Сегодня 02 июня 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Аналитика

Пираты XXI века. Часть III

Автор: Кирилл Белов


Читая все предыдущие статьи этой серии и проникнувшись ответственностью хотя бы перед отечественными производителями программ и других видов интеллектуальной собственности вы можете пойти в мегафирменный магазин и получить с чеком пиратский диск…

Но ни вы, ни продавец об этом догадываться не будете… Он будет думать, что вот еще один человек начал покупать легальные информационные носители, а вы будете думать что поступаете наконец-то правильно. Но, как показывает практика, даже в райских кущах производителей легальной продукции, у дилеров ПО и в фирменных магазинах мультимедийной продукции можно купить пиратскую продукцию.

Так, мой знакомый фанат качественного звука не покупает музыкальные диски в магазинах крупнейшей студии звукозаписи, ссылаясь на наличие там не очень качественной продукции. Я недоумевал?! Но, оказалось, это мнение имеет под собой основание.

Один из экспертов рынка лазерных носителей, с которым мне удалось поговорить, в рамках неофициальной беседы сообщил о том, что в абсолютно "официальные" магазины иногда завозятся партии нелицензионных дисков с мультимедийной продукцией.

Это один из примеров, а сколько их еще? Это конечно не призыв покупать диски "с рук", все равно они ведь все пиратские. Просто коли вы решили заплатить нормальные деньги за качественный продукт, будьте внимательней к покупаемой продукции.

Но это лирическое отступление. Теперь о том, как у нас борются с пиратством. До недавнего времени, я, как и большинство наших сограждан думал, что никак. На самом деле кто-то с ним все-таки борется. Конечно, в масштабах государства процесс законодательного и правоприменительного развития застыл на месте уже давно, иногда правда совершая колебательные движения во всех направлениях, нужных и ненужных. Но некоторые компании сами занимаются борьбой с пиратством в некоторых его видах.

Так, например, для таких гигантов как Microsoft и 1С потери в корпоративном секторе российской отрасли ПО очень велики. То есть покупает местный сетевой администратор одну или две коробки ПО, а устанавливает его на 250 компьютеров своего предприятия. Ну как тут не возмутиться? Руководству предприятия предлагается купить лицензии. На что оно вправе не согласиться. И никак его не заставишь. В общем, дело добровольное. Но узнать, сколько и какого ПО у вас стоит не составляет труда, причем вы сами все это расскажете.

Это достаточно простой с применительной точки зрения механизм, гораздо сложнее побороть укоренившуюся в умах "физических лиц" любовь к дешевой контрафактной продукции и неуважение к авторскому праву и интеллектуальной собственности. Здесь уже стоит рассматривать проблему с психологической точки зрения. Не привыкли мы платить за интеллектуальный труд. Вот тот, кто копает яму под фундамент гаража, тому нужно платить, точнее приходится, а создателю ПО или фильма совсем не обязательно, все равно он богатый. Зачем брать DVD в прокате на два дня, лучше купить за эти деньги пиратский и смотреть сколько хочется. А то, что его создатель не стал экономистом или инженером около нефтяной трубы это уже никого не касается.

Сложность борьбы с розничным видом пиратства сложна сама по себе. Усложняет ее то, что многие заинтересованные лица "сидят наверху", а стимулирующим фактором является бедность основной части населения нашей страны. К тому же все никак не могут договориться, с чем начинать бороться: с заводами или продавцами контрафактной мультимедийной продукции? Заводы предлагают с продавцами, а продавцы с заводами!

На этой волне борьбы самих с собой можно увидеть примеры попыток легализации "черного пиратского дела". Так, некоторые компании имеющие прочные связи в законодательных и исполнительных органах нашей страны, активно лоббирует введение специальных идентификационных меток на оптических носителях информации - совершенно бесполезной "защиты от пиратства".

Как это расценивать, как не попытку утвердиться в роли легальных структур?! Мы вот вроде еще и с пиратством боремся. И такие проекты реально рассматриваются, хотя сколько уже раз можно тратить деньги и силы на эти марки, которые пираты делают с гораздо меньшими потерями, чем легальные продавцы.

Но есть и положительные тенденции в попытках укротить пиратов. Например, наконец-то вступила в силу долгожданная поправка к статье 146 Уголовного кодекса Российской Федерации "Нарушение авторских и смежных прав". Там появилось вот такое примечание:

"Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - пятьсот минимальных размеров оплаты труда."

Теперь конкретно определены "стоимостные эквиваленты" деяний, совершенных в крупном и особо крупном размерах с учетом реальной стоимости продукции, а не пиратской. О том, как законодательные усовершенствования повлияли на жизнь "пиратов Баренцева моря" читайте в следующей статье.

Тут же и наши производители ПО суетятся. Российские производители часто спонсируют рейды правоохранительных органов на торговые точки с пиратской продукцией своего ПО, и по их спискам программ продавцы и наказываются. Поэтому редко уже где увидишь открыто торгующего российскими новинками пирата. И это отнюдь не патриотизм наших пиратов, им все равно чем торговать, а жестокая необходимость.

Ну и напоследок классификация видов наиболее распространенного пиратства:

  • Незаконное копирование ПО конечными пользователями - можно назвать также корпоративным пиратством, когда количество машин, на которых установлено ПО превышает количество купленных лицензий или обмен копиями программ с приятелями.
  • Незаконная установка программ на жесткие диски компьютеров - продажа компьютеров с предустановленным нелицензионным ПО
  • Промышленное пиратство - производство и распространение пиратского ПО в промышленных масштабах
  • Интернет-пиратство - самый динамично развивающийся вид пиратства. Доступ в глобальную сеть становится все более скоростным, а цена на трафик все более низкой. К тому же Интернет остается сферой, в которой законы практически не действуют, так как ни физически ни юридически нельзя проконтролировать находится сервер с ПО в Кении или России. И какое же к нему законодательство применять? И кто его владелец?
  • Нарушения в канале продаж - это продажа ОЕМ-версий ПО (предназначено для продажи только с новыми компьютерами) в розницу. Распространение более дешевых копий Академического (для вузов и школ) или другого специально предназначенного ПО для организаций, которым оно не предназначается.

В следующих материалах серии Пираты XXI века читайте о том, как предлагают побороть пиратство специалисты в области авторского права, заводы, продавцы, другие заинтересованные лица и много другой интересной информации.

Дополнительные материалы:

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Привет из 2014-го: Asus выпустила обновлённую GeForce GT 710 EVO с 2 Гбайт GDDR5 8 ч.
Apple выбрала процессоры М2 Ultra и М4 для серверов, на которых будут работать ИИ-функции iPhone 11 ч.
Выставка Computex 2024 откроется 4 июня, но презентации AMD, Intel и Nvidia пройдут раньше 12 ч.
iPhone 5s официально устарел, а iPod touch 6 стал винтажным 13 ч.
Vivo оккупировала значительную часть майского рейтинга производительности AnTuTu 14 ч.
Игровой монитор Xiaomi G Pro 27i на панели Mini LED с 1152 зонами затенения выйдет на мировой рынок 14 ч.
Starlink хочет открыть для пользователей спутниковую сотовую связь уже осенью 15 ч.
Новые спутники Starlink могут уничтожить радиоастрономию на Земле, предупреждают учёные 18 ч.
Корейский профсоюз Samsung объявил забастовку, но на производство и поставки памяти это не повлияет 18 ч.
Последний «дружественный» поставщик VSAT-оборудования Gilat Satellite Networks приостановил работу в РФ 18 ч.