Оригинал материала: https://3dnews.ru/913120

Обзор компактной камеры Fujifilm X100T: разумная эволюция

Характеристики. Комплектация. Внешний вид

Семейство X100 не уникально — у других производителей тоже есть фотоаппараты с большим сенсором и несменной светосильной оптикой: Ricoh GR, Nikon Coolpix A, дорогущая Leica X или, скажем, Panasonic LX100, который в нагрузку имеет зум-объектив. Fujifilm X100T  среди нихзаметно выделяется — у него оригинальный сенсор Fujifilm X-Trans CMOS, а также уникальный гибридный оптический видоискатель со встроенной прозрачной ЖК-матрицей. Но это всё было и в X100S, а чем же все-таки должна привлекать покупателя новинка? Во-первых, в ней существенно улучшен дисплей, который у предшественника был откровенно слабым. Во-вторых, в дополнение к поддержке карт Eye-Fi появился встроенный модуль Wi-Fi. Также был расширен диапазон выдержек — минимальная теперь составляет 1/32 000 секунды, что, разумеется, достигнуто за счёт использования электронного затвора. Естественно, программная начинка была модернизирована, и на всякий случай производитель задрал максимальный уровень чувствительности в небо — до 51 200 единиц в ISO-эквиваленте, что и без тестирования сразу можно отнести не более чем к маркетинговой уловке.

#Технические характеристики

Fujifilm X100T
Сенсор изображения APS-C, X-Trans CMOS II, 23,6 × 15,6 мм, общее разрешение 16,3 Мп
Эффективное количество точек, Мп 16
Формат сохранения изображения Фотокадр: RAW (RAF), JPEG (DCF Ver.2,0, Exif Ver.2,3,) Видео: MOV (H.264, аудио: Linear PCM)
Фокусное расстояние, мм 23 (35 в эквиваленте для 35-мм камер)
Размер кадра в пикселях Фотокадр: до 4896 × 3264
Видео: 1920 × 1080, 1280 × 720
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте Авто, 200–6400, в расширенном диапазоне 100–51200
Диапазон выдержек, с 1/4000 — 30 (до 1/32000 в режиме электронного затвора) 
Экспозамер 256-зональный
Экспокоррекция От –3 до +3 EV с шагом 1/3
Автоспуск, с 2, 10
Устройство хранения информации SD/SDHC/SDXC (UHS-I)
ЖК-дисплей Наклонный, 3,0 дюйма, разрешение 1040 тыс. точек
Видоискатель ЖК-матрица 0,48 дюйма с разрешением 2360 тыс. точек
Интерфейсы HDMI, USB 2.0, разъёмы подключения микрофона/проводного пульта ДУ (mini-jack 3,5 мм)
Питание Литий-ионный аккумулятор NP-95, 6,4 Вт·ч
Габариты (Ш × В × Д), мм 126,5 × 74,4 × 52,4
Масса, г 440 (с батареей и картой памяти), 400 (только корпус)

#Комплект поставки и дополнительные аксессуары

К нам на тестирование попал ознакомительный образец для прессы, к которому прилагались лишь зарядное устройство, аккумулятор и крышка объектива. Полноценные коммерческие образцы также включают крепёжный ремень, инструмент для присоединения зажимов, USB-кабель, руководство пользователя и диск с дополнительным ПО. В качестве опций доступны различные вспышки, чехлы, проводной пульт дистанционного управления, а также фильтры, теле- и широкоугольные насадки, бленды. Вот только крепление бленд, насадок и фильтров осуществляется через специальный переходник, а цены на все опции не слишком гуманные. Впрочем, сама камера тоже недешёвая.

#Внешний вид и удобство использования

Серия X100 появилась в 2010 году — для компактных камер это весьма приличный срок. Но несмотря на то, что X100T — это уже третье поколение серии, внешний вид устройства практически не изменился. Более того, по размерам новинка схожа с предшественницей до десятых долей миллиметра. Впрочем, зачем что-то особо менять, если внешность фотоаппарата целиком и полностью заточена под любителей стиля ретро. Стоит в очередной раз отметить, что Fujifilm активнее других использует тему ретро, причём не только в «беззеркалках» или компактах с большой матрицей, но и в моделях с матрицей 1/2,3 дюйма.

 
 

Реакция на  Fujifilm X100T у большинства пользователей, знакомых с продукцией советской фотоиндустрии, обычно абсолютно одинаковая и восторженная. Многие неизменно вспоминают фотокамеры «Зенит», ведь 30–50 лет назад с продукцией японских производителей мало кто мог познакомиться. В общем, одна из основных целей — сыграть на ностальгических чувствах фотолюбителей — достигнута в полном объёме. Но дизайн вполне могут оценить и пользователи, которые ранее никогда не имели дела с фотоаппаратами, ведь он попросту красив и элегантен.

Корпус изготовлен из металла, а лицевая панель покрыта резиновой накладкой, поверхность которой достаточно сильно похожа на грубую кожу. Все поверхности, за исключением дисплея, совершенно не боятся отпечатков. Более того, корпусу не страшны и небольшие царапины. Качество сборки чрезвычайно высоко: фанаты классики попросту не простили бы даже малейший огрех сборки в камере за столь немалую цену. Надпись «Made in Japan» действует уже не столь магически, как раньше, но всё же видеть её крайне приятно. При попытках скручивания и сдавливания корпус ни капли не поддаётся и не издаёт никаких звуков. В общем, X100T чрезвычайно приятен как на вид, так и на ощупь.

Спереди находятся объектив с кольцами управления раскрытием диафрагмы (ƒ2…ƒ16) и фокусировки, пара микрофонов, окошко вспышки, лампа подсветки автофокуса, а также рычажок переключения режимов работы видоискателя. Стоит отметить, что данный рычажок напоминает рычаг установки автоспуска в старых плёночных камерах, причём настолько, что постоянно хочется  его потянуть, а не заходить в меню для активирования автоспуска. Крышка объектива, как и корпус, отлита из металла. Каких-либо замков у неё нет, и держится она на объективе только за счёт силы трения, которую производитель увеличил при помощи подклеенного внутри войлока. Крышка, конечно, не спадает, даже если фотоаппарат весьма активно потрясти, однако у неё нет не только замков, но и ушка для подсоединения крепёжного шнурка. В общем, вероятность потерять крышку объектива не так уж и мала, и радует лишь то, что камера уже четыре года выпускается без изменений и такая опция, как крышка объектива серии X100, будет доступна ещё долго.

Несмотря на чрезвычайную схожесть камеры с предшественниками, задняя панель подверглась существенным изменениям. Первое, что бросается глаза, — это иная многопозиционная клавиша управления, которая в новинке лишена вращающегося кольца. Кроме того, клавиши навигации теперь не подписаны, ведь их все можно запрограммировать. Клавиша RAW исчезла, но зато появилась кнопка входа в быстрое меню и клавиша Drive, функции которой в случае X100S были привязаны к кнопке «вверх». В общем, в правой части тыльной поверхности изменения не коснулись только клавиши блокировки автофокуса/автоэкспозиции, индикатора записи на карту памяти и диска управления. Но изменения произошли не только в правой, но и в левой части. Клавиш левее дисплея, как и прежде, четыре, но они стали меньше, зато дальше разнесены друг от друга. Кроме того, полностью изменились их функции. Верхняя клавиша отвечает за режим отображения. Далее идут клавиши перехода в режим просмотра, удаления и перехода в режим беспроводной связи. Последние две, как и клавиши навигации, программируемые, что в сумме с семью пользовательскими пресетами позволяет гибко настраивать управление для любого типа съёмки. В верхнем левом углу тыльной панели находится гибридный видоискатель — гордость производителя, да и вообще уникальная фишка.

Сверху расположены стандартный «горячий башмак», диск установки длительности выдержки, диск введения коррекции экспозиции, программируемая кнопка, а также спусковая клавиша с функцией подключения механического спускового тросика и рычажком питания. Стоит отметить, что Fujifilm — единственный производитель первого эшелона, который до сих пор не отказался от данной «фишки», причём не только в ретрофотоаппаратах, но и в обычных ультразумах. Тут, забегая вперёд, трудно не отметить, что фотоаппаратом можно управлять при помощи смартфона, который есть почти у каждого, а вот тросик нечасто встретишь даже у фотолюбителей со стажем в пару десятков лет.

Снизу находятся системный динамик, разъём установки на штатив, а также крышка отсеков для аккумулятора и карты памяти.

 

На левой боковой поверхности красуется трёхпозиционный переключатель режимов фокусировки (следящий, покадровый и ручной). Справа, под пластиковой дверцей, скрыты разъёмы подключения HDMI- и USB-кабелей, а также микрофона/проводного дистанционного управления.

Дисплей и интерфейс. Съёмка и впечатление от работы

#Видоискатель, дисплей и интерфейс

Как уже отмечалось, видоискатель — это уникальная «фишка» камер Fujifilm, ведь он не простой, а гибридный. В оптический видоискатель встроена ЖК-матрица с разрешением 2 360 тыс. точек, причём она может работать как в режиме цифрового видоискателя, так и в режиме наложения информации на изображение в оптическом видоискателе (кадрирующая сетка, электронный уровень, различные параметры съёмки). Нечто подобное предусмотрено, например, в Canon EOS 7D, но количество отображаемых параметров у него меньше. Хотя стоит отметить, что в случае Canon EOS 7D высвечиваемые красными буквами данные читаются гораздо проще, чем белые буквы, которые едва заметны при съёмке светлых кадров, в случае камер Fujifilm. Из недостатков стоит отметить и не особо удобный наглазник. В режиме электронного видоискателя, несмотря на высокое разрешение, придраться всё же есть к чему — точность цветопередачи не лучшая, а при освещении лампами дневного света в видоискателе заметно мерцание (хотя тут стоит отметить, что замечают его не все), тогда как на дисплее мерцание не ощущается. В общем, несмотря на инновационную конструкцию, которая действительно здорово облегчает работу с камерой, видоискатель хорош, но всё же не идеален.

А вот дисплею можно петь исключительно хвалебные оды. В случае X100S и первенца серии X100 диагональ дисплея составляет всего 2,8 дюйма, а разрешение вовсе смехотворно мало для такой недешёвой камеры — лишь 460 тыс. точек. В новинке же установлен 3-дюймовый дисплей с разрешением 1040 тыс. точек. Не рекорд, но уже на уровне с конкурентами из того же ценового диапазона. Он характеризуется огромными углами обзора в обеих плоскостях: даже при взгляде под максимально острым углом изображение практически не теряет контрастность. В сумме с отличной цветопередачей экран новинки можно назвать одним из лучших. В качестве приятного бонуса идёт прочнейшая защита дисплея, которую довольно сложно продавить до соприкосновения с матрицей, да и царапин она практически не боится. Жаль, нет олеофобного покрытия.

Меню большинства фотоаппаратов разных производителей похожи — если есть опыт общения с одной камерой, то ознакомление с интерфейсом почти любого другого фотоаппарата займёт 5–10 минут. Плюс пару дней на привыкание и доведение движений пальцев до автоматизма. Но камеры Fujifilm иные: даже опытным пользователям, мигрирующим с фотоаппаратов других производителей, требуется значительно больше времени для привыкания к меню, и X100T в этом плане не является исключением. Однако после прохождения периода адаптации, пусть и длительного, проблем с управлением не возникает.

Меню состоит из главного окна, основного меню и быстрого меню. Последнее представляет из себя матрицу иконок 4 × 4, то есть 16 параметров, причём любой из пунктов быстрого меню можно в несколько движений заменить другим. Нечто подобное предусмотрено в продвинутых камерах Panasonic, которые и являются основными конкурентами нашего сегодняшнего подопытного. Помимо программирования быстрого меню, предусмотрена настройка семи клавиш, четыре из которых — клавиши навигации. Всё это добро производитель подсластил семью отсеками сохранения пользовательских настроек. Описывать все пункты меню смысла нет, поэтому ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

#Особенности камеры

Цифровые камеры Fujifilm достаточно самобытны и в определённой степени уникальны, ведь в них используется не обычный КМОП-сенсор, а X-Trans CMOS II. Собственно, матрица такая же, как и у топовой камеры Fujifilm X-T1. Уникальность матрицы заключается даже не во встроенных фазовых датчиках (этим сейчас трудно кого-то удивить), а в своеобразной структуре светочувствительных элементов и отсутствии низкочастотного фильтра, благодаря чему повышается чёткость снимка. Уникальной «фишкой» камеры является возможность вывода фрагмента изображения на электронном видоискателе при использовании оптического во время ручной фокусировки. То есть весь кадр оценивается посредством оптического видоискателя, а увеличенная область фокусировки накладывается при помощи встроенного прозрачного ЖК-дисплея. «Фишка» не только уникальна, но ещё и чрезвычайно интересна.

Fujifilm — это один из крупнейших производителей фотоплёнки. Однако плёнка своё уже отжила, и только редкие энтузиасты всё ещё упорно предпочитают именно аналог, а не цифру. Именно для таких матёрых ретроградов — в хорошем смысле этого слова — производитель предусмотрел режимы имитации плёнки, разумеется, производства Fujifilm. Также стоит отметить фирменную особенность камер Fujifilm — программное расширение динамического диапазона, которое доступно не только в продвинутых камерах с большим сенсором, но и в компактах. В настройках предусмотрено четыре режима его работы: DR100%, DR200%, DR400% и автоматический режим. Однако работают данные режимы не всегда. Например, DR200% можно активировать при ISO 400 и выше, а DR400% — начиная с ISO 800. Конечно, воспринимать проценты буквально и ожидать расширения ДД вчетверо не стоит, но всё же толк от применения данной функции есть, что особенно заметно при съёмке объектов на фоне неба в пасмурный день либо на закате/восходе.

Фотоаппарат способен снимать автоматические панорамы с разрешением до 2160  × 9600 точек при вертикальном положении камеры и до 9600 × 1440 точек при горизонтальном. В процессе съёмки панорамы не приходится удерживать нажатой клавишу спуска, а на экране отображается не только строка прогресса, но и уровень, который позволяет получить панорамы с корректной линией горизонта. Кроме того, камера совершенно нетребовательна к скорости и равномерности поворота, поэтому даже при небрежной проводке качество склейки будет весьма достойным. При съёмке автоматических панорам важно не только удобство самого процесса, но и точность склейки, и тут многое зависит от процессора, корректности алгоритмов обработки полученных изображений и скорости серийной съёмки. Судя по всему, со всем перечисленным в камере полный порядок. Конечно, в плане создания автоматических панорам тестируемая камера — пока не ровня конкурентам от Sony с функцией PanoramaSweep, но всё же результат вполне достойный.

Конечно же, не стоит забывать и о встроенном модуле Wi-Fi, наличие которого уже успело стать правилом хорошего тона для фотоаппарата дороже $600. Передача данных на смартфон организована весьма удобно. Для этого достаточно загрузить бесплатное ПО, подключить смартфон к камере — и просматривать отснятый материал на большом экране, причём с возможностью масштабирования, но без сохранения в память гаджета. При необходимости возможно одновременное копирование на смартфон до 30 фото. Также Wi-Fi-модуль позволяет получать данные о местоположении от смартфона, записывая их в метатеги снимка. Отправка снимков в социальные сети осуществляется при помощи смартфона, тогда как некоторые конкуренты способны не только отправлять фото в соцсети собственными силами (для чего необходима поддержка работы в режиме инфраструктуры), но и посылать электронные письма. Также стоит отметить функцию геотегинга. Примечательно, что для её работы внешний GPS-модуль не требуется. Данная функция работает только при подключении камеры к смартфону, оборудованному GPS-приёмником, с которого и снимаются данные. Подход весьма интересный, но не уникальный, ведь к подобной хитрости прибегла не только Fujifilm. Кроме того, предусмотрена и функция управления съёмкой при помощи смартфона, причём возможна не только фото-, но и видеосъёмка.

#Съёмка и впечатления от работы

Для большинства компактов скорость подготовки к работе — ахиллесова пята, поэтому, например, в нашей методике для прохождения данного теста компакт должен уложиться в две секунды от момента нажатия на клавишу питания до начала спуска затвора. Немало компактов не вписываются и в столь мягкие нормы, лишь изредка преодолевая рубеж в 1 секунду. А вот подавляющее число «беззеркалок», с которыми ввиду цены и размера сенсора стоит сравнивать Fujifilm X100T, укладываются в 0,3–0,5 секунды. Для нашего подопытного как раз и заявлено 0,5 секунды, однако по факту первый снимок удаётся сделать лишь через 1,3 секунды. Слабый результат для столь недешёвого решения. Однако пенять на тип камеры тут не приходится, ведь и «беззеркалки» Fujifilm готовятся к работе более секунды. Процессор в недостаточной производительности тоже сложно обвинить, поэтому остаётся кивать лишь на несовершенство алгоритмов микропрограммы управления.

Скорость серийной съёмки Fujifilm X100Т составляет шесть кадров в секунду, что весьма немало по меркам великосенсорных компактов. Например, Nikon Coolpix A и Ricoh GR способны выдать лишь по четыре кадра в секунду. Измерение скорости и длительности серии проводилось в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, а различные программные обработки были отключены. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии, — SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с. В формате JPEG камера смогла отснять на максимальной скорости 39 кадров, тогда как ёмкость буфера составляет 25 кадров. Но интереснее то, что камера и дальше способна снимать со скоростью 5 кадров в секунду вплоть до заполнения памяти. В RAW и RAW+JPEG результаты не столь радужные — камера отсняла 7 и 6 кадров соответственно.

Скорость фокусировки производитель чуть ли не для каждой модели — как для «беззеркалок», так и для продвинутых компактов —  заявляет впечатляющую: 0,08 секунды. Но столь точного соответствия результатов у нескольких моделей быть не может, даже с учётом того, что используются одинаковые процессоры и одинаковые матрицы со встроенными фазовыми датчиками (гибридная система автофокусировки). Кстати, стоит отметить, что именно Fujifilm первой выпустила фотоаппарат с гибридным автофокусом, но оседлала волну популярности данной технологии Sony. В любом случае её применение технологии позволяет повысить точность работы в том числе и при слабой освещённости. При этом, разумеется, повышается и скорость.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см. Итог — 0,18 секунды, что довольно далеко от заявленного, но всё же данный результат стоит признать отличным, ведь большинство зеркалок с «китовыми» объективами фокусируются на широком угле 0,3–0,6 секунды. Однако важна не только скорость, но и корректность работы автофокуса при слабом освещении. А тут у многих пользователей предшествующей модели, X100S, были замечания. Не очень уверенная работа в темноте ожидалась и от X100T, ведь объектив, процессор и матрица у новинки идентичные. Но не тут-то было. Fujifilm X100T поставил рекорд, причём абсолютный среди абсолютно всех протестированных нами камер, и смог навестись на тестовом шаблоне по центральной зоне при освещённости всего 0,18 лк. При столь слабом освещении зрение уже не позволяет корректно сфокусироваться вручную, а от контрастного метода фокусировки, на основе которого работает режим подсветки граней резкости, толку вовсе нет.

Выбор зоны автофокуса довольно прост — это либо мультизонный, либо однозонный режим с возможностью выбора зоны (матрица 7 × 7). Разумеется, предусмотрели в камере и режим определения лиц, который работает весьма корректно. Стоит отметить, что в X100T предусмотрен фильтр отснятых материалов по количеству лиц — один человек, пара и группа (то есть больше двух человек). В большинстве ситуаций автоматика ведет себя корректно, однако не стоит ждать от неё чуда: если сцена сложная, то всё равно приходится прибегать к ручной фокусировке. Благо переключение между режимами проще простого, ведь для этого есть отдельный рычажок. К тому же производитель предусмотрел автоматический перевод видоискателя в цифровой режим при переходе на ручную фокусировку. Из помощников доступен уже привычный «пикинг» (три цвета с возможностью выбора уровня активности функции), а также шкала расстояний, которая в дополнение к текущему положению регулятора отображает ещё и глубину резкости. Также возможно увеличение зоны фокусировки. Ещё один интересный помощник — это так называемое цифровое разделение. Фактически это электронная имитация фокусировочных экранов с клиньями Додена. Разумеется, данная функция, как и «пикинг», основана на контрастном методе автофокусировки (ведь это имитация, а не фокусировочный экран с клиньями), поэтому при крайне слабом освещении толку от неё нет. Отдельно стоит отметить режим макро, который позволяет производить съёмку уже с 10 см от объекта, что бывает весьма удобно при съёмке небольших предметов, мелких зверушек и насекомых, ведь зума у камеры нет.

В камере применён 256-зонный экспозамер. Точно такой же используется и во всех современных «беззеркалках» Fujifilm, которые в плане корректности работы экспозамера нередко показывают весьма выдающиеся результаты. Из настроек пользователю доступен выбор одного из трёх стандартных режимов экспозамера, но, к сожалению, отдельного рычага для данной функции нет, поэтому для выбора приходится заходить в меню. Примечательно то, что теперь возможна привязка зоны экспозамера к точке фокусировки, что бывает весьма удобно. Внимательные читатели уже заметили, что на диске выдержек шаг градуировки — одна ступень. Однако это не означает, что шаг в треть ступени недоступен. Промежуточные положения можно выбрать при помощи тыльного диска управления. Эти манипуляции могут показаться избыточно сложными, но на практике это весьма удобно. Например, при необходимости быстрого и значительного изменения длительности выдержки приходится прокручивать весь диапазон с шагом не 1/3 EV, а 1 EV с последующей коррекцией с шагом в треть ступени, если это необходимо.

Отличительной особенностью X100T является наличие электронного затвора, который позволяет снимать на выдержках вплоть до 1/32000 с. Вопрос, зачем же тогда нужен нейтрально-серый фильтр, для опытного фотографа не стоит, а начинающим стоит ознакомиться со следующими снимками движущихся автомобилей, на которых чётко видны искажения, связанные с особенностями считывания данных с сенсора при использовании электронного затвора. Но зато с электронным затвором статичные объекты можно снимать на максимально открытой диафрагме в солнечную погоду на пляже или на снегу. Также доступен гибридный режим — механический/электронный затвор, но уровень чувствительности в данном режиме ограничен диапазоном ISO 200–6400 единиц. Впрочем, в последнем нет ничего страшного, ведь трудно представить себе ситуацию, в которой может потребоваться максимально открытая диафрагма и максимальная чувствительность при минимальной выдержке.

Механический затвор

Механический затвор

Электронный затвор

Электронный затвор

Коррекция экспозиции осуществляется при помощи отдельного диска. Это не уникальная особенность, причём в некоторых камерах она реализована лучше. В частности, некоторые производители добавляют светодиодный индикатор, который активируется при наличии коррекции. Брекетинг экспозиции особым богатством настроек порадовать не может — доступна съёмка лишь трёх кадров с шагом в 0,3, 0,7 и 1 EV. Зато имеется встроенный нейтрально-серый фильтр, который позволяет выиграть три ступени, что бывает весьма актуально при съёмке на открытой диафрагме в солнечный день. В целом при естественном освещении независимо от погодных условий автоматика отрабатывает весьма корректно, но всё же до точности Fujifilm X-T1, в котором используются аналогичный сенсор и процессор, подопытный всё же немного недотягивает. В лабораторных условиях автоматика также отработала на отлично. При освещении лампами дневного света ошибка не превышала -0,06 EV, а при использовании ламп накаливания не выходила за пределы -0,09 EV, что также является очень хорошим результатом.

Настройки баланса белого включают семь предустановок (три совершенно бесполезные настройки для флуоресцентных ламп, солнечный свет, облачно, лампа накаливания, под водой). Также предусмотрен выбор цветовой температуры в диапазоне 2500…10000 K, автоматический и ручной режимы. Для последнего предусмотрен лишь один контейнер, тогда как и менее продвинутым компактам достаётся по 2–4 ячейки для хранения ручных настроек. Для любого из пресетов и режимов предусмотрена тонкая настройка по шкале a-b/g-m. В целом же при естественном освещении независимо от погодных условий работа автоматики только радует. Неплохо она себя показывает и при освещении лампами дневного света, а вот при использовании ламп накаливания пасует. Но это и не удивительно, ведь лампы данного типа заставляют ошибаться практически все камеры, причём в большинстве случаев чрезвычайно сильно.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5 500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Фототесты. Примеры снимков. Выводы

#Фототесты

Шумы

Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в форматах RAW и JPEG с минимальным сжатием. Съёмка тестовой мишени в формате JPEG была проведена с тремя из пяти режимов шумоподавления (значения активности функции -2, 0, +2) при высоких значениях чувствительности. Данная функция работает на всех значениях чувствительности, но особенно эффект заметен на высоких. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CC с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. К сожалению, комплектное ПО на тестирование предоставлено не было, поэтому конвертирование проводилось в пакете Adobe Lightroom.

На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты со всеми доступными уровнями чувствительности с шагом 1 EV: от 100 до 51 200 единиц в ISO-эквиваленте в формате JPEG и от 200 до 6400 единиц в формате RAW.

Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Фр 1 RAW JPEG
Слабое ШП
JPEG
Нормальное ШП
JPEG
Сильное ШП
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12800
ISO
25600
ISO
51200
Фр 2 RAW JPEG
Слабое ШП
JPEG
Нормальное ШП
JPEG
Сильное ШП
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12800
ISO
25600
ISO
51200
Фр 3 RAW JPEG
Слабое ШП
JPEG
Нормальное ШП
JPEG
Сильное ШП
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12800
ISO
25600
ISO
51200

RAW (конвертировано в TIFF)

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/7 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/13 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/25 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/50 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/105 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/210 c, ISO 6 400

JPEG, активность шумоподавления -2

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/4 c, ISO 100

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 0,153846 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/13 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/26 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/52 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/105 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/210 c, ISO 6 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/420 c, ISO 12 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/850 c, ISO 25 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/1700 c, ISO 51 200

JPEG, активность шумоподавления 0

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/4 c, ISO 100

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 0,153846 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/13 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/26 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/52 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/105 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/210 c, ISO 6 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/420 c, ISO 12 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/850 c, ISO 25 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/1700 c, ISO 51 200

JPEG, активность шумоподавления +2

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/4 c, ISO 100

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 0,153846 c, ISO 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/13 c, ISO 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/26 c, ISO 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/52 c, ISO 1 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/105 c, ISO 3 200

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/210 c, ISO 6 400

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/420 c, ISO 12 800

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/850 c, ISO 25 600

По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 35 мм, ƒ11, 1/1700 c, ISO 51 200

#Вспышка

В принципе, для столь недешёвого компакта необходимости в маломощной встроенной вспышке нет, но у X100T она всё же наличествует. Производитель даже постеснялся указать ведущее число при ISO 100, скромно ограничившись лишь диапазоном действия — от 0,5 до 9 метров — при внушительной чувствительности ISO 1600. Настроек вспышки тоже немного. В принципе, наиболее востребованная функция встроенной вспышки в камере такого класса — это поджиг внешних вспышек, поэтому на первое место по важности выходит не столько мощность, сколько скорость перезарядки. И тут, нужно сказать, камера показала себя весьма неплохо, отсняв за минуту 42 кадра со срабатыванием вспышки.

#Примеры снимков

Режим видеосъёмки

В X100T режим видео добавлен будто бы по остаточному принципу, и отдельной клавиши видео у камеры нет. Однако не стоит забывать, что предусмотрено гибкое программирование клавиш, что позволяет компенсировать данный недостаток. Как и положено современной недешёвой камере, Fujifilm X100T умеет снимать видео в режиме 1080/60p — но это максимум. Также доступна запись Full HD-роликов со скоростью потока 50, 30, 25 и 24 кадра в секунду. С такой же скоростью потока кадров возможна съёмка видео с разрешением 1280 × 720 точек. А вот привычного, но окончательно устаревшего режима записи с разрешением VGA нет вовсе.

Изменять параметры экспопары можно непосредственно во время видеозаписи, но без внешнего микрофона этого лучше не делать, ведь диски управления при вращении издают весьма заметные щелчки. Уровень чувствительности регулируется в тех же пределах, что и при фотосъёмке в формате RAW (ISO 200–6400), но в процессе видеозаписи менять его нельзя. Также возможна настройка режимов экспозамера и работы автофокуса плюс выбор режима моделирования плёнки. Автофокус в следящем режиме работает точно, но подстройка происходит в различных ситуациях по-разному. Например, при перестройке с дальнего объекта на ближний наведение оказывается не быстрым, но точным и тихим, а вот при наведении с ближнего на дальний объект подстройка происходит довольно резко и шумно, но при этом тоже точно.

Уровень громкости записи звука может регулироваться как автоматически, так и вручную, но градуировка редкая — всего четыре положения. К тому же, как уже отмечалось, лучше использовать внешний микрофон: встроенная пара микрофонов качественная, но уж очень активно пишет звуки вращения дисков и жужжание привода автофокуса. Популярная ныне функция параллельной записи фото в режиме видеосъёмки не предусмотрена.

Пример видео. 1080/60 (MOV)

#Аккумулятор и автономная работа

В камере используется тот же самый литий-ионный аккумулятор, что и в X100S, — NP-95 ёмкостью 6,4 Вт·ч. Для компакта это весьма внушительная ёмкость. Однако X100T — это не простой компакт, а камера, которая вполне неплохо конкурирует с «беззеркалками», поэтому ёмкость аккумулятора стоит признать средней. Заявленная длительность автономной работы точно такая же, как и у предшествующей камеры, — 330 кадров при тестировании по методике CIPA. На практике удалось отснять несколько больше — 408 кадров, но с более редким срабатыванием вспышки. Индикатор остаточного уровня заряда ведёт себя вполне адекватно даже под нагрузкой и не проваливается при быстрой последовательной съёмке десятка-другого кадров со вспышкой. Не хандрит индикатор и при низкой температуре окружающей среды. Зарядка аккумулятора осуществляется в отдельном зарядном устройстве.

#Заключение

На первый взгляд камера мало изменилась — внешне вообще не отличишь. Однако на самом деле изменений значительно больше. Новый дисплей в разы лучше того, что использовался в X100S, добавлен модуль Wi-Fi, существенно доработана программная часть. Рыскающий в темноте автофокус X100S в X100T превратился чуть ли не в эталонный, и теперь в нашем зачёте ему принадлежит рекорд по минимально необходимому уровню освещённости при фокусировке. Кроме этого, у X100T ещё есть немало плюсов: гибридный видоискатель, низкий уровень шумов, неплохая работа в режиме серийной съёмки, отличная работа экспозамера при любом типе освещения, весьма неплохие автоматические панорамы, а также быстрая перезарядка встроенной вспышки. Собственно, вспышка является и недостатком камеры — она быстро перезаряжается, но довольно маломощная. Также к недостаткам стоит отнести режим видео, а точнее не слишком высокое качество отснятого материала и отсутствие выделенной видеоклавиши. Кроме того, крепление фильтров и бленды весьма специфическое. Ну и, конечно же, расстраивает довольно высокая стоимость как непосредственно камеры, так и аксессуаров. В любом случае это идеальная камера для опытного пользователя, который не готов таскать за собой лишний груз в виде тяжёлой зеркалки и мешка объективов, однако при этом не хочет жертвовать качеством снимков.

Благодарим украинское представительство компании Fujifilm за предоставленное для тестирования оборудование.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/913120