Жанр | Головоломка |
Издатель | |
Издатель в России | Нет |
Разработчик | |
Системные требования | Windows XP и выше, процессор с тактовой частотой не менее 1 ГГц, 512 Мбайт оперативной памяти, видеокарта серий NVIDIA GeForce 6 или AMD Radeon X1000, 680 Мбайт на жестком диске |
Дата выхода |
14 декабря 2017 года |
Возрастной ценз | Нет |
Платформы | PC, iOS, Nintendo Switch |
Официальный сайт |
Игра протестирована на PC
Мы живем в золотое время для любителей видеоигр. С одной стороны, да, процесс создания ААА-игр усложнился и требует невиданных раньше как временных, так и материальных ресурсов — но они продолжают выходить. При этом порог входа в индустрию непрерывно снижается. Место студийных игр занимают игры авторские — причем подход может быть с какой угодно стороны, монополия «технарей» давно сломана.
Gorogoa — плод творчества иллюстратора Джейсона Робертса. Сначала проект задумывался как классический графический роман, который стал интерактивным уже в процессе работы над ним. Джейсону понадобилось шесть лет, чтобы не только нарисовать Gorogoa, но и научиться с нуля делать игры. Он приступил к работе в 2011 году, выпустил первое демо в 2012-м, а полную версию — в конце 2017-го. Столь долгий и кропотливый труд дал драгоценные всходы: Gorogoa не только удивляет своей оригинальностью и свежестью идей, как это часто бывает с хорошими инди-проектами, но и оказывается превосходно отшлифованным и гармоничным произведением.
Видеоигры обладают особенностью, недоступной другим видам искусства, — полноценной интерактивностью, которая позволяет человеку отождествлять себя с происходящим на экране. Расцветший в последние годы жанр так называемых «симуляторов ходьбы» и вовсе полностью базируется на погружении в игровой мир, почти игнорируя базовые геймплейные механики.
Играм, как правило, даже не требуется специально ломать четвертую стену, чтобы заставить полностью погрузиться в происходящее, — хотя порой, например в Stanley Parable или Pony Island, это и становится основной фишкой процесса.
Gorogoa действует совершенно иначе и оставляет четвертую стену стоять на месте. Это игра-головоломка, которая полностью отказывается от погружения как такового — мы оперируем просто двухмерными картинками на экране. Но при этом она рассказывает вполне осязаемую и глубокую историю. В отличие от большинства других пазлов, Gorogoa работает не только (да и не столько) с интеллектом, сколько с чувствами и интуицией.
Gorogoa принято сравнивать с другими лучшими видеоиграми-головоломками нашего времени: Monument Valley, Fez, Witness, Braid. Действительно, зачастую парадоксальная логика и постоянная необходимость игнорировать законы физики для решения задач может навести на такие ассоциации. Но Gorogoa слишком уникальна и своеобразна, чтобы в лоб сопоставлять ее с другими проектами.
Куда более обоснованными кажутся отсылки к графическим романам и альбомам иллюстраторов: «Кодексу Серафини», работам Шона Тана или Ричарда Макгуайра и неизбежного в подобных сравнениях Маурица Эшера. Джейсон Робертс тоже рассказывает свою историю, не прибегая к помощи слов. Мы действительно имеем дело с иллюстрированной книгой, постепенно раскрывающей перед нами свой фантазийный мир. Но с той самой драгоценной возможностью вмешательства.
Автор словно вкладывает нам в руки ножницы, которыми можно кромсать страницу в поисках пути к продолжению истории, и оптику, с помощью которой можно то увеличивать масштаб, то уменьшать. В наше время, когда высокобюджетные проекты могут блистать фотореалистичной графикой, это прозвучит довольно странно, но этот процесс погружения в виртуальные «страницы» действительно попахивает волшебством.
Можно сколько угодно рассуждать в духе героя фильма «Москва слезам не верит», что одни виды искусства вытеснят другие, но чувство погружения в нарисованный вручную мир замечательной книги с картинками остается особенным, драгоценным и ни с чем не сравнимым. Здесь к этому примешивается особая магия вмешательства — ключевым элементом Gorogoa стоит назвать не оригинальный визуальный стиль игры и не звук (действие сопровождается ненавязчивой, но и не выдающейся музыкой в жанре эмбиент), а то, насколько головоломки, из которых она состоит, гладко вплетены в процесс.
Gorogoa делится на пять равноценных частей, плавно и бесшовно перетекающих одна в другую, — но при этом каждая по-своему уникальна. Нам нужно провести героя — мальчика, собирающего пять ритуальных плодов, необходимых для связи с таинственным драконом, — не только сквозь пространство, которое может выглядеть и как обычный город, и как фотографии на стене, и как иллюстрации в книге сказок, и еще как десятки самых разных вещей, но и сквозь время: от детства — к старости. Каждый период связан со своим образным рядом и уникальной механикой: где-то мы действительно пробираемся сквозь сказочный мир, полный особенных ритуалов; где-то надо зажигать лампы и звезды, чтобы мотылек потянулся к свету; где-то придется провести «верблюда через игольное ушко».
Каждая, даже самая маленькая, задачка в Gorogoa одновременно удивляет изяществом и работает на сюжет. А сюжет здесь — пожалуй, самая сложная и интересная головоломка, свободная для трактовок и домыслов.
Сам процесс не создаст серьезных проблем внимательному игроку — это не интеллектуальная битва за собственную самооценку, а пространство для фантазии и интуиции. Не ищите здесь хардкорных загадок, но и не ждите типичного для игр-головоломок ступора — в Gorogoa идеально выдержан баланс и чувство непрерывного потока. Сердце игры не перестает биться ни на секунду — раздражающих тупиков нет, а логика каждой загадки безупречна.
Ну и конечно, стоит отдельно восхититься визуальным стилем Gorogoa. Джейсон Робертс в числе наиболее повлиявших на него художников называл своего однофамильца Дэвида, гравера Гюстава Доре и иллюстратора Криса Уэйра. Но очередное перечисление имен и названий — да, я знаю, этого тут было уже слишком много — не скажет ничего. Игра обладает неповторимой индивидуальностью и полна замечательных деталей. Если головоломки вам покажутся слишком легкими, а сюжет ускользающим от понимания — эту игру просто-напросто приятно и интересно разглядывать.
***
Gorogoa — редчайший пример одновременно уникальной по форме и интересной по содержанию игры. Это короткая (для кого-то — слишком короткая, проходится за пару часов), но очень насыщенная образами история, в которой сочетаются и действительно интересные головоломки, и потрясающая визуальная стилистика, и способность тронуть до глубины души.
Достоинства:
Недостатки:
Графика | Еще одна игра, давать оценку графике в которой, — настоящее мучение. С одной стороны, технически Gorogoa примитивна. С другой — визуально она прелестна и абсолютно уникальна. Второе, по-моему, все-таки важнее чисто технических достоинств. | 9 |
Звук | Звуковой дизайн Эдуардо Ортица Фрау позволяет лучше прочувствовать каждую панель — акустическая картина меняется в зависимости от ваших действий. А эмбиент Джо Корелица неплохо подходит игре — но слушать ее саундтрек еще и еще не тянет. | 8 |
Одиночная игра | Gorogoa — это интерактивный графический роман, серия парадоксальных головоломок, решающихся не столько усилием мысли, сколько интуитивно. Фанатам пазлов будет скучновато, всем остальным — очень интересно. | 9 |
Коллективная игра | Не предусмотрена. | — |
Общее впечатление | Gorogoa буквально просится во все уже сверстанные в конце прошлого года списки лучших игр 2017-го. Маленький шедевр, который мог бы остаться незамеченным в межсезонье, но уже не окажется таковым. Настоящее произведение искусства. | 9 |
Видео: