Флагманские зеркалки обновляются довольно редко, ведь разработка топовых продуктов требует не только огромных средств, но и самых передовых технологий. Да и не потерпят опытные пользователи обновления ради обновления как в случае c более доступными аппаратами массового сегмента, которые обновляются довольно часто только лишь ради привлечения внимания. Новую старшую полнокадровую репортажную зеркалку Canon ждать пришлось 4 года. Этим временем компания распорядилась с толком — и без того отличную камеру заметно улучшили. Но иначе нельзя, ведь конкурент в лице Nikon не дремлет, и его репортажник, модель D5, получился чрезвычайно удачным и, к слову, был представлен на месяц ранее нашего сегодняшнего подопытного. Так что же нам приготовила новинка?
Новый процессор, увеличенное до 20,2 Мп разрешение, на ступень подрос максимальный уровень чувствительности, увеличено и разрешение дисплея, который теперь обладает сенсорным слоем, скорость серийной съёмки достигла невероятных 16 кадров в секунду, появилась поддержка носителей CFast 2.0 со скоростью чтения до 530 МБ/с, имеется порт USB 3.0, не поскупился производитель на встроенный GPS-модуль, что для репортажной съёмки, бесспорно, является важным бонусом. А в плане видеосъёмки в Canon решили вовсе не оставить Nikon ни единого шанса, ведь заявлена поддержка 4K-видео в режиме 60p и Full HD-видео в режиме 120p. В общем, новшеств более чем достаточно, и даже одного взгляда на характеристики хватит, чтобы понять, что 4 года прошли не зря.
Canon EOS 1D X Mark II | |
---|---|
Сенсор изображения | КМОП-матрица размером 35,9 × 23,9 мм, 21,5 млн пикселей |
Эффективное количество точек, Мп | 20,2 |
Формат сохранения изображения | Фотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW 12/14 бит Видео: MPEG4 AVC / H.264, Motion JPEG |
Объектив | EF (кроме объективов EF-S/EF-M) |
Размер кадра в пикселях | Фотокадр: JPEG: (L) 5472 × 3648, (M1) 4368 × 2912, (M2) 3648 × 2432, (S) 2736 × 1824; RAW: (RAW) 5472 × 3648, (M-RAW) 4104 × 2736, (S-RAW) 2736 × 1824 Видео: 1920 × 1080, 4096 × 2160 |
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте | Авто 100–51200 (с шагом 1/3 ступени или целая ступень) Чувствительность ISO может быть расширена до L: 50, H1: 102400, H2: 204800, H3 409600 |
Диапазон выдержек, секунд | 1/8000–30; Синхронизация скорости работы затвора для вспышки: 1/250 |
Экспозамер, режимы работы | RGB + инфракрасный датчик замера экспозиции с разрешением 360 000 пикселей, 216-зонный замер; оценочная, частичная, центровзвешенная, точечная |
Экспокоррекция | От −5 до +5 EV с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV |
Встроенная вспышка | Нет |
Автоспуск, с | 2, 10 |
Устройство хранения информации | 1 × CompactFlash тип I (совместима с UDMA 7, несовместима с Type II и Microdrive); 1 × CFast 2.0 |
ЖК-дисплей | 8,0 см (3,2 дюйма), разрешением 1620 тыс. точек |
Видоискатель | Видоискатель с пентапризмой; покрытие кадра – 100%; увеличение – 0,76х |
Интерфейсы | HDMI, USB 3.0, аудиовыход (mini-jack 3,5 мм), разъём подключения микрофона (mini-jack 3,5 мм), Ethernet-порт, порт синхронизации, разъём подключения модулей расширения |
Дополнительно | GPS-приёмник |
Питание | Литий-ионный аккумулятор LP-E19, 30 Вт*ч |
Габариты, мм | 158 × 167,6 × 82,6 |
Масса, г | 1340 (только корпус фотокамеры) |
⇡#Внешний вид и удобство использования
Как и полагается старшему репортажнику, корпус «квадратный», то есть снабжён встроенной ручкой под вертикальный хват. Некоторые органы управления продублированы для использования в любом положении камеры. Корпус изготовлен с применением в конструкции прочного и лёгкого магния. О качестве сборки особо говорить нечего, оно великолепно. Надпись «Made in Japan» на нижней части камеры привычно греет душу, хотя по большому счёту сейчас это совершенно неважно. Корпус стал немного выше по сравнению с предшественником, но заметить это изменение (4 мм) довольно сложно. Радует, что толщина корпуса — а она почти на 1 см меньше, чем у главного конкурента, — осталась прежней. Конечно, обладателям крупных ладоней эта особенность безразлична, а вот, например, для женской аудитории это важный плюс.
Внешних изменений, за исключением слегка отличающихся габаритов, немного. Более того, заметить их при первичном осмотре сможет только самый внимательный пользователь. Во-первых, добавился переключатель режимов фото/видео, опоясывающий клавишу перехода в режим LiveView. Во-вторых, на резиновых заглушках вместо пиктограммы проводного пульта ДУ появился значок наушников, а вместо надписи «A/V out/digital» — символ USB-разъёма. Сам разъём подключения пульта переехал на противоположную боковую поверхность. Вот, собственно, и все внешние отличия. Отсутствие изменений — скорее плюс, чем минус, ведь привыкать к новому управлению не придётся, да и зачем улучшать и без того отточенную схему. Хотя, забегая наперёд, нельзя не отметить, что потихоньку принципы управления меняются, но очень осторожно и мелкими шажками.
Спереди размещены четыре клавиши: две для контроля глубины резкости и еще две — программируемые. В нижнем левом углу продублированы кнопки спуска затвора, многофункциональная клавиша M-Fn и фронтальный диск управления. Также спереди расположены приёмник сигналов пульта ДУ и монофонический микрофон.
Сзади всё узнаваемо. Часть клавиш, как и спереди, продублированы — это AF-ON, кнопки блокировки АФ/АЭ и выбора зоны фокусировки, а также джойстик. Тыльный диск управления установлен по центру, так что легко доступен в любом положении камеры. После аппаратов Nikon к такому способу управления привыкнуть тяжело, но, когда привыкаешь, к более традиционному варианту (с диском в верхнем правом углу) возвращаться уже не хочется. Тут стоит отметить, что у Nikon D5 часть клавиш на задней панели подсвечивается белым светодиодом, а в случае Canon EOS 1D X Mark II в темноте приходится полагаться только на мышечную память.
Сверху опять же никаких изменений, если не считать модуля GPS, установленного перед «горячим башмаком». Органов управления тут довольно много, причём практически все легко доступны и чётко попадают под палец. Претензии имеются только к клавише активирования подсветки сегментных дополнительных дисплеев. Дотянуться до нее смогут только обладатели рук пианиста. Впрочем, данное замечание касается в том числе и 1D X первого поколения.
На левой боковой поверхности расположены четыре резиновые заглушки, под которыми скрыты разъёмы подключения дополнительного оборудования, микрофона, наушников, кабеля синхронизации, HDMI- и USB-кабеля, а также порт Ethernet. Тут же находится и гнездо для аккумулятора, крышка которого оснащена двухступенчатой блокировкой замка. Справа же находится разъём подключения проводного пульта дистанционного управления и выключатель дублирующих органов управления.
⇡#Видоискатель, дисплеи и интерфейс
Видоискатель у 1D X Mark II, как и у предшественника, хорош – 100%-й охват кадра и увеличение 0,76х, что несколько больше, чем у Nikon D5. Разумеется, он оснащён шторкой, которая позволяет избегать засветок и более точно устанавливать экспозицию. Регулятор диоптрий у конкурента от Nikon объективно лучше, ведь во флагмане Canon, для того чтобы до него добраться, приходится снимать наглазник видоискателя. Да и насечки на диске регулятора очень мелкие, поэтому влажный палец по ним скользит. Информации, отображаемой в видоискателе, масса, в том числе и выводимой непосредственно в поле кадра: точки фокусировки или рамка, двухосный уровень, режим экспозамера, режим установки экспопары, баланс белого, режим протяжки, режим работы автофокуса и индикатор обнаружения мерцания освещения. При фокусировке через видоискатель приятно радует возможность регулировки яркости подсветки точек автофокуса. При ярком солнечном освещении стандартного уровня иногда недостаточно, но с повышенной яркостью проблем не возникает.
Фотоаппарат оснащён парой монохромных сегментных дисплеев, один из которых находится на традиционном месте – сверху, правее «горячего башмака», а второй – под основным дисплеем. На них выводится довольно много информации, поэтому заглядывать в главное или быстрое меню основного дисплея приходится довольно редко. Это удобно, да и на длительности автономной работы сказывается благотворно. Подсветка сегментных дисплеев оранжевая.
Основной дисплей крупный – 3,2 дюйма, как и в 1D X первой модификации. Впрочем, в достоинства записывать это не стоит, ведь у Nikon D5, да и у Nikon D4/D4s аналогичная диагональ экрана. Разрешение существенно увеличилось и теперь составляет 1 620 000 точек, против 1 040 000 точек у EOS 1D X. Но и тут Nikon D5 впереди — 2 395 000 точек. Впрочем, зрительно разницу в разрешении заметить довольно сложно из-за небольшого размера дисплея. Что касается углов обзора, то, как и прежде, они более чем достаточны, хороша и цветопередача, а запас яркости попросту огромен. Однако стоит отметить, что при установке максимального уровня мощности подсветки существенно плывёт цветовая температура, падает контраст и выгорают светлые оттенки. Но так как и на среднем уровне яркости подсветки дисплей легко читается, а антибликовый слой работает отлично, это не слишком большой недостаток.
А вот что разительно отличает новинку от основного конкурента, так это сенсорный экран. Да-да, способ управления, который уже давно прижился в бюджетных зеркалках, добрался и до святая святых. Но производитель поосторожничал и ограничил функциональность лишь выбором зоны фокусировки и ее увеличением в режиме Live View. Интегрировать все наработки сенсорного управления из бюджетных моделей производитель не рискнул по двум причинам. Во-первых, физических клавиш более чем достаточно для того, чтобы крайне редко заходить в меню. Во-вторых, из страха навлечь на себя гнев профессиональных фотографов, которые очень консервативны и тяжело воспринимают столь кардинальные новшества. Камера такого уровня – это рабочий инструмент, который при обновлении модели не должен вызывать каких бы то ни было неудобств, связанных с привыканием к новому интерфейсу. Собственно, сам графический интерфейс поменялся едва заметно. Дабы не вдаваться в подробности, просто приведём примеры снимков экрана.
Canon EOS 1D X Mark II делает снимки большего разрешения, а при серийной съёмке — ещё и быстрее, чем предшественник. Это сказывается на потоке данных, с которым нужно справляться, поэтому в камере используется не один, а сразу два новых процессора DIGIC 6+. Разумеется, сенсор, аккумулятор, и пара процессоров при существенной нагрузке выделяют много тепла, которое нужно отводить. И тут производитель пошёл на кардинальные меры — в конструкции охладителя используются тепловые трубки, что привычно в кулерах для процессоров, но никак не в фотоаппаратах. Стоит признать, что даже при существенной нагрузке (например, серийная съёмка на максимально возможной скорости) локальных перегревов замечено не было.
Ещё одна важная особенность – это поддержка карт памяти CFast 2.0 со скоростью чтения и записи до 530 и 450 Мбит/с соответственно. Данные карты памяти были представлены ещё в 2010 году, но особого распространения до сих пор не получили, в основном из-за весьма высокой стоимости. Например, за карту памяти типа CFast 2.0 со скромной по современным меркам ёмкостью 128 Гб нужно отдать от 39 до 45 тысяч рублей. Впрочем, на фоне стоимости тестируемой камеры цена не так уж и велика. Такой накопитель позволяет записывать 4K-видео в режиме 60p, а также снимать серии в формате RAW 14 бит без сжатия длительностью до 170 кадров в максимальном темпе. Этого достаточно для записи полного забега на стометровой дистанции! Впрочем, тут стоит напомнить, что у Nikon D5 существует модификация под карты памяти XQD со скоростью записи до 400 Мбит/с, что не намного меньше, чем у CFast 2.0. Однако Canon EOS 1D X Mark II одновременно поддерживает и CFast 2.0, и обычные — доступные и распространённые — карты Compact Flash, тогда как в случае с Nikon D5 имеется либо два разъёма XQD, либо пара слотов CF.
Собственно, одна из наиболее важных особенностей фотоаппарата – это серийная съёмка, а точнее её скорость. Шутка ли, 14 кадров в секунду при постоянной работе автофокуса и автоэкспозиции, а также невероятные 16 кадров в секунду при поднятом зеркале и зафиксированной по первому кадру экспозиции. (Тут стоит отметить, что при установке чувствительности от ISO 32 000 и выше скорость серийной съёмки резко падает – до 10 кадров в секунду при постоянной работе АФ/АЭ и до 14 кадров при серийной съёмке с поднятым зеркалом.) Nikon D5 на такие рекорды не способен – здесь лишь до 12 и 14 кадров соответственно. Разумеется, столь высокие показатели были бы невозможны без модернизации механизмов затвора и зеркала. В EOS 1D X Mark II используется двухприводная система с независимыми моторами, обладающими высоким крутящим моментом. Один из них отвечает за движение зеркала, а второй — за взвод затвора. Это не только обеспечивает высокую скорость работы, но и полностью разделяет два этапа работы системы затвора так, чтобы не создавалось перекрёстного влияния. Моторы оснащены плавающими подвесами из эластичного материала, это позволяет снизить шум работы системы затвора и обеспечивает уменьшение вибрации камеры при съемке.
Несомненно, важной особенностью является наличие встроенного GPS-модуля. Конечно, тут нет функции «Астрогид» и подвижного сенсора, как в случае Pentax K-1, но для репортажной камеры чрезвычайно важна возможность записи координат отснятого снимка. Разумеется, и раньше можно было использовать внешние модули GPS, стоимость которых высока для бюджетной зеркалки, но растворяется на фоне цены флагманского аппарата, однако внешний блок удобства в работе не добавляет. Остаётся открытым вопрос, почему же производитель не интегрировал Wi-Fi-модуль, ведь в бюджетной полнокадровой модели EOS 6D он есть. Возможно, дело в том, что пропускной способности Wi-Fi не хватает при съёмке на максимальной скорости, и именно поэтому изготовитель отдаёт предпочтение интерфейсу Ethernet.
⇡#Съёмка и впечатления от работы
Измерение длительности подготовки к работе зеркалки, да ещё и столь дорогой, смысла не имеет, ведь величина эта ничтожно малая, причём настолько, что время реакции человека на порядок больше. А вот скорость серийной съёмки для репортажной зеркалки параметр крайне важный, поэтому производитель постоянно пытается его улучшить.
К сожалению, во время тестирования карта памяти типа CFast 2.0 предоставлена не была, поэтому заявления производителя о длительности серии на максимальной скорости проверить не удалось. Отметим лишь ёмкость буфера: 41 кадр при съёмке в RAW+JPEG, 54 — в RAW и 63 кадра при съёмке в JPEG с минимальным сжатием. Производитель же заявляет, что возможна съёмка в JPEG без ограничения длительности серии (при необходимости в настройках можно указать максимальную длительность серии), а также 170 кадров при съёмке в RAW. И всё это на скорости 14 кадров в секунду с постоянно работающим автофокусом и автоэкспозицией! Во время тестирования фотоаппарат честно выдавал серии со скоростью 14 и 16 (при поднятом зеркале) кадров в секунду, но их длительность упиралась в ёмкость буфера из-за использования далеко не самой шустрой CF-карты.
Модель EOS 1D X выгодно отличалась от конкурента модулем автофокуса, ведь у него была 61 точка фокусировки против 51 у Nikon D4/D4s. Но «пятёрка» от Nikon при смене поколений тут здорово улучшилась – 153 датчика, из которых 99 крестового типа. У тестируемого же фотоаппарата количество точек фокусировки прежнее – 61. Да и количество датчиков крестового типа существенно меньше – 21. В Canon EOS 1D X Mark II предусмотрена масса вариантов выбора зоны фокусировки: ручной, по центральной точке, два варианта расширения зоны фокусировки, зональная, ручной выбор большой зоны, а также автоматический выбор. Количество используемых точек можно ограничить всеми точками крестового типа, а также 15 и 9 точками. Отдельно стоит отметить возможность выбора длительности удержания объектов фокусировки. Всего доступно 6 предварительных настроек работы следящего автофокуса, причём во всех них можно изменять три параметра – чувствительность слежения, ускорение/замедление объекта съёмки, а также скорость автоматического переключения. В общем, подобрать режим работы можно для любых задач.
В режиме Live View возможен выбор зоны фокусировки с помощью сенсорного экрана. Это чрезвычайно быстрый способ, что актуально для репортажной камеры. Кроме того, при помощи сенсорного управления можно увеличивать зону фокусировки, а также изменить выбранную зону в режиме увеличения, что удобно при ручной фокусировке. Однако в столь недешёвой камере не обошлось без недостатков. Во-первых, режим множественного касания не поддерживается, поэтому для увеличения зоны фокусировки приходится нажимать соответствующую пиктограмму на дисплее. Во-вторых, в режиме увеличения изменить зону фокусировки можно либо при помощи джойстиков, либо при помощи четырёх виртуальных клавиш — режим жестов не поддерживается. И это уже существенная недоработка. Конечно, потенциальные пользователи подобных камер не особо любят нововведения, но раз уж сенсорное управление потихоньку внедряется, то даже в узкопрофильных задачах его возможности нужно использовать в полной мере.
Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. Фотоаппарат был предоставлен на тестирование с объективом Canon 16-35mm 1:2.8 L USM. Результаты тестирования, разумеется, верны только для конкретной связки тестируемого фотоаппарата и данного объектива, с другим объективом результаты будут иными.
На широком угле скорость фокусировки составила 0,16 c, а в положении телефото — 0,26 с. Неплохой результат, но не боле того. В режиме Live View результат обычно слабо зависит от оптики, а больше от самого фотоаппарата. Но так было ранее. Canon EOS 1D X Mark II сфокусировался на объекте съёмки за 0,17 секунды на широком угле и за 0,25 секунды в положении теле. Отличия от фазового метода фокусировки в пределах 0,01 секунды, что можно вовсе списать на погрешность измерения. Тут Nikon D5 не просто проигрывает герою обзора, а с треском проваливается, ведь во время нашего испытания в связке с объективом Nikkor 24-70mm 1:2.8G ED он потратил 0,6 и 1 секунду соответственно, т. е. оказался приблизительно в 3,5-4 раза медленнее.
Чувствительность автофокуса, заявленная производителем, позволяет снимать при освещении от -3 EV, что на ступень хуже, чем у Nikon D5, для которого заявлен рабочий диапазон автофокуса от -4 EV (и это подтвердили наши испытания). Однако, как показало наше тестирование, не всё так однозначно. Для определения минимального уровня освещённости, необходимого для корректной работы автофокуса, использовалась пара ламп накаливания с плавной регулировкой яркости. Согласно нашей методике результат идёт в зачёт только при корректной отработке автофокуса 10 раз подряд, если же автоматика хоть единожды промахивается, то уровень освещённости повышается. Тестируемый фотоаппарат смог навестись на объекте съёмки при освещённости 0,28 лк, что приблизительно соответствует уровню -3 EV. Напомним, что Nikon D5 на нашем тестовом шаблоне навёлся при 0,22 лк, что ненамного лучше, но формально это уже -4EV. А вот в режиме LiveView тестируемая камера не оставила конкуренту ни единого шанса, и автоматика смогла навестись на объекте съёмки при 0,04 лк (да-да, именно четыре сотых!). Nikon D5 смог сфокусироваться только при 0,34 лк, что, собственно, тоже весьма неплохо и соответствует -3EV. По правде говоря, при таком слабом освещении в видоискатель практически ничего не видно, уж тем более не выйдет сфокусироваться вручную. Но автоматика смогла. В общем, в данной дисциплине в нашей базе результатов новый рекордсмен. И если ранее это была вотчина беззеркалок, то теперь основным производителям камер данного типа придётся очень постараться чтобы превзойти этот результат.
Замер экспозиции TTL осуществляется при помощи 216-зонального датчика RGB с разрешением 360 000 точек (100 000 у модели прошлого поколения). Экспонометр работает в следующих режимах: оценочном, частичном, центровзвешенном, точечном. Возможно введение экспосдвига в диапазоне от -5 до +5 EV с шагом 1/3 или 1/2 ступени, также предусмотрена возможность съёмки с брекетингом от 3 до 7 кадров с шагом 1/3, 2/3 или 1 EV. При естественном освещении, независимо от времени суток, положения солнца и погодных условий, камера радует точной установкой экспозиции. В предельных условиях автоматика спасает светлые оттенки, а не вытягивает тени. И это очень хорошо, ведь тени можно вытянуть при проявке RAW, пусть даже ценой шумов, а вот с выбитыми светлыми участками уже ничего не сделаешь.
При искусственном освещении результаты также отличные. При освещении лампами дневного света с цветовой температурой 5500 K ошибка во время тестовой съёмки составила всего -0,01 EV. При освещении лампами накаливания ошибка составила -0,03 EV. В обоих случаях визуально ошибка незаметна, даже если сравнивать отснятое изображение с эталоном. В принципе, для репортажника ошибки до 0,6 ступени вовсе не проблема, ведь при съёмке в RAW такие промахи при проявке вытягиваются без существенных последствий для качества изображения, но всё равно приятно, что в лабораторных условиях ошибка экспозамера фактически отсутствует. Стоит отметить, что Nikon D5 тут также хорош – 0 EV при освещении лампами дневного света и 0,03 EV.
Настройки баланса белого содержат пять контейнеров для пользовательских установок (у Nikon D5 их четыре), автоматический режим, а также пресеты для ламп накаливания, флуоресцентных ламп, солнечного света, тени, облачного дня, вспышки и ручную настройку цветовой температуры в диапазоне от 2 500 до 10 000 °К. Разумеется, предусмотрена и тонкая настройка баланса белого по шкале a/b (жёлтый/синий) и g/m (зелёный/пурпурный). Конечно, производить тонкую корректировку при помощи 8-позиционных джойстиков чрезвычайно удобно, но всё равно придется заходить в меню, тогда как у конкурента от Nikon настройка по шкале жёлтый/синий возможна при помощи горячих клавиш и сегментного дисплея. Кроме того, возможна съёмка с автоматическим брекетингом баланса белого либо по шкале a/b, либо по шкале g/m — 3 кадра с шагом 1, 2 или 3 ступени.
Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 К, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в форматах RAW (шумоподавление в конвертере отключено) и JPEG (с минимальным сжатием с тремя вариантами активности шумоподавления и без него), баланс белого был выставлен автоматически. Коррекция объектива отключена. Проявление RAW-файлов осуществлялось в пакете Lightroom с настройками по умолчанию. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CC с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 50 до 409 600 единиц в ISO-эквиваленте. Значение ISO 50 относится к расширенному диапазону, но, в отличие от сверхвысоких уровней ISO его вполне можно и нужно использовать.
Фрагмент1 | RAW | JPEG Без ШП |
JPEG слабое ШП |
JPEG нормальное ШП |
JPEG сильное ШП |
ISO 50 | |||||
ISO 100 | |||||
ISO 200 | |||||
ISO 400 | |||||
ISO 800 | |||||
ISO 1600 | |||||
ISO 3200 | |||||
ISO 6400 | |||||
ISO 12800 | |||||
ISO 25600 | |||||
ISO 51200 | |||||
ISO 102400 | |||||
ISO 204800 | |||||
ISO 409600 |
Фрагмент2 | RAW | JPEG Без ШП |
JPEG слабое ШП |
JPEG нормальное ШП |
JPEG сильное ШП |
ISO 50 | |||||
ISO 100 | |||||
ISO 200 | |||||
ISO 400 | |||||
ISO 800 | |||||
ISO 1600 | |||||
ISO 3200 | |||||
ISO 6400 | |||||
ISO 12800 | |||||
ISO 25600 | |||||
ISO 51200 | |||||
ISO 102400 | |||||
ISO 204800 | |||||
ISO 409600 |
Фрагмент3 | RAW | JPEG Без ШП |
JPEG слабое ШП |
JPEG нормальное ШП |
JPEG сильное ШП |
ISO 50 | |||||
ISO 100 | |||||
ISO 200 | |||||
ISO 400 | |||||
ISO 800 | |||||
ISO 1600 | |||||
ISO 3200 | |||||
ISO 6400 | |||||
ISO 12800 | |||||
ISO 25600 | |||||
ISO 51200 | |||||
ISO 102400 | |||||
ISO 204800 | |||||
ISO 409600 |
RAW (конвертировано в TIFF)
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/2 c, ISO 50
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/4 c, ISO 100
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/8 c, ISO 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/15 c, ISO 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/30 c, ISO 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/60 c, ISO 1 600
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/125 c, ISO 3 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/250 c, ISO 6 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/500 c, ISO 12 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/1000 c, ISO 25 600
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/2000 c, ISO 51 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/4000 c, ISO 102 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/8000 c, ISO 204 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/18, 1/8000 c, ISO 409 600
JPEG, шумоподавление отключено
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/2 c, ISO 50
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/4 c, ISO 100
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/8 c, ISO 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/15 c, ISO 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/30 c, ISO 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/60 c, ISO 1 600
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/125 c, ISO 3 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/250 c, ISO 6 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/500 c, ISO 12 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/1000 c, ISO 25 600
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/2000 c, ISO 51 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/4000 c, ISO 102 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/8000 c, ISO 204 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/18, 1/8000 c, ISO 409 600
JPEG, шумоподавление слабое
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/2 c, ISO 50
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/4 c, ISO 100
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/8 c, ISO 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/15 c, ISO 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/30 c, ISO 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/60 c, ISO 1 600
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/125 c, ISO 3 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/250 c, ISO 6 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/500 c, ISO 12 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/1000 c, ISO 25 600
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/2000 c, ISO 51 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/4000 c, ISO 102 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/8000 c, ISO 204 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/18, 1/8000 c, ISO 409 600
JPEG, шумоподавление нормальное
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/2 c, ISO 50
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/4 c, ISO 100
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/8 c, ISO 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/15 c, ISO 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/30 c, ISO 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/60 c, ISO 1 600
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/125 c, ISO 3 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/250 c, ISO 6 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/500 c, ISO 12 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/1000 c, ISO 25 600
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/2000 c, ISO 51 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/4000 c, ISO 102 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/8000 c, ISO 204 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/18, 1/8000 c, ISO 409 600
JPEG, шумоподавление сильное
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/2 c, ISO 50
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/4 c, ISO 100
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/8 c, ISO 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/15 c, ISO 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/30 c, ISO 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/60 c, ISO 1 600
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/125 c, ISO 3 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/250 c, ISO 6 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/500 c, ISO 12 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/1000 c, ISO 25 600
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/2000 c, ISO 51 200
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/4000 c, ISO 102 400
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/13, 1/8000 c, ISO 204 800
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=35 мм, f/18, 1/8000 c, ISO 409 600
Для отображения уровня шума в количественном выражении использовалась тестовая таблица Colorchecker 24, а точнее серое поле 22 (RGB — 122, 122, 122). На графике, приведённом ниже, указаны значения соотношения «сигнал — шум» в децибелах для различных уровней чувствительности с шагом 1 EV. Стоит учесть, что отличие на 6 дБ соответствует изменению шумов вдвое. К сожалению, прямой конкурент на тестирование пока предоставлен не был, поэтому сравнение провести не удастся. Съёмка производилась как в JPEG с отключённым шумоподавлением, так и в RAW. К сожалению, как и в случае бюджетных зеркалок Canon, при использовании JPEG с отключённым шумоподавлением при обработке процессором камеры скрытые режимы шумоподавления всё же активируются.
Разумеется, наиболее продвинутая камера в модельном ряду Canon имеет как «горячий башмак», так и порт синхронизации, но не имеет встроенной вспышки. Стоит отметить, что при работе со вспышками сторонних, а точнее китайских, производителей вспышка работает, но в меню после изменения любого параметра отображается сообщение о том, что вспышка несовместима. Аналогичная проблема была замечена и с радиосинхронизаторами сторонних производителей. Однако все настройки изменялись нормально в обоих случаях. К слову, с другими камерами из модельного ряда Canon такая особенность замечена не была.
Стоит сказать сразу, что в режиме видеосъёмки тестируемый фотоаппарат на голову превосходит главного конкурента.
Во-первых, у него больше разрешение записи и скорость потока кадров. В случае Nikon D5 разрешение составляет 3840 × 2160 точек, а у героя обзора — 4096 × 2160. Впрочем, нельзя сказать, что это большое преимущество, фактически различается лишь соотношение сторон. А вот скорость потока кадров — 50 в секунду, да и развёртка при этом прогрессивная. Конкурент же довольствуется режимом 25p.
Во-вторых, автофокус в режиме видеозаписи точнее и быстрее, чем у конкурента, причём разница огромна. Как уже отмечалось выше, автофокус в режиме Live View способен довольно быстро работать даже при крайне слабом освещении, более того, его скорость в этом режиме не уступает скорости фокусировки при работе через видоискатель. Не стоит забывать и о сенсорном дисплее, который позволяет быстро выбрать зону автофокуса. В остальном всё стандартно для этого класса. Настройка параметров экспопары и уровня чувствительности (ограничено значением ISO 25 600) возможна как перед съёмкой, так и во время видеозаписи. А вот установка баланса белого или выбор режима экспозамера – только перед съёмкой.
Встроенный микрофон, как и прежде, монофонический, тогда как Nikon D5, в отличие от его предшественника, обзавёлся парой встроенных микрофонов. Но в столь продвинутом решении использование встроенного микрофона – моветон, поэтому необходимости в нём по сути не так и много. Настройка параметров звука предусматривает выбор уровня чувствительности, а также возможность активировать программное подавление шума ветра (регулировка уровня чувствительности данной функции не предусмотрена) и аттенюатора.
К сожалению, съёмка проводилась с обычной картой Compact Flash. Поток данных при записи 4K-видео столь велик (842 Мбит/с и аудиопоток 1535 Кбит/с), что буфер переполнялся уже на пятой секунде съёмки, а запись автоматически прерывалась. В разрешении Full HD такой проблемы не возникало, в том числе и при записи видео в режиме 1080/50p All Intra со скоростью потока 178 Мбит/с.
Пример роликов.
AG8I2260.MOV – 1080/50p, All Intra
AG8I2262.MOV – 4096 × 2160/50p
AG8I2263.MOV – 4096 × 2160/25p
⇡#Источники питания и автономная работа
В камере используется новый литий-ионный аккумулятор с немного увеличенной ёмкостью — 30 Вт*ч против 28 Вт*ч у EOS 1D X. Производителем заявлено, что камера способна отснять 1210 кадров при тестировании по стандарту CIPA. Вроде бы неплохо, но только если не смотреть на показатели Nikon D5, который способен по стандарту CIPA отщёлкать внушительные 3020 снимков, что для камеры репортажного класса крайне важно. Конечно, к тестируемому фотоаппарату можно приобрести дополнительные аккумуляторы, и на фоне стоимости самой камеры с набором оптики затраты будут не особенно критичны (хотя цену в $240 трудно назвать демократичной). Но тут не стоит забывать про массу! Итак, считаем: для того чтобы отснять соизмеримое с результатом Nikon D5 количество кадров придётся приобрести ещё два аккумулятора ($480), а потом и найти, куда положить дополнительные 364 грамма. И это при том, что тестируемая камера и так изначально тяжелее конкурента на 115 грамм. Итого почти полкило разницы. В общем, в плане автономной работы Nikon — однозначный лидер.
Подведём итог. Более точный экспозамер, гораздо более быстрый автофокус (а в режиме LiveView — ещё и необыкновенно чувствительный), крайне быстрая серийная съёмка. Сенсорное управление пусть и очень слабо развито, но оно есть. В режиме видео камера и вовсе великолепна, но для раскрытия всего потенциала требуется использование быстрых и крайне дорогих носителей данных. Не будем забывать и о таком приятном бонусе, как встроенный GPS-модуль. В общем, камера хороша всем и недостатков как таковых у неё вроде бы и нет, если не сравнивать с главным конкурентом.
Nikon D5 во многом идёт наравне с 1D X Mark II (например, точность установки экспозамера), где-то немного проигрывает (скорость серийной съёмки, использование либо быстрых и дорогих, либо медленных и доступных носителей данных), где-то проигрывает с солидным разрывом (отсутствие встроенного GPS-модуля, сенсорного управления, значительно более низкая чувствительность автофокуса в режиме LiveView, а также сравнительно слабые характеристики в режиме видеозаписи), но кое в чём она всё же лучше. Из мелких преимуществ конкурента стоит отметить более высокое разрешение дисплея и удобное активирование подсветки сегментных дисплеев, подсветку органов управления. А вот длительность автономной работы — серьёзный удар по позициям Canon.
Выражаем благодарность украинскому представительству компании Canon за фотокамеру, предоставленную для тестирования.