Оригинал материала: https://3dnews.ru/948211

Обзор 23,5-дюймового игрового Full HD-монитора Samsung C24FG70FQI: новые правила

Внешний вид. Технические характеристики

В сегменте игровых Full HD-мониторов сложилась не самая радостная ситуация. Начать стоит с того, что 99% из них оснащаются TN+Film-матрицами, а цены 23-24-дюймовых дисплеев стартуют от 16-17 тысяч рублей за старые модели без поддержки систем адаптивной синхронизации. Желание получить в своё распоряжение рабочую технологию AMD Free-Sync приведёт к тому, что покупатель будет вынужден добавить ещё пару тысяч сверху, а вот за наличие на борту NVIDIA G-Sync переплатить придётся вдвое – такие мониторы продаются за 35-40 тысяч. Сомнительное вложение средств — отдавать столько денег за небольшой монитор с TN-матрицей с разрешением 1920 x 1080 пикселей.

Но на тропу с компаниями, застолбившими за собой рынок игровых дисплеев за последние пару лет, вышла Samsung — и решила атаковать сразу все сегменты. Выпуск модели C24FG70FQ, с которой мы сегодня познакомимся, – знаковое событие для рынка. Это так называемый гейм-чейнджер — монитор, меняющий правила игры: cкоростная Full HD SVA-панель с курватурой 1800R, поддержка Free-Sync, эргономичная подставка, ворох игровых технологий и заводская калибровка — и всё это за 25 000 рублей!

#Технические характеристики

Samsung C24FG70FQI
Экран
Диагональ, дюймов 23,5
Соотношение сторон 16:9
Покрытие матрицы Полуматовое
Стандартное разрешение, пикс. 1920 x 1080
PPI 94
Параметры изображения
Тип матрицы SVA (радиус кривизны 1800R)
Тип подсветки Quantum Dot (125% sRGB)
Макс. яркость, кд/м2 350
Контрастность статическая 3000 : 1
Количество отображаемых цветов 16,7 млн
Частота вертикальной развёртки, Гц 70-144/62-119 (DP/HDMI + Free-Sync)
Время отклика BtW, мс НД
Время отклика GtG, мс 1
Максимальные углы обзора
по горизонтали/вертикали, °
178/178
Разъемы
Видеовходы 2 x HDMI 1.4a (до 120 Гц);
1 x DisplayPort 1.2a (до 144 Гц);
Видеовыходы НД
Дополнительные порты 1 x 3,5 мм аудиовыход;
1 х Service Port;
Встроенные колонки: число х мощность, Вт Нет
Физические параметры
Регулировка положения экрана Угол наклона (от -2 до +17 градусов), поворот (+-15 градусов), изменение высоты (140 мм), переворот (Pivot)
VESA-крепление: размеры (мм) Да (75 х 75), через переходник
Крепление для замка Kensington Да
Блок питания Внешний
Макс. потребляемая мощность
в работе / в режиме ожидания (Вт)
59/ 0,3
Габаритные размеры
(с подставкой) ДхВхГ, мм
545 х 390-530 х 386
Габаритные размеры
(без подставки) ДхВхГ, мм
545 x 325 x 70
Масса нетто (с подставкой), кг 5,2
Масса нетто (без подставки), кг 3,1
Ориентировочная цена 25 000 рублей

По официальных данным, в мониторе используется изогнутая SVA-матрица с диагональю 23,5 дюйма. Однако среди известных панелей компании, подходящих по ТХ, мы нашли в Интернете данные лишь об одной из версий модели LSM236HP02 размером 23,6 дюйма. Будем считать, что именно она используется в герое обзора, а разница в 0,1 дюйма – ошибка.

В таком случае перед нами полноценное 8-битное (без применения FRC-метода) решение с подсветкой на квантовых точках (Quantum Dots), без использования ШИ-модуляции (Flicker-Free) и с заявленным цветовым охватом на уровне 125 % площади sRGB-пространства. Монитор способен воспроизводить до 16,7 миллиона цветовых оттенков. Курватура панели составляет 1800R (радиус дуги в миллиметрах), но для такой небольшой диагонали это совсем несущественная величина, позволяющая лишь немного улучшить стабильность картинки при нормальном использовании (читай: небольших отклонениях угла просмотра от нормали).

Разрешение полуматового 23,5-дюймового экрана составляет 1920 x 1080 пикселей. Соотношение сторон – привычные всем 16:9, а плотность пикселей 94 ppi – вполне достаточно, чтобы не утыкаться глазом в «жирный» пиксель, как на 27-дюймовых аналогах.

Заявленная максимальная яркость дисплея — 350 кд/м2, коэффициент статической контрастности в три раза выше, чем у похожих TN+Film-решений, — 3000:1, углы обзора выдержаны на уровне в 178 градусов в обеих плоскостях.

Нативная частота вертикальной развёртки для используемой матрицы составляет 144 Гц, что в новинку для *VA-технологии с разрешением Full HD, как и заявленное время отклика в 1 мс GtG. Применяемая технология адаптивной синхронизации AMD Free-Sync работает в диапазоне 70-144 Гц при DisplayPort-подключении или при 62-119 Гц при использовании одного из двух установленных HDMI 1.4a. Она позволяет насладиться плавностью картинки (без «разрывов») даже при сильно плавающей частоте кадров (FPS), но исключительно обладателям видеокарт с GPU соответствующей компании.

Производитель предусмотрел два специальных режима работы подсветки (аналоги ULMB в других мониторах), позволяющих визуально уменьшить время отклика пикселей и достичь уровня скорости CRT-дисплеев.

Монитор C24FG70FQ обладает классическим – рамочным дизайном, а вот подставка с двумя шарнирами отсылает нас к различным вариантам VESA-совместимых кронштейнов (можно, кстати, воспользоваться и отдельно купленным кронштейном — если установить переходник из комплекта поставки). Такой выбор производителя обеспечил широкие возможности трансформации, но сильно увеличил требуемую глубину установки на столе.

Модель только начинает появляться на российском рынке и предлагается по официально рекомендованной цене в 24 990 рублей (дискаунтеры предлагают на 1 000 рублей дешевле). Прямых аналогов у C24FG70FQ нет, даже если исключить из критериев выбора такой параметр, как изогнутая матрица. А вот схожие по набору возможностей TN+Film-решения предлагаются на 3-5 тысяч дешевле. Стоит ли такая экономия потерянных преимуществ *VA-панели, которые значительно влияют на общее впечатления от картинки на экране, – вопрос риторический, но многие знают на него ответ уже сейчас.

#Комплектация и внешний вид

Монитор Samsung C24FG70FQI поставляется в большой картонной коробке с качественной полиграфией. Основной акцент сразу сделан на изогнутости экрана и использовании квантовых точек.

О всех основных особенностях модели повествуют надписи рядом с красочными фотографиями дисплея.

По одной из информационных наклеек на упаковке становится известно, что дисплей произведён на заводе Samsung в Китае. Заявленный цвет корпуса – чёрный. Данных о версии не найдено.

В комплектацию монитора входит следующее:

  • внешний блок питания с кабелем;
  • кабель DisplayPort;
  • кабель HDMI;
  • металлическая пластина-переходник для VESA-кронштейнов (75х75 мм);
  • краткое руководство по установке и настройке;
  • руководство по безопасному использованию;
  • книжка с условиями гарантии (она же гарантийный талон);
  • CD с инструкцией и драйверами;
  • визитка с номерами единой службы поддержки;
  • отчёт о заводской калибровке.

К комплекту поставки не придраться: все, что нужно данной модели для работы, здесь есть.

Отчёт о проведённой заводской калибровке обещает идеальную цветопередачу прямо “из коробки” при использовании HDMI-подключения. Забежим немного вперед: он действительно близок к правде, если подключаться через DisplayPort.

Внешне монитор серьёзно отличается от других моделей Samsung, впрочем, основной вклад в это вносит новая подставка с двухсоставной центральной колонной и двумя шарнирами между ее частями. Тогда как сам корпус, а также используемые материалы знакомы нам по другим мониторам компании.

Радиус основания подставки из чёрного матового пластика составляет почти 25 см – столько же, сколько и у 34-дюймового гиганта, рассмотренного ранее. При этом крепление центральной стойки все равно выходит за её пределы. Для сцепления с рабочей поверхностью используется шесть небольших резиновых ножек, надежно удерживающих конструкцию в одном положении.

При включении монитора первые пару секунд подставку подсвечивает система Arena Lightning — с помощью нескольких светодиодов с матовым рассеивателем бирюзового цвета. В дальнейшем она может работать в одном из двух пресетов: постоянное мигание или в зависимости от звука в игре – так называемый интерактивный режим.

Центральная стойка выполнена на новый манер – как отдельно приобретаемые VESA-кронштейны с креплением к столу. И всё бы хорошо, но обе части меняют положение только в одной плоскости (а не в двух, как хотелось бы), а общая глубина конструкции с легкостью достигает 37 см – если стол стоит от стены, то к его заднему краю монитор не поставишь.

Крепление верхней части к корпусу искусно скрыто за двумя пластиковыми элементами, которые легко поддеть плоской отвёрткой. После этого можно открутить четыре винта и воспользоваться металлической планкой-переходником для использования с совместимыми VESA-кронштейнами с креплением стандарта 75 х 75 мм.

Система прокладки кабелей у монитора очень простая — по сути, она состоит из одного пластикового держателя в области соединения двух частей центральной стойки.

Подставка достаточно эргономичная: производитель декларирует наклон панели в диапазоне от -2 до +17 градусов, поворот вправо-влево на 15 градусов и изменение высоты на 140 мм.

Возможен переворот в портретный режим (Pivot), из-за которого слегка пострадала центровка панели.

Компания Samsung глобально взялась за искривление большинства своих матриц — эта участь не обошла и Samsung C24FG70QI. Радиус кривизны 1800R визуально не сильно сказывается на внешнем виде 23,5-дюймовой панели, как и на ощущениях от работы за подобным монитором. Однако улучшить стабильность картинки при рабочих углах обзора (то есть при небольших отклонениях от нормали) данная особенность всё же позволяет.

Используемая в мониторе матрица обладает полуматовой поверхностью, которой всё чаще отдают предпочтение многие производители с целью снизить заметность кристаллического эффекта.

По наклейке на корпусе монитора становится известно, что он изготовлен в январе 2017 года, версия – FB02.

Все разъёмы для подключения расположились в задней части корпуса и направлены назад. Рядом находится замок Kensington.

Использование чёрного матового пластика различной фактуры позволяет монитору сохранять свой первоначальный внешний вид долгое время. К практичным поверхностям можно отнести и серый пластиковый кант корпуса со шлифовкой под алюминий.

В целом качество сборки достаточно высокое. Зазоры равномерны по всей длине, а обработка элементов корпуса и основной части подставки не вызывает нареканий. На общем фоне выделяются только две части центральной стойки. Тут элементы и подогнаны неважно, и обработаны грубо, и пластиковые заусенцы из них торчат. Впрочем, у всех бывают промахи, и это, пожалуй, то место, где они не слишком-то важны.

#Меню и управление

Система управления в новинке от Samsung была слегка модернизирована: к знакомому пятипозиционному джойстику в задней части устройства добавились три дополнительные физические клавиши, расположенные на нижней грани корпуса.

Синий светодиод питания находится в нижней части передней рамки, но при настройках по умолчанию он активен только в режиме ожидания.

Перемещением джойстика вверх или вниз вызываются меню быстрой настройки яркости, контрастности и резкости изображения, а движение влево/вправо выведет на экран настройки громкости подключенных наушников или внешней акустической системы.

Нажатие по центру вызывает дополнительный блок меню с пятью экранными кнопками. С их помощью можно вызвать основное меню, выбрать источник сигнала, включить режим Eye Saver, выключить дисплей или вернуться к предыдущему диалоговому окну. Дополнительные физические клавиши обеспечивают быструю активацию трех игровых пресетов, которые пользователь может настроить по своему усмотрению.

Благодаря пятипозиционному джойстику управлять монитором просто и удобно. Это один из самых удачных способов для работы с OSD-меню, и в компании Samsung его используют уже давно.

А вот дизайн меню претерпел серьёзные изменения. Теперь оно выполнено в бирюзово-чёрной гамме, а над основным OSD-экраном теперь размещаются пять круглых секторов-кнопок с указанием основных игровых настроек. Структура меню также подверглась правкам, а к знакомым разделам добавился один новый — «Game» — с соответствующими параметрами. Именно с него мы и начнём.

В нём пользователь может выбрать один из восьми предустановленных режимов изображения, задать время отклика, установить рабочую частоту вертикальной развёртки (в обход настроек драйвера видеокарты), изменить усиление Black Equalizer (отвечает за различимость крайних тёмных оттенков) и режим работы встроенного скалера изображения. Здесь же можно включить FreeSync, дезактивировать функцию Low Input Lag и сохранить внесённые изменения в одну из трёх пользовательских областей для настроек (доступны для быстрого включения).

Во втором разделе, «Picture», сосредоточены настройки отвечающие за качество изображения на экране. Регулировке поддаются такие параметры, как яркость, контрастность, резкость, уровень чёрного при HDMI-подключении, цветовая температура, усиление RGB и гамма. В новинке производитель добавил режим sRGB, с помощью которого цветовой охват приводится к соответствующему стандарту.

Дополнительно можно активировать режим Eye Saver (снижение яркости, цветовой температуры и глубины чёрного) и вновь выбрать один из предустановленных режимов изображения.

Во третьем разделе сосредоточены настройки самого OSD-экрана. Предлагается выбрать язык локализации (присутствует русский) и задержку автоматического исчезновения меню при бездействии пользователя.

Раздел System содержит в себе параметры, влияющие на поведение дисплея в той или иной ситуации. В нём можно сбросить все настройки к значениям по умолчанию, активировать технологию снижения электропотребления, выбрать режим работы подсветки Arena Lightning (мигание или «интерактивный режим» с работой подсветки в зависимости от звуков и происходящего в игре). Цвет подсветки один – бирюзовый, подсвечивается, напомним, только область подставки.

Доступны выбор версии DP, таймер автоматического выключения, изменение работы светодиода питания и автоматический выбор источника сигнала.

Посмотреть основную рабочую информацию по дисплею можно в последнем разделе с соответствующим названием – Information. Доступ к сервисному меню найден не был.

Тестирование. Выводы

#Тестирование

#Методика тестирования

Монитор Samsung C24FG70FQI был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 8.1, во время тестирования частота обновления экрана составляла 144 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В мониторе Samsung C24FG70FQI производитель использует восемь предустановленных режимов Picture Mode и дополнительный — Eye Saver. При тестировании мы использовали интерфейс Display Port 1.2a как максимально раскрывающий все возможности модели.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим Picture — Custom;
  • яркость — 100;
  • контрастность — 75;
  • резкость — 60;
  • цветовая температура — Normal (50/50/50);
  • гамма – Mode 1;
  • время отклика – Standard.

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:

  • режим Picture — Custom;
  • яркость — 21;
  • контрастность — 75;
  • резкость – 56;
  • цветовая температура – Custom (49/50/48);
  • гамма – Mode 1;
  • время отклика – Standard.

Значение параметра «Контрастность» мы не меняли из-за отсутствия положительного влияния на гамма-кривые, режим «Гаммы» оставили на значении по умолчанию, поскольку два других только ухудшали конечные гамма-кривые. Основные изменения произошли после снижения яркости подсветки и правок значений RGB в настройках цветовой температуры. Дополнительно мы снизили резкость до 56, но тут – на вкус и цвет. Режим «время отклика» не менялся ввиду того, что на модели C24FG70FQI это приводит к иному алгоритму работы подсветки матрицы и заметным изменениям в цветопередаче, а также блокировке настроек яркости.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Первоначальная проверка осуществлялась при стандартных настройках дисплея в режиме «Custom».

Яркость в меню (%)Яркость белого (кд/м2)Яркость чёрного (кд/м2)Статическая контрастность (x:1)
100 329 0,135 2437
90 300 0,123 2439
80 273 0,113 2416
70 243 0,1 2430
60 216 0,089 2427
50 187 0,077 2429
40 157 0,065 2415
30 128 0,053 2415
20 98 0,04 2450
10 69 0,028 2464
0 39 0,016 2438

Максимальная яркость составила 329 кд/м2, а нижнее значение подобралось к отметке в 39 кд/м2. Полученный рабочий диапазон устроит всех без исключения пользователей и позволит комфортно работать за монитором при любом внешнем освещении.

Коэффициент контрастности — 2430:1 в среднем, это хороший уровень для современной *VA-матрицы, но ниже, чем заявлено производителем. Как показывает опыт – это абсолютно нормальное явление для практически всех Vertical Alignment-мониторов, так что не стоит обращать на это внимание.

#Результаты при стандартных настройках

В исследуемом мониторе Samsung, несмотря на его класс и направленность, используется новая SVA-матрица с расширенным цветовым охватом за счёт подсветки на квантовых точках. Но расширен он не для профессиональной работы с цветом, а для того, чтобы цвета выглядели более насыщенными, пусть это и идет вразрез с идеей о правильной цветопередаче.

Для избавления от оттенков, выходящих за пределы треугольника, как и всегда советуем использовать ICM/ICC-профили и ПО с поддержкой системы управления цветом (CMS).

При заводских настройках цветовой охват монитора соответствует sRGB на 99,5 % и AdobeRGB на 81 %. Площадь фигуры – 127,3 % от sRGB-стандарта – даже больше заявленных 125 % в характеристиках монитора. Для *VA-матрицы – отличный результат. Цветовой треугольник превосходит оба стандарта в области с красными оттенками, что может приводить к излишне насыщенным телесным оттенкам. Так что про профиль и CMS лучше не забывать.

Мы были сильно удивлены тому, что точка белого у доступного игрового монитора настроена просто идеально (DeltaE всего 1,1 единицы). Но сказать то же самое про стабильность ЦТ оттенков серого мы не можем – она находится на уровне ниже среднего.

При этом гамма-кривые идут близко к референсу. Тут мы удивились ещё один раз — крайне редко можно увидеть подобную точность на игровых мониторах за адекватные деньги. Да, можно увидеть небольшую разбалансировку между каналами RGB, но всё это не столь существенно, если вы не планируете работать с цветом на профессиональном или полупрофессиональном уровне.

Удивляться — так удивляться: результаты точности цветопередачи по тесту Argyll тоже на грани фантастики — 1,84 в среднем и 4,4 в максимуме.

#Результаты после настройки и калибровки

После таких результатов становится ясно, что для большинства потенциальных пользователей новинки вопрос дополнительной настройки и калибровки просто не стоит — монитор и так неплохо настроен. Однако это наша стандартная процедура, которая позволяет выявить максимум монитора при приведении его рабочих параметров к определённым стандартам, а поэтому C24FG70FQI не стал исключением из правил.

Произведённые процедуры слегка уменьшили цветовой охват новинки и немного сместили все три опорные точки. По данным Argyll CMS, cоответствия стандартам sRGB и AdobeRGB снизились до 99,4 % и 79,9 % соответственно. Визуально увидеть разницу будет сложно.

Ручная настройка и калибровка позволили добиться точки белого в 6491 К с DeltaE 0,4 единицы и в разы увеличить стабильность ЦТ оттенков серого.

Гамма-кривые стали ещё ближе к референсу, но увидеть явные отличия от заводских установок смогут не все пользователи.

Отклонения цветопередачи, выраженные в единицах DeltaE94, снизились до уровня 0,37 в среднем и 1,57 в максимуме. Это очень высокий результат, но при работе с цветом не стоит забывать об особенностях *VA-дисплеев, так что снова напоминаем про полезность профилей и ПО с поддержкой CMS. Для всех остальных задач эти особенности практически не играют роли.

#Результаты в режиме sRGB

Из-за нестандартного цветового охвата в Samsung решили добавить специальный режим, эмулирующий пространство sRGB. Называется он соответствующе, а не Basic Color, как в некоторых других моделях производителя. Посмотрим, насколько качественно инженерам компании удалось справиться с поставленной задачей.

При обычной проверке с помощью замеров трёх базовых цветов в «точке насыщения» всё очень красиво – эмуляция цветового пространства sRGB кажется идеальной. И мы бы остановились на этом, если бы не отчёт Argyll CMS при профилировании монитора в этом режиме работы.

По его данным, в ходе замеров ~100 цветовых патчей, цветовой охват не столь «прямолинеен». Перенасыщенными остаются многие цвета, и только при использовании созданного профиля и ПО с поддержкой CMS можно избежать проблем с цветом, если вам, конечно, важна точность цветопередачи. Делаем вывод – режим sRGB не полностью выполняет возложенную на него задачу и избавляет пользователя лишь от нескольких перенасыщенных цветовых стимулов.

Его активации ещё сильнее двигает точку белого к референсу — 6504 K, но, к сожалению, практически не влияет на стабильность оттенков серого.

Гамма-кривые сильно похожи на увиденные нами в режиме Custom, но различимость крайних тёмных оттенков в sRGB Mode выше.

Сниженный цветовой охват не позволил улучшить показатели цветопередачи. Среднее отклонение DeltaE94 составило 1,82, а максимальное — 5. Смысла в использовании режима sRGB при таких результатах практически нет.

#Результаты в режиме Fastest (ULMB)

Желание пользователя вывести монитор на его «максимальную скорость» обязательно приведёт к активации одного из двух дополнительных режимов Response Time: Faster или Fastest. Мы решили проверить, как включение последнего из них повлияет на изображение.

Причиной отсутствия скриншота ЦО является тот факт, что полученный результат оказался на уровне заводских настроек. Тут ничего нового.

Точка белого приблизилась к границе области DeltaE<3, но это все еще хороший показатель. Стабильности оттенков серого повезло не так сильно – она стала ещё ниже и вышла на низкий уровень: разница между минимумом и максимумом превысила 1300 кельвин.

В этом режиме различимость тёмных оттенков ещё выше, чем в sRGB, а общая контрастность картинки ниже. Правда, разница не принципиальна, в реальной работе она не ощущается.

Всё это привело и к отличиям по точности цветопередачи. Среднее отклонение DeltaE94 составило 2,44, а максимальное — 6,07 единицы. Для игрового монитора – результат хороший, ничего «криминального» в картинке на экране вы не увидите. Можно смело работать и играть.

#Равномерность подсветки

Монитор Samsung C24FG70FQI обходится без какой-либо системы компенсации неравномерности подсветки. Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин.

Первая картинка демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки и дальнейшей программной обработке для более наглядного представления равномерности подсветки.

Среднее отклонение от центральной точки составило 9,5 %, максимальное – 26,5 %. Результат для небольшой диагонали довольно низкий. Впрочем, реальной проблемой оказалось совсем другое – полоса шириной 7-8 мм по правому краю матрицы с зеленым паразитным оттенком и такая же, но куда менее различимая, по левому краю. Особенность неприятная, постоянно «спотыкаешься» об неё при работе в Word и Excel и веб-сёрфинге на сайтах со светлым фоном. Впрочем, допускаем, что нам просто не повезло с экземпляром и реальные покупатели с ней не столкнутся.

Равномерность цветовой температуры у монитора оказалась на среднем уровне. Значения растут по диагонали – от верхнего левого угла к нижнему правому. Среднее отклонение от центральной точки – 2 %, максимальное – 5,7 %. Результат неплохой, но хотелось бы, как и всегда, чуть лучше.

По диаграмме поверхности с отклонениями цветовой температуры, выраженными в единицах DeltaE, можно говорить, что проблемы с ЦТ у монитора максимально проявляют себя (DeltaE доходит до 9,8-12,8) в нижнем правом углу и рядом с ним. Теперь перейдём к равномерности подсветки на чёрном поле.

Обе фотографии чёрного фона были сделаны при полном отсутствии внешнего освещения с разной коррекцией экспозиции. На первой из них можно хорошо увидеть все проблемные области монитора (представлены в усиленном виде), а на второй — как всё это выглядит в действительности, глазами пользователя.

В этом вопросе дела у героя обзора обстоят точно так же, как и у большинства *VA-моделей. Он может предложить не только глубокий чёрный цвет, но и значительно более высокую равномерность подсветки на чёрном поле (в сравнении со всеми IPS-type- и TN+Film-моделями), что для многих играет существенную роль при выборе монитора.

Глубина чёрного максимальна в центре и рядом с ним. В углах коэффициент контрастности снижается до уровня в 2000-2200:1. Паразитные засветки отсутствуют как класс. Если вы любите смотреть кино или сериалы за настольным монитором при плохом освещении или вам приходится много работать с текстом, то именно такие модели, как Samsung S24FG70FQI, – то, что доктор прописал.

#Визуальная оценка изображения и особенности модели

#Качество градиентов и скорость отклика

Благодаря 8-битной SVA-матрице с небольшой диагональю при стандартных установках монитор Samsung продемонстрировал высокие по качеству/равномерности градиентные заливки. После ручных правок основных рабочих параметров качество тоновых переходов не ухудшается. А вот внесённые в LUT видеокарты в ходе произведённой калибровки правки привели к их видимым изменениям: появилось около 6-8 более выраженных переходов с паразитными оттенками в области 5-30 %, а также резкий скачок в различимости на участке 0-5%. Такое поведение для *VA-мониторов является абсолютной нормой.

С точки зрения скорости матрицы новый Samsung C24FG70FQI – ещё один большой шаг вперёд для *VA-мониторов. Однако в сравнении с 34-дюймовой новинкой в 23,5-дюймовом дисплее из-за повышенной до 144 Гц частоты вертикальной развёртки производителю было необходимо увеличить скорость отклика пикселей до соответствующего уровня (не выше 1000/144=6,94 мс на любых переходах). Задача довольно сложная, без сильного разгона матрицы не обойтись.

Безусловно, монитор получился более быстрым, чем его старший брат в обновлённой линейке, но это привело к различимым артефактам во время тестирования, особенно на тёмных переходах. Относиться к ним можно по-разному: кто-то постоянно обращает на них внимание, а кто-то погружается в происходящее на экране и перестает их замечать. Тем более что по сравнению с другими *VA-дисплеями C24FG70FQI показал себя действительно достойно.

Интересный момент: два дополнительных режима Response Time являются ничем иным, как аналогами функции ULMB с различной длиной импульса – такое в мониторах Samsung мы видим впервые. При при их активации подсветка матрицы мерцает синхронно с обновлением кадров так, что большую часть времени предъявления на экране кадр затемнен и становится виден лишь в течение краткого импульса. Это позволяет зрительно увеличить плавность картинки и скорость отклика пикселей (эффект, как будто вы работаете за CRT-монитором), что подтверждают и сравнительные фотографии выше.

По ним также видно, что шлейфы на тёмных переходах возникают не только за движущимся объектом, но и спереди от него. Из этого можно сделать вывод, что скорости переключения пикселей недостаточно при работе монитора на частоте 144 Гц. Но достаточно снизить её до 100 Гц — и такие проблемы исчезают. Отдельно отметим, что даже такой частоты достаточно для совсем иных ощущений от работы за монитором в сравнении со стандартными 60 Гц-моделями. Дерзайте!

Дополнительно, чтобы убедиться в том, что обещанные 144 Гц действительно можно получить, мы провели тест с помощью сайта на пропуск кадров. Исходя из полученного результата, мы можем сделать следующий вывод: пропуск кадров отсутствует, производитель не обманул.

Дополняет всё это технология адаптивной вертикальной развёртки AMD FreeSync, доступная, правда, только обладателям видеокарт с GPU от «красных» и работающая в диапазоне 70–144 Гц при DisplayPort-подключении и 62-119 Гц при HDMI.

#Углы обзора и Glow-эффект

Новая SVA-матрица, небольшая рабочая диагональ и изогнутость панели – всё это позволило улучшить стабильность картинки при рабочих углах обзора (читай: без тестовых 30-60 градусов).

При незначительных изменениях угла просмотра в вертикальной плоскости картинка на экране совсем не меняется, демонстрируя уровень IPS-решений. Правда, не стоит забывать о эффекте Black Crush, который демонстрирует себя уже при малых изменениях угла обзора, особенно если на изображении много темных участков/теней.

Если увеличить угол до 35-45 градусов, то изображение становится менее контрастным, несколько снижается насыщенность, высветляются тени, происходит цветовой сдвиг (color-shift) с появлением розового паразитного оттенка (на светлых областях). При взгляде сверху или снизу подобные изменения более выражены и происходят быстрее. Между тем, по сравнению с TN+Film-конкурентами C24FG70FQI демонстрирует куда более стабильную картинку и значительно лучшие углы обзора – все-таки TN не могут конкурировать с более качественными матрицами.

У новинки Samsung есть Glow-эффект на чёрном поле, даже несмотря на то, что это не очень характерно для SVA-матриц. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой (или как минимум с чёрными полосами сверху и снизу при просмотре фильма) паразитный оттенок и степень его проявления варьируются. Впрочем, на фоне IPS-type- и TN+Film-решений Glow всё равно выражен значительно слабее и вызывает куда меньше раздражения.

Что касается цветных изображений, то тут больше сказываются именно углы обзора, а не Glow. При взгляде под углом сильно падает контрастность картинки, в некоторых случаях может проявляться слабый эффект постеризации на сложных цветовых переходах, как на фотографиях выше.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе Samsung C24FG70FQI используется качественная полуматовая защитная плёнка.

Кристаллический эффект на экране монитора незаметен, антибликовые свойства сохранены, картинка приятна глазу. При изменении угла просмотра различимость КЭ не усиливается. Эффект Cross Hatching изучаемой модели монитора не свойственен.

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой на квантовых точках, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется, либо её частота составляет несколько или даже десятки килогерц. За свои глаза конечные пользователи могут быть спокойны.

Но ситуация резко меняется при включении одного из двух режимов Response Time – Faster и Fastest, аналогичных по эффекту функции ULMB в других игровых моделях (в основном с поддержкой NVIDIA G-Sync и совсем иной ценой). Частота работы подсветки начинает соответствовать выставленной частоте развёртки, а разница между режимами заключается исключительно в длине импульса и, конечно, итоговой яркости изображения (она, правда, все равно незначительна). Нагрузка на глаза значительно возрастает, но визуальный эффект с легкостью компенсирует такую потерю.

При снижении рабочей частоты вертикальной развёртки до 100 Гц частота ШИ-модуляции продолжает держаться на выставленном уровене, однако на следующем этапе — в 60 Гц — подсветка начинает работать «с удвоенной силой» (120 Гц), так что движущиеся объекты начинают двоиться. Впрочем, сомневаемся, что кто-то будет приобретать такой дисплей для работы на частоте 60 Гц. А при подключении игровой приставки можно просто выставить Response Time – Standard и не знать проблем.

Монитор отличается использованием внешнего блока питания, который в контексте тестирования интересует нас исключительно своими звуковыми характеристиками. Но паразитных звуков во время работы мы не услышали — ни от БП, ни от электронной начинки дисплея.

#Выводы

Герой сегодняшнего обзора – достойный ответ компании Samsung на происходящее на рынке доступных Full HD-мониторов в последние несколько лет и глоток свежего воздуха для потенциальных покупателей устройств этого класса. Производитель вывел на рынок дисплей, который раскроет все свои «таланты» не только в играх, но и при повседневной работе, с легкостью превзойдя в этом абсолютно все TN+Film-аналоги.

Безусловно, C24FG70FQI – не лидер по скорости и точно не претендует на лавры TN+Film-новинок с частотой 180-240 Гц и совсем другой ценой. Инженеры Samsung сильно потрудились над улучшением времени отклика своей новой SVA-матрице, но необходимость довести его до уровня, предъявляемого установленной частотой вертикальной развёртки в 144 Гц (1000/144=6,94 мс), привела к тому, что обойтись без артефактов на некоторых переходах вследствие сильного разгона не вышло.

Нас несколько смутил используемый тип подставки, значительно увеличивший габариты устройства, а также невысокая равномерность подсветки на светлом поле по уровню яркости, к тому же с паразитным оттенком по правому краю (возможно, это зависит от экземпляра). Но в остальном по основным рабочим характеристикам/параметрам C24FG70FQI – однозначно потенциальный хит среди игровых Full HD-мониторов, особенно если принять во внимание его цену и наличие немаленького списка проблем у конкурентов.

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и калибровки.

Достоинства:

  • хорошее качество материалов и сборки корпуса;
  • удобная система управления с помощью пятипозиционного джойстика и трёх дополнительных клавиш переключений игровых режимов;
  • особая эргономичная подставка и наличие VESA-крепления (через переходник из комплекта поставки);
  • новая SVA-панель с курватурой 1800R – несущественная изогнутость для 23,5-дюймового экрана, которая, тем не менее, улучшает некоторые характеристики монитора;
  • нативная частота экрана в 144 Гц и наличие режимов работы подсветки а-ля ULMB;
  • поддержка технологии адаптивной синхронизации AMD Free-Sync (только для обладателей соответствующих графических адаптеров);
  • достойный набор интерфейсов для подключения (все с поддержкой Free-Sync и высокой частотой развёртки);
  • широкий диапазон изменения яркости подсветки при неизменно высоком коэффициенте контрастности (правда, ниже заявленного в ТХ);
  • качественная заводская настройка и широкий цветовой охват (но есть свои минусы);
  • отличная равномерность подсветки на чёрном поле;
  • подсветка на квантовых точках без мерцания (Flicker-Free) – исключительно до момента включения режимов Response Time Faster и Fastest;
  • отсутствие видимого КЭ и Cross-hatching;
  • адекватный по цене ответ на игровые TN+Film-модели.

Недостатки:

  • относительно низкая равномерность подсветки по уровню яркости;
  • эффект Black Crush и низкая стабильность ЦТ оттенков серого.

Может не устроить:

  • большая глубина для установки из-за подставки особой формы;
  • среднее качество материалов и их обработки в области подставки (двух центральных стоек);
  • перенасыщенные цвета из-за широкого цветового охвата (до момента включения отдельно созданного ICM-профиля в ПО с поддержкой системы управления цветом);
  • средняя равномерность подсветки по уровню цветовой температуры;
  • коэффициент контрастности ниже заявленного в ТХ;
Лучшая покупка


Оригинал материала: https://3dnews.ru/948211