Достаточно неожиданно для многих в феврале нынешнего года российские дилеры компании Toyota начали приём заказов на автомобиль Prius четвёртого поколения. На этот смелый шаг японцы пошли в то время, когда многие производители сокращают модельный ряд на российском рынке или вовсе уходят с него.
Toyota Prius в России доступен в единственной и весьма богатой комплектации — люкс. За такой автомобиль придётся выложить 2 112 000 рублей. Весьма немало даже по нынешним временам и даже для Тойоты. К примеру, Toyota Camry с 3,5-литровым двигателем V6 в комплектации люкс стоит на сто тысяч дешевле. Чем же так хорош новый «Приус», если он столько стоит? Чтобы выяснить это, мы отправились в Казань, где состоялся первый тест-драйв Prius, проведённый компанией Toyota для небольшой группы российских журналистов.
Всё началось в далёком уже 1993 году, когда давно имевшиеся планы компании Toyota по созданию инновационного автомобиля XXI века оформились в виде проекта под кодовым названием G21 (сокращение от «Global 21st Century»). Целью проекта было создание доступного пятиместного семейного автомобиля, который бы отличался высокой топливной экономичностью. Инженеры намеревались разработать автомобиль, который потреблял бы вдвое меньше топлива, чем типичный седан того времени с 1,5-литровым бензиновым двигателем. Достичь таких показателей было возможно, только используя гибридную схему, в которой к классическому ДВС добавлялся электромотор.
В начале своего пути специалисты определили для себя 80 возможных гибридных конфигураций, постепенно сузив круг до 20 вариантов. После цикла симуляций было решено ограничиться четырьмя перспективными схемами. После оценки затрат на разработку каждого из этих вариантов японцы остановились на схеме, при которой ДВС и электромотор могли работать как параллельно, так и последовательно и при этом были подключены к ведущей паре колёс.
Предварительные работы и испытания заняли около года, и уже в 1994 году началось создание первого концептуального автомобиля, который осенью 95-го был показан на Токийском автосалоне. Но перед этим случилось важное событие: руководство концерна приняло решение пустить концепт в серию, а гибридная схема была утверждена в качестве основы для будущего серийного автомобиля.
В 1996 году для ускорения разработки гибридных систем были объединены отделы, отвечающие за подготовку систем управления, электропривод и другие компоненты, а также была создана специальная межфункциональная внутренняя структура. В январе 1997-го на её основе было сформировано подразделение по разработке гибридных и электрических транспортных средств. В марте 1997 года работы над гибридной системой были завершены, и японцы официально представили Toyota Hybrid System (THS). Система включала электрический двигатель и генератор, соединённые с устройством разделения мощности, в результате чего была создана своеобразная комбинация последовательной и параллельной гибридной схем. Автомобиль был готов к запуску в продажу в конце 1997 года. Основные компоненты THS, электродвигателя и инвертора были изготовлены собственными силами, а производство никель-металлгидридной аккумуляторной батареи, которая исползовалась в качестве вторичной батареи, было поручено Panasonic EV Energy — это созданное TMC и Matsushita Electric Industrial в декабре 1996 г. совместное предприятие.
Проект создания Prius первого поколения был беспрецедентным в том плане, что, взяв за основу практически неизвестную и недоказанную технологию, компания смогла его завершить и довести до массового производства всего за два года с официального старта разработки. Это и для разработки обычного автомобиля весьма небольшой срок, что уж говорить о запуске первого в мире массового гибридного автомобиля.
Производство первого «Приуса» продолжалось до 2003 года, в 2000-х модель начала официально продаваться в США и Европе. Всего в мире было продано около 120 тыс. таких автомобилей, подавляющая часть была реализована в Японии. В апреле 2003 года в Нью-Йорке состоялась премьера Prius второго поколения. Из седана он превратился в среднеразмерный лифтбэк, по размеру заняв место между «Короллой» и «Камри». Автомобиль стал больше на 15 см, но потреблял меньше топлива, чем предшественник. Во многом это было заслугой низкого аэродинамического сопротивления, коэффициент Cx у автомобиля был всего 0,26.
Prius второго поколения стал намного успешнее пионера, разойдясь тиражом почти в 1 млн 200 тысяч автомобилей. Его до сих пор можно встретить на дорогах, в том числе и российских. В январе 2009 года дебютировал Prius третьего поколения. Внешне автомобиль не очень сильно отличался от предшественника, сохранив его форму кузова.
Prius XW30 получил двигатель объёмом 1,8 литра (предшественники имели 1,5-л мотор), а общая мощность достигла 134 л. с. Автомобиль присутствовал на рынке до 2015 г., объём продаж составил около 2 млн шт.
⇡#Toyota Prius четвёртого поколения
Мировая премьера новинки состоялась в сентябре 2015 г. в Лас-Вегасе, а уже в декабре начались продажи машины в Японии. Toyota Prius четвёртого поколения — первый автомобиль, построенный на новой глобальной архитектуре TNGA (Toyota New Global Architecture). В рамках этой архитектуры каждая платформа создаётся из набора готовых технологических решений, что максимально эффективно с точки зрения размещения компонентов и вариантов настройки под специфику конкретной модели. Как утверждает Toyota, возможности TNGA позволяют добиться улучшения всех ключевых характеристик автомобиля — прочности кузова, снижения центра тяжести, уменьшения общей высоты автомобиля и высоты капота, увеличения полезного объёма салона и багажника, уменьшения клиренса и высоты расположения водительского кресла относительно дороги. И это не просто слова: например, у нового «Приуса» линия капота и высота спойлера стали ниже на 55 мм, нижняя точка передних сидений опустилась на ту же величину. В результате автомобиль стал ниже на 20 мм, а места над головой передних пассажиров стало больше — на 25 мм. Объём багажного отделения заметно увеличился — на 57 литров.
Новый кузов обеспечивает Prius на 60 % большую жёсткость на кручение и на 50 кг меньшую массу. Этого удалось достичь благодаря широкому использованию высокопрочных и особо высокопрочных сплавов, а также усилению нижней зоны центральных стоек крыши и мест соединения структурных элементов кузова. На снижение снаряжённой массы повлияло и применение алюминиевых капота, рамки пятой двери и более лёгких элементов гибридного силового агрегата. Очевидно, что более жёсткий кузов и сниженный центр тяжести положительно сказывается на управляемости автомобиля. Стоит отметить и низкий коэффициент аэродинамического сопротивления: Cx=0,24.
По сравнению с предшественником, выпущенным в далёком 2009 году, новый Prius стал гораздо технологичнее. Новая гибридная силовая установка Prius четвёртого поколения отличается рекордными показателями экологичности и экономичности: заявленный расход топлива в смешанном режиме составляет лишь 3 л на 100 км пути. В основе гибридной силовой установки лежит бензиновый двигатель объёмом 1,8 литра, развивающий максимальную мощность 98 л.с. Благодаря использованию системы рециркуляции отработанных газов, а также новых методов терморегуляции и уменьшения потерь на трении, двигатель Prius может похвастать самым высоким среди всех серийных бензиновых ДВС в мире уровнем термодинамической эффективности — 40 %!
Мощность электромотора составляет 53 кВт, крутящий момент — 163 Н·м. Суммарная мощность гибридной силовой установки по сравнению с предшественником стала меньше: 122 л. с. против 134 л. с., однако время разгона до 100 км/ч почти не изменилось — 10,6 с. Блок управления мощностью стал на треть компактнее, а потери снижены на 20 %. Инвертер также потерял в размерах около 30 %. Новая никель-металлгидридная батарея стала легче на 1 кг, на 10 % компактнее, при этом она быстрее заряжается и лучше сохраняет заряд. Более скромные размеры блока аккумуляторов позволили разместить его под задним сиденьем. При этом пол багажного отделения удалось сделать ниже на 11 см, что способствовало как оптимальной развесовке, так и увеличению объёма багажника.
Автомобили Prius никогда не были эталоном красоты — всё-таки их внешний облик всегда был заложником выбранной концепции: минимальное лобовое сопротивление, максимальная экономия топлива и разумное использование каждого литра свободного пространства. Тем не менее каждый следующий «Приус» был симпатичнее предыдущего, и четвёртое поколение — не исключение. Да, образцом стиля Prius по-прежнему не выглядит, но его дизайн получился футуристичным, даже несколько авангардным — на дороге он привлекает взгляды.
Передняя часть автомобиля имеет достаточно сложную форму. Центральным элементом дизайна являются фары, заметно оживляющие облик. Как можно заметить, основным геометрическим элементом дизайна нового Prius является треугольник, который рефреном повторяется в форме различных элементов навесного оборудования, включая внутреннее строение фары головного света, росчерк габаритного огня и задние фонари.
Силуэт автомобиля остался узнаваемым, напоминая своих предшественников, хотя новый Prius стал ниже и шире, что добавило облику немного стремительности. При взгляде сбоку в глаза бросаются небольшие колёса с высоким профилем.
Сзади автомобиль выглядит особенно необычно. Очевидно, что такая форма продиктована соображениями аэродинамики и заботой об объёме багажника, но получилось довольно неплохо. Огромные задние фонари в форме бумеранга простираются почти до низа бампера автомобиля.
Prius в России доступен как со светлым, так и с тёмным салоном. Белая отделка смотрится богаче, а чёрный цвет отделки понравится практичным людям.
Впрочем, даже в варианте с тёмным салоном отдельные элементы выполнены из пластика белого цвета: это накладка в районе рычага КПП и спицы рулевого колеса. Как и в предыдущих «Приусах», панель приборов находится не позади руля, а по центру.
Все показания приборов выводятся на пару цветных дисплеев с диагональю 4,2 дюйма каждый. Экраны радуют высоким разрешением и симпатичной графикой.
Мультимедийная система здесь практически такая же, как на Toyota Corolla. Отличия заключаются разве что в возможности вывода информации о работе гибридной силовой установки и наличии навигационной системы.
Блок управления работой климатической установкой также перекочевал из «Короллы». Чуть ниже расположен маленький джойстик КПП, окружённый накладкой из белого пластика. Здесь же расположены клавиши выбора режима работы гибридной силовой установки.
Есть в Prius и проекционный дисплей, на который выводятся показания спидометра, а также информация о текущем режиме движения и заряде батареи.
Багажник Toyota Prius имеет ёмкость в 502 литра — достаточно неплохой показатель для автомобилей данного класса.
⇡#Технические характеристики Toyota Prius
Двигатель | |
---|---|
Бензиновый двигатель | |
Рабочий объём, см3 | 1798 |
Число цилиндров | 4 |
Степень сжатия | 13,0 |
Максимальная мощность, л. с. / кВт при об/мин | 98 / 72 при 5200 |
Максимальный крутящий момент, Н·м при об/мин | 142 при 3600 |
Мотор-генератор | |
Тип | Синхронный на постоянных магнитах |
Максимальное напряжение, В | 600 |
Максимальная мощность, л. с. | 72 |
Максимальный крутящий момент, Н м | 163 |
Высоковольтный генератор | |
Тип | Никель-металлгидридный |
Ёмкость, А·ч | 6,5 |
Максимальная мощность, л. с. | 50 |
Общая мощность гибридной силовой установки, л. с. | 122 |
Динамика | |
Разгон до 100 км/ч, с | 10,6 |
Максимальная скорость, км/ч | 180 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | Гибридная трансмиссия (бесступенчатая трансмиссия с электронным управлением) |
Привод | Передний |
Ходовая | |
Передняя подвеска | Независимая, пружинная, типа МакФерсон, со стабилизатором поперечной устойчивости |
Задняя подвеска | Независимая, на продольных и поперечных рычагах |
Передние тормоза | Дисковые, вентилируемые, 255 мм |
Задние тормоза | Дисковые, невентилируемые, 259 мм |
Размер шин | 195/65 R15 |
Усилитель руля | Электроусилитель |
Кузов | |
Габариты, длина/ширина/высота, мм | 4540/1760/1470 1490 |
Колёсная база, мм | 2700 |
Дорожный просвет, мм | 136 |
Масса, снаряжённая (полная), кг | 1450-1475 (1790) |
Число мест/дверей | 5/5 |
Объём багажника, л | 502 |
Топливо | |
Рекомендуемое топливо | АИ-91 |
Объём бака, л | 43 |
Расход на 100 км, городской/загородный/смешанный цикл, л | 2,9/3,1/3 |
Актуальная цена, руб. | 2,112 млн |
На российском рынке Toyota Prius предлагается в одной-единственной комплектации люкс стоимостью 2 112 000 рублей. За окраску кузова в любой отличный от белого цвет придётся доплатить ещё 21 000–32 000 рублей. Столь высокая цена отчасти объясняется большим количеством опций, которые уже есть в автомобиле. Prius оснащается светодиодными фарами ближнего и дальнего света, светодиодными же «противотуманками» и задними фонарями, кожаным салоном, бесключевым доступом в салон, запуском двигателя с кнопки, датчиками давления в шинах, аудиосистемой JBL с 10 динамиками, беспроводной зарядкой для смартфонов, навигационной системой, проекционным дисплеем, камерой заднего вида. Удивляет отсутствие электрических регулировок сидений, подогрева руля, лобового стекла и задних кресел, систем безопасности (нет даже контроля слепых зон). Видимо, их наличие увеличило бы и без того высокую цену автомобиля.
Для первого знакомства журналистов с «российскими» Prius Toyota выбрала «третью столицу России» — Казань. Программа тест-драйва была довольно короткой, но зато включала заезды по гоночной трассе Казань Ринг, участие в разработке которой принимал сам Герман Тильке. На треке журналистам предлагалось прочувствовать нюансы управляемости нового лифтбэка и сравнить его поведение с поведением «Приуса» предыдущего поколения, который тойотовцы тоже пригнали на трассу.
Когда пересаживаешься из старого «Приуса» в новый, становится очевидно, что машины разделяют целых шесть лет. Материалы отделки, панель приборов, обзор, удобство посадки — по всем этим параметрам новинка значительно выигрывает у предшественника. На ходу ситуация ровно такая же — превосходство молодого бойца над сородичем практически по всем статьям, кроме разве что динамики: тут наблюдается паритет за счёт более мощной силовой установки у предшественника (134 л. с. против 122 л. с.).
Новым Prius приятно управлять, несмотря на его не самые выдающиеся динамические показатели. Рулевое настроено очень здорово, а по управляемости Prius близок к «Королле», превосходя её в незначительных нюансах — за счёт низкого центра тяжести и небольшого клиренса гибрид отлично входит в повороты и практически не кренится, а пожаловаться можно разве что на не совсем прозрачную обратную связь при прохождении затяжных поворотов. Хорошую работу проделали и специалисты по шумоизоляции, а при езде на электрическом движке «Приус» практически бесшумен.
Представители компании Toyota предложили журналистам устроить соревнование на треке, правда, дисциплина была совсем не типичной для гоночной трассы. Необходимо было проехать 3,5-км трассу с лучшим показателем экономичности. Мой результат — 3,3 литра на 100 км — оказался в числе лучших. Хотя это больше заявленных показателей экономичности Prius, нужно понимать, что на гоночном треке со значительным перепадом высот и резкими поворотами автомобиль априори будет тратить больше топлива, чем на дорогах общего пользования.
Что касается поведения Toyota Prius в условиях города и загородных шоссе, то тут гибрид находится в своей стихии. В городе автомобиль с тремя пассажирами в салоне ел около 4–4,5 литров бензина на 100 км. Заявленные три литра вполне достижимы при отсутствии пассажиров в салоне и спокойной манере езды. С учётом того, что в «Приус» можно заливать 92-й бензин, расходы на топливо будут минимальны.
Аудиосистема JBL GreenEdge с 10 динамиками и 6-канальным усилителем мощностью 432 Вт играет на твёрдую четвёрку — чуть хуже премиум-систем в автомобилях вроде Lexus, но лучше большинства конкурентов.
Вообще, поездка за рулём Prius чем-то напоминает игру в автомобильный симулятор. Визуализация процесса работы гибридной силовой установки добавляет вождению интереса, а попытка достичь рекордных показателей экономичности на дороге привносит азарт. В качестве аналога пройденных на симуляторе уровней можно использовать другие «ачивки» — проехал на одном баке 1000 км, Achievement Unlocked! Добился среднего расхода в 4 л/100 км — ещё одно достижение покорено.
Два с лишним миллиона за автомобиль С-класса — да, это очень много. Toyota Corolla в топовой комплектации стоит сейчас около 1,4 млн. Но у неё не будет кожаного салона, проекционного дисплея, навигационной системы, беспроводной зарядки для смартфонов, аудиосистемы JBL и прочих наворотов. И бензина она будет есть вдвое больше. Но всё это не оправдывает столь солидной разницы в цене. Toyota Prius — автомобиль нишевой. Покупать его будут закоренелые «приусоводы», адепты зелёных технологий и настоящие «гики». В пользу покупки Prius говорит и тот факт, что по результатам тестов EURONCAP японец был назван самым безопасным большим семейным автомобилем 2016 года. Кроме того, в авторитетном рейтинге надёжности J. D. Power Prius лидирует в своём сегменте. Будет интересно посмотреть, сколько автомобилей Prius удастся продать Toyota в этом году. Мы же обязательно ещё возьмём Prius на продолжительное тестирование и изучим его более подробно.