Оригинал материала: https://3dnews.ru/621751

Canon PowerShot SX40 HS — дальше только звезды

Характеристики. Комплектация. Внешний вид

Похоже, 36-кратная оптическая трансфокация в компактах стала финалом гонки: дальше пока ни один производитель не пошел, а некоторые и вовсе ограничились объективами с 24-кратным увеличением. Впрочем, эта осторожность вполне объяснима — получить высокую светосилу и небольшие геометрические искажения при таких характеристиках крайне сложно и дорого, что оттолкнуло бы потенциальных покупателей гиперзумов. В этот раз на тестирование попал фотоаппарат Canon PowerShot SX40 HS, который оборудован 35-кратным зум-объективом и КМОП-матрицей, наличие которой в классе гиперзумов сейчас является стандартом. Кроме того, в камере имеется цифровой видоискатель, поворотный экран и разъем «горячий башмак» для подключения внешних вспышек.

Вид общий

#Технические характеристики, заявленные производителем

Canon PowerShot SX40 HS
Сенсор изображения КМОП-матрица с задней подсветкой размером 1/2,3″
Эффективное количество точек, Мп 12,1
Диапазон фокусных расстояний, мм 4,3-150,5 (эквивалентный диапазон 35-мм плёнки: 24-840)
Максимальная диафрагма ƒ/2,7-ƒ/5,8
Конструкция объектива 13 элементов в 10 группах (1 линза Hi-UD, 1 линза UD и 1 двусторонняя асферическая линза)
Формат сохранения изображения Фотокадр: JPEG (DCF 2.0, Exif 2.3)
Видео: MOV [H.264 + линейная импульсно-кодовая модуляция (стерео)]
Размер кадра в пикселях Фотокадр: 4:3
(L) 4000x3000
(M1) 2816x2112
(M2) 1600x1200
(S) 640x480
16:9
(L) 4000x2248
(M1) 2816x1584
(M2) 1920x1080
(S) 640x360
3:2
(L) 4000x2664
(M1) 2816x1880
(M2) 1600x1064
(S) 640x424
1:1
(L) 2992x2992
(M1) 2112x2112
(M2) 1200x1200
(S) 480x480
Видео: (Full HD) 1920x1080, 24 кадра/с
(HD) 1280x720, 30 кадров/с
(L) 640x480, 30 кадров/с
Замедленная видеосъемка: (L) 640x480, 120 кадров/с,
(M) 320x240, 240 кадров/с
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте Авто, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200
Диапазон выдержек, с 1–1/3200 (заводские настройки)
15–1/3200 (диапазон зависит от режима съемки)
Экспозамер Оценочный замер (по рамке автофокусировки функции обнаружения лиц), центровзвешенный интегральный замер, точечный замер (по центр. точке, или рамке автофокусировки функции обнаружения лиц, или рамке автофокусировки подвижной зоны (FlexiZone)
Экспокоррекция +/-2 EV с шагом 1/3 EV
Диапазон действия вспышки, м 0,5—7,0 (Ш) / 1,4—3,0 (T)
Автоспуск, с 2-10
Устройство хранения информации SD, SDHC, SDXC
ЖК-дисплей Экран 6,8 см (2,7″) PureColor II VA (TFT) с переменным углом наклона, прибл. 230 000 точек
Видоискатель Соотношение сторон 4:3, 202 000 точек
Интерфейсы HDMI, USB, аудио/видеовыход
Питание Литий-ионный аккумулятор NB-10L, 6,8 Вт*ч
Габариты (ШхВхД), мм 122,9x92,4x107,7
Масса, г 600 (включая аккумулятор и карту памяти)

#Комплект поставки и дополнительные аксессуары

На тестирование был предоставлен демонстрационный образец, комплект которого включал лишь аккумулятор, зарядное устройство, наплечный ремень, крышку объектива и шнурок крепежа крышки. Коммерческие образцы дополнительно комплектуются диском с ПО и инструкцией, а также печатной версией руководства.

#Внешний вид

Камера относится к классу гиперзумов, причём объектив ее обладает довольно неплохой светосилой в широкоугольном положении, поэтому ожидать скромных габаритов от SX40 HS не стоит — по размерам она соизмерима с Canon 1100D с китовым объективом 18-55 мм. Причем не только по габаритам, но и по массе. Фактически тестируемая камера является одной из самых тяжёлых в своем классе. Благодаря особенностям формы выступа с лицевой стороны, а также выемке сзади под большой палец в руке средних размеров камера лежит как влитая. Но есть одно маленькое «но». Если под большой палец имеется хотя бы несколько выпуклых точек, повышающих сцепление, то спереди нет ничего — ни резиновой накладки, ни выпуклых точек, что приводит к необходимости съёмки с двух рук, хотя все органы управления размещены таким образом, что работать с ними можно было бы одной рукой.

Корпус изготовлен из пластика. Поверхность лицевой панели шероховатая, поэтому на ней совершенно не заметны отпечатки. Не особо маркой оказалась камера и с тыльной стороны, где поверхность панелей гладкая. Исключением является разве что экран, который мгновенно собирает разнообразные отпечатки. Качество сборки высокое — не придерешься.

Вид спереди

Спереди находятся объектив, пара микрофонов и лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором таймера автоматического спуска затвора.

Вид сзади

Большую часть тыльной поверхности занимает поворотный экран. Над ним расположены программируемая кнопка, видеоклавиша, а также видоискатель. Правее экрана находятся пять обычных кнопок управления и круглая 4-позиционная многофункциональная клавиша с кнопкой ввода по центру и вращающимся кольцом по периметру.

Вид сверху

Сверху располагаются клавиша выбора режима работы вспышки, подъёмная вспышка, массивный диск выбора режимов съёмки, клавиша спуска затвора с рычажком трансфокации, а также кнопка питания. Тут же находится и «горячий башмак», скрытый изящной резиновой накладкой, которая элементарно устанавливается, но снять её не так-то просто.

Снизу расположены только лишь разъём установки на штатив и отсек для аккумулятора и карты памяти.

Вид снизу

На левой боковой поверхности находится лишь системный динамик, а справа — порты HDMI и miniUSB, причем к последнему также можно подключить AV-кабель.

Вид слева

Вид справа

Дисплей и интерфейс. Съёмка и впечатления от работы

#Дисплей, видоискатель и интерфейс

В SX40 HS, как и у всех конкурентов, установлен поворотный дисплей. В камере за $500 дисплей должен, по крайней мере, не разочаровывать, но, к сожалению, «сороковке» разочаровать удалось. Ещё можно как-то пережить диагональ в 2,7 дюйма, хотя для камер данного класса стандарт де-факто — 3 дюйма. Но мизерное по современным меркам разрешение в 230 тыс. точек простить ну никак нельзя, ведь это показатель ультрабюджетных камер! Для сравнения: у соизмеримого по стоимости Panasonic Lumix DMC-FZ150 разрешение дисплея составляет 460 тыс. точек, у Sony Cyber-shot DSC-HX100V — 921 тыс. точек, аналогичное разрешение и у гораздо более доступного фотоаппарата Nikon Coolpix P500. Конечно, у дисплея тестируемой камеры большие углы обзора, причём в обеих плоскостях, да и при падении на дисплей прямых солнечных лучей он читается хорошо, и даже цветопередача неплохая, но всё портит режущее глаз зерно.

Остаётся надежда на видоискатель, но и здесь промашка — он маленький, цвета отображаются не совсем корректно, при быстром переводе камеры изображение слега притормаживает, вдобавок разрешение матрицы еще меньше: всего 202 тыс. точек.

Интерфейс компактов Canon с кнопочным управлением неизменен уже несколько лет (сенсорные интерфейсы понемногу модифицируются), поэтому особых отличий от модели SX30 тут нет, к тому же интерфейс интуитивно понятен, так что даже новичок быстро разберётся с камерой без помощи инструкции. Анимация меню быстрая и плавная, отклик на нажатие клавиш мгновенный— в общем, всё было бы замечательно, если бы не низкое разрешение ЖК-матрицы. Для ознакомления с интерфейсом ниже приведено несколько снимков экрана.

Главное окно съёмки

Меню функций. Выбор настройки баланса белого

Меню функций. Введение экспосдвига

Меню функций. Выбор разрешения фото

Меню функций. Выбор разрешения видео

Выбор режима видеосъёмки

Выбор скорости потока кадров в режиме замедленного видео

Выбор сюжетной программы

Пользовательское меню

Меню настройки параметров фотосъёмки

Настройка системных параметров

Полноэкранный просмотр

Просмотр базовых метаданных и яркостной гистограммы

Просмотр увеличенной зоны фокусировки

Просмотр фото на весь экран

Просмотр максимально увеличенного фрагмента

Матрица миниатюр 2х2

Матрица миниатюр 3х3

Матрица миниатюр 6х6

Матрица миниатюр 10х10

Меню настройки параметров режима просмотра

 

Меню настройки прямой печати

 

#Особенности камеры

Как и у большинства современных камер, в особенности гиперзумов, у Canon SX40 предусмотрена функция интеллектуальной автонастройки, которая выбирает предпочтительные параметры из 32 различных режимов (21 для видео), автоматически обеспечивая оптимальные результаты. Коррекция баланса белого по нескольким областям компенсирует присутствие нескольких источников света для естественных результатов.

Наличие КМОП-сенсора подразумевает присутствие скоростных режимов съёмки фото и видео. Съёмка видео возможна со скоростью 120 кадров/с при разрешении 640х480 точек, 240 кадров/с при разрешении 320х240 точек. Съемка фото в полном разрешении 12,1 Мп возможна со скоростью до 10,3 кадра/с, но длительность серии ограничена всего лишь восемью снимками, к тому же данная функция вынесена в меню сюжетных программ, поэтому изменять какие-либо настройки съёмки при этом нельзя.

Ещё одна особенность камеры — это режим приоритета на лицах, который дополнен функциями определения улыбки и морганий. Вроде бы удивительного тут ничего нет, ведь данный режим есть практически у любого гиперзума, вот только в SX40 он весьма неплохо работает. Тут нет настроек уровня чувствительности и индикатора «ширины» улыбки, как, например, в Sony HX100V, но зато работает функция значительно лучше и способна подхватить даже лёгкую улыбку. Примечательно, что вероятность ложных срабатываний, например если фотографируемый человек заговорил, мизерна, и камера определяет как улыбку только собственно улыбку. Также возможен запуск таймера автоматического спуска затвора по морганию — достаточно лишь моргнуть, и сразу начнётся обратный отсчёт таймера автоспуска. Но и это ещё не всё — автоматический запуск таймера возможен при появлении в кадре ещё одного лица (например, фотографа, которому не нужно стремглав бежать к фотографируемой компании после запуска таймера). Кроме того, во всех перечисленных режимах автоспуска затвора в настройках возможно указание количество снимаемых кадров от 1 до 10.

#Съёмка и впечатления от работы

Гиперзумы нередко довольно долго готовятся к работе, не стал исключением и тестируемый фотоаппарат, который немного не вписался в 2-секундный норматив — 2,25 секунды. Впрочем, четверть секунды — это не так уж и страшно. Зум-объектив может изменять фокусное расстояние в двух скоростных режимах — при половинном нажатии рычажка управления от края к краю трансфокатор перемещается за 6,5 секунды, а при полном — за 2,05 секунды, что чрезвычайно быстро для гиперзума и достигнуто за счёт использования в конструкции привода ультразвукового мотора USM, чем гордится производитель.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. В широкоугольном положении съёмка производилась с расстояния 30 см, а в телеположении, как и в случае всех гиперзумов, с полутора метров. Конечно, ожидалось, что SX40HS наконец побьёт рекорд своего прямого предка двухлетней давности, модели SX20IS, рекорд которой, 0,11 секунды в ШУ-положении, всё ещё не побит ни одной из протестированных нами камер. Но снова не судьба — 0,34 секунды в ШУ-положении и 0,88 секунды в телеположении. При слабом освещении либо фокусировке в темноте (при помощи встроенной подсветки) может быть затрачено до 1,44 секунды.

В настройках камеры доступно три режима фокусировки. FlexiZone по умолчанию фокусируется на центр, но при необходимости зону можно переместить вручную. Кроме того, размер зоны можно изменять, но доступно только два варианта — большой и малый. Режим определения лиц уже описан выше в пункте особенностей камеры. Тут стоит лишь напомнить, что работает он отлично.

Режим ведения объекта имеет два недостатка: во-первых, для его работы приходится постоянно удерживать наполовину нажатой клавишу спуска затвора, что может привести к случайной съёмке кадра в неподходящий момент, да и неудобно это, а во-вторых, ручной выбор объекта не предусмотрен и камера автоматически подхватывает цели по центру кадра. Но в остальном режим ведения заслуживает только похвалы — захват объектов происходит быстро, удерживаются они очень хорошо даже при быстром хаотическом перемещении, разве что при выходе цели за пределы кадра камера автоматически перескакивает обратно на центр.

Предусмотрен и ручной режим фокусировки. Механического кольца на объективе, как, например, в «псевдозеркалках» Fujifilm, нет, поэтому приходится довольствоваться вращающимся вокруг многофункциональной клавиши кольцом, что не всегда удобно. К счастью, обычно камера хорошо фокусируется автоматически даже в сложных условиях, поэтому необходимость в ручной подстройке возникает крайне редко.

В Canon SX40 HS предусмотрены режимы PASM. Экспозамер работает в следующих режимах: оценочный замер (по рамке автофокусировки функции обнаружения лиц), центровзвешенный интегральный замер, точечный замер (по центральной точке или рамке автофокусировки функции обнаружения лиц либо же по рамке автофокусировки подвижной зоны (FlexiZone). Нечто подобное предусмотрено в гиперзумах Nikon — установка экспозиции осуществляется по зоне фокусировки, но если в камерах Nikon приходится вручную выбирать зону (режим установки экспозиции по зоне фокусировки вовсе вынесен в отдельный пункт), то в тестируемой камере это может происходить автоматически. Впрочем, тенденция к автоматизации работы камер наблюдается уже достаточно давно, и если раньше это ограничивалось автоматическим выбором сюжетной программы, то сейчас даже в ручных режимах съёмки многие функции максимально автоматизированы.

В настройках предусмотрена возможность введение экспосдвига в стандартном диапазоне от -2 до +2 ступеней с шагом в треть ступени, а также съёмка с автоматическим брекетингом по три кадра с шагом 1/3, 2/3, 1 + 1/3, 1 + 2/3 и 2 ступени. При естественном освещении даже в очень сложных условиях ошибка экспозамера минимальна. При искусственном освещении она немного возрастает, но всё же SX40 остается куда точнее многих конкурентов. При освещении лампами накаливания ошибка колеблется в пределах -0,11…-0,22 EV, что не является абсолютным рекордом, но в классе результат один из лучших. При флуоресцентном освещении промахи экспозамера, наоборот, немного больше, чем в среднем по классу, — от 0,09 до 0,24 EV.

В настройках баланса белого предусмотрено пять пресетов: дневной свет, облачно, два варианта флуоресцентных ламп и вспышка. Кроме того, имеются ручной и автоматический режимы. Преимущество камеры перед конкурентами заключается в том, что она производит автоматическую установку, опираясь на несколько зон, и результат действительно оказывается весьма неплохим даже при галогенном освещении, который заставляет чрезвычайно сильно ошибаться большинство камер.  Съемка при флуоресцентном освещении автоматике даётся и вовсе с лёгкостью, хотя назвать ошибку рекордно малой нельзя.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 К, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 К

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Фототесты. Примеры снимков. Выводы

#Фототесты

Шумы

Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием. Баланс белого был выставлен автоматически. Съёмка тестовой мишени также была проведена при активированном режиме шумоподавления. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов.

Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 100 до 3200 единиц в ISO-эквиваленте. К сожалению, в камере не предусмотрено управление активностью шумоподавления либо его отключение. В качестве оппонента была взята SLR-Like камера Fujifilm FinePix HS20, которая оборудована чуть большим КМОП-сенсором размером 1/2 дюйма, а также объективом с 30-кратной трансфокацией. В ней, кстати, шумоподавление можно и настроить.

Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Фр 1 Fujifilm HS20,
Шумоподавление в режиме «низко»
Fujifilm HS20,
Шумоподавление в режиме «стандарт»
Fujifilm HS20,
Шумоподавление в режиме «высоко»
Canon PowerShot SX40 HS
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
Фр 2 Fujifilm HS20,
Шумоподавление в режиме «низко»
Fujifilm HS20,
Шумоподавление в режиме «стандарт»
Fujifilm HS20,
Шумоподавление в режиме «высоко»
Canon PowerShot SX40 HS
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
Фр 3 Fujifilm HS20,
Шумоподавление в режиме «низко»
Fujifilm HS20,
Шумоподавление в режиме «стандарт»
Fujifilm HS20,
Шумоподавление в режиме «высоко»
Canon PowerShot SX40 HS
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/10 c, ISO 100

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/20 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/40 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/80 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/160 c, ISO 1600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/320 c, ISO 3200

#Вспышка

В настройках работы вспышки доступны следующие режимы: автоматическая, заполняющая и медленная синхронизация, причём как по первой, так и по второй шторке. Отдельно возможно активирование режима подавления эффекта «красных глаз». Также предусмотрена возможность введения компенсации вспышки от -2 до +2 EV с шагом в треть ступени. Ниже приведены миниатюры-ссылки на полноформатные файлы, отснятые со значениями компенсации от -2 до +2 EV с шагом в 1 ступень.

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой.
Компенсация вспышки: -2

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой.
Компенсация вспышки: -1

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой.
Компенсация вспышки: 0

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой.
Компенсация вспышки: +1

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +2

#Съёмка при недостаточной освещённости

Для оценки возможностей камеры при недостаточной освещённости была проведена съёмка тестового натюрморта при освещении двумя лампами накаливания, подключенными к сети через реостат, при помощи которого устанавливалось освещение 10, 20, 50, 100, 200 и 1000 люкс. Установка баланса белого производилась в автоматическом режиме.

10 люкс

20 люкс

50 люкс

100 люкс

200 люкс

1000 люкс

#Примеры снимков

#Режим видеосъёмки

Камера оборудована КМОП-сенсором, поэтому вполне ожидаемо то, что она умеет записывать ролики с большой скоростью потока кадров и видео высокой чёткости с разрешением вплоть до 1920х1080 точек. К сожалению, формат AVCHD не поддерживается, хотя у конкурентов от Panasonic и Sony поддержка данного формата есть.

В режиме записи с высокой скоростью потока кадров настроек нет вовсе, при записи HD-видео доступен выбор настройки баланса белого и наложение цветовых спецэффектов. Во время видеозаписи возможна как работа автофокуса, так и оптического трансфокатора.

Автофокус работает тихо, быстро и зачастую точно, но иногда, особенно в процессе зуммирования, контрастный автофокус даёт сбой и автоматика пытается заново настроиться при уже имеющейся чёткой картинке (данный эффект хорошо заметен на 18-22-й секундах примера видеозаписи).

Есть в камере и бонус в виде съёмки фото с полным разрешением непосредственно во время видеозаписи, но, к сожалению, после каждого снимка экран темнеет не только во время записи, но и на записи, поэтому при последующем просмотре отчётливо видно, когда был сделан кадр.

Пример записи с разрешением 1920х1080 точек

#Источники питания и автономная работа

Аккумуляторный отсек

В камере используется литий-ионный аккумулятор NB-10L ёмкостью 6,8 Вт*ч, чего, по заявлению производителя, достаточно для съёмки 380 снимков — значительно больше, нежели у Sony Cyber-shot DSC-HX100V (303 кадра), но меньше, чем у Panasonic LUMIX DMC-FZ150 (410 кадров). На практике камера смогла отснять 475 кадров, из которых 40 было сделано со вспышкой. Индикатор остаточного уровня не может похвастаться большим количеством сегментов, ведь их всего три, но на его показания можно смело полагаться.

#Выводы

Даже поклоннику продукции Canon (все мы люди, а не роботы, поэтому у каждого свои предпочтения) будет тяжело признать SX40 удачной камерой. Цена устройства в прайс-листах российской розницы стартует от 15 200 рублей, что соизмеримо со стоимостью таких мощнейших игроков сегмента, как Panasonic FZ150 (от 16 500 рублей) и Sony HX100V (самый дорогой, от 17 000 рублей, но оборудован GPS-модулем), а камеры вроде Nikon P500 и Fujifilm HS20 и вовсе значительно доступнее (от 10 500 и от 11 240 рублей соответственно), поэтому устройство должно было, по крайней мере, чем-то впечатлить. Но не впечатляет.

Резиновых накладок ни под большой палец, ни на лицевом выступе нет, разрешение дисплея для такого недешёвого фотоаппарата попросту мизерное, видоискатель неудобный, поддержки формата RAW нет, настроек шумоподавления тоже. Разнообразные современные фишки, присущие камерам на базе КМОП-сенсора, присутствуют, но не в полном объёме. Например, нет режима создания 3D-фото, который есть у Panasonic FZ150 и Sony HX100V. Допустим, эта функция нужна пока далеко не всем из-за дороговизны устройств воспроизведения, но, например, возможность создания автоматических панорам весьма интересна и есть у всех перечисленных выше конкурентов, причём Sony тут неоспоримый лидер, а в тестируемой камере данной функции нет вовсе. Кроме того, нет и поддержки AVCHD в режиме видеозаписи, что опять же есть у Panasonic FZ150 и Sony HX100V.

Плюсов не так много — удобные органы управления, хорошая работа автофокуса, приятно удивили режимы ведения и определения лиц, в частности, впечатлила работа автоматического спуска при обнаружении улыбки, который действительно способен подхватить лёгкую улыбку. Также стоит отметить небольшую ошибку экспозамера и сравнительно точную работу автоматической установки баланса белого при галогенном освещении. Ну и достаточно длительную автономную работу.

Выражаем благодарность украинскому представительству компании Canon за фотокамеру, предоставленную для тестирования.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/621751