Мобильные игры — одновременно сегмент и самый массовый, и сомнительный в глазах почти любого любителя «настоящих» игр. Условно-бесплатные «доилки», примитивные механики, мультяшное мельтешение, ориентация на детей и домохозяек — стереотипов вокруг «мобилок» вертится очень много, и значительная часть их более чем оправданна. Поэтому каждая оригинальная игра для планшетов и смартфонов, с интересными механиками и без внутриигровых платежей (или с не оказывающими влияние на игровой процесс платежами), вызывает очень мощный интерес: вспомним Monument Valley, 80 Days, Florence или Sky: Children of the Light.
Apple заметила этот интерес и решила изменить правила игры на данном рынке. Сервис Apple Arcade, запущенный в этом сентябре, представляет собой «загончик» внутри App Store, в котором собираются специально отобранные компанией проекты — все как на подбор «конечные», без внутриигровых платежей и встроенной рекламы, часто — сюжетоориентированные, всегда — доступные эксклюзивно на устройствах с iOS, iPad OS, tvOSи MacOS (чуть позже). Эксклюзивные как минимум на мобильных платформах, но иногда — и вообще. Либо вы играете в эту игру на iPhone и iPad, либо не играете нигде.
Какие условия Apple предлагает для разработчиков — неизвестно. Но судя по россыпи игр и известных команд, вписавшихся в Arcade на старте (тут и авторы той самой Monument Valley, и прекрасная студия Klei Entertainment, и вторая часть нашумевшей Oceanhorn и так далее) — условия очень приличные. И как минимум позволяют сразу оказаться в месте, заметном для пользователя, а не нырнуть в бушующий океан App Store или Google Play — из него выныривают только самые везучие или обладатели достаточного бюджета на рекламу.
А вот условия для пользователей ясны как день и очень заманчивы. 199 рублей в месяц за подписку (первый месяц — бесплатно), в которую входит семейный доступ для шести человек с возможностью запускать игры на любых устройствах Apple, подходящих по мощности: iPhone, iPad, Apple TV и Mac — с поддержкой последних версий операционной системы. Любая уже установленная на устройство игра будет доступна офлайн, сохранения при этом облачные — начав игру на одном гаджете, можете продолжить ее на другом с тем же аккаунтом.
|
||
|
Сервис при этом не получил даже отдельного приложения. Apple Arcade — простая вкладка в App Store, при переходе на которую вы сталкиваетесь с довольно сумбурным интерфейсом, который живо навязывает какие-то игры, но другие — хорошо прячет. Чтобы отыскать что-то более интересное под поверхностью, нужно обладать либо знанием, что вам нужно, либо хорошей мотивацией искать: жанровое распределение неудачное, сортировка сомнительная. Впрочем, это пока еще придирки — игр не настолько много, чтобы заплутать в этом лабиринте, но что будет дальше? Еще один App Store, где разработчики и издатели дерутся за первый экран? Пока непонятно.
Ну и главное — схема может сработать только при наличии достойного набора игр уже на старте, в чем были некоторые сомнения в момент анонса. Apple, как обычно и делается, попыталась засыпать цифрами: около сотни игр уже осенью! Семейный гейминг! Здорово, но в голове уже рисовались картины очередной массы безликих штампованных аркад и головоломок для четко обрисованной «целевой аудитории» (в состав которой не входит каждый из нас), да еще и сложенных в большую кучу.
Что я могу сказать — сомнения оказались развеяны очень мощно. В Apple Arcade, мягко говоря, есть во что поиграть. Я брался за эту статью с уже примерно готовым списком в голове, что именно я отберу для нашей пятерки. В итоге конкретно так застрял, перебирая игры, и мучительно выкидывал проекты до последнего — из начального списка в пятерке остался в итоге только один.
Hot Lava отпала, потому что, на мой вкус, сенсорное управление для этой игры не очень подходит, этот симулятор паркура требует куда большего контроля от пользователя, чем предлагает iPhone, — да, многие играют на смартфонах и планшетах с геймпадом, и это вполне рабочая схема, но здесь я все-таки не буду трогать «костыли». «Узорность» оказалась как раз тем незамысловатым пазлом, возможное нашествие которых и отпугнуло в момент анонса. Rayman Mini хорош, но это просто еще один Rayman, все слишком ожидаемо. Про хороший клон Zelda и наиболее близкую к ААА-статусу игру в подборке, Oceanhorn 2, и так все напишут (хотя замечу, что она действительно здорово играется на смартфоне и без геймпада), а здесь я попробую пройтись по не самым очевидным проектам. Хотя-я-я…
Разработчик: Capcom.
Доступность: абсолютный эксклюзив Apple Arcade.
...просто так взять и не включить в список, пожалуй, самый мощный эксклюзив Apple Arcade, пусть и едва ли не самый незаметный при этом, — решительно невозможно. Один из лучших (если не лучший) платформеров года, но при этом недоступный вне экосистемы Apple — звучит крайне вызывающе, и поток гнева в адрес компании из Купертино постепенно нарастает.
Гневаться есть из-за чего — Shinsekai: Into the Depths игра редкая. Одновременно странная, изящная, увлекательная и медитативная, она сочетает в себе платформер, игру на выживание и атмосферное приключение с затягивающим сюжетом. Все это — без единого слова, с прекрасным звуковым дизайном и с фирменной японской отстраненностью (и мутными текстурами, конечно же). Первые 10 минут надо перетерпеть, а дальше оторваться действительно очень тяжело. Причем она прекрасно играется на сенсорном экране шестидюймового смартфона, что для платформера редкость.
Разработчик: Die Gute Fabrik.
Доступность: помимо Apple Arcade — Steam, GOG, PS4, itch.io, Gamejolt.
«Мыльная опера про мутантов» — так подается первая более-менее крупная игра датско-американской (а не итальянской, как можно было подумать) команды разработчиков Die Gute Fabrik. Меня это описание смутило своими прямыми ассоциациями с мексиканскими сериалами из детства. Не повторяйте моих ошибок, Mutazione далека от них. Это очаровательная и добрейшая — причем не нарочито «добренькая», а абсолютно честная — история про взаимопомощь, сообщество и растения. Про то, что растить свой сад — это действительно важно, и это не просто банальная метафора.
По сути, это симулятор ходьбы с небольшими вкраплениями симулятора ботаника, который более всего напоминает по игровому процессу Night in the Woods. Отлично написанный, обаятельный и трогательный. И это не абсолютный эксклюзив Apple Arcade, за собой Apple оставила только мобильный рынок, а на ПК и PS4 игра уже вполне себе вышла.
Разработчик: more8 bit.
Доступность: абсолютный эксклюзив Apple Arcade.
Многие уже пишут, что главный недостаток Apple Arcadeна старте — отсутствие серьезного ААА-проекта. Ну это они зря — есть же Bleak Sword! Тем более в абсолютной эксклюзивности для платформы, а не условно-мобильной. Да еще и Devolver Digital издает.
Если серьезно, то это одна из самых хардкорных и одновременно увлекательных мобильных игр, что я видел, — пиксельный рыцарь сражается на небольших аренах, сменяющих друг друга, умирает, возрождается у костра с потерей опыта (но не уровня) и снаряжения в случае смерти, но может их вернуть, если пройдет ту же арену немедленно. Devil Daggers встретила Dark Souls — будьте аккуратнее с айфонами, порой хочется бросить аппарат в стену. Игра работает в вертикальной ориентации, а управление идеально приспособлено под сенсорный ввод. Автор саундтрека, к слову, — Джим Гатри, известный по Below и Reigns.
Разработчик: Mografi.
Доступность: помимо Apple Arcade — Steam.
Название не обманывает — это детективная история, в которой вам придется распутывать дела в миленьком американском городке. Самые суровые дела: заговоры, убийства, вопросы о жизни, смерти и том, с каким вареньем ректор съел пончик.
Очень симпатично нарисованная, в чем-то наивная и почти бесконфликтная игра, которая оказывается довольно тонкой сатирой на дамско-детские детективы в стиле Нэнси Дрю, причем со своим лицом. Несложная, интересная и хорошо адаптированная под сенсорное управление, она грешит порой не до конца локализованными местами (некоторые сюжетные записки оказались лишены текста), но в целом — очень душевно.
Разработчик: Simogo.
Доступность: помимо Apple Arcade — PS4, Nintendo Switch.
Ну и раз уж мы начали обычным подозреваемым, то и закончим им же. Sayonara Wild Hearts от авторов Year Walk и Device6 — еще двух удивительных и редких мобильных игр, распространяемая лучшим издателем (на мой вкус, конечно) нашего времени, Annapurna Interactive, — тоже привычный гость топов по Apple Arcade, и обойти ее тоже никак нельзя.
Это игра-поп-альбом, в которой на ощущение потока работает и звук, и картинка, и игровой процесс: простой, как ранние приключения ежика Соника, но и безотказный, как ранние приключения ежика Соника. Неон, динамика, стильный ретро-поп и загадка, скрытая под условным сюжетом Sayonara Wild Hearts, заставляют возвращаться к ней даже тогда, когда перед тобой под сотню игр в Apple Arcade и надо бы попробовать разные (среди которых куда больше пяти, да и десяти как минимум любопытных), чтобы составить топ для 3DNews.
Я не считаю, что Apple Arcade обязательно необходимы громоздкие ААА-проекты, чтобы сервис стал по-настоящему актуален. На мой взгляд, ниша идеальна — акцент на относительно небольших, но обаятельных и «конечных» играх найден абсолютно точно. Apple Arcade дистанцируется и от ПК-гейминга, и от консольного, и стоит немного в стороне от Nintendo Switch. При этом внезапно оказывается, что на iPhone или iPad не просто есть во что поиграть, а выбор действительно широк — и не среди убийц времени, а среди вещей, способных оставить след в сердце. Новый сервис если и не изменит пейзаж мобильного игростроя радикально, то уж точно повлияет на него — в лучшую сторону.