до 71 мм |
Датчики | Акселерометр, гироскоп, датчик приближения |
Интерфейс | Micro-USB 1.1 |
Габариты | 198 × 16 × 90 мм |
Вес (без смартфона/со смартфоном) | 379/555 г |
⇡#Первый запуск и впечатления от работы
Просто достать Gear VR из коробки и сразу погрузиться в виртуальную реальность не получится. Перед первым запуском устройства необходимо создать учетную запись Samsung на GALAXY Note 4 и загрузить из фирменного магазина приложений GALAXY Apps специальную программу-клиент для функционирования устройства. С помощью ее можно скачать утилиты «первой необходимости» для Gear VR от Oculus — галерею панорамных «круговых» изображений, подборку объемных видео и программу для просмотра собственного мультимедийного контента, хранящегося на смартфоне.
Дальше все просто: подключаем смартфон к разъему Micro-USB в Gear VR, надеваем шлем на голову — и погружаемся в виртуальный мир. Устройство оснащено датчиком освещенности — оно автоматически выключается при снятии с головы, что весьма удобно. Да и вообще на самих очках не нужно нажимать никаких клавиш для включения или выключения. После первого запуска пользователь проходит простенькое обучение, как ориентироваться в местном меню, переключаться между приложениями и играть в игры с помощью тачпада на торце очков.
Интерфейс домашнего экрана GALAXY Gear VR выполнен с помощью плиток в стиле Windows Phone 8. В центре экрана находится небольшой курсор, ну или скорее прицел — больше всего он похож на символ «+». Чтобы перемещать его по экрану, нужно поворачивать или наклонять голову. Иными словами, навигация по меню осуществляется практически взглядом. Привыкнуть к этому очень просто — на это уходит буквально пара минут. Чтобы выбрать элемент, на котором остановился курсор, нужно коснуться тачпада. Некоторым коллегам почему-то показалось, что для выбора элемента можно просто моргнуть, но шлем не воспринимает моргания — ему попросту нечем. Также, как мы говорили, предусмотрена специальная аппаратная клавиша для возврата к предыдущему меню. Она же используется для выхода в меню настроек: чтобы попасть в него, нужно зажать и удерживать кнопку.
В разделе настроек можно активировать режим «не беспокоить» для установленного смартфона, подстроить яркость или задействовать «комфортный» режим, смещающий баланс белого к теплым тонам и делающий цветовую гамму чуть более спокойной. Впрочем, реальной потребности в данном режиме нет. В этом же меню можно активировать камеру смартфона. Эта опция пригодится при острой и неотложной необходимости что-либо снять. Правда, при использовании этой опции стоит предварительно подумать о том, что надо бы снять защитную крышку, иначе снимок выйдет не слишком содержательным. Также в сервисном меню отображается время, информация об уровне приема сигнала, включенных беспроводных модулях (Wi-Fi, Bluetooth) и оставшемся заряде батареи в процентах. Собственно, у самого GALAXY Gear VR батареи нет — все электронные компоненты питаются от аккумулятора смартфона.
Главный экран устройства разбит на три условные части: два магазина приложений — один от Oculus, второй от Samsung, иконки шести часто используемых приложений и ссылка на библиотеку всех установленных программ. Аж в двух виртуальных магазинах приложений, честно говоря, не слишком-то широкий ассортимент. Впрочем, оно и ожидаемо — устройство-то совсем новое. Примечательно, что все игры и весь видеоконтент распространяется бесплатно, правда, некоторые приложения являются демонстрационными — с ограничением по продолжительности работы.
В Samsung и Oculus хором обещают регулярное увеличение количества доступных приложений для Gear VR. Пока что в список наиболее интересных игр для этого шлема виртуальной реальности мы бы занесли объемный Temple Run, в котором, если обернуться, можно увидеть, кто же бежит за виртуальным героем, и симулятор стрельбы Shooting Shadow. Также в магазине приложений можно загрузить концертную запись американской поп-группы или ролик выступления Circue du Soleil. При их просмотре вправду создается впечатление, что все действие разворачивается прямо перед вами. Эффект присутствия мощнее, чем у любого 3D-телевизора. Очень зрелищно выглядит и большая тематическая подборка объемных панорам от Oculus. В общем, для знакомства с «виртуальной реальностью» контента точно хватит.
Происходящее настолько необычно, что, когда GALAXY Gear VR надевает человек, который не знает, что ему предстоит увидеть, он начинает громко охать, размахивать руками у себя перед носом, крутить пальцем у виска и в целом вести себя довольно странно. Еще бы! Испытываешь действительно непривычные ощущения, когда перед глазами разворачивается чуть ли не целый мир: впереди — море, внизу — песок, наверху — небо, а сзади — скалы. Хочется задержать взгляд на каждой детали, рассмотреть все до мелочей. Вот и крутишь головой из стороны в сторону. С программной составляющей все очень гладко — все приложения работают стабильно, без каких-либо намеков на подтормаживания. Правда, в процессе эксплуатации очков смартфон ощутимо грелся, а за час работы с GALAXY Gear VR может израсходоваться до трети заряда аккумулятора.
Спустя некоторое время вау-эффект проходит, и получается оценить устройство более трезво. Отдельные пиксели начинают раздражать глаза. Появляются они оттого, что на дисплей смартфона пользователь, по сути, смотрит через увеличительное стекло, а каждый глаз видит не более половины всех пикселей Quad HD-дисплея. Заметны и другие недостатки технологии Super AMOLED с расположением пикселей по схеме PenTile — например, цветные ореолы на контрастных переходах. Также отчетливо виден шлейф («фантомное изображение» — двоение контуров картинки) при быстром повороте головы. Все это несколько портит в целом приятное впечатление от GALAXY Gear VR.
Не понравилась и непродуманная эргономика взаимодействия шлема виртуальной реальности и смартфона. Во время использования Gear VR пользователь не может отвечать на звонки. То есть устройство отображает поступающий звонок, но предлагает только отклонить его. Чтобы поговорить по телефону, надо снять очки и вытащить аппарат из крепления. Входящие SMS-сообщения можно прочитать с Gear VR, однако ответить на них (даже каким-нибудь заготовленным заранее шаблоном), увы, нельзя. Наконец, у очков нет собственного динамика — используется внешний громкоговоритель Note 4. Разумеется, сопровождать столь объемную картинку примитивным и плоским звуком — не самое элегантное решение. Для лучшего погружения в виртуальную реальность приходится использовать гарнитуру.
С другой стороны, AMOLED-экран GALAXY Note 4 с ничтожно малым временем отклика позволил снизить время между поворотом головы и отрисовкой изображения, которое Джон Кармак называет сложным термином motion to photon latency и которое здорово портит впечатление при работе с другими шлемами виртуальной реальности, использующими LCD-дисплеи. При работе с GALAXY Gear VR не возникает ощущения, что картинка не поспевает за взглядом пользователя, — задержка составляет не более 20 мс.
Что же по сути представляет собой Samsung GALAXY Gear VR? Это пластиковые очки с увеличительными линзами, позволяющими фокусировать зрение на близко расположенных объектах, и пакет программного обеспечения (игрушек и других приложений), а также оптимизированного контента. «Объем» здесь реализуется за счет стереоскопического эффекта, о существовании которого человечество знает далеко не первый год и даже не первое десятилетие, — тут инноваций никаких нет. Подобное устройство Google показала еще на конференции I/O в 2014 году, причем выполнено оно было из картона. Так где же здесь заявленное Innovator Edition?
Все дело в том, что GALAXY Gear VR — это первый шлем виртуальной реальности, рассчитанный на массового пользователя и уже поступивший в широкую продажу. Тут и собирать ничего самостоятельно не нужно, и пакет специализированных приложений уже подготовлен. Конечно, во время первого запуска придется повозиться с настройкой устройства, но это значительно проще, чем, например, вырезать себе очки из картона. Официальная стоимость гаджета — $200. Согласитесь, это сравнительно небольшая плата за возможность прикоснуться к чему-то новому, очень необычному. В России, правда, устройство официально пока не продается, а магазины, привезшие его «в серую», хотят за него фантастические 27 000 рублей. Видимо, они что-то знают про доллар.
К сожалению, работает GALAXY Gear VR только с одним (хорошо, с двумя — ведь существует два разных GALAXY Note 4), самым дорогим смартфоном компании Samsung, за который придется выложить еще семьсот долларов. Так что предложение это в первую очередь для тех, у кого уже есть GALAXY Note 4. Также стоит иметь в виду, что это своего рода «первый блин», и пусть он не совсем комом, но недоработок и недочетов у него хватает — видимо, в Samsung уж слишком торопились вывести гаджет на рынок.