Выпуск одновременно двух камер, рассчитанных на немного разную публику, – не новый ход: так, в частности, поступила в свое время компания Nikon, представив на рынке свои первые полнокадровые беззеркалки Z7 и Z6. Canon тогда сделала иначе: вначале была представлена старшая модель EOS R, и только в следующем году – ее «младшая сестра» EOS RP. В этот же раз производитель решил ничего не придерживать до лучших времен и дать возможность фотографам выбрать тот инструмент, который наиболее соответствует их задачам (и, разумеется, бюджету). Основное различие между новыми моделями, как это часто бывает, – разрешение сенсора. У EOS R5 оно составляет 45 миллионов пикселей, у EOS R6 – 20,1 миллиона пикселей. Остальные различия же – скорее «косметические»: размер и разрешение экрана, разрешение видоискателя, типы используемых карт – то, что для большинства фотографов, пожалуй, все-таки не играет критической роли и за что мало кто готов заплатить в полтора раза большую цену. Заплатить за разрешение и дополнительные возможности для видеографов (да, у EOS R5 они намного более обширны), однако, многие готовы. И тут уже речь идет о несколько разном позиционировании камер. EOS R6 с ее меньшим разрешением будет интересна скорее репортажным фотографам; тем же, кто нацелен на рекламную съемку, выставочную деятельность или, например, пейзажный жанр, 45-мегапиксельный сенсор EOS R5 будет критически важен.
⇡#Основные особенности. Отличия от предыдущего поколения
В Canon EOS R6 используется полнокадровая 20-мегапиксельная CMOS-матрица. По современным меркам разрешение, в общем-то, небольшое, и если в случае с профессиональным репортажным аппаратом оно видится вполне оправданным – там все поставлено в первую очередь на скорость работы, – то для R6 такое решение кажется чуть спорным. У ближайших конкурентов – Nikon Z6 II или Sony a7 III – разрешение не в разы, но больше, что по умолчанию может несколько снизить привлекательность EOS R6 в глазах потенциального покупателя – все-таки мнимая сверхценность мегапикселей прочно засела в головах. Насколько же в реальности будет заметна эта разница – большой вопрос. Все относительно: лет 10 назад 20 мегапикселей произвели бы «вау-эффект», сейчас же уже тянет поворчать «маловато будет». Но в конечном счете зритель смотрит на снимок, а не считает мегапиксели, не так ли?
У не слишком высокого разрешения матрицы есть не только минусы (меньшая детализация, меньшие возможности для кадрирования изображений), но и плюсы – при прочих равных такой сенсор выдает меньше шумов, а значит, позволяет использовать более высокие значения ISO. Верхнее значение светочувствительности EOS R6 – 102 400 ISO с возможностью расширения до 204 800 ISO, в то время как у Canon EOS R5 верхнее значение – 51 200 ISO с возможностью расширения до 102 400 ISO. К сожалению, сделать сравнительный тест двух этих моделей возможности не представилось, но логично предположить, что младшая модель проявляет себя несколько лучше при съемке в слабом свете.
Сенсор работает в паре с процессором DIGIC X, который также используется в EOS-1D X Mark III.
Из впечатляющих обновлений в рамках линейки в первую очередь хочется отметить появление системы внутренней стабилизации изображения. В моделях EOS R и EOS RP ее не было — в плане стабилизации можно было полагаться только на оптику. В новых же моделях электроника оптики и электроника камеры слаженно работают вместе, постоянно обмениваясь данными: объектив с системой стабилизации получает информацию от датчиков движения и гироскопов в камере, а внутренняя система получает информацию от датчиков объектива. Производитель утверждает, что такая система способна обеспечить коррекцию выдержки аж в 8 ступеней. Точная величина коррекции зависит от объектива — Canon приводит список моделей, которые позволяют получить максимальный эффект от стабилизации. При работе с телеобъективами прирост будет чуть меньше — например, с RF 100-500mm F4.5-7.1L IS USM он составляет 6 ступеней, а не 8, – но, согласитесь, это тоже звучит впечатляюще. То, как себя ведет система стабилизации на практике, мы разберем в соответствующем разделе. Надо, кстати, отметить, что и здесь разрешение в 20 мегапикселей будет скорее играть на руку пользователям Canon EOS R6: при большом разрешении любой микросмаз на снимке заметнее.
Разумеется, изменения коснулись и системы автофокусировки – все передовые разработки в плане распознавания и отслеживания объектов производитель вложил в новую модель, причем, по утверждению Canon, отслеживание может быть даже лучше, чем у EOS-1D X Mark III, в которой используются аналогичные алгоритмы. Как и в предыдущем поколении серии, в Canon EOS R6 за автофокусировку отвечает фирменная система Dual Pixel CMOS AF, но если у EOS R покрытие датчика составляло 88% по горизонтали и 100% по вертикали, то у EOS R6 точки фокусировки покрывают весь кадр (при автоматическом выборе точки фокусировки). Количество положений области фокусировки при автоматическом выборе точки АФ –1053 (для сравнения: у ближайшего конкурента Nikon Z6 II – 273).
По сравнению с предыдущим поколением увеличилась и скорость серийной съемки: в режиме механического затвора EOS R6 может снимать со скоростью до 12 кадров в секунду с непрерывной автофокусировкой, а в режиме электронного затвора скорость увеличивается до 20 кадров в секунду.
Об изменениях в эргономике мы подробно поговорим в следующем разделе, но хочется сразу отметить главное – в Canon EOS R6 есть два слота для карт памяти.
Любителям видеосъемки EOS R6 тоже есть что предложить: характеристики не такие солидные, как у старшей EOS R5, но это логично – неспроста же эти камеры существенно различаются в цене. При этом EOS R6 способна снимать видео в 4K 60p из полнокадровой области (если быть совсем точной – практически полнокадровой: имеется обрезка чуть более 3% с обеих сторон кадра, что дает 1,07x кроп). Механизмы отслеживания и распознавания объектов также доступны в режиме видео. Помимо этого, доступен фокус-пикинг и функция «зебра». Максимальная продолжительность видеороликов стандартна — 29 минут 59 секунд.
Canon EOS R6 | Canon EOS R5 | Canon EOS R | Nikon Z6 II | Sony a7 III | |
Сенсор изображения | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) |
Эффективное разрешение сенсора | 20,1 мегапикселя | 45 мегапикселей | 30,3 мегапикселя | 24,5 мегапикселя | 24 мегапикселя |
Стабилизатор изображения | 5-осевой, синхронизация со стабилизатором в объективе | 5-осевой, синхронизация со стабилизатором в объективе | Нет | 5-осевой | 5-осевой |
Байонет | Canon RF | Canon RF | Canon RF | Z Nikon | Sony E |
Формат фото | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW, C-Raw, HEIF | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW, C-Raw, HEIF , Dual Pixel RAW | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW, Dual Pixel RAW, C-Raw | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF) | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW) |
Формат видео | MP4 | MP4 | MP4 | MP4 | XAVC S, AVCHD 2.0, MP4 |
Размер кадра | До 5472 × 3648 | До 8192 × 5464 | До 6720 × 4480 | До 6048 × 4024 | До 6000 × 4000 |
Разрешение видео | До 3840 × 2160, 60p | До 8192 × 4320, 30p | До 3840 × 2160, 30p | До 3840 × 2160, 30p | До 3840 × 2160, 30p |
Чувствительность | ISO 100–102 400 с возможностью расширения до ISO 50 и 204 800 | ISO 100–51 200 с возможностью расширения до ISO 50 и 102400 | ISO 100–40000 с возможностью расширения до ISO 50, 51200 и 102400 | ISO 100–51 200 с возможностью расширения до 50–204 800 | ISO 100–51200 с возможностью расширения до 50, 102400 и 204800 |
Затвор | Механический затвор: 1/8000 – 30 с; длительная (Bulb); бесшумный режим |
Механический затвор: 1/8000 – 30 с; длительная (Bulb); бесшумный режим |
Механический затвор: 1/8000 – 30 с; длительная (Bulb); бесшумный режим |
Механический затвор: 1/8000 – 30 с; длительная (Bulb); бесшумный режим |
Механический затвор: 1/8000 – 30 с; длительная (Bulb); бесшумный режим |
Скорость серийной съемки | До 12 кадров в секунду с механическим затвором, до 20 кадров в секунду с электронным затвором | До 12 кадров в секунду с механическим затвором, до 20 кадров в секунду с электронным затвором | До 8 кадров в секунду в обычном режиме, до 5 кадров в секунду со следящей фокусировкой | До 14 кадров в секунду с механическим затвором | До 10 кадров в секунду с механическим затвором |
Автофокус | Dual Pixel CMOS AF с покрытием до 100% датчика по горизонтали и до 100% по вертикали; 1053 доступных области фокусировки | Dual Pixel CMOS AF с покрытием до 100% датчика по горизонтали и до 100% по вертикали; 1053 доступных области фокусировки | Dual Pixel CMOS AF с покрытием до 88% датчика по горизонтали и до 100% по вертикали | Гибридный (контрастный + фазовый), 273 точки | Гибридный (контрастный + фазовый), 693 точки |
Экспозамер, режимы работы | TTL-замер в 384 зонах: оценочный, частичный, центровзвешенный, точечный | TTL-замер в 384 зонах: оценочный, частичный, центровзвешенный, точечный | TTL-замер в 384 зонах: оценочный, частичный, центровзвешенный, точечный | TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам | Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области |
Экспокоррекция | ± 3,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 ступени | ± 3,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 ступени | ± 3,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 ступени | ± 5,0 EV с шагом 1, 1/3 или 1/2 EV | ± 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV |
Встроенная вспышка | Нет, X-синхронизация 1/200 с | Нет, X-синхронизация 1/200 с | Нет, X-синхронизация 1/200 с | Нет, X-синхронизация 1/200 с |
Нет, X-синхронизация 1/250 с |
Автоспуск | 2/10 с | 2/10 с | 2/10 с | 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с | 2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров) |
Карта памяти | Два слота для SD/SDHC/SDXC типа UHS II | Два слота: один для CFexpress, второй для SD/SDHC/SDXC типа UHS II | Слот для SD/SDHC/SDXC типа UHS II | Два слота: один для XQD/CFExpress, второй для SD/SDHC/SDXC типа UHS II | Два слота, один совместим с картами Memory Stick (PRO, Pro Duo) и SD/SDHC/SDXC типа UHS I/II, второй только для SD |
Дисплей | Сенсорный поворотный ЖК, 3 дюйма, 1,62 млн точек | Сенсорный поворотный ЖК, 3,2 дюйма, 2,1 млн точек; дополнительный монохромный дисплей | Сенсорный поворотный ЖК, 3,2 дюйма, 2,1 млн точек; дополнительный монохромный дисплей | Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн точек | Сенсорный наклонный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 0,92 млн точек |
Видоискатель | Электронный (OLED, 3,69 млн точек) | Электронный (OLED, 5,76 млн точек) | Электронный (OLED, 3,69 млн точек) | Электронный (OLED, 3,69 млн точек) | Электронный (OLED, 2,36 млн. точек) |
Интерфейсы | microHDMI, USB 3.1 (USB Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ | microHDMI, USB 3.1 (USB Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ | microHDMI, USB 3.1 (USB Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ | microHDMI, USB 3.2 (USB Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ | USB Type-C (USB 3.0), microUSB, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, microHDMI тип D |
Беспроводные модули | Wi-Fi, Bluetooth | Wi-Fi, Bluetooth | Wi-Fi, Bluetooth | Wi-Fi, Bluetooth | Wi-Fi, NFC, Bluetooth |
Питание | Литий-ионный аккумулятор LP-E6NH емкостью 15,34 Вт·ч (2130 мА·ч, 7,2 В) | Литий-ионный аккумулятор LP-E6NH емкостью 15,34 Вт·ч (2130 мА·ч, 7,2 В) | Литий-ионный аккумулятор LP-E6N емкостью 14 Вт·ч (1865 мА·ч, 7,2 В) | Литий-ионный аккумулятор EN-EL15b, 16,42 Вт·ч (2280 мА·ч, 7 В) | Литий-ионный аккумулятор NP-FZ100, 16,4 Вт·ч (2280 мА·ч, 7,2 В) |
Габариты | 138,4 × 97,5 × 88,4 мм | 138,5 × 97,5 × 88 мм | 135,8 × 98,3 × 84,4 мм | 134 × 101 × 70 мм | 126,9 × 95,6 × 73,7 мм |
Масса | 680 граммов (вкл. батарею и карту памяти) | 738 граммов (вкл. батарею и карту памяти) | 660 граммов (вкл. батарею и карту памяти) | 705 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 650 граммов (с аккумулятором и картой памяти) |
Актуальная цена | 203 900 рублей за версию без объектива (body), 234 990 рублей за версию с объективом (kit) | 325 000 рублей за версию без объектива (body) | 123 850 рублей за версию без объектива (body), 176 990 рублей за версию с объективом (kit) | 169 990 рублей за версию без объектива (body) с адаптером FTZ, 229 900 рублей за версию с объективом (kit) и адаптером FTZ | 156 639 рублей за версию без объектива (body), 199 990 рублей за версию с объективом (kit) |
Canon EOS R6 – легкая и небольшая камера. Ее габариты – 138,4 × 97,5 × 88,4 мм, вес с батареей и картой памяти – 680 граммов. В сочетании с комплектным объективом Canon RF 24—105mm f/4L IS USM вес получается вполне ощутимым, но все еще комфортным, особенно при сравнении с конкурирующими зеркалками. Камера снабжена защитой от атмосферных воздействий, что важно для фотографов, которые часто снимают в непредсказуемых погодных условиях.
Внешне в общих чертах камера напоминает своих предшественниц – EOS R и EOS RP, но отличия в эргономике есть. Мы не видим здесь, например, характерного для первого поколения полнокадровых беззеркалок Canon органа управления – тачпада на задней панели, который дебютировал на модели EOS R. На старшей, EOS R5, его тоже нет – видимо, новаторский ход «не зашел» пользователям. Вместо этого мы видим более классическую, «зеркальную» модель управления с помощью трех колес, что позволяет иметь под рукой доступ ко всем настройкам экспозиции. Это удобно, в частности при съемке в режиме Fv, который представляет собой хорошо знакомый программный режим, в котором выдержка, диафрагма и ISO устанавливаются камерой автоматически, но имеется опция трансформации в режим Av или Tv по выбору пользователя: возможна ручная установка одного или нескольких параметров при автоматической регулировке остальных. Стоит упомянуть, что еще один орган управления находится непосредственно на объективе – это специальное кольцо, на которое пользователь может назначить удобную функцию (или разные функции в зависимости от режимов съемки). В отличие от EOS R5, EOS R6 лишена верхнего монохромного дисплея, на котором отображаются текущие настройки.
На левой грани располагается ряд портов для подключения камеры к внешним устройствам. Здесь мы видим три отдельных отсека, каждый из которых находится под своей прорезиненной крышкой. Внутри них: разъемы для подключения внешнего микрофона, наушников, пульта дистанционного управления, USB Type-C и HDMI – все то же самое, что на EOS R, но конфигурация немного поменялась.
На правой грани расположены слоты для карт памяти. Признаюсь, наличие всего одного слота в предыдущем поколении линейки было для меня одним из главных минусов и одной из главных причин, почему я бы, скажем, не стала приобретать Canon EOS R в качестве основного рабочего инструмента: на ответственных съемках возможность параллельной записи на две карты дорогого стоит. Теперь проблема решена. Оба слота поддерживают карты SD/SDHC/SDXC типа UHS II.
На верхней панели расположены диск включения/выключения камеры, горячий башмак, селекторное колесо, отвечающее за выбор режима съемки, кнопка записи видео, многофункциональная клавиша M-Fn, кнопка спуска затвора, кнопка блокировки управления и два колеса для смены настроек.
На задней панели находятся кнопки оценки, вызова меню, видоискатель и ЖК-экран, джойстик, кнопка включения автофокуса, кнопка фиксации экспозиции, кнопка выбора зоны автофокуса, кнопка увеличения/уменьшения, кнопка информации, кнопка вызова быстрого меню, диск быстрого управления с кнопкой установки настроек по центру, кнопки воспроизведения и удаления файлов.
Снизу расположено штативное гнездо и батарейный отсек. Располагаются они на значительном удалении друг от друга, что дает возможность менять батарею, не снимая камеру со штатива.
Спереди – байонет, кнопка высвобождения объектива, лампа подсветки автофокуса. Напомню, что для своих полнокадровых беззеркалок Canon разработала новый байонет — RF. как и байонет EF, который использовался в зеркальных камерах, RF имеет тот же диаметр 54 мм, однако отличается укороченным до 20 мм (по сравнению с 44 мм у EF) рабочим отрезком и увеличенным количеством контактов – с 8 до 12. На момент написания обзора в семействе RF доступны 16 объективов. Также на байонете RF при помощи адаптера можно устанавливать оптику серии EF и EF-S.
Практически все органы управления Canon EOS R6 – настраиваемые, пользователь может полностью адаптировать камеру под себя таким образом, что не придется часто обращаться к главному меню. Причем настраиваются органы управления отдельно для режимов фото и видео, что, безусловно, очень удобно.
Дисплей и видоискатель у Canon EOS R6 не так хороши, как у старшей, EOS R5, но это ожидаемо: производителю надо по максимуму развести две модели, чтобы они не слишком конкурировали между собой. Несмотря на это, для своего класса EOS R6 демонстрирует достойные характеристики, и проблем при визировании у меня не возникало. Разрешение OLED-видоискателя — 3,69 мегапикселя, он обеспечивает 0,76-кратное увеличение. Как и у EOS R5, видоискатель EOS R6 может работать со скоростью 120 или 60 кадров в секунду.
Разрешение экрана — 1,62 мегапикселя, диагональ – 3 дюйма. В основном я визировалась именно по экрану, и меня устраивала четкость и цветопередача. Проблемы могут возникнуть, если снимать на ярком солнце, но мне ни разу не повезло с такой погодой в ходе теста. Экран поворотный во всех плоскостях, то есть он подходит для фотографирования из любых неудобных позиций – снизу, сверху, сбоку, а также, что немаловажно, для съемки автопортретов или видеоблогов. Когда вы не пользуетесь камерой, экран можно закрыть и, таким образом, не переживать, что он поцарапается в рюкзаке.
Переключение между видоискателем и ЖК-экраном стало более гибким: можно настроить камеру таким образом, что, когда экран повернут в любое положение, датчик глаза не будет срабатывать – логика такова, что если пользователь использует нестандартное положение экрана, то, очевидно, визируется именно с его помощью, и, таким образом, случайные касания видоискателя не будут нарушать съемочный процесс. Также можно включить или выключить показ только что отснятого кадра в видоискателе.
Меню организовано традиционным для Canon горизонтальным способом: здесь есть семь основных разделов, каждый содержит несколько страниц (до девяти). В меню доступно сенсорное управление, что весьма удобно. Несмотря на многоуровневость, интерфейс мне представляется удобным и наглядным – страницы не нужно пролистывать вниз, пункты сгруппированы логично. Разумеется, меню полностью русифицировано.
Как практически в любой современной камере, в EOS R6 есть и быстрое меню, вызываемое кнопкой Q. Справа и слева находятся сами параметры (всего их 10), внизу отображаются возможные настройки текущего параметра, чуть выше – полное название выбранной настройки. К сожалению, быстрое меню не настраивается, то есть пользователь не может добавить в него те функции, которые считает нужными, и убрать лишние, что очень странно. Однако стоит помнить, что в основном меню есть вкладка «Мое меню», которая позволяет при необходимости сгруппировать все наиболее часто используемые настройки в одном месте.
Canon EOS R6 оснащена встроенным Wi-Fi и Bluetooth-соединением с низким энергопотреблением (BLE), которое поддерживает постоянную связь с совместимыми мобильными устройствами. Для связи камеры и устройства используется мобильное приложение Canon Camera Connect. С его помощью можно передавать файлы (при необходимости можно добавлять данные GPS) и выполнять дистанционную съемку с мобильного устройства.
Возможность подключения по Wi-Fi также позволяет управлять камерой дистанционно с помощью программы EOS Utility, которое обеспечивает съемку в режиме Live View и позволяет удаленно просматривать кадры. При помощи приложения также можно настроить автоматическую загрузку изображений в облако image.canon.
Еще одна опция – встроенные FTP и FTPS с использованием встроенного Wi-Fi 2,4 ГГц. FTP можно настроить на камере с сохранением до девяти наборов предустановок для мгновенного соединения. А при оценке фотографии на камере с помощью кнопки RATE метаданные можно передавать вместе с файлами изображений. Эти опции удобны, в частности, для фотографов-репортеров, работающих с информ-агентствами, где важна максимальная оперативность в публикации снимков. Подобный серьезный подход мы встречали уже в профессиональной камере EOS-1D X Mark III — отрадно, что камера иного формата и направленности также получила эти возможности.
Перейдем к практической части обзора. Ко мне на тест камера попала единственным объективом Canon RF 24-105mm F4L IS USM. Это хороший универсальный объектив с постоянной светосилой и стабилизатором изображения, но, конечно, весь потенциал камеры раскроется с более светосильной и «породистой» оптикой.
Съемка в JPEG
Одна из интересных функций Canon EOS R6, унаследованных от старшей EOS-1D X Mark III, — возможность съемки 10-битных файлов HDR как в режиме фото-, так и в режиме видеосъемки (при фотосъемке запись ведется в формате HEIF). Возможность просматривать такие файлы, конечно, пока есть далеко не у всех – для этого понадобятся новейшие мониторы или телевизоры с поддержкой соответствующей функциональности. К сожалению, у меня подобных устройств нет, и ЖК-экран самой камеры не поддерживает данный формат, но зарубежные эксперты говорят об ощутимой разнице с классическими JPEG-файлами в плане большей реалистичности и более глубокой проработки светов и теней. Файлы в формате HEIF можно конвертировать прямо в камере в стандартные файлы JPEG. Их также можно снимать вместе со стандартными файлами Raw и C-Raw. Сама по себе технология интересная и, скорее всего, в будущем станет более актуальной и востребованной.
Еще одно фирменное новшество — расширенный динамический диапазон. Усовершенствованные технологии автокоррекции яркости Auto Lighting Optimizer (ALO) и приоритета светов (D+) позволяют фотографам записывать файлы JPEG и HEIF с расширенным динамическим диапазоном.
В целом съемка в формате JPEG оставила очень приятные впечатления. Фото выглядят естественно, цветопередача корректная, динамический диапазон весьма хорош:
Говоря о детализации, необходимо понимать, что камера с двадцатимегапиксельной матрицей, разумеется, не даст того же уровня проработки, как камеры, разрешение которых в два или три раза выше. Однако для своего класса EOS R6 демонстрирует достойные результаты – снимки резкие, фактуры проработаны.
В камере есть стандартные профили изображения — портрет, пейзаж, монохром и другие (каждый настраивается по контрастности, четкости и прочим параметрам), а также три дополнительных авторских профиля. Помимо этого, доступна съемка HDR с различными эффектами и мультиэкспозиция (возможно объединение до девяти изображений по различным алгоритмам). Все эти опции не новы для камер Canon, поэтому не будем особенно подробно на них останавливаться. Каких-либо творческих фильтров производитель добавлять в свою камеру не стал, что можно трактовать как позиционирование Canon EOS R6 в качестве аппарата для достаточно серьезной работы. Хотя, на мой взгляд, такое дополнение было бы не лишним.
Съемка в RAW, динамический диапазон
Формат RAW, безусловно, дает более полное представление о потенциале камеры, и именно его предпочитают профессиональные фотографы, поэтому рассмотрим несколько примеров обработки кадров, снятых в этом формате. В Canon EOS R6 доступна съемка в форматах RAW и C-RAW. Файлы C-RAW весят примерно на 40% меньше, заметной глазу разницы, как мне кажется, нет. Опция корректировки RAW есть в меню камеры, итоговый файл можно записать также в формате JPEG или HEIF. Настроек для обработки достаточно, чтобы оперативно привести кадр в более презентабельный вид – настроить баланс белого, поправить яркость, искажения объектива и т. п. Для более глубокой работы стоит пользоваться специализированными программами.
Снимки для обзора я редактировала в программе Adobe Camera Raw. В качестве примеров я выбрала несколько контрастных сцен. Цель обработки — привести фото в баланс, лучше проявить света и высветлить тени.
Пример ниже демонстрирует, что в сложных условиях выгоднее изначально экспонировать кадр по самым светлым областям – это позволит при обработке сохранить максимум деталей.
Общее впечатление – камера держится на достойном уровне, есть неплохой запас и в светах, и в тенях. Сильное осветление теней приводит к появлению заметного шума, но нельзя сказать, что качество фото от этого радикально снижается.
⇡#Автофокус, серийная съемка и буфер
Недавний тест фотокамеры EOS-1D X Mark III продемонстрировал, что Canon действительно серьезно поработала над совершенствованием системы автофокуса, причем в первую очередь — для режима Live View, единственно актуального для беззеркальных моделей. И хотя Canon EOS R6 – камера не такого высокого ранга и не нацелена на узкопрофильные задачи, такие как спортивная съемка, мы можем ожидать увидеть здесь столь же серьезные результаты. Камера получила тот же процессор, что и EOS-1D X Mark III, с теми же алгоритмами работы, которые включают в себя систему распознавания объектов, сформированную с помощью машинного обучения. Благодаря этому камера способна распознавать фигуры, лица, глаза не только людей, но и животных. Система отслеживания позволяет камере оставаться сфокусированной, даже когда объект (человек или животное) отворачивается от камеры. Для дополнительного увеличения скорости и точности автофокусировки фотограф может задать в настройках камеры приоритет людей или животных. Можно выбрать пункт «без приоритета» — в таком случае при наличии в кадре объектов разных типов камера сама определит, на ком сфокусироваться. Приоритет конкретных лиц задать нельзя – такая опция уже существует на рынке фототехники, но Canon пока ее не внедряет.
То, как быстро и точно EOS R6 находит и распознает объект, действительно впечатляет. Скажем, если установить в камере «приоритет животных», то при съемке комнаты общим планом система автофокуса моментально распознает небольшую фигуру кота. При приближении она начинает распознавать глаза и удерживать фокус на них, причем даже тогда, когда глаза закрыты. Нельзя сказать, что промашек вообще не бывает, – несколько раз фокус в итоге оказывался немного не на том месте, хотя в процессе камера верно определяла глаза. Но подавляющее большинство ситуаций отрабатывает корректно, и я считаю результат отличным. Съемка людей также не вызывает проблем – даже при сложном и недостаточном освещении камера очень быстро обнаруживает лицо/глаза и уверенно удерживает их в фокусе.
В Canon EOS R6 используется фирменная система Dual Pixel CMOS AF II, суть которой в том, что каждый пиксель состоит из левого и правого субпикселя. Разница между тем, что «видят» две половины пикселя, позволяет камере выполнять автофокусировку с «определением фазы».
При съемке объектов в движении пользователь может выбрать наиболее подходящий сюжету сценарий, описывающий движение объекта.
Каждый сценарий можно настроить по шкале «чувствительность слежения» и «ускорение/замедление слежения». Это может быть актуально для фотографов, снимающих определенный вид спорта. Я в большинстве случаев пользовалась универсальной установкой, и она не подводила. При съемке тестовой сцены с бегущим на камеру человеком я использовала опцию Face AF + Tracking, которая, как следует из названия, фокусируется на лицах и пытается отслеживать объект, который движется по кадру. Камера держит человека в фокусе на протяжении всей пробежки, но на некоторых кадрах резкость уходит с глаз – это заметно на относительно крупных планах. Впрочем, спустя два-три кадра снимки снова сфокусированы полностью корректно.
В камере доступны восемь различных режимов выбора зоны автофокусировки. При выборе одноточечной автофокусировки (размер рамки автофокусировки можно изменить) доступно 6072 (фото) или 4968 (видео) положений автофокусировки – впечатляющие показатели. Если пользователь доверяет камере автоматический выбор области фокусировки с функцией распознавания лиц (людей либо животных), то выбор идет из 1053 доступных областей.
EOS R6 предлагает пользователю три варианта серийной съемки: низкоскоростную, высокоскоростную и высокоскоростную+. В последнем случае (режим H+) камера снимает со скоростью 12 кадров в секунду с механическим затвором. В режиме H съемка ведется со скоростью 8 кадров в секунду. С использованием электронного затвора скорость съемки достигает 20 кадров в секунду во всех режимах непрерывной съемки, но надо быть готовым к тому, что из-за особенностей его работы быстро движущиеся объекты могут быть искажены, а также могут появиться характерные полосы при съемке с искусственным светом.
Что касается объема буфера, то здесь сравнительно небольшое разрешение матрицы играет на руку любителям серийной съемки. С быстрой картой UHS-II возможно получить серию приблизительно из 1000 кадров в форматах JPEG, HEIF или C-Raw. В формате RAW — около 240 кадров, в формате RAW + JPEG максимального качества — порядка 140. Замеры проводились с использованием механического затвора.
Как я уже говорила в начале, появление стабилизатора – одно из ключевых обновлений в рамках семейства EOS R и, безусловно, серьезный аргумент в пользу новой модели. Тем более производитель обещает действительно мощный результат.
Canon EOS R6 предлагает систему внутренней стабилизации изображения по пяти осям (также известной как IBIS), которая компенсирует сотрясение камеры при съемке с любым объективом. Больше всего, безусловно, выигрывают фотографы, имеющие в своем распоряжении оптику RF с собственным стабилизатором: в этом случае системы стабилизации изображения камеры и объектива объединяются, совместно компенсируя дрожание камеры. Таким образом можно получить выигрыш в целых восемь ступеней выдержки. Производитель заявляет, что снимать с рук можно при выдержке до четырех секунд — звучит заманчиво, но не очень правдоподобно. Поэтому поспешим проверить на практике, как обстоят дела.
Разумеется, следует делать скидку на индивидуальные особенности: у иных фотографов руки могут быть крепче, а опыта подобных съемок – больше, поэтому результаты будут отличаться. Лучшее, что вышло у меня в ходе довольно многочисленных попыток, – вот этот кадр:
Фото сделано на фокусном расстоянии 85 мм, выдержка составила 1/10 секунды. Если исходить из стандартной формулы 1/фокусное расстояние, в данном случае выдержка для съемки с рук должна быть максимум 1/80, мы же имеем очевидный прирост. Сказать, что резкость идеальна, как при съемке со штатива, здесь нельзя (стоит делать скидку также на ISO 8000, которое «съедает» детализацию), но и очевидной «шевеленки» тоже нет – хороший результат!
А здесь я еще удлинила выдержку, и она составляет 1/5 сек. Резкость едва уловимо хуже, но в целом качество все еще вполне приличное, и, скажем, в уменьшенном формате проблемы с качеством вовсе могут не обратить на себя внимания:
На более длинных выдержках у меня уже не получались качественные снимки даже на минимальном доступном фокусном расстоянии 24 мм. Боюсь, что заявленные четыре секунды подразумевают все-таки некие идеальные условия и пусть не штатив, но какую-то опору под руками фотографа.
В целом стабилизатор отлично выручает, когда хочется погулять налегке и поснимать для души, скажем, виды вечернего города. Я не рискую ставить экстремально длинные выдержки, но могу смело удлинять их в 3 раза по сравнению с обычным значением и получать совсем небольшой процент брака. Выигрыш по ISO и прирост качества получается значительным.
Еще одно достоинство камер с меньшим разрешением матрицы – возможность снимать на более высоких значениях ISO с сохранением достойного качества картинки. Разумеется, все относительно, и разные камеры ведут себя по-разному. Но наличие столь обширного диапазона светочувствительности – до ISO 102 400 с возможностью дополнительного расширения до ISO 204 800 — внушает надежды, что Canon EOS R6 справится с большинством сложных ситуаций.
Хочется также отметить систему настройки автоматического значения ISO – она исполнена очень продуманно и гибко. Пользователь может указать верхний и нижний пределы ISO и установить порог выдержки, при котором камера будет увеличивать чувствительность. Этот порог может быть фиксированным (например, выдержка 1/20) либо автоматическим, который учитывает выдержку, связанную с текущим фокусным расстоянием. По умолчанию настройка «авто» использует выдержку исходя из формулы «1/фокусное расстояние», но пользователь может внести коррективы, указав выдержку длиннее или короче (например, при фокусном расстоянии 100 мм выдержка может быть и 1/60 секунды, и 1/250).
Для начала давайте посмотрим несколько примеров «из жизни», а затем перейдем к тестовой сцене. При съемке в JPEG на всех фото применялся стандартный уровень шумоподавления.
Первый снимок сделан на значении ISO 1250. И в JPEG, и в RAW качество отличное, детализация на высоком уровне. При сильном приближении можно заметить легкий шум в тенях в RAW, но он не критичен.
На ISO 2500 картина примерно та же. Встроенный шумодав поработал деликатно.
Следующее фото сделано на ISO 4000. На данном сюжете — с большой областью однородного неба — шумы уже заметны, особенно в RAW-формате. Но качество в целом неплохое.
А вот этот сюжет снят на ISO 8000, и он смотрится очень хорошо – здесь шум не мешает, а органично сливается с текстурой льда.
И снова пейзаж в сумерках с небом в кадре. ISO 12800. В RAW отчетливо виден шум, в JPEG он благополучно нивелирован, но вместе с ним стерлись и мелкие детали. Снимок немного «мыльный», но при должной обработке будет смотреться весьма неплохо, особенно если использовать его для публикации в интернете уменьшенным форматом.
Портрет, снятый на том же значении ISO, смотрится вполне достойно:
И наконец, фото, сделанное на ISO 16000. Все по-прежнему неплохо. Шумы не сильно портят общую атмосферу кадра, в случае необходимости на таких значениях можно снимать репортаж.
А теперь — тестовые кадры:
Как мы видим, Canon EOS R6 демонстрирует очень достойный результат. Значения ISO вплоть до 25 600 можно назвать рабочими. На более высоких значениях тоже можно снимать – конечно, здесь уже ярко выражены шумы, наблюдаются проблемы с детализацией и цветопередачей, но картинка читается, и это может быть спасением в сложных ситуациях, когда надо сделать фото любой ценой.
При разработке Canon EOS R6 производитель сделал акцент не только на фото-, но и на видеосъемке. Возможности камеры несколько скромнее, чем у старшей R5, что логично, но тем не менее они достаточно обширны.
В EOS R6 доступна съемка в разрешении 4K с частотой до 60 кадров в секунду или с частотой до 120 кадров в секунду при съемке видео в формате Full HD. При съемке видео можно настроить те же параметры, что и при съемке фото: приоритет светлых тонов, баланс белого, шумоподавление при высоких ISO, стили съемки, коррекцию аберраций объектива и прочие. При этом они настраиваются независимо от режима фотосъемки, что очень удобно. Камера также поддерживает интервальную съемку видео 4K и Full HD.
Перейти в режим съемки видео можно моментально из любого режима съемки фото – для этого необходимо нажать кнопку REC – в этом случае настройки экспозиции будут соответствовать программному режиму. Для ручного управления экспозицией необходимо выбрать режим съемки видео на колесе режимов и в меню выбрать ручную регулировку. По умолчанию видео захватывается как 8-битный материал H.264, но теперь EOS R6 поддерживает также кодек H.265.
Видео, как и фото, можно снимать в формате HDR (HDR PQ) – в нем кадры обладают более широким динамическим диапазоном. Запись изображений идет в формате, который соответствует спецификации BT.2100 (PQ) HDR и сжатию H.265, что обеспечивает возможность редактирования в совместимом программном обеспечении. Разумеется, для просмотра подобного ролика, как и в случае с фотоснимками, понадобится специальный телевизор или монитор.
В EOS R6 есть разъемы для микрофона и наушников. Камера предлагает возможность записи сжатого (AAC) или несжатого (Linear PCM) звука.
Также в режиме видеосъемки доступен фокус-пикинг и «зебра». Реализация «зебры» позволяет установить пороговое значение (например, указать яркость уровнем 90% или больше) или значение диапазона (например, 70% ±5%). Ширина диапазона установлена на уровне 5%. Эти два шаблона «зебра» могут отображаться отдельно или одновременно.
Разумеется, все опции автофокуса, такие как распознавание и отслеживание объектов, доступны и при съемке видео. Также работает система стабилизации изображения.
Рассмотрим несколько примеров видеосъемки.
На первом видео можно оценить, как камера отслеживает движения человека.
Скачать ролик в оригинальном качестве (710 Мбайт)
При съемке второго видео на камере был установлен следящий автофокус с приоритетом по животным. Вначале автоматика не сразу распознала животное, «зацепившись» за передний план, пришлось подсказать ей нужный объект с помощью сенсорного экрана. Но после этого посторонние предметы уже не мешали фокусировке – она стабильно удерживалась на коте, при этом камера отмечала его глаза.
Третье видео – съемка в помещении в условиях слабой освещенности. Использован монохромный стиль изображения.
Скачать ролик в оригинальном качестве (1,87 Гбайт)
Canon EOS R6 получила новый аккумулятор - LP-E6NH. По сути это новое поколение предыдущей батареи LP-E6N, но с увеличенной до 2130 мА·ч емкостью. Батареи предыдущего поколения также могут быть использованы в EOS R6.
По стандарту CIPA одного заряда батареи хватает на 380 снимков при съемке через видоискатель и на 510 снимков при съемке через ЖК-экран. Показатели, по собственным ощущениям, уменьшатся примерно на треть (до 250 снимков и 360 снимков для видоискателя и ЖК-дисплея), если перевести камеру в режим более высокой частоты обновления. На практике, конечно, цифры могут отличаться, так как на продолжительность работы батареи влияет масса факторов. Мне в среднем хватало заряда на пару дней прогулок с камерой с учетом того, что снимала я не очень интенсивно.
В комплекте с камерой идет внешнее зарядное устройство. Также доступно питание от USB, что всегда очень удобно.
Для фотографов, которые снимают в высоком темпе — например, на свадьбах, — хорошим подспорьем будет дополнительная вертикальная батарейная ручка BG-R10, которая предоставляет слоты для двух аккумуляторов. При зарядке через USB заряжаться также будут обе батареи в ручке.
Canon EOS R6 — камера, к которой трудно придраться. Все, что можно было отнести к недочетам первого поколения, – например, отсутствие внутрикамерного стабилизатора или единственный слот для карты памяти, – оказалось исправлено, и новый аппарат выглядит весьма универсальным и сбалансированным, причем хорошо подходящим как для фото-, так и для видеосъемки.
Отдельно отмечаю систему автофокуса — механизм распознавания и отслеживания людей и животных реализован на очень высоком уровне. Не хватает разве что возможности задать приоритет конкретного лица, но это довольно специфическая опция, и на практике вопрос легко решается с помощью сенсорного экрана.
Камера демонстрирует хорошие результаты при съемке на высоких ISO, а система внутренней стабилизации изображения, в свою очередь, позволяет снимать с рук на более длинных выдержках, избегая самых верхних значений светочувствительности (конечно, если речь не идет о съемки действительно динамичных сцен при слабом свете). Стабилизатор хорош – может, он не настолько фантастический, как можно подумать, прочитав описание на сайте, но обещанный прирост в восемь стоп выдержки получить совершенно реально даже не натренированному на подобные фокусы человеку.
Разрешение в 20 мегапикселей, конечно, выглядит несколько скромно по современным меркам, но, проведя на Canon EOS R6 несколько съемок в разных жанрах, не могу сказать, что хотя бы раз я страдала от недостатка детализации или ограниченных возможностей кадрирования. При этом я все-таки скорее сторонник идеи «много – не мало». Так или иначе, важность разрешения определяется жанром и стилем, в котором творит фотограф. Для репортажной съемки Canon EOS R6 однозначно хороша, и дополнительный плюс в том, что карты памяти и жесткие диски не будут забиваться с бешеной скоростью — к тому же более легкие файлы быстрее передавать и обрабатывать. В целом же камеру нельзя отнести к какому-то одному узкому сегменту: ей может пользоваться и начинающий фотолюбитель и блогер и профессиональный фотограф (как минимум в качестве второй камеры, хотя я не вижу препятствий использовать ее и как основную). Она вполне хороша как для сценария «навелся и снял», так и для вдумчивой съемки с тонкой настройкой под свои нужды.
Достоинства:
Недостатки: