В конце 2018 года на нашем сайте вышла статья «Прощай, Full HD! Привет, 4K? Играем в современные игры на разных видеокартах в нестандартных форматах» — на ее написание меня вдохновил выход большого числа обзоров мониторов с нестандартным соотношением сторон (32:10, 32:9 и 21:9). Сейчас мы наблюдаем другой тренд, и если вы зайдете в раздел сайта «Мониторы и проекторы», то увидите, что из десяти последних обзоров в семи случаях тестовая лаборатория знакомила вас с моделями с частотой вертикальной развертки 144 Гц и выше. Кроме того, уже не являются диковинкой устройства с частотой 240 герц и больше.
Как видите, конкуренция на рынке игровых мониторов серьезно усилилась, и подобные модели явно пользуются спросом среди геймеров. В редакции уверены, что комфортно играть в большинстве случаев очень даже можно на 60-герцевом мониторе, однако есть игры, в которых высокая частота, что называется, решает. И эти игры подходят под категорию «киберспорт».
За несколько дней до выхода ускорителей на кремнии поколения Ampere самой быстрой игровой видеокартой считалась GeForce RTX 2080 Ti, однако даже эта модель не обеспечивает 100+ FPS в некоторых приложениях в разрешении Full HD. Речь идет об играх ААА-класса, и они, как правило, обладают высокими системными требованиями. Очевидно, что по-настоящему высокая кадровая частота будет обеспечена именно в онлайн-играх да с применением невысокого качества графики, ведь тайтлы уровня Dota 2, Counter Strike, PUBG, VALORANT и другие — это история про геймплей и командную работу, про реакцию и отточенные навыки. Картинка здесь второстепенна. И именно для таких игр, на наш взгляд, нужен монитор с высокой частотой вертикальной развертки.
⇡#Обоснование выбора основных комплектующих
Позвольте в этой части статьи заострить внимание только на основных комплектующих: видеокарте, процессоре и оперативной памяти. Если же вы целиком подбираете системный блок преимущественно для онлайн-игр, то рекомендую ознакомиться с актуальными материалами из рубрики «Компьютер месяца» — в них мы подробно рассказываем про выбор всех комплектующих, которые можно купить в российской рознице.
Первое, о чем я заикнусь при выборе видеокарты для нетребовательных киберспортивных игр, — это память. Тут в большинстве случаев достаточно и адаптера с 2 Гбайт — уж для низких настроек качества точно. Более подробно этот вопрос был рассмотрен в статье «Сколько видеопамяти необходимо современным играм». В большинстве случаев геймеры, играя в многопользовательские игры, не гнушаются использовать минимальные настройки качества графики, увеличивая производительность в игре. Поэтому можно смело сказать, что для подобных программ достаточно видеокарт с 2, 3 и 4 Гбайт видеопамяти. Здесь объем видеопамяти является далеко не самым важным параметром. Так что этот вопрос я считаю закрытым.
Давайте рассмотрим уровень быстродействия современных игровых видеокарт в 9 популярных онлайн-играх: Dota 2, Counter Strike: Global Offensive (далее — CS: GO), World of Tanks, StarCraft II, Overwatch, VALORANT, Fortnite, PlayerUnknown's Battlegrounds (далее — PUBG) и Tom Clancy’s Rainbow Six Siege (далее — Rainbow 6). Насколько мне известно, по всем перечисленным играм проводятся турниры, так что эти проекты смело можно отнести к киберспортивным дисциплинам. Конечно, список приложений мог быть шире, но, на мой взгляд, и такого состава игр будет достаточно для раскрытия темы. Четыре проекта из девяти входят в топ-10 игр по количеству игроков — на момент написания статьи в CS: GO одновременно играло больше 900 000 геймеров.
К сожалению, у меня не было возможности протестировать большее число видеокарт, поэтому ниже будут представлены результаты тестирования шести графических ускорителей. Зная среднюю разницу в производительности между игровыми адаптерами, можно распределить устройства на 6 групп. Разделение — условное, ведь производительность у членов каждой группы разная. И все же мы получаем более-менее наглядную картину.
Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 | Группа 4 | Группа 5 | Группа 6 |
GeForce GTX 1050 Ti, GeForce GTX 1650 | Radeon RX 570, Radeon RX 580, Radeon RX 590, Radeon RX 5500 XT, GeForce GTX 1650 SUPER | GeForce GTX 1660, GeForce GTX 1660 SUPER, GeForce GTX 1660 Ti, GeForce GTX 1070, GeForce GTX 1070 Ti, Radeon RX Vega 56 | GeForce RTX 2060, GeForce RTX 2060 SUPER, GeForce RTX 2070, Radeon RX Vega 64, Radeon RX 5600 XT, Radeon RX 5700 | GeForce RTX 2070 SUPER, GeForce RTX 2080, GeForce RTX 2080 SUPER, Radeon RX 5700 XT, Radeon VII | GeForce RTX 2080 Ti и новые видеокарты AMD и NVIDIA |
Тестирование проводилось в разрешении Full HD — самом популярном и наиболее используемом у геймеров. Каждая видеокарта была протестирована в игре с применением трех режимов качества графики. Подробный перечень настроек приведен в параграфе «Методика и стенд». В стенде использовались процессор Core i7-10700K и комплект памяти DDR4-3466. Результаты занесены в сводную таблицу, а на графиках ниже вы видите усредненное соотношение производительности во всех играх. За точку отсчета взяты результаты самой медленной видеокарты — GeForce GTX 1650.
Производительность видеокарт в киберспортивных играх, Full HD, FPS (больше — лучше) | ||||||||||||
Низкое качество (режим 1) | ||||||||||||
GeForce GTX 1650 | Radeon RX 5500 XT | GeForce GTX 1660 SUPER | GeForce RTX 2060 SUPER | GeForce RTX 2070 SUPER | GeForce RTX 2080 Ti | |||||||
AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | |
Dota 2 | 218 | 120 | 215 | 121 | 219 | 120 | 220 | 120 | 220 | 122 | 220 | 120 |
CS: GO | 389 | 45 | 359 | 59 | 473 | 73 | 547 | 90 | 614 | 109 | 620 | 144 |
World of Tanks | 676 | 374 | 722 | 358 | 733 | 380 | 693 | 342 | 686 | 338 | 662 | 338 |
StarCraft II | 505 | 197 | 513 | 187 | 500 | 197 | 508 | 195 | 500 | 199 | 500 | 199 |
Overwatch | 134 | 96 | 295 | 235 | 194 | 136 | 252 | 177 | 282 | 208 | 297 | 224 |
VALORANT | 600 | 415 | 453 | 366 | 640 | 425 | 659 | 425 | 660 | 424 | 673 | 425 |
Fortnite | 217 | 161 | 293 | 189 | 363 | 251 | 384 | 254 | 407 | 268 | 415 | 265 |
PUBG | 127 | 93 | 152 | 117 | 216 | 126 | 253 | 176 | 317 | 187 | 254 | 157 |
Rainbow 6 | 155 | 128 | 242 | 201 | 271 | 226 | 323 | 238 | 369 | 255 | 436 | 310 |
Среднее/высокое качество (режим 2) | ||||||||||||
GeForce GTX 1650 | Radeon RX 5500 XT | GeForce GTX 1660 SUPER | GeForce RTX 2060 SUPER | GeForce RTX 2070 SUPER | GeForce RTX 2080 Ti | |||||||
AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | |
Dota 2 | 206 | 120 | 196 | 121 | 202 | 122 | 205 | 120 | 205 | 120 | 205 | 120 |
CS: GO | 360 | 45 | 356 | 57 | 464 | 73 | 509 | 90 | 579 | 109 | 607 | 133 |
World of Tanks | 206 | 123 | 316 | 180 | 373 | 227 | 470 | 290 | 548 | 347 | 676 | 418 |
StarCraft II | 305 | 148 | 282 | 130 | 305 | 150 | 306 | 151 | 305 | 150 | 305 | 150 |
Overwatch | 103 | 71 | 244 | 173 | 135 | 93 | 178 | 122 | 211 | 147 | 275 | 192 |
VALORANT | 307 | 271 | 170 | 157 | 544 | 417 | 609 | 409 | 636 | 413 | 636 | 410 |
Fortnite | 125 | 98 | 187 | 161 | 236 | 161 | 291 | 199 | 324 | 211 | 346 | 217 |
PUBG | 86 | 74 | 114 | 100 | 153 | 123 | 194 | 134 | 232 | 177 | 234 | 152 |
Rainbow 6 | 109 | 88 | 166 | 133 | 195 | 159 | 238 | 181 | 284 | 222 | 344 | 248 |
Максимальное качество (режим 3) | ||||||||||||
GeForce GTX 1650 | Radeon RX 5500 XT | GeForce GTX 1660 SUPER | GeForce RTX 2060 SUPER | GeForce RTX 2070 SUPER | GeForce RTX 2080 Ti | |||||||
AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | |
Dota 2 | 133 | 99 | 177 | 121 | 189 | 110 | 190 | 111 | 190 | 111 | 192 | 115 |
CS: GO | 228 | 36 | 332 | 44 | 376 | 64 | 430 | 66 | 455 | 99 | 525 | 108 |
World of Tanks | 79 | 52 | 117 | 78 | 148 | 98 | 196 | 131 | 236 | 155 | 312 | 205 |
StarCraft II | 185 | 125 | 237 | 110 | 259 | 132 | 263 | 133 | 264 | 135 | 262 | 132 |
Overwatch | 68 | 53 | 126 | 94 | 95 | 72 | 128 | 93 | 153 | 115 | 209 | 158 |
VALORANT | 255 | 219 | 133 | 121 | 459 | 387 | 557 | 389 | 590 | 400 | 622 | 411 |
Fortnite | 52 | 43 | 79 | 69 | 105 | 86 | 135 | 109 | 162 | 126 | 205 | 150 |
PUBG | 66 | 57 | 88 | 74 | 120 | 106 | 156 | 133 | 194 | 140 | 242 | 157 |
Rainbow 6 | 106 | 83 | 162 | 128 | 190 | 152 | 233 | 175 | 278 | 216 | 337 | 239 |
Тестирование видеокарт в онлайн-играх оказалось еще тем приключением. Присутствует много подводных камней, о которых, впрочем, я не хочу распространяться — статья не про это. Скажу лишь, что те же PUBG и Fortnite не обладают высокой стабильностью: периодически — на пустом месте — возникают тормоза, в которых железная составляющая стендов никак не повинна. В итоге многие тесты приходилось перепроверять снова и снова, чтобы убедиться в правильности зафиксированных результатов.
Как видите, мы получили наглядное подтверждение того, что киберспортивные игры запустятся даже с очень слабой видеокартой. У меня не оказалось под рукой адаптера класса GeForce GT 1030, но мы неоднократно тестировали этот ускоритель — например, в статье «Тестирование видеокарт стоимостью до 6 тыс. рублей (речь идет про 2017 год. — прим. автора) в онлайн-играх». Уж на минималках с GT 1030 вы поиграете в перечисленные проекты, гарантирую. Собственно говоря, в этом и заключается суть таких игр, и именно поэтому в «Контру» ежедневно играет под миллион пользователей клиента Steam.
Кстати, о CS: GO — видно, как сильно на фоне среднего FPS проседает 99-й процентиль. Такое случается каждый раз, когда вы заходите в облако, испускаемое дымовой гранатой, — и ничего с такими просадками не поделать, увы.
Или вот возьмем «Танки» с PUBG. Движки игры явно приходят в ступор, когда игра запускается с минимальным качеством графики на мощной видеокарте, — FPS в итоге только падает, так как видеокарта загружена всего на 10-20 %!
Результаты тестирования оказались следующими:
Повторюсь, фокусным параметром является низкое качество графики — в этой статье мы выжимаем максимум FPS из компьютерного железа в самом популярном разрешении, так как в продаже встречается полно мониторов с частотой вертикальной развертки 240+ Гц. В то же время разница между видеокартами среднего и высокого ценовых диапазонов становится менее заметной — это хорошо видно при сравнении GeForce RTX 2060 SUPER с 2070 SUPER и 2080 Ti. График ниже наглядно показывает, сколько стоит каждый средний FPS. Выгоднее всех смотрится GeForce GTX 1650, но в то же время эта видеокарта демонстрирует самый низкий фреймрейт в играх в среднем.
Конечно, геймеры играют в разные игры, а потому GeForce RTX 2070 SUPER стоит своих денег, если вы хотите комфортно играть в современные ААА-проекты с включением максимального или близкого к таковому качества графики. Если же вы «гоняете», скажем, исключительно в CS: GO, то на видеокарте вполне можно и сэкономить, причем серьезно.
Сравнивая результаты тестирования видеокарт AMD и NVIDIA, легко заметить, что в некоторых играх (например, в Overwatch) интереснее смотрятся Radeon, в других (VALORANT) — GeForce.
Малую разницу в FPS между определенными моделями видеокарт можно объяснить еще и тем, что у многих игр попросту есть ограничение максимального FPS, в который графические ускорители элементарно упираются при активации того или иного качества графики. В Overwatch этот параметр равен 300 кадрам в секунду, а в Dota 2 — 240 FPS.
А еще фреймрейт в играх упирается в возможности центрального процессора и оперативной памяти — эти аспекты мы рассмотрим далее.
На нашем сайте выходят обзоры всех знаковых настольных процессоров — ищите их в разделе «Процессоры и память». Нашли? Тогда вы знаете, что чипы Intel, основанные на микроархитектуре Skylake, при прочих равных проявляют себя лучше решений AMD Ryzen. Быть может, ситуация изменится после выхода в продажу первых «камней», базирующихся на микроархитектуре Zen 3 (этот момент мы обязательно проверим в будущем, ждать осталось недолго), но сейчас мы имеем то, что имеем. Для наглядной констатации факта давайте сравним производительность Core i7-10700K и Ryzen 7 3800X при прочих одинаковых компонентах тестовых стендов.
Сравнение центральных процессоров в играх (GeForce RTX 2080 Ti, DDR4-3466), Full HD, низкое качество графики (режим 1), FPS (больше — лучше) | ||||
Core i7-10700K | Ryzen 7 3800X | |||
AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | |
Dota 2 | 220 | 120 | 206 | 113 |
CS: GO | 620 | 144 | 601 | 140 |
World of Tanks* | 676 | 418 | 630 | 412 |
StarCraft II | 500 | 199 | 404 | 167 |
Overwatch | 297 | 224 | 288 | 216 |
VALORANT | 673 | 425 | 521 | 318 |
Fortnite | 415 | 265 | 348 | 213 |
PUBG** | 254 | 157 | 200 | 136 |
Rainbow 6 | 436 | 310 | 383 | 287 |
* Тестирование в World of Tanks проводилось в режиме 2 (среднее качество графики).
** Тестирование в PUBG проводилось в режиме 3 (максимальное качество графики).
Думаю, приведенные выше данные дают исчерпывающую картину. Тем не менее полученные результаты не ставят крест на платформе AM4. Она просто хуже подходит для игр, чем платформа LGA1200, — вот и всё.
Но давайте посмотрим, как изменится производительность стенда, если у Core i7-10700K поочередно отключать виртуальные потоки и ядра. Ядра процессора во всех случаях работали на одинаковой частоте 4,7 ГГц.
Влияние количества ядер и потоков на производительность в играх (Core i7-10700K @4,7 ГГц, GeForce RTX 2080 Ti), Full HD, низкое качество графики (режим 1), FPS (больше — лучше) | ||||||||||||
8/16 | 8/8 | 6/6 | 4/4 | 2/4 | 2/2 | |||||||
AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | |
Dota 2 | 220 | 120 | 220 | 120 | 220 | 120 | 213 | 119 | 167 | 101 | 159 | 58 |
CS: GO | 620 | 144 | 642 | 152 | 644 | 143 | 627 | 143 | 488 | 123 | 294 | 44 |
World of Tanks* | 676 | 418 | 678 | 440 | 690 | 444 | 677 | 407 | 576 | 358 | 432 | 170 |
StarCraft II | 500 | 199 | 502 | 197 | 505 | 199 | 505 | 199 | 505 | 199 | 456 | 164 |
Overwatch | 297 | 224 | 297 | 229 | 299 | 232 | 295 | 223 | 263 | 174 | 147 | 81 |
VALORANT | 673 | 425 | 668 | 420 | 619 | 396 | 596 | 353 | 469 | 270 | 360 | 158 |
Fortnite | 415 | 265 | 421 | 294 | 416 | 287 | 394 | 172 | 283 | 165 | 136 | 22 |
PUBG** | 242 | 157 | 249 | 165 | 249 | 165 | 208 | 101 | 151 | 55 | 74 | 2 |
Rainbow 6 | 436 | 310 | 461 | 331 | 464 | 315 | 430 | 264 | 347 | 213 | 0 | 0 |
* Тестирование проводилось в режиме 2 (среднее качество графики).
** Тестирование проводилось в режиме 3 (максимальное качество графики).
Полученные результаты можно разделить на две категории: прогнозируемые и неожиданные. Ожидаемо полезным (в среднем) оказалось отключение у Core i7-10700K виртуальных потоков — FPS пусть и не сильно, но вырос. Интересно, что в ААА-играх, как правило, наличие Hyper-Threading в мощных чипах только помогает процессорозависимой системе и увеличивает FPS. В итоге мы можем смело собирать систему под киберспорт на базе процессоров Core i7 поколения Coffee Lake Refresh — на базе того же Core i7-9700K, например.
А вот наличие Hyper-Threading при реальных двух ядрах дает огромный прирост быстродействия в сравнении с просто 2-ядерным процессором — здесь мы получили диаметрально противоположный исход. Это значит, что для сборки для киберспортивных игр нужен хотя бы чип семейства Pentium. А вот Celeron даже в самую бюджетную сборку для тех же «Доты» и «Контры» рекомендовать желания никакого нет, да и смысла тоже.
Не хуже 8 ядер проявили себя и быстрые 6 ядер — разницу в среднем FPS можно назвать чисто символической. Что удивило, так это отставание 4 ядер. Если честно, я думал, что такого числа быстрых «голов» в процессоре в киберспортивных коридорных играх будет предостаточно — используй только быстрые ядра, с частотой выше 4 ГГц. Впрочем, давайте рассмотрим этот момент подробнее.
Производительность систем в играх (GeForce RTX 2070 SUPER, DDR4-3466), Full HD, низкое качество графики (режим 1), FPS (больше — лучше) | ||||||||||
Core i3-8350K | Core i3-8350K @5,0 ГГц | Ryzen 3 3300X | Core i5-10400F | Core i7-10700K | ||||||
AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | |
Dota 2 | 193 | 112 | 206 | 121 | 192 | 114 | 210 | 114 | 220 | 122 |
World of Tanks* | 483 | 295 | 536 | 338 | 519 | 329 | 549 | 345 | 548 | 347 |
Overwatch | 268 | 184 | 285 | 203 | 280 | 195 | 296 | 218 | 282 | 208 |
VALORANT | 449 | 292 | 490 | 322 | 499 | 331 | 585 | 365 | 660 | 424 |
Fortnite | 300 | 177 | 333 | 201 | 321 | 180 | 366 | 217 | 407 | 268 |
PUBG | 228 | 109 | 238 | 119 | 204 | 127 | 238 | 152 | 317 | 187 |
Rainbow 6 | 344 | 214 | 364 | 234 | 333 | 242 | 364 | 245 | 369 | 255 |
* Тестирование в World of Tanks проводилось в режиме 2 (среднее качество графики).
Только что рассмотренный эксперимент с отключением ядер у Core i7-10700K смело можно назвать искусственным, ведь те же процессоры Intel в своих семействах Core с уменьшением количества ядер теряют и в объеме кеша третьего уровня, а это также влияет на быстродействие ПК в играх. А еще процессоры работают на разной частоте, и большинство моделей не имеет возможности ее увеличить самостоятельно. А еще GeForce RTX 2080 Ti могут позволить себе далеко не все. Собрав факты воедино, я решил дополнительно протестировать несколько реальных игровых сборок, в которых процессоры Core i3-8350K, Core i5-10400F и Ryzen 3 3300X работали в паре с GeForce RTX 2070 SUPER.
Выбор Ryzen 3 3300X, как основы для сборки AMD для киберспорта, вполне логичен, ведь внутренняя топология этого процессора подразумевает использование одного активного четырехъядерного CCX-комплекса. Именно поэтому данный чип обладает минимальными межъядерными задержками и полноценным кешем третьего уровня. В других Ryzen использует два CCX-комплекса, что приводит к задержкам в работе и более заметной зависимости от быстродействия оперативной памяти. Это хорошо видно, если сравнить результаты связки «Ryzen 3 3300X + GeForce RTX 2070 SUPER» и пары «Ryzen 7 3800X + GeForce RTX 2080 Ti». Вторая сборка выступает гораздо мощнее, но в некоторых играх просадки FPS оказываются более заметными.
Результаты вы видите сами. Шестиядерный Core i5-10400F за счет шести ядер обскакал Core i3-8350K даже в разгоне до 5 ГГц. Что ж, эпоха шестиядерников наступила и в киберспорте.
В целом для системы, заточенной под киберспортивные игры, нужен быстрый 4- или 6-ядерный чип. К таким моделям относятся Core i3-8350K и Core i5-9600K для платформы LGA1151-v2, а также Core i5-10600K для платформы LGA1200. Переплачивать за 8-ядерные процессоры я вижу смысл только в случае, если у вас на это есть деньги, а также если система используется и в более ресурсоемких играх, а также приложениях.
Наконец, давайте рассмотрим влияние оперативной памяти на производительность в играх. Для этого я воспользовался комплектом Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18 и протестировал систему с разными настройками ОЗУ. Менялась как частота, так и тайминги (первичные, вторичные и третичные).
Итог простой: оперативная память заметно влияет на производительность системы, если рассматривать не пограничные случаи. Так, DDR4-2666 уступает DDR4-4000 приличные 23 % — мы сделали ПК почти на четверть быстрее! Однако, сравнивая пограничные характеристики, мы видим, что разница между режимами работы ОЗУ оказывается небольшой — 5-7 %.
И да, настройка таймингов дает весьма хороший эффект, способствуя увеличению FPS в играх. Она позволит выжать больше производительности из сборки с чипом Core i5-10400F и платой на базе младшего чипсета, не позволяющего использовать ОЗУ с эффективной частотой выше 2666 МГц, например.
Производительность стенда (Core i7-10700K @4,7 ГГц, HT — выкл., GeForce RTX 2080 Ti) в зависимости от частоты и таймингов оперативной памяти, FPS (больше — лучше) | ||||||||||||
DDR4-2666 | DDR4-2933 | DDR4-3200 | ||||||||||
XMP | Настройка таймингов | XMP | Настройка таймингов | XMP | Настройка таймингов | |||||||
AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | |
World of Tanks* | 687 | 430 | 688 | 440 | 674 | 430 | 684 | 443 | 689 | 441 | 685 | 441 |
Overwatch | 292 | 219 | 299 | 233 | 294 | 224 | 300 | 232 | 298 | 230 | 300 | 233 |
VALORANT | 585 | 341 | 624 | 351 | 616 | 376 | 660 | 404 | 634 | 396 | 673 | 445 |
Fortnite | 359 | 247 | 400 | 279 | 366 | 252 | 406 | 283 | 389 | 272 | 420 | 294 |
PUBG | 204 | 125 | 234 | 158 | 202 | 133 | 230 | 159 | 217 | 149 | 243 | 165 |
DDR4-3600 | DDR4-4000 | Используемый комплект памяти: Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18 Тайминги согласно XMP-профилю: 18-26-26-46. Вручную настроенные тайминги: 16-16-16-28. |
||||||||||
XMP | Настройка таймингов | XMP | Настройка таймингов | |||||||||
AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | |||||
World of Tanks* | 691 | 439 | 692 | 445 | 684 | 443 | 698 | 448 | ||||
Overwatch | 300 | 234 | 300 | 233 | 300 | 234 | 300 | 234 | ||||
VALORANT | 675 | 451 | 713 | 476 | 675 | 451 | 720 | 478 | ||||
Fortnite | 414 | 290 | 452 | 317 | 425 | 300 | 472 | 339 | ||||
PUBG | 223 | 154 | 251 | 173 | 251 | 168 | 258 | 179 |
* Тестирование в World of Tanks проводилось в режиме 2 (среднее качество графики).
Для создания этой статьи использовались следующие комплектующие и ПО:
Тестовые стенды | ||
AMD | Intel | |
Центральный процессор | AMD Ryzen 7 3800X AMD Ryzen 3 3300X |
Intel Core i7-10700K Intel Core i5-10400F Intel Core i3-8350K |
Охлаждение | Cooler Master MasterAir MA620M | |
Материнская плата | ASUS PRIME B450-A | MSI MEG Z490 UNIFY ASUS ROG STRIX Z390-E GAMING |
Оперативная память | Corsair Vengeance CMK16GX4M2Z3466C16, DDR4-3466, 2 × 8 Гбайт Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18, DDR4-4400, 4 × 8 Гбайт |
|
Видеокарта | Palit GeForce GTX 1650 KalmX ASRock Radeon RX 5500 XT Phantom Gaming D 8G OC ASUS GeForce RTX 2060 SUPER DUAL EVO GIGABYTE GeForce GTX 1660 SUPER OC MSI GeForce GTX 2070 SUPER Ventus MSI GeForce RTX 2080 SUPER GAMING X TRIO Palit GeForce RTX 2080 Ti Dual |
|
Накопитель | Samsung 970 EVO Plus, 2 Тбайт | |
Блок питания | Cooler Master V750 Gold, 750 Вт | |
Корпус | Открытый стенд Cooler Master MasterCase H500P Mesh White ARGB |
|
Монитор | Samsung Odyssey G7 | |
Операционная система | Windows 10 Pro x64 2004 | |
ПО для видеокарт | ||
AMD | 20.8.2 | |
NVIDIA | 452.06 | |
Дополнительное ПО | ||
Удаление драйверов | Display Driver Uninstaller 18.0.2.2 | |
Измерение FPS | Fraps 3.5.99 | |
FRAFS Bench Viewer | ||
Разгон и мониторинг | GPU-Z 2.29.0 | |
MSI Afterburner 4.6.3 | ||
Дополнительное оборудование | ||
Тепловизор | Fluke Ti400 | |
Шумомер | Mastech MS6708 | |
Ваттметр | watts up? PRO |
Различные эксперименты и тестирование конфигураций проводились в 11 играх в разрешении Full HD. Список игр и настройки качества графики:
Производительность в играх определялась с помощью хорошо известной программы MSI Afterburner. Она позволяет получить время рендеринга каждого кадра. Использование 99-го процентиля вместо показателей минимального количества кадров в секунду обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.
Эта статья не появилась бы без поддержки наших партнеров, а потому, отдавая дань уважения компаниям AMD, Cooler Master, Intel, MSI, Samsung, а также компьютерному магазину «Регард», мы решили собрать мощный игровой компьютер и протестировать его в современных и актуальных киберспортивных дисциплинах. Причем речь идет о полноценной сборке — с монитором и периферией. Полный перечень устройств выглядит следующим образом:
Итак, в нашем ПК было решено использовать 8-ядерный процессор Core i7-10700K — подробный обзор этого чипа выходил на нашем сайте.
По сути, мы имеем дело с несколько усовершенствованной версией модели Core i9-9900K, и оба 8-ядерника великолепно подходят для мощных игровых сборок. Ранее мы убедились, что для киберспортивных игр не требуется больше 6 ядер, но у платформы LGA1200 есть определенная особенность: мы можем отключать для каждого ядра технологию Hyper-Threading. При таком подходе систему можно настроить как для онлайн-игр, так и для более ресурсоемких приложений.
Модель с разблокированным множителем взята не просто так — я буду разгонять Core i7-10700K минимум до 5 ГГц по всем восьми ядрам.
А поможет в этом мне суперкулер Cooler Master MasterAir MA620M. Суперкулер — потому что мы имеем дело с двойной «башней», насчитывающей аж 6 медных теплотрубок. Даже без подсветки MasterAir MA620M выглядит футуристично и интересно, ведь верхняя часть системы охлаждения снабжена защитной крышкой. Внутри, между пластинами, «спрятался» 120-мм вентилятор SF120R.
Подошва кулера имеет цельную медную основу. При этом высота устройства достигает 165 мм, что позволяет использовать MasterAir MA620M во многих корпусах форм-фактора Midi-Tower. Алюминиевые ребра расположены высоко, и они не помешают установке модулей ОЗУ с большими радиаторами охлаждения. Сам кулер устанавливается на любую платформу очень просто — для этого его не требуется разбирать.
Комплектный вентилятор SF120R оснащен гидродинамическим подшипником с параметром MTFT в 160 000 часов. Частота его вращения меняется в диапазоне от 650 до 2000 об/мин, а заявленный уровень шума находится в пределах 8-30 дБА.
Устройство снабжено адресуемой RGB-лентой, которая активирует подсветку на его крышке. В комплекте с кулером также идет внешний контроллер. С его помощью можно активировать один из нескольких режимов подсветки. А еще подсветку можно настроить при помощи специального ПО Cooler Master и материнской платы.
Основой игровой сборки стала материнская плата MSI MEG Z490 UNIFY, поддерживающая разгон и работу с высокочастотной памятью, — именно с ее помощью проводилось большинство тестов в статье. Серия MEG, как известно, включает флагманские продукты для платформ AMD и Intel. Особенностью устройств UNIFY является отсутствие какой-либо подсветки — и эта «фишка» приглянется многим нашим читателям.
MEG Z490 UNIFY выбрана не за внешний вид. Конвертер питания устройства насчитывает 16 сдвоенных фаз (реальное значение — 8) для ядер чипов Comet Lake. Это значит, что модель подходит для разгона любого процессора серии Core — в том числе и экстремального. При этом материнка получила внушительное охлаждение VRM-зоны. Два крупных алюминиевых радиатора соединены медной теплотрубкой, а внутри спрятан небольшой вентилятор. Портить обстановку своим назойливым шумом «карлсон» не будет, так как его работу можно настроить в BIOS или специальном ПО MSI Hardware Monitor (раздел Fan Control). Настроить так, что вентилятор будет включаться только при достижении, например, 80 градусов Цельсия по датчику, расположенному рядом с мосфетами, — то есть никогда.
MEG Z490 UNIFY имеет множество полезных сборщику функций:
Наконец, MEG Z490 UNIFY оснащена всеми продвинутыми интерфейсами и контроллерами, такими как Intel AX201 (беспроводной модуль с пропускной способностью до 2,4 Гбит/с и поддержкой стандарта Wi-Fi 6), Realtek ALC1220 (с ЦАП ESS SABRE9018Q2C) и Realtek 8125B (LAN-контроллер с пропускной способностью 2,5 Гбит/с).
Добытчиком FPS в системе стала видеокарта MSI GeForce RTX 2080 SUPER GAMING X TRIO — мы уже выяснили, что переплачивать за самую топовую видеокарту в случае с киберспортивными играми нет смысла. Буква «Х» в названии устройства говорит, что мы имеем дело с разгонной версией GeForce RTX 2080 SUPER — в Boost-режиме ее частота соответствует 1845 МГц, а чипы GDDR6-памяти работают с пропускной способностью 15,5 Гбит/с.
Видеокарта оснащена кулером TRI-FROZR с тремя вентиляторами TORX 3.0. Низкий уровень шума устройства, как говорится на официальном сайте MSI, обеспечивается, в частности, и за счет использования двухрядных подшипников. Радиатор системы охлаждения состоит из семи массивных теплотрубок, а его ребра выполнены в виде волн. Чипы памяти видеокарты и элементы конвертера питания GAMING X TRIO дополнительно охлаждаются отдельными пластинами.
Вентиляторы ускорителя начинают вращаться только в тот момент, когда температура чипа достигает 60 градусов Цельсия. На открытом стенде максимальная температура GPU составила всего 70 градусов Цельсия. При этом вентиляторы системы охлаждения раскручивались максимум на 38 % — это примерно 1260 оборотов в минуту. Реальная частота GPU в режиме по умолчанию стабильно держалась на уровне 1980 МГц. Как видите, главный компонент сборки имеет приличный фабричный разгон.
Адаптер оснащен массивным бекплейтом, увеличивающим жесткость конструкции. Боковая сторона видеокарты имеет встроенную светодиодную подсветку Mystic Light. К тому же кожух вентиляторов обрамлен двумя рядами симметричных огней.
Подсистема питания GPU насчитывает 10 фаз, еще два канала предназначены для работы чипов памяти Samsung.
Уровень производительности накопителей Samsung серии 970 EVO Plus сомнению не подлежит. В нашем подробном обзоре мы выяснили, что это один из самых быстрых SSD, построенных на базе NAND-памяти. Совершенно не удивительно, что этот накопитель пользуется бешеной популярностью среди пользователей, включая геймеров. Именно этот SSD использовался во всех наших тестах.
Причем ребята из Samsung прислали версию объемом 2 Тбайт — фантастический объем для SSD такого класса! Его однозначно хватит для огромнейшей коллекции игр, ведь представленная сборка, как вы сами прекрасно понимаете, подходит не только для киберспорта, но и для любых игр вообще — и не только в разрешении Full HD.
Большинство приложений, рассмотренных в этой статье, занимают мало места на накопителе. Для «Доты», «Контры» и «Танков» вполне хватит SSD объемом 120-256 Гбайт. С другой стороны, та же «Tom Clancy's Rainbow Six Осада» с паком HD-текстур занимает больше 120 Гбайт на накопителе! Так что терабайт-другой продвинутому игровому ПК точно не повредит.
За питание тестовой системы отвечает модульный блок питания Cooler Master V750 Gold. У этого устройства отстегиваются все кабели, что значительно облегчает их прокладку в корпусе — мы просто не используем ненужные для конфигурации провода. БП поддерживает стандарт 80 PLUS Gold — это значит, что его КПД не упадет ниже 86 %. Источник питания мы взяли весьма качественный, так как «мясо» блока собрано исключительно из японских конденсаторов. По 12-вольтовой линии V750 Gold передает 100 % от заявленной производителем мощности. Блок питания поддерживает стандарты защиты OVP, OPP, SCP, OCP, UVP и OTP.
Система с Core i7-10700K и GeForce RTX 2080 SUPER максимально потребляет около 400 Вт — подробно про это мы писали в статье «Какой блок питания необходим современному игровому ПК». Однако я всегда рекомендую брать блоки питания с запасом. Во-первых, при такой нагрузке вентилятор БП работает тише (в V750 Gold предусмотрен пассивный режим при загрузке до 20 %). Во-вторых, наибольшую эффективность работы устройство демонстрирует в диапазоне нагрузки 25-60 %. В итоге, установив в нашу сборку V750 Gold, мы получаем бесшумную, холодную и эффективную систему, а при желании честный 750-ваттник потянет и установку второй GeForce RTX 2080 SUPER.
Наконец, все комплектующие были помещены в просторный корпус Cooler Master MasterCase H500P Mesh White ARGB. Как видно из названия, устройство (точнее, комплектные передние вентиляторы) оснащено адресуемой RGB-подсветкой, настраиваемой при помощи специальных технологий материнских плат: ASUS AURA Sync, ASRock Polychrome Sync, GIGABYTE RGB FUSION 2.0 и MSI Mystic Light Sync. Есть у MasterCase H500P и отдельный аналоговый контроллер управления подсветкой.
Две 200-мм вертушки работают на постоянной частоте 800 об/мин — это, пожалуй, самые тихие элементы в системе. 140-мм «карлсон», установленный на задней стенке, работает с частотой 1200 об/мин, он не имеет подсветки. Корпус — просторный, основной отсек лишен корзины для жестких дисков (она спрятана в нижней части, где располагается блок питания). В результате устройством поддерживается установка E-ATX-матплат, видеокарт длиной до 412 мм и процессорных кулеров высотой до 190 мм. Видеокарту можно расположить и в вертикальном положении. Боковая панель MasterCase H500P Mesh White ARGB выполнена из закаленного стекла, верхняя часть — тоже. Место установки блока питания скрыто металлической шторкой. Само посадочное место поддерживает устройства длиной до 220 мм. Передняя и верхняя панели поддерживают установку радиаторов СЖО длиной 360 мм.
На мой взгляд, у нас получилась весьма интересная и симпатичная сборка.
Для тестирования компания Samsung предоставила нам монитор C32G75TQSI . Эта модель относится к новой серии игровых мониторов Odyssey, в частности, в данном обзоре — модель Odyssey G7. Устройство обладает изогнутым 31,5-дюйм QLED-дисплеем с откликом в 1 мс (от серого к серому) и частотой вертикальной развертки в 240 Гц. Разрешение экрана составляет 2560 × 1440 точек, а радиус кривизны — 1000R. Хорошие у Odyssey G7 и максимальная яркость с контрастностью: 600 кд/м2 и 2500:1. Наконец, монитор поддерживает технологию G-SYNC от NVIDIA и HDR600 — то есть устройство предназначено не только для игр, но для потребления контента вообще.
Производитель заявляет, что радиус кривизны с собственным обозначением 1000R (чем меньше это значение, тем больше кривизна экрана) «заполняет ваше периферийное зрение и позволяет видеть мельчайшие детали облика и действий героя на экране», но я буду честен с вами. Когда играешь в такие проекты, как «Дота» и VALORANT, ты полностью погружен в игровой процесс — в такие моменты какого-либо эффекта от вогнутого дисплея лично я (и это ключевой момент) не ощущаю. Некогда ощущать. Посмотрите, как близко садятся к экрану некоторые проигроки. Так близко, что рука с мышью оказывается за монитором.
В других моментах, например при просмотре фильмов, кривизна 1000R очень даже ощущается — все же перед нами монитор, а не телевизор, и он достаточно близко расположен перед лицом — намного ближе, чем телевизор.
Монитор получил большую эргономичную подставку — у нее есть держатель для гарнитуры. Сзади расположена светящаяся полусфера, которая поддерживает пять цветовых режимов.
Сборка, которую я описал ранее, отлично подходит для любых игр — в том числе и в разрешении WQHD. Как раз такое разрешение поддерживает Odyssey G7.
Думаю, очевидно, что подбор монитора и периферии является занятием сугубо индивидуальным. Все мы — разные, а потому предъявляем разные требования к мыши, гарнитуре и клавиатуре. Например, присланная мышь Cooler Master MM710 для меня оказалась слишком легкой — ее масса составляет всего 53 грамма. Это хорошая мышь, но она подойдет тем, кто не любит ощущение чего-то тяжелого в руке.
Корпус MM710 выполнен в интересном дизайне — как будто ты сам распечатал его на 3D-принтере. Внутри манипулятора стоит сенсор PixArt PMW3389, позволяющий переключаться между семью режимами чувствительности: от 400 до 16000 dpi. Нажатие на клики осуществляются с массой 50 г, в конструкции используются свичи Omron с ресурсом в 20 миллионов нажатий. Всего же MM710 имеет шесть активных кнопок.
А вот MK850 очень даже приглянулась — клавиатура оказалась большой и тяжелой. Производитель утверждает, что устройство отлично подходит как для жанра MOBA, так и для FPS. Корпус «клавы» выполнен из алюминия, но кнопки и некоторые элементы декора сделаны из пластика. В качестве переключателей используются Cherry MX Red. Их срок службы составляет примерно 50 миллионов нажатий, общая длина хода составляет 4 мм, а точка активации происходит при усилии в 45 г и ходе 2 мм. При этом для повторного нажатия этим линейным переключателям не надо возвращаться в исходное положение. Следовательно, геймерам, которым постоянно и быстро требуется нажимать одни и те же кнопки, MK850 понравится. А еще Cherry MX Red работают относительно бесшумно.
В комплекте с клавиатурой идет большая и тяжелая, но мягкая и приятная на ощупь подставка под запястье. Все кнопки оснащены независимой RGB-подсветкой — пользователю доступно 17 режимов работы.
Вместе с MK850 ребята из Cooler Master положили… знаете, MP750-XL тяжело назвать ковриком. Это настоящий коврище размером 940 × 380 мм! Из особенностей аксессуара отмечу наличие у него RGB-подсветки — для ее активации необходимо подключить коврик к компьютеру при помощи идущего в комплекте USB-кабеля.
Что касается гарнитуры MH630, то устройство показалось мне удобным. Корпус устройства выполнен из пластика, а амбушюры сделаны из вспененного материала, покрытого мягкой тканью. В результате масса гарнитуры не превышает 300 г. Конструкция у MH630 — разборная и подвижная: микрофон и полутораметровый шнур с 3,5-мм джеком отстегиваются. Так удобнее носить гарнитуру с собой. В комплекте идет кабель-разветвитель длиной 30 см, оснащенный парой 3,5-мм коннекторов.
Каждая чашка в MH630 снабжена 50-мм динамиком с неодимовыми магнитами. Микрофон же оснащен шумодавом. К качеству звучания и передаче голоса у меня претензий не возникло.
В заключение осталось поделиться с вами результатами тестирования собранной системы. Для большей наглядности я решил испытать компьютер в двух режимах. Сначала — в режиме по умолчанию, где только активировался XMP-профиль оперативной памяти. Затем — после разгона процессора, видеокарты и настройки таймингов ОЗУ. Так, у Core i7-10700K был отключен Hyper-Threading — в первой части статьи мы выяснили, что для многомногоядерных чипов в этом есть толк. Затем все ядра были разогнаны до 5,1 ГГц — в нашем случае хватило прибавки напряжения всего на 0,1 В в режиме Offset. Правда, для приложений, использующих AVX-инструкции, я оставил номинальную частоту в 4,7 ГГц.
У оперативной памяти были настроены тайминги. Основная формула задержек выглядит как 16-16-16-28. Вторичные и третичные тайминги также были уменьшены. Подробно о настройке комплекта Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18 вы можете прочитать в статье «Какая оперативная память необходима игровому компьютеру в 2020 году (и в 2021-м — тоже)».
Напоследок была разогнана видеокарта MSI GeForce RTX 2080 SUPER GAMING X TRIO: до 1960 МГц по чипу в Boost-режиме и до 18 000 Мбит/с на контакт по памяти.
Результаты тестирования приведены в таблице ниже, и они получились весьма любопытными. Мы видим, что в одних играх прибавки FPS, считай, и нет — например, в Dota 2 и CS: GO. А в других приложениях система стала заметно быстрее. В VALORANT и Fortnite минимальный фреймрейт увеличился на 18 и 15 %, а в Rainbow 6 — сразу на 23 %.
Стоило так заморачиваться с системой или нет — решать вам, уважаемые читатели. Я же просто отмечу, что минимальный фреймрейт перевалил за отметку в 240 FPS в шести случаях из одиннадцати.
Сравнение производительности тестовой системы (Core i7-10700K, GeForce RTX 2080 SUPER, DDR4-4400), Full HD, низкое качество графики (режим 1), FPS (больше — лучше) | ||||
Дефолт | Настройка и разгон | |||
AVG | 1 % MIN | AVG | 1 % MIN | |
Dota 2 | 216 | 119 | 224 | 125 |
CS: GO | 623 | 127 | 641 | 138 |
World of Tanks* | 610 | 384 | 618 | 400 |
StarCraft II | 500 | 200 | 564 | 231 |
Overwatch | 299 | 231 | 300 | 249 |
VALORANT | 673 | 419 | 757 | 496 |
Fortnite | 405 | 277 | 451 | 321 |
PUBG** | 216 | 155 | 237 | 166 |
Rainbow 6 | 403 | 280 | 461 | 345 |
DOOM Eternal | 364 | 294 | 389 | 314 |
Battlefield V | 197 | 117 | 200 | 144 |
* Тестирование в World of Tanks проводилось в режиме 2 (среднее качество графики).
** Тестирование в PUBG проводилось в режиме 3 (максимальное качество графики).
Ни один мощный компьютер, никакая клавиатура, мышь и монитор не сделают вас первоклассным киберспортсменом. Все эти атрибуты помогут стать чуточку лучше, только если вы уже хорошо играете в ту или иную онлайн-игру. К чему это я? Да к тому, что крутой компьютер — это не роскошь, а всего лишь «средство передвижения», если несколько переиначить всем известную поговорку.
Мы видим, что онлайн-игры не имеют высоких системных требований. Грубо говоря, для получения удовольствия от PUBG, Overwatch, StarCraft II достаточно весьма средненькой сборки с маломощной видеокартой, 8 Гбайт ОЗУ и 4-поточным центральным процессором. Но если хочется выжать из своего монитора с высокой частотой развертки максимум, то придется вложиться в покупку шестиядерного чипа Core последних трех поколений (и лучше — с возможностью разгона), высокочастотной памяти с настройкой основных таймингов и видеокарты хотя бы уровня GeForce GTX 1660 SUPER.
Выражаем благодарность российским представителям компаний Cooler Master, MSI и Samsung, а также компьютерному магазину «Регард» за предоставленное для тестирования оборудование.