Сегодня 02 июня 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Offсянка

Производителей видеокарт скоро станет меньше?

Недооценить роль видеокарты в современном компьютере, наверное, попросту невозможно. И если еще недавно их мощь проявлялась только в играх, то современные GPU, поигрывая мускулами, предлагают пользователям переложить на себя значительную часть традиционных обязанностей центрального процессора. В то же время новые модели CPU поставляются с интегрированными графическими ядрами, что заставляет беспокоиться о будущем дискретных ускорителей.

Чтобы поговорить о текущей ситуации на рынке графических ускорителей мы встретились с Полом Саном (Paul Sun), генеральным менеджером Palit Microsystems. Пол пришел в Palit из NVIDIA, а до этого немало лет проработал в Dell и IBM. 3DNews — первое отечественное онлайн-издание, которому он дал интервью.

Пол Сан

Пол Сан: Нашей компании уже больше двадцати лет, и с самого начала мы специализировались на производстве графических карт. Правда, в то время еще не было NVIDIA, а ATI только-только выпустила чип Mach 8. К слову, он был первым продуктом такого рода, способным обрабатывать графику вообще без участия CPU. Но первые карты Palit были выполнены на базе тогдашних лидеров массового рынка — Trident и S3. Тогда времена были другими, и войти в графический бизнес в качестве разработчика чипов не представляло особого труда. Сегодня же все довольно жестко поделено NVIDIA и AMD, и вероятность появления новых игроков, честно говоря, выглядит довольно призрачно. Замечу — это непросто даже для очень опытных и состоятельных компаний вроде Intel. Перед ними стоят барьеры в виде многочисленных патентов и сложившихся предпочтений покупателей.

Мы были одними из первых производителей графических решений, вышедшими на российский рынок. Сначала продукция Palit Microsystems продавалась под разными брендами, но постепенно было решено сосредоточиться на главном, и сейчас основная часть карт поступает в продажу под маркой Palit.

Один из заводов Palit Microsystems

Сейчас на наших заводах производится от 1 000000 до 1200000 графических карт ежемесячно, в зависимости от сезонных колебаний. Часть произведенного нами покупается локальными брендами в разных странах. Подчеркну, что Palit Microsystems — крупнейший ODM-производитель видеокарт в мире, то есть мы не просто перемаркировываем уже готовые продукты, как это часто бывает, а разрабатываем дизайн плат и систем охлаждения. На долю Palit Microsystems приходится, по разным оценкам, от 20 до 25 процентов мирового рынка дискретных графических решений. На российском рынке, по последним данным, у нас более 40%, на Украине — около 30%.

Сергей Вильянов: Давайте чуть подробнее остановимся на дизайне. Еще недавно каждый производитель старался придумать что-то свое, а сейчас налицо удивительное единообразие. Порой, не прочитав надпись на наклейке, сразу и не отличишь продукты конкурентов друг от друга.

Пол Сан: Действительно, сегодня очень многие карты похожи, как близнецы. И, если честно, таковыми они и являются. В современных продуктах очень многое «завязано» на GPU, который сам по себе представляет сложнейшее интегрированное устройство и должен быть размещен на плате в соответствии с жесткими требованиями. То есть в видеокарте все примерно на 80% предопределено требованиями производителя чипа, и только 20% можно изменить в целях улучшения потребительских свойств. Последнее довольно дорого и хлопотно, и многие наши коллеги по бизнесу предпочитают просто тиражировать референсный дизайн. Мы же считаем, что совершенству предела нет, и потому тратим немало времени на улучшение системы охлаждения, интеграцию дополнительных интерфейсов, подбор чипов, гарантированно способных работать на частоте, которая выше рекомендованной, и тому подобные вещи, нравящиеся покупателям.

Слева референсный дизайн платы GeForce GTX 560, справа — версия Palit. Кроме заметно меньшей длины и альтернативной системы охлаждения (на фото отсутствует), карта Palit имеет дополнительный выход D-Sub

Больше того: если приложить голову, можно снизить себестоимость производства и отпускную цену без намека на ущерб для качества и производительности. Это, согласитесь, тоже немаловажно.

Сергей Вильянов: Раньше вы отличались известной «всеядностью», а сегодня в ассортименте Palit только карты на решениях NVIDIA. С чем это связано?

Пол Сан: Буду с вами откровенен. Производство видеокарт — это не только крайне интересное занятие, но еще и большой прибыльный бизнес. Будучи одним из крупнейших производителей, мы можем заглядывать в будущее индустрии заметно дальше, чем обычные люди и даже IT-журналисты со стажем. И вот однажды мы увидели, что NVIDIA предлагает более широкий спектр решений, «закрывающий» все существующие на рынке потребности, причем лучше, эффективнее и просто дешевле, чем конкуренты. И такая ситуация сохранится не только сегодня и завтра, но и, с большой вероятностью, послезавтра. Я уже говорил, Palit не просто посредник, наклеивающий свою марку на готовые видеокарты — мы занимаемся разработкой и массовым производством. Поддержка двух платформ возможна, если одна существенно отличается от другой. Но если можно максимально сосредоточиться на одной, не нанося ущерба интересам наших клиентов — почему нет? Это повышает эффективность бизнеса и позволяет создавать более интересные продукты.

Здание Palit Microsystems в Тайбэе

В то же время я не рискну утверждать, что нынешняя ситуация, что называется, на века. Если AMD начнет заметно опережать NVIDIA в долгосрочной перспективе или в их чипах появятся уникальные особенности, не имеющие аналогов в GeForce — мы, несомненно, подкорректируем свою позицию. В бизнесе нельзя быть лояльным кому-то в ущерб покупателям.

Сергей Вильянов: Ходят слухи, что такая лояльность щедро вознаграждается производителем чипов…

Пол Сан: (смеется) Ах, если бы… Мы получаем определенную скидку за объем покупаемых GPU, но они вполне стандартны для всех, включая наших конкурентов.

Внутри офиса Palit

Сергей Вильянов: Следующий вопрос давно волнует меня самого. На референсных картах NVIDIA и AMD устанавливаются весьма эффективные системы охлаждения, которые, кроме всего прочего, умеют выбрасывать весь горячий воздух за пределы системного блока. В результате, какой бы горячей ни была сама карта, другие компоненты компьютера не страдают. А вот система охлаждения Palit хоть и немного потише, но практически весь воздух оставляет внутри корпуса. И если последний недостаточно хорош, многочасовой сеанс игры может закончиться серьезным перегревом компонентов. Так почему бы не отправить горячий воздух наружу?

Пол Сан: Системы охлаждения для референсных карт NVIDIA и AMD делает одна и та же компания. Это действительно высокоэффективные решения, но производитель никак не может наладить их действительно массовое производство. Его мощностей хватает на десятки тысяч экземпляров, но нам-то нужны кулеры для сотен тысяч и даже миллионов! Поэтому просто купить готовую систему и поставить себе не получится.

И скопировать конструкцию мы тоже не можем, потому что она очень тщательно запатентована. Возможно, со временем нам удастся обойти ограничения, но пока это невозможно.

Сергей Вильянов: Нет ли у вас опасения, что видеокарты постигнет судьба Sound Blaster и ее аналогов? Ведь графическое ядро уже прочно обосновалось внутри CPU, как звук в свое время переехал из дискретных карт в чипсет материнской платы.

Пол Сан: Мы внимательно наблюдаем за развитием графических возможностей процессоров, но пока не чувствуем угрозы с их стороны. Да, возможно, эта условно бесплатная графика лишит нас некоторого количества покупателей самых бюджетных карт, однако на продажи решений среднего и высшего класса влияния не окажет никакого. Конечно, определенный прогресс в интегрированных графических ядрах налицо, и все же с современными играми они, как и прежде, справляются посредственно. Так что любители игр продолжат покупать видеокарты. Кстати, ценители качественного звука тоже редко удовлетворяются интегрированными решениями и покупают специальные платы или внешние адаптеры. Только таких людей гораздо меньше, чем геймеров.

Да, и у меня есть предчувствие, что через год-другой число компаний, выпускающих видеокарты (или, по крайней мере, имитирующих этот процесс) сократится до 5-6. Сами карты становятся все сложнее, растет цена компонентов, тогда как розничные цены взвинтить невозможно. По мере снижения маржи выживать и развиваться смогут только достаточно крупные производители.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Привет из 2014-го: Asus выпустила обновлённую GeForce GT 710 EVO с 2 Гбайт GDDR5 8 ч.
Apple выбрала процессоры М2 Ultra и М4 для серверов, на которых будут работать ИИ-функции iPhone 12 ч.
Выставка Computex 2024 откроется 4 июня, но презентации AMD, Intel и Nvidia пройдут раньше 13 ч.
iPhone 5s официально устарел, а iPod touch 6 стал винтажным 13 ч.
Vivo оккупировала значительную часть майского рейтинга производительности AnTuTu 14 ч.
Игровой монитор Xiaomi G Pro 27i на панели Mini LED с 1152 зонами затенения выйдет на мировой рынок 14 ч.
Starlink хочет открыть для пользователей спутниковую сотовую связь уже осенью 15 ч.
Новые спутники Starlink могут уничтожить радиоастрономию на Земле, предупреждают учёные 18 ч.
Корейский профсоюз Samsung объявил забастовку, но на производство и поставки памяти это не повлияет 18 ч.
Последний «дружественный» поставщик VSAT-оборудования Gilat Satellite Networks приостановил работу в РФ 18 ч.