Оригинал материала: https://3dnews.ru/937456

Злобные герои и героические злодеи: оттенки серого в видеоиграх

- Добрый... Злой... Главное у кого ружье!

Э. Уильямс

Популярная культура не стоит на месте, а ее потребители предъявляют все более высокие требования. Плоские, одномерные герои и злодеи не так интересны публике, как обитатели Вестероса из «Игры престолов». Романы Мартина и Сапковского поднимают сложные вопросы относительности добра и зла. Негодяй Локи в исполнении Тома Хиддлстона затмил харизмой Тора и Одина, вместе взятых. Команда супергероев Marvel десять лет назад передралась между собой в кровь за видение принципов американской демократии (кроссовер «Гражданская война»). Во вселенной «Звездных войн» юный Скайуокер из милого мальчугана вырос в обозленного на весь свет Вейдера и в итоге покинул-таки Темную сторону, подсобив повстанцам в решающей битве. В мире видеоигр тоже хватает спорных персонажей, они совершают неоднозначные поступки и принимают сомнительные решения. Играющее сообщество такой подход сценаристов только приветствует.

 Лорд Бейлиш-Мизинец. Казнить нельзя помиловать?

Лорд Бейлиш-Мизинец. Казнить нельзя помиловать?

Чаще всего грань морали размывается в жанре RPG. По своей сути качественная ролевая игра (только если она не японская) предусматривает определенную свободу воли пользователя и отыгрыш самых разных ролей. И вот уже поклонники трилогии Fable насаждают в сказочном королевстве хаос, практикуют беспричинный мордобой и сдабривают его матерщиной; бесовские рога и демонические трещины на коже им в награду. В Fallout 3 герой волен обратить в радиоактивный пепел целый город, взорвав по заказу напыщенного аристократа ядерную бомбу. А затем можно отправиться дальше на поиски отца в Столичной пустоши, снимая с деревьев котят. В команде благородных искателей приключений из миров Dungeons and Dragons (Baldur's Gate, Icewind Dale и другие достойные проекты) наверняка найдется умелый вор, способный по желанию игрока обчищать карманы зажиточных горожан.

 В Пустошах не место моралистам

В Пустошах не место моралистам

Среди самых популярных героев видеоигр, любимых публикой искренне и нежно, найдется немало тех, кого вы вряд ли пригласили бы на свой день рождения в реальной жизни. Спартанец Кратос из серии God of War жестоко мстит олимпийским богам за свою разрушенную жизнь. Мотив его убедителен и понятен, да вот только путь мести залит такими полноводными потоками крови, что и сам Кратос, и игрок перестают замечать разницу между виновными и невиновными. Чтобы открыть магическую дверь храма, нужно принести в жертву верещащего грека? Подайте его сюда, Кратос торопится!

Идол жанра стелс-экшен, Агент 47 из серии Hitman, по своей основной специальности не кто иной, как наемный убийца. Он выполняет платные заказы, устраняя криминальных авторитетов и опасных террористов. Но какие контракты Сорок седьмого остались за кадром? Вы уверены, что клонированный киллер не набрасывал удавку на шею, к примеру, правдолюбивым журналистам (игровым журналистам)? Вот и мы не уверены, ведь профессия киллера по контракту не слишком хорошо сочетается с принципиальностью.

 Услуги Сорок седьмого стоят дорого. Скидочные карты не предусмотрены

Услуги Сорок седьмого стоят дорого. Скидочные карты не предусмотрены

А бывший коммивояжер Эдвард Стабблфилд из Stubbs the Zombie ведом по рельсам сюжета бессмертной силой любви. При этом герой является настоящим зомби, и на пути к даме своего подгнившего сердца он обращает в руины целый американский райцентр. Не обходится дело и без масштабного поедания мозгов, после которого — вот что парадоксально! — симпатии геймеров все равно остаются на стороне Стаббса! Недаром игра получила культовый статус у любителей нетривиальных персонажей.

 Стаббс требует справедливости. И побольше мозгов!

Стаббс требует справедливости. И побольше мозгов!

Кейн и Линч из дилогии популярных криминальных боевиков были приговорены к смертной казни вовсе не за переход улицы в неустановленном месте. Неутомимая парочка под руководством игроков вдоволь покуролесила: они грабили, убивали, брали заложников. Но при этом демонстрировали такие качества, как забота о близких людях, способность к самопожертвованию, и очень своеобразную, но крепкую дружбу. Не каждый законопослушный гражданин способен броситься под пули, спасая товарища.

 Кейн и Линч готовы задушить друг друга в объятиях

Кейн и Линч готовы задушить друг друга в объятиях

Один из ветеранов жанра RPG — Бард (последний раз появлялся на экранах в 2004-м стараниями Брайана Фарго) из золотой классики Bard's Tale. Парень он, без сомнения, милый, обаятельный и близкий нашим сердцам. Бард не особенно страшится чудовищ, способен протянуть свою ухоженную руку попавшему в беду путнику и даже может спасти мир от очередного демона. Но благодаря болтливости, лени, склонности к пьянству и случайным связям Бард временами откалывает такие номера, за которые его потом долго ищут с вилами и веревками. Беззаботный музыкант, к примеру, может случайно поспособствовать побегу из-под стражи опасного преступника, напустить на города и веси дракона или лошадь-зомби, а то и помочь викингам разграбить полкоролевства. Но это все не со зла, Барда нужно понять и простить...

Даже Геральт из Ривии, легенда и кумир, умница и красавчик, попадал в ситуации, в которых выглядел далеким от идеала персонажем. Неспроста в числе многочисленных прозвищ ведьмака есть и такое, как Мясник из Блавикена. Неоднозначные поступки сложных героев и антигероев — именно эту особенность творчества пана Сапковского с честью воплотили в игровом формате умельцы из команды CD Projekt RED. За свою насыщенную событиями карьеру Геральт совершил немало деяний, за которые его вздернули бы на суку. Выполняя один из заказов, охотник на чудовищ даже отдал на растерзание мстительному призраку самого заказчика, так как проникся рассказом духа об истории его гибели. Также ведьмак был замечен в порочащих его связях, симпатиях к вампиршам-куртизанкам, использовании друзей в качестве приманки для чудовищ и оказании помощи незаконным эльфийским бандформированиям. Впрочем, в вашем варианте Геральт мог заниматься совершенно противоположными делами, ведь в хороших RPG игрок сам пишет историю героя. А игры о ведьмаке — очень хорошие RPG.

 Геральт далек от условностей рыцарского кодекса

Геральт далек от условностей рыцарского кодекса

Злодеи мира видеоигр также нередко оказываются не так просты, как кажется на первый взгляд. Классический пример весьма неоднозначного антигероя — Темный Властелин из дилогии Overlord. На первый взгляд все при нем: инфернальный блеск глаз в прорези шлема, толпа уродливых миньонов и зловещая башня в готическом стиле. Но волей сценариста Рианны Пратчетт Властелин, прямо-таки по Гете, оказывается частью той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Ведь когда эльфы сходят с ума на почве единения с природой, обжорство хоббитов грозит голодом всему сказочному королевству, а старушки на лавочках бормочут: «Саурона на вас нет!», очень кстати оказывается пришествие Темного Лорда с булавой в твердой руке.

 Зло грядет. Наконец-то...

Зло грядет. Наконец-то...

Поджанр «криминальный экшен в открытом мире», популяризованный в 2001 году игрой-бомбой GTA 3, предлагает нам влезть в шкуру персонажей с сомнительным прошлым, настоящим и будущим. Все они славные парни, которым симпатизируешь искренне и безгранично, но следует помнить, что жизнь по ту сторону закона аморальна, уголовно наказуема и опасна для здоровья. Кирю Кадзума из консольного хита Yakuza очень трогательно возится с девочкой-сиротой из приюта, но игра начинается с пламенного привета «браткам» в спортивных костюмах из начала девяностых: Кадзума собирает «дань» на районе.

Некоторые известные антагонисты преследуют понятные и даже благородные цели. Гениальный стратег Кейн из серии Command & Conquer возглавил движение сопротивления обреченных народных масс, вынужденных жить на зараженных ядовитым космическим минералом землях. Вот только методы Кейна не находят оправдания, а терроризм и масштабная война в любом случае оборачиваются смертью и разрушением.

 Жесткий лидер в C&C и весельчак в жизни — актер Джо Кукан

Жесткий лидер в C&C и весельчак в жизни — актер Джо Кукан

Иногда самых демонических созданий из видеоигр становится по-настоящему жалко. Девочка Альма Вейд из F.E.A.R. от рождения обладала мощными телепатическими способностями, за что и была замучена в подземных лабораториях собственным отцом-ученым. После смерти Альма вернулась мстительным призраком и стала карать без разбора виновных и невиновных, заливая городские улицы кровью и засыпая пеплом...

Да, многие ценят в играх сладкую возможность сбежать от реальности в мир, где воздушные феи чихают пыльцой, а злобные чудища сверкают в кустах голодными глазами. Но индустрия развивается, и на виртуальную сцену все чаще выходят сложносоставные персонажи с непростым мировоззрением. В обозримом будущем нас ждет немало таких встреч; в следующем году, к примеру, Даниель Вавра и команда талантливых чехов, ответственных за выпуск блистательной Mafia: The City of Lost Heaven, обещают явить миру Kingdom Come: Deliverance. Вавра подчеркивает, что перед нами предстанет самое настоящее Средневековье во всем его неприглядном реализме.

 Вскоре на экране закипят мрачные страсти Средневековья

Вскоре на экране закипят мрачные страсти Средневековья

Размывая грань между добром и злом, игровые сценаристы могут окончательно лишить геймеров романтических иллюзий восьмидесятых и девяностых годов... Зато протагонисты и антагонисты становятся более убедительными, заставляя нас крепче сжимать мышь/геймпад во вспотевших ладошках и шептать заветное «Верю!».



Оригинал материала: https://3dnews.ru/937456