Графические процессоры NVIDIA на базе архитектуры Maxwell постоянно хвалят за присущую им энергоэффективность. Во второй итерации Maxwell, к которой относятся все GPU, лежащие в основе видеокарт GeForce 900-й серии, это качество выражено еще сильнее, что дает им двойное преимущество. С одной стороны, устройства потребляют меньше энергии, чем аналогичные им по производительности соперники из команды AMD. Справедливости ради отметим: многие геймеры ставят выше более выгодное ценовое позиционирование адаптеров AMD и готовы мириться с повышенным TDP при условии, что кулер видеокарты хорошо справляется с ним без избыточного шума. С другой стороны, резерв мощности чипов Maxwell легко конвертируется в тактовые частоты.
Самые младшие представители 900-го семейства, GeForce GTX 950 и GTX 960, основанные на относительно компактном GPU GM204 (2 940 млн транзисторов), обладают весьма консервативными частотами по сравнению с тем, на что способен сам процессор в умелых руках. И в отношении GTX 950, который стал недавним дополнением к линейке, сменив в своей ценовой нише GeForce GTX 750 Ti, это вдвойне справедливо. При базовой частоте GPU 1024 МГц это самая «низкочастотная» видеокарта из 900-х после GeForce GTX 980 Ti, который обладает несопоставимо более крупным GPU (8 млрд транзисторов). А значит – перед нами потенциальный оверклокерский чемпион (что уже подтвердили испытания GeForce GTX 950 в исполнении ASUS и Gigabyte).
Конечно, остается открытым вопрос: а насколько важен разгон для среднебюджетной игровой видеокарты с рекомендованной ценой $159? Но если при курсе 33 руб. за доллар еще можно было иронизировать на этот счет, то в сегодняшних условиях это уже недешевое устройство для российского покупателя, а значит – дополнительная производительность, за которую формально не требуется платить, придется весьма кстати.
Посмотрим, что может предложить потенциальному покупателю GeForce GTX 950 в исполнении Palit.
⇡#Технические характеристики, комплект поставки, цена
При средней цене 12,5 тысяч рублей (по данным «Яндекс.Маркет» на 6 октября) Palit GeForce GTX 950 StormX Dual следует признать относительно недорогой видеокартой среди себе подобных. В то же время и ее тактовые частоты ненамного отличаются от референсных значений, установленных NVIDIA для GeForce GTX 950: графический процессор разогнан на 40 МГц, частота видеопамяти осталась без изменений.
NVIDIA GeForce GTX 950 | Palit GeForce GTX 950 StormX Dual | |
---|---|---|
Графический процессор | ||
Кодовое название | GM206 | GM206 |
Число транзисторов, млн | 2940 | 2940 |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 |
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock | 1024/1188 | 1064/1241 |
Число ядер CUDA | 768 | 768 |
Число текстурных блоков | 48 | 48 |
Число ROP | 32 | 32 |
Оперативная память | ||
Разрядность шины, бит | 128 | 128 |
Тип микросхем | GDDR5 SDRAM | GDDR5 SDRAM |
Тактовая частота, МГц (пропускная способность, Мбит/с на линию) | 1653 (6612) | 1653 (6612) |
Объем, Мбайт | 2048 | 2048 |
Шина ввода/вывода | PCI Express 3.0 x16 | PCI Express 3.0 x16 |
Вывод изображения | ||
Интерфейсы | DL-DVI, HDMI 2.0, DisplayPort 1.2 | DL-DVI, HDMI 2.0, DisplayPort 1.2 |
TDP, Вт | 90 | 90 |
Розничная цена | $159 (рекомендованная для США, без налогов) | 12 485 (средняя цена в интернет-магазинах Москвы на 05.10.2015) |
Комплект поставки видеокарты минималистичен: бумажная документация и диск с ПО.
Плата имеет стандартный для GeForce GTX 950/960 набор видеовыходов: Dual-Link DVI-D, DL DVI-I, DisplayPort 1.2 и HDMI 2.0.
За охлаждение видеокарты отвечает кулер элементарной конструкции – монолитный кусок алюминия, обдуваемый двумя вентиляторами с диаметром крыльчатки 80 мм. Теплотрубок и прочих излишеств здесь нет. Более того, нет даже отдельного радиатора для охлаждения транзисторов в преобразователе напряжения платы. Хорошо, что радиатор GPU по крайней мере позволяет проникнуть к ним потоку воздуха от вентиляторов. Низкое тепловыделение позволяет чипу GM206 обходиться пассивным охлаждением при низкой нагрузке: при температуре ниже 60 °C вентиляторы кулера на Palit GeForce GTX 950 StormX Dual не включаются. В активном режиме система охлаждения работает довольно тихо.
Плата несет единственный шестиконтактный разъем питания, который вместе со слотом PCIe x16 обеспечивает резерв мощности в 150 Вт. Графический процессор запитан по трехфазной схеме, еще одна фаза отдана чипам GDDR5. Напряжением на GPU управляет четырехфазный ШИМ-контроллер ON Semiconductor NCP81174. Микросхемы памяти Samsung K4G41325FC-HC28 в штатном режиме работают на частоте 7 ГГц.
⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
Конфигурация тестовых стендов | |
---|---|
CPU | Intel Core i7-5960X @ 4 ГГц (100 × 40) |
Материнская плата | ASUS RAMPAGE V EXTREME |
Оперативная память | Corsair Vengeance LPX, 2133 МГц, 4 × 4 Гбайт |
ПЗУ | Intel SSD 520 240 Гбайт + Crucial M550 512 Гбайт |
Блок питания | Corsair AX1200i, 1200 Вт |
Система охлаждения CPU | Thermalright Archon |
Корпус | CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Монитор | NEC EA244UHD |
Операционная система | Windows 8.1 Pro X64 |
ПО для GPU NVIDIA | 355.98 |
Энергосберегающие технологии CPU во всех тестах отключены. В настройках драйвера NVIDIA в качестве процессора для вычисления PhysX выбирается CPU. В настройках AMD настройка Tesselation переводится из состояния AMD Optimized в Use application settings.
Бенчмарки: синтетические | |||
---|---|---|---|
Программа | Настройки | Полноэкранное сглаживание | Разрешение |
3DMark 2011 | Тест Performance | – | – |
3DMark | Тест Cloud Gate | – | – |
Unigine Heaven 4 | DirectX 11, макс. качество | Выкл. | 1920 × 1080 / 2560 × 1440 |
Игра (в порядке даты выхода) | Настройки | Полноэкранное сглаживание | Разрешение |
---|---|---|---|
Bioshock Infinite, встроенный бенчмарк | Макс. качество | Откючено | 1920 × 1080 / 2560 × 1440 |
Crysis 3 + FRAPS | Макс. качество. Начало миссии Post Human | ||
Tomb Raider, встроенный бенчмарк | Макс. качество | ||
Metro: Last Light, встроенный бенчмарк | Макс. качество | ||
Company of Heroes 2, встроенный бенчмарк | Макс. качество | ||
Battlefield 4 + FRAPS | Макс. качество. Начало миссии Tashgar | ||
Thief, встроенный бенчмарк | Макс. качество | ||
GRID Autosport, встроенный бенчмарк | Макс. качество | ||
Middle-Earth: Shadow of Mordor, встроенный бенчмарк | Макс. качество | ||
Alien: Isolation | Макс. качество | ||
Sid Meier's Civilization: Beyond Earth, встроенный бенчмарк | Макс. качество | ||
Far Cry 4 + FRAPS | Макс. качество. Локация Banapur (первая деревня) | ||
Dragon Age: Inquisition, встроенный бенчмарк | Макс. качество | ||
Total War: Attila, встроенный бенчмарк | Макс. качество | ||
GTA V, встроенный бенчмарк | Макс. качество | ||
The Witcher 3: Wild Hunt + FRAPS | Макс. качество (Temporal AA отключен для совместимости с CrossFire). Локация Kaer Morhen |
⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, разгон
При базовом значении, равном 1 064 МГц, под нагрузкой частота графического процессора достигает 1 304 МГц (разница 240 МГц), а максимальное напряжение на GPU составляет 1,2 В. К счастью, оверклокерские утилиты уже получили доступ к управлению последним параметром в GeForce GTX 950. Увеличив пиковое напряжение до 1,243 В и расширив до предела лимит энергопотребления карты, мы добились стабильной работы GPU на базовой частоте 1 264 МГц, а в динамике наблюдались значения вплоть до 1 629 МГц (+365 МГц относительно базовой).
Память здесь изначально работает на заниженных частотах, но результат разгона этого компонента превзошел все ожидания: отталкиваясь от значения 6 610 МГц, нам удалось заставить чипы работать на эффективной частоте 8 610 МГц.
Трудно поверить, но на энергопотреблении системы оверклокинг особо не отразился: разница между разогнанным Palit GeForce GTX 950 и видеокартой, работающей на штатных настройках, укладывается в 7-8 Вт.
Система охлаждения, несмотря на свою простоту, имеет определенный запас мощности, который позволяет, невзирая на предельный разгон, снизить температуру GPU с 75 до 62 °C, запустив вентиляторы на полную скорость. Впрочем, от этого видеокарта становится куда более шумной, чем была изначально.
Скромный заводской разгон Palit GeForce GTX 950 StormX Dual практически не сказывается на игровой производительности. А вот впечатляющие частоты, которых GPU и видеопамять достигли впоследствии, помогли увеличить быстродействие на 20-23% относительно исходных позиций.
3DMark 2011
3DMark
Игровые тесты + Unigine Heaven 4
1920 × 1080 (AA off) | ||||
Полноэкранное сглаживание | NVIDIA GeForce GTX 950 (1024/6610 МГц, 2 Гбайт) | Palit GeForce GTX 950 StormX Dual (1064/6610 МГц, 2 Гбайт) | Palit GeForce GTX 950 StormX Dual (1264/8610 МГц, 2 Гбайт) | |
Alien: Isolation | Выкл. | 70 | 72 | 87 |
Bioshock Infinite | 65 | 67 | 78 | |
Company of Heroes 2 | 47 | 49 | 56 | |
GRID Autosport | 72 | 75 | 88 | |
Sid Meier's Civilization: Beyond Earth | 56 | 58 | 65 | |
Thief | 63 | 65 | 75 | |
Tomb Raider | 52 | 53 | 64 | |
Metro: Last Light | 46 | 47 | 55 | |
Dragon Age: Inquisition | 32 | 34 | 40 | |
GTA V | 40 | 41 | 48 | |
Middle-Earth: Shadow of Mordor | 27 | 27 | 31 | |
Total War: Attila | 23 | 25 | 29 | |
Battlefield 4 | 65 | 66 | 80 | |
Crysis 3 | 27 | 29 | 35 | |
Far Cry 4 | 42 | 42 | 43 | |
The Witcher 3: Wild Hunt | 24 | 26 | 32 | |
Полноэкранное сглаживание | NVIDIA GeForce GTX 950 (1024/6610 МГц, 2 Гбайт) | Palit GeForce GTX 950 StormX Dual (1064/6610 МГц, 2 Гбайт) | Palit GeForce GTX 950 StormX Dual (1264/8610 МГц, 2 Гбайт) | |
Alien: Isolation | Выкл. | 100% | 103% | 124% |
Bioshock Infinite | 100% | 102% | 119% | |
Company of Heroes 2 | 100% | 104% | 118% | |
GRID Autosport | 100% | 104% | 122% | |
Sid Meier's Civilization: Beyond Earth | 100% | 103% | 116% | |
Thief | 100% | 103% | 120% | |
Tomb Raider | 100% | 103% | 123% | |
Metro: Last Light | 100% | 102% | 119% | |
Dragon Age: Inquisition | 100% | 106% | 125% | |
GTA V | 100% | 102% | 120% | |
Middle-Earth: Shadow of Mordor | 100% | 100% | 115% | |
Total War: Attila | 100% | 109% | 126% | |
Battlefield 4 | 100% | 102% | 123% | |
Crysis 3 | 100% | 107% | 130% | |
Far Cry 4 | 100% | 100% | 102% | |
The Witcher 3: Wild Hunt | 100% | 108% | 133% | |
Мин. | 100% | 102% | ||
Макс. | 109% | 133% | ||
Среднее | 104% | 121% |
2560 × 1440 (AA off) | ||||
---|---|---|---|---|
Полноэкранное сглаживание | NVIDIA GeForce GTX 950 (1024/6610 МГц, 2 Гбайт) | Palit GeForce GTX 950 StormX Dual (1064/6610 МГц, 2 Гбайт) | Palit GeForce GTX 950 StormX Dual (1264/8610 МГц, 2 Гбайт) | |
Alien: Isolation | Выкл. | 43 | 44 | 54 |
Bioshock Infinite | 41 | 42 | 48 | |
Company of Heroes 2 | 32 | 32 | 38 | |
GRID Autosport | 51 | 52 | 63 | |
Sid Meier's Civilization: Beyond Earth | 39 | 40 | 48 | |
Thief | 43 | 44 | 53 | |
Tomb Raider | 33 | 34 | 43 | |
Metro: Last Light | 30 | 30 | 34 | |
Dragon Age: Inquisition | 19 | 21 | 25 | |
GTA V | 29 | 28 | 32 | |
Middle-Earth: Shadow of Mordor | 19 | 21 | 24 | |
Total War: Attila | 14 | 15 | 17 | |
Battlefield 4 | 41 | 43 | 52 | |
Crysis 3 | 16 | 18 | 22 | |
Far Cry 4 | 37 | 38 | 43 | |
The Witcher 3: Wild Hunt | 18 | 18 | 22 | |
Полноэкранное сглаживание | NVIDIA GeForce GTX 950 (1024/6610 МГц, 2 Гбайт) | Palit GeForce GTX 950 StormX Dual (1064/6610 МГц, 2 Гбайт) | Palit GeForce GTX 950 StormX Dual (1264/8610 МГц, 2 Гбайт) | |
Alien: Isolation | Выкл. | 100% | 102% | 125% |
Bioshock Infinite | 100% | 102% | 118% | |
Company of Heroes 2 | 100% | 101% | 121% | |
GRID Autosport | 100% | 102% | 123% | |
Sid Meier's Civilization: Beyond Earth | 100% | 102% | 121% | |
Thief | 100% | 103% | 124% | |
Tomb Raider | 100% | 101% | 127% | |
Metro: Last Light | 100% | 102% | 114% | |
Dragon Age: Inquisition | 100% | 111% | 132% | |
GTA V | 100% | 96% | 111% | |
Middle-Earth: Shadow of Mordor | 100% | 111% | 126% | |
Total War: Attila | 100% | 107% | 121% | |
Battlefield 4 | 100% | 105% | 127% | |
Crysis 3 | 100% | 113% | 138% | |
Far Cry 4 | 100% | 103% | 116% | |
The Witcher 3: Wild Hunt | 100% | 100% | 122% | |
Мин. | 96% | 111% | ||
Макс. | 113% | 138% | ||
Среднее | 104% | 123% |
В любой видеокарте нас интересуют в первую очередь характеристики системы охлаждения и оверклокерский потенциал. Palit GeForce GTX 950 StormX Dual, пускай это и относительно недорогая модель среди себе подобных, заслужила высокую оценку по обоим параметрам. Кулер, несмотря на простую конструкцию, обеспечивает комфортный акустический режим и полностью молчит при низкой нагрузке, а повышение частот в результате разгона прибавляет в играх с относительно легкой графикой десяток FPS, что, согласитесь, совсем нелишне.