Семейство Panasonic LX — одно из наиболее старых в модельном ряду компании. Первый фотоаппарат серии, LX1, был представлен ещё в далёком 2005 году, и с тех пор серия пополнилась ещё пятёркой камер. Все предыдущие фотоаппараты были оборудованы матрицами размером 1/1,7–1/1,63 дюйма и могли похвастаться чрезвычайно светосильным зум-объективом. Но если поначалу конкурентов в данном сегменте было немного, то сейчас в нём присутствуют практически все производители. Стоит отметить, что камера последнего поколения, Lumix DMC-LX7, была не лишена недостатков, но всё же вышла крайне удачной, и расти, казалось бы, уже было некуда. Разве что дорабатывать прошивку и потихоньку с каждой новой моделью добавлять какие-то незначительные «фишки». Но в Panasonic сделали ход конём, сохранив прежние очертания корпуса и высокую светосилу объектива, но заменив матрицу 1/1,7" намного более крупной Micro Four Thirds — аналогичная используется в «беззеркалках» компании. Таким образом, камера сразу перешла в другую лигу — великосенсорных компактов.
Конкурентов тут тоже немало, но фотоаппаратов с большим сенсором, светосильным зум-объективом и видоискателем практически нет. Невероятно интересный Fujifilm X100T с гибридным видоискателем и чуть более крупным сенсором стоит намного больше, да и светосила объектива у него чуть ниже, к тому же объектив тот с фиксированным фокусным расстоянием. Nikon Coolpix A при очень высокой стоимости не имеет видоискателя и оптического зума, да и светосила объектива у него гораздо ниже. Ricoh GR значительно доступнее Nikon, но в остальном он с ним довольно схож. Canon PowerShot G1 X Mark II при чуть большем сенсоре оборудован оптикой с большей кратностью трансфокации, но светосила у него значительно ниже, да и видоискателя нет, к тому же он тяжёл, как зеркалка. Canon PowerShot G7 X компактнее и легче своего сородича, характеристики объектива схожи с параметрами объектива тестируемой камеры, но у него также нет видоискателя, а размер сенсора меньше — 1 дюйм. В общем, именно к прямым конкурентам с натяжкой можно причислить только Sony DMC-RX100 III, у которого объектив с аналогичными характеристиками, есть цифровой видоискатель интересной конструкции, однако сенсор опять-таки меньшего размера — 1 дюйм. В нагрузку ко всему новинка от Panasonic умеет записывать 4K-видео, а это уже заявка на лидерство.
Panasonic Lumix DMC-LX100 | |
---|---|
Сенсор изображения | MOS, 4/3 дюйма, 16,84 Мп |
Эффективное количество точек, Мп | 12,8 |
Формат сохранения изображения | Фотокадр: JPEG (DCF/Exif2.3) / RAW, DPOF Видео: AVCHD, MP4 |
Диапазон фокусных расстояний, мм | 10,9–34 мм (24–75 мм в эквиваленте для 35-мм камер) |
Максимальная диафрагма | f/1,7 –f/2,8 |
Размер кадра в пикселях | Фотокадр: до 4112 × 3088 Видео: до 3840 × 2160 |
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте | 100 –25600 |
Диапазон выдержек, с |
Механический затвор: 1/4000 до 60 Электронный затвор: 1/16000 до 60 |
Экспозамер | Многозонный замер, точечный замер, центрально-взвешенный замер |
Экспокоррекция | От –3 до +3 EV с шагом 1/3 |
Встроенная вспышка | Нет |
Автоспуск, с | 2, 10 |
Устройство хранения информации | SD/SDHC/SDXC (UHS-I) |
ЖК-дисплей | 3 дюйма, разрешение 921 тыс. точек |
Видоискатель | ЖК, 0,38 дюйма, разрешение 2764 тыс. точек |
Интерфейсы | HDMI, USB 2.0, AV-выход |
Питание | Литий-ионный аккумулятор DMW-BLG10, 7,4 Вт·ч |
Габариты (Ш×В×Д), мм | 114,8 × 66,2 × 55,0 |
Масса, г | 393 (с батареей и картой памяти), 351 (только корпус) |
Стандартный комплект поставки Panasonic Lumix DMC-LX100 включает аккумулятор, зарядное устройство, крышку объектива, заглушку «горячего башмака», крепёжный ремень, USB-кабель, диск с дополнительным ПО, а также внешнюю маломощную вспышку. К сожалению, фотоаппарат был предоставлен на тестирование без вспышки.
⇡#Внешний вид и удобство использования
При первичном осмотре новинка достаточно сильно напоминает предшественницу, модель DMC-LX7, однако наиболее схожим элементом на самом деле является лишь объектив с одинаковыми переключателями соотношения сторон кадра, выбора режима фокусировки и кольцом управления диафрагмой. Хотя и на объективе есть отличия. Во-первых, появилось кольцо фокусировки, а во-вторых, кольцо управления раскрытием диафрагмы немного модифицировано — были добавлены два небольших выступа, которые облегчают использование данного органа управления.
Корпус Panasonic Lumix DMC-LX100 изготовлен не из магниевого, а из алюминиевого сплава. Возможно, именно поэтому фотоаппарат является одним из самых тяжёлых компактов с крупным сенсором. Тяжелее лишь Fujifilm X100T и Canon G1 X Mark II. Габариты устройства невелики — корпус лишь немного толще и шире, чем у модели DMC-LX7. Но всё же тут стоит отметить, что главный конкурент в лице Sony DSC-RX100 III не только легче, но и значительно компактнее. Надпись, гласящая о том, что фотоаппарат разработан в Японии, но собран в Китае, не должна пугать — качество сборки безупречное. При попытках скручивания и сдавливания корпус не поддаётся и не издаёт скрипа, да и в целом устройство выглядит весьма добротным. Благодаря резиновым накладкам с достаточно существенным выступом с лицевой и тыльной сторон с фотоаппаратом довольно удобно работать даже одной рукой, хотя для использования пары программируемых клавиш (Fn2 и Fn3) задействовать вторую руку всё же приходится — до них трудно дотянуться даже обладателям пальцев пианиста.
На передней части корпуса находится лампа подсветки автофокуса и объектив, дополненный рычажками выбора режима фокусировки и соотношения сторон кадра, а также кольцами управления фокусировкой и раскрытием диафрагмы.
Сзади большую часть поверхности занимает дисплей — не поворотный, не наклонный и даже не сенсорный. Над ним расположен цифровой видоискатель с датчиком приближения и регулятором диоптрий, пара программируемых клавиш, кнопка видеозаписи, а также клавиши блокировки автофокуса и автоэкспозиции. В правой части находятся кнопки открытия быстрого меню, перехода в режим просмотра, смены режима отображения дисплея, удаления (она же — первая программируемая клавиша), а центральным органом панели управления является круглая 4-позиционная многофункциональная клавиша, дополненная вращающимся бортиком и кнопкой ввода/входа в основное меню.
В отличие от LX7, встроенной вспышки у LX100 нет вовсе, тогда как у Sony RX100 III вспышка пусть и маломощная, но всё же имеется. А вот «горячий башмак» есть. И если на компактах с сенсором 1/2,3–1/1,6 дюйма данный разъём смотрится несколько несуразно, да и используется нечасто (ведь вспышка стоит как ультракомпакт, а то и больше), то в фотоаппарате с большим сенсором он вполне имеет право на жизнь. Также сверху находятся пара встроенных микрофонов, клавиши перехода в интеллектуальный автоматический режим и режим наложения фильтров, диск выдержек, дополненный рычажком питания, диск введения коррекции экспозиции, а также кнопка спуска затвора с рычажком управления трансфокацией. Стоит отметить, что кольцо фокусировки также позволяет управлять оптическим зумом, но не плавно, как рычажок управления, а ступенчато — 24, 28, 35, 50, 70 и 75 мм.
В нижней части корпуса находятся отсеки для аккумулятора и карты памяти, а также разъём установки на штатив и системный динамик.
Левая сторона пустовала бы вовсе, если бы не значок NFC. Справа, под пластиковой дверцей, скрыты разъёмы подключения USB- и HDMI-кабеля.
⇡#Видоискатель, дисплей и интерфейс
Как уже отмечалось, для компактов с большим сенсором, за исключением псевдозеркалкок, видоискатель — опция достаточно уникальная и среди конкурентов имеется только у Sony RX100 III и дорогущего Fujifilm X100T. У обоих конкурентов видоискатели уникальны. Например, у Fujifilm он гибридный (оптический со встроенной ЖК-матрицей), а у Sony он подъёмный и в транспортировочном положении совершенно незаметен. Однако Lumix DMC-LX100 тоже есть чем выделиться, а именно разрешением — 2765 тыс. точек, тогда как гибридный видоискатель Fujifilm оборудован матрицей с разрешением 2360 тыс. точек (хотя размер матрицы на 0,1 дюйма больше у Fujifilm), а фотоаппарат Sony ограничился 1440 тыс. точками. К тому же, с субъективной точки зрения, наглазник Panasonic LX100 удобнее, чем у конкурента от Fujifilm. У Sony RX100 III наглазника же нет вовсе из-за особенностей конструкции. Однако, несмотря на определённые преимущества в плане цветопередачи, видоискатель тестируемого фотоаппарата несколько отстаёт от конкурентов, хотя заметно это отставание только при прямом сравнении. Отдельного внимания заслуживает отсутствие мерцания при съёмке с флуоресцентным освещением, которое иногда заметно в цифровых видоискателях. Видят данное мерцание далеко не все, но те, кто его все-таки замечает, от этого ощущают дискомфорт при работе с камерой.
Дисплей, как и у всех прямых (и не совсем прямых) конкурентов, обладает диагональю три дюйма. Но, во-первых, он не наклонный, как у некоторых, а во-вторых, с не самым высоким разрешением — 921 тыс. точек, тогда как конкуренты от Canon и Fujifilm оборудованы дисплеями с разрешением 1040 тыс. точек, а Ricoh и Sony могут похвастаться разрешением в 1230 тыс. точек. Впрочем, столь существенное, казалось бы, различие на небольшом, трёхдюймовом дисплее тяжело заметить даже при непосредственном сравнении. Тут куда важнее углы обзора, контрастность и цветопередача, с чем у дисплея LX100 полный порядок. К тому же имеется внушительный запас яркости подсветки, а при падении прямых солнечных лучей дисплей достаточно легко читается. Впрочем, есть и недостатки. Защита дисплея установлена слишком близко к поверхности ЖК-матрицы, поэтому даже при слабом давлении по центру происходит их соприкосновение, что в теории при сильном давлении может привести к повреждению экрана.
Пользовательский интерфейс камер Panasonic, в особенности при наличии возможности гибридного управления (классические клавиши и сенсорный экран), с субъективной точки зрения, на данный момент является наиболее продуманным и удобным. Но, к сожалению, производитель не наделил дисплей DMC-LX100 сенсорным слоем, поэтому управление тут осуществляется исключительно при помощи классических органов. Меню состоит из основного и быстрого меню, в котором возможно изменение наиболее часто используемых настроек. Из-за чрезвычайной схожести меню с интерфейсом «беззеркалок» Panasonic, в которых доступно гибридное управление, подсознательно постоянно хочется нажать на экран, и от этого желания чрезвычайно трудно избавиться. Конечно, если опыта общения с «беззеркалками» Panasonic не было, то подобный негативный эффект не проявится. В целом же меню интуитивно понятно и не требует длительного периода привыкания и адаптации. К тому же работает оно быстро, а анимации чрезвычайно мало, да и та, что имеется, воспроизводится плавно и быстро. Ниже для ознакомления приведены снимки экрана.
Наиболее важной особенностью Panasonic Lumix DMC-LX100 является объектив. В отличие от большинства компактов с большим сенсором, в LX100 при сохранении скромных размеров удалось поместить оптическую систему с 3,1-кратным зумом и высокой светосилой — ƒ/1,7– ƒ/2,8. Да, у предшествующей камеры светосила была немного выше, но и размер сенсора был значительно меньше, поэтому новинка при прочих равных выигрывает как в плане небольшой глубины резкости, так и уровня шумов. Конструкция объектива довольно сложная — 11 элементов в 8 группах, при этом пять линз асферические, а две из них — линзы со сверхнизкой дисперсией, что позволяет существенно снизить искажения. Диафрагма на девять лепестков дает возможность создавать снимки с красивым боке. Кроме того, в режиме макро съёмка возможна всего лишь с 3 см, что для компакта с большим сенсором является великолепным показателем.
Разумеется, современная камера не может обойтись и без режима HDR, который позволяет расширить динамический диапазон путём склейки нескольких кадров с различной экспозицией. Камера продвинутая, поэтому режим HDR не вынесен в меню сюжетных программ, так что его можно использовать как в программном режиме, так и при ручной установке экспопары. Кроме того, предусмотрена возможность ручной установки шага экспозиции (1, 2 и 3 ступени), а также автоматическое выравнивание, которое позволяет минимизировать негативный эффект от сдвига камеры во время съёмки. Конечно, определённые ограничения всё же есть. Например, в данном режиме невозможно использовать вспышку или сохранение в RAW, нет и возможности съёмки с брекетингом.
Также Panasonic Lumix DMC-LX100 способна снимать автоматические панорамы с достаточно высоким разрешением. При съёмке на экране отображается шкала прогресса, которая позволяет контролировать угол поворота. К слову, максимальный угол составляет 180 градусов, а круговые панорамы недоступны. Впрочем, недоступны они и в случае камер Sony, которые прочно удерживают лидерство в данной дисциплине. В дополнение к шкале прогресса для помощи пользователю предусмотрена линия горизонта, однако она не динамическая, как в случае камер Fujifilm, — это простая горизонтальная полоска через весь экран, которая может выступать лишь в роли ориентира при удержании горизонта. Клавишу спуска затвора достаточно нажать лишь единожды и не удерживать при повороте, что весьма удобно. Из достоинств режима стоит отметить невысокую требовательность к скорости и равномерности поворота, а также удержанию горизонта. Однако даже при небрежной проводке автоматике удаётся склеить довольно неплохие панорамы. К недостаткам же стоит отнести необходимость похода в основное меню при изменении направления поворота. Данную функцию, как, например, в случае камер Sony, можно было бы привязать к кольцу вокруг многопозиционной навигационной клавиши.
Ещё одной интересной функцией является множественная экспозиция. В данном режиме возможно использование формата RAW и вспышки, а количество наложений фактически не ограничено. Интересной функцией является и интервальная съёмка, которая позволяет фотографировать с шагом от 1 секунды до 99 минут 59 секунд, а количество кадров при этом может достигать 9999. Особенностью режима является то, что при больших паузах между кадрами камера попросту засыпает и автоматически просыпается только тогда, когда нужно сделать следующий кадр. Это позволяет производить интервальную съёмку довольно длительных процессов без необходимости подзарядки аккумулятора. Кроме того, возможна съёмка анимированных роликов. Фактически это интервальная съёмка, но с возможностью последующего объединения кадров в видеоролик с разрешением вплоть до 4K.
Следующей важной особенностью Panasonic Lumix DMC-LX100 является наличие модулей Wi-Fi и NFC с весьма широкой функциональностью. Камера при помощи беспроводного модуля связи способна воспроизводить изображение на ТВ, отправлять снимки или видео на ПК, смартфон, в облачную службу Panasonic, а также на различные веб-сервисы (YouTube, Facebook✴, Twitter, Picasa, Flickr), причём это касается как уже отснятого материала, так и того, который вы как раз пытаетесь запечатлеть. При отправке на ПК наличие специального ПО на принимающей стороне, как в случае камер Sony, не требуется, да и сетевую папку можно выбрать любую — лишь бы было разрешение на запись. Стоит оговориться, что отправлять снимки во время съёмки можно только при установленной карте памяти, потому как сначала происходит запись снимка из буфера на карту памяти, а уж потом — пересылка. При передаче изображений с карты памяти также доступна возможность отправки на печать, причём, как и в остальных случаях, предусмотрена отправка и в режиме инфраструктуры, и при прямом подключении (разумеется, если у принтера есть встроенный модуль Wi-Fi).
Пересылка возможна не только в формате JPEG, но и в RAW, а также в RAW+JPEG. Более того, перед отправкой камера может изменять размер снимка либо же отправлять полноразмерные кадры. Управление съёмкой со смартфона осуществляется с помощью программы Panasonic Image App, которая доступна бесплатно в магазине приложений. Ознакомиться с данным ПО можно по ссылке. Возможности программы не ограничены лишь функцией спуска затвора и установки таймера автоспуска — можно управлять множеством параметров фото- и видеосъёмки (выбором фотостиля, разрешения, соотношения сторон, качества, режима экспозамера, баланса белого, режима фокусировки, зоны фокусировки, введением экспосдвига, установкой параметров экспопары). Также возможно удалённое управление оптическим и электронным зумом. Кроме того, доступна привязка геотегов. Встроенного GPS-модуля в камере нет, поэтому координаты программа берёт с GPS-приёмника смартфона или планшета. Также стоит отметить возможность активировать функции покадровой анимации при помощи смартфона, что весьма удобно.
Съёмка и впечатления от работы
Для компакта скорость включения — параметр отнюдь не второстепенный, ведь часто фотокамерам из данного сегмента требуется порядка 1,5–3 секунд на подготовку к съёмке первого кадра, а за это время вполне можно упустить момент. Panasonic Lumix DMC-LX100 хоть и компакт, но из-за размера сенсора конкурирует не только с себе подобными, но и с «беззеркалками», которые порой готовы сделать первый снимок уже через треть, а то и четверть секунды после подачи питания. Но тут не стоит забывать, что LX100 оборудован объективом с оптическим зумом, которому ещё в рабочее положение выйти нужно, на что также требуется время. Однако даже с учётом данной особенности результат всё равно разочаровал — 2,5 секунды от поворота рычажка питания до спуска затвора. Для сравнения: Fujifilm X100T, который оборудован объективом с фиксированным фокусным расстоянием, справился за 1,3 секунды. Тоже довольно медленно по меркам «беззеркалок», но всё же вдвое быстрее.
А вот в плане серийной съёмки Panasonic DMC-LX100 смотрится куда лучше всех конкурентов и обходит даже многие «беззеркалки», ведь заявленная скорость съёмки составляет 11 кадров в секунду с полным разрешением. Измерение скорости и длительности серии проводилось в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, а различные программные обработки были отключены. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии, — SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с. В формате JPEG камера смогла без запинки отснять впечатляющие 83 кадра. Конечно, тут не стоит забывать, что максимальное разрешение снимка составляет 12,5 Мп, соответственно, и размер файлов не слишком велик, и всё равно — результат отличный. Более того, далее камера способна снимать серию со скоростью около пяти кадров в секунду вплоть до заполнения карты памяти. При съёмке в формате RAW удалось сделать 25 кадров, после чего паузы между снимками становятся слишком большими, поэтому номер с продолжением съёмки серии, как при использовании JPEG, тут не пройдёт. При использовании RAW+JPEG длительность серии ещё немного меньше — 21 кадр. Для сравнения: Fujifilm X100T при гораздо меньшей скорости снял серии длительностью 39, 7 и 6 кадров. Разница существенная, хотя разрешение кадров отличается не столь значительно.
Скорость фокусировки в камерах Panasonic зачастую выставляется как одно из важнейших достоинств. И действительно, автофокус нередко оказывается чрезвычайно быстрым как в «беззеркалках», так и в компактах. Для LX100 заявлен удивительный показатель — всего 0,14 секунды при тестировании по стандарту CIPA (на ШУ). Результат был бы вполне нормальным для обычного компакта с небольшим сенсором, но у LX100 сенсор крупнее, соответственно, и глубина резкости меньше, поэтому подстройка требуется более точная.
Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см на широком угле и с 100 см при установке объектива в телеположение. Удивительно, но на широком угле камера уложилась в 0,11 секунды. Это даже меньше, чем заявляет производитель, причём данный результат повторялся многократно. В общем, отличный показатель, ведь, например, Fujifilm X100T справился с данным заданием за 0,18 секунды, что пусть немного, но медленнее. В телеположении автофокус оказался лишь чуть менее расторопным — 0,17 секунды. В общем, все «беззеркалки» со схожей ценой и комплектными объективами попросту разгромлены.
Конечно же, важна не только скорость, но и способность фокусироваться в сложных условиях, в частности при слабом освещении, что особо актуально для компактов. Камеры Panasonic обычно оказываются довольно цепкими, и, например, «беззеркалка» DMC-GH4 справилась с тестовым заданием при освещённости всего 0,1 лк. На данный момент этот результат лучший в нашем внутреннем общем зачёте. От DMC-LX100 чуда не ожидалось, ведь это компакт — какой с него спрос? Но всё же даже без замеров было понятно, что автоматика у него чрезвычайно цепкая. Замер лишь подтвердил ощущения — автофокус смог корректно отработать 10 раз подряд при освещённости тестового шаблона всего-навсего 0,13 лк. Великолепный результат. Впрочем, в достаточно сложных случаях, в особенности при слабой контрастности фотографируемого объекта, иногда требуется освещённость чуть больше — около 0,18 лк, но всё же результат, полученный по нашей методике, именно 0,13 лк.
Переключение между покадровым, постоянным и ручным режимом фокусировки осуществляется при помощи отдельного рычажка, который также был и у предшествующей камеры. В Panasonic Lumix DMC-LX100 предусмотрено пять режимов выбора зоны фокусировки — мультизона (49 зон, тогда как у LX7 — 23 зоны), приоритет на лицах, ведение объекта, однозонный с возможностью выбора размера зоны, а также ручной выбор нескольких зон. В последнем режиме предусмотрено три ячейки для сохранения отобранных позиций. Режим определения лиц, как и прежде, работает безупречно — он способен удерживать множество лиц даже при их быстром перемещении, причём как анфас, так и в профиль, что для большинства камер является непреодолимым препятствием. Функция добавления избранных лиц позволяет сделать три снимка в различных условиях освещения и с различной мимикой, что позволяет автоматике корректнее определять избранные лица. Кроме того, возможно указание имени и даты рождения (возраста). Реализация режима ведения одна из лучших, но всё же в тяжёлых условиях съёмки, например при съёмке юрких небольших животных или птиц в кроне деревьев, функция почти бесполезна.
В режиме макросъёмки фотоаппарат способен фокусироваться уже с трёх сантиметров, тогда как DMC-LX7 — только с 5 см. В режиме ручной фокусировки доступны все современные помощники, а именно увеличение зоны фокусировки в 3–10 раз, шкала дистанций, а также функция «пикинга», или подсветки граней резкости. Но на практике пользоваться ручной фокусировкой приходится крайне редко, ведь, как уже отмечалось, автоматика даже при крайне слабом освещении способна справляться самостоятельно. Примечательно, что, в отличие от DMC-LX7, у новинки имеется кольцо фокусировки, что ещё больше сближает тестируемый фотоаппарат с «беззеркалками».
Установка экспопары осуществляется в стандартных режимах (PASM), но привычного диска с отдельными режимами тут нет, ведь камера изготовлена в ретростиле. Вместо переключателя режимов используется диск выдержек от 1/4000 до 1 секунды с шагом в одну ступень. Промежуточные значения выдержки с шагом в треть ступени выбираются при помощи вращающегося бортика навигационной клавиши. Тут стоит отметить, что LX100 способна работать как с механическим, так и с электронным затвором. В первом случае минимальная длительность выдержки ограничена значением 1/4000 секунды, а во втором — 1/16 000 секунды, что позволяет снимать на максимально раскрытой диафрагме в солнечную погоду на пляже или снегу. Но при этом не стоит забывать, что при использовании электронного затвора быстро движущиеся объекты будут искажены.
Переход в режим приоритета диафрагмы осуществляется поворотом диска управления диафрагмой. Точно такой же подход используется, например, в камере Fujifilm X100T. С субъективной точки зрения, подобное управление весьма удобно, хотя и непривычно после использования классических цифровых зеркалок. Экспозамер работает в трёх традиционных режимах (точечный, центрально-взвешенный и матричный). Коррекция экспозиции осуществляется не при помощи меню, а специально выделенным диском в диапазоне -3…+3 EV с шагом в треть ступени. Примечательно, что данные лимиты граничные, и указать большее значение коррекции нельзя. А вот с брекетингом настоящее раздолье, ведь камера способна отснять 3, 5 или 7 кадров с шагом от 1/3 до 1 ступени. Примечательно, что производитель добавил и функцию управления светлыми и тёмными тонами. Разумеется, обработка лишь программная, однако она позволяет сразу же оценить результат. Управление тенями осуществляется при помощи вращающегося бортика вокруг клавиши навигации, а светлыми участками — при помощи кольца фокусировки. В настройках предусмотрено четыре предустановки, а также три ячейки для сохранения пользовательских настроек.
При естественном освещении автоматика отрабатывает почти идеально, поэтому использование коррекции или брекетинга требуется крайне редко, но при искусственном освещении LX-100 неожиданно показал довольно грустные результаты. Отклонения оказались столь велики, что были хорошо заметны и без тестовой таблицы. При освещении лампами дневного света ошибка составила -0,25 EV, а при использовании ламп накаливания — ещё больше, до -0,65 EV. Солидная ложка дёгтя в бочку мёда.
Настройки баланса белого включают пять пресетов (солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, вспышка), ручную настройку, причём предусмотрено четыре контейнера, автоматический режим, а также ручной ввод цветовой температуры от 2500 до 10000 K. Для любого пресета и ручных режимов предусмотрена тонкая регулировка по шкалам A-B/G-M. С точностью работы автоматики ситуация оказалась такой же, как и в случае экспозамера, — при естественном освещении в любых условиях она отрабатывает достаточно точно, тогда как при освещении искусственными источниками света ошибки довольно ощутимы. И если при освещении лампами накаливания сдаётся подавляющее большинство фотоаппаратов, то съёмка при свете флуоресцентных ламп с цветовой температурой 5500 K даётся многим камерам несколько лучше. Конечно, при наличии формата RAW это не такая уж и проблема, но всё же досадно.
Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5 500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].
Шумы
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате RAW с последующим преобразованием в комплектном программном обеспечении в формат TIFF без сжатия, баланс белого был выставлен автоматически. Съёмка тестовой мишени также была проведена в формате JPEG. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CC, с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты со всеми доступными значениями чувствительности с шагом 1 EV от 100 до 25 600 единиц, тогда как предшествующая камера с полным разрешением могла снимать при чувствительности до 6 400 единиц в эквиваленте ISO.
Фрагмент 1 | RAW | JPEG ШП отключено |
JPEG ШП включено |
ISO 100 |
|||
ISO 200 |
|||
ISO 400 |
|||
ISO 800 |
|||
ISO 1600 |
|||
ISO 3200 |
|||
ISO 6400 |
|||
ISO 12800 |
|||
ISO 25600 |
Фрагмент 2 | RAW | JPEG ШП отключено |
JPEG ШП включено |
ISO 100 |
|||
ISO 200 |
|||
ISO 400 |
|||
ISO 800 |
|||
ISO 1600 |
|||
ISO 3200 |
|||
ISO 6400 |
|||
ISO 12800 |
|||
ISO 25600 |
Фрагмент 3 | RAW | JPEG ШП отключено |
JPEG ШП включено |
ISO 100 |
|||
ISO 200 |
|||
ISO 400 |
|||
ISO 800 |
|||
ISO 1600 |
|||
ISO 3200 |
|||
ISO 6400 |
|||
ISO 12800 |
|||
ISO 25600 |
RAW (конвертировано в TIFF с минимальным сжатием)
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/6 c, ISO 100
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/13 c, ISO 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/25 c, ISO 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/50 c, ISO 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/100 c, ISO 1600
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/200 c, ISO 3200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/400 c, ISO 6400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/800 c, ISO 12800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/1600 c, ISO 25600
JPEG. Без шумоподавления
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/6 c, ISO 100
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/13 c, ISO 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/25 c, ISO 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/50 c, ISO 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/100 c, ISO 1600
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/200 c, ISO 3200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/400 c, ISO 6400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/800 c, ISO 12800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/1600 c, ISO 25600
JPEG. C шумоподавлением
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ11, 1/6 c, ISO 100
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ11, 1/13 c, ISO 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ11, 1/25 c, ISO 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ11, 1/50 c, ISO 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ11, 1/100 c, ISO 1600
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ11, 1/200 c, ISO 3200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ11, 1/400 c, ISO 6400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ11, 1/800 c, ISO 12800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. Метаданные снимка: ЭФР 24 мм, ƒ/11, 1/1600 c, ISO 25600
Встроенной вспышки у Panasonic Lumix DMC-LX100 нет, однако производитель предусмотрел комплектную навесную маломощную вспышку с ведущим числом 7 при ISO 100. К сожалению, в предоставленном на тестировании образце вспышки не оказалось.
В настройках камеры предусмотрен лишь выбор режима работы вспышки, а все остальные настройки остаются за навесным оборудованием, в случае же простейшей комплектной вспышки изменить и вовсе ничего нельзя. Впрочем, данный недостаток не столь уж критичен, ведь маломощная вспышка в камере с большим сенсором годится лишь для поджига внешних источников импульсного света по воздуху. Но и тут желательно использовать радиомодуль, установленный на «горячий башмак», ведь стоимость подобных решений благодаря компаниям из Поднебесной в последнее время существенно снизилась, а прямая видимость, как в случае поджига вспышкой, не нужна.
4K-видео у всех на слуху, но фотоаппаратов, способных осилить данный формат, всё ещё немного. А ведь на это способны даже многие смартфоны. Конечно, сравнивать качество видео смартфона и фотоаппарата с большой матрицей по меньшей мере несерьёзно, но факт налицо. Наш подопытный традиционно для продвинутых компактов Panasonic поддерживает формат AVCHD и, конечно же, режим 1080/50p с битрейтом 28 Мбит/с. Имеется поддержка и упомянутого выше 4K-видео, но скорость потока ограничена 25 кадрами/с, что является нормой для фотоаппаратов, поддерживающих данное разрешение. Сразу стоит сделать оговорку, что при записи 4K-видео формат AVCHD не поддерживается. Впрочем, это недостаток не фотоаппарата, а непосредственно формата AVCHD, предельным разрешением которого является именно 1920 × 1080 точек.
Пользователю доступна масса настроек, начиная с управления экспопарой и чувствительностью и заканчивая управлением яркостной диафрагмой (как и в режиме фото, регулировка светлых и тёмных областей). Примечательно то, что управлять раскрытием диафрагмы, длительностью выдержки, а также чувствительностью можно непосредственно во время видеозаписи. К сожалению, щелчки кольца управления раскрытием диафрагмы и диска управления выдержкой слишком заметны на звуковой дорожке. Это было бы не страшно, если бы имелась возможность подключения внешнего микрофона, но её нет. Кроме того, во время съёмки предусмотрена возможность указать режим выбора зоны фокусировки, в том числе и режим ведения объекта. К слову, автофокус в режиме видеозаписи работает весьма корректно и плавно, причём как при хорошем, так и при слабом освещении. В настройках звука предусмотрены выбор уровня записи (четыре уровня), а также активирование программного шумоподавления.
MP4
MPEG
⇡#Аккумулятор и автономная работа
В Lumix DMC-LX100 используется литий-ионный аккумулятор ёмкостью 7,4 Вт·ч, что по меркам компактов является отличным показателем. А вот для более близких по начинке «беззеркалок» данный показатель средний. Согласно заявлениям производителя, при тестировании по методике CIPA наш подопытный способен отснять 300 кадров. Весьма неплохо, если учесть тот факт, что для Canon G1 X Mark II заявлено 240 кадров, для Ricoh GR — 290, а для Nikon Coolpix A — скромные 230 кадров. Впрочем, среди конкурирующих компактов есть и более живучие. Например, Fujifilm X100T на одном заряде может протянуть 330 кадров, а Sony DSC-RX100 III — 320.
На практике же фотоаппарат смог отснять гораздо больше — 478 кадров, тогда как Fujifilm X100T в схожих условиях отснял 408 кадров. В общем, фотоаппараты Panasonic в очередной раз подтвердили статус долгоиграющих. К сожалению, индикатор уровня заряда всего лишь 3-сегментный плюс красный индикатор критически низкого заряда, поэтому ориентироваться по нему достаточно тяжело. Более того, последнее из трёх делений «съедается» гораздо быстрее, чем первые два, что тоже не добавляет удобства. Зарядка аккумулятора осуществляется в отдельном зарядном устройстве, что немного необычно в эпоху тотального доминирования USB-зарядок, а главное, не всегда удобно, ведь USB-зарядки есть везде, а специальную придётся носить с собой.
Переход на больший размер сенсора, естественно, снизил уровень шумов при равных значениях чувствительности, но при этом светосила объектива практически не пострадала, что позволяет прибегать к выкручиванию чувствительности только в крайних случаях. Конечно, не стоит ожидать от компактного зум-объектива безупречной резкости, и тот же Fujifilm X100T в этом плане, как и в плане различных геометрических искажений, смотрится куда выгоднее. Однако в целом объектив порадовал. Автофокус Panasonic Lumix DMC-LX100 почти безупречен — он чрезвычайно быстр, да и в полумраке работает неплохо. Также стоит отметить серийную съёмку, ведь она не только быстрая, но и длительная. Конечно, тут не стоит забывать, что разрешение снимков, а соответственно и размер кадра, по сравнению с конкурентами невелико, всего 12,5 Мп (чего на практике более чем достаточно), но ведь конкурентов никто насильно не заставляет постоянно наращивать очередные миллионы пикселей. Хорош фотоаппарат и в плане видеосъёмки, ведь, помимо массы ручных настроек, имеется поддержка 4K-видео, которая всё ещё достаточно редко встречается в компактах.
К недостаткам LX100 можно отнести не очень быструю подготовку к работе, а также ошибки автоматической экспозиции при искусственном освещении. К недоработкам также можно причислить и отсутствие порта подключения внешнего микрофона.
Благодарим украинское представительство Panasonic за предоставленное для тестирования оборудование.