По вопросу об увеличении разрешения устройств воспроизведения изображения есть две точки зрения. Первая — качество картинки FullHD вполне сносное, 4К-контента мало, а значит, и переплачивать незачем, и так сойдёт. Вторая — качество можно заметно улучшить, фильм в 4К-разрешении найдётся всегда, а переплата за всё новое и тем более качественное – это вполне обычно.
Покупателей из второй категории, как ни странно, вполне достаточно, и именно для них в компании BenQ затеяли трансформацию своего модельного ряда, в котором не так давно стали появляться 4К-проекторы со специальным DLP-чипом, позволившим серьёзно снизить стоимость конечных устройств, чтобы они так и не остались доступными лишь для избранных. Начало было положено моделью W1700, которая по совокупности характеристик повторяет одного из бывших лидеров продаж BenQ W1070|1070+, но теперь с четырёхкратным повышением рабочего разрешения. С одним из подобных проекторов мы познакомились совсем недавно, а теперь настала очередь проверить в деле его родоначальника и, по сути, первопроходца в только набирающем обороты сегменте рынка.
⇡#Справочная информация, технические характеристики и особенности
BenQ W1700 был представлен осенью 2017 года и является первым доступным 4К-проектором в продуктовой линейке производителя. Используя слово «доступный», мы отталкиваемся от реалий рынка и совсем иного порядка цен на 4К-модели, базирующиеся на других технологиях. Разница в цене между ними и героем обзора трёх-пятикратная (а бывает и больше, зависит от модели), а поэтому W1700 отлично подходит на роль бюджетного UHD-варианта. К слову, модель уже успела получить награду «Best Buy Projector 2018-2019» от ассоциации EISA (Европейская ассоциация изображения и звука), что дополнительно может подстегнуть покупателя к покупке.
Проектор BenQ W1700 | |
Яркость | 2200 ANSI Lm |
Реальное разрешение | 1920 × 1080 (3840 × 2160 — c 4-way XRP-сдвигом) |
Поддерживаемое разрешение | До 3840 × 2160 @ 60 Гц |
Количество отображаемых цветов | 1,07 млрд, цветовой охват порядка 96 % Rec.709 |
Контрастность | 10 000 : 1 |
Характеристики лампы, режимы обычный / «Эко»/«Smart Эко»/LampSave | Порядка 4000/10000/8000/15000 часов, 240 Вт |
Проекционная система | 0,47-дюймовая с оптическим актуатором XRP, DLP470TE 4K UHD DMD Chip от Texas Instruments, технология BrilliantColor |
Проекционное отношение | 1,47–1,76 : 1 (расстояние/ширина) |
Размер изображения по диагонали | 60–300 дюймов |
Проекционное расстояние | 3,25-3,9 метра для экрана 100 дюймов |
Параметры объектива | F=1,94–2,06, f=15,57–18,67 мм |
Зум, фокусировка | 1,2 : 1, ручной зум/ручной фокус |
Формат изображения | 16:9 стандартное, 6 форматов на выбор |
Оффсет | 110% ±2,5% |
Коррекция трапецеидальных искажений | По вертикали, ±40 градусов |
Сдвиг объектива по горизонтали/вертикали | Нет/Нет |
Частота горизонтальной развёртки | 15–102 кГц |
Частота вертикальной развёртки | 24–30 Гц / 23–120 Гц |
Динамики | 5 Вт, моно |
Установка | Настольное, крепление к потолку |
Проекция | Фронтальная или обратная |
Поддерживаемые стандарты | 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i, 1080p, 3840 × 2160, 4096 × 2160, NTSC, PAL, SECAM |
Интерфейсы | HDMI 2.0 (c поддержкой HDCP 2.2), HDMI 1.4 (c поддержкой HDCP 1.4), VGA (D-Sub), USB Type A (1.5A power), USB Type mini B (Service), Audio-In (mini jack), Audio-Out (mini jack), RS232-In, DC 12V Trigger (3,5 мм), IR Receiver (спереди и сверху) |
Особенности | Новый DMD-чип с 2,07 млн микрозеркал и "интерполяцией" до 8,3 млн пикселей (технология 4-way XRP), поддержка HDR10, 3D, 6-сегментное RGBRGB-цветовое колесо, технология BrilliantColor, SmartEco, CinemaMaster Video+, CinematicColor, Low Dispersion Lens, ISF |
Безопасность | Замок Kensington, блокировка клавиатуры |
Вес | 4,2 кг |
Габариты | 353 × 135 × 272 мм |
Уровень шума | 29/33 дБ («Эко»/Обычный режим) |
Источник питания | 100-240 В, 50/60 Гц |
Энергопотребление | 385 Вт (максимальное), 330 Вт (нормальное), 250 Вт (Eco), <0,5 Вт (в режиме ожидания) |
Дополнительные аксессуары | Набор для замены лампы; 3D-очки |
Гарантия | 3 года на проектор |
Ориентировочная цена на момент тестирования | 115 000-130 000 рублей |
Проектор оснащается новой и единственной в своём роде 0,47-дюймовой DLP-матрицей DLP470TE от Texas Instruments с физическим разрешением 1920 × 1080 (2,07 миллиона микрозеркал), которая для создания 4K-картинки (8,3 миллиона пикселей) производит наклон микрозеркал четыре раза за кадр (получаем 4 полукадра). Для сравнения — в дорогущий BenQ W11000 установлена 0,67-дюймовая матрица c несколько большим физическим разрешением, которой требуется менять положение зеркал всего дважды. В обоих случаях данный процесс происходит с помощью оптического XPR-актуатора, но с разной скоростью.
Технология сдвига микрозеркал уже проверена временем и доказала свою эффективность, она даже имеет некоторые преимущества перед полноценными 4K-матрицами, а поэтому говорить о том, что разрешение у W1700 не настоящее, – в корне неверно.
Для W1700 инженеры воспользовались лампой мощностью 240 Вт, но световой поток по сравнению с ранее проверенным TK800 снизился до 2200 ANSI люмен. Объяснение этому лежит на поверхности – в модели применяется 6-сегментное цветовое RGBRGB-колесо, улучшающее возможности по тонкой настройке и конечному качеству цветопередачи и параллельно снижающее световой поток из-за отсутствия прозрачного (белого) сегмента.
Для покупателей, не рассчитывающих на плотную работу с проектором в дневное время без качественной светоизоляции помещения, такая максимальная яркость модели, без сомнения, достаточна. Тем же, кто предполагает использовать проектор в вышеобозначенных условиях, следует хорошенько подумать над покупкой TK800 с 3000 ANSI-люмен. C другой стороны, в качестве козыря у W1700 есть хорошо отработанная технология контурного усиления резкости (входит в комплекс CinemaMaster Video+), позволяющая в некоторой степени восстановить потерю контрастности картинки при просмотре в светлом помещении.
Дополнительно в этом ей способны помочь две функции: DCTI (цифровая коррекция смены цветов) повышает яркость контрастирующих участков, устраняя шумы, а DLTI (цифровая коррекция смены яркости) устраняет артефакты, возникающие при резкой смене освещённости. Таким образом, разница между моделями для простого потребителя может оказаться не столь существенной, но по качеству цветопередачи герой обзора будет точно впереди.
В BenQ W1700 используется уже знакомый нам по TK800 1,2-кратный зум-объектив, который состоит из 7 элементов высокого разрешения из низкодисперсного стекла, объединённых в 4 группы.
Возможность сдвига по вертикальной и горизонтальной осям не предусмотрена, но есть автоматическая электронная коррекция трапецеидальных искажений, правда, только по вертикали. Настройка фокуса и приближения выполняется вручную, для получения картинки с диагональю в 100 дюймов расстояние до рабочего полотна может составлять от 3,25 до 3,9 метров.
Модель удивляет заявленным сроком службы лампы — до 10 000 часов в режиме Smart Eco, до 15 000 в режиме LampSafe (его мы в меню, увы, не нашли) — и, конечно, поддержкой HDR10. Говоря о последнем, стоит понимать, что никаких физических возможностей для расширения динамического диапазона у W1700, как и у подавляющего большинства доступных (и не очень) моделей на рынке, попросту нет, но изменить картинку с помощью EOTF-гамма-коррекции проектор в состоянии, как при демонстрации контента с нативной поддержкой HDR, так и без неё – с помощью активации технологии вручную в настройках.
Правда, расширить цветовой охват этим никак не выйдет — он находится на уровне 96 % Rec.709 (на 4 % больше, чем у TK800), что далеко от того же DCI-P3 – минимума для современных стандартов HDR, не говоря уже о Rec.2020 (он же BT.2020).
Для W1700 заявлена точная заводская настройка (скрывается под названием «технология Cinematic Color») с отклонениями DeltaE<3 в пространстве Rec.709. Присутствует возможность проведения дополнительной калибровки по стандартам ISF, регулировки оттенка кожи и усиления насыщенности.
Проектор оснащён достаточным набором интерфейсов: D-Sub (VGA) соседствует с двумя HDMI 2.0 и 1.4 (без поддержки 4К), RS-232, USB Type-A c возможностью зарядки (до 1,5A) и одним выходом под 12-В триггеры (можно, к примеру, подключить моторизованный экран). Система управления выведена на верхнюю часть корпуса, а дублирует и расширяет её пульт беспроводного управления, оснащённый оранжевой подсветкой.
В модели имеется встроенная акустическая система, построенная на базе одного монодинамика мощностью 5 Вт вкупе с применяемой технологией CinemaMaster Audio+, позволяющей выбрать один из многих предустановленных режимов эквалайзера. Правда, на многое рассчитывать не стоит и лучше сразу обзавестись качественной Hi-Fi-системой.
⇡#Комплект поставки, внешний вид и особенности конструкции
Проектор BenQ W1700 поставляется в небольшой картонной коробке c качественной полиграфией. На ней можно найти пару фотографий модели, 11 пиктограмм, рассказывающих покупателю о главных технических особенностях устройства, и наклейку с серийным номером, датой (январь 2018 года) и местом производства (Китай).
Комплект поставки прост и включает в себя следующие элементы:
Про внешний вид проектора и его конструкцию ничего нового мы не расскажем. Корпус W1700 округлой формы с плавными переходами повторяет ранее рассмотренный TK800, за исключением пластиковой вставки с лицевой стороны, которая поменяла цвет с бирюзового на тёмно-серый.
Здесь же располагается оптический блок и один из двух ИК-приёмников (второй находится сверху). Тыльная часть изобилует сигнальными и служебными портами, полный список которых представлен в таблице с техническими характеристиками.
Для обеспечения сохранности устройства можно воспользоваться классическим замком Kensington и блокировкой клавиш управления на корпусе (защита от детей).
Охлаждение устройства производится при помощи двух вентиляторов типоразмера 80 × 80 мм (или 92 × 92 мм), расположенных с двух сторон корпуса. Один из них работает на вдув, другой на выдув и размещён под углом примерно в 45 градусов, а поэтому нагретый воздух выдувается не только вбок, но и вперёд.
Качество используемых материалов и сборки проектора W1700 не вызывает нареканий. Модель отличается минимальными и равномерными зазорами между элементами, отсутствием видимых дефектов покраски, не хрустит и не издаёт других звуков при нагреве и долгой работе.
Объектив смещён относительно центра к правой части, а передний блок линзы значительно углублён в корпус. Для его дополнительной защиты предусмотрена прикреплённая на верёвочку пластиковая крышка.
Для зумирования предусмотрен рычажок рядом с оптическим блоком. Фокусировка производится вращением непосредственного самого объектива. Коррекция трапециевидных искажений осуществляется электронным способом через соответствующие настройки в меню — либо с пульта, либо кнопками на самом проекторе.
На верхней плоскости проектора размещён блок управления с физическими клавишами без подсветки (с ней только одна кнопка — включения), частично дублирующий возможности пульта ДУ.
Присутствующие здесь же три светодиодных индикатора информируют о состоянии лампы, питании и перегреве системы. Любое мигание индикаторов или красный/оранжевый цвет свидетельствуют о наличии определённых проблем.
На нижней плоскости проектора расположены три регулируемые по высоте опорные ножки (одна из них с «быстрой» фиксацией положения), пара наклеек с различной информацией, а также специальные отверстия для фиксации проектора при потолочном монтаже.
Встроенный динамик довольно крупный и расположился на одной из боковых частей корпуса. Максимальная громкость нас приятно удивила, но о высоком качестве звучания, безусловно, говорить не приходится. А поскольку подобные проекторы приобретаются для домашнего использования, в частности для просмотра кино, то без покупки отдельной высококачественной акустики точно не обойтись.
⇡#Управление и возможности настройки
Управлять проектором можно с помощью как одиннадцати физических кнопок на корпусе устройства, так и отдельного пульта из комплекта поставки.
Пульт ДУ оснащён оранжевой подсветкой, обеспечивающей легкое управление даже при плохом освещении. Отдельно стоит отметить, что часть кнопок в связке с W1700 не работает (но их количество меньше, чем в случае с TK8000), поскольку пульт универсальный и рассчитан на широкий модельный ряд проекторов с разными возможностями.
Дизайн меню выполнен в стилистике большинства продуктов BenQ и абсолютно не отличается от того, что мы видели в предыдущих моделях проекторов компании. В нём представлено 6 разделов, а многие пункты каждого из них, на фоне ранее проверенных нами проекторов, заняли новые места.
В первом разделе можно найти такие параметры управления, как предустановленные режимы цветопередачи, яркость, контраст, цвет, тон, резкость, мощность лампы (три возможных варианта), сброс текущего режима изображения.
Присутствует возможность выставить цветовую температуру (несколько предустановок и ручной режим), произвести гамма-коррекцию (режимы гаммы), включить функцию Brilliant Color (без плавной регулировки), активировать подавление шума, увеличить цветовую насыщенность и резкость картинки. Для W1700 доступна вкладка CinemaMaster, в которой запрятаны известные многим обладателям популярных моделей BenQ функции увеличения насыщенности и контурной резкости, изменения тона кожи, цифровая коррекция смены яркости и цветов.
В закладке «Управление цветом» предлагается возможность управления оттенком, усилением и насыщенностью для шести основных цветов. Но пригодится это только для настоящих профессионалов по калибровке и настройке, найти которых крайне сложно (а их услуги обычно очень дороги).
При активации HDR подраздел с дополнительными настройками слегка меняет свой вид, открывается один дополнительный раздел с режимами цветовой гаммы (по большой части это фикция, проектор способен предложить только Rec.709), а первый меняется на настройку яркости для HDR-контента.
Изменение положения картинки (при аналоговом сигнале), а также настройка нерабочей области происходит во втором разделе меню. Параметры настройки 3D выделены в особую закладку. При выводе контента предлагается выбрать режим стереоизображения. Здесь же находится раздел с выбором типа воспроизводимого контента (SDR, HDR или автоматический выбор).
Выбрать формат (соотношение сторон) и тестовый образец для настройки, определить положение проектора, активировать 12-В триггер и режим большой высоты предлагается в третьем разделе.
Раздел «Настройки системы: Основные» позволяет выбрать язык локализации, цвет фона при отсутствии сигнала, начальный экран (заставка или однотонный фон) и время до автоматического отключения в отсутствие сигнала. Можно настроить положение и внешний вид меню, переименовать источники изображения и отключить их автоматический поиск. Здесь же находятся настройки встроенной звуковой системы.
Продолжением меню является раздел с дополнительными системными настройками. Он обеспечивает доступ к статистике работы лампы в разных режимах и настройке HDMI-подключения. Можно заблокировать кнопки, активировать режим быстрого охлаждения, отключить системные индикаторы состояния, сбросить все настройки и перейти к ISF-калибровке.
В последней вкладке — «Информация» — пользователь может узнать о том, какой в данный момент используется источник сигнала, режим изображения, каковы рабочее разрешение и частота вертикальной развёртки, какая выбрана система цвета, формат 3D, сколько времени проработала лампа (во всех режимах вместе) и какая установлена версия встроенного ПО.
Для начала коррекции трапециевидных искажений достаточно нажать кнопку «Вверх» или «Вниз», после чего на экран выведется соответствующее меню настройки.
C пульта дистанционного управления пользователь может получить быстрый доступ к настройкам яркости (больше влияют на гамму), контрастности, резкости картинки, настройкам цветовой температуры (в максимальной точке насыщения) за счёт усиления/смещения RGB-сигнала и тонкой настройке RGB по оттенку, усилению и насыщенности.
⇡#Общие впечатления и качество картинки
Теперь перейдём к практическому изучению героя обзора. По своей схемотехнике W1700, c большой долей вероятности, минимально отличается от проверенного нами ранее TK800. Разница исключительно в используемых цветовых колесах и программных технологиях/функциях, которых у первого значительно больше, благодаря чему и достигается разница в картинке.
Для первоначального вывода картинки, как и на многих других моделях бренда, проектору требуется около одной минуты на «прогрев». После нескольких часов работы для полного выключения системы проектору понадобится от 30 секунд и более – в зависимости от того, активирована ли функция «Быстрое охлаждение».
Шум от системы охлаждения проектора оказался средним и не вызывающим дискомфорт. К большому удивлению, явной разницы в уровне шума между режимами «Обычный», «Экономичный» и SmartEco спустя час работы W1700 мы не услышали. Сложилось впечатление, что скорость вентиляторов не снижается вовсе и всегда постоянна. Это и хорошо, и не очень.
Проецируемое моделью BenQ W1700 изображение отличается высокой чёткостью и детализацией, особенно при выводе 4К-контента. Нет проблем с градиентами, а равномерность яркости на поле вполне ожидаемая и находится на среднем уровне.
Эффект радуги за счёт большой скорости вращения RGBRGB-колеса для большинства потребителей останется незаметным, а те, кто знают, о чём идёт речь, – всё равно найдут его на любом DLP-проекторе, даже если все вокруг его не замечают.
Как и у всех моделей с новым 4K DLP-чипом от Texas Instruments, у W1700 следует отметить хорошо заметную тёмно-серую кайму, занимающую площадь примерно в 5 % от рабочей зоны экрана (довольно ощутимая величина, если диагональ экрана от 100 дюймов и больше). Она появилась из-за того, что на самом деле реальное физическое (!) разрешение используемой DLP-матрицы несколько выше стандарта Full HD и составляет 2048 × 1200. Нерабочая зона остаётся видна при выводе изображения с любым соотношением сторон. Единственный возможный вариант победить её – использовать рабочее полотно с широкой чёрной окантовкой или просто серый фон. В противном случае периодически ваши глаза всё равно будут «спотыкаться» о тёмно-серые поля по контору изображения, которые, к слову, дополнительно обрамляет ещё и тёмно-оранжевый кант небольшой толщины.
При отключении технологии Brilliant Color, которая активирована по умолчанию и не поддаётся плавной регулировке (как это было на многих других проекторах BenQ), визуально падает контрастность, происходит резкая потеря яркости картинки, а единственным положительным моментом подобного шага в настройке можно признать улучшение цветового баланса – цветовая яркость будет сопоставима с белым цветом, а поэтому не возникнет эффекта снижения цветовой насыщенности.
Очень наглядно «отрабатывают свой хлеб» функции в разделе CinemaMaster, свойственные многим FHD-проекторам BenQ — это то, чем не смог похвастаться TK800. Усилить контурную резкость можно с помощью Pixel Enhancer 4K – работает эффективно, а регулировка плавная. Эта опция не только позволит добавить резкости низкокачественному изображению, но и усилит визуальную контрастность, особенно при работе проектора в не самых подходящих условиях для просмотра.
Насытить картинку красками поможет опция Color Enhancer, а поменять телесный оттенок (сделать кожу более загорелой, смуглой) предлагается опцией с соответствующим названием. Что же касается работы DCTI и DLTI, то на статичных изображениях разницу невозможно заметить, а вот в динамике разница есть, пускай и совсем небольшая.
С поддержкой технологии HDR у W1700 дела обстоят не лучше, чем у подавляющего большинства решений в этом сегменте рынка (не говоря уже про более доступные модели).
Как нами было отмечено ранее, на реальное расширение динамического диапазона в случае с подобными проекторами рассчитывать не стоит. При выводе HDR-контента вы получите картинку, прошедшую через EOTF-гамма-коррекцию, которая заметно увеличивает контрастность изображения. Кроме того, в силу своих возможностей проектор увеличивает цветовую насыщенность за счёт сдвига большинства оттенков на CIE-пространстве, пытаясь хотя бы на немного эмитировать пространства DCI-P3 и BT.2020. Оба способа известны и действенны. Пользователь получает желаемый визуальный эффект (пускай и не в полном объёме), а производитель, получается, выполняет свои обязательства.
В случае с W1700 работа HDR (как в автоматическом режиме для HDR-роликов, так и в ручном HDR для статичных изображений и видео без HDR-метаданных) оказалась резковатой. Многие оттенки просто выжигаются, а некоторые цвета предстают перед пользователем совсем другими – не характерными для того или иного объекта в кадре. Пропадают светлые оттенки – они сливаются в один сплошной белый, а глубокие тени остаются неразличимыми. На некоторых сценах, абсолютно точно, эффект можно отнести к отрицательным.
Заводские установки проектора (режим Cinema), несмотря на заявленную заводскую настройку, – не самое точное, что мы видели, но, пожалуй, лучшее, что есть у модели. В этой ситуации у проектора наблюдаются проблемы с различимостью глубоких теней и светов. Чтобы добиться желаемого результата, нам понадобилось увеличить значение яркости до 60 %, а контрастность снизить до 20 %. В остальном же мы оставили всё по умолчанию и были полностью удовлетворены полученной картинкой.
У W1700 нет специального режима Football, но остался Sport. По сравнению с заводской настройкой в нём изменена цветовая температура и усилена контрастность. Большого смысла в этом пресете мы не увидели, но это не значит, что его нет.
А чтобы произвести глубокую настройку, следует воспользоваться установками User 1 и User 2, в которых открывается доступ ко многим рабочим параметрам проектора, закрытым для регулировки в заводских пресетах. Тут вы можете создать своё видение режима Cinema или накрутить картинку так, чтобы она приблизилась к Vivid TV или Bright, но с другими настройками цветовой температуры и контрастностью. Здесь же открывается доступ к высокоточной калибровке по стандарту ISF, но делать это должен инженер с соответствующим оборудованием и подтверждённой квалификацией.
Проектор BenQ W1700 является универсальным 4K-решением, в которое производитель вложил лучшие технические и программные наработки, доказавшие свою состоятельность на самых популярных Full HD-моделях бренда. Ничего лишнего, только самое необходимое.
Теперь, располагая суммой порядка 120 тысяч рублей, выделенных на покупку проектора, покупатель не будет стоять перед не самым простым выбором: приобрести максимально продвинутое FHD-решение, с мощным зумом и лампой подсветки, оптическим сдвигом по двум осям, выполненным на физическом уровне, и с различными улучшателями картинки, либо рассмотреть W1700 и ему подобные модели. Второй вариант, очевидно, подходит тем, у кого нет проблем с установкой проектора непосредственно напротив экрана (или стены) для проекции, а желание всегда быть «на коне» берёт вверх.
Рассмотренная модель в ближайший год поможет компании BenQ доказать правильность выбранного курса развития на рынке проекционного оборудования. Со временем уже начавшаяся в сегменте 4К-проекторов ценовая война заставит производителей снижать цены, и вполне возможно, что W1700 повторит судьбу своих популярных собратьев в линейке BenQ – станет таким же популярным.
Купив W1700 и заранее позаботившись о контенте в высоком разрешении, можно сразу забыть об низкой чёткости картинки и наслаждаться высокой детализацией на экране любой величины. По сравнению с FHD-предшественниками разница в картинке хорошо заметна, а благодаря большому количеству параметров настройки каждый покупатель сможет довести изображение до своего идеала. Удачи в выборе!