Сегодня 02 июня 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Умные вещи

NVIDIA GTC 2009: 3D-графика сегодня и завтра

Сегодня вниманию наших читателей предлагается отчёт о Первой конференции GPU Technology Conference (GTC 2009), организованной и проведённой компанией NVIDIA с 30 сентября по 2 октября 2009 года в отеле The Fairmont Hotel, что в городе Сан Хосе, который, в свою очередь, находится в самом сердце Калифорнийской Кремниевой Долины. Как один из счастливчиков, которому выпала честь принять участие в этом событии, постараюсь передать события этих трёх насыщенный событиями дней. Впрочем, в отличие от прошлогоднего мероприятия NVIDIA – Форума NVISION08, проходившего здесь же, в Сан Хосе, конференция GTC 2009 отличалась разительным образом. В прошлом году, несмотря на множество сессий и лабораторных работ прикладного плана, ряд ключевых презентаций, огромная отраслевая выставка, звёздные гости – астронавты и киноактёры, наконец, проводившийся тут же мировой чемпионат по множеству игровых дисциплин, оставили впечатление о NVISION08 в первую очередь как о массовом зрелищном шоу.
 g1.jpg
Программа GTC 2009, в свою очередь, вместила в себя мероприятия по трём основным направлениям: Emerging Companies Summit (Встреча развивающихся компаний), GPU Developers Summit (Встреча разработчиков GPU) и NVIDIA Research Summit (Научно-исследовательская встреча NVIDIA). Таким образом, GTC 2009, прежде всего – это серьёзное мероприятие с участием ведущих программистов, аналитиков, учёных, разработчиков со всего мира. Впечатляющ список имён представителей от NVIDIA и других компаний, известных учёных и легендарных специалистов, принявших участие в работе GTC 2009, однако приятно отметить, что всё прошло без пафоса, порой присущего таким мероприятиям, в удивительно дружественной тёплой атмосфере. Деловой настрой – это да, было, но никаких напыщенных искусственных фраз об ответственности за судьбу человечества, напротив – с мощным зарядом оптимизма и здоровым юмором даже в моменты громких анонсов. В этом плане конференция GTC 2009 весьма близка по настрою и содержанию к закончившемуся неделей ранее Форуму Intel для разработчиков – IDF 2009: деловой настрой, минимум шоу, не очень нужного в кругу людей, понимающих зачем они собрались, и огромный объём бесценной информации для каждого участника. Для меня, и, полагаю, для большинства журналистов, принимавших участие в GTC 2009, наиболее важными событиями конференции стали ключевые презентации всех трёх дней, персональные беседы-интервью с руководством и ведущими специалистами NVIDIA, а также отраслевая выставка с аппаратными и программными инновациями в различных сферах – от игрушек до кластеров для серьёзных научных расчетов с использованием распараллеленных вычислений. Постараюсь рассказать обо всём как можно подробнее и интереснее.
Без сомнения, читатели наших новостей уже знают, что ключевым событием конференции GTC 2009 стал анонс новой вычислительной архитектуры NVIDIA под названием Fermi. тем не менее, о ключевой презентации Дженсена Хуанга (Jen-Hsun Huang), соучредителя и президента NVIDIA, во время которой был сделан этот анонс, стоит рассказать подробнее. По сути, эта презентация стала в своём роде программным выступлением, по которому можно оценить вектор развития компании на ближайшее будущее. И будущее это заключается отнюдь не только в продвижении 3D видеокарт.
 gtc_026.jpg
Как и в прошлом году, рассказывая о событиях NVISION08, мне с огромным сожалением приходится констатировать факт: обычными средствами, имеющимися в распоряжении журналиста – фотоаппаратом, видеокамерой, диктофоном, невозможно передать всего того, что происходило во время презентации Дженсена. В прошлом году мы лишь на время надевали стереоочки - для просмотра ряда демороликов из новых игрушек и фильмов. В этом году вся презентация Дженсена проходила в стереорежиме, включая показ слайдов. Более того, всё происходящее на сцене снималось специальной стерео видеокамерой и периодически также транслировалось на стоящие по бокам экраны, так что присутствовавшие в зале могли видеть "объёмных" выступавших как во плоти, так и в проекции.
 gtc_011.jpg
 gtc_012.jpg
Стереокартинка, снятая обычным фотоаппаратом или видеокамерой, разумеется, теряет свою стерео составляющую, к тому же кажется слегка двоящейся, но в зале, со стереоочками, когда элементы таблиц, графиков и слайдов структурированы во всех трёх измерениях – зрелище, скажу вам, просто потрясающее, ни с чем не сравнимое. Правда, мыльные пузырьки, запущенные в самом начале презентации, были объёмными и без стереоочков, что здорово разрядило атмосферу перед началом доклада.
Одно дело когда идёшь на 3D фильм в кинотеатр, прекрасно осознавая, каких титанических усилий стоило создание каждого шедевра, и другое дело, когда обычная деловая презентация тут же на глазах способна превратиться в трёхмерное представление информации, от наглядности которого просто захватывает дух. В принципе, всё это укладывается в старинную поговорку "Лучше один раз увидеть чем сто раз услышать", только с той поправкой, что сейчас вы в лучшем случае "слышите" то, что происходило в зале во время реальной презентации. Словом, трудно описать вкус устриц тому, кто их не пробовал. И есть сильное желание чтобы времена, когда всё это станет привычным явлением, настали поскорее. Во время презентации было упомянуто в том числе и будущее стерео видения – телевизионного, компьютерного, повседневного прикладного. В целом вся презентация была разделена на три логических раздела – визуальные вычисления, параллельные вычисления и вычисления для интернета.
 gtc_003.jpg
Описав вкратце эволюцию развития вычислительных технологий NVIDIA, рассказав о возросших за время существования компании требованиях к графике, Дженсен привёл ряд наглядных примеров рендеринга реалистичных физических объектов, для которых даже мощности современных мощнейших видеокарт уже, увы, недостаточно. Например, рендеринг серьёзных объектов методом трассировки лучей – пока что дело неспешное, в реальном времени недоступное не только современным CPU, но и производительным GPU.
 gtc_004.jpg
Однако рендеринг реалистичной картинки – это ещё полдела, конечно, хотелось бы видеть всё это на экране, точнее, перед экраном монитора в "первозданном" объёмном виде. Необходимость перехода к передаче максимально реалистичной объёмной картинки диктует необходимость возникновения более мощных графических карт, новых языков, инструментов и средств для отображения информации.
 gtc_008.jpg
В качестве примера, способствующего росту популярности стерео видения, Дженсен привёл недавно поступившую в продажу в США цифровую стереокамеру Fujifilm FinePix Real 3D W1.
 gtc_025.jpg
Разработка законченной экосистемы 3D видения сейчас лишь в самом начале своего пути. Для реализации даже самых первых шагов понадобилось дождаться разработки и выпуска специальных дисплеев, способных создать действительно качественное разделение между каналами зрения правого и левого глаза; создать специальные электронные стереоочки, программно синхронизированные с видеокартой и поддерживающие десятки игр в 3D режиме; наконец, понадобилась просто уйма времени для того, чтобы договориться с поставщиками приложений об адаптации контента к стерео видению – всё это и составляет нынешнюю концепцию компании - 3D Vision. Вот тут, собственно, по экранам и начал летать Бэтмэн, которого лучше один раз увидеть в стерео, чем сто раз увидеть "плоским" или даже тысячу раз на фотографии.
 gtc_007.jpg
Виртуальные миры – в высоком разрешении, с множеством персонажей, с реалистичными эффектами восхода, тумана и пр., также требуют роста вычислительной мощности 3D графики. Для того, чтобы наглядно продемонстрировать о каком уровне сложности физического моделирования по-настоящему реалистичных объектов и процессов идёт речь, на сцену был приглашён глава отдела из 700 человек – как пошутил Дженсен, "отдела, который не принимает участия в создании чипов и никогда ничего не продаёт", то есть, отдела содействия партнёрам NVIDIA – разработчикам контента.
 gtc_005.jpg
 gtc_006.jpg
Для того, чтобы наглядно представить о чём шла речь, предлагаю просмотреть два снятых мною видеоролика, размещённые ниже. Даже если вы не совсем понимаете объяснения на английском языке, не беда – обратите внимание на показываемые на экране иллюстрации. Особенно во втором ролике – примерно после 1 мин. 50 сек., когда в расположенные рядом две стены начинают слёту биться выпускаемые неведомо откуда манекены. Кроме того, что манекены достаточно реалистично отскакивают от первой стенки, в конце концов они её таки пробивают насквозь (я так понял, стены имитируют деревянные перегородки) и далее, уже доламывая остатки первой стены, начинают "продалбливать" вторую стенку. картинка при этом, понятное дело, стереоскопическая, да и угол съёмки не лучший, но какое-то представление о процессе мой ролик всё же передаёт (лучше чем на словах).
Только представьте себе, какой уровень реализма можно реализовать в играх, где можно ломать и крушить стены из различных материалов! Тут уже у кого как разыграется фантазия – можно резать стальную дверь из лучемёта, можно ковырять каменную стенку темницы ножичком, а можно взять врага за ноги и – эх… Воистину, после таких демонстраций мир уже никогда не будет прежним и всё, ранее казавшееся просто недостижимым идеалом и совершенством, становится уделом вчерашнего дня. А новый день требует совершенно других вычислительных мощностей. Однако 3D геймеры давно утратили былую потребительскую монополию на наиболее мощные графические видеокарты. С 2006 года, когда был анонсирован проект параллельных вычислений CUDA на базе GPU, прошло три года. Сейчас любая видеокарта NVIDIA в любом, даже самом простом компьютере, представляет собой кластер для мощных параллельных вычислений. Многие из нас просто не представляют себе той серьёзности масштабов, которые сегодня достигли параллельные вычисления на базе CUDA – сегодня, по словам Дженсена, в мире насчитывается более 90 тысяч разработчиков ПО на базе CUDA. Там, где требуется обсчёт больших объёмов распараллеливаемых данных – статистике, метеорологии, вулканологии, медицине, биохимии, разработке искусственного зрения и множестве других теоретических и прикладных, научных и практических предметов, технология CUDA используется по полной программе. К примеру, в огромном фойе, опоясывающем по периметру все залы проведения конференции, были выставлены сотни примеров применения технологии CUDA в современной науке. Практически каждый из этих примеров достоин отдельной статьи, и про многие из их можно точно сказать: если бы не параллельные вычисления CUDA, расчеты по ним традиционными способами велись бы неизмеримо более продолжительное время. В ролике, снятом мной далее, Дженсен приводит выигрыш времени при проведении массивных параллельных вычислений с помощью традиционных CPU и с помощью GPU.
Пожалуй, с этого места уже нет смысла далее пересказывать все демонстрации преимуществ параллельных вычислений с помощью графических чипов, в том числе, с приглашёнными на сцену представителями различных компаний, активно использующими технологию CUDA в своей работе.
 gtc_009.jpg
 gtc_024.jpg
Кульминационный момент назрел: мощные вычисления с применением 3D GPU нужны, и востребованность их мощности лишь возрастает.
 gtc_022.jpg
Вот здесь миру и была явлена архитектура нового поколения CUDA GPU под кодовым названием Fermi.
 gtc_023.jpg
В видеоролике ниже вы оцените, как мне наконец-то удалось по полной программе реализовать преимущество от сидения в первом ряду и снять видеокарту Fermi максимально возможным крупным планом.
Итак, NVIDIA Fermi – графическая архитектура, созданная с нуля; на базе 512 ядер с новым стандартом IEEE 754-2008; с 8-кратным повышением производительности арифметических вычислений двойной точности по сравнению с предыдущим поколением NVIDIA GPU; впервые реализованная с иерархией кэшей в GPU - NVIDIA Parallel DataCache; на движке NVIDIA GigaThread, с поддержкой Nexus - полностью интегрированной вычислительной среды разработки приложений в Microsoft Visual Studio; поддерживающая C++ в дополнение к поддержке C, Fortran, Java, Python, OpenCL и DirectCompute; с поддержкой коррекции ошибок – ECC.
 gtc_021.jpg
Чуть позже мы обязательно посвятим время подробному рассказу о новой архитектуре NVIDIA Fermi, благо, практически все необходимые для этого слайды и комментарии специалистов, полученные в процессе дополнительных интервью, в распоряжении 3DNews имеются. Тем более, что теперь эта архитектура касается всех: именно на её основе будут выпускаться как профессиональные графические решения NVIDIA класса Quadro и Tesla, так и графические процессоры нового поколения GeForce. Отвлекаясь от рассказа о презентации Дженсена и забегая несколько вперёд - в тему одной из наших следующих публикаций по GTC09, хочу отметить, что на пресс-конференции Дженсен весьма забавно пересказывал момент, когда представители NVIDIA пришли к своему традиционному производственному партнёру – тайваньской TSMC, и описали свой новый мегапроект Fermi – чип на базе 3 миллиардов транзисторов. Хотел бы и я видеть их лица!!!
 gtc_001.jpg
Кстати, чип Fermi сейчас готовится к массовому производству на базе 40-нм техпроцесса, и в перспективе, скорее всего, именно он будет первым портирован на 28-нм техпроцесс, который в настоящее время проходит "обкатку" в TSMC. Про сроки начала поставок новых чипов Дженсен хитро отшучивался – "Когда? Конечно скажу – в четверг!" Надо признаться, наша братия – журналисты, были достаточно напористы, и когда – на следующий день, я услышал этот вопрос, заданный Дженсену как минимум в десятый раз, стало уж как-то совсем неловко, но Дженсен и в этот раз мастерски отшутился – "Вы были вчера на вечеринке? Не были? А зря – надо было поймать меня навеселе и задать этот вопрос, глядишь, ответил бы, а сегодня уже не скажу". Вот так!
 g100.jpg
 g101.jpg
Впрочем, опять же, забегая вперёд – к беседе следующего дня с Дрю Генри (Drew Henry), старшим директором подразделения платформенных продуктов NVIDIA, кое-какую определённость о сроках выпуска первых чипов Fermi выведать всё же удалось. Не знаю как на счёт ноября, о чём писали сегодня новостные ресурсы, в том числе, наш, но Дрю Генри вполне официально сказал, что продукты на базе Fermi появятся до конца 2009 года – за достоверность этой информации я ручаюсь лично. Вот теперь пришло время моего эксклюзивного "рояля в кустах", специально припасённого для этого репортажа. На снимках ниже – чип Fermi "собственной персоной", который удалось сфотографировать в процессе общения с Дрю Генри. Знакомьтесь:
 gtc_027.jpg
 gtc_028.jpg
В рамках сегодняшнего репортажа мне остаётся лишь закончить рассказ о ключевой презентации Дженсена первого дня работы GTC09. После анонса Fermi также выступили представители Национальной Лаборатории Окриджа (Oak Ridge National Laboratory), которые объявили о планах выпуска суперкомпьютера на базе GPU NVIDIA и архитектуры Fermi. Более того, архитектура Fermi уже получила полноценную поддержку таких крупнейших мировых компаний как Bloomberg, Cray, Dell, HP, IBM и Microsoft. Иными словами, нам остаётся лишь дождаться готовых изделий на базе новой архитектуры GPU NVIDIA и проверить на практике её возможности. В завершающей стадии презентации были представлены интересные решения для интернета, которые действительно способны привнести в привычное нам web-окружение необычный интерактив и роскошную объёмность. Здесь, разумеется, были упомянуты решения NVIDIA для мобильных платформ - ION и Tegra. Зрелище 3-мерной "пересборки" комнаты в реальном времени действительно потрясающее, но останавливаться на этом уже не буду. Более того – монополии на съёмку видео в процессе презентации Дженсена у меня не было, так что мне будет гораздо практичнее и справедливее представить вам ссылку на все презентации, записанные в дни GTC09 –

RECORDINGS OF KEYNOTES AND GENERAL SESSIONS

Стерео зрения это вам, увы, не добавит, на и некоторые моменты недоступны для просмотра, но зато можно глянуть на летающего трёхмерного Бэтмэна или послушать рассказ о 3-мерном интернете в подробностях.
Увы, на этом прерываю свой рассказ о событиях конференции NVIDIA GTC 2009. Пока что "за кадром" осталось ещё много интересного - интересных видеороликов, потрясающих фоток, о чём, надеюсь, удастся рассказать в следующий раз. И напоследок – этакий узелок на память: со следующего года компания NVIDIA намерена сделать эту конференцию традицией, так что уже не за горами – в сентябре 2010, следующая GPU Technology Conference!
 gtc_002.jpg
Ссылки по теме:
- Обсудить материал в конференции


 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Власти Японии готовы стать поручителем по кредитам для Rapidus, строящей в Японии предприятие по выпуску 2-нм чипов 5 ч.
Проект STMicroelectronics по строительству предприятия в Италии получит 2 млрд евро субсидий 5 ч.
Привет из 2014-го: Asus выпустила обновлённую GeForce GT 710 EVO с 2 Гбайт GDDR5 14 ч.
Apple выбрала процессоры М2 Ultra и М4 для серверов, на которых будут работать ИИ-функции iPhone 17 ч.
Выставка Computex 2024 откроется 4 июня, но презентации AMD, Intel и Nvidia пройдут раньше 19 ч.
iPhone 5s официально устарел, а iPod touch 6 стал винтажным 19 ч.
Vivo оккупировала значительную часть майского рейтинга производительности AnTuTu 20 ч.
Игровой монитор Xiaomi G Pro 27i на панели Mini LED с 1152 зонами затенения выйдет на мировой рынок 20 ч.
Starlink хочет открыть для пользователей спутниковую сотовую связь уже осенью 21 ч.
Новые спутники Starlink могут уничтожить радиоастрономию на Земле, предупреждают учёные 24 ч.