Жанр | Визуальная новелла/RPG |
Издатель | Supergiant Games |
Издатель в России | Нет |
Разработчик | Supergiant Games |
Минимальные требования | Windows 7, 8, 8.1, 10, процессор Intel Core i3-2115C 2,0 ГГц/AMD Athlon II X3 455 3,3 ГГц, 2 Гбайт оперативной памяти, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GT 720 v2/AMD Radeon R7 240, 15 Гбайт на жестком диске |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i5-750S 2,4 ГГц/AMD Phenom II X4 965 3,4 ГГц, 6 Гбайт оперативной памяти, видеокарта с 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GT 740 v2/AMD Radeon R7 250X |
Дата выхода | 25 июля 2017 года |
Возрастной ценз | Нет |
Платформы | PC, PS4 |
Официальный сайт |
Игра протестирована на PC
Содружество — прекрасное место для жизни обывателя, не задающего лишних вопросов. Книги горят на площадях, чтение законодательно запрещено, на границах кипит война — тех, кто не согласен с положением вещей, отправляют вниз, на изнанку мира, в Downside. Суровое место: пустыни, болота, бури, бесконечная борьба за существование. И, конечно же, за возвращение.
Вы — Reader, Чтец. Один из немногих, кто умеет это делать — понимать то, что написано на бумаге, а также то, что начертано на звездном небе. По нынешним временам это дар — но в ваших силах передать его многим; или хотя бы просто вернуться назад, в Содружество. Надо просто пройти этот путь до конца: помочь своим новым друзьям зажечь множество своих костров и затушить множество чужих. Так кажется поначалу, но в этом ли настоящая свобода?
Supergiant Games — настоящие рок-звезды игровой разработки, всячески декларирующие свою независимость. В то время как крупные корпорации цепляются за «интеллектуальную собственность», штампуя множество игр по одной вселенной, а иные инди-команды придерживаются знакомых для себя идей как минимум в игровом дизайне, Supergiant каждый раз начинает с нуля.
Так родилась Pyre — игра, в которой смешались визуальная новелла и командная RPG, которая больше напоминает разыгранное по ролям магическое регби (или баскетбол?) в формате «трое на трое». Но новаторство даже не в этой дивной комбинации — одной смесью механик никого сегодня не удивишь, — а в том, насколько гибкой и нестандартной оказывается подача истории.
Pyre взаимодействует с четвертой стеной предельно иронично: в конце концов, Чтец — это не только (и не столько) ваше альтер-эго на экране, сколько сам игрок. Тем более что ему предстоит прочитать действительно много. Игры Supergiant раньше отличались лаконичностью, большим количеством допущений — лакун, которые предлагалось заполнить самостоятельно, домыслить. Мир Pyre же, наоборот, прописан очень подробно — достаточно сказать, что здесь есть Книга Ритуалов, в которой постепенно становится доступна его история — и в ней 161 страница. Но ее интересно читать! Превосходно прописаны персонажи (каждый со своей историей), множество диалогов и описаний происходящих событий — то, что и составляет ткань игры.
Но на этой ткани есть узоры — Обряды, в которых Чтец сначала выбирает трех участников, а затем дирижирует их действиями. На двух концах поля зажжены ритуальные костры, в центре лежит ритуальная сфера-мяч. Задача — первым затушить чужой костер. Можно бросать туда сферу, можно бросаться туда вместе с ней. Можно летать, можно сжигать противников, можно продавливать, можно оббегать их с флангов. Тактик множество, а поединки предельно динамичны — каждый занимает 5-7 минут. Сочетание размеренной визуальной новеллы и скоростного спорта может поначалу озадачить, а ненавистников игр с мячом и вовсе отпугнуть — но это как минимум свежо.
Если поединки все-таки пришлись по душе, можно продлить удовольствие и по завершении кампании, сразившись с компьютером или с другом. Увы, обошлось без сетевого режима, так что сыграть вдвоем можно только за одним компьютером. Старый добрый hotseat!
Двигаясь от обряда к обряду, ваша команда идет к неизбежному и закономерному победному финалу. Иллюзия развеивается первым ритуалом Освобождения. Или первым поражением.
В западной культуре царит культ победы: если быть, то быть лучшим; второй — это первый из проигравших. Поражение — повод загрузить «сейв» до начала битвы и переиграть. Pyre позволяет следовать этому пути: игру вполне реально пройти, одержав победы во всех обрядах без исключения; здесь есть даже кнопка «переиграть поединок», которую можно нажать в любой его момент. Но игра не просто продолжается после поражения — нет, ваши герои получат примерно столько же опыта, сколько и после победы. Неудачи учат.
Более того — порой они просто не важны. Сердце Pyre — не механика спортивных обрядов и даже не стены текста, раскрывающие мир и сюжет, а внимание к человеку (или другому разумному существу) и добру в его душе. Не раз и не два придется бороться с желанием… проиграть этот поединок, чтобы противник смог обрести желаемое. Это игра, в которой соревновательный инстинкт оказывается поставлен под сомнение. Игра, которая прощает.
И это очень комфортная игра. Художница и композитор/звукорежиссер Supergiant, Джен Зи и Даррен Корб — на своих местах. Так что и визуальная, и звуковая часть снова исполнены на высшем уровне. Временами это вступает в противоречие с тем, что проговаривается: мир Downside должен быть суров и опасен, а его пейзажи — нарисованные от руки изящные миниатюры — ласкают взгляд. И, как обычно в играх Supergiant, есть «дом» — место, в которое мы возвращаемся вновь и вновь. В этот раз особенно уютное — кибитка, в которой странствует наша команда, Nightwings, постоянно пополняется новыми вещицами, в углах живут симпатичные импы: получаешь практически тактильное удовольствие от необязательной возни с этим всем.
Как обычно, на своем месте и фирменный закадровый голос, Логан Каннингем — в этот раз он, правда, не описывает все происходящее, а исполняет роль комментатора в обрядах. Нет, на полноценную озвучку у Supergiant ресурсов, конечно же, не хватило, но это не значит, что игра безмолвна — каждую написанную фразу герои игры предваряют короткой репликой на выдуманном (сахрианском) языке — прекрасный способ дать дополнительную эмоциональную окраску диалогам. Голоса нет только у Чтеца.
Как нет у него прописанного прошлого, характера и стремлений. И даже пола — можно выбрать мужской или женский, или вовсе отказаться от выбора, оставшись существом неопределенным. Причем не только в этом моменте: можно как влиться в команду, став ее неотъемлемой частью и даже обретя любовь, так и остаться до самого конца посторонним, просто ниточкой, соединившей все воедино — и уйти в тень по завершении истории. Это одна из тех многочисленных граней свободы, которые открывает Pyre.
Что для тебя свобода? Независимость от чужого мнения? Возможность высказываться открыто? Отсутствие тех, кто может тебе приказать? Или, может, внутренний покой? Pyre задает подобные вопросы, но не дает своих ответов — это та игра, которая позволяет строить свою собственную историю и, более того, тот мир, в котором вам жить — просто читая то, что говорят другие, принимая время от времени решения, которые могут показаться незначительными, но меняют само состояние мира вокруг вас. Предугадать, к чему приведет тот или иной выбор, порой невозможно — никаких подсвеченных вариантов ответа и «злых» или «добрых» решений.
Более того, «злых» или «добрых» поступков здесь нет в принципе: Pyre учит тому, что человек выше любых обстоятельств — и формальное поражение может не значить, по сути своей, ничего. А может означать и полный крах — это вопрос одержимости целью.
От обряда к обряду вы продвигаетесь к финалу — и поначалу ритм кажется отличным: соблюдается баланс между новеллой и обрядами-поединками, постоянно открываются новые горизонты, завязываются новые знакомства… Но это лишь длинная экспозиция — ближе к концу процесс начинает повторяться: со всеми противниками предстоит встретиться еще по разу (а то и по несколько), вернувшись в уже открытые земли; цикл повторится вновь и вновь. Баланс слегка сместится с истории на поединки, ритм станет хуже.
Но Pyre — это не игра про постоянное движение вперед, это игра про движение вглубь. Про большую дружбу и то, как она может менять не только людей (и гарпий, и змей-рыцарей, и говорящих деревьев), но и мир вокруг них.
***
Pyre — это одна из самых новаторских игр нашего времени, сочетающая в себе, казалось бы, несочетаемые элементы: визуальную новеллу и быстрый командный спорт. Эта комбинация, конечно же, сработает не для каждого, но даже если у вас эти ингредиенты вызвали несварение, искупить все может история.
История, которая оставляет после себя то самое чувство сладкой грусти, охватывающей, стоит только закрыть прекрасную книгу, внутри которой остались твои близкие друзья. История, в которой победы могут быть горькими, а поражения — светлыми. История, которая каждый раз может быть рассказана по-новому.
Достоинства:
Недостатки:
Графика | Как всегда, замечательная работа Джен Зи – каждую новую арену или локацию хочется долго рассматривать, после чего сделать скриншот и повесить фоном рабочего стола. Рисовка и анимация персонажей тоже очень хороша, а с оптимизацией нет никаких проблем | 10 |
Звук | В этот раз мелодии подобраны под момент не так филигранно, как в Transistor, а Логан Каннингем не играет ведущую роль в повествовании. Но музыка, как всегда, превосходна, а звук вплетен в процесс как никогда плотно. Небольшой спойлер: от ваших решений меняется даже финальная песня! | 10 |
Одиночная игра | Отрядная RPG обернулась в итоге гибридным спортом с умеренной возможностью прокачки персонажей, а главную роль в Pyre выполняет очень подробно (и превосходно) написанная визуальная новелла. Сочетание не всем может прийтись по вкусу, как и затянутость второй половины игры. | 8 |
Коллективная игра | Только противостояние за одним компьютером или консолью. | – |
Общее впечатление | Каждая игра маленькой студии Supergiant Games – это событие. И Pyre уверенно следует по стопам Bastion с Transistor, не смея прерывать эту славную традицию. | 9 |
*Pyre написана не только очень качественно, но также и на весьма богатом и сложном английском языке. Разработчики обещают сделать перевод, о чем сообщает в том числе и плашка на русском языке в главном меню – но когда он выйдет, пока не сообщают.