Игровая видеокарта GeForce RTX 2060 вышла в самом начале 2019 года, и уже тогда было ясно, что при всех преимуществах этого графического адаптера у него есть один весьма весомый недостаток — наличие всего 6 Гбайт видеопамяти. Чуть позже, в статье «Сколько видеопамяти необходимо современным играм», мы наглядно показали, что такой набор VRAM действительно ограничивает потенциал весьма производительного GPU. Будто бы осознавая собственную ошибку, NVIDIA уже этим летом представила SUPER-версию этого ускорителя. Теперь обновленная GeForce RTX 2060 имеет тот объем памяти, который уместно иметь в 2019 году. Не стоит забывать и про более производительный графический процессор TU106. В общем, давайте на примере GIGABYTE GeForce RTX 2060 SUPER GAMING OC 8G посмотрим, насколько GeForce RTX 2060 Super оказывается лучше обычной GeForce RTX 2060.
⇡#Технические характеристики и особенности конструкции
На момент написания статьи на официальном сайте компании GIGABYTE я нашел сразу шесть модификаций GeForce RTX 2060 SUPER. Модель GeForce RTX 2060 SUPER GAMING OC 8G, о которой пойдет речь далее, по своим характеристикам и особенностям располагается где-то посередине между такими версиями, как GeForce RTX 2060 SUPER WINDFORCE 8G и AORUS GeForce RTX 2060 SUPER 8G. Основные характеристики героя сегодняшнего обзора указаны в таблице в сравнении с показателями референсной версии GeForce RTX 2060 SUPER.
NVIDIA GeForce RTX 2060 SUPER Founders Edition (референс) | GIGABYTE GeForce RTX 2060 SUPER GAMING OC 8G (GV-N206SGAMING OC-8GC) | |
Графический процессор | ||
Название | TU106 | TU106 |
Микроархитектура | Turing | Turing |
Техпроцесс, нм | 12 нм FFN | 12 нм FFN |
Число транзисторов, млн | 10800 | 10800 |
Тактовая Boost-частота, МГц | 1650 | 1815 |
Число шейдерных ALU | 2176 | 2176 |
Число блоков наложения текстур | 136 | 136 |
Число ROP | 64 | 64 |
Оперативная память | ||
Разрядность шины, бит | 256 | 256 |
Тип микросхем | GDDR6 SDRAM | GDDR6 SDRAM |
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) | 1750 (14000) | 1750 (14000) |
Шина ввода/вывода | PCI Express 3.0 x16 | PCI Express 3.0 x16 |
Объем, Мбайт | 8192 | 8192 |
Производительность | ||
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) | 7181 | 7899 |
Производительность FP32/FP64 | 1/32 | 1/32 |
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с | 448 | 448 |
Вывод изображения | ||
Интерфейсы вывода изображения | DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b | DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b |
TDP, Вт | 175 | 175 |
Розничная цена, руб. | 33 000 | 32 000 |
Подробно про возможности архитектуры Turing вы можете прочитать в нашем большом теоретическом обзоре. При сравнении характеристик версий Founders Edition и нашего сегодняшнего подопытного сразу же бросается в глаза, что модель GIGABYTE обладает более высокой Boost-частотой в 1815 МГц — это на 165 МГц больше, чем у эталонной модели NVIDIA. На это намекает и аббревиатура OC в названии устройства.
В комплекте с GIGABYTE GeForce RTX 2060 SUPER GAMING OC 8G не нашлось ничего необычного: бумажная документация да диск с драйверами и сопутствующим ПО.
Если вы читали обзор GIGABYTE GeForce GTX 1660 Ti GAMING OC, то найдете много общего между этой моделью и героем сегодняшнего тестирования. А всё потому, что в обоих устройствах используется трехвентиляторный кулер WINDFORCE 3X. Диаметр каждой крыльчатки составляет 80 мм, и на фото выше хорошо видно, что лопасти центрального вентилятора направлены в противоположную сторону, по часовой стрелке. Левый и правый нагнетатели вращаются, соответственно, против часовой стрелки. Такая технология получила название Alternate Spinning, и, по данным GIGABYTE, она позволяет избавиться от турбулентных потоков, которые снижают КПД системы охлаждения. К сожалению, конкретных цифр на официальном сайте компании не приводится.
На каждой лопасти вентилятора есть четыре «засечки» — наличие таких ребер, опять же по словам производителя, помогает нарастить давление воздушного потока.
Длина GIGABYTE GeForce RTX 2060 SUPER GAMING OC 8G составляет 280 мм — показатель далеко не рекордный, а потому ускоритель поместится практически в любом Tower-корпусе. При этом устройство занимает всего два слота расширения. А еще ширина тестового образца не превышает 12 см — этот параметр тоже критичен для некоторых сборок ПК, в основном для компактных системных блоков.
Надпись GIGABYTE, расположенная на торце кулера, оснащена RGB-подсветкой — всего в ее арсенале 16,7 млн цветов. Видеокарта поддерживает функцию RGB Fusion 2.0, она имеет пять режимов подсветки, настраиваемых в одноименном ПО. Естественно, есть возможность синхронизировать подсветку с другими устройствами семейства AORUS/GIGABYTE.
Отмечу, что рядом с 6- и 8-контактными коннекторами питания расположены два индикатора. Если они светятся непрерывно — значит, к разъемам не подключен кабель питания. Если они мигают — наблюдаются проблемы с питанием устройства. Наконец, если свечение индикаторов отсутствует — это значит, что устройство работает в штатном режиме, всё нормально.
Внешняя сторона печатной платы акселератора накрыта металлическим бекплейтом. Он выполняет три функции: защищает элементы устройства от ударов и сколов, увеличивает жесткость конструкции, не позволяя видеокарте прогибаться под собственной тяжестью, ну и дополнительно охлаждает элементы платы, так как пластина соприкасается с PCB через термопрокладки.
Что касается панели ввода/вывода, то на решетке располагаются сразу три DisplayPort-выхода версии 1.4, а также один HDMI 2.0b и USB 3.1 Gen1 C-типа, поддерживающий функцию VirtualLink. Большую часть задней панели занимает перфорация.
Видеокарта разбирается достаточно просто: для этого необходимо открутить четыре винта c пружинами, притягивающие радиатор к GPU, а также снять еще три винта, которыми кулер крепится к полевым транзисторам устройства. Продолжая рассказ о WINDFORCE 3X, отмечу, что в основе системы охлаждения лежат четыре теплотрубки. Используется технология прямого контакта. Медные элементы подогнаны так, чтобы GPU целиком был накрыт теплотрубками. И все же в самом центре наблюдается небольшая щель — полагаю, она несколько снизит КПД системы охлаждения.
За отвод тепла от чипов памяти и элементов конвертера питания отвечает отдельная алюминиевая пластина.
Подсистема питания GIGABYTE GeForce RTX 2060 SUPER GAMING OC 8G работает по схеме 6+2, где шесть каналов обеспечивают стабильную работу GPU. Остальные две фазы необходимы чипам VRAM. Как мы знаем, версия Founder Edition работает по такой же схеме, а вот менее качественные модификации GeForce RTX 2060 SUPER могут иметь всего пять фаз для GPU. В то же время видно, что VRM-зона героя обзора имеет некоторые «прорехи» — видимо, эта же печатная плата используется и в других, более мощных 3D-ускорителях GIGABYTE.
В GeForce RTX 2060 SUPER GAMING OC 8G установлены микросхемы GDDR6-памяти производства компании Micron.
⇡#Методика тестирования и стенд
Конфигурация тестового стенда | |
CPU | Intel Core i9-9900K, 8 ядер и 16 потоков, 3,6 (5,0) ГГц |
Материнская плата | ASUS ROG STRIX Z390-E GAMING |
Оперативная память | G.Skill Trident Z F4-3200C14D-32GTZ, DDR4-3200, 2 × 16 Гбайт |
Накопитель | Samsung 970 EVO |
Блок питания | Corsair AX1500i, 1500 Вт |
Система охлаждения CPU | NZXT Kraken X62 |
Корпус | Открытый стенд |
Монитор | NEC EA244UHD |
Операционная система | Windows 10 Pro x64 |
ПО для видеокарт | |
NVIDIA | GeForce Game Ready Driver 431.60 |
Потенциал графического процессора TU106 хорошо известен. В основном GeForce RTX 2060 SUPER используют для игр в разрешениях Full HD и WQHD. В статье «Обзор видеокарт NVIDIA GeForce RTX 2060 SUPER и GeForce RTX 2070 SUPER» рассмотрен уровень быстродействия этой видеокарты в сравнении с большим количеством других современных ускорителей. Ну а в этом материале мы изучим возможности исключительно GIGABYTE GeForce RTX 2060 SUPER GAMING OC 8G, сравнив ее с моделью GeForce RTX 2060 Founders Edition.
Игры | ||||
Название | Качество графики | Сглаживание для Full HD и WQHD | Сглаживание для Ultra HD | API |
The Witcher III: Wild Hunt, Новиград и окрестности | Конфигурация — «Запредельное», NVIDIA HairWorks — макс., постобработка — макс., HBAO+ | АА | АА | DirectX 11 |
GTA V, черта города | Макс. качество графики, дополнительные настройки качества — вкл., масштаб разрешения изображения — выкл., 16 × AF | FXAA + 4 × MSAA | Без сглаживания | |
Fallout 4, округ Содружества | Максимальное качество | TAA | TAA | |
FarCry 5, начало игры, отрезок до падения машины с моста | Конфигурация — «Максимум», HD-текстуры — вкл. | TAA | TAA | |
FarCry New Dawn, встроенный бенчмарк | Конфигурация — «Максимум», HD-текстуры — вкл. | TAA | TAA | |
Assassin's Creed Odyssey, остров Кефалиния | Конфигурация — «Самое высокое» | Высокое | Без сглаживания | |
Watch_Dogs 2, Сан-Франциско и окрестности | Для Full HD и WQHD: конфигурация — «Ультра», HBAO+, тень от объектов в свете фар — 4 машины, HD-текстуры — вкл. Для Ultra HD: всё то же самое, но текстуры — "Среднее", тени — "Среднее" |
Временная фильтрация MSAA × 2, SMAA | Без сглаживания | |
HITMAN 2, миссия «Финишная черта» | Для Full HD и WQHD: максимальное качество Для Ultra HD: всё то же самое, но тени и текстуры — "Нормально" |
SSAA × 1,5 | SSAA × 1 | |
Shadow of the Tomb Raider, встроенный бенчмарк | Для Full HD и WQHD: максимальное качество, но без DXR Для Ultra HD: всё то же самое, но тени и текстуры — "Среднее" |
SMAAT4x | Без сглаживания | DirectX 12 |
Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» | Для Full HD и WQHD: максимальное качество Для Ultra HD: всё то же самое, но тени и текстуры — "Среднее" |
MSSA × 2 | Без сглаживания | |
Battlefield V, миссия «Последний тигр» | Конфигурация — «Ультра», DXR — выкл. | TAA High | TAA High | |
Metro Exodus, встроенный бенчмарк | Для Full HD и WQHD: пресет бенчмарка — «Ультра» Для Ultra HD: пресет бенчмарка — «Нормально» |
TAA | TAA |
Производительность в играх определялась с помощью хорошо известной программы FRAPS. Она позволяет получить время рендеринга каждого кадра. Затем при помощи утилиты FRAFS Bench Viewer рассчитывался не только средний FPS, но и 99-й процентиль. Использование 99-го процентиля вместо показателей минимального количества кадров в секунду обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.
Во время тестирования GIGABYTE GeForce RTX 2060 SUPER GAMING OC 8G была дополнительно разогнана до стабильных частот по ядру и памяти.
⇡#Эффективность системы охлаждения, уровень шума, потребление энергии и разгон
Вентиляторы GIGABYTE GeForce RTX 2060 SUPER GAMING OC 8G вращаются только в момент, когда температура ГП достигает отметки в 60 градусов Цельсия и выше. Частота вращения не скачет, а меняется плавно — без резкого, неприятного и заметного уху увеличения уровня шума. Затем крыльчатки кулера WINDFORCE 3X набирают обороты — в режиме по умолчанию через несколько минут они достигают 68 % от максимально возможной частоты. С расстояния в 30 сантиметров шумомер зафиксировал 38,6 дБА — видеокарту с такого расстояния на открытом тестовом стенде слышно хорошо, но назвать ее работу громкой нельзя. Если вдруг GIGABYTE GeForce RTX 2060 SUPER GAMING OC 8G окажется самым шумным компонентом системы, то в хорошем корпусе компьютер будет издавать даже меньше шума, чем обозначенные ранее 38,6 дБА. В таком режиме функционирования система видеокарты не позволяет GPU нагреваться выше 73 градусов Цельсия.
При этом я считаю, что характеристики видеокарты, работающей в режиме по умолчанию, подобраны хорошо. Так, мы можем в любой программе по разгону видеокарты увеличить частоту вращения вентиляторов до 75 % — уровень шума поднимется до все еще комфортного показателя в 40 дБ, при этом до 71 градуса Цельсия уменьшится температура GPU. Если же включить обороты вентиляторов на максимум, то уровень шума увеличится до 47,7 дБ, а температура GPU при этом снизится до 61 градуса Цельсия.
В играх частота GPU тестовой модели меняется в диапазоне от 1875 до 1950 МГц — мы вновь видим, что видеокарты NVIDIA работают на более высоких частотах, чем указано в технических характеристиках. При ручной настройке видеокарта разогналась до вполне типичной для TU106 Boost-частоты — 1913 МГц. Благодаря технологии GPU Boost 4.0 реальная частота графического чипа стабильно держалась выше 2000 МГц, в играх она менялась в пределах от 2025 до 2085 МГц. Память Samsung тоже разогналась до стандартного показателя — 1979 (15832) МГц. Для достижения стабильности потребовалось увеличить в MSI Afterburner лимит мощности на 30 %. В режиме разгона под нагрузкой вентиляторы кулера раскручиваются уже до ~2400 об/мин, что приводит к увеличению уровня шума до 39,4 дБ. Максимальная температура GPU составила 75 градусов Цельсия. Уровень потребления электроэнергии тестового стенда тоже увеличился: с 260 до 305 Вт, если говорить о пиковых показателях, достигнутых в игре «Ведьмак-3: Дикая охота».
3DMark, Graphics score, баллы | |||
1815/1750 МГц | 1913/1979 МГц | Прирост, % | |
Time Spy | 8888 | 9618 | 8 |
В 3DMark Time Spy такой разгон привел к увеличению количества баллов в среднем на 8 %. В играх, о которых мы поговорим далее, наблюдается схожая ситуация.
Во всех моих статьях, в которых затрагивался уровень производительности видеокарты GeForce RTX 2060, говорилось о том, что чип TU106 очень хорошо проявляет себя в современных играх. Если говорить коротко, то быстродействия этого GPU достаточно для того, чтобы играть в любые ААА-проекты в разрешениях Full HD и WQHD с использованием максимального качества графики. Как вы сами понимаете, GeForce RTX 2060 SUPER оказывается еще быстрее. В нашем подробном обзоре версий Founders Edition разница в FPS между этими моделями оставляет 3-30 %. Такой большой разбег обуславливается именно нехваткой видеопамяти, наблюдаемой у GeForce RTX 2060 в ряде приложений даже в разрешении Full HD.
Например, в «Ведьмаке», в котором обе протестированные видеокарты чувствуют себя очень даже комфортно, разница между SUPER-версией и обычной GeForce RTX 2060 составляет 11 % в разрешении Full HD. Однако в Deus Ex: Mankind Divided и Shadow of the Tomb Raider 8-гигабайтная версия опережает 6-гигабайтную уже на 20 %.
Если же сравнивать видеокарты по минимальному FPS, то в этом случае разница между ними в ряде игр достигает кратного значения. Все дело в том, что в некоторых программах нехватка видеопамяти проявляет себя хаотично — на экране дисплея наблюдаются весьма заметные и неприятные рывки. В целом недостаток VRAM в явном виде ощущается в таких приложениях, как Watch Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided, Shadow of the Tomb Raider, HITMAN 2 и Far Cry 5, — почти в половине из протестированных игр! При выбранных мною настройках качества графики на 85-95 % видеопамять GeForce RTX 2060 загружена в Fallout 4, Battlefield V, Far Cry New Dawn и Assassin’s Creed Odyssey. Это означает, что в этих играх, возможно, на других уровнях вы также столкнетесь с нехваткой VRAM, а следовательно, будете иметь дело с падением FPS. И я вновь призываю вас посмотреть на средний фреймрейт GeForce RTX 2060 — он очень хорош в разрешении Full HD, чего нельзя сказать о минимальном FPS.
В некоторых играх нехватка видеопамяти у GeForce RTX 2060 проявляется в виде заметных глазу "тормозов". В других играх картинка наблюдается довольно плавная, но минимальный FPS все равно проседает достаточно сильно. Например, в Far Cry 5 разница в минимальной кадровой частоте между тестовыми образцами достигает 83 %! Схожую картину можно увидеть, включив встроенный бенчмарк Shadow of the Tomb Raider, — в этой игре минимальный FPS 8-гигабайтной GeForce RTX 2060 оказывается выше на 35 %.
Именно наличие у GIGABYTE GeForce RTX 2060 SUPER GAMING OC 8G дополнительных 2 Гбайт VRAM позволяет избежать всех этих проблем, связанных с нехваткой видеопамяти.
Однако будет неправильно не признать и заметное увеличение производительности самого GPU. SUPER-версия GeForce RTX 2060 стала заметно быстрее, и в ряде случаев видеокарта догоняет даже модель GeForce RTX 2070, которую, как известно, сняли с производства. Быстродействия новинки иногда оказывается достаточно даже для того, чтобы поиграть в разрешении Ultra HD.
В некоторых играх я специально использовал максимальные установки качества графики, но для тестов в 4K отключил сглаживание и снизил качество теней и текстур до значения «Среднее». Во-первых, такой подход наглядно показывает разницу между GeForce RTX 2060 и GeForce RTX 2060 SUPER в разрешении Ultra HD, так как именно тени и текстуры «отъедают» большую часть видеопамяти. Мы видим, что TU106, используемый в 8-гигабайтной версии, оказывается заметно быстрее. Есть игры, в которых GeForce RTX 2060 SUPER демонстрирует условно комфортный (с просадками не ниже 30 кадров в секунду) FPS, а «простая» GeForce RTX 2060 похвастать такой «прытью» уже не может — в случае со второй видеокартой придется снижать не только качество теней и текстур, но и другие параметры графики 3D-приложения.
GeForce RTX 2060 — это самые доступные видеокарты, поддерживающие на аппаратном уровне трассировку лучей. Вот только мы знаем, что включение функции DXR в играх приводит к значительному росту потребления VRAM. Активация «лучей» в Battlefield V и Shadow of the Tomb Raider вместе с использованием максимального качества графики в разрешении Full HD сводит на нет наличие RT-блоков у 6-гигабайтной модели. А вот GeForce RTX 2060 SUPER на этом фоне выглядит отлично. Очевидно, что добавление всего 2 Гбайт VRAM обеспечило видеокарте хороший задел на будущее — вот, пожалуй, мы и разобрались с лейтмотивом сегодняшнего обзора.
Обновленная 8-гигабатйная версия GeForce RTX 2060 — это именно та видеокарта Middle-end-класса, которая нужна геймеру в 2019-м, а может, и в 2020 году. Перед вами современная модель, поддерживающая аппаратную трассировку лучей, — и в случае с SUPER-модификацией наличие RT-блоков не выглядит бутафорией и маркетинговой заманухой. Смею предположить, что покупка GeForce RTX 2060 SUPER — это верный и самый доступный способ комфортно играть в Cyberpunk 2077 в разрешении Full HD с включенной функцией DXR в следующем году, когда он наконец выйдет.
При этом надо отметить возросший уровень производительности обновленного и полностью разблокированного чипа TU106 — за счет четырех дополнительных потоковых мультипроцессоров SUPER-версия GeForce RTX 2060 оказывается быстрее обычной GeForce RTX 2060 в некоторых играх на 20 % или даже более. И все же лично я считаю, что главное в новинке — это полноценные 8 Гбайт памяти, которые очень нужны видеокартам, если вы хотите играть в современные игры на максимальных или близких к тому настройках качества графики даже в разрешении Full HD. Да, 8-гигабайтная GeForce RTX 2060 стоит больше 6-гигабайтной модификации (в среднем — на 5 000 рублей), но, на мой взгляд, такая переплата абсолютно оправданна, если вы рассматриваете для покупки только эти две модели. Будь у GeForce RTX 2060 изначально 8 Гбайт VRAM, то преимущества новинки выглядели бы не так существенно.
Что касается конкретно модели GIGABYTE GeForce RTX 2060 SUPER GAMING OC 8G, то к ней у меня нет особых претензий. Перед вами одна из самых доступных видеокарт, базирующихся на полноценном чипе TU106, при этом с эффективным и не очень шумным кулером, а также вполне разумными размерами, позволяющими использовать ее практически в любом Tower-корпусе. GIGABYTE GeForce RTX 2060 SUPER GAMING OC 8G уже разогнана, что называется, из коробки, но при желании вы всегда можете увеличить производительность этого ускорителя еще на 8-10 %, не слишком ухудшив его температурные и шумовые показатели. Так что видеокарту можно смело рекомендовать для покупки.