Сегодня на рынке компьютерных корпусов, особенно в бюджетном сегменте, чувствуется переизбыток. Полки магазинов ломятся от моделей различных форм и расцветок, вгоняя в ступор даже самого искушенного покупателя. Что же выбрать? Многие пользователи, особенно начинающие, часто тратят почти весь бюджет на основные компоненты компьютера – процессор, материнскую плату, видеокарту. А о корпусе думают так: «Лишь бы был ящик». Это может быть верно в случае сборки офисного ПК, но если вы собираете геймерский компьютер, то следует обязательно позаботиться о качественном охлаждении. И здесь «ящик» начинает играть важную роль.
В данном обзоре представлен корпус GMC T360 – недорогой и достаточно функциональный продукт, предназначенный для сборки игрового ПК. Он подойдет как раз экономным пользователям, ведь стоимость этого корпуса составляет всего около 60 долларов. При этом мы получаем корпус формата Midi Tower под материнскую плату форм-фактора ATX, с возможностью установить видеокарту и блок питания неограниченной длины, поддержку трех 5,25” устройств и трех жестких дисков (крепление последних посредством салазок с антивибрационной развязкой). Кроме того, что немаловажно, GMC T360 уже в штатной комплектации снабжен пятью (!) полноценными 120-мм вентиляторами, оборудован двухканальным контроллером вентиляторов и даже наделен USB-портом повышенной мощности для зарядки/питания различных устройств. Как вам такое?
Название модели |
T360 |
Форм-фактор |
Midi Tower |
Габариты корпуса (Ш × В × Г), мм |
180 (200) × 475 × 460 |
Масса корпуса (нетто), кг |
~5 |
Материал корпуса |
Сталь ~0,6 мм / Пластик |
Цветовая вариация |
Black (черный) |
Внешние 5,25-дюймовые отсеки, шт. |
3 |
Внешние 3,5-дюймовые отсеки, шт. |
1 (из 5,25-дюймового) |
Внутренние 3,5-/2,5-дюймовые отсеки, шт. |
3 |
Слоты расширения, шт. |
7 |
Внешние порты |
1 × USB 3.0 1 × USB 2.0 1 × Power USB (большой ток) HD Audio Двухканальный реобас на четыре вентилятора (4,8–12 В) |
Поддержка материнских плат |
ATX / Micro-ATX / Mini-ITX |
Штатная система охлаждения |
Фронтальный вентилятор: 2 × 120 мм Верхний вентилятор: 2 × 120 мм Тыловой вентилятор: 1 × 120 мм (~1000 об/мин) |
Возможная система охлаждения |
Фронтальный вентилятор: 2 × 120 мм Верхний вентилятор: 2 × 120 мм Тыловой вентилятор: 1 × 120 мм |
Максимальная длина видеокарты, мм |
290 (410) |
Максимальная высота кулера CPU, мм |
160 |
Максимальная длина блока питания, мм |
~270 |
GMC T360 упакован в картонную коробку средних размеров. Замеренная масса брутто составила 6,2 кг. Наличие ручек-вырезов на боковинах коробки поможет транспортировать корпус из магазина в руках.
Оформлена упаковка просто: на ней изображены фронтальная и верхняя стороны корпуса, приведено его краткое описание. А вот подробного списка технических характеристик, как это обычно принято, здесь не найти.
Внутри коробки корпус упакован стандартным способом – обернут в прозрачный полиэтилен и зажат между двумя пенопластовыми демпферами-фиксаторами.
Аксессуары находятся внутри корпуса в картонной коробочке, в которой расположился пакет с инструкцией и различными крепежными винтами. Но ничего необычного в комплекте поставки нет – только необходимый минимум.
Руководство пользователя написано только на русском языке и весьма информативно. Помимо описания комплекта поставки и процесса сборки ПК, в нем содержится немало иллюстраций.
Помимо прочего, в аксессуарах присутствует прозрачная и слегка тонированная акриловая крышка, которой при желании можно закрыть углубление на верхней панели корпуса. Изначально она оклеена защитной пленкой, также пленкой с обеих сторон защищено боковое акриловое окно на самом корпусе.
Комплект поставки GMC T360 включает:
GMC T360 выпускается на рынок только в одном цвете – полностью черным.
Корпус выполнен в форм-факторе Midi Tower («средняя башня»). Масса корпуса составляет около 5 кг. Производитель указал ширину корпуса как 180 мм, но это без учета выгибов на боковых панелях. С ними ширина увеличивается до ~200 мм, что дает дополнительное место для охладителя CPU и в пространстве за поддоном материнской платы.
Дизайн GMC T360 симпатичный, а за счет выштамповок на боковинах корпус кажется немного округлым.
Несомненно, его фронтальная сторона – наиболее впечатляющий элемент. Первым делом в глаза бросается вентиляционная решетка, занимающая всю площадь фронтальной панели. Она выполнена в виде крупных сот вытянутой формы.
Хотя сотами их называть не совсем верно, но ячейки очень на них похожи. Решетка придает корпусу интересный вид, немного агрессивный. Она напоминает воздухозаборную решетку радиатора грузового автомобиля, что в сочетании с логотипом «GMC» смотрится еще более атмосферно.
Шасси корпуса и боковины изготовлены из холоднокатаной стали, о толщине которой производитель не сообщает, но замеры штангенциркулем позволили приблизительно ее оценить: с учетом краски толщина металла составляет ~0,6 мм.
В конструкции корпуса присутствует пластик, из него выполнены фронтальная и верхняя накладные панели. Немного пластика имеется на нижней панели корпуса, с наружной ее стороны, – в районе передних и задних ножек.
Как было отмечено выше, фронтальная панель GMC T360 полностью перфорированная. Два вентилятора расположены за решеткой на расстоянии около 30 мм, такая конструкция позволит им функционировать более эффективно (отсутствие близкорасположенной преграды). Защита от пыли присутствует – сразу за отверстиями проложена пластиковая мелкоячеистая сетка.
Передняя панель легко снимается, если ее потянуть на себя за нижнюю часть. При этом открывается доступ к фронтальным вентиляторам и противопылевому фильтру. К панели прикреплена часть проводов, полностью ее отсоединить удастся только в том случае, если провода никуда не подключены.
В верхней части можно видеть три 5,25-дюймовых отсека, в самый нижний из которых можно установить и 3,5-дюймовое устройство. В верхней части панели находятся порты – по одному USB 3.0 и 2.0 и пара стандартных аудиогнезд (mini-jack 3,5 мм). Две круглые ручки – не что иное, как встроенный реобас, который регулирует скорость вращения передних и верхних вентиляторов.
Кнопкам включения и сброса нашлось место в передней части верхней панели, также здесь находятся индикаторы питания и работы HDD. Все органы управления подписаны, что-либо перепутать можно разве что в темноте.
Наконец, GMC T360 оборудован портом USB повышенной мощности, он расположен в углублении на верхней панели. Информация через порт не передается, он используется только для питания/зарядки мобильных устройств. Точная величина максимального тока зависит от других компонентов ПК — порт подключается через разъем Molex к пятивольтовому каналу блока питания. Чтобы USB-порт не загрязнялся, углубление можно закрыть акриловой крышкой из комплекта.
Тыльная сторона ничем особым не выделяется. Здесь расположен отсек для блока питания, семь слотов расширения, вырез под I/O-заглушку материнской платы и посадочное место для вытяжного вентилятора. В верхней части панели расположены два обрезиненных отверстия для вывода шлангов системы жидкостного охлаждения толщиной до 18,5 мм (без резиновых вставок – до 21 мм). Шесть из семи слотов расширения закрыты одноразовыми перфорированными заглушками, для одного слота имеется съемная заглушка в комплекте.
Платы расширения прикручиваются с внешней стороны задней панели, поэтому винты защищены пластиковым кожухом на защелках.
На левой боковой панели GMC T360 помимо выштамповки, размещено прозрачное акриловое окно. Глубина выштамповки – около 10 мм. Через окно просматривается почти все внутреннее пространство, кроме накопителей и 5,25-дюймовых устройств. Правая боковина идентична левой, отсутствует только акриловое окно. Вентиляционные решетки не предусмотрены ни на одной из боковин.
Выштамповки также являются ребрами жесткости, они усиливают прочность боковин. Если на панель надавить, она не прогибается. Каждая боковина фиксируется с задней стороны парой винтов с пластиковой накатанной головкой. Снимаются панели за выступ сдвигом назад.
Верхняя панель причудливой округлой формы, смотрится симпатично. Большая вентиляционная решетка рассчитана на два вентилятора, она выполнена из стальной сетки с размером сот 2,5 мм, под которой проложен тонкий слой крупнопористого поролона, служащего защитой от пыли.
Верхняя панель легко демонтируется — достаточно потянуть ее назад. Это откроет доступ к верхним вентиляторам и поролоновому противопылевому фильтру.
Нижняя панель оборудована только одной воздухозаборной решеткой для блока питания, она расположена в задней части. Защита от пыли присутствует в виде съемного пластикового противопылевого фильтра. И хотя задняя опора наполовину перекрывает решетку, воздух к блоку питания поступает нормально, забор осуществляется с тыльной стороны.
Спереди и сзади к дну приделаны массивные пластиковые опоры, они приподнимают корпус на высоту 30 мм от поверхности. Какой-либо антивибрационный материал на ножках отсутствует.
⇡#Внутреннее строение, особенности сборки
Внутренняя компоновка GMC T360 мало отличается от типичной «башенной» с нижним расположением блока питания. Как и снаружи, внутренний окрас корпуса – полностью черный. Белые салазки для накопителей, запорные механизмы 5,25-дюймовых устройств и крыльчатки вентиляторов создают привлекательную контрастную схему.
Система скрытой укладки проводов включает в себя одиннадцать (!) отверстий, включая одно отверстие для провода питания процессора в верхней части. Впрочем, при установленной материнской плате провод просунуть вряд ли удастся. Имеется вырез для доступа к крепежной крестовине кулера CPU, но он немного смещен к задней части, и неизвестно, как это скажется на совместимости с различными материнскими платами.
Свободного места за поддоном платы около 8-9 мм (16 мм в районе накопителей и 5,25-дюймовых устройств). Прибавим 6-7 мм свободного пространства за счет выгиба на боковине. В целом порядок, при сборке ПК недостатка свободного места возникнуть не должно, если не сосредотачивать за поддоном большие связки неиспользуемых проводов от блока питания. Но свободного места хотелось бы все же побольше.
Системная плата крепится без использования стандартных стоек (хотя в комплект они зачем-то входят). Я неоднократно встречал подобную конструкцию в других корпусах: поддон наделен выштампованными элементами – это и есть стойки. Довольно удобно, так как уходит меньше времени на установку платы и не требуется шестигранный переходник. В GMC T360 можно установить материнские платы форматов ATX, Micro-ATX и Mini-ITX.
Максимальная длина графического адаптера, который поместится в GMC T360, составляет 410 мм — таким оказалось замеренное расстояние от задней панели до переднего вентилятора. В нижнем PCI-E-слоте ее максимальная длина сокращается до 290 мм, из-за несъемной корзины для HDD.
Максимальная высота процессорного кулера, по заявлению производителя, составляет 150 мм, это указано на его сайте. Но на деле даже чуть больше — 157 мм. Хотя в тестировании принимал участие Noctua NH-L12, система была проверена и с кулером Prolimatech Lynx (башенная конструкция) высотой 160 мм — он поместился свободно.
Платы расширения прикручиваются обычными винтами снаружи задней панели. Пластиковая крышка-кожух защищает винты от внешних воздействий и закрывает образовавшуюся щель.
Блок питания размещается в задней нижней части корпуса. Он располагается на четырех выгнутых из днища подставках, какие-либо амортизирующие прокладки на них отсутствуют.
БП может располагаться как вентилятором вниз, так и вверх. В моем случае он был установлен вентилятором вниз.
Замеренное расстояние от задней панели до нижней корзины для накопителей составило 290 мм (с учетом 5-мм выгиба с края корзины), из чего можно сделать вывод о максимальной длине блока питания. Стендовый БП длиной 190 мм поместился вровень с отверстием, через которое обычно выводятся провода от блока за поддон, то есть проблем не возникло.
GMC T360 вмещает три 5,25-дюймовых устройства. Они располагаются в верхней корзине, их крепление безвинтовое, посредством специального запорного механизма (только с левой стороны корзины). Одна из заглушек 5,25-дюймовых отсеков позволяет установить и 3,5-дюймовый накопитель, но соответствующий переходник в комплекте с корпусом не поставляется.
В корпус могут быть установлены три 3,5- или 2,5-дюймовых жестких диска в нижней корзине.
Салазки накопителей оборудованы силиконовыми антивибрационными прокладками, жесткий диск закрепляется в них без применения винтов. Однако 2,5-дюймовый накопитель прикручивается винтами, а антивибрационное крепление для этого типоразмера не предусмотрено.
Во время сборки ПК проблем обнаружено не было, компоненты устанавливаются и подключаются без затруднений.
Провода без проблем разместились за поддоном системной платы, боковина закрылась свободно, не выгибаясь.
Не понравилось то, что провод питания процессора полноценно за поддоном уложить не удалось, а доступ к крепежной крестовине кулера CPU на стендовой ASUS Z170-A оказался перекрыт.
Система охлаждения в GMC T360 заслуживает высокой оценки. В штатной комплектации корпус под завязку напичкан вентиляторами: в нем имеется пять посадочных мест для вентиляторов, и все пять 120-мм «вертушек» установлены производителем на заводе – две спереди, две сверху и одна сзади. Также GMC T360 оборудован штатным двухканальным реобасом, а вентиляторы к нему подключены изначально.
После снятия фронтальной панели открывается доступ к двум передним вентиляторам, они прикручены длинными винтами. Вентиляторы имеют типоразмер 120 × 120 × 25 мм, выполнены из прозрачного пластика и оборудованы LED-подсветкой белого цвета со слабым голубоватым оттенком.
Интенсивность свечения уменьшается при снижении оборотов. Разъем питания у вентиляторов трехконтактный, но провод тахометра отсутствует, поэтому скорость вращения фронтальных вентиляторов, как и верхних (также отсутствует провод тахометра), замерить не удалось. Можно узнать лишь скорость вращения заднего вентилятора, по показаниям тахометра материнской платы она составила ~1000 об/мин. Смею предположить, что у остальных «вертушек» обороты такие же.
Фронтальные вентиляторы работают на вдув: верхний накачивает прохладный воздух к видеокарте, нижний обдувает корзину с накопителями. Вентиляторы изначально подключены к одному каналу штатного реобаса, регулирование их скорости вращения осуществляется независимо от остальных вентиляторов.
Два верхних вентилятора прикручены такими же длинными винтами и работают на выдув. Их типоразмер – 120 × 120 × 25 мм, светодиодная подсветка отсутствует. Вентиляторы подключены ко второму каналу реобаса. Разъем питания у вентиляторов трехконтактный, провод тахометра отсутствует.
Пятый — задний — вентилятор также работает на выдув. Его типоразмер – 120 × 120 × 25 мм.
GMC T360 оборудован контроллером вентиляторов, обе его ручки регулировки выведены в верхнюю часть фронтальной панели. Реобас позволяет плавно изменять скорость вращения вентиляторов, а его выходное напряжение при замерах составило от 4,8 до 12 В. Кроме того, вентиляторы можно совсем отключить – при перемещении ручки в крайнее левое положение раздается щелчок и вентиляторы отключаются. Питание к каждому каналу реобаса подводится посредством разъема Molex. Думаю, что через переходник-ответвитель на каждый канал можно повесить еще по одной вертушке, перегрузки возникнуть, по идее, не должно.
⇡#Тестовый стенд, методика тестирования, используемые утилиты
Во время испытаний в GMC T360 собиралась следующая система:
По эффективности система охлаждения GMC T360 сравнивалась с открытым стендом (Open Stand на графиках). Замеры температур осуществлялись для трех компонентов системы: центрального процессора, видеокарты и жесткого диска. Тестирование проводилось при наличии в корпусе всех пяти штатных вентиляторов в двух скоростных режимах — с максимальной скоростью вращения вентиляторов (режим Max) и минимальной (Min). Это напряжение 12 и 5 В соответственно. Скорость вращения заднего вентилятора не изменялась, она всегда составляла номинальные ~1000 об/мин. Во время испытаний на открытом стенде материнская плата располагалась горизонтально.
Процессор был разогнан до частоты 4,5 ГГц путем увеличения множителя до 45. Напряжение Vcore поднималось в BIOS материнской платы до 1,28 В (Load-Line Calibration активирован на уровне 6) и, по показаниям утилиты CPU-Z, во время нагрузки держалось возле этого значения. Потребляемая процессором мощность во время нагрузки составляла ~105 Вт. Оперативная память разгонялась с частоты 2 133 до 3 000 МГц и функционировала с задержками 14-15-15-36 2Т при напряжении 1,25 В.
Для прогрева процессора применялась утилита Prime95 v28.7 в 64-битном режиме Small FFTs (FMA3), время прогона – 25 минут. Температурные показатели с CPU снимались программой Real Temp TI. Учитывалась температура внутри процессора (Package), которая, как правило, соответствовала наиболее горячему ядру.
Видеокарта функционировала в 3D на частотах 1 215 МГц по ядру и 7 000 МГц по памяти (по показаниям MSI Afterburner 4.2.0). Напряжение ядра в нагрузке составляло 1,162 В. Boost оставался активным, лимит по TDP увеличивался до 106%. При этом частота ядра не менялась, как и напряжение, а потребляемая видеокартой мощность держалась около значения 94-95%. TDP этой карты составляет 250 Вт, что соответствует наиболее современному графическому решению NVIDIA GeForce GTX 980 Ti.
Для прогрева видеокарты использовался тестовый бенчмарк Heaven Benchmark 4.0 со следующими настройками:
Нагрев видеоускорителя проводился в течение 25 мин, а замеры температуры осуществлялись с помощью утилиты MSI Afterburner 4.2.0. Скорость вращения вентиляторов СО видеокарты выставлялась на 60%, что соответствовало ~2600 об/мин. Во время тестирования других компонентов обороты СО видеокарты устанавливались в режим Auto, в котором вентиляторы вращались со скоростью ~750 об/мин (17%). Стоит учесть, что стендовый видеоускоритель имеет нереференсный дизайн и соответствующую СО, из-за чего значительная часть нагретого картой воздуха может скапливаться внутри системного блока.
Для разогрева жесткого диска применялась программа AIDA64 v5.60.3700, тест Disk Benchmark. Использовался режим Average Read Access, поскольку именно он наиболее сильно нагружает дисковую подсистему. Время тестирования составляло 60 мин. Температурные показатели с винчестера снимались с помощью этой же программы.
Полный список использованного программного обеспечения приведен в таблице.
Нагрев CPU |
|
Мониторинг CPU |
|
Нагрев GPU |
|
Мониторинг GPU |
|
Нагрев и мониторинг HDD |
Температура окружающей среды в районе тестового стенда поддерживалась равной 24 °C, не меняясь во время тестирования. Для всех полученных в ходе тестирования результатов допускается погрешность измерения в районе ±1оС.
На графиках ниже представлены результаты тестирования температурных режимов.
По части эффективности охлаждения GMC T360 показал себя в целом очень неплохо. И процессор, и видеокарта, и жесткий диск эффективно охлаждаются в этом корпусе. Особой похвалы заслуживает охлаждение графического адаптера, тем более если учесть, что вентиляционные решетки по бокам и снизу отсутствуют.
В режиме Max температура CPU и GPU всего на несколько градусов выше, чем на открытом стенде, охлаждение жесткого диска также на уровне. В режиме Min охлаждение, разумеется, ухудшается, но не сильно: температура CPU увеличивается всего на 4 градуса по Цельсию (при использовании охладителя CPU башенной конструкции результат должен быть еще лучше), видеокарты – только на 6 оС, а жесткого диска на 4 оС. Это действительно отличный результат, если принять во внимание, что в режиме с минимальными оборотами вентиляторов они функционируют при напряжении 5 В (~500-600 об/мин). Тест доказал, что пять штатных вентиляторов прекрасно «держат» температуру даже при низких оборотах.
Теперь посмотрим, как GMC T360 поведет себя в плане шума. Будет приведено сравнение с шумовыми характеристиками открытого стенда (Open Stand на графиках). Замер звукового давления проводился при закрытом корпусе с использованием всех пяти штатных вентиляторов в двух режимах работы – Max и Min. Вентилятор процессорного кулера работал на штатной скорости 1200 об/мин, регулировка вентиляторов видеокарты работала в автоматическом режиме (~750 об/мин, 17%), жесткий диск функционировал без нагрузки, а вентилятор блока питания отключался (как и на открытом стенде).
Звуковое давление замерялось цифровым шумомером Becool BC-8922. Уровень фонового шума в помещении, где проводилось тестирование, составлял ~25 дБ. Замер звукового давления проводился с расстояния 1 м от системного блока, так как именно на таком удалении от компьютера чаще всего находится пользователь. Шумомер располагался в трех положениях от системного блока: спереди (режим Front на графиках), слева (Left) и справа (Right).
Использованный шумомер (модель 8922) гарантирует погрешность не более 0,5 дБ, но лишь в диапазоне от 30 дБ. Так что относиться к выданным им значениям ниже этой отметки следует лишь как к ориентировочным.
На графике ниже можно ознакомиться с результатами тестирования.
В плане шумности GMC T360 показал себя хорошо. Даже при максимальных оборотах пяти корпусных вентиляторов звуковое давление не превышает 32 дБ, что всего на 3 дБ больше, чем на открытом стенде. Что интересно, строго со стороны фронтальной панели уровень шума меньше на 1 дБ, чем с боковых сторон.
В режиме Min шум снижается до уровня открытого стенда – 29 дБ, а со стороны фронтальной панели звуковое давление составляет 28 дБ. Работающий ПК становится малошумным.
При активном перемещении головок жесткого диска низкочастотного грохотания не наблюдается, но жесткий диск слышно отчетливее, по сравнению с тем, когда он стрекочет на открытом стенде. Прослеживается явный треск, но дискомфорт он не вызывает. И это нормально, так происходит почти во всех корпусах. Паразитного гула или чего-то подобного замечено не было. При этом вибрация на корпус частично передается, на опорной поверхности она также слегка заметна (сказывается отсутствие мягкого материала на ножках корпуса).
У GMC T360 немало плюсов, один из которых – низкая стоимость. При этом протестированный корпус предлагает функциональность на уровне моделей среднего ценового сегмента, а в чем-то даже их превосходит. Так, например, GMC T360 уже изначально наделен пятью полноценными 120-мм вентиляторами, что редко встретишь в других, даже достаточно дорогих моделях. Похвалы заслуживает и встроенный контроллер, который позволяет плавно и раздельно регулировать скорость вращения двух пар вентиляторов, а также отключать их. Есть даже USB-порт повышенной мощности для зарядки/питания устройств. Нельзя не упомянуть и про удобное крепление накопителей с салазками, в которых присутствует антивибрационная развязка. И конечно же, GMC T360 отличается хорошей охлаждающей способностью и низким уровнем шума. Он показал отличные результаты в плане охлаждения комплектующих, в том числе производительного графического адаптера. GMC T360 запросто подойдет для сборки мощного игрового ПК.
Что касается совместимости, то в GMC T360 поместится и длинная видеокарта, и громоздкий блок питания. А вот максимальная заявленная производителем высота кулера составляет 150 мм, это может отпугнуть некоторых потенциальных покупателей, ведь высота наиболее распространенных сегодня охладителей башенной конструкции составляет 160 мм. Но как правило, производители корпусов указывают эту цифру с запасом, что произошло и в случае GMC T360, у которого реальное расстояние составило 157 мм (и это — без учета выгиба на боковине). А если кулер CPU не слишком громоздкий, то и 160-мм высоты поместится без проблем — во время тестирования был установлен башенный охладитель Prolimatech Lynx, высота которого составляет как раз 160 мм.
Каких-либо значительных минусов у GMC T360 обнаружено не было. Можно отметить лишь одноразовые заглушки слотов расширения, перекрытое отверстие для провода питания процессора за поддоном материнской платы, а также несовпадение выреза в поддоне с крепежной крестовиной кулера CPU (по крайней мере, на стендовой материнской плате).
Что касается стоимости GMC T360, то в московской рознице на момент написания этой статьи (январь 2016 года) он продавался по цене порядка 4 200 рублей. По сегодняшнему курсу это что-то около 55-60 долларов — очень недорого для такой модели.