Четыре из пяти внедорожных моделей японской компании Toyota, представленных на нашем рынке, лидируют по продажам в своих сегментах: RAV4, Hilux, Prado и LC200 наши соотечественники из года в год покупают десятками тысяч. А вот кроссовер Highlander в последние годы не пользуется спросом: если в 2014 году было продано 13,5 тыс. авто, то в следующем году продажи рухнули — чуть больше 3,5 тыс. внедорожников. В 2016 г. объём продаж снова сократился — в конце года продажи дорестайлингового Highlander практически заморозились в ожидании поставок обновлённого кроссовера.
В феврале 2017 года в салоны дилеров Toyota поступили первые автомобили из Америки, где и производится «горец». Рестайлинг затронул не только внешний вид авто, но и интерьер и «железо»: новые Highlander получили 8-ступенчатую автоматическую коробку передач и новый двигатель 2GR-FKS. Обновлённая V-образная «шестёрка» выдаёт 299 л. с. и 356 Н·м, но в вариации для российского рынка мощность была снижена до налогововыгодных 249 сил.
На первый взгляд, внешность Toyota Highlander изменилась совсем немного: перед нами как будто бы всё тот же кроссовер с огромной «двухэтажной» решёткой радиатора в форме трапеции. Однако детали решают всё: строгие рубленые формы вкупе с пятью хромированными элементами, словно сошедшими из фантастических картин Ридли Скотта, переворачивают впечатление от автомобиля.
Если раньше «Хайлендер» выглядел как обычный семейный автомобиль, то новый облик несёт в себе неприкрытую агрессию. Увидев такую «морду» в зеркале заднего вида, большинство водителей наверняка предпочтёт на всякий случай перестроиться правее.
В сером цвете Highlander выглядит очень неплохо. Решётка радиатора находит продолжение в выштамповках на капоте, образуя некое подобие буквы Х. Крупные фары красиво подсвечиваются по контуру светодиодами ходовых огней. Кстати, ближний и дальний свет у кроссовера галогеновые, что несколько разочаровывает — всё-таки в автомобиле стоимостью более 3,5 млн рублей можно было бы установить и полностью светодиодные огни либо использовать ксенон.
В «жабрах» переднего бампера спрятаны небольшие противотуманные фары — они, кстати, светодиодные. Нижняя часть бампера отделана некрашеным пластиком — так что во время поездок по лесным тропинкам можно не боясь легонько прикладываться бампером о неровности.
В профиль кроссовер остался практически таким же. Крупные колёсные арки, мощная подштамповка снизу, хромированный молдинг вокруг окон — Highlander и сбоку выглядит весьма неплохо.
Сзади изменений тоже немного. Несколько изменилась форма фонарей, появилась хромированная окантовка вокруг фонарей в бампере. Так что в потоке узнать обновлённый автомобиль сможет только владелец предыдущего «Хайлендера».
Рестайлинг в основном затронул дизайн передней части автомобиля — кроссовер стал выглядеть злее и агрессивнее. Целевой аудитории такие перемены наверняка придутся по вкусу — в нашей стране добряков уважать не принято.
Как это часто бывает во время небольших обновлений, салон Highlander по сравнению с предшественником остался без заметных изменений.
Перед нами всё тот же «двухэтажный» дизайн центральной консоли — в данной нише удобно хранить телефон, парковочные талоны и прочую мелочёвку.
Над экраном мультимедийной системы расположились традиционные для Toyota электронные часики. Сенсорный экран диагональю 8 дюймов дополнен кнопками и парой шайб, так что даже в перчатках можно будет изменить уровень громкости или запустить навигацию. Блок управления трёхзонным климат-контролем удачно вписан в пространство под экраном и также отличается удобными кнопками и парой «крутилок».
Чуть ниже, в нише за рычагом АКПП, спрятаны клавиши отключения системы стабилизации и активации систем помощи на бездорожье. Там же можно найти аж три USB-порта, разъём AUX и 12-В розетку — с подзарядкой автоаксессуаров и смартфонов проблем тут точно не будет.
Перед рычагом коробки передач находятся переключатели, отвечающие за активацию вентиляции или подогрева передних сидений.
Между сиденьями располагается массивный подлокотник, скрывающий внутри огромный бокс, в котором есть ещё одна 12-В розетка. В данном вещевом отсеке можно с лёгкостью разместить пару десятков компакт-дисков.
Более крупные предметы вроде документов в формате А4 можно разместить в бардачке, размеры которого тоже внушают уважение.
Как это часто бывает на автомобилях японских производителей, кнопки подогрева руля и лобового стекла вынесены в отдельную зону — слева от рулевого колеса.
Трёхспицевое рулевое колесо обтянуто приятной на ощупь кожей и имеет более десятка различных кнопок. Вставка из серебристого пластика выглядит чуть простовато, зато на ней не видны отпечатки пальцев и частички пыли.
Панель приборов выполнена в традиционном для Toyota стиле — всё достаточно просто, но функционально.
А вот к креслам никаких претензий нет — мягкие и удобные, в таких можно провести целый день за рулём и совсем не устать. Регулировки полностью электрические, в том числе и поясничного упора.
Пассажирам в «Хайлендере» понравится — на второй ряд садиться очень удобно. Места тут достаточно и для самых рослых людей, запас для коленей остаётся солидный. Сами кресла можно перемещать вперед-назад, а также менять наклон спинки. Отсутствие центрального тоннеля порадует пассажира, которому придётся сидеть посередине.
Зато он может управлять работой климатической установки — пассажирам второго ряда положен ещё и обогрев сидений. Чуть ниже расположена ещё одна 12-В розетка.
Из прочих удобств стоит отметить шторки на окнах — кому-то они могут пригодиться в солнечный день.
На третьем ряду сидеть будет удобно разве что детям и взрослым ростом до 170 см. Посадка на галёрку тоже не слишком удобная, с непривычки можно легко приложиться головой о крышу.
При поднятых креслах третьего ряда места в багажнике останется разве что для нескольких дорожных сумок и пакетов из супермаркета.
Если же сложить сиденья, образуется ровный пол, а объём багажника вырастает до солидных 813 литров.
Если путешествуешь вдвоём, то в случае необходимости можно без проблем переночевать в машине: при сложенных сиденьях второго и третьего ряда получается практически ровный пол, на который можно положить надувной матрас и получить два спальных места.
Пятую дверь с электроприводом открывать полностью не обязательно — можно открыть только стекло.
Как и полагается большому автомобилю, Toyota Highlander оснащается крупными удобными зеркалами, что вкупе с системой контроля мёртвых зон позволяет безопасно перестраиваться даже в плотном московском потоке. Кроссовер имеет неплохой интерьер с большим количеством мягкой кожи, хотя и пластика тут предостаточно.
⇡#Технические характеристики Toyota Highlander:
Двигатель | |
Тип двигателя | Бензиновый |
Рабочий объём, см3 | 3456 |
Число цилиндров | 6 |
Максимальная мощность, л. с. / кВт при об/мин | 249/183 при 5000–6600 |
Максимальный крутящий момент, Н·м при об/мин | 356 при 4700 |
Динамика | |
Разгон до 100 км/ч, с | 8,8 |
Максимальная скорость, км/ч | 180 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | Автоматическая, 8-ступенчатая |
Привод | Полный |
Ходовая | |
Передняя подвеска | Независимая, пружинная типа Mc Pherson, со стабилизатором поперечной устойчивости |
Задняя подвеска | Независимая, на двойных поперечных рычагах, со стабилизатором поперечной устойчивости |
Передние тормоза | Дисковые, вентилируемые |
Задние тормоза | Дисковые |
Размер шин | 245/55R19 |
Усилитель руля | Электрический |
Кузов | |
Габариты, длина/ширина/высота, мм | 4890/1925/1770 |
Колёсная база, мм | 2790 |
Дорожный просвет, мм | 200 |
Масса, снаряжённая (полная), кг | 2110–2175 (2760) |
Число мест/дверей | 7/5 |
Объём багажника, л | 269 |
Топливо | |
Рекомендуемое топливо | АИ-92 |
Объём бака, л | 72 |
Расход на 100 км, городской/загородный/смешанный цикл, л | 12,8 / 7,6 / 9,5 |
Актуальная цена, руб. | От 3,22 млн |
После рестайлинга российское представительство Toyota значительно сократило возможность выбора покупателям Highlander. Если раньше можно было заказать переднеприводный кроссовер с двигателем объёмом 2,7 литра, то теперь у нас доступен лишь полноприводный автомобиль с 3,5-литровой «шестёркой».
Ещё совсем недавно самый дешёвый Toyota Highlander стоил в 3,63 млн. Но 1 октября Toyota серьёзно снизила цены на внедорожник. Новая начальная версия «Элеганс» предлагает покупателям такие опции, как рулевое колесо с кожаной отделкой и обогревом, 3-зонный климат-контроль, обогрев сидений первого и второго ряда, электрорегулировки водительского кресла, систему бесключевого доступа и запуска двигателя, электропривод багажной двери. Самый дешёвый Highlander обойдётся в 3 226 000 рублей.
Доступнее стали и другие версии Toyota Highlander — «Престиж» и «Люкс Safety»: с октября цены на них снижены более чем на 260 000 рублей. За 3,374 млн покупатель получит кроссовер с 19-дюймовыми литыми дисками, трёхзонным климат-контролем, вентиляцией и подогревом передних сидений, кожаным салоном, электроприводом передних сидений, датчиками давления в шинах, электроприводом багажной двери, бесключевым доступом в салон и запуском двигателя с кнопки, системой мониторинга слепых зон.
Доплата за версию «Люкс Safety» — 150 тысяч рублей. Отличия заключаются в передних датчиках парковки, камерах панорамного обзора, аудиосистеме JBL с 12 динамиками и пакете систем активной безопасности Toyota Safety Sense.
Как и Toyota Land Cruiser 200, новый Highlander оснащается комплексом систем активной безопасности Toyota Safety Sense:
Аналогичный пакет систем безопасности доступен и для автомобилей Lexus, в том числе и для модели RX350 — в нашем материале об этом кроссовере вы можете подробнее ознакомиться с их работой.
Также Toyota Highlander оснащается системой слежения за слепыми зонами при выезде с парковки задним ходом (RCTA). При движении задним ходом, например на парковке, используются датчики системы мониторинга слепых зон для распознавания транспортных средств, приближающихся к зоне плохой видимости позади автомобиля. При их обнаружении система подает аудиовизуальный сигнал. Есть у кроссовера и поддержка системы мониторинга слепых зон с функцией визуального оповещения (BSM).
На бездорожье водителю Highlander может пригодиться система помощи при спуске по склону (DAC). При движении по крутому склону система DAC изменяет тормозное усилие на отдельных колёсах для поддержания стабильности автомобиля и скорости движения в пределах от 5 до 7 км/ч. Система DAC работает для передач переднего и заднего хода, при этом водителю не нужно нажимать педали акселератора или тормоза.
⇡#Бортовой компьютер и мультимедийная система
Дизайн панели приборов в очередной раз напоминает, что Toyota придерживается консервативного подхода в дизайне интерьеров. Простые аналоговые спидометр и тахометр дополнены стрелочными же индикаторами температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива в баке. Показания бортового компьютера выводятся на небольшой прямоугольный дисплей по центру.
Выводится туда стандартная информация: запас хода, средняя скорость, расход топлива, текущая радиостанция и т. д. Также на дисплее показываются индикаторы дорожных знаков, которые удаётся распознать. Работает данная система далеко не идеально, частенько ошибаясь со знаками ограничения скорости.
Highlander оснащается мультимедийной системой Toyota Touch 2 with Go со встроенной навигацией. Система поддерживает распознавание голосовых команд, связь с мобильными устройствами по беспроводному каналу Wi-Fi, отрисовку карт в 3D-режиме, режим «двойного экрана» для навигации и виджетов. Интересной особенностью является наличие доступа к онлайн-сервисам Google Street View, «Погода», «Яндекс.Поиск», Twitter и др. Информация о дорожной ситуации предоставляется системой TomTom.
8-дюймовый экран по качеству графики и скорости работы уступает аналогам, установленным в европейских автомобилях, а на солнце заметно бликует. Да и интерфейс тут по-прежнему не самый удобный, с большим количеством синих тонов. Навигационная система умеет отображать пробки и строить с их учётом маршрут, значительно уступая онлайн-сервисам по актуальности информации о дорожных заторах.
Также на экран можно вывести изображение с камер кругового обзора. Результирующая картинка имеет не очень высокое качество, но как ориентир для манёвра использоваться может.
⇡#Отсебятина: личные впечатления редакции от вождения
Прилежный семьянин
Любой кроссовер по своему типу кузова является универсалом. Toyota Highlander является универсалом во всех смыслах этого слова. Почти пятиметровый автомобиль позволяет использовать его для перевозки весьма габаритных вещей. Сложил два пассажирских ряда сидений, и перед тобой место размером с приличную двухспальную кровать. Эх, мне бы эту машину в студенческие годы... Но что-то я отвлёкся. Я воспользовался случаем и перевёз валявшуюся на балконе старую резину на дачу. Восемь 17-дюймовых покрышек «Хайлендер» проглотил не поперхнувшись. В пятиместной конфигурации места в багажнике хватит даже для длительной поездки. А вот если ваша семья насчитывает больше пяти человек, стоит задуматься о покупке отдельного багажника на крышу, так как за сиденьями третьего ряда места по сути и нет.
Раньше Highlander можно было взять с мотором 2,7 литра. Сейчас выбора нет, но об этом не жалеешь — даже 3,5-литровый V6 не превращает семиместный автомобиль в спортивный болид. Его мощности достаточно для динамичной езды по городу, а на трассе во время обгонов не замирает сердце. Восьмиступенчатый автомат подкупил своей шустрой и плавной работой. Лишь иногда, при ускорениях сходу, он задумывается, одну, две или три передачи нужно скинуть, из-за чего возникает небольшая пауза. В тандеме силовой агрегат и АКПП работают слаженно. В Lexus RX350 мощность этого двигателя занижать не стали — там он выдаёт свои полноценные 300 сил, здесь же позаботились о кошельках покупателей, хотя стоит «горец» почти столько же, сколько и премиальный братец.
Ещё один автомобиль, который вспоминается за рулём Toyota Highlander, это Infiniti QX60, который является главным его конкурентом. И это неудивительно — оба автомобиля созданы для американского рынка. Кроссоверы очень похожи по поведению на дороге — отменная плавность хода, отличная шумоизоляция, в меру мощный мотор, замечательные тормоза. Да и внутри «Хайлендер» не намного уступает «Инфинити», даром что последний позиционируется как премиум-класс.
С новым 8-ступенчатым автоматом Highlander бодро и весело разгоняется, покоряя сотню меньше чем за 9 с. 3,5-литровый V6 не только приятно звучит на ускорениях, но и готов есть 92-й бензин. С учётом расхода больше 15 литров на 100 км при динамичной езде — неплохая экономия. Если ездить спокойно, можно уложиться в 13 л/100 км в смешанном цикле.
Мне нравятся автомобили вроде «Хайлендера» или QX60. В них можно покидать кучу своих вещей, посадить всю семью и отправиться покорять загородные трассы, проезжая тысячи километров по живописным местам. За рулём таких кроссоверов чувствуешь себя защищённым, не переживаешь за качество дороги и не боишься проехать пару километров по просёлку, чтобы устроить пикник на берегу реки. О серьёзном бездорожье, речь, конечно, не идёт, но обычное диагональное вывешивание не станет фатальным для Highlander.
А теперь о грустном. Три с половиной миллиона рублей. Это главный недостаток Toyota Highlander. Понятно, что столь высокая цена отчасти объясняется тем, что кроссовер доставляется в Россию небольшими партиями из США, а начальная комплектация оснащена очень богато. Но за 4 млн можно взять «пустой» Toyota Land Cruiser 200, а цены на Infiniti QX60 стартуют с 2,7 млн. А ведь есть ещё Skoda Kodiaq, KIA Sorento Prime и другие семиместные автомобили. Так что покупать «Хайлендер» будут настоящие фанаты бренда Toyota, готовые переплачивать за этот, в общем-то, отличный автомобиль.
На российском рынке достаточно больших 7-местных кроссоверов. Например, уже упомянутый выше Infiniti QX60 можно купить за 2,69 млн руб. Это будет полноприводный автомобиль с 3,5-литровой «шестёркой» мощностью 262 л. с. и вариатором, кожаным салоном, 18-дюймовыми дисками и электроприводом двери багажника. Топовый QX60 потянет на 3,46 млн рублей.
KIA Sorento Prime является бестселлером в данном классе, что объясняется отличной ценой, широкой гаммой двигателей и богатым оснащением. Самый просто «Прайм »обойдётся в 2,13 млн рублей, дизельный 200-сильный кроссовер в максимальной комплектации стоит уже 2,7 млн, бензиновый 250-сильный автомобиль оценён примерно в такую же сумму.
Цены на Skoda Kodiaq стартуют с 2 млн рублей, но хорошо упакованный автомобиль обойдётся в 2,7–2,8 млн. Отпугнуть покупателя Skoda могут турбированные двигатели и роботизированные коробки передач, да и по размерам он уступает Toyota Highlander.
Для тех, кто ищет автомобиль побольше, Ford предлагает Explorer, длина которого превышает 5 метров. Цены на данный кроссовер начинаются с 2,85 млн рублей, богатая версия Limited Plus обойдётся уже в 3,29 млн. За 3,5 млн можно взять автомобиль с 340-сильным двигателем.
Honda называет свой Pilot не иначе как восьмиместным автомобилем. Цены на него стартуют с 3 млн рублей, в старшей комплектации он стоит уже 3,6 млн.
Если же вы просто ищете большой и комфортабельный кроссовер, а семиместный салон вам не нужен, можно обратить внимание на Lexus RX350, который технически очень близок к «Хайлендеру »: у них общая платформа, одинаковый двигатель V6 3,5 литра и 8-ступенчатая коробка передач. Цены на автомобиль начинаются всё с тех же 3,6 млн за полноприводную модификацию с 300-сильным движком.
Новый Highlander 2017-го модельного года стал заложником сложившейся на рынке ситуации. Toyota явно не рассчитывает на серьёзные продажи данного среднеразмерного кроссовера, поэтому и предлагает его в ограниченном объёме, с одним вариантом двигателя и коробки и по явно завышенной цене. При таком раскладе покупать автомобиль будут ярые фанаты марки, все остальные наверняка отдадут предпочтение более дешёвым конкурентам. Недавнее понижение цен вряд ли способно кардинально изменить ситуацию.
А ведь автомобиль получился достаточно удачным. Обновление освежило его внешний вид, восьмиступенчатый автомат здорово дополняет обновлённый 3,5-литровый мотор, просторный салон радует качественными материалами и удобными сиденьями. Непробиваемая подвеска, большой багажник и хорошая шумоизоляция делают Highlander удачным выбором в качестве семейного автомобиля.