10 лет в наше время — безумно большой срок. Век-другой назад за такой период мало что изменилось бы в жизненном укладе. Но сейчас технологии развиваются со скоростью света. Когда Final Fantasy Versus XIII только анонсировали, мир отличался от сегодняшнего. Технологии, индустрия, медиа скакнули вперед так, словно прошло минимум полвека. Не говоря уже о том, что многие начинали ждать игру, будучи школьниками, а ныне успели обзавестись семьей и детьми.
⇡#И даже война… война изменилась
Final Fantasy Versus XIII анонсировали как мрачную главу в серии, этакий противовес более сказочной тринадцатой части. С тех пор последняя превратилась в целую серию из трех полноценных игр. Появилась онлайновая Final Fantasy XIV. Правда, не снискав популярности, она быстро умерла. Причем сделала это с помпой, уничтожив мир игры в буквальном смысле. И возродилась снова, уже с подзаголовком A Realm Reborn. Сейчас она имеет множество преданных фанатов и регулярно получает глобальные обновления. А сама Versus XIII превратилась в полноценную XV.
Что касается не номерных частей, а всевозможных ответвлений в серии, их количество мы посчитать не беремся. Культовая десятая часть, к слову, успела покорить три платформы Sony, не считая исходной PlayStation 2. Даже до ПК добралась! Там же обосновались девятая и вся трилогия тринадцатой. Как и многие другие культовые jRPG, такие как Tales of и Disgaea. Кто бы мог подумать в 2006-м, что восточный жанр покорит столь чуждую ему платформу?
Многое изменилось. Например, Activision и Blizzard слились в единую суперкомпанию. Кстати, про «Метелицу». На момент анонса FF XV, World of Warcraft жила лишь два года и получила только первый аддон — The Burning Crusade. Скажи кто-нибудь тогда, что однажды появится возможность играть за пандаренов — засмеяли бы. Diablo 3 же в те времена оставалась лишь мечтой, за которую отдувалась Titan Quest. Зато третью часть другой популярной серии мы тогда даже не начинали ждать. Ведь в 2006 году только готовился к выходу культовый сборник Half-Life 2: The Orange Box, открывший миру Portal и Team Fortress 2. Без всяких шляп.
И раз уж речь зашла про Valve, то вот вам занимательный факт: количество доступных игр в Steam за это время увеличилось с нескольких десятков до семи тысяч. Origin? Uplay? Простите, не слышали. Цифровая дистрибуция была лишь заманчивым «завтра», обещавшим заметное снижение цен на интерактивные развлечения. Ведь не придется тратиться на производство дисков, печать полиграфии, упаковку и логистику.… Эх, приятно было мечтать!
С момента анонса Final Fantasy Versus XIII родилось огромное количество франшиз. Одни стали невероятно популярными, другие успели расцвести и зачахнуть. Call of Duty оказалась на ежегодном конвейере. Вы только подумайте: за последние десять лет вышло одиннадцать полноценных номерных частей! И не будем говорить про качество, времени и ресурсов на каждую из них все равно было потрачено уйма. Medal of Honor, несмотря на все попытки Electronic Arts, вчистую проиграла своему бывшему подражателю.
Десять лет назад создание первой части Assassin’s Creed вышло на финишную прямую. Ubisoft еще не придумала структуру открытого мира с захватом башен, которые сейчас являются обязательным атрибутом практически любой «песочницы». Капитан Шепард готовился принять командование «Нормандией» только через пару лет, а до Dragon Age: Origins и вовсе оставалось еще три года. Crysis грозила показать миру, что будущее — за «умными» и технологичными шутерами, а Bioshock всячески ей вторила. Но детище Crytek в итоге с трудом дожило до трилогии, а творение Irrational Games… что ж, оно сумело стать современной классикой, но все равно осталось нишевым продуктом.
Многие именитые серии изменились до неузнаваемости. Некоторые выбрались из окопов Второй мировой и отправились бороздить бескрайние просторы космоса. Silent Hill, некогда коронованная особа жанра хоррор, несколько раз кряду попала в неумелые руки и отправилась на склад забытых вещей Konami. Последняя успела похоронить практически все серии, рассориться с Хидео Кодзимой и выпустить версию Metal Gear Solid для игровых автоматов. Ах да, к тому же совсем скоро появится MGS про зомби в параллельном измерении. М-да.
У Capcom дела идут лучше, но порой и она неприятно удивляет. Пиком Resident Evil стала четвертая часть, а затем она понеслась по наклонной, с каждым выпуском стремительно приближаясь к Голливуду с его стрельбой и взрывами. Лишь недавно издатель решил вернуть франшизу к истокам. Вернее, вот-вот вернет. С видом от первого лица.
При виде словосочетания World of в 2006 году на ум не могло прийти ничего, кроме Warcraft. Виктор Кислый лишь мечтал о World of Tanks и вряд ли догадывался, какое будущее его ждет. Wargaming тогда занималась серией Massive Assault и прочими сугубо хардкорными стратегиями. А все авторы маститых MMO смотрели на условно-бесплатную модель распространения одновременно и снисходительно, и с легким презрением. Только теперь все они или оседлали эту тему, или ушли из индустрии, или являются Blizzard. Да и та работает по старинке скорее из принципа. Как бы то ни было, это достойно уважения в век, когда за реальные деньги можно покупать внутриигровые предметы даже в сугубо сюжетных «сингловых» проектах.
Десять лет назад понятие «инди» практически не применялось. Braid, локомотив этого ныне бесконечного состава, находилась в активной разработке и вышла лишь спустя два года после анонса Final Fantasy Versus XIII. Какие только вещи, чуждые нам тогда, не стали привычными за каких-то десять лет. DLC? Словно были всегда. Бесконечная череда ремейков? Непонятные «ремастеры»? Еще недавно такого слова в игровой индустрии вообще никто не знал, а теперь — норма, нравится это нам или нет.
Мир сходил с ума по DotA Allstars, о сиквеле которой даже и не задумывались. League of Legends зрела в умах Брэндона Бека и Марка Меррилла, только-только открывших студию Riot Games. Сейчас у нее офисы по всему миру, в которых трудится свыше тысячи человек. Теперь у LoL и Dota 2 от Valve миллионы фанатов, множество профессиональных игроков и турниры с серьезными призовыми. Эти две игры популяризировали жанр MOBA (Multiplayer Online Battle Arena) и внесли колоссальный вклад в развитие киберспорта.
Кто мог знать десять лет назад, что актеры озвучения видеоигр могут стать настоящими знаменитостями? Нолан Норт тоже не думал о таком. Однако роль Нейтана Дрейка сделала его настоящей «рок-звездой» игровой индустрии. Да что там — тогда игроки вообще не знали, кто такие Нолан Норт или Трой Бейкер. Зато сейчас эти имена знакомы любому, кто хоть немного увлекается интерактивными развлечениями.
Ах да, кстати, если вы и правда были вморожены в лед последнее десятилетие: вышел Duke Nukem Forever. Пять лет назад. Лучше бы не выходил.
…в 2006-м «Остаться в живых» и «Доктор Хаус» насчитывали только два сезона. «Сверхъестественное» — и вовсе один. За десять лет сериальная индустрия изменилась так же сильно, как игровая. По качеству и популярности телевизионные шоу сейчас могут поспорить с иными крупнобюджетными фильмами. И конечно, многие из них обзавелись армиями фанатов не менее преданных, чем у «Звездных войн». Кстати, о далекой-далекой галактике. Lucasfilm была куплена Disney, вышел седьмой эпизод киносаги, и теперь каждый год планируется выдавать по новому фильму. А «расширенная вселенная» признана неканоничной. Но вернемся к сериалам.
«Теория большого взрыва» стартовала — и моментально превратилась в феномен, который популяризовал саму тему гиковства. И пусть сейчас шоу далеко ушло от истоков, его вклад в субкультуру неоценим. Такие сериалы, как «Клиника» и «Как я встретил вашу маму», подошли к концу. Про «Игру престолов» в 2006 году знали только любители книжного фэнтези, а до дебюта телевизионной адаптации оставалось еще пять лет. С «Ходячими мертвецами» такая же ситуация. Вышел и закончился культовый ныне «Во все тяжкие», который вы просто обязаны посмотреть, если недавно вышли из спячки.
Даже Голливуд кое-что подсмотрел у сериалов. Ведь, по сути, именно по телевизионному формату Marvel успешно запустила целую киновселенную. Каждый год многие ходят в кино ради того, чтобы снова увидеть знакомых и полюбившихся героев. Казалось, совсем недавно все восторгались далеко не самым известным Робертом Дауни — младшим в роли «гения, миллиардера, плейбоя и филантропа» Тони Старка. А сейчас киносемейство Marvel насчитывает уже четырнадцать полнометражных фильмов и пять сериалов, в некоторых из которых уже несколько сезонов.
Питер Джексон снял еще три фильма в мире Средиземья. А Кристофер Нолан в то время только начал работу над «Темным Рыцарем» после успешного перезапуска Бэтмена на экранах телевизоров. Фактически именно он ввел моду на мрачных, приземленных и далеко не идеальных (в хорошем смысле) героев. Впрочем, кое-что в кино за десяток лет совсем не изменилось — это внешность Киану Ривза.
Огромный скачок сделали медиа- и развлекательные технологии. В 2006 году дебютный iPhone даже не был анонсирован, а до выхода первого устройства под управлением Android оставалось два года. На текущий момент история «яблочных» смартфонов насчитывает аж четырнадцать моделей, а новинки Apple с каждым годом становятся все более спорными — тут только и остается, что выпускать 300-долларовые книжечки с фотографиями прошлых решений. Имя Nokia вызывало чувство доверия и надежности, а не ностальгическую улыбку. И вообще, пользоваться кнопочным телефоном было не зазорно.
Начинали разработку Final Fantasy Versus XIII еще до выхода PS3, но игра пережила свою изначальную систему. На полках даже успели появиться улучшенные версии консолей следующего поколения (PS4 Pro и Xbox One S). Более того, лишь на них мы и увидим пятнадцатую часть Final Fantasy XV во всей красе. А вот консоли от Nintendo ожидаемо обойдутся без долгостроя, хотя за время его разработки свой век отжила как Wii, так и Wii U, а на подходе уже новенькая Nintendo Switch.
Все эти годы разработчики внедряли технические инновации в попытках кардинально изменить игровой опыт. В первую очередь мы говорим об уникальных контроллерах. Так появились и забылись Move и Kinect, наверняка принесшие Sony и Microsoft больше головной боли и затрат, чем прибыли. Это были действительно интересные гаджеты, но реализовать их потенциал так и не удалось. Лишь Nintendo со своей Wii достойно преподнесла идею и использовала ее на всю катушку. В наши дни контроллеры передали статус передового «элемента X» шлемам виртуальной реальности, которые наконец-то сделали шаг из фантастических фильмов в повседневность.
В 2006-м Tesla Motors впервые показала электромобиль — нет, еще не Model S, а Roadster. Илон Маск уже тогда был неприлично богатым человеком, но еще только грезил освоением Марса. А сейчас мы смотрим новости о планах колонизации другой планеты… и нисколько не удивляемся. Не удивляемся и тому, какая мощь скрывается даже в маленьких смартфонах, не говоря уже о стационарных ПК. А ведь в год анонса FF XV был представлен миру первый процессор Intel семейства Core 2 Duo!
Терабайтные носители? «Да кому столько нужно?!» — воскликнули бы мы десять лет назад. SSD? От «Ненадежно и дорого» к «А можно мне еще быстрее и дешевле?»… 16 Гбайт оперативной памяти? Десять лет назад казалось, что такие объемы не понадобятся никогда. Ситуация напоминает знаменитую фразу 1981 года, приписываемую Биллу Гейтсу: «640 Кбайт ОЗУ хватит на все».
PlayStation 3, дебютировавшая десять лет назад, обладает скромными по сегодняшним меркам характеристиками, но в некоторых играх способна удивить качеством изображения. А сейчас кажется, будто быстрый рост вычислительных мощностей и все эти «улучшенные версии» консолей идут индустрии скорее во вред — разработчики, подгоняемые издателями, просто не заморачиваются с оптимизацией.
В год анонса Final Fantasy Versus XIII была запущена «ВКонтакте». Сложно поверить, что десять лет назад социальные сети были действительно в новинку. Но эту мысль еще можно допустить, а вот что действительно кажется невероятным, так это возраст YouTube: когда мир впервые узнал о «пятнашке», видеохостингу исполнился лишь год (!). И именно тогда его купила Google.
Неужели такие времена вообще были? Времена, когда никто не знал, кто такие блогеры и стримеры. Смысл существования такого сервиса, как Twitch, десять лет назад и объяснить было бы затруднительно. Затем онлайн-трансляции просочились во все аспекты развлекательной индустрии и дали огромный толчок развитию киберспорта. Сейчас каждый, сидя дома, может стать интернет-знаменитостью.
Путь к релизу Final Fantasy XV был невероятно долгим — будь игра человеком, этот человек порадовался бы, что он хотя бы не последним добежал до финиша. The Last Guardian, другой японский долгострой, задуманный геймдизайнером Фумито Уэдой в 2005 году, отправится на полки магазинов даже позже FF XV. Впрочем, 29 ноября или 6 декабря — в масштабах всего пути недельная разница сравнима с секундной.
* * *
Конечно, за десятилетие случилось куда больше всего, о чем можно было бы написать в одном материале. Да хоть в десяти материалах! Мы лишь хотели дать вам почувствовать, как индустрия преобразилась за время разработки одной-единственной игры. Вместе с ней изменилась сама гик-культура, в том числе и в нашей стране. В год анонса Final Fantasy XV прошел первый «ИгроМир» — возросшие масштабы выставки (25 тысяч посетителей против 163 тысяч в 2016-м) говорят сами за себя. Теперь ждать «какую-то игрушку» десять лет — совсем не странно.
Видео: