Наушники Audio-Technica ATH-M50X не появились бы на свет, если бы в 2007 году специалисты Audio-Technica не выпустили модель ATH-M50.
Нельзя сказать, что она выделялась революционным дизайном или каким-то изощренным интерфейсом. Эта модель позиционировалась как “рабочая лошадка” для звукорежиссеров и работников других профессий, связанных с мониторингом звука. Однако она получилась удивительно качественной и, что называется, ”выстрелила”, попав в самое яблочко. На ATH-M50 мгновенно обратили внимание любители качественного звука. Оказалось, что эту модель очень комфортно носить долго, а выдаваемая ей звуковая картина сбалансирована и не перегружена. Подавляющее большинство отзывов о новинке было положительным. Эту модель рекомендовали практически в каждом обзоре и в любом сообществе любителей портативного аудио, наушникам неоднократно доставалась награда “Лучший выбор” в ценовом диапазоне до двухсот долларов.
Но каким бы хорошим ни был товар, его необходимо время от времени обновлять. Специалисты Audio-Technica внимательно следили за отзывами пользователей, которые приобрели ATH-M50. Приняв во внимание пожелания тех, кто использовал данную модель, компания немного переработала наушники и анонсировала новую линейку мониторных наушников (буква M в названии означает Monitor) с индексом Х в конце. В наших руках оказалась модель Audio-Technica ATH-M50X — пожалуй, самая интересная из всей линейки.
Когда одному из авторов этой статьи было семь лет, он, гуляя с отцом по центру города, увидел рядом с гостиницей два больших и очень красивых иностранных автомобиля — «кадиллак» и «линкольн». Поскольку других иномарок юному автору тогда еще не встречалось, он спросил у отца: "А импортные автомобили всегда такие большие?" Тот улыбнулся и ответил: "Да, всегда: там любят видеть, за что платят деньги".
Он определенно был прав. Более того, с тех пор ничего не изменилось. Скажем, приобретая не совсем бюджетные наушники, любитель портативного аудио рассчитывает сразу увидеть, за что он выкладывает заработанные деньги. Ему хочется получить нечто большее, чем просто устройство для воспроизведения звука. Он начинает предъявлять требования к дизайну, выказывать желание получить в комплектации чехол или футляр, переходник (а лучше несколько), отсоединяемый кабель (а желательно — и удлинитель в подарок). Да и сами наушники, по мнению требовательного покупателя, должны одним только своим видом доказывать, что они стоят своих денег!
Как тут не вспомнить недавнее нашумевшее разоблачение наушников Beats Эйвери Луи и его коллегами из компании Bolt, которые исследовали конструкцию популярной модели и выяснили, что она содержит "необязательные" детали, которые составляют примерно треть веса наушников. Напомним, что в том же исследовании было подсчитана реальная себестоимость наушников Beats, которая составила около 17 долларов (в десять раз ниже цены, по которой они продаются!). Тяжесть оголовья, массивная коробка с красочной полиграфией и мощнейшая рекламная кампания — все это, по мнению производителя, должно убеждать покупателей в целесообразности покупки. Все это очень простые маркетинговые приемы, которые, однако, работают, и очень хорошо.
А что же с нашей "Аудиотехникой"? К ней прилагается чехол, у нее отстегивается кабель, причем в комплекте этих самых кабелей сразу несколько. И все же это продукт совершенно иного уровня, чем Beats. Философия наушников ATH-M50X в корне отличается от той, что используют раскрученные бренды. Никакого пафоса, никакой попсы, никаких фотосессий с сомнительными знаменитостями из мира поп-музыки или киберспорта. Звук, качество, надежность — вот те три кита, на которых держится продукция знаменитой японской марки.
⇡#Технические характеристики наушников ATH-M50X
Частотная характеристика | 15 Гц — 28 кГц |
Тип | Закрытые динамические наушники с оголовьем |
Динамик | Диаметр 45 мм |
Звуковая катушка | Омедненный алюминиевый провод (CCAW) |
Максимальная мощность | 1600 мВт |
Сопротивление | 38 Ом |
Чувствительность | 99 дБ |
Кабель прямой с односторонним подключением | 1,2 м |
Кабель прямой с односторонним подключением | 3 м |
Кабель витой с односторонним подключением | 1,2 м |
Штекер | 3,5 мм |
Вес | 284 грамма (без шнура) |
Коробка, в которой спрятаны ATH-M50X, имеет довольно внушительные размеры. Ее дизайн предельно строг, лишен каких бы то ни было декоративных элементов, прозрачных окошек или даже броских рекламных заявлений. Своим видом упаковка как бы говорит: "Это просто наушники, ничего лишнего".
На коробке даже специально добавлен какой-то небрежный непонятный узор, глядя на который можно подумать, что на ней кто-то расписывал ручку. Стиль упаковки очень напоминает оформление коробки Superlux HD669 [см. обзор "Наушники Superlux HD669 (Axelvox HD 272): исключение из правил"]. Что ж, это правильный подход — те деньги, которые вы могли бы потратить на полиграфию, в наушниках Audio-Technica применены для дела, а не для макулатуры. Единственный недостаток такой аскетичной упаковки — на человека, который “не в теме”, подарок внешним видом впечатление не произведет.
Внутри коробки лежит грубый серый прессованный картон, на нем — сами наушники.
Каждая чашечка бережно упакована в отдельный кулек. Достав наушники, мы несколько секунд соображали, куда пропал кабель — неужели его забыли вложить? Конечно, нет, он был на месте. Оказалось, что центральный круглый выступ на картоне — это еще одна коробка, скрывающая аксессуары ATH-M50X.
А вот и чехол: мягкая ткань внутри и кожзам снаружи.
Мешочек имеет завязочки, потянув за которые можно спрятать содержимое. Для транспортировки наушников чехол, в принципе, пригоден, но лучше подыскать ему альтернативу. Даже если сложить наушники самым компактным образом, мешочек начинает не то чтобы трещать по швам, но довольно сильно натягиваться в области чашек.
Скорее, этот аксессуар пригодится для хранения кабелей, тем более что их тут целых три штуки. Есть также и переходник — штекер на 6,35 мм.
⇡#Конструкция, дизайн и комфорт
На официальном сайте обозначено, что модель Audio-Technica ATH-M50X выпускается только в черном или белом цвете. На самом же деле цветовых решений больше, просто они, судя по всему, выпускаются ограниченным тиражом под маркой Limited Edition и распродаются очень быстро. Например, нам попалась именно ограниченная серия наушников в темно-зеленом оформлении. Продавалась она в комплекте с очень интересным USB-микрофоном Yeti (жаль, что его подробный обзор выходит за рамки формата 3DNews). Комплект "конденсаторный микрофон плюс полноразмерные наушники" выбран очень символично, ведь в Yeti имеется выход для мониторинга звука, а Audio-Technica ATH-M50X — это одни из самых лучших мониторных наушников, какие только можно найти.
Надев эти наушники в первый раз, мы сняли их… через полтора часа. Возникло чувство, будто мы их уже давно носим: амбушюры как будто уже адаптировались к форме ушей, оголовье разносилось ровно настолько, чтобы прижим был достаточным, но лишнего давления не ощущалось. В общем, к ATH-M50X совершенно не нужно было привыкать. Это словно костюм, который подходит вам по покрою: надели — и поняли, что сидеть лучше ничего не будет.
Прочитав в официальном описании, что обновленная модель содержит какие-то улучшения в амбушюрах, мы долго всматривались, пытаясь понять, что же именно японский производитель поменял. Радикальных отличий от прежней модели мы так и не нашли. Внешне амбушюры никак не изменились, за исключением разве что вентиляционных отверстий с обратной стороны. Кроме того, на новой модели подушечки несколько мягче, что, с другой стороны, может быть объяснено тем, что новая модель эксплуатировалась меньше времени.
О качестве амбушюров судить сложно, на сколько их хватит — покажет время. Если они сделаны идентично амбушюрам на ATH-M50, то через два-три года потеряют красивый вид и нужно будет присматривать сменный комплект.
Напомним еще раз, что модель Audio-Technica ATH-M50X пришла на смену ATH-M50, которая, в свою очередь, была создана специально для работников звукозаписывающих студий. Поэтому наушники предыдущей модели изначально были сконструированы таким образом, чтобы длительное ношение не вызывало дискомфорта у их обладателя. Так как дизайн остался прежним, Audio-Technica ATH-M50X в этом смысле ничем не отличается от своего предшественника. Положение поворотного механизма чашек мгновенно подстраивается под анатомические особенности любого человека. Неважно, какие у вас форма и размер головы, — наушники мгновенно угадывают очертания и располагаются так, чтобы не вызывать никакого дискомфорта.
Когда рассматриваешь наушники Audio-Technica ATH-M50X вблизи, возникает уверенность, что они совсем нетяжелые. Однако на самом деле они не такие уж и легкие — примерно 280 граммов. По нашему мнению, это близко к оптимальному значению — они не висят гирей на шее, как почти четырехсотграммовые JVC HA-MR77X, и имеют более уверенную посадку чем, скажем, KOSS UR40 (210 грамм). А такой “легкий” вид конструкция обрела благодаря относительно неглубоким чашкам, в которых прячутся фирменные динамики с диафрагмой 45 мм. Сделай инженеры чашки более округлыми и объемными, наушники оказались бы не мобильными, а в таком дизайне их нетрудно представить себе на голове меломана, прогуливающегося по улице.
Шарнирный механизм чашек позволяет вращать динамики наушников в двух плоскостях. При этом наклон чашек осуществляется с фиксацией в одном из трех положений. Выбор каждого из них сопровождается характерным щелчком. При этом в каждом из выбранных положений чашка корректируется пружинным механизмом и стремится занять среднее положение. Судя по всему, этот самоподстраивающийся механизм и обеспечивает идеальную посадку. Прижим к голове достаточно плотный, но не чрезмерный. К тому же мягкие амбушюры убирают ощущение зажатости.
На тыльной стороне каждой из чашек имеется фирменный логотип Audio-Technica в круглой металлической окантовке. Если присмотреться повнимательнее, можно увидеть на этой блестящей полоске крохотные бороздки — почти такие же, как на виниловых пластинках.
Оголовье очень приятное, мягкое на ощупь, с глубоким тиснением — похоже на качественный кожзам. Запас по длине оголовья значителен, наушники подойдут любому — и ребенку, и очень крупному взрослому человеку (честно говоря, до определенного момента не обращали внимания на это, пока в руках не оказалась одна из моделей популярных производителей с крайне малым запасом размера оголовья).
Правый и левый канал спутать невозможно — с левой стороны подключается кабель. Тем не менее на шарнирах складной конструкции дважды обозначены правая и левая сторона. Первый раз — в виде выгравированной буквы на металлическом шарнире, второй раз — с помощью рельефной точки на пластиковом основании шарнирной конструкции левого канала.
Японский производитель, как никто другой, любит экспериментировать с кабелем. Взять хотя бы модель Audio-Technica ATH-WM55, где провод сворачивается специальным хитрым механизмом (см. обзор “Цветные наушники Audio-Technica ATH-WM55, которые сами сматывают провод”). И в ATH-M50X вас также ждет сюрприз, связанный с подключением кабеля.
Всего в комплекте идут три кабеля — витой (1,2 м), прямой длинный (3 м) и прямой короткий (1,2 м).
Присмотревшись к форме литья на штекере для подключения кабеля, можно увидеть, что очертания слегка отличаются от обычной изоляции на штекерах других производителей. В корпусе имеется небольшой паз г-образной формы.
Это сделано для того, чтобы, вставив штекер в наушники, можно было повернуть его в разъеме до упора и плотно зафиксировать. В этом случае, если резко дернуть за кабель, он останется прочно сидеть в гнезде. Чтобы отключить провод, нужно проделать обратное — повернуть штекер против часовой стрелки и только потом вынимать. Честно говоря, какая-то немного мудреная система подключения кабеля, да и пользы от нее мало. В транспорте ездить с ATH-M50X как минимум неразумно, а на рабочем месте если вдруг такая неприятность и произойдет (скажем, кабель попадет под кресло), то защита от случайного выдергивания провода может просто сломать наушники. Вероятно, эта “фишка” была сделана для того, чтобы было что написать в пресс-релизе. На самом деле, все новое — это хорошо забытое старое: Audio-Technica уже делала такой разъем много лет назад.
Если вы являетесь обладателем модели Audio-Technica ATH-M50, делать апгрейд до Audio-Technica ATH-M50X нет совершенно никакого смысла. Но если вам уж очень-очень хочется идти в ногу со временем, вы можете неплохо сэкономить, взяв в руки паяльник и переделав ATH-M50 в ATH-M50X. Ведь все, что для этого нужно, — разобрать левую чашку и установить гнездо для 3,5-миллиметрового штекера. Как это сделать, показано на видео ниже.
Можно также поэкспериментировать с демпфирующим материалом. Единственное отличие от обновленной модели будет состоять только в том, что механизм подключения на переделанной модели не будет намертво фиксировать кабель, как в ATH-M50X, но это уж совсем мелочь, такой опцией можно и пожертвовать.
Переходник на 6,35 миллиметра надевается на фирменный кабель с помощью резьбы. В Интернете мы нашли забавный англоязычный видеообзор, где автор долго и бойко рассказывал о достоинствах этой модели, но, когда дошел до переходника, секунд десять соображал, почему не может надеть переходник, бормоча себе под нос что-то вроде "какого черта?". Оказывается, тут тоже есть небольшой нюанс — чтобы надеть переходник, необходимо приложить небольшое усилие перед первым витком, поскольку пружина старается его вытолкнуть.
Подключается кабель к левой чашке наушников (собственно, как и в версии с несъемным проводом). Правильное положение штекера относительно гнезда для подключения кабеля можно подбирать, ориентируясь на светлую продолговатую отметку, которая имеется как на пластиковом корпусе чашки, так и на самом кабеле.
Некоторые обладатели предыдущей версии наушников, которые произвели "апгрейд", с удивлением обнаружили, что звук на ATH-M50X не такой, как на ATH-M50. Как же так? Ведь дизайн фактически один и тот же, динамики, если верить производителю, также не обновлялись. Так в чем же причина? Неужели японский бренд решил обмануть любителей музыки с драйверами, заменив их более дешевыми? Чтобы разобраться в этом вопросе, наш коллега, ведущий специалист InnerFidelity Тайл Хертсенс, провел целую серию измерений и даже демонтировал чашки, чтобы сравнить их содержимое. Вывод, который был сделан после этих экспериментов: никаких изменений нет. Динамики стоят те же самые, параметры их звучания идентичны характеристикам аналогичных элементов в ATH-M50.
Если призвать на помощь все свое воображение, все-таки можно услышать, что звук в новой модели совсем немного, но отличается, причем это заметно лишь на определенных участках произведений. Причина этого кроется в том, что в новой модели японские инженеры-акустики постарались минимизировать резонансные колебания внутри чашки за счет дополнительного демпфирующего материала. Качество воспроизведения от этого только выиграло — наушники стали звучать немножко увереннее. Там, где предыдущая модель “дает осечку”, обновленный вариант справляется без проблем. Но это все от лукавого: поверьте, разница хоть и в лучшую сторону, но столь мизерна, что ее легко можно не заметить.
За девять лет своего существования модель ATH-M50 заслуженно лидировала во многих обзорах. Мы совершенно согласны с такой оценкой, однако хотим еще раз напомнить, что самая объективная оценка — ваша личная, после того, как вы наденете наушники на свои уши и сами сделаете вывод о качестве наушников. Но мы все же добавим свои пять копеек.
Наверное, если подбирать наушники, аналогичные по классу, ATH-M50X можно сравнить с Sennheiser 380 Pro — с той разницей, что в ATH-M50X ниже чувствительность, хотя и приятнее проработан нижний диапазон. Прорисовка ударных настолько выразительна, что, например, в композициях Грега Джоя (Greg Joy) можно вполне четко определить материал, из которого сделаны палочки, — деревянное постукивание ни с чем спутать невозможно.
Закрытые наушники совершенно не зажимают картину звука — он очень широкий, если так можно сказать. Он просто охватывает вас со всех сторон, правда, на наш субъективный вкус, кажется, что он совсем немного смещен назад, к спине. Быть может, это объясняется особой формой амбушюров и расположением драйверов внутри чашек. Точность позиционирования звуковых источников очень высока, на альбоме Дэвида Невью (David Nevue) можно уловить движение рук исполнителя по клавишной деке — правее или левее.
Чтобы вам было понятнее, приведем такой факт. Данный обзор писался поздним вечером, когда в тишине и спокойствии можно насладиться качеством звука, вслушаться в тембр ATH-M50X и внимательно изучить особенности их работы. Когда трек Эмманюэль Муар (Emmanuel Moire) "Un seul capitane" (альбом "Le Recontre" 2015 года) подошел к 2:31 и в наушниках послышался детский смех, автор решил, что это проказничают проснувшиеся дети, и невольно снял оголовье.
Один из поклонников марки Audio-Technica — популярный композитор и исполнитель Майкл Уитакер Смит (Michael W. Smith), его имя даже упоминалось в одном из официальных пресс-релизов японской компании. Все его композиции звучат в наушниках ATH-M50X просто идеально, а All In The Serve особенно впечатляет — калейдоскоп нюансов просто-таки пробирает до глубины души, настолько выразительно и естественно звучит в этом произведении каждый инструмент.
Свежий альбом Take That несколько утомил напористым высокочастотным драйвом композиции Lovelife (судя по всему, тюнинг звука при записи делался под другой тембр акустики). А вот в Freeze ситуация была другой — именно этого драйва как раз и не хватало. Странно, но, например, даже внутриканальные TDK IE800 более аккуратно (в смысле частот) играют этот альбом, хотя, безусловно, сравнивать их с ATH-M50X бессмысленно — мало того, что ценовой диапазон совершенно иной, так еще и тип наушников не тот. Все это говорится к тому, что наверняка найдется масса других недорогих наушников, где звучание той же группы будет более “взвешенным”, чем в обозреваемой модели. Такая ситуация вполне понятна, и в ней мы не видим ничего удивительного — многие исполнители настраивают свои записи таким образом, чтобы треки "звучали" в первую очередь на дешевой аппаратуре. Ведь подавляющее большинство меломанов не могут себе позволить слушать любимые произведения на дорогой и качественной акустике.
Из личных наблюдений мы сделали вывод, что модель ATH-M50X не всегда дружит с электронной попсой, а вот с тяжелой или просто "живой" музыкой справляется запросто. Гитара звучит просто изумительно, струна звенит и радует ухо. Любые барды и фолк-исполнители раскрываются в полной мере. Взять хотя бы чешскую легенду Яна Недведа (Jan Nedvěd) в группе Brontosauři c вечно молодой песней Jarní tání — кажется, композицию можно бесконечно слушать по кругу, наслаждаясь музыкой и перенимая ее настроение.
Очень красиво звучали альбомы Стинга (Sting). Если вы ранее не слушали его на нормальной акустике, очень советуем еще раз послушать музыкальные произведения на ATH-M50X. Например, после наушников Pioneer SE-MJ751 (см. “обзор Pioneer SE-MJ751 Bass Head: наушники с четырьмя динамиками”) все его композиции предстают совершенно в новом свете — более яркие, детальные, свежие. Саундтреки The Living Sea и Dolphins просто завораживают. Альбом The Endless River группы Pink Floyd тоже слушается на одном дыхании — вот тут звук сбалансирован, без прикрас и при этом детален на всем диапазоне частот.
Теперь пара слов для любителей графиков и измерений. Вот сравнительный анализ АЧХ старой и новой моделей.
Как видите, кривые очень похожи (замеры от InnerFidelity), а расхождения можно объяснить погрешностью измерений. И те и другие наушники имеют легкий басовитый окрас, который нисколько не портит общую картину. Прочие частоты условно сбалансированы, нет критично глубоких провалов или высоких "горбов", за исключением заметного спада на 8 кГц, после которого снова идет подъем.
Искажения у ATH-M50X минимальные. Замеры Тайла Хертсенса показали, что коэффициент гармонических искажений даже на краях слышимого диапазона не превышает единицы. Однако, по нашему мнению, более точные измерения получились у французских коллег из издательства LesNumeriques. Определенный ими коэффициент гармонических искажений предельно мал — даже в области НЧ он не превышает 0,2 %, а на прочем диапазоне и вовсе скатывается в 0,1% и ниже. Если судить по уверенному воспроизведению любого музыкального инструмента, это похоже на правду, и такие цифры — превосходный результат.
Когда создается очередная модель наушников, инженерам приходится решать очень сложную задачу — как угодить всем, кто будет ее использовать. Нужно учесть множество нюансов. Так, например, наушники должны одинаково хорошо смотреться и на большой голове, и на маленькой, уверенно сидеть на оттопыренных ушах и на ушах, прижатых к голове. Они не должны натирать кожу и оказывать излишнее давление, но и не должны спадать. Человек должен ощущать наушники как продолжение самого себя.
Сделать это невероятно сложно. А еще сложнее — угодить всем в музыкальных предпочтениях. Это, пожалуй, вообще из области фантастики. Кто-то любит "верха", другой "низы", и никогда между ними не прекратится бессмысленный диспут на тему того, как именно должна звучать музыка в наушниках. И все-таки японские инженеры своей моделью ATH-M50X умудрились угодить если не всем, то большинству любителей “персональной” музыки. Звук обновленной модели сочный и звонкий, мы наблюдаем отличную, неискаженную картину.
Несмотря на свою универсальность, ATH-M50X — это в первую очередь рабочие наушники. Они великолепно подходят для мониторинга звука, для работы в студии. Их не стоит носить на улице, а вот для домашнего комфортного прослушивания музыки на мягком диване они годятся как нельзя лучше. Цена на эти наушники, пожалуй, уже кусается, но если вы все же решите сделать себе такой подарок, то не разочаруетесь, будьте спокойны.
А еще выпуск Audio-Technica ATH-M50X может стать поводом для радости и для тех любителей звука, которые не готовы выкладывать двести долларов за какие-то там наушники, пусть даже и очень качественные. У таких людей есть шанс сэкономить, выбрав старую модель ATH-M50. Она ничем, кроме съемного кабеля, не отличается от новинки, но при желании ее можно найти в интернет-магазинах со значительной скидкой.