Оригинал материала: https://3dnews.ru/998879

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce GTX 1650 SUPER: вот так бы сразу

Технические характеристики, цены. Конструкция. Печатная плата

NVIDIA продолжает бить рекорды по темпу выпуска в продажу новых игровых ускорителей. В прошлый раз, когда появился GeForce GTX 1660 SUPER, мы понадеялись, что зеленая команда скоро выйдет на уровень одной платы в месяц, и почти попали в точку — SUPER-версия GTX 1650 лишь на два дня опоздала, чтобы оформить это достижение. Зато теперь почти все геймерские видеокарты на чипах нового поколения, за исключением двух Ti (GTX 1660 и RTX 2080), NVIDIA облагородила титулом SUPER, попутно увеличив норму быстродействия за рубль. На этом волна промежуточных апгрейдов, кажется, остановилась.

Есть внимательно следить за тем, как развивались события на рынке GPU в этом году, можно сделать еще одно наблюдение, уже вполне практического свойства. Чем слабее видеокарта была в исходном виде, тем больше пользы дало повышение в ранге до версии SUPER. К примеру, все, что досталось GeForce RTX 2080 SUPER, — это крохи быстродействия от полностью функционального чипа TU104, а вот RTX 2070 SUPER повезло с полной заменой GPU. В свою очередь, RTX 2060 SUPER немало приобрел от дополнительных 2 Гбайт оперативной памяти, и, наконец, GTX 1660 SUPER можно считать альтернативным GTX 1660 Ti по сниженной цене. Если распространить эту тенденцию на самое доступное из современных предложений NVIDIA — GeForce GTX 1650, то младший Turing может рассчитывать на максимальные дивиденды. Тем более что стартовая версия GTX 1650 изначально была не слишком убедительным предложением по соотношению быстродействия и цены, а теперь ее взяла на мушку AMD, готовая с недели на неделю представить многообещающие устройства серии Radeon RX 5500.

#Технические характеристики, цены

Перед тем как выяснить, что в действительности скрывается под лейблом SUPER на этот раз, давайте вспомним, что представляет собой оригинальная версия GeForce GTX 1650. Ведь многие наверняка забыли, и немудрено: младший ускоритель семейства Turing не отличился ни выдающимися техническими характеристиками (даже для своей ценовой категории), ни привлекательным позиционированием на рынке.

В основе GTX 1650 лежит самый компактный из 12-нанометровых чипов NVIDIA — TU117, вмещающий 16 SM (потоковых мультипроцессоров) и, сообразно внутренней организации архитектуры Turing, 1024 шейдерных ALU (32-битных CUDA-ядра). Тем не менее NVIDIA не посчитала нужным выпустить на широкий потребительский рынок полностью функциональную версию TU117 — она встречается только в недорогих лэптопах и профессиональных картах Quadro T2000. Что касается дискретных ускорителей для настольных ПК, то на производство GeForce GTX 1650 идут чипы, урезанные до 14 SM и, соответственно, 896 ядер CUDA. Даже GeForce GTX 1050 Ti — предыдущий игрок зеленой команды в одной лиге с GTX 1650 — располагает ненамного меньшим комплектом вычислительных ресурсов (768 CUDA-ядер). Архитектура Turing сама по себе имеет массу усовершенствований по сравнению с предшествующим Pascal, тем более в комбинации с повышенными тактовыми частотами, которые стали доступны благодаря фотолитографии 12 нм. Однако быстродействие GeForce GTX 1650 сдерживает плохо развитый back-end чипа: всего лишь 32 ROP и 128-битная шина памяти, которая влечет за собой соответствующий объем RAM — 4 Гбайт. Вдобавок к этому платы с TU117 комплектуются сравнительно неповоротливыми чипами памяти GDDR5 с пропускной способностью 8 Гбит/с на контакт шины. Как следствие, по производительности GTX 1650 в играх оказался где-то в середине между GeForce GTX 1050 Ti и полновесным GTX 1060 с 6 Гбайт оперативной памяти, да и по общему впечатлению младший Turing похож скорее на промежуточный апгрейд GTX 1050 Ti, нежели на бюджетный ускоритель новой волны.

Впрочем, конфигурация видеокарты еще ничего не значит в отрыве от стоимости покупки, но в этом и заключается главная проблема GeForce GTX 1650. Новинка была оценена на $10 дороже, чем GTX 1050 Ti, и принесла очень скромную добавку производительности на доллар по сравнению с предшествующим поколением. Кроме того, продукты NVIDIA не существуют в вакууме, а AMD уже не раз продемонстрировала готовность снижать отпускные цены до предела в тех ситуациях, когда на конкурента невозможно надавить техническими преимуществами. Соседями GeForce GTX 1650 в прайс-листах стали 4-гигабайтные модификации Radeon RX 570, уложившие чип TU117 на лопатки в игровых бенчмарках.

Единственным веским достоинством GeForce GTX 1650 осталась выдающаяся энергоэффективность, на которую работают архитектура Turing и 12-нанометровый техпроцесс. Если делить ассортимент дискретных видеокарт обоих производителей не по цене, а по их мощности, то в специфической нише «до 75 Вт» GeForce GTX 1650 стал королем. Этот факт наверняка принес NVIDIA много выгодных OEM-контрактов со сборщиками готовых компьютеров, да и для розничных покупателей компактные видеокарты, часто без разъема дополнительного питания, тоже представляют интерес.

Однако на одной энергоэффективности GeForce GTX 1650 не может ехать бесконечно. AMD вооружилась совершенно новой архитектурой RDNA, которая отлично зарекомендовала себя в ускорителях средней ценовой категории, и одновременно ударными темпами осваивает норму 7 нм. Хватит ли у красных пороху, чтобы бросить вызов NVIDIA в высшем эшелоне игровых видеокарт, вопрос по-прежнему открытый, но в не столь престижных номинациях они уже не раз одерживали локальные победы. Новой мишенью AMD стал рынок бюджетных игровых видеокарт, и, пусть об ускорителях на чипе Navi 14 еще ничего толком не известно, все идет к тому, что дебют Radeon RX 5500 состоится совсем скоро. Помимо неполных сведений о конфигурации видеокарты (а то и сразу нескольких моделей), AMD заранее объявила, что грядущая новинка располагает быстродействием на 37 % больше, чем у GeForce GTX 1650, а если сравнение идет именно с этим ускорителем NVIDIA, значит, и цена будет сопоставимая. Главным признаком того, что Radeon RX 5500 задержится на бумаге ненадолго и скоро предстанет перед нами в кремнии и текстолите, стала оперативная реакция NVIDIA — анонс GeForce GTX 1650 с приставкой SUPER. Жаль только, что логистика ее партнеров не работает так быстро. Видеокарта поступила в продажу еще 22 октября, но тестовый образец Palit мы получили всего пару дней тому назад.

ПроизводительNVIDIA
Модель GeForce GTX 1650 GeForce GTX 1650 SUPER GeForce GTX 1660 GeForce GTX 1660 SUPER GeForce GTX 1660 Ti
Графический процессор
Название TU117 TU116 TU116 TU116 TU116
Микроархитектура Turing Turing Turing Turing Turing
Техпроцесс, нм 12 нм FFN 12 нм FFN 12 нм FFN 12 нм FFN 12 нм FFN
Число транзисторов, млн 4700 6 600 6 600 6 600 6 600
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock 1485/1665 1530/1725 1530/1785 1530/1785 1500/1770
Число шейдерных ALU 896 1280 1408 1408 1536
Число блоков наложения текстур 56 80 88 88 96
Число ROP 32 32 48 48 48
Число тензорных ядер Нет Нет Нет Нет Нет
Число RT-ядер Нет Нет Нет Нет Нет
Оперативная память
Разрядность шины, бит 128 128 192 192 192
Тип микросхем GDDR5 SDRAM GDDR6 SDRAM GDDR5 SDRAM GDDR6 SDRAM GDDR6 SDRAM
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) 2000 (8000) 1 500 (12 000) 2000 (8000) 1 750 (14 000) 1 500 (12 000)
Объем, Мбайт 4 096 4 096 6 144 6 144 6 144
Шина ввода/вывода PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16
Производительность
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) 2984 4416 5027 5027 5437
Производительность FP64/FP32 1/32 1/32 1/32 1/32 1/32
Производительность FP16/FP32 2/1 2/1 2/1 2/1 2/1
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с 128 192 192 336 288
Вывод изображения
Интерфейсы вывода изображения DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b
TBP/TDP, Вт 75 100 120 125 120
Розничная цена (США, без налога), $ 149 (рекомендованная в момент выхода) 159 (рекомендованная в момент выхода) 219 (рекомендованная в момент выхода) 229 (рекомендованная в момент выхода) 279 (рекомендованная в момент выхода)
Розничная цена (Россия), руб. НД НД 17 990 (рекомендованная в момент выхода) 17 990 (рекомендованная в момент выхода) 22 990 (рекомендованная в момент выхода)

Характеристик GeForce GTX 1650 SUPER мы коснулись в статье про GeForce GTX 1660 SUPER и отложили подробный анализ до того, когда новинка удостоится собственного обзора. Момент настал, но, если честно, о ней можно сказать не так уж много. Пусть оригинальная версия GeForce GTX 1650 базируется на изначально урезанном графическом процессоре, NVIDIA не нашла в полностью функциональном чипе TU117 необходимого потенциала, чтобы побороть Radeon RX 5500, и решила взять за основу GPU рангом выше — TU116. Таким образом, второе издание GeForce GTX 1650 — это скорее «облегченный» GTX 1660, нежели прокачанный оригинал, однако уменьшительные суффиксы наподобие LE давно не в моде, а вот приставку SUPER зеленая компания очень полюбила.

Чтобы получить GeForce GTX 1650 SUPER из GeForce GTX 1660, чипмейкер заблокировал в ядре TU116 еще два потоковых мультипроцессора, а формула 32-битных CUDA-ядер и блоков наложения текстур пришла к значению 1280:80. Точно такими же ресурсами располагает полноценная версия GeForce GTX 1060 с 6 Гбайт оперативной памяти, а на высоких тактовых частотах (приближенных к GTX 1660) новинка превосходит старую видеокарту даже по теоретическим оценкам быстродействия, в которые не заложена повышенная эффективность архитектуры Turing в реальных приложениях. Тем не менее между GTX 1650 SUPER и GTX 1060 есть существенная разница в конфигурации back-end’а: панель из 48 ROP и шести связанных с ними 32-битных контроллеров памяти в TU116 была урезана на треть. Узкая 128-битная шина памяти роднит GeForce GTX 1650 SUPER с GTX 1050 Ti и базовой версией GTX 1650, но по совокупной пропускной способности RAM новинка вышла на один уровень с GTX 1660 и 6-гигабайтным GTX 1060 благодаря комплекту прогрессивных чипов GDDR6 12 Гбит/с, которыми NVIDIA заменила медленные микросхемы GDDR5.

«Сырой» вычислительной мощностью в гигафлопсах GeForce GTX 1650 SUPER на целых 48 % превосходит стартовую версию GTX 1650. Однако дополнительные шейдерные ALU (а также «мертвые» транзисторы заблокированных блоков) и память GDDR6 требуют своей доли в бюджете потребляемой мощности. Со штатным TDP 100 Вт новинке уже не обойтись без дополнительного питания, хотя энергоэффективность техпроцесса 12 нм и архитектуры Turing никуда не делась — GTX 1650 SUPER все еще на 20 Вт экономичнее по сравнению с заведомо не столь производительным GTX 1060.  Единственное, что смущает, так это скромный объем оперативной памяти. Видеокарта ориентирована на разрешение 1080p, и пока большинству игр в таком режиме 4 Гбайт RAM достаточно, но ключевое слово здесь — «пока».

И наконец, NVIDIA обращает отдельное внимание на встроенный мультимедийный ASIC чипа TU116. Слабость оригинального GTX 1650 в дисциплине обработки видеопотока связана с тем, что на компактном кристалле TU117 не осталось места для последней версии кодировщика NVENC, и пришлось скопировать аналогичный блок из графического процессора Volta. В первую очередь это повредило скорости кодирования HEVC, но магия SUPER наконец привела GTX 1650 в готовность для конвертации форматов и стриминга в высоком качестве. Впрочем, каждый уважающий себя стример должен купить флагманский GeForce RTX 2080 Ti на донаты подписчиков, и преувеличивать значение этой функции в GTX 1650 SUPER не стоит.

В отличие от стартовой версии GeForce GTX 1650, у SUPER все в полном порядке не только со спецификациями, но и с ценой. NVIDIA согласна продавать новинку за $159 — всего на десятку дороже оригинала, невзирая на потенциально полуторакратную разницу в производительности. А если оправдается прогноз, что новый ускоритель превзойдет в игровых тестах GeForce GTX 1060, некогда выпущенный по цене $249, то речь идет о громадном росте FPS на доллар между представителями двух поколений карточек NVIDIA. По российским прайс-листам этого еще не скажешь, ведь у нас GTX 1650 SUPER не найти дешевле 12 261 руб., а остаточные экземпляры GTX 1060 продаются как минимум за 12 872 руб., но мы согласны придержать окончательную оценку до того момента, когда рынок устаканится. В Америке, к примеру, 6-гигабайтный GeForce GTX 1060 стоит не меньше $210, а GTX 1650 SUPER делит ценовую нишу с GTX 1050 Ti — от $160 и $150 соответственно.

Основным соперником новинки в ближайшие месяцы будет идущий на финишную прямую перед выпуском Radeon RX 5500, но сейчас в ценовых окрестностях GeForce GTX 1650 SUPER находится только Radeon RX 590 (от 13 244 руб.) и 8-гигабайтный RX 580 (от 11 380 руб). У нас есть минимум надежной информации о быстродействии новых ускорителей AMD, но результаты соперничества GTX 1650 SUPER с готовыми отправиться на пенсию видеокартами 500-й серии тоже непросто предугадать по табличными характеристикам. Позиции чипов Polaris в бенчмарках усиливаются от одной игре к другой, и если в первое время Radeon RX 580 заметно уступал GeForce GTX 1060 6 Гбайт, то благодаря оптимизации драйверов и повальной миграции игроделов на интерфейсы программирования Direct3D 12 и Vulkan он стал едва ли не фаворитом. Обновленный GeForce GTX 1650 производит впечатление перспективной игровой видеокарты с выгодным соотношением цены и быстродействия, но легкая победа в своей ценовой нише ему вовсе не гарантирована.

#Palit GTX 1650 SUPER StormX OC: конструкция

GeForce GTX 1650 SUPER представляет ускоритель Palit под маркой StormX, а буквы OC в названии говорят о заводском разгоне платы: производитель увеличил boost-частоту графического процессора со штатных 1725 до 1770 МГц. Существует и «простая» версия этого устройства с референсными частотами, но, по правде говоря, фабричный оверклокинг тут для галочки: мизерную разницу в технических характеристиках на практике заметить невозможно. К тому же и энергопотребление по паспорту не отличается от референсных 100 Вт.

Ни базовая, ни предварительно разогнанная версия устройства еще не появились даже на американских розничных площадках. Но, зная привычки этого производителя, GTX 1650 SUPER StormX стоит искать на нижних строчках прайс-листа. Да и весь облик видеокарты подтверждает, что стоить дорого она никак не может. Нас это полностью устраивает, ведь главное в бюджетных комплектующих — низкая цена, а устройство Palit покажет, что получит экономный покупатель в обмен на сумму, рекомендованную NVIDIA.

В толщину ускоритель занимает два полных слота расширения, но остальные габариты (168 × 122 мм) идеально вписываются в стандарт Mini-ITX. Для сборки компактного компьютера размер имеет большее значение, чем требования к дополнительному питанию, которые возникли у GeForce GTX 1650 вместе с приставкой SUPER. Проблемы могут быть только в особо тесных корпусах из-за ориентации шестипинового разъема, который «смотрит» перпендикулярно длинной стороне платы. А вот однослотовые или низкопрофильные версии новинки NVIDIA мы вряд ли когда-нибудь увидим.

Габариты системы охлаждения не говорят о том, насколько эффективно она действует, а вот результаты вскрытия настораживают. Обдувом внутренностей видеокарты занимается единственный вентилятор с диаметром крыльчатки 100 мм, который не прекращает вращение даже при низкой нагрузке на GPU, а под ним мы нашли радиатор простейшей конструкции из фрезерованного алюминиевого блока. Ни теплотрубок, ни даже медной вставки, прилегающей к графическому процессору, здесь нет, а охлаждение других компонентов платы, помимо самого графического процессора, — микросхем памяти и ключей VRM, — происходит по остаточному принципу. На первый взгляд, такой кулер годится разве что для охлаждения «простого» 75-ваттного GTX 1650. А ведь GeForce GTX 1650 SUPER всего на 20 Вт отличается по мощности от базовой модификации GTX 1660. Неспроста сама Palit использует в старших моделях серии StormX на чипе TU116 солидную систему охлаждения с наборным радиатором и основанием, охватывающим чипы RAM и VRM.

Впрочем, что-что, а голые чипы GDDR6 вполне обходятся прямым обдувом при условии, что конструкция кулера не запирает их в воздушном пузыре, а общий радиатор с GPU иной раз нагревает RAM, а не наоборот. Не будем торопиться с выводами, ведь у нас есть все возможности, чтобы измерить температуру и уровень шума под нагрузкой.

#Palit GTX 1650 SUPER StormX OC: печатная плата

Графический процессор TU116 совместим по электрическим контактам со старшими чипами архитектуры Turing вплоть до TU104, а печатные платы под него проектируют с расчетом сразу на несколько моделей — иногда из совершенно разных ценовых категорий. Тем не менее видеокарта Palit удостоилась собственной PCB с упрощенной разводкой, отвечающей умеренным энергетическим аппетитам и низкой рекомендованной стоимости GeForce GTX 1650.

Три площадки под распайку power stages на плате StormX заняты интегрированными чипами ON Semiconductor NCP302150 с номинальным током 45 А под управлением малоизвестного ШИМ-контроллера uPI Semiconductor uP9529P. При сравнительно небольшой мощности чипа TU116 в конфигурации GTX 1650 SUPER такая схема не грозит значительными колебаниями напряжения, которые повредят стабильности работы при штатных тактовых частотах, а на пути разгона видеокарты стоит крайне упрощенная система охлаждения. Между прочим, инженеры Palit правильно сделали, что не стали прятать ключи регулятора напряжения под один (и без того сомнительно эффективный) радиатор с графическим процессором — с тепловыми потерями VMR как-нибудь справится, а в противном случае они бы только грели GPU.

 

Регулятор напряжения на чипах памяти тут однофазный, но практика показывает, что для GDDR6 стандарта 12 Гбит/с этого достаточно. В нашем экземпляре Palit GeForce GTX 1650 SUPER StormX распаяны микросхемы Micron D9WCW с запасом по производительности — 14 Гбит/с, чем мы не преминем воспользоваться в попытках оверклокинга. Впрочем, это наверняка приятная особенность ранних партий устройства, а затем пойдут платы с чипами GDDR6 12 Гбит/с, положенными GeForce GTX 1650 по спецификациям.

Напоследок обратим внимание на интерфейсы вывода изображения. GeForce GTX 1650 SUPER StormX несет по одному выходу DisplayPort и HDMI, зато есть колодка DVI, совершенно уместная на бюджетной видеокарте.

Методика тестирования. Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон. 3DMark, игровые тесты (1920 × 1080)

#Тестовый стенд, методика тестирования

Тестовый стенд
CPU Intel Core i9-9900K (4,9 ГГц, 4,8 ГГц в AVX, фиксированная частота)
Материнская плата ASUS MAXIMUS XI APEX
Оперативная память G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 2 × 8 Гбайт (3200 МГц, CL14)
ПЗУ Intel SSD 760p, 1024 Гбайт
Блок питания Corsair AX1200i, 1200 Вт
Система охлаждения CPU Corsair Hydro Series H115i
Корпус CoolerMaster Test Bench V1.0
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для GPU AMD
Все видеокарты AMD Radeon Software Adrenalin 2019 Edition 19.11.3
ПО для GPU NVIDIA
Все видеокарты NVIDIA GeForce Game Ready Driver 441.41
Синтетические тесты 3D-графики
Тест API Разрешение Полноэкранное сглаживание
3DMark Fire Strike 1.1 DirectX 11 (feature level 11_0) 1920 × 1080 Выкл.
3DMark Fire Strike 1.1 Extreme 2560 × 1440
3DMark Fire Strike 1.1 Ultra 3840 × 2160
3DMark Time Spy 1.1 DirectX 12 (feature level 11_0) 2560 × 1440
3DMark Time Spy Extreme 1.1 3840 × 2160
Игровые тесты
Игра (в порядке даты выхода) API Настройки, метод тестирования Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080
Far Cry 5 DirectX 11 Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики TAA
Strange Brigade Vulkan Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики AA Ultra
Shadow of the Tomb Raider DirectX 12 Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики SMAA 4x
Forza Horizon 4 DirectX 12 Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики MSAA 4x + FXAA
Assassin's Creed Odyssey DirectX 11 Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики AA High (TAA)
Battlefield V DirectX 12 OCAT, миссия Liberte. Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл. TAA High
Metro Exodus DirectX 12 Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл, Shading Rate 100% TAA
DiRT Rally 2.0 DirectX 11 Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики MSAA 4x + TAA
Tom Clancy's The Division 2 DirectX 12 Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики AA Ultra (TAA)
Total War: THREE KINGDOMS DirectX 12 Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark). Макс. качество графики TAA
Borderlands 3 DirectX 12 Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики TAA
Red Dead Redemption 2 Vulkan Встроенный бенчмарк. Макс. качество графики TAA High

В большинстве тестовых игр показатели средней и минимальной кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, который записывает встроенный бенчмарк (или утилита OCAT, если его нет).

Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел выбирается значение, соответствующее 1-му процентилю распределения.

Исключениями в этой методике являются четыре игры со встроенным бенчмарком — DiRT Rally 2.0, Far Cry 5, Forza Horizon 4 и Red Dead Redemption 2. Бенчмарк Far Cry 5 сам по себе записывает в файл количество кадров в каждую секунду теста — среднее значение FPS и 1-й процентиль рассчитываются по этих числам, а не времени рендеринга отдельных кадров. Бенчмарк DiRT Rally 2.0 записывает только среднюю частоту смены кадров и минимальную, рассчитанную по максимальному времени кадра. Forza Horizon 4 не выводит никаких параметров быстродействия в файл и также сообщает итоговые значения средней и минимальной кадровой частоты. Наконец, бенчмарк Red Dead Redemption 2 регистрирует 1-й процентиль времени рендеринга кадра, из которого выводится соответствующая кадровая частота.

Вычисления общего назначения, кодирование/декодирование видео
Программа Настройки
AMD NVIDIA
Adobe Premiere Pro CC 2019 (Puget Systems Adobe Premiere Pro CC Benchmark v.03 Beta) 4K Heavy GPU Effects, живое воспроизведение (ProRes 422 59,94 FPS) OpenCL CUDA
4K Heavy GPU Effects, экспорт в H.264 40 Мбит/с UHD и ProRes 422HQ UHD (59,94 FPS)
Blender 2.8 (Cycles) Classroom Demo OpenCL CUDA
CompuBench 2.0 Ocean Surface Simulation OpenCL CUDA
N-Body Simulation 1024K
DXVA Checker 4.1.2, Decode Benchmark H.264 1920 × 1080 (High Profile, L4.1), 3840 × 2160 (High Profile, L5.1). Microsoft H264 Video Decoder
H.265 1920 × 1080 (Main Profile, L4.0), 3840 × 2160 (Main Profile, L5.0), 7680 × 4320 (Main Profile, L6.0). Microsoft HEVC Video Extensions
VP9 1920 × 1080, 3840 × 2160, 7680 × 4320. Microsoft VP9 Video Extensions
FFmpeg 4.0.2, кодирование H.264 1920 × 1080 -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M
3840 × 2160 -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M
FFmpeg 4.0.2, кодирование H.265 1920 × 1080 -c:v hevc_amf -quality speed -level 4 -b:v 3M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 4 -b:v 3M
3840 × 2160 -c:v hevc_amf -quality speed -level 5 -b:v 7.5M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 5 -b:v 7.5M
7680 × 4320 Недоступно -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 6 -refs 1 -b:v 20M
LuxMark 3.1 Hotel Lobby (Complex Benchmark)
SiSoftware Sandra Titanium (2018) SP3b GPGPU Processing (FP16/FP32/FP64) OpenCL CUDA
GPGPU Scientific Analysis (FP16/FP32/FP64)

Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью амперметра JUNTEK VAT-1050. Чтобы одновременно измерить ток, проходящий по разъемам дополнительного питания и слоту материнской платы, видеокарта подключается через жесткий райзер PCI Express x16, в котором линии питания разорваны и выведены на отдельный кабель.

В качестве тестовой нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Crysis 3 при разрешении 3840 × 2160 без полноэкранного сглаживания и максимальных параметрах качества графики, а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.

#Участники тестирования

В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:

Прим.: в скобках после названий видеокарт указаны базовая и boost-частота согласно спецификациям каждого устройства. Видеокарты нереференсного дизайна приведены в соответствие с референсными параметрами (или приближены к последним) при условии, что это можно сделать без ручной правки кривой тактовых частот. В противном случае (ускорители серии GeForce 16) используются настройки производителя (незначительный заводской разгон).

#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон

Новая версия GeForce GTX 1650 построена на том же графическом процессоре, что и все три старшие модели серии GeForce 16, а значит, и «физику» видеокарты — тактовые частоты и энергопотребление — нужно сравнить в первую очередь с показателями GTX 1660 и GTX 1660 SUPER. К примеру, выяснилось, что авторазгон чипа TU116, освобожденного от доброй части вычислительных блоков, действует очень агрессивно. Показатель Boost Clock, который у Palit StormX равняется 1770 МГц, имеет мало общего с реальными частотами под 2 ГГц даже в такой требовательной игре, как Crysis 3, которая целиком исчерпывает 100-ваттный резерв мощности устройства.

Неказистый кулер с монолитным фрезерованным радиатором, который Palit установила на свою модификацию GeForce GTX 1650 SUPER, вопреки нашим опасениям, чрезвычайно эффективно рассеивает тепловой поток в 95-96 Вт. А 56–57 °C, которые мы зарегистрировали под нагрузкой, — очень комфортные условия для любого графического процессора. Стремиться к настолько низкой температуре в действительности и не нужно, ведь разработчики устройства, похоже, совсем не думали об уровне шума. GeForce GTX 1650 SUPER StormX OC работает громче всех видеокарт, которые мы взяли для сравнения, включая референсный Radeon RX 570. Palit уже в курсе проблемы и к началу тестирования прислала обновленную версию BIOS — пока не помогло, но это наверняка не последний апдейт, т. к. для GTX 1650, в отличие от предыдущих моделей на TU116, тайваньцы спроектировали совершенно новую печатную плату.

Рабочие параметры под нагрузкой (Crysis 3)
Видеокарта Настройки Тактовая частота GPU, МГц Напряжение питания GPU, В Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.)
Средн. Макс. Предел Средн. Макс. Средн. Средн.
ASUS Dual GeForce GTX 1650 OC (1485/1725 МГц, 8000 Мбит/с, 4 Гбайт) 1784 1830 1995 0,887 0,925 1679 (40%) НД
Palit GeForce GTX 1650 SUPER StormX OC (1530/1770 МГц, 12000 Мбит/с, 4 Гбайт) 1931 1965 2025 0,967 1,010 51% НД
Palit GeForce GTX 1650 SUPER StormX OC (1630/1870 МГц, 15000 Мбит/с, 4 Гбайт) 1964 2025 2115 0,913 0,968 50% НД
Inno3D GeForce GTX 1660 Twin X2 (1530/1785 МГц, 8000 Мбит/с, 6 Гбайт) 1871 1875 1935 1,026 1,031 2026 (58%) НД
GIGABYTE GeForce GTX 1660 SUPER OC (1530/1830 МГц, 14000 Мбит/с, 6 Гбайт) 1887 1890 1965 0,998 1,012 1988 (71%) НД
ASUS ROG Strix GeForce GTX 1050 Ti (1290/1403 МГц, 7008 Мбит/с, 4 Гбайт) 1721 1721 1898 1,043 1,043 979 (40%) НД
ASUS GeForce GTX 1060 OC (1506/1721 МГц, 9028 Мбит/с, 6 Гбайт) 1848 1848 1898 1,050 1,050 1431 (39%) НД
AMD Radeon RX 570 (1168/1244 МГц, 7000 Мбит/с, 4 Гбайт) WattMan: Balanced 1236 1244 1244 1,047 1,075 2193 (58%) НД
AMD Radeon RX 580 (1257/1340 МГц, 8000 Мбит/с, 8 Гбайт) WattMan: Balanced 1340 1340 1340 1,072 1,081 1714 (52%) НД
SAPPHIRE NITRO+ Radeon RX 590 SE(1469/1545 МГц, 8000 Мбит/с, 8 Гбайт) WattMan: Balanced, Silent UEFI 1543 1545 1545 1,140 1,181 1252 (28%) НД

Прим.: измерение всех параметров выполняется после прогрева GPU и стабилизации тактовых частот.

Потенциал для оверклокинга графического процессора у GeForce GTX 1650 SUPER StormX OC практически нулевой из-за того, что увеличить штатный резерв мощности здесь нельзя ни на один ватт. Хотя наш экземпляр допускает сдвиг кривой, связывающей значения питающего напряжения и тактовой частоты, на 100 МГц вверх, стабильные частоты под нагрузкой изменились лишь на 33 МГц. Но есть и хорошая новость — зато система охлаждения не стала громче... Вся надежда на разгон RAM: первая партия устройства вместо положенных GeForce GTX 1650 SUPER чипов памяти стандарта GDDR6 12 Гбит/с получила скоростные микросхемы, рассчитанные на пропускную способность 14 Гбит/с. Их мы без труда заставили работать на эффективной частоте 15 ГГц.

#3DMark

#Игровые тесты (1920 × 1080)

Теоретическое быстродействие GPU в гигафлопсах — плохой советчик, если нужно предсказать, как поведут себя различные видеокарты в реальных приложениях, но GeForce GTX 1650 SUPER сыграл свою партию точно по нотам, прописанным в его технических характеристиках. Замеры кадровой частоты в дюжине игр внесли довольно скромную поправку в 48-процентное преимущество  SUPER перед оригинальным GTX 1650, о котором говорят спецификации NVIDIA. Производительность новинки в среднем на 42 % выше, а иной раз дистанция увеличивается до 70–80 % (спасибо высокой пропускной способности, которой обладают чипы памяти GDDR6, невзирая на узкую 128-битную шину). А главное, апгрейд GTX 1650 проявляется не только количественным, но и качественным образом. SUPER не нужны поблажки в современных ААА-проектах: только три самых тяжелых игры при максимальных настройках качества (Metro Exodus, Red Dead Redemption 2, Total War: THREE KINGDOMS) смогли обрушить фреймрейт ниже приемлемого уровня 30 FPS, а в четырех из двенадцати тайтлов средняя кадровая частота с запасом превосходит 60.

Что касается старых, но по-прежнему востребованных видеокарт NVIDIA семейства GeForce 10, то обновленный GeForce GTX 1650 SUPER, как мы и рассчитывали, по совокупным оценкам быстродействия выступает аналогом старшей версии GTX 1060 с 6 Гбайт оперативной памяти. А таким громадным ростом вычислительной мощности, как 76 % FPS, разделяющие GTX 1650 SUPER и GTX 1050 Ti, продукты NVIDIA нас уже не баловали много лет.

Пока AMD наводит блеск на будущие устройства серии Radeon RX 5500, естественными соперниками GeForce GTX 1650 SUPER на рынке недорогих геймерских видеокарт остаются видавшие виды устройства архитектуры GCN. Из трех моделей на чипе Polaris 10/20 ближе всего к GTX 1650 SUPER стоит Radeon RX 580. В среднем GTX 1650 SUPER оказался на 3 % быстрее, но, в свою очередь, уступил 7 % в пользу Radeon RX 590.

Очевидная слабость новинки NVIDIA — объем оперативной памяти 4 Гбайт — на первый взгляд пока не стесняет ее в играх на экране Full HD даже при максимально качественной графике. Но если внимательно изучить табличку с результатами, откроется тревожная тенденция. В двух тестах (Metro Exodus, Total War: THREE KINGDOMS) GTX 1650 SUPER так сильно отстал от соперников, оборудованных 6 и 8 Гбайт RAM (GTX 1060 и Radeon RX 580), что на иные факторы это никак не спишешь. К тому же в некоторых проектах под DirectX 12 на отметке 4 Гбайт видеокарты попадают в серую зону, когда игра или бенчмарк просто не запускается или, наоборот, неожиданно эффективно распоряжается скромным объемом RAM. Все зависит от драйверов GPU и специфики графического движка. Так, 4-гигабайтный Radeon RX 570 довольно бодро прошел тест Metro Exodus по сравнению с 8-гигабайтным RX 580. В то же время Red Dead Redemption 2 на максималках с этой видеокартой не совместима, а вот с GTX 1650 SUPER — вполне, пусть и безбожно тормозит.

Оверклокингу графического процессора, как мы уже выяснили, наш образец GTX 1650 SUPER практически не поддается по той причине, что Palit благоразумно ограничила резерв мощности видеокарты с крайней упрощенной системой охлаждения. Средняя прибавка в 6 % FPS связана исключительно с бесплатным разгоном чипов оперативной памяти, которые в действительности рассчитаны на удельную ПСП 14, а не 12 Гбит/с.

Вычисления общего назначения. Кодирование/декодирование видео. Таблицы результатов. Выводы

#Вычисления общего назначения

Такая видеокарта, как GeForce GTX 1650 SUPER, не претендует на свободный слот мощной рабочей станции, но в ряде профессиональных приложений у нее вполне хватает вычислительной мощности, чтобы разгрузить центральный процессор. Так, в бенчмарках Premiere Pro новинка ненамного уступает старшим моделям NVIDIA на чипе TU116 и гарантирует достаточно комфортную частоту смены кадров при монтаже роликов высокого разрешения. По крайней мере, аналогичные по стоимости игровые ускорители AMD видеоредактор Adobe использует куда менее эффективно, а старые видеокарты GeForce 10-й серии (GTX 1050 Ti и GTX 1060) в Premiere Pro отчаянно тормозят.

А вот в другом классе требовательных задач, который привычно ассоциируют с графическими процессорами, — рендеринге методом трассировки лучей, — многое зависит не только от быстродействия самого GPU, но и от объема его оперативной памяти. Стандартный движок Cycles редактора Blender и отдельный тест LuxMark солидарны в том, что 4 Гбайт RAM — это слишком мало, и отдают предпочтение Radeon RX 580/590.

Тесты пакета CompuBench, оценивающие скорость физических симуляций, среди устройств на чипах Turing выбирают конфигурации с максимально высокой ПСП, к которым GeForce GTX 1650 SUPER тоже явно не относится (как, в прочем, и базовая версия GTX 1660), а красные ускорители семейства Polaris вынес на верхние позиции графиков запас «сырой» производительности в гигафлопсах.

И наконец, на результаты GeForce GTX 1650 SUPER в чисто синтетических бенчмарках SiSoftware Sandra полезно взглянуть, чтобы в очередной раз убедиться — главным фактором, сдерживающим быстродействие новинки на практике, стал именно объем оперативной памяти, а не что-либо еще. Избранный тест Sandra, чувствительный только к вычислительной мощности графического процессора, таймингам памяти и ПСП, поместил GTX 1650 SUPER рядом с SUPER-модификацией GTX 1660, а, к примеру, в играх этого и близко нет.

#Кодирование/декодирование видео

Интегрированный декодер NVDEC в составе чипа TU116 обладает лидирующими показателями быстродействия в обработке видеопотока трех распространенных стандартов — H.264, HEVC и VP9. Впрочем, продукты AMD на чипах Polaris тоже умеют декодировать первые два формата с высокой кадровой частотой и разрешением вплоть до 4K, а для просмотра фильмов этого вполне достаточно. Только поддержка VP9 пришла в дискретные видеокарты AMD лишь вместе с Radeon RX 5700 (XT).

Важное отличие SUPER-модификации GeForce GTX 1650 на основе TU116 от базовой модели заключается в последней версии аппаратного кодировщика NVENC, который существенно опережает по пропускной способности аналогичный компонент TU117. В особенности при работе с HEVC, где скорость записи практически удвоилась. Благодаря тому, что вычислительные мощности NVENC и NVDEC теперь соответствуют друг другу, GTX 1650 SUPER, как все старшие модели на чипах Turing, способен отмасштабировать видео и конвертировать формат на скорую руку. Или наоборот, инвестировать избыток скорости в качество изображения.

#Результаты тестов игровой производительности и цены

1920 × 1080
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce GTX 1650 SUPER (1530/1770 МГц, 12000 Мбит/с, 4 Гбайт) NVIDIA GeForce GTX 1650 SUPER (1630/1870 МГц, 15000 Мбит/с, 4 Гбайт) NVIDIA GeForce GTX 1650 NVIDIA GeForce GTX 1660 NVIDIA GeForce GTX 1660 SUPER NVIDIA GeForce GTX 1050 Ti NVIDIA GeForce GTX 1060 (6 Гбайт) AMD Radeon RX 570 (4 Гбайт) AMD Radeon RX 580 (8 Гбайт) AMD Radeon RX 590
Assassin's Creed Odyssey TAA High 36 / 42 38 / 45 25 / 30 43 / 49 43 / 51 23 / 27 38 / 42 26 / 29 32 / 37 35 / 39
Battlefield V TAA High 69 / 88 76 / 92 36 / 56 76 / 93 97 / 107 31 / 45 65 / 80 64 / 76 71 / 83 76 / 91
Borderlands 3 TAA 33 / 38 33 / 38 24 / 28 39 / 44 42 / 49 17 / 20 32 / 37 29 / 34 33 / 38 37 / 43
DiRT Rally 2.0 MSAA 4x + TAA 32 / 47 35 / 50 25 / 38 40 / 58 45 / 65 18 / 28 32 / 48 32 / 39 37 / 46 42 / 51
Far Cry 5 TAA 72 / 81 77 / 87 50 / 56 74 / 82 83 / 95 40 / 44 67 / 73 54 / 60 62 / 69 71 / 78
Forza Horizon 4 MSAA 4x + FXAA 60 / 71 64 / 76 41 / 50 65 / 78 73 / 87 34 / 41 53 / 62 44 / 52 52 / 63 57 / 69
Metro Exodus TAA 8 / 17 9 / 18 7 / 13 17 / 28 19 / 32 8 / 14 14 / 25 12 / 22 14 / 24 16 / 27
Red Dead Redemption 2 TAA High 19 / 24 20 / 25 14 / 18 21 / 25 23 / 28 9 / 12 16 / 19 0 / 0 17 / 22 20 / 24
Shadow of the Tomb Raider SMAA 4x 37 / 45 39 / 48 25 / 30 38 / 48 44 / 55 17 / 23 31 / 39 23 / 33 29 / 39 32 / 43
Strange Brigade AA Ultra 76 / 94 82 / 102 52 / 64 77 / 97 89 / 116 37 / 46 64 / 81 59 / 78 65 / 89 71 / 96
Tom Clancy's The Division 2 TAA Ultra 40 / 48 42 / 51 21 / 27 43 / 52 47 / 58 19 / 22 33 / 40 20 / 37 37 / 46 43 / 52
Total War: THREE KINGDOMS TAA 18 / 23 21 / 26 13 / 17 23 / 29 27 / 35 12 / 15 21 / 27 14 / 18 18 / 24 19 / 26
Макс. +13% −19% +65% +88% −18% +47% +29% +41% +59%
Средн. +6% −30% +15% +31% −43% −3% −17% −3% +7%
Мин. 0% −44% +1% +17% −54% −21% −31% −15% −7%

#Выводы

Глядя на GeForce GTX 1650 SUPER, так и хочется опять воскликнуть: «Вот что конкуренция животворящая делает!» Стоило AMD пригрозить выходом ускорителей Radeon RX 5500, как на сцене тут же появилась свежая конфигурация изначально не очень располагающей к себе модели NVIDIA, которая одним махом нарастила быстродействие на 42 % при стоимости всего на $10 выше. Обновленный GeForce GTX 1650 — это, можно сказать, самый супер-пупер среди зеленых устройств, выпущенных в этом году, ведь ни одна другая из видеокарт, получивших промежуточный апгрейд характеристик, и близко не подобралась к подобным числам.

Достаточно ли этого, чтобы GeForce GTX 1650 SUPER мог постоять за себя на рынке против Radeon RX 5500, мы пока не имеем ни малейшего понятия: предварительные данные о возможностях соперника уже проникли в Сеть, а вот цены AMD до последнего держит в тайне. Вместе с тем GTX 1650 SUPER уже подал заявку на лидерство в сравнении со старыми устройствами обоих производителей. Разница в игровых FPS между новинкой и GTX 1050 Ti еще внушительнее, чем между первым и вторым изданием GTX 1650, а ведь по валютным ценам в данный момент они практически эквивалентны. Рост показателей в бенчмарках на 76 % позволяет без оговорок называть GTX 1650 SUPER бюджетным ускорителем нового поколения, а не довольно специфической видеокартой для компактных корпусов и OEM-клиентов, которой является базовая версия GTX 1650.

На шкале быстродействия старых, но упорно не сдающих позиции игроков красной команды GTX 1650 SUPER поместился в промежутке между Radeon RX 580 и RX 590. Однако достоинства и недостатки видеокарт на чипах Turing и Polaris тут выражены как никогда сильно. На стороне NVIDIA двукратный перевес по энергоэффективности и, соответственно, минимальные запросы к мощности БП и охлаждению. C другой стороны, оперативной памяти у GTX 1650 SUPER в обрез — всего 4 Гбайт, при том что даже близкий по производительности GTX 1060 имеет на 2 Гбайт больше, а у RX 580 и RX 590 их целых восемь.

Что касается конкретной реализации GeForce GTX 1650 SUPER — Palit StormX OC, то главным достоинством этой модели являются небольшие размеры, подходящие под корпуса формата Mini-ITX. А упрощенная система охлаждения без труда держит GPU в комфортной температуре, жаль только, что за счет высокого уровня шума. Ценителям тишины стоит поискать среди всех модификаций GTX 1650 SUPER более подходящий, но наверняка и более дорогой вариант. Впрочем, у Palit еще есть время, чтобы сместить баланс в пользу акустики, подправив в BIOS кривую управления вентилятором, а владельцы ранних экземпляров StormX могут сделать это самостоятельно.

В любом случае торопиться с апгрейдом мы не советуем. Нехватка предложений в России и фактор новизны побуждает магазины отпускать новинки по завышенной стоимости, да и Radeon RX 5500 совсем не за горами. На победу AMD рассчитывать не обязательно, но появление соперника вполне может подействовать на местные цены GTX 1650.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/998879