Sony a7R II за прошедшие три года толком не успела устареть. Да, за это время вышли и Canon EOS 5D Mark IV, и Nikon D850, которые также предлагают завидную универсальность: и огромное разрешение кадра, и приличную отработку на высоких ISO, и возможность использования для профессиональной съемки 4К-видео. Да, все это в корпусе совсем иных габаритов и без встроенного стабилизатора, но Sony, судя по всему, оказалась обеспокоена более высокой скоростью серийной съемки прямых конкурентов.
Что же, пришла пора ответить на эту заявку, а заодно и улучшить a7R II еще по ряду параметров: от вечной беды беззеркалок, времени автономной работы, до второго слота для карты памяти (о да!) и ряда мелких апгрейдов других функций. Sony a7R III не создана для конкуренции с серьезными репортажными инструментами, такими как Canon EOS 1Dx Mark II или Nikon D5, – для этого есть Sony a9. Но эта камера должна еще дальше уйти от репутации студийно-пейзажного аппарата и стать универсальным инструментом для подавляющего большинства ситуаций. Получилось ли у Sony сделать еще один серьезный шаг по направлению к идеальной фотокамере?
Sony a7R III | Sony a7R II | Canon EOS 5D Mark IV | Nikon D850 | |
Сенсор изображения | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) |
Эффективное разрешение сенсора | 42,4 мегапикселя | 42,4 мегапикселя | 30,4 мегапикселя | 45,7 мегапикселя |
Стабилизатор изображения | 5-осевой | 5-осевой | нет | нет |
Байонет | Sony E | Sony E | Canon EF | F Nikon |
Формат фото | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW) | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW) | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW, Dual Pixel RAW | JPEG (DCF Ver. 2.0, Exif Ver. 2.31), RAW (NEF) |
Формат видео | XAVC S, AVCHD 2.0, MP4 | XAVC S, AVCHD, MP4 | MOV, MP4 | MOV, MP4 |
Размер кадра | до 7952 × 5304 пикселей | до 7952 × 5304 пикселей | до 6720 × 4480 пикселей | до 8256 × 5504 |
Разрешение видео | до 3840 × 2160, 30p | до 3840 × 2160, 30p | до 4096 × 2160 пикселей, 30p | до 3840 × 2160, 30p |
Чувствительность | ISO 100–32000 с возможностью расширения до 50, 51200 и 102400 | ISO 100–25600 с возможностью расширения до 50, 51200 и 102400 | ISO 100–32000 с возможностью расширения до ISO 50, 51200 и 102400 | ISO 64–25600 с возможностью расширения до 32, 51200 и 102400 |
Затвор | Механический затвор: 1/8000–30 с; длительная (Bulb) |
Механический затвор: 1/8000–30 с; длительная (Bulb) |
Механический затвор: 1/8000–30 с; длительная (Bulb) |
Механический затвор: 1/8000–30 с; длительная (Bulb) |
Скорость серийной съемки | до 10 кадров в секунду с электронным затвором | до 5 кадров в секунду | до 7 кадров в секунду в обычном режиме, до 4,3 кадра в секунду в режиме Live View со следящей фокусировкой | до 9 кадров в секунду с батареей EN-EL18b, установленной в батарейный блок MB-D18; в стандартной комплектации – до 7 кадров в секунду |
Автофокус | Гибридный, 399 точек фазового АФ в полнокадровом режиме; 255 точек фазового АФ + 425 точек контрастного АФ | Гибридный, 399 точек фазового АФ, 25 точек контрастного АФ | Фазовый, 61 точка, из которых 41 – крестового типа; Dual Pixel CMOS AF при фокусировке в режиме Live View | Фазовый (Multi-CAM 20K), 153 точки, из которых 99 – крестового типа; контрастная фокусировке в режиме Live View |
Экспозамер, режимы работы | Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области | Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный | TTL-замер в 252 точках: оценочный, частичный, центровзвешенный, точечный | TTL-датчик, 180 000 точек: матричный, центровзвешенный, точечный |
Экспокоррекция | ±5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV | ±5,0 EV с шагом 1, 1/3 или 1/2 EV | ±5 EV с шагом 1/3 или 1/2 ступени | ±5,0 EV с шагом 1, 1/3 или 1/2 EV |
Встроенная вспышка | нет, X-синхронизация 1/250 с |
нет, X-синхронизация 1/250 с |
нет, X-синхронизация 1/200 с | нет, X-синхронизация 1/250 с |
Автоспуск | 2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров) |
2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров) |
2/10 с | 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с |
Карта памяти | Два слота, совместимых с картами Memory Stick (PRO, Pro Duo) и SD/SDHC/SDXC типа UHS I/II | Два слота, совместимых с картами Memory Stick (PRO, Pro Duo) и SD/SDHC/SDXC типа UHS I | Слот для CF тип I (совместима с UDMA 7) + слот для SD/SDHC/SDXC типа UHS I | Cлот для XQD + слот для SD/SDHC/SDXC типа UHS-II) |
Дисплей | Сенсорный наклонный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 1 440 тыс. точек | Наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 1 229 тыс. точек | ЖК, 3,2 дюйма, 1620 тыс. точек, сенсорное покрытие; дополнительный монохромный дисплей | Сенсорный наклонный, ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2359 тыс. точек; дополнительный монохромный дисплей |
Видоискатель | Электронный (OLED с 3 686 тыс. точек) | Электронный (OLED с 2 360 тыс. точек) | Зеркальный прямой видоискатель с пентапризмой, область изображения 100 % |
Зеркальный прямой видоискатель с пентапризмой, область изображения 100 % |
Интерфейсы | USB Type-C (USB 3.0), microUSB, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, microHDMI тип D, разъем для синхронизатора | HDMI, USB 3.0, 3,5-мм разъем для внешнего микрофона, 3,5-мм разъемдля наушников, порт для пульта ДУ | HDMI, USB 3.0, 3,5-мм разъемдля внешнего микрофона, 3,5-мм разъемдля наушников, порт для пульта ДУ | USB 3.0, 3,5-мм разъемразъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, HDMI тип С, разъемы для пульта управления и синхронизатора |
Беспроводные модули | Wi-Fi, NFC, Bluetooth | Wi-Fi, NFC | Wi-Fi, NFC, GPS | Wi-Fi, NFC, Bluetooth (SnapBridge) |
Питание | Литий-ионный аккумулятор NP-FZ100, 16,4 Вт·ч (2280 мА·ч, 7,2 В) | Литий-ионный аккумулятор NP-FW50, 8 Вт·ч (1080 мА·ч, 7 В) | Литий-ионный аккумулятор LP-E6N емкостью 14 Вт·ч (1865 мА·ч, 7,2В) | Литий-ионный аккумулятор EN-EL15a, 14 Вт·ч (1900 мА·ч, 7 В) |
Габариты | 126,9 × 95,6 × 73,7 мм | 126,9 × 95,7 × 60,3 мм | 150,7 × 116,4 × 75,9 мм | 146 × 124 × 79 мм |
Масса | 657 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 625 граммов (вкл. батарею и карту памяти) | 890 граммов (вкл. батарею и карту памяти) | 1015 граммов (с аккумулятором и картой памяти) |
Актуальная цена | 230 000 рублей за версию без объектива (body) | 179 000 рублей за версию без объектива (body) | 199 000 рублей за версию без объектива (body) | 230 000 рублей за версию без объектива (body) |
⇡#Внешний вид и эргономичность
Sony не пытается заигрывать с дизайнерскими изысками и изобретать велосипед для каждой своей камеры. По сути, для серии полнокадровых беззеркалок у компании существует один-единственный вариант корпуса – и он используется с небольшими изменениями что на всех a7, что на a9.
В данном случае габариты с a9 полностью совпадают по ширине и высоте, но a7R III немного толще – на 10 миллиметров. С чем это связано, сказать сложно, – элементов управления на «семерке» по сравнению с «девяткой» стало даже меньше (исчезла пирамидка селекторов с левой части верхней панели).
Все остальное при этом осталось неизменным: и три программируемые клавиши, и два селекторных диска, и комбинация клавиш и селекторов на тыльной панели. Это логично – после долгих лет мучений с NEX’ами Sony наконец нашла рабочую схему, и бросаться на поиски чего-то еще лучшего пока ни к чему.
Корпус Sony a7R III сделан частично из магниевого сплава, частично из пластика. На полную пыле- и влагозащиту рассчитывать не стоит – это не всепогодная камера. Легкий дождь или снегопад она переживет, но вот под ливнем может и «протечь» — не хватает плотности заглушкам портов. Хотя с картами памяти ничего не произойдет – отсек для них как раз укреплен достаточно и закрывается на специальную «задвижку».
Sony a7R III весит 657 граммов – для беззеркальной камеры со сменной оптикой это довольно большая цифра, но вы сами видите в таблице характеристики ее прямых конкурентов. Почти двукратный выигрыш, беззеркалка все-таки остается собой. Рассчитывать на легкую оптику для байонета Е при этом не стоит – тут объективы Sony вполне сравнимы с конкурентами Canon и Nikon, а в ряде случаев и тяжелее. Да, вся система будет компактнее и легче – но драматическим выигрыш не назвать.
Выступ для хвата правой рукой достаточно крупный, рельефный и, естественно, покрыт прорезиненным материалом. Расстояние между выступом и объективом достаточное – костяшки пальцев не упираются в оптику. На тыльной части есть площадка для упора большим пальцем, исполненная в той же манере.
На фронтальной панели находится байонет, кнопка высвобождения объектива, селекторный диск (вынесен на ручку для хвата), ИК-передатчик для беспроводного пульта управления и лампа подсветки автофокуса.
На правой грани находится отсек для карт памяти. Верхний слот предназначен для карточек Memory Stick и SD, нижний – только для SD. Также здесь находится контактная площадка NFC.
На левой грани сосредоточены все интерфейсы, разделенные на три группы, каждая из которых прикрыта своей крышкой. В первой находится синхроразъем для внешней вспышки и мини-джек для микрофона. Во второй – мини-джек для наушников и microHDMI. В третьей – USB Type-С для быстрой передачи файлов на компьютер (стандарт USB 3.0) и microUSB для зарядки.
На верхней панели расположен динамик, стереомикрофон (по бокам от «горба»), универсальный интерфейс типа «горячий башмак» и группа органов управления, сконцентрированных в правой части: классический селектор режимов работы, колесо ввода экспокоррекции, кнопка спуска с язычком — выключателем питания — и две программируемые клавиши.
Снизу находится только отсек для батареи и штативное гнездо. Они расположены на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы у фотографа был доступ к батарее даже при съемке со штативом.
На тыльной панели – ЖК-дисплей, наклонный в вертикальной плоскости. Над ним – окуляр электронного видоискателя с колесом диоптрийной коррекции и датчиком приближения. И вторая группа органов управления: третья программируемая клавиша, кнопка вызова основного меню, клавиша пуска видеозаписи, принудительная активация автофокуса/увеличение масштаба при просмотре, блокировка экспозиции/уменьшение масштаба при просмотре, второй селекторный диск, джойстик, навигационное кольцо с четырьмя «лучами», реагирующими на нажатие, и центральной подтверждающей кнопкой, функциональная клавиша (по умолчанию она вызывает быстрое меню) и клавиши просмотра и удаления снимков. Последняя также программируется.
⇡#Управление, дисплей, видоискатель
Вы уже обратили внимание, что сравнения выше идут исключительно с моделью a9 – действительно, по схеме управления и организации пространства на корпусе с ней a7R III объединяет гораздо больше, чем с предшественницей. Главные улучшения – это джойстик для управления точками автофокуса и навигации по меню и большее число программируемых клавиш. А вот селекторные диски не чувствительны к нажатию – на a7R III приходится пользоваться быстрым и основным меню чуть чаще, чем на «девятке». Но апгрейд по сравнению с a7R II налицо – камера стала заметно более удобной в управлении и умеет лучше подстраиваться под нужды конкретного фотографа.
Кстати, несмотря на то, что программируемыми помечены только четыре клавиши, общее число органов управления, функции которых можно менять, достигает 13.
Проблема та же самая, что и на a9, – неудачное расположение клавиши видеозаписи. При ее нажатии неизбежно сотрясаешь камеру, и это даже при наличии встроенного стабилизатора приводит к тому, что видео гарантированно начинается со «взбалтывания» кадра.
И размер, и чувствительность клавиш достаточны для того, чтобы работать с аппаратом было удобно в любых условиях. Например, зимой в перчатках – снимать их или носить перчатки без пальцев не нужно, все поправки и настройки можно вводить, не жертвуя комфортом.
Интерфейс стандартный – набор настроек огромный, для их поиска и выбора используется горизонтальная навигация с вертикальными списками. Есть подраздел «Мое меню», который можно наполнять параметрами по своему усмотрению. Между разделами можно перемещаться по заголовкам, листать все десятки подменю не обязательно.
Быстрое меню организовано в виде небольшой матрицы, расположенной в нижней части экрана, – параметры, которые выводятся на нее, также можно настраивать в зависимости от предпочтений. Меню можно сделать разным для фото- и видеосъемки.
На дисплее есть сенсорный слой, но его необходимо специально активировать в настройках, по умолчанию он выключен. Судя по всему, большая часть фотографов предпочитает пользоваться камерой по старинке, не трогая экран руками, – что же, по-своему логично. Привычки, выработанные годами, не так-то легко менять. Мне, например, очень нравится возможность выбирать точку фокусировки одним движением, а не с помощью джойстика. К слову, это можно делать даже при наведении по видоискателю – в таком случае экран работает в режиме тачпада; его можно подробно настраивать. Такое решение Sony применила впервые. Что же, браво!
В Sony a7R III используется наклонный дисплей, в котором применяется ЖК-матрица диагональю 3 дюйма и разрешением 1 440 тыс. точек (800 × 600). Углы обзора свободные, яркость и цветопередача нормальные. Наводиться по экрану можно даже в солнечный день.
На экран Live View, доступный в равной степени на основном дисплее и видоискателе, можно вывести исчерпывающий набор настроек, виртуальный горизонт, гистограмму, «зебру», сетку нескольких видов. При постоянном использовании видоискателя на основной дисплей можно вывести все ключевые настройки на «зеркальный» манер.
Для видоискателя используется OLED-матрица разрешения 3 686 тыс. точек. Это тот же видоискатель, что и на a9, с поддержкой максимальной частоты до 120 кадров в секунду. Между снимками экран не гаснет – нет так называемого эффекта блэкаута, вы контролируете съемку полностью, как на зеркальной камере с оптическим видоискателем. Имеется колесо диоптрийной коррекции и датчик приближения – слишком чувствительный и подверженный внешнему влиянию (например, снега или дождя), как обычно. Я стандартно на камерах Sony отказываюсь от него, переключаясь между видоискателем и дисплеем вручную – особенно в сложных условиях съемки.
Функциональность и автофокус
В Sony a7R III установлен тот же сенсор, что и на a7R II: полный кадр (36 × 24 мм), 42,4 мегапикселя, обратная подсветка. Кардинальных изменений не требовалось – сочетание разрешения, динамического диапазона и возможностей по съемке на высоких ISO и так было замечательное. При этом диапазон доступной светочувствительности оказался увеличен: вместо ISO 100–25600 с возможностью расширения до ISO 102800 теперь ISO 100–32000 (расширение то же самое). Это произошло за счет использования свежего процессора BIONZ X.
Он в числе прочего позволил резко поднять скорость серийной съемки – Sony a7R III способна делать до 10 кадров в секунду с фокусировкой по первому кадру и до 8 кадров в секунду с покадровой фокусировкой. И это уже драматический прирост по сравнению со второй версией a7R. Она, напомню, могла делать только до пяти кадров в секунду – и это для 42-мегапиксельной камеры казалось очень хорошим результатом. Теперь уже – действительно, только казалось.
Учитывая огромный «вес» файлов, можно было ожидать серьезных ограничений по длине серии, но с буфером обмена тоже нет никаких проблем. При съемке со скоростью 10 кадров в секунду (несжатый RAW) длина серии в формате RAW + JPEG составила 29-30 кадров (в зависимости от условий и настроек). Буфер очистился за 40 секунд, причем в это время можно менять настройки и делать новые снимки – очень удобно. В формате JPEG с максимальным качеством камера способна выдавать безостановочные серии длиной в 66-70 снимков. Буфер очищается уже за минуту. Съемка велась на карту памяти SanDisk Extreme Pro microSDXC UHS-II. Причем никаких ограничений по качеству получаемого RAW нет – напомню, что в a9 на максимальной скорости мы получали файлы с 12-битным цветом, здесь же (для подобной камеры это более критично) мы имеем на выходе полноценный 14-битный RAW в фирменном формате ARW 2.3.
Затвор, в отличие от Sony a9, здесь только механический – с традиционным диапазоном срабатывания от 30 секунд до 1/8000 секунды. Есть и бесшумный режим, бесценный для незаметной съемки и работы в тихих помещениях.
Автофокус тоже улучшен по сравнению с a7R III. Но вполне логично, что потрясающий модуль с 693 точками фазовой фокусировки, покрывающий 93% кадра, остался эксклюзивом для a9 – все-таки репортажный флагман нуждается в этом заметно больше. По сути, тут система, очень похожая на ту, что была в a7R II, – 399 точек фазовой автофокусировки и 425 точек контрастной автофокусировки. За счет увеличения количества (и качества) контрастной фокусировки заметно выросла чувствительность фокуса – камера может навестись уже при -4 EV при использовании подсветки. Это уже вполне себе уровень камер Panasonic, которые раньше прочно держали первенство в этой области.
Также заметно улучшена работа следящей фокусировки и точность наведения на глаза. Грубо говоря, по глазам наводиться умела и a7R II, но именно что грубо – о точности и настоящей резкости речь вести не стоило. Здесь режим можно назвать рабочим. Как итог – процент брака по фокусу минимален, камера вполне применима не только при статичной фотографии, но и в репортажных условиях.
Для замера экспозиции используется непосредственно матрица, на которой для этого берется 1 200 точек. К точности замера у меня серьезных претензий не возникло – да, при съемке заснеженных пейзажей, например, камера заведомо недосвечивает кадр, но это вполне нормальное поведение для фотоаппарата. Идеальная камера будущего будет, конечно, все понимать не хуже фотографа, но пока у техники есть свои ограничения. Экспокоррекция доступна в диапазоне до ±5 EV, причем на аналоговый селектор выведен только диапазон от -3 до +3 EV – остаток надо «докручивать» диском.
В Sony a7R III появился второй слот для карты памяти, ура. Организована система так же, как на a9, – в верхнем слоте можно разместить карточку Memory Stick или SD стандарта до UHS-I, в нижнем – SD стандарта вплоть до UHS-II. Причем именно нижний помечен как первый.
Также в Sony a7R III оказался улучшен стабилизатор. Физически используется та же система – 5-осевой, компенсирующий угловые перемещения при съемке с более длинным фокусным расстоянием; сдвиг по оси X/Y при съемке крупным планом (включая макросъемку); ротационные сдвиги при записи фотографий ночью и при съемке видео. Эффективность при этом выросла – Sony утверждает, что он обеспечивает компенсацию вплоть до 5,5 ступеней экспозиции. По факту это означает, что, например, с объективом 24-70mm можно в широкоугольном положении (24 мм) снимать с выдержкой 1/4-1/5, а в телеположении (70 мм) – с выдержкой 1/8-1/10. Опять же, при идеальных условиях – когда нет ветра и вы не находитесь в движении.
В Sony a7R III установлены сразу несколько беспроводных модулей, это уже норма – без Wi-Fi мы не можем представить фотокамеру уже давно, теперь к нему неизменно добавляются NFC и Bluetooth. Я удивляюсь, что GPS еще не в порядке вещей, ведь навигация, хотя бы для проставления геотегов прямо внутри камеры, была бы точно не лишней. Очень странная (и общая для всех производителей фототехники) избирательность. На a7R III проблема геометок решается как раз таки использованием Bluetooth (протокол 4.2 LE), за счет которого они берутся со смартфона. Передача снимков на мобильное устройство возможна только с использованием Wi-Fi.
К слову, проводная передача данных улучшена и в сравнении с a7R II, и с a9 – здесь для этого предусмотрен высокоскоростной разъем USB Type-C (USB 3.1).
Sony a7R III вполне применима не только для профессиональной фотосъемки, но и для видеосъемки с претензиями на серьезный уровень. Само собой, камера предлагает съемку в разрешении 3840 × 2160 точек с частотой до 60 кадров в секунду и 1920 × 1080 точек с частотой до 120 кадров в секунду. Да, можно снимать замедленное видео в Full HD – как на a9, для этого предусмотрен даже специальный режим на селекторе – S&Q (ускоренное тоже снимать можно).
Скачать ролик в оригинальном разрешении (MP4, 392 Мбайт)
Также доступен фирменный режим Super 35, в котором информация для видео собирается только с части сенсора (область сенсора сужается в полтора раза), а не с его полной поверхности, – при этом практически не происходит объединения «лишних» пикселей. Впрочем, из-за огромного разрешения матрицы в Super 35 запись все равно ведется в 5К-разрешении – то есть совсем обойтись без интерполяции a7R III не может. Как следствие – разница картинки, получаемой в разных режимах, не так уж критична. А эффект «плавающего затвора» (rolling shutter) и муар отсутствуют в любом случае.
Скачать ролик в оригинальном разрешении (MP4, 412 Мбайт)
Поддерживаются форматы XAVC S, AVCHD и MP4. Битрейт — до 100 Мбит/с и в 4К, и в Full HD. Есть разъемы как для микрофона, так и для наушников, доступна трансляция по HDMI, можно подключить внешнее питание, при котором будет вестись съемка. На месте и фирменные профили S-Log2 с S-Log3, которые расширяют динамический диапазон снимаемого изображения. Их оказалась лишена по каким-то неведомым причинам a9, но у новой «семерки», как и у предшественницы, все на своих местах.
Скачать ролик в оригинальном разрешении (MP4, 188 Мбайт)
Но кое-что у Sony a7R III и абсолютно новое – а именно режим Hybrid Log Gamma, в котором камера не только снимает видео с расширенным динамическим диапазоном, но и проводит его соответствующую подгонку внутрикамерно. Фактически мы получаем видео HDR-формата прямо на выходе – и можем без обработки отправлять его «в эфир».
А вот «задумчивость» у камеры, как и у всех предшественниц, осталась. Если к фотосъемке она всегда готова – на включение уходит меньше секунды, то на подготовку к видеосъемке уходит более заметное время – две-три секунды. Имейте это в виду.
Sony a7R III прекрасно подходит для видеосъемки – как любительской, так и профессиональной, если мы не говорим о большом кино – хотя и здесь все возможно. У камеры в этом плане нет ярко выраженных недостатков. Огромное разрешение не сказывается на качестве картинки, интерполяция осуществляется уверенно, без заметных артефактов. Приятным бонусом можно считать и вполне рабочий автофокус в этом режиме – пусть и по сути без функции слежения.
В Sony a7R III используется полнокадровый байонет E, про который в 2013-м все (в том числе и я) писали с изрядным скепсисом – казалось, нагнать Canon и Nikon по парку полнокадровой оптики попросту невозможно, а необходимость использовать переходник под байонет A (пусть с сохранением рабочего автофокуса и стабилизатора) выглядела неизбежной. Все оказалось не так плохо – Sony с ходу взяла огромный темп, и на сегодняшний день в ассортименте есть уже под 30 объективов, причем все с потенциальной поддержкой огромной разрешающей способности, которой и требуют 42-мегапиксельные камеры вроде a7R III.
Ее я протестировал, впрочем, с применением одного-единственного объектива – Sony 24-70mm ƒ/2.8 G Master. Флагманский зум со всеми его достоинствами – превосходная сборка, постоянная (и высокая) светосила на всем диапазоне фокусных расстояний, быстрый фокус, породистая картинка и стабильная резкость.
Про необычный режим S&Q я уже писал выше – в остальном на селекторе никаких новостей: P/A/S/M, традиционная съемка видео, три пользовательских сценария и полный автомат. Его наличие в камере такого уровня остается для меня загадкой – видимо, все-таки есть пока какой-то процент людей, которые покупают подобную технику «для статуса» и не очень понимают, как ее использовать. Автоматика здесь, как бы то ни было, очень неплохая – с экспозицией камера работает уверенно, баланс белого выставляется корректно, настройки для различных сюжетов устройство выбирает относительно неплохо. Лучше, конечно, работать с настройками самостоятельно – все-таки это именно инструмент, а не волшебная коробка с кнопкой «шедевр», и его потенциал раскроется в полной мере, только если правильно его использовать.
Программные возможности при фотосъемке стандартны для камер Sony. Это расширение динамического диапазона в JPEG (Dynamic Range Optimizer), брекетинг по экспозиции, программная коррекция артефактов оптики — затенения, хроматических аберраций, дисторсии (набор зависит от конкретного объектива). Есть «творческие стили» – обычная цветовая коррекция снимков, допустимая как в JPEG, так и в RAW. Ну и фирменные «эффекты рисунка», конечно же.
На манер камер Olympus и Pentax (а также некоторых смартфонов) a7R III научилась функции Pixel Shift – объединению нескольких снимков с возможностью получить максимально детализированную и полноцветную картинку. С некоторыми но: аппарат не умеет объединять полученные изображения внутрикамерно, делает обязательную паузу между снимками (от одной до 30 секунд) и не корректирует картинку, если на ней происходят какие-то изменения. Возможность очень полезная, особенно для рекламных фотографов, пусть и весьма ограниченная по применению.
Например, на фото выше видно, что происходит из-за этой самой обязательной паузы – на склейке заметны любые микродвижения: движущиеся облака, качающиеся ветви, перемещающиеся машины и люди. Для натюрмортов Pixel Shift подойдет хорошо, но даже для портретов он потребует идеальной выдержки у модели.
Назвать Sony a7R III прибором ночного видения нельзя – это все-таки не репортажная камера, рассчитывать на максимально гладкую картинку в любых условиях не стоит. Но и ограничения, которые раньше неизменно подразумевало большое разрешение сенсора, тоже остались в прошлом – тут и обратная подсветка матрицы сказывается, и более совершенные алгоритмы обработки информации, поступающей на светочувствительные элементы. Как итог – на Sony a7R III можно получить приличную картинку при съемке с ISO вплоть до 6400. На ISO 12800 можно снимать, если вы не собираетесь использовать снимок нигде за пределами интернета. Выше светочувствительность лучше не поднимать. Но стоит учитывать наличие очень эффективного стабилизатора, за счет которого диапазон ситуаций, в которых задирать ISO нет необходимости, вырастает.
Также стоит отметить нормальный характер шумов – хроматические вкрапления не видны даже на ISO 32000.
В JPEG с шумом Sony a7R III умеет работать точно так же, как и Sony a9, – это логично, с учетом того же процессора. Алгоритмы подавления шумов очень «мягкие», если позволите, – камера умудряется сохранить баланс между детализацией и зерном.
Совершенно логично, что Sony a7R III демонстрирует примерно то же качество картинки, что и a7R II – при том же сенсоре. При съемке в RAW все вообще замечательно: и динамический диапазон, и, естественно, детализация не могут оставить равнодушным, пожалуй, никого. Несжатые файлы отличаются крайней пластичностью – обратите внимание на примеры выше, особенно интерьерный кадр с окном: детали сохранены и в тенях, и в светлых участках равномерно. Это уровень, который не так уж далек от того, к которому мы привыкли, имея дело со среднеформатными камерами.
JPEG при этом также улучшен – я не назову a7R III лучшей в этом плане камерой на рынке, но от неестественно холодных цветов Sony постепенно избавляется. Кадры выглядят по-прежнему чуть бледноватыми, но прогресс имеется. Если же вы хотите снимать в RAW, но не обрабатывать снимки затем на компьютере, – увы, придется оставить желания при себе, внутрикамерная обработка несжатых файлов на a7R III невозможна.
Скачать первую часть RAW-файлов (1,08 Гбайт)
Скачать вторую часть RAW-файлов (1,07 Гбайт)
Одно из наиболее значительных улучшений a7R III в сравнении с предшественницей – это новая батарея NP-FZ100 емкостью 16,4 Вт·ч (2280 мА·ч, 7,2 В). Если пользователям a7R II постоянно приходилось (и приходится) утешать себя разве что возможностью зарядки по USB и таскать с собой внешний аккумулятор в обязательном порядке, то a7R III, сохранив эту опцию, предлагает также более чем в два раза увеличенную автономность. Вместо 250-300 снимков на одном заряде теперь можно сделать 550-750 снимков в зависимости от режима использования. Если вы планируете бить сериями – то безо всяких проблем можно пробить и отметку в тысячу сделанных кадров. По стандарту CIPA производителем заявлены следующие цифры: 530 снимков при использовании видоискателя и 650 снимков при использовании ЖК-монитора. Могу их просто подтвердить.
Заряжать камеру можно как угодно – и при помощи внешнего устройства (идет в комплекте), и с помощью USB-кабеля (стандарт microUSB). Съемка во время зарядки по кабелю по-прежнему возможна.
Sony a7R III – это прекрасный плод наметившейся гонки с Nikon. Вторая a7R в свое время задала новые стандарты на рынке полнокадровых камер с высоким разрешением матрицы, показав, что для таких моделей возможна не только съемка прекрасно детализированных снимков при хорошем освещении – то есть студийная или пейзажная работа, но и другие, в том числе и репортажные, сценарии использования.
Nikon со своей D850 подтвердила эту заявку, добавив в подобную камеру еще и высокую скорость серийной съемки и постепенно убирая какие-либо ограничения универсальности.
Sony a7R III – следующий шаг на пути к абсолютно идеальной камере без изъянов: 10 кадров в секунду при неплохом буфере (с учетом огромного «веса» снимков), еще чуть улучшенная работа в темноте и встроенный стабилизатор, аккумулятор достаточной емкости, чтобы не так стыдно было рядом с зеркалками. И все это – по-прежнему в относительно компактном корпусе и с достаточно значительным ассортиментом оптики, которая поддерживает разрешающую способность матрицы. Браво, Sony! a7R III – универсальная камера и уверенная заявка на лидерство в этой захватывающей гонке.
Достоинства:
Недостатки: