Жанр | Приключение |
Издатель | Akupara Games |
Разработчик | Die Gute Fabrik |
Системные требования: | Windows 7 и выше или MacOS 10.12 и выше, процессор Intel Pentium 4 2,6 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта серии NVIDIA GeForce 700 или аналог от AMD, 2 Гбайт на жестком диске |
Дата выхода | 19 сентября 2019 года |
Возрастной ценз | нет |
Платформы | PC, macOS, iOS (Apple Arcade), PS4 |
Официальный сайт |
Играли на iPhone 11
Что было бы, если бы небесные тела могли разговаривать? Вопило бы Солнце, как в «Рике и Морти»? Вздыхала бы Луна, глядя на происходящее на Земле? Жаловался бы Плутон на лишение его звания планеты? Одно точно можно сказать: метеорит, который врезался в курортный городок где-то в Европе, молвил бы: «Теперь тут будет город-сад». Большая часть населения погибла сразу, а некоторая часть — выжила, но была поражена радиацией и каким-то… космическим вирусом? Неважно. Факт тот, что локальный постапокалипсис в регионе, получившем извне имя Мутацьоне (собираем пальцы в горсти и произносим с давлением-ударением на предпоследний слог), оказался очень живописным: руины заросли буйной зеленью, фауна выглядит так, что утконос, наконец, может расслабиться — он больше не главная шутка Бога. Коснулись мутации и разумной жизни — обитатели Мутацьоне мыслят и говорят как обычные люди, но слова эти издают существа хвостатые, разноцветные, похожие то на грибы, то на — это правда так — точки.
В этот городок приезжает 15-летняя девушка Кай, отправленная мамой к своему дедушке — он тяжело заболел и нуждается в помощи. И девушка, и ее мама, и дедушка выглядят как обычные люди, и это неудивительно — дед приехал сюда в свое время с научным интересом, да так и остался. Но Кай здесь никогда не была, ей предстоит познакомиться со своим родственником и всей здешней общиной. И нет, ей не дали с собой дробовик — придется разговаривать. И выращивать сады.
Создатели (датская студия Die Gut Fabrik) называют Mutazione «мыльной оперой про мутантов» — и поначалу (я писал об этом в материале про Apple Arcade) я не соглашался с такой характеристикой: это действительно разговорная игра, в которой почти ничего не делаешь, кроме как ходишь и разговариваешь с обитателями Мутацьоне, но постепенно ее «мыльная» сущность раскрывается — скелеты начинают вываливаться из шкафов, отцовство нерожденных детей подвергается сомнению, а ошибки прошлого лезут как грибы на гниющем в тропическом лесу стволе.
Но это не суть Mutazione — сплетни и семейные перипетии, этот вечный двигатель существования сообществ, оказываются лишь только оберткой, течением, в котором придется плыть. Mutazione вся — в построении связей с жителями городка: мы узнаем их ближе, играя за юную и открытую миру Кай, постепенно налаживаем с ними отношения — с каждым свои — и нет, не решаем их проблемы, а понимаем их. И принимаем.
Принятие — суть Mutazione, ее ключевой посыл и наполнение. Принятие ли себя, своего места в мире, своей «мутантской» сущности, своих чувств к другому; есть множество сторон этой сущности, и для постижения любой из них необходимо внимание, желание вглядываться в ближнего, способность к налаживанию контакта.
В этом и главная прелесть игры, и ее проблема, стоящая, как шлагбаум, на пути к массовой популярности. Она требует от игрока этого внимания к персонажам — несмотря на свой необычный вид, очень земным, даже приземленным, возделывающим свой клочок жизни по мере сил: вот Айлин, она держит парикмахерскую, а также делает татуировки; вот Миу, у нее хвост, она охотник, а также вокалист в местной панк-рок-группе; вот Танг, он грузчик, он чинит лодку, которая осталась ему от умершего отца, он играет на ударных в той же группе — а еще похож на Халка… И так далее — ничего захватывающего тут нет. Или все они станут вашими друзьями на те пять-шесть часов, что занимает прохождение (и останутся в сердце), или вас ждут очень скучные пять-шесть часов без особой мотивации к прохождению. Это поразительно бесконфликтная история — в которой начнет греметь гром ближе к концу, и гроза… Обойдемся без спойлеров.
Mutazione вдобавок почти лишена игровых механик как таковых — мы просто бегаем из одного конца экрана в другой и беседуем со всеми. Часть этих бесед обязательна, Кай делает себе пометки в дневнике, сюжет развивается, часть — необязательна, но именно в этой необязательности и кроется вся прелесть игры. Mutazione бессмысленно проходить, в нее есть смысл вживаться, почувствовать каждого из героев, приобщиться к их ежедневным ритуалам: зайти пообедать к бабуле Мори, которая всегда предложит на выбор вегетарианское или мясное блюдо (звучит очень аппетитно, кстати — вполне себе паназиатская кухня); послушать капиталистические измышления существ, обслуживающих Главное Дерево, на котором зиждется местная экосистема; вечерком посмотреть и обсудить серию итальянской мыльной оперы вместе с Тангом (да, тут есть мыльная опера внутри мыльной оперы). Только в таком случае Mutazione работает: диалоги здесь написаны очень живо, легко и броско — более всего игра напоминает в этом плане Oxenfree.
Несколько занятных деталей в диалогах Mutazione: часто мы выбираем не конкретный ответ, а эмоцию, с которой мы будем реагировать на ту или иную реплику, — и это воспринимается очень свежо; персонажи не озвучены, но у каждого текст появляется на экране со своим узнаваемым звуком стука по клавишам. Это вообще очень тактильная игра, и она вполне живет на iPhone, где я ее и прошел, несмотря на то, что это по своей сути не мобильный проект.
Единственная игровая механика кроме перемещений и бесед — это выращивание садов. Собираете семена по всему региону (самые важные вам отсыплют персонажи), садитесь в подходящем месте и высаживаете их в подходящую почву, сверяясь с определителем растений, а затем поете им песенку. И слушаете, что они поют в ответ. Звучит несколько по-наркомански — и то правда, Mutazione не чужда духовных путешествий с применением особых грибов, — но это ключевая метафора игры. Выращивание садов опять же лишено какого-либо вызова, это не головоломка, игра никак не испытывает игрока — но если вы попали в ее волну, то это важнейшая ее часть, целительный опыт, очень гармонизирующий. Каждый раз, выключая Mutazione, я реально чувствовал себя отдохнувшим и чуть больше удовлетворенным окружающим миром — словно бы нащупал какие-то новые связи с ним. Точнее, вспомнил что-то забытое и затертое рутиной, гонкой суетливого общества достижений.
***
Mutazione — игра-пауза, игра-медитация. Игра, в которой не надо ни за чем гоняться, решать какие-то задачки, кого-то, спаси и сохрани, убивать — нет, в ней надо дружить, растить сады, ходить и смотреть вокруг, всем восторгаясь. Игра, в которой главное — это принимать другого, в том числе если этот другой — ты сам.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Технически простенькая, Mutazione не поражает какой-то особой красотой — но нарисована она с большим вкусом, в очень узнаваемой и в хорошем смысле своеобразной манере. В этом мире приятно находиться. |
Звук |
Размеренный эмбиент, обдающий прохладой тропический мир игры и очень тактильные внутриигровые звуки, создающие ощущение уюта — но и да, усыпляющие. |
Одиночная игра |
Mutazione — почти полностью разговорная игра, практически лишенная динамики, с медленным (да, по сути, и необязательным) сюжетом, способная в равной степени как очаровать и стать целительным опытом, так и усыпить. Спорить не собираюсь, я выучил ее уроки и принимаю все точки зрения. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Скромная и нарочито маленькая игра про то, что можно вообще-то не только выращивать свой сад, но и помогать выращивать его еще кому-то. Не только брать, но и давать. Что быть цементом, скрепляющим социум, — это тоже дело. Что другие — это не обязательно ад. |
Оценка: 8,0/10
Видео: