Технологии мобильной фотосъемки развиваются все стремительнее с каждым годом, и популярность мобильной фотографии растет вслед за качеством снимков. И если до недавних пор наличие единственной (не считая селфи) камеры в смартфоне было абсолютной нормой, то теперь рынок завоевывают мобильные устройства с двумя, тремя и даже четырьмя встроенными камерами, такие как Huawei P30 Pro. Для чего же эти камеры нужны, и не излишество ли это? Давайте разбираться.
Еще пару лет назад мы были поставлены перед фактом, что съемка на смартфон — это обязательно съемка на широкоугольную оптику или, говоря простым языком, — съемка с большим углом обзора, при которой в кадре у нас оказывается сразу много объектов. В профессиональной фотографии широкоугольная оптика используется в основном при съемке пейзажей, иногда — в репортаже, когда важно передать массовость или показать масштаб места действия.
Наверняка вы отмечали, что пейзажи, снятые на хороший смартфон, тоже могут выглядеть прекрасно, потому что оптика изначально «заточена» под этот жанр. Но в ситуациях, когда нам нужно сфотографировать объект крупным планом, отсекая из кадра все посторонние предметы, могут возникнуть проблемы: для того, чтобы сделать подобное фото на смартфон, нужно максимально приблизиться к объекту, а съемка на широкоугольный объектив с близкого расстояния приводит к неизбежным оптическим искажениям. Не говоря уже о том, что возможность подойти вплотную не всегда и есть. Цифровой зум — сомнительный выход, так как по сути мы лишь вырезаем часть снимка, теряя разрешение, детализацию и в целом качество фотографии. Наличие нескольких камер в смартфоне выводит съемку на принципиально новый уровень и расширяет творческие горизонты.
Вот несколько примеров ситуаций, когда нам может понадобиться съемка с зумом.
1. Самая простая ситуация — когда объект съемки находится далеко и нет физической возможности к нему подойти. Например, вы находитесь на концерте и хотите сделать не снимок толпы с яркой сценой на заднем плане, а кадры непосредственно с выступающими артистами.
Фото слева сделано на основной объектив, фото справа — с применением пятикратного зума:
В пейзажной фотографии это тоже актуально: общий план не всегда смотрится эффектно, обилие лишних деталей, попавших в поле зрения камеры, может сделать фото «проходным». Вычленяя из сцены самый интересный фрагмент, мы помогаем зрителю не распылять внимание.
Скучное небо без облаков, обилие невыразительной зелени на переднем плане — все это делает первый пейзаж ничем не примечательным. Второй кадр более лаконичный и цельный, сделать его удалось благодаря использованию зум-объектива, не меняя точку съемки:
2. С помощью зум-объектива можно создавать интересные, минималистичные кадры, которые отлично будут смотреться, например, в качестве обоев на рабочий стол.
К фотографиям из окна самолета все, в принципе, привыкли, и они всегда выглядят похожими. Но снимая не общий план, а фактуру облаков, можно сделать более нестандартный кадр! Убирая из снимка все лишнее, насыщая его плотной фактурой, можно сделать интересные фоновые заставки:
3. Шикарные макрофотографии — еще одно преимущество работы с зумом. Попробуйте отойти от идеи, что зум нужен только для съемки чего-то далекого. Иногда, напротив, очень интересно включить его и сделать кадр с минимального допустимого расстояния — всего с пары сантиметров. Вас впечатлят возможности увеличения, а ваши подписчики в инстаграме едва ли догадаются, что фото сделано не на профессиональную макрооптику. Для получения наилучшего результата постарайтесь найти для смартфона опору и фотографировать при хорошем освещении — тогда ни дрожание рук, ни длинная выдержка не помешают сделать качественный кадр!
Макрофотография — целый увлекательный мир, и теперь, чтобы попрактиковаться в этом жанре вам не нужен будет профессиональный фотоаппарат и специализированная оптика. Эти снимки сделаны с пятикратным зумом с расстояния в пару сантиметров от объекта:
4. Съемка портретов крупным планом на смартфон — больная тема для многих. Вы наверняка замечали, что на таких снимках выглядите «не очень» - лицо неестественно вытянутое, нос слишком большой. Происходит это из-за тех самых широкоугольных искажений, о которых сказано в начале статьи. То, что находится ближе всего к камере — то получается на снимке самым крупным, и в случае с портретами достается как раз носу. Приходится вертеться так и эдак в поисках более-менее приличного ракурса, но искажения все равно остаются. С новой системой камер эта проблема решается легко: достаточно отойти на несколько шагов от портретируемого и включить пятикратный зум.
5. И, конечно, в жизни иногда бывают ситуации, когда нам хочется снять что-то, оставшись незамеченным: увидели интересный аксессуар у человека на улице, но стесняетесь подойти ближе; заметили выразительную сценку, но понимаете, что ваше присутствие спугнет момент. А может быть, вам нужно зафиксировать на фото или видео какое-то противоправное действие? Конечно, здесь выручит зум, обеспечив качественный результат.