21 марта 2019 года войдет в историю. На GDC 2019 компания Google представила свое видение будущего развлекательной индустрии. Имя ему — Stadia. По мнению интернет-гиганта, будущее это заключается в стриминге. Хотя не он первый об этом подумал.
Пытались ведь многие. Взять хотя бы Gaikai. На GDC 2009 Дэвид Перри (David Perry) заявил, что будущее за облачными вычислениями, а физическое распространение контента умрет быстрее, чем мы думаем. Предсказание не сбылось по сей день. Несмотря на все уверения, что интернет уже достаточно развит, платформа не «взлетела»: далеко не каждый разработчик/издатель был готов отдать свое детище в облако, а задержка даже при хорошем качестве соединения оставляла желать лучшего. Комфорт и простота игры на ПК и консолях для облака были недосягаемы. Однако Gaikai не канула в небытие, а была выкуплена Sony и стала основой для PlayStation Now, которая работает и по сей день. К сожалению, не в России.
Но снова вернемся в прошлое. В 2009 году, одновременно с Gaikai, на той же GDC анонсировали OnLive. Помимо собственно сервиса, разработчики предлагали и миниатюрную приставку, благодаря которой в принципе отпадала необходимость в наличии ПК. Судьба платформы аналогична судьбе Gaikai — ее купила Sony. Но если последняя переродилась в Playstation Now, то OnLive просто тихо закрылась. Забегая вперед, замечу, что некоторые ее идеи вернулись в Stadia: режим «картинка в картинке» или записи интересных моментов, которые тут же можно опубликовать.
И это не говоря уже о претендентах поменьше, например об отечественной Playkey. Хотя тут, понятно, ни о каких революционных технологиях и всемирном охвате речи не идет — масштабы не те. Оригинальное видение предлагает израильская Playcast, использующая для передачи данных не интернет, а сети кабельного телевидения. К сожалению, о ней с трудом можно найти какую-то информацию, кроме того, что она жива.
В начале десятилетия именно OnLive и Gaikai двигали вперед облачные игровые решения. Это была ухабистая дорога, на которой красивые обещания столкнулись с техническими ограничениями и качеством подключения у конечных пользователей. Однако первые сервисы сделали главное — показали, что подобное вообще возможно. Надо только подождать развития Всемирной сети и игрока покрупнее.
Зубр масштаба Google взялся за тему впервые. И именно благодаря огромным ресурсам и технической инфраструктуре, охватывающей весь мир, у Stadia может получиться то, что не получилось у предшественников. Тысячи дата-центров с миллионами серверов — если Google не сможет воплотить игру в облаке в реальность, то кто?
Но если она сможет, то это, безусловно, перевернет наше представление о том, как мы потребляем игры. В первую очередь, конечно, еще сильнее сократится время доставки продукта до нас с вами. Современные проекты занимают немало места на жестком диске — размеру в полсотни гигабайт уже не удивляешься. Всю свою библиотеку на своем накопителе не уместить, а пока скачаешь нужную игру, пройдет несколько часов. И даже если вы купили диск, никуда не деться от патчей первого дня, тоже отнюдь не маленьких. Stadia решает обе проблемы: увидел игру — нажал «Играть» — и вперед. У пользователя всегда есть доступ к самой актуальной версии, было бы интернет-подключение.
Но Google хочет пойти дальше быстрого доступа к игре. В первую очередь невероятные возможности открываются в плане мультиплеера. Облако — это место для объединения сотен и тысяч людей. Согласитесь, интересная мысль для королевских битв. На карте масштаба какой-нибудь большой MMORPG и с тысячами пользователей можно устроить незабываемые сражения. Сейчас подобный размах может обеспечить лишь EVE Online, но тамошние колоссальные битвы тысяч кораблей из-за высокой вычислительной нагрузки превращаются чуть ли не в пошаговые сражения.
Поэтому для каждого пользователя Stadia на «той стороне» будет выделена как минимум одна машина с вычислительной способностью более 10 Тфлопс — в полтора раза мощнее Xbox One X. Именно «как минимум» — для обработки сложных визуальных сцен или имитации продвинутой физической модели в работу могут включиться дополнительные станции. Google обещает, что технические характеристики пользовательских систем перестанут быть барьером для разработчиков.
Stadia много внимания уделяет создателям — как игр, так и околоигрового контента. Один из инструментов позволяет, например, парой кликов применить к созданной геометрии выбранный художественный стиль. Искусственный интеллект на базе машинного обучения тут же разукрасит ваш мир, основываясь на загруженной картинке. Магия! Удивительные возможности ждут любителей стримить игру. Stadia позволит по нажатию кнопки передать управление одному из зрителей, подключить его к своей игре или поделиться «слепком» игрового момента, который другие пользователи смогут не просто посмотреть, а запустить и пройти самостоятельно. Таких «или» намечается немало.
Звучит фантастично, но на то она и первоначальная презентация — Google обрисовала безграничные возможности с колоссальным заделом на будущее. И придет это будущее не когда-нибудь, а уже в этом году. Презентация настолько удивила, что некоторые закономерные вопросы даже вылетели из головы. Однако, охладив пыл, уже можно подумать и о потенциальных трудностях, которые как-то придется преодолевать.
Самый очевидный вопрос: какое качество соединения необходимо? Речь не только и не столько про скорость, сколько про стабильность. Игра — это не готовое видео, буферизация при загрузке тут не поможет. Отклик должен стремиться к мгновенному, и любые перебои или артефакты потока тут же испортят впечатление. Digital Foundry протестировала текущую версию Stadia в Assassin’s Creed Odyssey через подключение по Wi-Fi, и стабильный показатель отклика колебался в районе 166 мс. Для сингловой игры, даже динамичной, —нормально, но вот для соревновательных мультиплеерных проектов это едва ли приемлемо.
А обладатели тарифов с лимитированным трафиком вообще могут сразу проходить мимо. Да, Stadia обещает вывод вплоть до 4К при 60 кадрах/с, но в таком режиме часовое потребление трафика составляет 20 Гбайт! Пока одолеешь босса в Dark Souls, половину месячного резерва потратишь. Проблема кажется надуманной только с высоты дешевого безлимитного интернета в России — на Западе, куда Google в первую очередь целится со своей платформой, стоимость доступа заметно выше, а лимитированные тарифы гораздо более распространены.
Кстати, о ценах — что с оплатой? На этот вопрос компания ответит позже, но, вероятно, это будет несколько вариантов подписки с разным уровнем доступа: чем лучше ты хочешь качество, тем больше мощностей на тебя потратит Google, тем выше окажется цена. Если фантазировать, то интересно выглядел бы конструктор: хочу 1080p и 60 кадров в секунду, да не больше 50 часов в месяц, — индивидуальный подход к каждому! Интересно, будет ли бесплатный режим? Наслаждаешься кровавым угаром в DOOM Eternal, и вдруг прямо посреди действия включается десятисекундная реклама кошачьего корма. А-А-А-А-А, RIP AND TEAR!
И не отобьют ли невиданные мощности всякое желание оптимизировать код? Разработчики и так несколько «разбалованы»: актуальные проекты, выдающие такую же картинку, как игры пятилетней давности, могут требовать вдвое более мощное железо. Рынок полон видеокарт и быстрой памяти, которые потянут, так зачем напрягаться?
Чуть выше я не зря написал, что мы будем «потреблять игры». С доступностью в один клик иначе это не назовешь. А как же те самые ламповые ритуалы? Когда пришел домой с заветной коробочкой, вставил диск в привод, замер в предвкушении — ну вы меня поняли. С переходом от коробок к цифровым магазинам часть этого милого сердцу священнодействия уже отвалилась, а при переходе к облаку хрупкая иллюзия того, что мы владеем купленными играми, окончательно разрушится. Любые проблемы с подключением — и мы тут же лишаемся всей нашей библиотеки. Да она и не наша уже, кого мы тут обманываем.
Когда-то игры не воспринимались всерьез, но одновременно с этим сообщество геймеров было сродни закрытому клубу, междусобойчику для своих. Со временем барьер размывался все сильнее, а Stadia окончательно снесет его обломки. Да, я прекрасно понимаю, что это напоминает старческое брюзжание человека, для которого знакомство с играми началось с картриджей для Dendy и установки Commander Keen и Doom с пачки дискет. Но куда деваться — возраст.
Будущее прекрасно тем, что оно наступит когда-то, а пока можно пожить привычной жизнью. Но только в случае со Stadia это будет не «когда-то», а уже сейчас, в этом году. Google однозначно встряхнет рынок, и это одновременно и воодушевляет, и пугает.
Впрочем, такая объемная и неповоротливая машина, как современная игровая индустрия, не сменит курс мгновенно. Консоли в своем классическом виде проживут как минимум еще одно поколение, игровые ПК все так же будут собирать, а значит, и сами игры будут создаваться с прицелом на стационарные системы. Уж кто только не «убивал» традиционные платформы за все время их существования, а они и ныне живее всех живых!
А это значит, что невероятные мощности и сетевые возможности Stadia на первых порах задействуют вполсилы. Весь потенциал платформы раскроют эксклюзивы, которые готовит новое игровое подразделение Google — Stadia Games and Entertainment.
* * *
Как бы то ни было, мы живем в интересное время. Впервые за долгие годы не получается с уверенностью предсказать, что будет дальше. Такой революции рынок не видел, наверное, со времен самого первого поколения консолей. Даже без погружения в технические подробности, на поверхностном уровне, Stadia кажется колоссальным явлением. Посмотрим, что принесет это явление.