Приобретая дорогую вещь, пользователи надеются, что она будет актуальна как минимум 2-3 года, а некоторые ориентируются и на более далекую перспективу. Проекторов стандарта Full HD, давно заполонивших полки магазинов, всё это, разумеется, уже не касается. Производители довели эти устройства до достаточно высокого уровня, и ни о какой эволюции, не говоря уже о революции, в качестве изображения при сохранении физического разрешения DLP-чипов и LCD-матриц не идёт и речи.
На рынке проекторов не произошло плавного перехода от Full HD к WQHD — лишь резкий скачок от 1080p к 4K. Можно конечно вспомнить о UFHD-вариантах и подобных от компаний Barco, EIKI, Christie за 1-2 миллиона рублей, но это едва ли может вписаться в бюджет массового домашнего кинотеатра. Есть инсталляционные 4K UHD-проекторы от Sony и JVC, выполненные по сложной технологии LCoS с использованием жидкокристаллических матриц, но и они отличаются совсем не малой ценой.
Чтобы вдохнуть жизнь в рассматриваемый сегмент и подвинуть своих конкурентов, в BenQ решили воспользоваться новым DLP-чипом с увеличенной вдвое разрешающей способностью, а недостаток пикселей по сравнению с настоящим 4K-стандартом восполнить с помощью автоматического исполняющего механизма (оптического XRP-актуатора), на большой скорости смещающего световой поток на полпикселя. Никаких потерь, отличное качество изображения и совсем другая цена – таков новый W11000, с которым мы вас сегодня и познакомим.
⇡#Справочная информация, технические характеристики и особенности
Проектор BenQ W11000 | |
---|---|
Яркость | 2200 ANSI Lm |
Реальное разрешение | 2716 × 1528 (3840 × 2160 – 4K со сдвигом) |
Поддерживаемое разрешение | До 4K2K-RB (4096 × 2160 @ 60 Гц) |
Количество отображаемых цветов | 1,07 млрд |
Контрастность | 50 000 : 1 |
Характеристики лампы, режимы обычный / Эко/Smart Эко | Порядка 3000/4000/6000 часов, 240 Вт |
Проекционная система | 0,66-дюймовая DLP660TE с оптическим актуатором XRP, DLP 4K UHD DMD Chip от Texas Instruments, технология BrilliantColor |
Проекционное отношение | 1,37–2,06 : 1 (расстояние/ширина) |
Размер изображения по диагонали | 95–300 дюймов |
Проекционное расстояние | 3 метра для 100 дюймов |
Параметры объектива | F=2,05, ƒ=20,5–30,4 mm |
Зум, фокусировка | 1,5 : 1, ручной зум/синхронизированный фокус |
Формат изображения | 16:9 стандартное, 16:10 и 4:3 совместимое |
Оффсет | 115%±5% |
Коррекция трапецеидальных искажений | Нет |
Сдвиг объектива по горизонтали/вертикали | ±27%/±65% |
Частота горизонтальной развертки | 15–102 кГц |
Частота вертикальной развертки | 24–30 Гц / 23–120 Гц |
Динамики | Нет |
Установка | Настольное, крепление к потолку |
Проекция | Фронтальная или обратная |
Поддерживаемые стандарты | 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i, 1080p, 2560 × 1200, 3840 × 2160, 4096 × 2160, NTSC, PAL, SECAM |
Интерфейсы | 2 × HDMI 2.0 (один с поддержкой HDCP 2.1), VGA (D-Sub), RS-232, Mini-USB (сервисный), IR-In, 2 × DC 12 В Trigger, LAN (RJ-45) |
Особенности | Новый DMD-чип с 4,15 млн микрозеркал и "интерполяцией" до 8,3 млн пикселей (технология XRP), 14-элементная оптика высокого разрешения, специальное чёрное покрытие оптического тракта, технология TIR ("полное внутреннее отражение") для идеальной равномерности изображения, синхронизированный зум и фокусировка, сертификация и предустановленный режим THX, соответствие стандарту Rec.709 HDTV, динамическая диафрагма (технология Dynamic Black), 6-сегментное RGBRGB цветовое колесо, CinemaMaster Video+, калибровка ISFccc, SmartEco, функции DCTI и DLTI, поддержка сменных объективов, горизонтальные и вертикальный сдвиг объектив |
Безопасность | Замок Kensington, блокировка клавиатуры |
Вес | 14,8 кг |
Габариты | 471 × 565 × 225 мм |
Уровень шума | 23/26 дБ (Эко/Обычный режим) |
Источник питания | 100-240 В, 50/60 Гц |
Энергопотребление | 353 Вт (нормальный), 290 Вт (Eco), <0,5 Вт (в режиме ожидания) |
Дополнительные аксессуары | Модуль лампы; Потолочное крепление; Анаморфный объектив |
Гарантия | 3 года на проектор |
Ориентировочная цена на момент тестирования | 385 000-410 000 рублей |
О новинке BenQ W11000 заговорили ещё более года назад, но реальные образцы стали появляться в продаже совсем недавно. Кстати, в ассортименте компании есть максимально похожая модель, но с LED-источником подсветки вместо обычной лампы и ценой примерно на 100 000 рублей выше. Технических особенностей у проектора очень много, но мы, пожалуй, остановимся на самых важных на наш взгляд: DLP-матрице и процессоре, оптической системе и точной цветопередаче.
Среди так называемых 4K-проекторов со сдвигом (4K-Shift) W11000 не является самым доступным и, скорее всего, станет выбором сторонников DLP-технологии, в которую производитель вдохнул новую жизнь. Это стало возможным благодаря разработке компании Texas Instruments — 0,66-дюймовой матрице DLP660TE с оптическим актуатором XRP. Физическое разрешение матрицы составляет 2716 × 1528 микрозеркал, формирующих 4,15 млн пикселей на рабочем экране – вдвое больше, чем у ранее рассмотренных FullHD-проекторов. Точно такая же оставшаяся часть до полноценного 4KUHD-стандарта формируется с помощью встроенного процессора, разработанного всё той же TI, и сдвига светового потока на полпикселя. Всё это происходит на огромной скорости, и пользователю остаётся только наблюдать очень чёткую картинку, которая действительно вызывает восторг, не мерцает и не плывёт, как на неё не взгляни.
Мощность лампы составляет всего 240 Вт, но при этом заявленная максимальная яркость достигает 2200 лм, при сохранении должного ресурса работы. В проекторе используется улучшенное 6-сегментное цветовое колесо RGBRGB с новыми цветовыми фильтрами. Коэффициент контрастности в 50 000:1, конечно, маркетинговый ход, но после знакомства с W11000 у нас не осталось сомнений, что глубина чёрного у него действительно в 2-3 раза выше, чем у ранее испытанных нами моделей.
Сложная оптическая система состоит из 6 групп и 14 элементов, среди которых встречаются линзы из низкодисперсного стекла со специальным покрытием, обеспечивающие яркую чёткую картинку и снижающие хроматические аберрации. Кратность зума у W11000 вполне типична для устройств BenQ и составляет 1.5х, а вот система фокусировка новая – синхронизированная с зумом. Другими словами, достаточно настроить фокус, и картинка при изменении размера всегда будет чёткой, без дополнительных усилий.
Что нам понравилось ещё больше, так это улучшающая равномерность изображения технология TIR, которая заключается в применении множества призм, рассеивающих отражённый от DMD-чипа свет без «потерь».
Хорошо проявляет себя и технология Dynamic Black, основанная на возможностях динамической диафрагмы объектива. Несмотря на возможные недостатки её работы, в BenQ W11000 она отлично настроена и работает незаметно для пользователя, обеспечивая быстрый переход от светлых сцен к тёмным и обратно, сохраняя максимальный уровень яркости и глубины чёрного цвета.
От коррекции трапецеидальных искажений для возможности установки проектора сбоку от рабочей плоскости экрана в W11000 отказались. По всей вероятности, сказывается уровень устройства и его габариты: место для установки должно быть выбрано ещё в момент проектирования помещения в качестве кинозала – это вам не компактная модель, которую можно поставить в любой угол. Впрочем, всё это не помешало внедрить физический сдвиг объектива в двух плоскостях: до ±27 градусов по горизонтали и ±65% по вертикали. Без таких возможностей столь не дешёвому проектору было бы сложно привлечь покупателей. Да и функции это действительно важные.
В новинке заявлена высокоточная заводская калибровка под стандарт HDTV Rec.709, подтверждённая сертификатом THX, на получение которого компания BenQ потратила беспрецедентно большое количество времени и сил (200 лабораторных тестов, 500 измеренных параметров, и это не считая 18 месяцев на разработку модели).
Для поклонников точной ручной настройки и недоверчивых покупателей никуда не делась возможность настройки по ISF-стандартам для разного уровня внешней освещённости (два набора индивидуальных настроек). Впрочем, сразу скажем, что сделать лучше, чем инженеры BenQ с W11000, у вас вряд ли выйдет. Это тот случай, когда включил, настроил положение, фокусировку, немного отрегулировал яркость — и наслаждаешься просмотром.
В модели нет никаких технологий и особенностей, вызывающих дополнительный интерес в сегменте доступных проекторов. Ни вам системы интерполяции кадров для улучшения плавности картинки, ни режимов для просмотра спортивных передач и встроенной акустической системы. Это всё не о W11000 – тут другие правила игры и интересы потенциальных покупателей.
Зато проектор оснащён современным набором интерфейсов. Канули в Лету S-Video, RCA-тюльпан и многие другие, в том числе аудио. А вот D-Sub (VGA) почему-то остался и находится в компании двух HDMI 2.0, RS-232, сервисного mini-USB, сетевого RJ-45, дополнительного входа для инфракрасного датчика и двух выходов под 12-В триггеры (можно, к примеру, подключить моторизованный экран). Система управления выведена на боковую секцию, хотя всегда проще управлять с беспроводного пульта, который для W11000 был обновлён.
В качестве дополнительных аксессуаров пользователь может приобрести потолочное крепление, ламповый модуль на случай выхода из строя установленного на заводе и анаморфный объектив для отсечения нерабочих горизонтальных зон при просмотре фильмов снятых в кинотеатральном формате (2,35:1). Последнее – самое интересное, но цена пока ещё неизвестна.
⇡#Внешний вид и особенности конструкции
Не являясь лёгким и переносным, W11000 рассчитан исключительно на стационарное размещение в домашнем кинозале. Понимание этого привело дизайнеров BenQ к тому, что модель должна быть неброской, без ярко выраженных внешних изысков. Другими словами – максимально строгой и практичной.
С обеими задачами в компании справились на пять баллов. Объектив находится по центру и не выпирает за пределы корпуса (дополнительная безопасность никогда не помешает), используется чёрный матовый пластик как с фактурным рисунком, так и простой – гладкий. Плавные черты корпуса расширяют его снизу вверх, а выверенное положение и направление вентиляционных решеток не только гармонично сочетаются с общим стилем устройства, но и позволяют эффективно охлаждать начинку проектора, в частности его лампу.
Качество исполнения модели не вызывает нареканий: люфты отсутствуют, подгонка элементов идеальная, покраска равномерная, используемые материалы практичные.
По сравнению со средним по размерам домашним FullHD-проектором BenQ W3000 из продвинутой линейки, герой сегодняшнего обзора выглядит, безусловно, монструозно. Тут вам не только совсем иные размеры, но и вес, отличающийся в 3-4 раза. Правда, по заверениям компании, корпус W11000 достался ему от старших и даже, вполне вероятно, будущих моделей, где внутренний объём будет использоваться в значительно большей степени.
Управление зумом и фокусировкой сосредоточено на самом объективе — оно осуществляется с помощью регулировочного кольца и рычажка трансфокатора.
За сдвиг линз отвечают два механических регулировочных «винта» с плавным ходом. Защитная крышка объектива не предусмотрена.
Находящиеся сверху три светодиодных индикатора отображают состояние лампы, питания и предупреждают о перегреве системы. Любое мигание индикаторов или красный/оранжевый цвет свидетельствуют о наличии определённых проблем.
В модель встроено два ИК-приёмника: по одному спереди и сзади. Ещё один пульт ДУ — проводной — можно подключить по кабелю.
Для замены модуля подсветки (лампы) совсем не обязательно посещать сервисный центр: достаточно открыть верхний лючок и вытянуть его из корпуса (разумеется, стоит дождаться, пока модуль остынет).
Блок управления с физическими клавишами расположился на боковой части устройства и оснащён пластиковой шторкой. На этой же стороне находится утопленная колодка со всеми интерфейсными разъёмами. Штекер питания разместился ниже. Говорить об удобстве подключения и расположении портов мы не будем – тут на вкус и цвет...
На нижней плоскости проектора расположены регулируемые по высоте опорные ножки, пара наклеек с различной информацией, а также специальные отверстия для фиксации проектора при потолочном монтаже. Для обеспечения сохранности устройства можно воспользоваться классическим замком Kensington и блокировкой клавиш управления на корпусе.
Охлаждение проектора построено на базе трёх встроенных вентиляторов. При работе лампы в стандартном режиме W11000 слышно исключительно на расстоянии до полуметра. Отходите дальше – тишина. При переключении его в режимы Eco и SmartEco вентиляторы замедляют свой ход и проектор становится фактически бесшумным. Впрочем, если учесть расстояние, на котором он, скорее всего, будет находиться от пользователя, – разница совсем не очевидная.
⇡#Управление и возможности настройки
Управление проектором может производиться с помощью как 10 физических клавиш на самом корпусе устройства, так и отдельного пульта из комплекта поставки, оснащённого оранжевой подсветкой кнопок.
Дизайн меню выполнен в стилистике многих продуктов BenQ и не отличается от используемого в ранее протестированных нами проекторах компании. Всего представлено шесть основных разделов. В первом можно найти такие параметры управления, как предустановленные режимы цветопередачи, яркость, контраст, цвет, тон, резкость, мощность лампы (три возможных варианта), сброс текущего режима изображения.
Присутствует возможность выставить цветовую температуру (несколько пресетов и ручной режим), произвести гамма-коррекцию (режимы гаммы), включить функцию Brilliant Color (выборочное усиление насыщенности), активировать подавление шума, включить динамическую диафрагму, увеличить цветовую насыщенность и резкость картинки. В закладке «Управление цветом» предлагается возможность управления оттенком, усилением и насыщенностью для шести основных цветов. Но пригодится это только для настоящих профессионалов по калибровке и настройке.
Изменение положения картинки (при аналоговом сигнале) и настройка нерабочей области происходит во втором разделе меню.
Раздел «Установка» предлагает определить положение проектора, рабочий формат (соотношение сторон), включить режим «большой высоты» (при использовании проектора в горах), вывести тестовую картинку и настроить 12-В триггеры.
В разделе с основными настройками системы предлагается выбрать язык локализации, цвет фона при отсутствии сигнала с источника, начальный экран (заставка или однотонный фон). Можно настроить автовыключение, положение и внешний вид меню, переименовать источники изображения и отключить их автоматический поиск.
Продолжением предыдущего является раздел с дополнительными системными настройками. Он обеспечивает доступ к статистике работы лампы в разных режимах, настройкам HDMI-подключения, активации режимов калибровки ISF, блокировке кнопок, отключению системных индикаторов состояния, быстрому охлаждения и сбросу всех настроек.
В последней вкладке «Информация» пользователь узнает используемый в данный момент источник сигнала, режим изображения, рабочее разрешение, частоту вертикальной развёртки, систему цвета, время работы лампы (во всех режимах вместе) и версию встроенного ПО.
C пульта дистанционного управления пользователь может получить быстрый доступ к настройкам яркости, контрастности, резкости картинки, режимам гаммы, предустановленным пресетам изображения, включению/отключению динамической диафрагмы, настройкам цветовой температуры (в максимальной точке насыщения) за счёт усиления/смещения RGB сигнала и тонкой настройки RGB по оттенку, усилению и насыщенности.
⇡#Общие впечатления и качество картинки
Протестировать новинку компании BenQ нам удалось практически в идеальных для домашнего кинозала условиях: большое, хорошо затемнённое помещение, с качественным полотном в 106 дюймов и однотонными стенами. Кроме этого, W11000 – первая для нас модель столь высокого уровня, так что, скажем прямо, все проверенные нами FullHD-проекторы меркнут на его фоне, и дело тут не только в новой DLP-системе повышенного разрешения вкупе с XRP-актуатором.
Для начала отметим, что выход на рабочий режим (разогрев) происходит около минуты. После этого вентиляторы быстро понижают свою скорость работы, и проектор при правильном размещении становится для пользователя бесшумным. На выключение (без опции «быстрое охлаждение») W11000 тратит тоже около минуты.
Модель способна работать при полном разрешении с частотой вертикальной развёртки в 60 Гц, но только при использовании источника с HDMI версии 2.0. В случае со старым HDMI 1.4 вы будете ограничены 30 Гц и не сможете испытать все прелести работы с W11000, особенно если его использование не будет ограничено только просмотром фильмов.
При тестировании мы сразу обратили внимание на очень чёткие шрифты – прочитать можно даже строчку, набранную 3-4-м кеглем, что невозможно в случае с FullHD-проекторами и даже многими современными (в том числе 4K-Shift) 3LCD-моделями. Повышенное разрешение позволяет различить и тонкие полосы с минимальным шагом друг от друга, и лишь в некоторых случаях они сливаются воедино (зависит от направления). Градиенты близки к идеалу – удивительно видеть такие равномерные переходы на проекторе, с отличной различимостью полутонов в тенях и светах, даже при активной функции Dynamic Black (активная диафрагма).
Качество картинки, в особенности её чёткость, при просмотре тестовых 4K UHD-видеороликов и пары фильмов, каждый объёмом от 45 до 60 Гбайт, вызывает дикий восторг и удивление. Это действительно серьёзный шаг вперёд по сравнению с FHD-устройствами. А из-за размера получаемого изображения проектор удивляет в разы сильнее, чем та же самая картинка на 27-дюймовом 4K-мониторе с качественной IPS-type-матрицей.
Нет никакого ощущения «искусственного» увеличения (имитации) разрешения с 4,15 миллиона пикселей до 8,3 миллиона, как требует того 4К UHD-стандарт, за счёт сдвига светового потока благодаря автоматическому актуатору, работающему на очень высокой скорости. Даже если подойти максимально близко к экрану и остановить воспроизведение, вы не увидите ничего плохого: картинка стабильная, яркая, без шевеления и явных артефактов.
Просмотр куда более доступных в поиске фильмов с разрешением 1080p и 720p не вызывает такого же восторга, но высокая контрастность картинки, глубокий и, что самое важное, равномерный чёрный цвет по всему полю кадра никуда не деваются, и это – огромное достоинство рассматриваемой модели. Тут стоит сказать спасибо новому DLP-чипу и сложной оптической системе с технологией TIR, а также отлично настроенной динамической диафрагме, которую стоит сразу же активировать. В этом случае вы получите максимально контрастные тёмные сцены и яркие, насыщенные светлые, с еле заметным переходом между ними.
В меню проектора можно активировать один из предустановленных пресетов и донастроить его по-своему за счёт регулировки гаммы, цветовой температуры, настроек резкости, насыщенности и т. д. Большая часть настроек доступна лишь для пользовательских режимов (User 1 и User 2).
Новинка изначально предлагает близкую к идеалу заводскую настройку, так что 99% пользователей могут забыть про необходимость дополнительных корректировок. Наиболее точным режимом, естественно, является THX. В нём отличная цветопередача, плавные переходы полутонов, адекватная резкость изображения. Тем, кто любит картинку порезче, можем посоветовать перейти к Cinema или Silence, но цветопередача в последнем и в ТНХ различается очень сильно. Любителям «вырвиглазной» картинки понравятся режимы Vivid и Bright. Но мы всё же настоятельно советуем остановится на заводских настройках. Зря, что ли, в компании потратили столько времени и сил на получение сертификата THX.
Рассмотренный сегодня проектор BenQ W11000 – прямой вызов дорогим LCoS-проекторам, которые до недавнего времени были единственным вариантом при желании погрузиться в мир 4K UHD. Производитель сделал всё от него зависящее, чтобы при более доступной цене покупатель не проиграл в качестве и возможностях и получил в свои руки первоклассный продукт, не имеющий существенных недостатков.
Современная DLP-матрица с вдвое увеличенным количеством микролинз и системой смещения светового потока с помощью оптического актуатора XRP – рабочая система, резко повышающая планку качества изображения как при просмотре 4К-контента, так и при выводе на экране картинки с меньшим разрешением, статичной или динамичной – не важно.
Не меньше нас поразила сложная оптическая система W11000 с технологией полного внутреннего отражения (TIR), динамической диафрагмой и плотным чёрным покрытием светового тракта. Эти особенности позволили резко увеличить равномерность изображения, его контрастность и убрать паразитные утечки света. Столь равномерную картинку с глубоким чёрным цветом по всей поверхности мы раньше не наблюдали ни на одном проекторе – это совсем иной уровень качества!
Нет повода беспокоиться и за правильность цветопередачи. Полное соответствие стандарту Rec.709 (HDTV) обеспечивается благодаря сверхточной настройке, подтверждённой сертификатом THX. Для тех же, кто собирается смотреть только фильмы, снятые в наиболее правильном – ультраширокоформатном (2,35:1 – для трансляции в кинотеатрах) режиме, герой обзора может предложить анаморфный объектив/линзу, отсекающий горизонтальные полосы (правда, в комплект он не входит). При совсем не космической стоимости BenQ W11000 предлагает максимальный набор возможностей и технологий, который может удовлетворить даже достаточно требовательных покупателей.